Как перестать завидовать людям?
Иногда, когда мне в чём-то не повезло, а у другого всё получилось, я испытываю чувство зависти. Стараюсь не думать об этом, думаю о хорошем, но эти мысли преследуют меня день, два, иногда даже неделю не могу успокоиться. Что мне делать, чтобы не было таких мыслей?
С точки зрения религии:
Зависть – один из больших грехов. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Неужели они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?!» (сура «Ан-Ниса», аят 54).
أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلَى مَا آتَاهُمُ اللهُ مِنْ فَضْلِه
(Смысл) «Не завидуйте друг другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями!» («Аль-муджамуль-авса», № 7874.)
لا تحاسدوا ولا تدابروا وكونوا عباد الله إخوانا
В другом хадисе говорится (смысл): «…и не соберутся в сердце раба иман (вера) и зависть» («Сахих Ибн Хиббан», № 4606)
ولا يجتمع في جوف عبد الإيمان والحسد
Эти и многие другие изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) строго запрещают проявление зависти, потому что зависть – это проявление негодования волей Всевышнего, Который даровал что-либо другому человеку.
Чтобы избавиться от этого чувства, в первую очередь, Вам надо понять и осознать всем сердцем, что то, чем обладает другой человек, даровано ему Всевышним. Именно Аллах, Создатель мира сего, наделил его тем благом, и Ваша зависть есть негодование Его решением. Подумайте над этим, и как только Вы прокрутите эту мысль у себя в голове и полностью осознаете, Вам будет намного проще избавиться от этого плохого качества.
Если Вы хотите добиться чего-либо, то должны стараться, идти к этому, работать над тем, чтобы осуществить свою цель. Безусловно, в этом Вам поможет проявление благодарности Аллаху за то, чем Он уже наделил Вас. Благодарность необходимо проявлять, прославляя Аллаха чтением зикра, тасбиха и т. п., совершением богослужения.
С точки зрения психологии:
Что касается такого качества, как зависть, то про него можно сказать то, что это качество вредит самому завистнику и превращает его жизнь в сплошное болезненное сравнение в ущерб себе. Именно сравнение и лежит в основе зависти. Тот, кто завидует, всегда сверяет своё собственное положение с положением других и, как правило, делает вывод о том, что у других всё обстоит лучше.
Только доподлинно ответив на вопрос по поводу того, что заставляет конкретного человека всё время сравнивать себя с другими, появится реальный шанс помочь ему. Вот и давайте подумаем вместе над тем, что толкает Вас на эти действия. Из того, что Вы написали, видно, что чаще всего зависть возникает в тех случаях, когда другому удаётся то, что не удаётся Вам. Все те обстоятельства, которые привели другого человека к тому, к чему Вы больше всего испытываете зависть, Вы достаточно узко обозначили как везение. Размышляя таким образом, Вы начинаете думать о том, что и Вам могло вот так повезти, что и Вы могли бы оказаться на его месте и воспользоваться теми благами, которые достались другому. Эти мысли очень опасны. Основная опасность заключается в том, что где-то в глубине души Вы желали бы, чтобы тот, другой, лишился своих благ. И не нужно спешить оправдываться, что это не так. Обманывая себя всяческими отговорками, Вы только отсрочите тот день, когда полностью избавитесь от такого качества, как зависть. Нужно набраться смелости и честно признать наличие в себе отрицательного, потому как через полное осознание всей проблемы приходит очищение мыслей.
Другая опасность заключается в том, что, говоря о везении или невезении, Вы исключаете такую важную составляющую как личный вклад другого человека в свою жизнь. Ведь что значит «повезло»? На самом деле, везение – это есть не что иное, как результат усилий, настойчивости и личного вклада. Не нужно думать, что Вам не везёт и сетовать на этот счёт, вместо этого приложите максимум усилий для достижения желаемого.
В то же время крайне важен и тот немаловажный аспект, что, выражая своё недовольство тем, что другому повезло, Вы, тем самым, как мусульманин, выражаете несогласие с волей Всевышнего, а это очень нехорошо и недопустимо для искренне верующего. Научитесь радоваться успехам других, тогда и Ваши дела наладятся и Вы легко избавите себя от мрачных мыслей.
Мухаммад-Амин Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Зависть – «если не мне, то и не тебе»
Зависть – социально-психологическое состояние, охватывающее целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
Наверно, практически каждый сталкивался с ситуацией, когда у кого-то из знакомых жизнь налаживается, увеличивается имущество, появляются новые возможности, авторитет в обществе и т. д., и в это время в сердце других появляется не совсем хорошая мысль, к примеру: «Почему всё ему, а не мне?!», «Дай Аллах, чтобы у него ничего не получилось». Тут действует принцип: «Если не мне, то и не тебе».
Бывают элементарные ситуации, к примеру в ремесле или торговле: если у соседской лавки дела идут хорошо, торговля прекрасная, то у других уже появляется зависть, которая их гложет, но они это стараются не показать, и нередки случаи, когда завистник готовит какую-нибудь пакость.
Если рассмотреть такое явление, как зависть, не с точки зрения религии и духовной стороны, то можно понять и убедиться, что человек, испытывая это негативное чувство, в итоге порой впадает в депрессию и тем самым вредит самому себе, своему здоровью. Такой человек не только в мире вечном остаётся в убытке, но и в этом мире тоже получает только стресс и болезни от переживания.
Понимая этот факт, задумываясь над ним, можно прийти к выводу, что завидовать кому-то не имеет смысла, а наоборот, это чувство только ухудшит положение.
Как же к зависти относится Ислам?
Ни одна конфессия, в том числе Ислам, не приветствует проявление зависти, более того – все религии считают её греховным делом. Что далее говорить об этом грехе, если первое убийство на земле было совершено именно по причине зависти!
Кабиль, сын Адама (мир ему), пророка и первого человека, проявил зависть к своему брату Хабилю из-за того, что Всевышний принял пожертвование Хабиля, а жертву Кабиля не принял. В итоге Кабиль убил своего брата Хабиля. Как мы уже поняли, первое проявление зависти произошло ещё во время первого человека на земле, и мы знаем, каков итог этой истории. Да, люди и сегодня убивают друг друга по причине зависти.
Бывают случаи, когда человек отдаёт последние деньги на дорогую обувь или одежду только из-за того, что у его друзей или соседей одежда дорогая, а ему хочется показать, что «я тоже имею возможность» или « я ничем не хуже». Тем самым, конечно, человек поступают очень неправильно.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зависть сжигает благие деяния, как пламя пожирает дрова» (Абу Давуд, ибн Маджах). Получается, что не только человек будет отвечать за грех зависти, но вдобавок сама по себе зависть сжигает его благие дела.
Самое страшное, что зависть – очень трудно распознаваемое качество, потому как этот грех связан с сердцем, то есть скрытый грех, и очень часто сам человек не может выявить его в себе, а если и выявляет, то не может избавиться от него. А избавиться от такой болезни нужно обязательно, потому как Аллах в Коране сказал:
يوم لا ينفع مال ولا بنون إلا من أتى الله بقلب سليم
смысл: «День (Великого Суда) в котором не помогут имущество и дети, а поможет только чистое сердце (без внутренних грехов, таких как зависть, гнев, показуха и т. д.)» (сура «аш-Шуара», аят 87–88).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не смотрит на ваш облик и внешность, а, поистине, смотрит на ваши сердца и ваши деяния (соответственно вашим сердцам)» (имам Муслим, № 2563; ибн Хаббан; ибн Маджах).
Человеку не поможет ничего, кроме чистого сердца и деяний, совершённых искренне ради Аллаха. Если же деяния совершены не ради Аллаха, а для показухи, и в сердце есть разные болезни, в том числе зависть, то этот человек будет находиться в большом убытке перед Аллахом.
Поэтому человек обязан остерегаться скрытых пороков и грехов так же, как и явных. Аллах в Коране сказал:
وَلاَ تَقْرَبُواْ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ
смысл: «И не приближайтесь к мерзостям (грехам, запретам) явным и тайным» (сура «аль-Анам», аят 151).
К примеру, любой явный грех, такой как воровство, прелюбодеяние и т. д., очень легко распознать, потому как здесь греховность очевидна, соответственно и бороться с такими грехами легче, ведь с явным врагом легче бороться, чем с тайным.
Хусайн сын Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах) говорил: «Есть три самых мерзких качества:1) алчность – из-за алчности Адама (мир ему) вывели из Рая; 2) зависть – из-за зависти произошло первое убийство на земле; 3) высокомерие – из-за высокомерия Иблис был изгнан из Рая».
Абу Ляйс ас-Самарканди (да смилуется над ним Аллах) сказал: «У троих не принимается мольба: 1) у того, кто употребляет в пищу недозволенное; 2) у того, кто много сплетничает; 3) у того, у кого в сердце зависть к мусульманам». Даже дуа таких людей не принимается, как утверждает ас-Самарканди.
Зависть влечёт за собой ряд и других грехов. Как правило, завистник не будет сидеть сложа руки, а будет стараться что-то предпринять, чтобы заполучить то, что имеет тот, кому он завидует, или просто лишить того человека этой вещи.
К примеру, человек, который завидует, всячески будет наговаривать на того, кому завидует, будет за спиной обсуждать этого человека, испытывать злость на него, настраивать людей против него, искать недостатки и раскрывать их людям и т. д. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек имеет благие качества до тех пор, пока не появится в нём зависть» (ат-Табарани).
Как лечить зависть?
Человеку в первую очередь нужно поставить себя на место того, кому Аллах даёт что-то. Ведь завистник сам себе пожелал бы всего хорошего, вот так же другому человеку нужно желать того, чего желаешь себе.
Если человек будет уповать на Аллаха и верить, что все по воле Аллаха, то не будет у него в сердце зависти, потому как будет знать, что все происходящее по воле Аллаха. Но для такого понимания человек должен воспитать себя и укрепить веру. А укрепить веру, воспитать себя возможно путем много поминания Аллаха, благословения Пророка (мир ему и благословение), искреннего совершения поклонения, молитв и просьбы у Аллаха защиты от сатаны.
Дозволенная зависть
Конечно, есть те, которым можно завидовать, и нет в этом греха. Но тут важно, какая это зависть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Можно завидовать двум: 1) знающему Коран и следующему этому Корану, 2) богатому человеку, который расходует своё богатство на пути Аллаха».
В данном случае человек может завидовать «белой завистью», т. е. желать и себе знания Корана или имущества, чтобы расходовать его на пути Аллаха. Такая зависть даже похвальна, ведь она ведёт к благому. Если бы каждый человек желал именно этого, то на земле было бы всё по-другому. Но, конечно, Аллах знает лучше.
Да поможет нам Аллах остерегаться явных и тайных пороков и грехов!
Источник
Дуа для избавления от зависти
Зависть является одним из самых скверных качеств. Она способна даже разрушить жизнь человека. Если он не избавится от зависти, это может подтолкнуть его ко многим грехам и преступлениям: разжиганию ссор, обману, клевете, а порой и к более тяжким прегрешениям.
По своей сути зависть человека – это его недовольство тем, что предопределил Всевышний Аллах. Ведь завистник не желает принять того, что Всевышний даровал человеку, который стал объектом его зависти.
На самом деле цель завистника – чтобы человек, которому Всевышний даровал благо, лишился его, и неважно, религиозных или мирских дел это касается. Вот к таким преступным мыслям и целям толкает человека его зависть.
Упоминание о зависти мы можем найти в истории создания первого человека – пророка Адама (мир ему). После сотворения первого человека на Земле Всевышний приказал всем поклониться Адаму (мир ему). Все исполнили приказ Господа, и единственным, кто отказался пасть ниц перед Адамом (мир ему), стал Иблис, усомнившись, таким образом, в творении Аллаха и Его воле.
Причиной ослушания Иблиса стала его зависть к пророку Адаму (мир ему). Урожай этого ослушания мы пожинаем и по сей день, ведь потомки и последователи Иблиса продолжают вводить людей в заблуждение.
Всевышний Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) предостерегают нас от зависти и проявлений ревности и злобы, которые являются следствием зависти. Зависть приносит человеку только вред – разрушает его внутренний мир, счастье и здоровье, а также уничтожает награду за его благие деяния.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إيَّاكُمْ وَالحَسَدَ؛ فَإنَّ الحَسَدَ يَأكُلُ الحَسَنَاتِ كَمَا تَأكُلُ النَّارُ الحَطَبَ أَوْ قَالَ: العُشْبَ
«Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые деяния подобно тому, как огонь пожирает дрова (или: . траву)» (Абу Дауд, 4903; Аль-Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 6184).
Завистник никогда не пожелает объекту своей зависти благосостояния, наоборот, он будет мечтать сам получить от Аллаха всё хорошее, чтобы никто другой не обладал теми благами, которые он желает себе. Поэтому от такого качества верующему необходимо избавляться.
Чтобы избавиться от зависти и других скверных качеств, верующий должен стараться вести над собой большую работу. Лучшим средством для этого является вступление под опеку истинного шейха.
Также избавиться от зависти верующему поможет обращение к Всевышнему с мольбой избавить его от этого плохого качества. Дуа является самым действенным оружием мусульманина, прежде всего в борьбе против своего нафса.
Дуа – это прекрасная связь между рабом и создателем, которая приносит успокоение рабу. Верующий всегда нуждается в Аллахе, и посредством дуа он показывает Всевышнему свою нужду, прибегает к Его помощи и показывает свою смиренность перед Ним.
Всевышний Создатель приказал своим рабам делать дуа и дал слово отвечать на их мольбы. Поэтому верующий, который всегда чувствует привязанность к Всевышнему Аллаху, обращается к Нему с мольбами в трудности и благополучии, в болезни и здравии, в волнении и спокойствии, ведь Всевышний Аллах не оставляет без внимания тех, кто прибегает к Его помощи.
Лучше всего обращаться к Всевышнему Аллаху с теми мольбами, которые практиковал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и советовал своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах).
От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял эти мольбы и всегда обращался к Аллаху вечером и утром:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي دِينِي وَدُنْيَايَ وَأَهْلِي وَمَالِي، اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِي وَآمِنْ رَوْعَاتِي، اللَّهُمَّ احْفَظْنِي مِنْ بَيْنِ يَدَيَّ، وَمِنْ خَلْفِي، وَعَنْ يَمِينِي، وَعَنْ شِمَالِي، وَمِنْ فَوْقِي، وَأَعُوذُ بِعَظَمَتِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتِي
«Аллаhумма, инни асъалю-кя-ль-‘афийата фи-д-дуня ва-ль-ахирати. Аллаhумма, инни асъалю-кя-ль-‘афва ва-ль-‘афийата фи дини, ва дуня-я, ва ахли ва мали. Аллаhумма-стур ‘аврати ва амин рав‘ати. Аллахумма-хфаз-ни мин байни ядайя, ва мин хальфи, ва ‘ан йамини, ва ‘ан шимали, ва мин фавки, ва а‘узу би-‘азамати-кя ан угтала мин тахти.
(О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении от недостатков в мире этом и в мире ином. О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении во всём, что касается моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества. О Аллах, прикрой мои недостатки и огради меня от страха. О Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю к защите Твоего величия от того, чтобы быть предательски убитым снизу (провалившись под землю))». (Абу Дауд, 5074; Ибн Маджах, 3871; Ибн Хиббан, 961; Ан-Насаи, «‘Амаль аль-йавм ва-л-ляйля», 566)
От Шакаля бин Хумайда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды он попросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) научить его какой-нибудь мольбе. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ سَمْعِي، وَمِنْ شَرِّ بَصَرِي، وَمِنْ شَرِّ لِسَانِي، وَمِنْ شَرِّ قَلْبِي، وَمِنْ شَرِّ مَنِيِّي
«Говори: «Аллаhумма, инни а’узу би-ка мин шарри сам’и, ва мин шарри басари, ва мин шарри лисани, ва мин шарри кальби ва ми шарри маниййи. (О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла моего слуха, и от зла моего зрения (от взглядов на запретное), и от зла моего языка, и от зла моего сердца, и от зла моих половых органов)»». (Абу Дауд, 1551; Тирмизи, 3492)
Имам аль-Манави в своей книге «Файз аль-Кадир», комментируя слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «и от зла моего сердца», пишет следующее:
«…от таких болезней сердца, как зависть, злоба, ненависть, желание приобрести высокое положение и другие».
Зависть губительно влияет на человека. Тот, кому присуще это скверное качество, всегда думает только о том, чего он не имеет. Истинному же верующему следует думать о том, что он имеет, и выражать благодарность Всевышнему за это. Зависть разрушает человека и его счастье, лишая покоя, поэтому завистливый человек никогда не сможет быть счастливым.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Источник