- Как бороться с завистью: советы святых отцов
- Основные признаки и причины зависти
- Иоанн Златоуст
- Иоанн Кассиан Римлянин
- Василий Великий
- Феофан Затворник
- Максим Исповедник
- Григорий Богослов
- Паисий Святогорец
- Другие советы святых отцов о зависти и борьбе с ней
- Зависть
- Из наследия Оптинских старцев
- Как Библия учит бороться с завистью: 5 способов искоренить чувство, съедающее человека изнутри
- Признайте зависть
- Начните радоваться
- Молитесь за соперника
- Примите Бога
- Помните о любви Бога
Как бороться с завистью: советы святых отцов
Зависть — далеко не самое лучшее в человеке, но почти каждый страдает этой душевной болезнью, даже не осознавая этого. Человеку тоже непросто признаться в том, что он ревнует к другим, а избавиться от этого греха еще сложнее, потому что для этого нужно много усилий. Чтобы побороть ревность, нужно много времени. Как бы человек ни старался, советы святых отцов помогут избавиться от этого греха, с которым стоит познакомиться поближе.
Основные признаки и причины зависти
Если говорить о признаках такого состояния, как зависть, то они включают соперничество и неуместную ревность. Что касается главной причины зависти, то это человеческая гордость, которая ослепляет человека и заставляет его завидовать успехам других.
Иоанн Златоуст
Изучая рассуждения Иоанна Златоуста о зависти, стоит отметить, что святой отец сказал об этом грехе следующее:
- зависть — враг самого человека, ведущего очень скрытую борьбу;
- зависть даже хуже, чем вражда или обсуждение других и их действий;
- зависть — прямая вражда против Господа;
- грех зависти чем-то похож на человеческое безумие в физическом смысле и является очень навязчивым состоянием.
Иоанн Златоуст в целях борьбы с завистью рекомендует рационализировать это состояние и выстроить простейшую логическую цепочку. Создав логическую цепочку по отношению к человеку, которому мы завидуем, мы можем понять, почему он более успешен, делает что-то лучше, что позволит нам избавиться от этого состояния.
Иоанн Кассиан Римлянин
Святой отец Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что змей искушал Еву в свое время именно из зависти. Дьявол не только завидовал тому, что человек создан по образу Божию, но и провоцировал его на зависть. Этот святой говорит, что полностью победить зависть самостоятельно, а только с Божьей помощью невозможно, поэтому святой отец советует усиленно молиться. Если человек постоянно просит помощи у Господа, для которого нет ничего невозможного, то он обязательно поможет справиться с завистью.
Василий Великий
Святой Василий Великий говорит, что битву с завистью нельзя откладывать, нужно решать проблему здесь и сейчас. Святой Отец советует завистникам сначала осознать, что нечего завидовать, ведь земные вещи действительно бесполезны. Также святой советует сублимировать зависть в творческом преображении себя, так как это поможет достичь многих добродетелей.
Феофан Затворник
Святой отец Феофан Затворник советует побороть грех зависти через «не хочу». Изменить свое отношение к тому, на кого направлена зависть, будет невероятно сложно, но это необходимо сделать. Такие чувства, как симпатия и сострадание, должны войти в привычку завистливого человека, что поможет постепенно полностью искоренить зависть.
Максим Исповедник
Святой отец Максим Исповедник говорит следующее о грехе зависти и борьбе с этой зависимостью:
- нужно научиться сопереживать чужой боли и радоваться чужому счастью, потому что тогда не будет повода для зависти;
- не нужно хвастаться перед окружающими своими достижениями и богатством, потому что тогда другому человеку не будет дан повод для зависти;
- нужно относиться к ближнему как к самому себе, чтобы не было места зависти.
Прислушиваясь к советам святого отца и постоянно работая над собой, можно постепенно преодолеть грех.
Григорий Богослов
Святой Григорий Богослов сказал, что позор должен стать главным оружием человека против зависти. Зависть — это грех, который не лишен справедливости, поэтому человек будет наказан за этот грех при жизни. Отец говорит, что завистника легко узнать даже по несчастному выражению его лица, и что у завистников тоже есть психосоматические проблемы.
Паисий Святогорец
Святой отец Паисий Святорец сказал, что зависть можно просто назвать нелепым состоянием, и только здравый смысл поможет ее преодолеть. Зависть — страсть души. Чтобы добиться этого, вы должны довольствоваться тем, что у вас есть. Если это сработает, работайте усерднее и добивайтесь большего.
Другие советы святых отцов о зависти и борьбе с ней
Святые отцы Церкви советовали людям бороться с завистью следующим образом:
- нужно молиться за тех, кто не любит человека (совет монаха Nikon);
- бороться с завистью стоит усиленной молитвой, смирением, благоразумным молчанием (совет преподобного Амвросия);
- необходимо начинать борьбу, как только начинает проявляться зависть, потому что так можно будет быстрее избавиться от нее (совет монаха Макария);
- даже если страсть побеждена, человек не должен терять бдительность, ведь зависть может вернуться в любой момент (совет монаха Макария).
Зависть — это проявление зла во всех его проявлениях, поэтому жить с этим чувством невозможно, необходимо преодолеть эту страсть, снова пытаясь предотвратить ее вредное воздействие. Постоянно работая над собой и своим духовным состоянием, внимательно прислушиваясь к советам святых отцов, можно вести посильную борьбу с завистью и преодолеть это греховное чувство. Внутреннюю зависть следует заменить более позитивными чувствами, которые помогут вам стать ближе к Богу и избавиться от греха.
Источник
Зависть
Из наследия Оптинских старцев
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.
Преподобный Амвросий говорил о зависти:
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:
«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе
Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Источник
Как Библия учит бороться с завистью: 5 способов искоренить чувство, съедающее человека изнутри
Зависть — страшное чувство, которое вредит не столько окружающим, сколько самому завистнику, медленно, но уверенно съедая его изнутри. Бороться с ним очень сложно, особенно когда постоянно приходится наблюдать, как хорошо живут другие. Но можно и нужно.
Библия — это не только Божье Писание, но и кладезь мудрости. Если вчитаться в нее, можно понять, как Писание учит справляться с одним из страшных грехов человека — завистью. И способ борьбы не один.
Признайте зависть
Священное Писание учит, что человек должен уметь признавать зависть в себе. Не нужно считать ее чертой характера, зависть — это грех, и никак иначе охарактеризовать это чувство нельзя.
В Библии сказано:
Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, возлюбите чистое словесное молоко (Библию, Слово Бога), дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь.
Именно с такими словами в Писании к нам обращается апостол Петр.
Уже одно осознание греховности своих помыслов способно наставить человека на истинный путь.
Начните радоваться
Человек, который доволен собой и жизнью, никогда не завидует. Что такое зависть? В Библии говорится, что это чувство недовольства всем тем, что дает нам Бог.
Начните радоваться вместе с радующимися, а не завидовать. Чтобы с каждым днем это получалось все лучше, осознайте для себя, что зависть — это «тромб», мешающий человеку получить все благое, что приготовил для вас Господь, будь то какая-то прибыль или успех в любом деле.
Завистливый и гнилой душой человек всегда заблуждается, считая, что вот-вот и, спустя пару подлостей, устроенных для других, он станет счастливее, успешнее, богаче. Не станет. В Библии верно говорится:
Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета настигнет его.
И ведь действительно все так: еще ни один завистник не стал счастливее. Зато проблем у таких хоть отбавляй: то ли Бог наказывает, то ли сами себя карают, позволяя черному чувству сжирать изнутри.
Осознание человеком этого уже способно наставить на путь исправления. Нужно, признав греховность своего чувства, постепенно научиться радоваться успехам других. Сначала вам придется искать причины для радости, и со временем мозг сам научится не завидовать.
Молитесь за соперника
Если успех соперника не дает вам покоя, попробуйте пожелать ему еще большего успеха и помолиться за него. Пожелайте ему всего самого лучшего так, как будто желаете всего этого своим детям. Полюбите соперника, «полюбите своего врага», как учит тому Библия, и сами не заметите, как успех этого человека постепенно станет интересовать вас все меньше, а собственные дела пойдут на улучшение.
Все дело в том, что, когда человек начинает молиться о других (особенно о противниках), Бог начинает изменять его сердце в лучшую сторону, наполняя его любовью и радостью. Ведь в Библии сказано:
Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла.
Стоит человеку наполнить свое сердце искренней любовью, как черное чувство тут же покидает его. Мир становится намного светлее, а жизнь — радостнее «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».
Примите Бога
Принятие Бога тоже способно избавить от зависти, особенно если ранее человек не был верующим. Как только люди начинают принимать Бога и Спасителя в жизнь, их сердца начинают наполняться любовью к себе и окружающим: сначала медленно, а потом все быстрее. Мир вокруг меняется в лучшую сторону, о зависти и мыслей не возникает — греховные помыслы сами покидают голову любящего человека.
Помните о любви Бога
Важно не только принять Бога в свою жизнь, но и каждый день, каждую минуту помнить о его любви к вам. Это помогает избегать низкой самооценки, порождающей завистливые чувства.
Каждый раз, когда в голове проносится мысль о том, за что же кому-то достается счастье, вспоминайте о Божьей любви к вам. Просите его о своем, а не о чужом, и он обязательно пошлет:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.
И помните, что зависть — это лишь показатель того, что внутри вы не удовлетворены собой, не испытываете радости от того, что каждый день Бог дает вам. А ведь как много у человека богатств, если посудить, и как часто он не ценит их, пока не потеряет.
Источник