Как избавиться от зависти людей православие

Два совета, как бороться с завистью

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Если человек завидует, страсть разлагает его изнутри. Он жалеет себя и ропщет на окружающих. Даже в радостные моменты завистник находит что-то плохое, перестает видеть счастье, данное ему Богом.

Есть такой рассказ. Три путника нашли очень дорогую вещь. Если бы они ее продали, а деньги поделили, то каждый обрел бы целое состояние. Однако путешественники позавидовали друг другу, что и тот станет богатым, и каждый захотел присвоить все себе.

Перед дальней дорогой нужно было подкрепиться, поэтому один из путников отправился за едой. Двое других договорились напасть на него. Действительно, когда он вернулся, они его убили, только и сами не остались в живых. Их приятель купил яд и отравил еду. Так и осталась лежать дорогая вещь, ожидая независтливых путников.

Святитель Василий Великий сравнивал зависть с ехидной. В древнегреческой мифологии так называли безобразное существо, у которого были женское лицо и туловище змеи. Так и завистливый человек внешне может казаться улыбчивым, вежливым, а внутри иметь извращенную душу. Ехидна в представлении древних греков порождала чудовищ, а от зависти происходят осуждение, корысть, гнев, ропот, убийство и т.д. Поэтому этот грех входит в число «семи смертных». Пока страсть не развилась, с ней необходимо вступить в борьбу.

В Ветхом Завете Бог дает людям заповеди, последняя из которых предупреждает грех зависти (см. Втор. 5:21). В Евангелии Господь вновь напоминает о необходимости бороться с этой тяжкой страстью (см. Мф. 20:1—16; Лк. 15:25), ведь она преграждает путь к христианской любви, искренней радости за ближнего, когда у того что-то получается.

Мне вспоминается история, рассказанная одной женщиной. С детства ее мучила зависть, однако старшая сестра помогала ей побеждать этот порок.

На двор, где сестры играли, вышла девочка в разноцветном пышном платье. По выражению лица младшей сестры старшая сразу поняла, в чем проблема. «Ты из-за чужого наряда так расстроилась? Но у тебя дома есть красивые платья. Смотри-ка, в костюме ты мастеришь домики в песочнице, катаешься с горки, играешь в догонялки, а платье бы уже давно измялось и порвалось. Нехорошо, завидовать — это грех», — сказала старшая сестра.

Через какое-то время девочки начали ходить на танцы. На празднике выступали большие хореографические коллективы, одному из которых зрители долго аплодировали. Это задело младшую сестру. «У них был самый красивый и сложный танец», — пришла на помощь старшая.

«Мы бы так не смогли, потому что у нас занятия два раза в неделю, а эти девочки занимаются каждый день. Ты можешь так научиться, но нужно отказаться от занятий бисером. Согласна? Ах, нет. Тогда и завидовать не стоит, ведь у тебя есть все, что нравится: занятия рукоделием, прогулки с друзьями, танцы. Лучше поблагодари Господа за то, что Он тебе дал».

В другой раз младшая готова была зарыдать, услышав выступление хора. «Зачем ты злишься? Если тебе хочется петь, пойдем к учительнице. Может, тебя примут в хор». Младшую сестру действительно записали в хор.

Девочки выросли, пошли учиться, работать. Потом появились семьи, дети. Младшая уже понимала: зависть, как говорил святитель Василий Великий, — это «вражда против того, что дано нам от Бога». Она старалась всячески пресекать в себе эту страсть. Но иногда та вспыхивала с новой силой. Приходилось звонить сестре: «Я не понимаю, почему кому-то все, а другим ничего. Сегодня видела такой шикарный кабинет: техника современная, картины, дорогие портьеры, дубовый шкаф». Старшая сестра ответила ей: «Это же рабочее место, и многое в нем определено статусом человека. Ты же сама знаешь, сколько ограничений накладывает высокая должность. Неужели ты бы предпочла нервную жизнь такого человека своей, вполне размеренной? Если нет, тогда и завидовать нечему, а посочувствовать вполне можно».

Сейчас младшая сестра — совсем уже немолодая женщина — призналась, что успешнее справляется с завистью. Когда дурные мысли только приближаются, она спрашивает себя, что бы старшая сестра ей подсказала. Теперь этими советами она делится и с внуками.

Читайте также:  Как избавиться от боли геморроя во время беременности

Из этой истории можно прочитать два совета:

Во-первых, когда появляются позывы к зависти, нужно поразмыслить и понять: чему завидуешь — это тебе не нужно, а что для тебя ценно и необходимо, то это уже дал тебе Господь.

И второе: нужно не завидовать чужим достижениям, а самому добиваться хороших результатов.

Источник

Как бороться с завистью: советы святых отцов

Зависть – это далеко не лучшее, что есть в человеке, но почти все страдают этой духовной болезнью, даже того не замечая. Человеку даже нелегко признать, что он завидует другим, а еще тяжелее избавиться от этого греха, ведь нужно приложить действительно очень много усилий. Нужно немало времени, чтобы побороть зависть. Как бы человек не старался, а избавиться от этого греха помогут советы святых отцов, с которыми и стоит познакомиться ближе.

Основные признаки и причины зависти

Если говорить о признаках такого состояния как зависть, то к их числу можно отнести соперничество и неуместную ревность. Что же касается основной причины зависти, то ею является именно человеческая гордость, ослепляющая человека и заставляющая его завидовать успехам других.

Иоанн Златоуст

Изучая рассуждения о зависти Иоанна Златоуста, стоит отметить, что святой отец говорил об этом грехе такое:

  • зависть – это прямая вражда против Господа;
  • зависть – это даже хуже, чем вражда или обсуждение других людей и их поступков;
  • зависть является врагом самого же человека, который ведет весьма скрытую борьбу;
  • грех зависти чем-то напоминает безумие человека в физическом смысле и является очень навязчивым состоянием.

Иоанн Златоуст, для борьбы с завистью, рекомендует рационализировать это состояние и построить самую простую логическую цепочку. Составив логическую цепочку по отношению к человеку, которому мы завидуем, можно понять, почему он успешнее, у него что-то получается лучше, что и позволит избавиться от этого состояния.

Иоанн Кассиан Римлянин

Святой отец Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что змей искусил в свое время Еву именно из-за зависти. Дьявол не просто позавидовал, что человек создан по образу Господа, но и спровоцировал на зависть его самого. Это святитель говорит о том, что полностью победить зависть своими силами нельзя, а только с помощью Бога, поэтому святой отец советует усиленно практиковать молитву. Если человек будет постоянно просить помощи у Господа, для которого ничего невозможного нет, то Он обязательно поможет справиться с завистью.

Василий Великий

Святитель Василий Великий говорит, что битву с завистью откладывать нельзя, бороться с проблемой необходимо здесь и сейчас. Святой отец советует завистникам сначала осознать, что завидовать нечему, поскольку земные вещи на самом деле ничего не стоят. Еще святитель советует сублимировать зависть в творческое преображение себя, поскольку это поможет достичь многих добродетелей.

Феофан Затворник

Святой отец Феофан Затворник советует преодолевать грех зависти через «не хочу». Изменить свое отношение к тому, на кого направленна зависть, будет невероятно тяжело, но сделать это необходимо обязательно. В привычку завистливого человека должны войти такие чувства, как сочувствие и сострадание, что и поможет постепенно полностью искоренить зависть.

Максим Исповедник

Святой отец Максим Исповедник говорит о грехе зависти и борьбе с этим пристрастием следующее:

  • не надо хвалиться своими успехами и богатствами перед другими, ведь тогда другому человеку не будет дан повод для зависти;
  • нужно научиться сопереживать чужому горю и радоваться чужому счастью, ведь тогда и повода для зависти не останется;
  • нужно относиться к ближнему, как к самому себе, тогда и места для зависти не останется.

Прислушиваясь к совету святого отца и постоянно работая над собой, можно постепенно победить грех.

Григорий Богослов

Святой Григорий Богослов говорил, что основным оружием человека против зависти должно стать обличение. Зависть – это грех, не лишенный справедливости, поэтому за этот грех человек будет наказан еще при жизни. Отец говорит, что завистника легко узнать даже по недовольному выражению лица, а еще завистники имеют проблемы психосоматического характера.

Паисий Святогорец

Святой отец Паисий Святогорец говорил, что зависть можно назвать просто смешным состоянием, а преодолеть ее поможет только здравый смысл. Зависть является душевной страстью. Чтобы с ней справиться, нужно довольствоваться тем, что есть. Если получается, то работать больше и достигать большего.

Другие советы святых отцов о зависти и борьбе с ней

Святые отцы церкви, советовали людям бороться с завистью следующим образом:

  • нужно начинать борьбу, как только зависть начинает появляться, поскольку так быстрее можно будет от нее избавиться (совет преподобного Макария);
  • с завистью стоит бороться с помощью усиленной молитвы, смирения, благоразумного молчания (совет преподобного Амвросия);
  • нужно молиться о тех, к кому человек испытывает неприязнь (совет преподобного Никона);
  • даже если удалось победить страсть, человек не должен терять бдительности, ведь зависть может вернуться в любой момент (совет преподобного Макария).
Читайте также:  Что за тараканы белого цвета

Зависть является проявлением зла во всех ее стадиях, поэтому жить с этим чувством нельзя, необходимо побороть данную страсть, стараясь не допустить ее пагубного воздействия снова. Постоянно работая над собой и своим духовным состоянием, прислушиваясь к советам святых отцов внимательно, можно вести посильную борьбу с завистью и побеждать это греховное чувство. Зависть внутри себя стоит заменять более положительными чувствами, что поможет быть ближе к Богу и дальше от греха.

Источник

Православная Жизнь

Объясняет священник Владимир Долгих.

Общаясь с людьми, я довольно часто замечал, что они относятся к священнику и его семье как-то особенно: где-то немного отстраненно, где-то благоговейно, где-то с долей недоумения, а где-то даже и восхищения, мол, я бы так не смог.

Поначалу я пытался объяснить людям, что священники такие же люди, как и все, что со священником можно поздороваться за руку и не обязательно бежать, склоняя голову под благословение. Однако в какой-то момент я перестал это делать и подумал вот о чем: мы привыкли считать, что жизнь священнической семьи чем-то кардинально отличается от жизни остальных людей. В определенной мере так оно и должно быть, но существенный водораздел необходимо чтоб проходил не между образом жизни священника и прихожан, а между образом жизни христиан реальных и христиан номинальных, между верными и отпадшими, между людьми воцерковленными и невоцерковленными, не говоря уже о нехристианах.

К сожалению, жизнь современных христиан часто во внешней повседневности ничем не отличается от жизни всех остальных. Окружающий мир не видит в нас последователей Христа, а все потому, что мы неплохо впитываем нормы и ценности окружающего нас мира, окружающего нас общества потребления. Да, мы все прекрасно помним слова Спасителя о том, какой ценой зарабатывается Царство Небесное, но при этом все равно нам хочется пожить спокойно, благополучно, в достатке и без особых потрясений. Вся окружающая нас действительность, разогревая человеческие «хотелки», «кричит» об этом все больше и больше. Мы просто «облеплены» бесконечным множеством искушений, противостоять которым довольно сложно, а от этого рождается одна неприятная и весьма «доставучая» страсть – зависть. О зависти я слышал от разных людей – от материально хорошо обеспеченных до живущих в довольно сложных условиях. Мы ведь даже просто пройтись по улице не можем, чтоб в поле нашего зрения не попал какой-нибудь желанный автомобиль, объявление о продаже квартир в новострое, яркие вывески магазинов и прочие искушения. Однако христиане хотя бы видят «врага в лицо», пытаются противостоять ему, а сколько о зависти, а от нее и «желчи», бывает, наслушаешься от людей далеких от Церкви, их только пожалеть можно, жить в подобном состоянии, по-моему, просто невыносимо.

Зависть – это отвратительная зараза, не зря ведь святитель Василий Великий сравнивал ее с ржавчиной, только разъедающей не железо, а человеческую душу. Как-то я наткнулся на довольно интересную мысль американского католического философа Питера Крифта, который назвал зависть самой тупой страстью. И действительно, остальные страсти дают хотя и низменное, и кратковременное, но удовлетворение. Вот чревоугодник напихается едой – и на какое-то время ему хорошо становится. Стукнешься головой об угол дверцы шкафа, побьешь ее, наорешь на нее (хотя ей, конечно же, все равно), так немного даже легче станет. Т. е. другие страсти, дабы привязать нас к себе, как бы подкупают нас. Но зависть потому и имеет такое «токсичное», разъедающее действие, что, крепко цепляясь за душу человека, ничего взамен не дает. Именно поэтому она самая тупая и туп тот человек, который не пытается бороться с ней, идя на поводу у страсти, он даже не получает от нее дешевого, низменного и временного откупа. Подобную мысль мы можем найти у святителя Иоанна Златоуста. Он проводит аналогию между завистью и поедающим дерево червем, ведь душа, порождающая зависть, затем сама ею и будет сокрушена.

Читайте также:  Одежда для лысых крыс

Именно зависть становится корнем многих зол. Если мы заглянем в аскетическую литературу, то увидим, что от зависти происходят такие страсти, как сребролюбие, лицемерие, властолюбие, тщеславие, стяжательство и пр. Поэтому тот же Златоуст указывает, что человеку, окончательно не избавившемуся от зависти, не получится избежать огня геенского. Жизнь с завистью – это жизнь в состоянии постоянного умирания или даже постоянной духовной смерти.

Завистливое око всегда видит тех, кому лучше. Поэтому если эта зараза касается наших душ, то давайте не забывать, что абсолютно счастливых людей не бывает. Точнее, они бывают, но мы их именуем преподобными, исповедниками, святителями и т. п. Такие люди действительно счастливы в Боге, ими восхищаются, но им, как правило, никто не завидует. Завидуем мы тем, у кого есть семейное благополучие, материальный достаток, какая-то власть и пр. Однако чаще всего всё это маски. Мы все надеваем маски, пытаемся выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Завидуя, мы ведь не понимаем и не знаем, какой ценой человеку достался предмет нашей зависти. Я не раз наталкивался на ситуации, когда при внешнем благополучии у людей огромное множество сопутствующих проблем. В таких случаях нужно задавать себе вопрос: а нужно ли мне все это такой (!) ценой?

Вот что я еще заметил: нам всегда хочется каких-то материальных благ при общей довольно благополучной жизни. Давайте просто представим, что какой-нибудь наш близкий человек заболел тяжелым недугом, требующим дорогостоящего лечения. Не забудем ли мы в таком случае обо всех благах на свете? Не готовы ли мы будем и жилье продать, и переехать жить в палатку, только бы спасти любимого? Так, может, лучше все-таки не гневить Бога, не доводить до этого, а просто благодарить Его за то, что имеем. Вспомните известное повествование о встрече Александра Македонского с философом Диогеном Синопским. Когда Диоген даже не пошевелился встать при приближении императора и сказал ему, что он «собака», Александр предложил ему попросить все, чего тот захочет. Казалось бы, вот она – возможность исполнения практически любого человеческого желания! Но Диоген ответил: «Отойди, ты мне солнце закрываешь».

Я уже немного упомянул о том, какие страсти порождает зависть, но не сказал, что является корнем самой зависти. Возможно, многие, кто знакомился со святоотеческой письменностью, замечали, что наши аскеты и подвижники основой греховной жизни полагают гордость. Не является здесь исключением и рассматриваемая нами страсть. «Корень и начало зависти есть гордость, – пишет свят. Тихон Задонский, – гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, которые мнят о себе, что они есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считают за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: “Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи” (1 Цар. 18:8). Поэтому и начал гнать неповинного».

Опасность зависти, пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин, заключается еще и в том, что это ее горделивое основание приводит к патологии, когда зависть разжигается теми «лекарствами», которые излечивают другие пороки. Например, человек сильно скорбит о нанесенной ему обиде. Если обидчик попросит у обиженного прошения, то это исцелит обоих. Но если обиженный завидует обидчику, то любое его проявление благосклонности, приветливости и смирения будет раздражать и гневить еще больше.

Подведем маленький итог. Зависть – особенная, страшная, разъедающая страсть, ввергающая человека в духовную смерть еще при жизни на земле. Только этот факт должен стимулировать нас противостоять ей всеми силами. Лекарство от зависти – постоянная благодарность Богу за то, что имеем, и всяческое стремление стяжать смирение как антипод гордости – корню зависти. Важно также взор свой обращать на тех, кому хуже, а не на тех, кому лучше, и помнить, что даже за внешним благополучием могут скрываться такие проблемы, от которых мы будем готовы отказаться вместе с предметом зависти.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей