- Чем страшнее, тем желаннее: как справиться с жаждой мести?
- Как быть с этим желанием и что делать?
- Как прийти к осознанности и избавиться от желаний
- Надежды
- Зачем избавляться от желаний
- Примеры
- А на что рассчитывать можно?
- Как приходят к осознанности
- Как избавиться от желаний и прийти к осознанности
- Надежды
- Зачем избавляться от желаний
- А на что рассчитывать можно?
- Как приходят к осознанности
Чем страшнее, тем желаннее: как справиться с жаждой мести?
Иллюстративное фото: Pexels.com
Желание отомстить обидчику оказывает негативное влияние на психологическое состояние человека. И, несмотря на то, что со времен Фомы Аквинского желание отомстить относится к естественным законам природы, следует использовать все возможные методы, что бы избавиться от этого деструктивного и мучительного чувства.
Френсис Бэкон сказал, что во время мести человек становится подобен своему врагу. Если он прощает, то возвышается над ним.
Увы, не каждый может простить обидчика. Да, это и не всегда является целью. Психологи знают массу других приемов, как избавиться от желания отомстить.
Все методы объединяет конечная цель. Она заключается в восстановлении утраченного достоинства, которое неизбежно влечет за собой ощущение внутренней чистоты и спокойствия.
Подробнее о желании отомстить в созависимых отношениях рассказывает психолог Владимир Решетников в своем Instagram-блоге.
«Не важно, как долго и насколько интенсивно мы занимаемся самоанализом и работаем над своим выздоровлением от созависимости или любовной зависимости; не имеет значения, насколько устойчиво чувствуем себя в настоящий момент нашей жизни, время от времени у нас может появляться почти непреодолимое желание отомстить, наказать того человека, в отношениях с которым мы чувствами боль.
Мы можем хотеть сделать больно другому человеку, встав с ним, тем самым, на один уровень. Мы можем думать о том, что нам хочется, чтобы он почувствовал все то, что довелось почувствовать нам. И тогда понял бы, каково нам пришлось, а, может быть, даже раскаялся.
Мы хотим, чтобы жизнь воздала ему все по заслугам, и, кажется, даже готовы помочь в этом жизни», — пишет эксперт.
Все это, по словам специалиста, нормальные чувства, которые можно испытывать. Ведь они — часть нашего гнева и переживания утраты.
Как быть с этим желанием и что делать?
Необходимо беспристрастно разобраться с собственными посылами и желаниями, выяснить истинную природу мести
- Что именно я хочу получить, отомстив?
- Что мне будет от этого?
- Какой получу (или могу получить) результат?
«Эти чувства — часть нашего пути к новому пониманию себя и своей жизни. Вы можете позволить себе чувствовать желание мести, но это не значит, что вы должны руководствоваться им.
Это может быть для вас сигналом о том, что все в порядке: если вы позволяете себе чувствовать желание мести, но не позволяете ему превращаться в действия — вы на правильном пути», — говорит психолог.
- Это еще один шаг в работе над собой — позволить себе вытащить наружу свои гнев, боль и обиду, чтобы освободиться от них.
- Если желание мести превращается в действие — это будет для нас знаком, что мы вновь заковываем себя в цепи созависимых отношений, делая себя судьей. Тем самым мы снова эмоционально привязываем себя к человеку, который причинял нам боль.
- Месть, как чувство — это часть нашего пути к освобождению от боли и прощению. Мы выпускаем так свой гнев, который помогает нам извлечь необходимые уроки и восстановить свои личные границы.
- Месть, как действие — это очередной крючок созависимости, которым мы цепляем сами себя. И это дорога в никуда.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник
Как прийти к осознанности и избавиться от желаний
Несколько месяцев назад у меня созрел план двух небольших статей. Первую хотел назвать «Принцип искренности», вторую — «Принцип тщетности». Их основные идеи простые, испытанные на себе и клиентах. Но я, как часто бывает, не удержался и начал мудрить.
Основная мысль статьи об искренности: даже сомнения в святом — чисты, потому что честны.
Основная мысль статьи о тщетности: страх уходит, когда осознаешь неизбежность потери.
Надежды
Самый распространенный способ радоваться жизни — это обсасывание сладких надежд. Надежды лелеют, упоенно выстраивают, хватаются за них, как за единственное спасение. И страдают в основном, когда этим хрупким химерам что-то грозит.
Убей надежду, и что останется? Без нее срываются в безнадегу. Словно есть только два варианта — либо успех, на который надеются, либо полный абзац. Поэтому и радуются не настоящему, а надеждам на лучшее, и страдают не столько в реальных ситуациях, сколько от мрачных прогнозов. Даже грусть по прошлому — это такое предвидение лишенной чего-то важного жизни.
Присмотритесь внимательней: вы радуетесь не реальным победам и приобретениям, а открывающимся в такие минуты привлекательным видам на будущее. И расстраиваетесь не проигрышам и потерям, а мрачным предчувствиям грядущего ухудшения ситуации.
Так живут не настоящей, а предполагаемой жизнью. Видимо текущий миг, хоть и остается единственной реальностью, — слишком краток, чтобы принимать его всерьез. А вот будущее кажется обширным… пока ум фокусируется на опасениях и надеждах. Иного будущего для нас нет.
Зачем избавляться от желаний
Желания — это присвоение несуществующего: ум в воображении снимает кино о затмевающем реалии будущем, и принимает его за гарантированный сценарий жизни. Распаленные навязчивые желания — это и есть надежды.
Когда-то давно я вычитал, что Будда предлагал отключение желаний как средство излечения от всех проблем. И мне казалось — это какая-то запредельная фантастика для сказочных аскетов. Как так — взять и перестать желать? Нутро не подчиняется таким заклинаниям.
Но спустя годы я увидел, как желания отваливаются сами, когда обнажаешь их тщетность — беспочвенные расчеты заполучить желанное.
Желание излучает жар томления, пока рассчитываешь на его исполнение. Нет расчета — нет желания. Поэтому никто всерьез не мечтает о таких фантастических вещах, как: мир во всем мире, вечная молодость и здоровье, сверх-способности… Мечтают о том, на что рассчитывают.
От желания избавляешься, когда пронизывающе осознаешь его бессмысленность. То есть изначально в нем «смысл» маячит. Его еще называют «вторичной выгодой». Когда видишь, что «выгода» не оправдывается, мышление и поведение меняются спонтанно.
Маешься от желания? Осознай необоснованность расчета — и желание уйдет. Иногда осознание накрывает мгновенно, иногда требует ювелирного анализа или «медитации» о природе явления.
Примеры
Тщетно — рассчитывать на конкретное будущее — его может не случиться.
Тщетно — доказывать правоту — этот голод никогда не унять доказательствами.
Тщетно — скандалить, рассчитывая на согласие и понимание — конфликты ведут к разрушению.
Тщетно рассчитывать на справедливость — у жизни свои неведомые нам планы.
Тщетно — умничать и рисоваться — лишаешься реальной душевной близости.
Тщетно требовать любви — принуждения к ней вызывают противоположную реакцию неприязни.
Тщетно — рассчитывать на покровительство — страх потери опор не покинет.
Тщетно — рассчитывать на взаимность, если ее изначально нет.
Тщетно оберегать ребенка на каждом шагу. Реальность не станет его жалеть, но даст ему шанс повзрослеть.
Тщетно — сопротивляться правде — самообман покоя не даст.
Тщетно — принуждать себя к осознанности. Она, как и сон, естественна — нечто из глубин начинает спонтанно интересоваться настоящим.
А на что рассчитывать можно?
Представьте, как после трудового дня, изголодавшись, вы решаете наградить себя вкусным ужином, и обтекая слюнями, несете тарелку к экрану, чтобы оттянуться за просмотром сериала. Насколько полно вы принимаете в этот миг настоящее? Ведь вы — само ожидание наступающего отрезка комнатного счастья.
Нутро настраивается на единственный вариант реальности в счастливом ублажении ума и тела. А что если на полпути тарелка с едой перевернется на пол? Маленькая частная трагедия, а?
А ведь желанного и годами ждут. Масштабные цели — масштабный облом расчет. Насколько надежны такие расчеты? Контролируем ли мы будущее? Знаем его?
Мы знаем даты, можем предсказывать статистически вероятные последствия, дела и встречи в конкретные дни. Но какими они будут, по-настоящему не знаем никогда.
Не знаешь даже, о чем подумаешь через секунду. Что есть кроме этого мига? Череда мельтешащих, пугающих и обнадеживающих миражей в уме.
Но мы врем себе, потому что любим надеяться. Не берем в расчет такую реальную вероятность, что никакого будущего для нашего драгоценного «я» может не наступить вообще. Форс-мажоры, внезапные неотложные дела, рояли в кустах и прочие спонтанности жизни — их в расчет включать не спешат.
Десять лет назад одна моя родственница неожиданно покинула тело в 30-летнем возрасте. У нее заболела голова, а через два часа ее не стало. Никто не ожидал.
Надежда — это воображаемое владение чем-то якобы реальным. Хрупкая фантазия, на которую делают ставку размером с жизнь.
Контрольные вопросы: «Чего я себе присвоил(а)? За что трясусь?».
Как приходят к осознанности
Могу ли я владеть человеком? Могу ли гарантировано проводить с ним время, когда захочу? Владею ли «собственным» телом? Гарантировано ли успешное будущее?
Это непростая истина. Для ума, привыкшего владеть она тревожна, потому что сжигает его эфемерные богатства. Через боль разочарования в иллюзиях приходят к осознанности.
Когда кажется, что хочешь осознанности, на деле снова пытаешься овладеть миражом, каким-то иным воображаемым состоянием. Осознанность — это вкушение того, что есть уже, каким бы оно ни было.
Реальной осознанности не хочется — ее можно только благодарно принимать — она раскрывающаяся правда. А желание осознанности — жвачка для ума, смакование «обгоняющего» реальность образа себя «лучшего», осознающего. И очередная надежда.
Осознанность вскрывает неприятие настоящего: приближаешься к нему вплотную, видишь, как этот протест против реальности требует удовлетворения. Но ты уже знаешь, что насыщать его тщетно — можно бегать от себя годами. Поэтому больше не дергаешься, не спешишь, а продолжаешь смотреть.
Становится тяжелей. Эго словно тошнит. Но если не сбегаешь, тогда блок голодного «я» пронизывает насквозь жизненной энергией. И все проходит. С потерей очередного иллюзорного владения уходят и переживания о нем. Никакого оргазмического насыщения. Просто покой и ясность.
Разочарование в иллюзорном отрезвляет и возвращает к настоящему. Все будет отпущено. Возможно, что-то останется. Мы никогда не знаем, как сложится. Будет, как Бог даст.
Источник
Как избавиться от желаний и прийти к осознанности
Несколько месяцев назад у меня созрел план двух небольших статей. Первую хотел назвать «Принцип искренности», вторую — «Принцип тщетности». Их основные идеи простые, испытанные на себе и клиентах. Но я, как часто бывает, не удержался и начал мудрить.
Основная мысль статьи об искренности: даже сомнения в святом — чисты, потому что честны.
Основная мысль статьи о тщетности: страх уходит, когда осознаешь неизбежность потери.
Статья об искренности получилась краткой и образной. Статья о тщетности — объемная. Ее выкладываю сейчас. Тема оказалась шире и сложней, чем предполагалось. Несколько страниц из черновика статьи вырезал. Наверное, выложу их в другой раз.
Надежды
Самый распространенный способ радоваться жизни — это обсасывание сладких надежд. Надежды лелеют, упоенно выстраивают, хватаются за них, как за единственное спасение. И страдают в основном, когда этим хрупким химерам что-то грозит.
Убей надежду, и что останется? Без нее срываются в безнадегу. Словно есть только два варианта — либо успех, на который надеются, либо полный абзац. Поэтому и радуются не настоящему, а надеждам на лучшее, и страдают не столько в реальных ситуациях, сколько от мрачных прогнозов. Даже грусть по прошлому — это такое предвидение лишенной чего-то важного жизни.
Присмотритесь внимательней: вы радуетесь не реальным победам и приобретениям, а открывающимся в такие минуты привлекательным видам на будущее. И расстраиваетесь не проигрышам и потерям, а мрачным предчувствиям грядущего ухудшения ситуации.
Так живут не настоящей, а предполагаемой жизнью. Видимо текущий миг, хоть и остается единственной реальностью, — слишком краток, чтобы принимать его всерьез. А вот будущее кажется обширным… пока ум фокусируется на опасениях и надеждах. Иного будущего для нас нет.
Зачем избавляться от желаний
Желания — это присвоение несуществующего: ум в воображении снимает кино о затмевающем реалии будущем, и принимает его за гарантированный сценарий жизни. Распаленные навязчивые желания — это и есть надежды.
Когда-то давно я вычитал, что Будда предлагал отключение желаний как средство излечения от всех проблем. И мне казалось — это какая-то запредельная фантастика для сказочных аскетов. Как так — взять и перестать желать? Нутро не подчиняется таким заклинаниям.
Но спустя годы я увидел, как желания отваливаются сами, когда обнажаешь их тщетность — беспочвенные расчеты заполучить желанное.
Желание излучает жар томления, пока рассчитываешь на его исполнение. Нет расчета — нет желания. Поэтому никто всерьез не мечтает о таких фантастических вещах, как: мир во всем мире, вечная молодость и здоровье, сверх-способности… Мечтают о том, на что рассчитывают.
От желания избавляешься, когда пронизывающе осознаешь его бессмысленность. То есть изначально в нем «смысл» маячит. Его еще называют «вторичной выгодой». Когда видишь, что «выгода» не оправдывается, мышление и поведение меняются спонтанно.
В статье «Правила отношений» я постарался описать ту самую тщетность популярных нереалистичных расчетов, которые отношения портят.
Не путайте естественное исчезновение желаний с их обесцениванием и подавлением — это кратчайший путь к самоотчуждению и депрессии. Об этом говорил подробней в статье «Любить жизнь».
Маешься от желания? Осознай необоснованность расчета — и желание уйдет. Иногда осознание накрывает мгновенно, иногда требует ювелирного анализа или «медитации» о природе явления.
Примеры
Тщетно — рассчитывать на конкретное будущее — его может не случиться.
Тщетно — доказывать правоту — этот голод никогда не унять доказательствами.
Тщетно — скандалить, рассчитывая на согласие и понимание — конфликты ведут к разрушению.
Тщетно рассчитывать на справедливость — у жизни свои неведомые нам планы.
Тщетно — умничать и рисоваться — лишаешься реальной душевной близости.
Тщетно требовать любви — принуждения к ней вызывают противоположную реакцию неприязни.
Тщетно — рассчитывать на покровительство — страх потери опор не покинет.
Тщетно — рассчитывать на взаимность, если ее изначально нет.
Тщетно оберегать ребенка на каждом шагу. Реальность не станет его жалеть, но даст ему шанс повзрослеть.
Тщетно — сопротивляться правде — самообман покоя не даст.
Тщетно — принуждать себя к осознанности. Она, как и сон, естественна — нечто из глубин начинает спонтанно интересоваться настоящим.
А на что рассчитывать можно?
Представьте, как после трудового дня, изголодавшись, вы решаете наградить себя вкусным ужином, и обтекая слюнями, несете тарелку к экрану, чтобы оттянуться за просмотром сериала. Насколько полно вы принимаете в этот миг настоящее? Ведь вы — само ожидание наступающего отрезка комнатного счастья.
Нутро настраивается на единственный вариант реальности в счастливом ублажении ума и тела. А что если на полпути тарелка с едой перевернется на пол? Маленькая частная трагедия, а?
А ведь желанного и годами ждут. Масштабные цели — масштабный облом расчет. Насколько надежны такие расчеты? Контролируем ли мы будущее? Знаем его?
Мы знаем даты, можем предсказывать статистически вероятные последствия, дела и встречи в конкретные дни. Но какими они будут, по-настоящему не знаем никогда.
Не знаешь даже, о чем подумаешь через секунду. Что есть кроме этого мига? Череда мельтешащих, пугающих и обнадеживающих миражей в уме.
Но мы врем себе, потому что любим надеяться. Не берем в расчет такую реальную вероятность, что никакого будущего для нашего драгоценного «я» может не наступить вообще. Форс-мажоры, внезапные неотложные дела, рояли в кустах и прочие спонтанности жизни — их в расчет включать не спешат.
Десять лет назад одна моя родственница неожиданно покинула тело в 30-летнем возрасте. У нее заболела голова, а через два часа ее не стало. Никто не ожидал.
Надежда — это воображаемое владение чем-то якобы реальным. Хрупкая фантазия, на которую делают ставку размером с жизнь.
Контрольные вопросы: «Чего я себе присвоил(а)? За что трясусь?»
Как приходят к осознанности
Могу ли я владеть человеком? Могу ли гарантировано проводить с ним время, когда захочу? Владею ли «собственным» телом? Гарантировано ли успешное будущее?
Это непростая истина. Для ума, привыкшего владеть она тревожна, потому что сжигает его эфемерные богатства. Через боль разочарования в иллюзиях приходят к осознанности.
Когда кажется, что хочешь осознанности, на деле снова пытаешься овладеть миражом, каким-то иным воображаемым состоянием. Осознанность — это вкушение того, что есть уже, каким бы оно ни было.
Реальной осознанности не хочется — ее можно только благодарно принимать — она раскрывающаяся правда. А желание осознанности — жвачка для ума, смакование «обгоняющего» реальность образа себя «лучшего», осознающего. И очередная надежда.
Осознанность вскрывает неприятие настоящего: приближаешься к нему вплотную, видишь, как этот протест против реальности требует удовлетворения. Но ты уже знаешь, что насыщать его тщетно — можно бегать от себя годами. Поэтому больше не дергаешься, не спешишь, а продолжаешь смотреть.
Становится тяжелей. Эго словно тошнит. Но если не сбегаешь, тогда блок голодного «я» пронизывает насквозь жизненной энергией. И все проходит. С потерей очередного иллюзорного владения уходят и переживания о нем. Никакого оргазмического насыщения. Просто покой и ясность.
Разочарование в иллюзорном отрезвляет и возвращает к настоящему. Все будет отпущено. Возможно, что-то останется. Мы никогда не знаем, как сложится. Будет, как Бог даст.
Если хочется углубиться в тему, обязательно почитайте:
Источник