Как избавиться от вожделения веды

Как победить пороки человека?

Статья «Пороки человека» написана целиком по лекциям Шрилы Прабхупады.

Из нее Вы узнаете:

В ведической традиции передачи знаний существует закон: мы ничего не выдумываем, а говорим только то, что слышали от наших учителей, от предшественников. Благодаря такому методу знание передается от учителя к ученику без искажений. Именно поэтому ведическое знание работает сегодня так же, как и тысячи лет назад, как миллионы лет назад. Оно изначальное и авторитетное.

Основные пороки человечества согласно Ведам

Итак, главными пороками человека согласно «Шримад Бхагаватам» являются:

В 7 Песне, 15 главе, 22 стихе «Шримад Бхагаватам» прямо говорится о том, как избавиться от этих пороков:

«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине».

«Как избавиться от зависти» — статья, которая поможет преодолеть нашу гневливость.

Вроде бы все просто: бери и делай. Но есть нюансы.

Откуда берутся пороки?

Все эти пороки человека (вожделение, гнев, жадность, зависть, страх и т.д.) – это признаки гун страсти и невежества. Если присутствуют все вышеперечисленные пороки человека в сердце, значит, гуны страсти и невежества у нас есть.

Гуны – это энергии материальной природы, которые руководят всем в этом мире, включая наши реакции, желания, поступки.

Есть три гуны материальной природы:

  • благость (под ее влиянием человек умиротворен, спокоен, бесстрашен, счастлив);
  • страсть (человек, на которого влияет энергия страсти, постоянно в хлопотах, в делах и заботах. Быстро вдохновляется на подвиги и так же быстро разочаровывается во всем);
  • невежество (такой человек ленивый, апатичный, постоянно в стрессе или депрессии, склонен к употреблению интоксикантов).

Две последние энергии оттягивают нас от духовности, самосознания, саморазвития, стягивают к животной форме жизни. И только гуна благости дает шанс избавиться от всех пороков, понять свои взаимоотношения с Господом и вернуться домой, в духовный мир.

Детально о гунах материальной природы и о том, как поменять их воздействие на свою жизнь, читайте в 3, 14, 17, 18 главах «Бхагавад-гиты как она есть«. По сути, вся книга рассказывает о том, как выйти из-под влияния гун природы.

Пока у нас есть грязь в сердце – значит, мы еще не достигли уровня гуны благости, которая является трамплином к возвышенной жизни и счастью. Шрила Прабхупада говорил, что если у вас нет гуны страсти и невежества, то, заходя в публичный дом, вы ни о чем не беспокоитесь, и на вас ничто не повлияет. Это означает, что вы свободны от страсти и невежества.

Шанс избавиться от пороков есть!

Но даже если вы отреченный монах, на вас могут влиять низшие гуны. Не так просто освободиться от их влияния.

В Амстердаме в публичных домах монахам делают скидки. Потому что спрос на страсть и невежество есть даже среди монахов. Скидки для монахов в наш век – это нормально. Поэтому не нужно рисковать и думать, что вы не подвержены влиянию пороков.

Большинство людей в наше время погружено в гуны страсти и невежества. И радует, что не все вокруг в невежестве и страсти, а «в основном все». То есть, есть еще светлые энергии в людях.

Беру у бабушки орешки и спрашиваю:
— Бабушка, а там точно только орешки? Вы там ничего не досыпали другого?
— Ты что, меня же Бог накажет!

То есть понятно сразу, есть другая гуна. Гуна благости проскальзывает. Значит, шанс избавиться от пороков есть.

Наша картина мира – насколько она чиста от пороков?

Для того, чтобы человек мог обратиться к высшей гуне благости, к более возвышенному знанию, ему нужно накопить благочестие. Благочестие состоит в том, чтобы быть удовлетворенным положением, в котором мы находимся.

«О, царь Юдхиштхира, многие люди, сведущие в самых разных вопросах — опытные государственные советники, знатоки священных писаний и мудрецы, достойные возглавлять ученые собрания, — опустились до уровня адской жизни из-за того, что не хотели довольствоваться своим положением».

Если человек не доволен тем, что имеет, он опускается со временем до адской жизни. Но когда мы свободны от жадности и от похоти, когда удовлетворены той ситуацией, которая есть – это признаки гуны благости.

Как сложить пазл нашей жизни?

Мы – души. И каждая душа ищет фрагменты от картины-пазла своего мира. В пазлах все соединения – они подходят друг к другу. Вот только если фрагменты неправильно соединить — рисунок будет другой. Они вроде подходят по форме, вроде все правильно, все сходится. И нам вроде комфортно в этой картине мира. Но рисуночек не тот. Что-то постоянно тревожит.

Чтобы быть счастливым в этом мире, нам нужно постоянно подбирать, где же наша картинка настоящая, та, что от Создателя. Когда мы, собирая свой пазл, попали в рисунок Создателя пазла, тогда все получается. Но когда есть ошибочка маленькая – то рисуночек другой.

Какая энергия движет вами?

Продолжим тему. Напротив публичного дома стоит храм. И рядом — винный магазин. Идут люди, и каждый в свои двери заходит. Но улица то одна. Все по одной улице идут, и видят все одно и то же. Но каждым движет разная гуна, направляет в разные двери.

От чего это направление зависит? От того, с какой гуной вы чаще всего соприкасаетесь по жизни. Когда человеком движут собственные желания и стремления, тогда это страсть и невежество, а когда желание удовлетворить Бога – тогда это другая энергия. Все зависит от наших желаний.

От того, какая гуна влияет на человека, туда он и стремится. Мест свободных много и в храме, и в ресторане, и в публичном доме. Вопрос только в том, кто на какую картинку себя хотел вставить в этом пазле жизни.

Читайте также:  Почему клещ не давится

Иммунитет от пороков человека

В Индии нужно быть очень аккуратным со всем, что вы едите. Иначе – тиф. И вот в разгар эпидемии тифа у одной женщины брали анализы. Тиф в крови обнаружен. Но у нее настолько сильный иммунитет – не влияет! Она не заболела. Вот только все, с кем она соприкасается, заражаются тифом.

И Шрила Прабхупада говорит, что нам всем можно находиться в материальном мире без последствий. Но нужно просто иметь сильный иммунитет. Вы когда имеете сильный иммунитет, эти гуны в вас – они вроде есть. Но вреда от них нет. Как змеи: они есть, но зубов нет. В крови тиф присутствует, страсть и невежество есть. Но болезнь не проявляется, иммунитет сильный.

И когда людям, которые имеют иммунитет к низшим гунам, предлагают все самое лучшее в гунах страсти и невежества (алкоголь, сигареты, мясные деликатесы, ночные гулянки, бары, рестораны, казино, дискотеки и т.д.), у них хватает сил отказаться от этого ради высшего вкуса.

Как им это удается? Они совершают аскезы, которые дают силы. Они дают обеты перед духовным учителем и следуют им. Тогда гуру, довольный такими учениками, благословляет их силой бороться с пороками и продолжать свой духовный путь.

Побеждаем пороки человека: с чего начать?

С чего человек должен стартовать, когда хочет идти духовным путем и избавиться от пороков?

В ведах есть понятие «санкалпа» – обет. И в ведической духовной традиции есть четыре главных обета. Мы отказываемся от:

  • нечистой пищи (мяса, рыбы, яиц, грибов, лука, чеснока);
  • интоксикаций (алкоголя, сигарет, наркотиков, кофе, чая);
  • незаконного секса;
  • азартных игр.

А еще мы ежедневно повторяем на четках из 108 бусин 16 кругов мантры, состоящей из Имен Бога:

ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА
КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА ХАРЕ РАМА
РАМА РАМА ХАРЕ ХАРЕ

Подробнее об этом читайте в статье «Самая могущественная мантра«

Каждый, кто желает серьезно духовно практиковать в ведической традиции и следовать по стопам гуру, дает эти обеты. И достаточно просто дать обеты, чтобы избавиться от пороков и продвигаться духовно. Все очень просто!

Чтобы избавиться от пороков, нужно просто дать обеты духовному учителю

Почему человек не может следовать обетам?

Но проблема заключается в том, что нет желания дать эти обеты. Внутри искреннего желания дать обеты нет. Все равно хочу грешить.

Почему не хотим давать обеты? Не хватает благочестия.

К примеру, когда нас что-то беспокоит, достаточно подойти к Богу в церкви или в храме, или в своем сердце, и сказать: «Господь, защити!». Ведь только Бог избавляет от всех пороков.

Почему мы не обращаемся к Богу даже в трудные минуты? Та же причина: не хватает благочестия из-за грехов. Не хватает благочестия попросить Бога о чем-то.

Поэтому пороки человека побеждаем так: для начала нужно начать действовать благочестиво. Поступая благочестиво, мы заслужим благочестие, чтобы просто обратиться к Богу за помощью.

Бог избавляет от всех пороков

Когда Шрила Прабхупада приехал распространять ведическое знание на Запад, он думал, что низшие гуны не дадут американцам и европейцам развивать интерес к Богу.

Но Господь — Он всемогущий! Он — Всемогущий электрик. Все эти энергии, гуны, принадлежат Ему. И Он может из холода сделать тепло, а из тепла – холод.

Милость Бога не зависит от того, в какой гуне вы находитесь. Если то, что вы услышите или прочитаете на этом сайте, а также в книгах Шрилы Прабхупады, у вас в голове задержится, и вы начнете духовно развиваться – это только по милости Бога. Значит, у вас хватило благочестия заслужить эту милость. Потому что даже если вы просто это читаете, не будучи свободными от гун невежества и страсти – это только милость Бога. Он прямо сейчас преобразовывает гуны конкретно для вас.

И если вы получили эту милость, если это знание попадет в ваш ум — вы уже не сможете жить, как раньше. Ваш духовный прогресс будет обязательно продолжаться. По милости Господа вы избавитесь от всех пороков, и получите нечто гораздо более ценное — любовь к Господу и бесконечное счастье.

Более детально о том, как избавиться от вожделения, жадности, зависти и страха, читайте в продолжении статьи — «7 смертных грехов«.

Видео на эту тему от Бхайраватарджаки прабху смотрите на YouTube:

Источник

Шесть врагов человека

И нтригующее название, не правда ли? Быть может, именно сейчас мы выясним, кто же эти шесть врагов, которые портят нам жизнь, расправимся с ними и будем жить счастливо? Многие из нас пребывают в иллюзии, что некие внешние обстоятельства портят нам жизнь. Но так ли это? А, самое главное, насколько это конструктивно?

Теорий и философских течений существует много, и по большому счёту каждый из нас верит в то, во что попросту приятно верить. Поэтому утверждать, что какая-то одна философия или идея более верна, чем все другие, — это моветон. Как писал Булгаков в своём бессмертном романе:

«Все теории стоят одна другой, есть среди них и такая, что каждому будет дано по его вере».

Таким образом, верить во что-либо или нет — это личное дело каждого. Но вопрос в другом: насколько конструктивен тот или иной взгляд на реальность? К примеру, позиция, согласно которой некие внешние (от нас независящие обстоятельства) портят нам жизнь, конечно, забавная, но попросту неконструктивная.

Дело в том, что при таком взгляде на реальность мы попросту лишаемся инструмента влияния на свою жизнь. Если мы полагаем, что нечто внешнее влияет на нашу жизнь и никаких причин внутри нас для этого нет, значит, мы становимся просто щепкой, брошенной в бурлящую горную реку, и нас несёт течением в неизвестном нам направлении.

Многие восточные мудрецы говорили о том, что наша жизнь — это сон. Так вот если рассматривать какие-то внешние причины страданий в рамках этой концепции, то можно сказать, что мы спим и видим во сне кошмары. И искренне полагаем, что эти кошмарные сновидения приходят откуда-то извне. В то время как единственной причиной наших кошмаров является сам тот факт, что мы спим. Это сравнение приведено неслучайно.

Читайте также:  Иван михайлович шевцов тля аудиокнига

Состояние сна часто сравнивается с иллюзиями, в которых человек пребывает. И первопричиной шести врагов, о которых сказано выше, является иллюзия обособленного «Я», иллюзия отождествления себя со своим телом, ложное эго или «аханкара» — такое понятие дают нам Веды. Они же и раскрывают всех шести врагов, которые берут своё начало в корне наших страданий — аханкаре:

  • вожделение (кама),
  • гнев (кродха),
  • жадность (лобха),
  • иллюзия (моха),
  • зависть (матсарья),
  • гордыня (мада).

Итак, рассмотрим каждого из этих шести врагов, которые на самом деле находятся не где-то во внешнем мире, а внутри нас. И это значит, что мы в силах с ними справиться. И тогда внешний мир вдруг перестанет быть таким враждебным и неблагоприятным для нас.

Вожделение (кама) — страстное желание

О том, что желание является причиной страдания, говорил ещё Будда Шакьямуни в своих «Четырёх Благородных Истинах». Тут всё объясняется просто — стремление обрести желаемое либо причиняет нам страдания сразу же, так сказать, «не отходя от кассы» в случае невозможности получить желаемое, либо же, если такая слабая надежда всё же есть, человек прикладывает множество усилий, к примеру тяжело трудится 24/7 ради обретения каких-то материальных благ. Но даже в случае, если человек обретает желаемое, увы, радость его весьма мимолётна. По большому счёту средняя продолжительность радости от чего-то материального — несколько недель, в лучшем случае — пару месяцев, максимум — год. И часто то удовольствие, которое человек получает по факту обретения желаемого, не стоит тех усилий и времени, которые на это затрачены.

Это мы говорим о более-менее безобидных желаниях, например о покупке чего-нибудь. А если речь идёт о каких-то объективно вредных для здоровья человека или даже социально-опасных желаниях, то тут вред от них и вовсе очевиден.

Вожделение способно полностью искажать восприятие реальности. Ради достижения своих желаний человек порой пренебрегает многими нравственными нормами и действует против совести. Часто мимолётные желания вынуждают человека разрушать то, что на самом деле ценно и дорого для него, и то, что создавалось годами. В этом опасность такого врага, как вожделение.

Гнев (кродха)

Гнев сравним с раскалённым углём: чтобы бросить его в другого человека, сначала неизбежно придётся обжечься самому. Гнев порой настолько может затуманить разум человека, что он способен поистине на ужасные поступки. Статистика полицейских сводок говорит о том, что орудием убийства чаще всего становится кухонный нож, то есть большая часть подобных преступлений совершается спонтанно, под влиянием гнева, и, надо полагать, в отношении самых близких человеку людей — родственников, друзей и так далее.

Гнев, так же как и многие другие пороки, проистекает из невежества. Когда человек забывает о законе кармы, о том, что он сам всегда является причиной того, что кто-то проявляет ему нечто неприятное, возникает гнев. Понимание же того, что всё, что к нам приходит (как хорошее, так и плохое), заслужено нами, позволяет до определённой степени контролировать свой гнев. Но это понимание должно быть настолько глубинным, чтобы мы могли проявлять осознанность даже тогда, когда эмоции захлёстывают нас с головой.

Народная мудрость гласит, что сильнее всех побед — прощение. И это на самом деле так. Когда мы прощаем человека, нам сразу становится легче. Потому что в любом конфликте всегда виноваты обе стороны, и, если мы нашли в себе силы признать свою неправоту, значит, мы прошли кармический урок, «развязали узелок» — и от этого сразу становится легче на душе.

Также стоит помнить принцип «о чём мы думаем — тем мы и становимся»: когда мы концентрируемся на чьих-то негативных качествах, осуждаем кого-то, мы невольно перенимаем эти качества себе. Также стоит знать о том, что гнев вызывает в организме биохимические процессы, которые становятся причиной многих заболеваний. Так что, гневаясь, мы в первую очередь причиняем вред именно себе.

Жадность (лобха)

Наверное, сложно найти русскую народную сказку, в которой не показывалась бы вся губительность такого порока, как жадность. Одним из ярких примеров можно считать ту самую алчную бабку, которая обнаглела до того, что, получив буквально всё, о чём можно желать, потребовала у золотой рыбки, чтобы та сделала её «владычицей морской».

И далеко не только в сказках можно видеть такую безграничную жадность. Порой некоторые бизнесмены настолько увлекаются своим бизнесом, что зарабатывание денег становится для них самоцелью. Порой доходит до смешного: если рассчитать все средства, которыми обладает человек, то можно прийти к выводу, что он не сможет их потратить, даже если будет жить ещё двести лет. Но он сам всё равно считает, что ему мало. На бытовом уровне жадность проявляется неумеренностью в пище. Это самый простой способ «накопления»: если нет никаких бизнес-проектов и возможности накапливать какие-то материальные блага, жадность просто «заедается».

И жадность может проявляться во всём. Часто можно видеть, как на остановке общественного транспорта некоторые люди буквально находятся в состоянии «тихой истерики» — вздыхают, поглядывают на часы, нервно меряют шагами остановку и так далее. Это тоже своего рода жадность. Человек так стремится попасть, куда ему нужно, что не способен проявить ни капли терпения.

И часто жадность также толкает на необдуманные поступки и разрушает жизнь человека. Собственно, это мы можем видеть всё на том же примере алчной бабки, которая эксплуатировала и деда, и золотую рыбку. В итоге все получили определённые страдания, даже невозмутимую золотую рыбку и ту алчная бабка довела до негодования. И эта сказка очень поучительна. Часто в погоне за какими-то благами (которые чаще всего нам не нужны или, по крайней мере, не в таких количествах) мы теряем то, что на самом деле ценно — человеческие отношения, здоровье, дружбу и так далее.

Иллюзия (моха)

Иллюзия — вот уж, пожалуй, самый коварный из пороков. Своего рода ласковый убийца: затуманивая разум человека, иллюзия способна полностью разрушить его жизнь. Самый простой пример — с мышеловкой. Бедная мышка, пребывая в иллюзии, что это просто случайно кем-то обронённое лакомство, уже через секунду беспомощно теребит лапками и бьётся в предсмертных конвульсиях. И многие из нас мало чем отличаются от таких мышек. Недаром есть поговорка про бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке. Но почему-то эта поговорка мало кого вразумляет.

Читайте также:  Крот для протяжки кабеля

Кредиты — та же мышеловка. И этим пользуются банковские системы. Тут подключается ещё и вожделение, о котором говорили выше: человек так сильно чего-то желает, и тут ему говорят «Можешь забрать прямо сегодня за первоначальный взнос (а то и вовсе бесплатно), а заплатишь потом». И вот она иллюзия — объект вожделения уже в руках, а расплата — ну, это же будет потом и не скоро. И часто за такие опрометчивые поступки люди расплачиваются годами.

Тоже самое с казино. «Ещё чуть-чуть, вот сейчас точно повезёт», — и трясущимися руками игроман ставит на кон последнее, что у него осталось. А потом… ну вы помните несчастного персонажа «Пиковой дамы», игры которого закончилась тем, что он сидел в палате психиатрической клиники и, раскачиваясь метрономом, повторял свою «мантру» — «Тройка, семёрка, туз». А всё началось с иллюзии, в которую он впал — что может играть без проигрыша.

Часто иллюзия сопровождает другие пороки. Так, она может приходить к нам в паре с гневом или жадностью, искажая реальность и заставляя нас ещё глубже погружаться в эти пороки.

Зависть (матсарья)

Зависть — своего рода сестра-близнец вожделения. Мы завидуем тем, на чьём месте хотели бы оказаться сами. Во-первых, это, опять-таки, проявление невежества. Мы снова забываем о законе кармы — каждый получает ровно столько, сколько заслуживает. И, если у кого-то есть, а у нас нет, значит, он создал для этого причину, а мы нет. Пенять остаётся только на себя. Во-вторых, завидуя, мы часто также проявляем ещё и гнев. Как в том анекдоте, когда Бог сказал: «Я дам тебе всё, что хочешь. Но при условии, что твоему соседу дам вдвое больше». И человек ответил: «Боже, лиши меня глаза». Всё это, конечно, смешно, если бы не было так грустно. Часто мы можем желать вреда тому, кому завидуем, даже если это принесёт вред и нам. Так, работник, завидующий своему начальнику, может желать ему разориться, не понимая при этом, что и он сам тогда отправится на биржу труда и будет ещё долгие месяцы, скорее всего, иметь вид весьма печальный и удручающий.

В криминальной психологии есть вообще версия, что зависть — это первопричина всех преступлений. Если поразмышлять над этим, то можно прийти к выводу, что в этой теории есть рациональное зерно. Даже ревность (которая часто становится мотивом преступлений) по большому счёту произрастает из зависти — «кого-то любят больше, чем меня». Да и многие другие мотивы преступлений вполне могут брать своё начало в зависти — завидуем более успешным, красивым, здоровым и так далее, а затем — восстанавливаем «справедливость». Таким образом, зависть часто также лишает человека рассудка и толкает на необдуманные проступки.

Однако с помощью зависти можно проанализировать свои глубинные желания. Достаточно поразмышлять над тем, почему мы завидуем тому или иному человеку, и понять, чего нам не хватает. И если это нечто конструктивное, то, может быть, стоит приложить усилия, чтобы этого достичь, а если мы желаем чего-то не очень полезного, то стоит подвергнуть это желание анализу и понять, что нам это не нужно. Так можно работать с завистью.

Гордыня (мада)

В каком-то смысле гордыня — один из самых опасных пороков. Почему? Потому что часто ему подвержены даже люди с высоким уровнем духовного развития. Дело в том, что гордыня — очень коварный противник, который часто подкрадывается незаметно. Так, совершая какие-либо добрые поступки или достигая какого-либо успеха в какой-нибудь сфере, человек может «заболеть» гордыней и даже не заметить этого.

Упрощённо говоря, гордыня — это когда мы возвышаем себя и принижаем других. А также приписываем себе любой свой успех. Важно понимать, что так или иначе любому человеку помогают свыше, и без этой помощи вряд ли мы могли бы достичь того, чего достигли. А самое главное — наш успех в чём-либо вовсе не является причиной того, чтобы считать других недостойными, глупыми, грешниками или что-нибудь ещё в таком духе. Каждый из нас находится на своём уровне развития. Это можно сравнить с первоклассником и десятиклассником. Можно ли сказать, что первый — дегенерат по сравнению со вторым? Вовсе нет, просто каждый находится на своём этапе пути, и это важно понимать.

Гордыня — это, пожалуй, последний из пороков, с которым человек сталкивается на пути к духовному совершенству. Преодолев такие очевидно пагубные вещи, как вожделение, гнев, зависть и другие, человек, собственно, и может впасть в гордыню, ведь все основания для этого есть: «Я такой святой, такой духовно развитый, не то, что эти все…». И это очень опасная позиция, так как она ведёт к падению. Потому что, когда человек подвержен гордыне, он становится уязвимым и для других пороков, которые уже, казалось бы, побеждены им. Он может впадать и в гнев, и в жадность, и в вожделение и так далее. Ведь он уже считает себя святым и поэтому думает, что достоин большего, чем ему дано. Одним словом, гордыня — это, можно сказать, последнее испытание. И именно с этой ступени многие падают вниз, потому что преодолеть гордыню очень непросто. Именно поэтому во многих религиях этот порок считается одним из самых тяжёлых. Видимо, для того, чтобы человек оставался бдительным даже тогда, когда все остальные пороки уже побеждены.

Явный признак гордыни — это когда мы начинаем выстраивать какие-то стены между собой и другими, начинаем делить людей на чистых/нечистых, грешников/праведников, достойных/недостойных. В психологии это называется комплексом превосходства, и по своей пагубности он ничуть не уступает комплексу неполноценности. Оба этих дефекта личности одинаково разрушительны. Вовремя распознать в себе зарождающуюся гордыню и обезвредить её — это очень важно.

Итак, мы рассмотрели шесть врагов, которые и являются во многом причинами наших страданий. Именно эти шесть врагов затуманивают наш разум и заставляют совершать неблагие поступки. А корнем этих шести врагов, как уже сказано выше, является отождествление себя с материальным телом. Важно понимать, что душа — уже совершенна, и всё, что нам нужно сделать, — это избавиться от той шелухи, той пыли, которая осела на нас в процессе нашего бесконечного пути воплощений.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей