Исцеление от высокомерия
Любовь человека к себе – это естественное чувство, побуждающее к самолюбованию и самодовольству. Из самолюбия возникает высокомерие, тщеславие и надменность по отношению к другим рабам Аллаха. В результате человек начинает смотреть на людей с презрением и пренебрежением, ни с кем не считается, попирает права других, не проявляет уважение, не соблюдает договор, не сдерживает обещания, в общем, поступает с людьми очень несправедливо.
Высокомерие погубило сатану.
Сатана (иблис) стал отверженным из-за своей гордыни и чрезмерного самолюбия. Иблис возгордился, посчитав, что он лучше Адама (мир ему), поскольку создан из огня. Если раб Аллаха проявляет своё недовольство в отношении учёных-богословов и праведников подобным образом, то это первый признак того, что Всевышний Аллах сделал этого человека из числа лишенных и униженных. Такой человек лишает себя благодати людей, а это значит, что ни от кого из людей он не получит ни помощи, ни поддержки. Такие рабы Всевышнего обычно говорят: «У нас не осталось ни одного праведника и учёного, которые бы следовали своим знаниям».
Истинная причина подобной оценки в том, что такой человек видит в людях своё отражение. И прав был тот, кто сказал: «Считать людей ущербными будет только ущербный человек».
Исцеление от высокомерия
Чувство гордости берёт своё начало в чрезмерной любви к самому себе (уджб). В благородном Коране Всевышний Аллах упомянул гордыню человеческого сердца, а затем и лекарство от неё. Поэтому самым действенным лекарством от самовлюбленности является постоянное напоминание себе о своей слабости и бессилии.
Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «И не ходи по земле кичливо (чрезмерно горделиво, заносчиво, высокомерно), воистину, ты не сможешь расщепить землю и достичь своей высотой гор» (сура «Аль-Исра», аят 37).
Этот аят запрещает человеку ходить горделиво и высокомерно.
Под словами «ты не сможешь расщепить землю» подразумевается, что своей силой человек не способен расколоть землю на части. Слова «не сможешь достичь своей высотой гор» говорят о высокомерии, которое напускает на себя человек. Они же являются насмешкой над гордецом, а также причиной, по которой запрещено высокомерие.
Именно поэтому горделивость – это абсолютная глупость. Человеку из-за своей гордыни и надменности никогда не достичь какой-либо пользы. Ведь гордыня – одно из десяти качеств, которые Всевышний Аллах запретил в Своей Книге (сура «Аль-Исра»).
И сказано, что кичливая походка исходит от высокомерия. Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Кто будет вести себя высокомерно, проявлять надменность в душе и гордыню в походке, тот встретит Всевышнего Аллаха в Судный день гневающимся на него».
Источник
Как избавиться от гордыни и высокомерия?
В последнее время чувствую себя гордым и высокомерным! Когда даю садака, испытываю высокомерие, считаю себя лучшим. Такого ещё никогда не было! Я сам всегда порицал и порицаю всё это! Как быть? Я всегда говорю себе, что все мы равны перед Аллахом, независимо от того, чёрный ли ты, белый ли, рыжий, богатый, бедный, без рук и тому подобное. Всех создал один Аллах! Как избавиться от этой проблемы?
С точки зрения религии:
Отношение нашей религии к такой черте характера, как высокомерие, однозначно отрицательное, ведь Аллах в Коране сказал (смысл): «…поистине Аллах не любит высокомерных» (сура «Ан-Нахль», аят 29).
إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْتَكْبِرِينَ
Т. е. Аллах не одобряет и не приемлет наличие этой черты в человеке.
В изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть хоть крупинка гордости» («Шуабуль-иман», № 8199).
لا يدخل الجنة من في قبله مثقال حبة من خردل من كبر
Хадисов, порицающих гордость, также много. Таким образом, гордость считается одним из больших грехов.
Избавиться же от этой черты Вам поможет изучение жизни, истории пророков (мир им) и праведников. Узнав то, насколько они были просты, не смотря на свой уровень и большое поклонение, Вам будет неловко испытывать это чувство. Укрепите свой иман, крепкая вера подобна хорошему иммунитету, которому ни одна болезнь ни по чём. Когда Вы осознаете, что всё, что Вы имеете, всё, чего добились в этой жизни, дано Вам Всевышним, что это Его заслуга, а не Ваша, высокомерие Вас покинет.
Самым же эффективным способом избавления от всех душевных пороков является вступление под опеку духовного наставника (шейха, устаза).
С точки зрения психологии:
Достаточно сложно дать оценку происходящего с Вами и отнести это к какой-либо определённой категории морально-этического облика человека. Очень надеюсь на то, что указанные Вами качества, такие как гордость и высокомерие в их наихудшем проявлении, всё же Вам не присущи, и мы имеем место с чем-то другим. Поясню свою позицию. Дело в том, что гордый и высокомерный человек, как бы и не страдает от этих качеств. Точнее, он очень даже страдает, но не замечает этого и полагает, что с ним всё в порядке, что это его заслуженное положение, на которое он имеет полнейшее право, а другие должны просто почитать его. А страдает он в том смысле, что его самосознание ограниченно, что отсутствует его важнейший компонент – самокритика и способность рефлексировать (смотреть на себя со стороны). Это, естественно, отдаляет от него людей, по сути, обрекая его на одиночество. Однако такой человек и тут находит объяснение, считая, что другие избегают его из зависти. Это очень опасная духовная болезнь, от которой достаточно сложно лечиться.
Если всё перечисленное имеет отношение к Вам, то мне откровенно Вас жаль, поскольку перспективы не то чтобы крайне печальные, они просто ужасные. Не исключаю вероятности того, что гордыня и высокомерие лишь начинают давать ростки в Вашей душе и Вы ещё в том положении, когда всё можно поправить. Крайне важно чётко диагностировать тот зачаток, с которого всё и началось. Если удастся правильно обозначить первопричину происходящего с Вами, то появится реальный шанс измениться к лучшему.
Думаю, что поможет нам в этом, условно называемый, компенсаторный подход. Его суть заключается в том, что многие отрицательные черты характера, по своей сути, есть не что иное, как попытка компенсировать внутреннюю духовную пустоту, заполнить её неким содержанием. Вот возьмите и проанализируйте свои реальные достижения и неудачи. Чего будет больше, в какой мере Вы удовлетворены своим положением в обществе, какие страхи больше всего Вас терзают? Именно тут Вы и найдёте решение своей проблемы.
Займитесь какой-либо общественно-полезной деятельностью. Каждое утро задавайтесь вопросами по поводу того, какая польза от Вас окружающим, что доброго и хорошего Вы можете совершить. Вечером же уделите время анализу того, что удалось совершить за ушедший день. Будьте уверенны, что действуя (именно действуя, а не размышляя) таким образом, Вы в самое короткое время избавитесь от мучающего Вас недуга.
Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Источник
Не подпусти к себе болезнь Иблиса
«Больше находитесь с больными и немощными, бедными и нуждающимися»
Одной из болезней сердца является высокомерие (кибр). Согласно Шариату, она проявляется тогда, когда человек не считается с мнением людей. Началом высокомерия является чувство превосходства над другими. Относительно этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот, в чьём сердце присутствует хотя бы доля высокомерия». Это не означает, что такой мусульманин вовсе лишится Рая, нет, но прежде он должен будет полностью искупить своё высокомерие.
Высокомерие – болезнь Иблиса, из-за которой он из верного слуги Аллаха превратился в проклятого шайтана. Высокомерие приводит к заблуждению или отвержению религии. Этой болезнью были поражены и сыны Израиля, считавшие себя «избранным народом». Подобным примером в истории человечества служит фашизм. Если не избавиться от этой болезни, то она может стать причиной заблуждения, как это было с Абу Джахлем, в душе которого кипели зависть и высокомерие, и он поклялся вредить Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) до конца жизни. Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) явились иудеи, решившие проверить его истинность как Посланника Божьего. В Торе приводилось полное описание его внешнего вида, цвета глаз, волос и так далее. Но, даже убедившись в соответствии написанного с реальностью, они решили, что не могут принять величие человека, произошедшего из другого народа. Ими владели высокомерие и самовозвеличивание, приведшие их к заблуждению.
Высокомерие в сердце верующего влияет на его нафс. Он начинает заблуждаться в понимании изречений Пророка (мир ему и благословение Аллаха), аятов Корана, а также знамений Аллаха. Всевышний Аллах не любит высокомерие и говорит в Коране, что неуверовавших и высокомерных людей Он отведёт от понимания знамений, то есть от пути Истины. В сердцах таких людей присутствует постоянное беспокойство, их одолевают проблемы. Они ждут всеобщего уважения, а не добившись этого, относятся к другим с неприязнью.
Высокомерие не позволяет верующему видеть собственные недостатки, а если на них указывают со стороны, то он не реагирует и постоянно остаётся с ними. Великий Аллах говорит в Коране: «Не сообщить ли вам о людях, чьи деяния бесполезны? Это люди, которыми владеет высокомерие». Этот недостаток отражается не только на отдельных людях, но и на обществе в целом. Больные подобной болезнью не могут надеяться на помощь Аллаха, так как Он не любит высокомерных. Всевышний, говоря о сподвижниках Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Коране, сказал: «Они не высокомерны при обращении друг с другом и ведут себя скромно, а с врагами – соответственным образом».
Причиной возникновения высокомерия может быть следующее:
– если дети выросли в семье высокомерных родителей, они с ранних лет привыкают к проявлению этого чувства;
– частая похвала также способствует появлению высокомерия. Нельзя хвалить человека, наделяя его качествами, которых у него нет. Похвала должна быть правдивой. Человек, которого хвалят, не должен быть высокомерным. Однажды женщина остановила сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умара и сказала: «Раньше ты был Умайраном, который играл с детьми на базаре. Затем ты стал Умаром. А теперь ты – повелитель правоверных. Будь богочтивым и не гордись!» Окружающие возмутились: «Почему ты терпишь её слова?» Умар же, выслушав до конца, ответил: «Это женщина, которую слушает Аллах»;
– дружба с высокомерными людьми. В хадисе сказано: «Ты подобен тому, с кем дружишь» ;
– если человек, достигнув определённого уровня, забывает Того, Кто даровал ему всё это. Такой человек начинает приписывать себе все достижения, подобно Каруну, ставшему во времена пророка Мусы (мир ему) самым богатым человеком. Когда люди посоветовали ему раздавать больше милостыни, он ответил, что всё заработал благодаря собственному уму и усердию;
– если человек, чей ум ещё не созрел, считает себя всезнающим. Может случиться так, что человек, не получивший должного воспитания, займет высокое положение и не будет прислушиваться к советам и замечаниям окружающих;
– когда человек не знает или забывает о своём предназначении на этом свете. Он забывает, что все люди сотворены из земли и вернутся в неё;
– от излишнего внимания со стороны других людей;
– когда человек сравнивает себя с другими по уровню богатства и считает, что блага или положение, которыми его наделил Аллах, вечны и зависят только от него. Необходимо, наоборот, всегда быть благодарным Аллаху;
– когда человек считает, что он наделён лучшими качествами, нежели другие, и уверен, что он сделал гораздо больше, чем другие. Поэтому богословы говорят: «Не тот лучше, кто сделал больше, а тот, кто честен и справедлив»;
– если человек не ведает о причинах возникновения собственного высокомерия.
Внешние проявления высокомерного человека:
– горделивая и надменная походка, выделяющая его среди других;
– совершение нечестивых поступков во вред другим, издевательства и так далее;
– видимость важности при разговоре с людьми;
– ношение особенной одежды с целью выделиться и быть замеченным;
– любовь к почитанию и восхвалениям;
– желание, чтобы люди, приветствуя его, вставали;
– стремление быть впереди всех во всём.
Плоды высокомерия:
– высокомерный человек не получает пользы ни от Ислама, ни от Корана, ни от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В Коране Аллах говорит о таких людях, что Он отведёт их от пути Истины;
– у человека нет спокойствия в сердце. Аллах говорит, что Он сделает так, чтобы такой человек не чувствовал удовлетворения;
– его всегда сопровождают проблемы и недостатки. Аллах говорит, что подобные люди считают, что поступают хорошо, а сами заблуждаются.
Высокомерие может привести человека в ад, в зависимости от того, насколько он далёк от Истины. Говоря однажды об обитателях ада, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отметил, что среди них есть и высокомерные.
Способы лечения высокомерия
Любой разумный и сознательный человек может избавиться от болезни высокомерия. Существует 14 способов излечения от этого недуга:
– прежде всего, человек должен осознать, что болен подобной болезнью, и это – начало излечения, ибо многие, не ведая об этом, продолжают совершать высокомерные поступки;
– такому человеку полезно посещать больных, особенно тех, кто находится при смерти. Зная их прежде сильными и здоровыми, он увидит их в таком состоянии и невольно задумается о себе. Он начнёт понимать, что ничто не вечно – ни богатство, ни сила, ни красота, а значит, не стоит гордиться этим;
– оградить себя от больных подобной болезнью, ибо она заразна, как эпидемия. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Водите дружбу только с богобоязненным и пусть вашу еду вкушает только богобоязненный». Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал: «Больше находитесь с больными и немощными, бедными и нуждающимися». Когда он совершал дуа, то просил специально приглашать бедных и немощных, так как из жалости к слабым и больным Аллах может помиловать и всех остальных людей;
– постоянно размышлять, чтобы дойти до Истины. Размышляя, высокомерный человек может понять себя и свои недостатки, своё изначальное происхождение и равенство с другими людьми; не забывать о жизни высокомерных людей, чтобы помнить, к какому концу те пришли;
– стремиться к знаниям, так как невежество – тьма, скрывающая наши недостатки, а знание – свет, освещающий все наилучшие качества;
– необходимо проявлять старание и усердие для избавления от высокомерия, совершая поступки, которые раньше казались недостойными тебя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам чинил свою одежду и обувь;
– необходимо чаще поститься, ибо голод помогает лучше понять бедных людей;
– совершать больше молитв, показывая свою покорность Всевышнему, ибо, молясь, человек припадает лицом к тому месту, куда ступали ноги других, и этим он побеждает своё высокомерие. Частое пребывание в мечети сближает с разными людьми, поэтому в доме Аллаха все верующие равны, независимо от занимаемого положения в обществе, накопленных богатств и происхождения;
– посещение кладбищ помогает избавиться от высокомерия, ибо, находясь там и думая о смерти, человек осознаёт тленность этого мира;
– необходимо попросить прощения у людей, которые были обижены, ведь именно высокомерие не позволяет сделать это. Высокомерный человек не признаёт ошибки. Когда Умар был повелителем правоверных, он хотел уменьшить махр невесты, но одна женщина возразила ему, сказав, что он ущемляет их права, и он признался: «Права эта женщина и не прав Умар» ;
– видя высокомерного человека, не унижаться перед ним, так как унижение увеличивает его высокомерие. В Коране сказано, что нет различия между людьми, кроме как в богобоязненности;
– постоянное стремление приблизиться к Аллаху путём совершения благих поступков: раздачи милостыни, посещения мавлидов и могил умерших, и дополнительного поклонения Всевышнему через чтение Корана, зикров, вирдов;
– совершать ежедневный самоотчёт и постоянно просить Аллаха избавить от болезни высокомерия, дабы она не стала хронической.
Да поможет Аллах всем нам излечиться от этой болезни Иблиса, когда мы, подобно шайтану, даже видя истину, не признаём ее. Аминь!
Источник