Что делать с привычками ребёнка, которые раздражают?
То грызет ногти, то ковыряет в носу — все это и некрасиво, и вредно, и вызывает наше раздражение. Как отучить ребёнка от вредных привычек без стресса?
Вытащи палец изо рта!
У многих детей есть привычки, которые могут сильно раздражать родителей. Вот самые распространенные: грызть ногти, крутить волосы, ковырять в носу, сосать пальцы (или держать их во рту). Кроме некоторых случаев, когда такие привычки становятся навязчивыми, обычно это всего лишь этап нормального процесса развития и не повод для беспокойства.
Что такое привычка?
Привычка — это повторяющаяся модель поведения, которую ребенок обычно даже не осознает. Часто у детей может быть несколько таких привычек (а у вас еще больше беспокойства) — например, одна рука в рту, а вторая накручивает прядь волос.
Обгрызание ногтей
Грызть или кусать ногти — одна из самых распространенных детских привычек. В среднем от 30% до 60% детей и подростков грызут один или несколько ногтей. Мальчики и девочки обычно одинаково склонны к этой привычке в более ранние годы, а вот среди грызущих ногти подростков уже больше мальчиков.
Закручивание волос
А вот тут большинство детей, которым нравится крутить, перебирать или тянуть себя за пряди волос — девочки. Накручивание волос может появиться в раннем детстве и чаще проходит сама собой (а иногда просто помогает стрижка). Но тем детям, кто начинает дергать себя за волосы в более старшем или подростковом возрасте, от этой привычки труднее избавиться, и она может быть признаком тревожности, депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Ковыряние в носу
Похоже, что ковыряние в носу — не только детская привычка, она часто встречается и у взрослых. Это и правда факт: исследование показало, что 91% взрослых людей регулярно исследуют свои носы.
Сосание большого пальца
Считается, что дети предпочитают сосать именно большие пальцы на руках, так как это движение напоминает им внутриутробный и младенческий период. Некоторые дети также сосут пальцы, руки или весь кулак в дополнение к большим пальцам или вместо них. Так чаще делают дети в возрасте до двух лет, чуть реже — от 2 до 4 лет: чтобы успокоиться, в сложных или напряженных ситуациях, или чтобы расслабиться и заснуть. Но если частое или интенсивное сосание большого пальца продолжается и после 4 лет — это может вызвать проблемы с прикусом.
Почему возникают вредные привычки?
Эксперты не всегда уверены, что именно вызывает ту или иную привычку, но уже известно, что дает такое поведение ребенку. Такие действия могут быть и обычным развлечением для скучающего ребенка или, что чаще, привычным механизмом преодоления беспокойства. Попробуйте вспомнить, не было ли недавно в жизни ребенка, который грызет ногти, стресса, сильного напряжения, смены привычной обстановки? Если это так, то такое поведение может быть попыткой снять это напряжение. С другой стороны, у некоторых детей такие действия появляются в расслабленном состоянии, например, перед сном или когда вы им читаете.
Некоторые привычки могут остаться с младенчества. У младенцев сосание пальца — обычное поведение для самоуспокоения, которое вызывает приятные ассоциации с кормлением и прекращением голода. Так что это может остаться в детстве из-за своих положительных ассоциаций.
Или, возможно, объяснение того, что ваш ребенок грызет ноготь, находится в вашем зеркале. Вы грызете ногти? Исследования показывают, что грызть ноготь может иметь сильную наследственную или генетическую составляющую.
Другие дети приобретают привычки привлекать внимание или манипулировать своими родителями. Если дети чувствуют, что родители их игнорируют, они могут проявить раздражающую привычку, потому что знают, что на нее отреагируют мама или папа.
Как справиться с привычками вашего ребенка
Хорошая новость заключается в том, что большинство привычек исчезают, обычно к тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, потому что ребенок больше не нуждается в них или перерастает их.
Как помочь ребенку избавиться от вредной привычки?
— Спокойно укажите, что вам не нравится в его поведении и почему. Этот подход можно использовать с детьми в возрасте 3−4 лет: им уже важны объяснения, они готовы их воспринимать. Скажите, например, так: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти. Это выглядит довольно некрасиво. Давай ты перестанешь так делать?» Самое главное: в следующий раз, когда вы снова это увидите, не ругайте его. Наказания, насмешки или критика могут вызвать усиление нежелательного поведения.
— Вовлеките его в процесс отказа от привычки. Если ваш 5-летний ребенок приходит домой из детского сада в слезах, потому что другие дети высмеивают его сосание пальца — расценивайте это как просьбу о помощи. Вы можете спросить ребенка — что, по его мнению, помогло бы ему справиться с привычкой, хочет ли он избавиться от нее. Придумайте, как вы можете вместе это делать: придумать слово-пароль, чтобы ребенок на него реагировал, или рисунки-напоминалки.
— Предложите альтернативные варианты поведения. Например, если ребенок кусает ногти, вместо того, чтобы говорить: «Не грызи!», попробуйте сказать «Давай пошевелим пальцами» или предложите поиграть в пальчиковые игры. Можно носить на запястье эластичный браслет и щелкать им, или перебирать руками слайм или кусочек меха. Чтобы занять внимание ребенка, попробуйте отвлечь его, например, помочь вам на кухне или полепить из пластилина.
— Поощряйте и хвалите за самообладание. Например, разрешите дочке покрасить ногти вашим лаком, когда они достаточно отрастут, или выдавайте за успехи наклейки или маленькие призы.
— Будьте последовательны в поощрении хорошего поведения. Проявления хорошего поведения важно замечать — причем более активно и эмоционально, чем плохого или нежелательного. Новая положительная привычка должна быть прочно закреплена, прежде чем исчезнет старая. Важно, чтобы у ребенка появилась мотивация перестать делать то, что неприятно окружающим и вредит ему самому. Как вредным привычкам нужно время, чтобы закрепиться, так и отказ от них тоже требует времени, так что наберитесь терпения.
Когда привычка требует особого внимания?
В некоторых случаях привычка становится результатом или причиной физической или психологической проблемы. Например, ковыряние в носу может происходить потому, что в ноздре действительно застрял какой-то предмет. Кроме того, вредные привычки могут вызвать некоторые медицинские осложнения, например, кровотечения из носа или ранки на слизистой, врастание ногтя, стоматологические проблемы, инфекции поврежденной кожи. Привычка может отрицательно влиять и на социальные отношения ребенка или мешать его повседневному функционированию.
Дети постарше, которые постоянно сосут большой палец, могут испытывать сильный стресс или беспокойство. Если детей дразнят в школе или им трудно говорить, потому что они не вынимают пальцы изо рта, такое поведение выходит за рамки простой привычки. Дети, которые выдергивают волосы, могут страдать трихотилломанией — состоянием, которое приводит к выпадению волос. А привычки, возникающие в результате навязчивых мыслей, могут быть признаком ОКР. В таких случаях важно обратиться к неврологу.
Читайте также:
Фото: Ann in the uk, EdwardsMediaOnline, Romrodphoto\Shutterstock
Источник
Вредные привычки у детей. Что с ними делать?
Наталия Каримова
Вредные привычки у детей. Что с ними делать?
Вредные привычки у детей. Что с ними делать?
Что такое «вредная привычка»?
Вредная привычка — это отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении. То есть это — некий стереотип поведения, мешающий ребенку нормально жить и развиваться.
Говоря о вредных привычках детей, взрослые в первую очередь имеют ввиду курение. Но на этом вредные привычки не исчерпываются. В поведении некоторых детей часто встречаются навязчивые действия: это привычка теребить волосы, мочку уха, сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или пуговицу ковырять в носу, употреблять слова-паразиты. И причина их возникновения — недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.
Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение и выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п. Причины и механизмы их возникновения более сложны.
Заметив у своего ребенка вредную привычку, родители встают перед дилеммой: бороться с привычкой или оставить все как есть?
Как ни парадоксально, правильный ответ на оба вопроса — «нет».
Нельзя бороться с вредной привычкой, потому что она — следствие некоей неудовлетворенной потребности. Но, с другой стороны, вредную привычку нельзя игнорировать, потому что она, опять же, следствие некоей неудовлетворенной потребности.
Таким образом, впервые увидев, что ваш ребенок сосет палец или грызет ногти, не делайте ребенку замечание. И уж тем более не применяйте карательных мер типа мазания пальцев горчицей, битья но рукам или суровых наказаний. Скажите себе: «Это повод задуматься мне как родителю о том, что происходит с моим ребенком».
Доказано, что вредные привычки бесследно исчезают тогда, когда удовлетворяется потребность, лежащая в их основе.
А какие основные потребности у ребенка?
Потребность в любви, безопасности, в родительском внимании, в уважении.
И если ребенок не чувствует себя любимым, Ни чувствует себя в безопасности, если ему не хватает родительского внимания или уважительного отношении со стороны мамы или папы, у него включатся компенсаторные механизмы. С их помощью ребенок попытается погасить свою тревожность, недостаток внимания со стороны взрослый или преодолеть свой страх.
Например, дети сосут пальцы перед сном.
Задумайтесь, а много времени вы уделяете своему ребенку? Если ребенку хочется, чтобы мама или папа до сна или во время засыпания побыли рядом с ним (в этом случае ребенок спокоен и чувствует себя в безопасности, а вы по той или иной причине отказываете ему, то он начинает искать способ получить ощущение безопасности и комфорта самостоятельно. И сосание пальца или уголка подушки, или уха любимой игрушки в этом случае подходит идеально — все это воссоздает ситуацию сосания материнской груди, возле которой ребёнок ощущал себя в безопасности и согретым любовью.
Для отучения ребенка от этой привычки часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.
Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.
При сосании пальца незадолго до сна рекомендуются, танцы, прыжки со скакалкой (это напоминает об укачивании перед сном). Следует приобрести для ребенка лошадку-качалку.
«Игры» с гениталиями.
Для маленьких детей характерно изучать свое тело, в том числе и гениталии. Это нормальное явление. Помимо этого, онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка и т. д. Устранение этих причин приведет к исчезновению данной привычки.
Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких «игр». Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. Не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой помочь ему уснуть. От дневных «игр» с гениталиями отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье, и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.
Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.
Поковыряемся в носу?
Прежде чем понять, что делать с этой привычкой, давайте изучим факты.
Факт физиологический. Нос — это орган дыхания и обоняния. Внутренняя поверхность носа покрыта эпителием, на поверхности которого находится слизь. Если слизистая носа пересыхает, то попавшие в нос мелкие частички чего-либо прилипают к поверхности и мешают дыхательном процессу. Поэтому полость носа необходимо поддерживать в чистоте, и один из способов сделать это — это «выковырять козявку».
Факт естественнонаучный. Маленькие детишки начинают ковырять в носу, потому что они изучают свое тело.
1. Если ребенок ковыряется в носу, возможно, он просто совершает физиологически оправданную процедуру — чистит носик. Капля масла (подсолнечного, персикового) внутрь — и родители в течение какого-то времени будут освобождены от созерцания этого «милого» действия. А чтобы в дальнейшем у вас не возникало причин для дискуссий с ребенком по поводу пальца в носу, научите его пользоваться платком и объясните, что такая процедура не делается на глазах у окружающих.
2. Если у маленького ребенка нос чистый, а палец все равно лезет в ноздрю, подождите — возможно, пришло время для изучения носа.
Другая причина возникновения вредных привычек (например, привычки грызть ногти) — стремление уменьшить отрицательные эмоциональные переживания и снять нервное напряжение.
Если ребенок грызет ногти, в первую очередь проверьте, в порядке ли они у него. Иногда бывает что заусеница или отслоившийся ноготок доставляют ребенку неудобства. Сказать об этом вам он либо не может, либо забывает, поэтому пробует решить проблему самостоятельно, откусывая или отрывая доставляющие хлопоты элементы.
Если же вы уверены, что, обкусывая ногти, ребенок сбрасывает напряжение, то:
1. Объясните ребенку, что «разрядиться» можно менее членовредительским способом (например, попинать подушку, покричать в пустой комнате, поплакать, в конце концов).
2. Переключите его внимание на другое действие, чтобы разорвать связь между беспокоящей его ситуацией и его реакцией на нее.
3. Подумайте, с чем могут быть связаны детские переживания, и устраните причину.
Негативные переживания у ребенка возникают из-за родительских ссор, из-за отсутствия ласки и проявления любви, из-за постоянной строгости и вечных запретов.
Очень часто вредные привычки появляются у ребенка в стрессовой для него ситуации, при чрезмерных интеллектуальных и физических нагрузках, при предъявлении ребенку со стороны родителей завышенных требований.
И запомните еще вот что: свято место пусто не бывает. Запретив с помощью угроз или наказаний ребенку сосать пальцы, грызть ногти, ковыряться в носу и т. д, через какое-то время вы заметите, что на месте искорененных вами привычек, выросли новые, такие же (если не более) вредные.
Поэтому, если у ребенка появилась вредная привычка, действуйте по следующим правилам.
1. Попытайтесь понять причину возникновения привычки.
2. Не запрещайте в ультимативной форме ребенку вести себя подобным образом.
3. Не ругайте и не наказывайте ребенка в тот момент, когда проявляется вредная привычка.
4. Не акцентируйте внимание на его действиях.
5. В момент, когда проявляется вредная привычка, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, если ребенок тянет руки в рот, предложите ему поиграть в «ладушки» или скажите: «Давай я поцелую твою ручку!»
6. Окружите ребенка любовью и лаской, не конфликтуйте друг с другом в присутствии ребенка.
7. Подумайте, соответствует ли интеллектуальная и физическая нагрузка возможностям ребенка.
8. Помните, что вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек
1. В. И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории. Вредные привычки у детей (электронный ресурс — сайт Адалин)
2. Штайн И. Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником/Ирма Штайн- СПб: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008
Презентация к родительскому собранию «Вредные привычки» Представляю презентацию для родительского собрания «Вредные привычки» С ней можно легко провести собрание в интересной для родителей форме.
Родительское собрание «Вредные привычки и их профилактика» ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? Привычка.
Источник