Как избавиться от жестокосердия православие
А НА ДОМ ДАВИДА И НА ЖИТЕЛЕЙ ИЕРУСАЛИМА ИЗОЛЬЮ ДУХ БЛАГОДАТИ И УМИЛЕНИЯ, И ОНИ ВОЗЗРЯТ НА НЕГО, КОТОРОГО ПРОНЗИЛИ, И БУДУТ РЫДАТЬ О НЕМ, КАК РЫДАЮТ ОБ
ЕДИНОРОДНОМ СЫНЕ, И СКОРБЕТЬ, КАК СКОРБЯТ О ПЕРВЕНЦЕ. В ТОТ ДЕНЬ ПОДНИМЕТСЯ БОЛЬШОЙ ПЛАЧ В ИЕРУСАЛИМЕ, КАК ПЛАЧ ГАДАДРИММОНА В ДОЛИНЕ МЕГИДДОНСКОЙ.
ЗАХ. 12:10-11
ЖЕСТОКОСЕРДИЕ – величайшее бедствие и отвратительнейшее зло!
Оно существует не только в мире, но и во многих людях, часто бывающих в доме Божьего. Под религиозными ризами у многих скрывается каменное сердце. Бывает так, причем нередко, что люди принимают водное крещение и принимают участие в вечере Господней, не пропускают проповеди Слова и даже, пусть формально, но все же исполняют свой религиозный долг, однако, при этом их сердце остается каменным. В таком сердце нет биения духовной жизни, нет никакого духовного чувства. Ничто доброе не выходит из него, оно бесплодно, как может быть бесплоден камень.
Молитва без желания, хвала без чувства, проповедь без ревности по Боге. Представьте вырубленное из мрамора сердце. Оно холодно и безжизненно, подобно ему, холодны и безжизненны каменные сердца людей. Безразличие, равнодушие, апатия суть симптомы смерти.
Но наш Бог сотворивший нас, способен и обновить нас!
НА ДОМ ДАВИДА И НА ЖИТЕЛЕЙ ИЕРУСАЛИМА ИЗОЛЬЮ ДУХ БЛАГОДАТИ И УМИЛЕНИЯ, И ОНИ ВОЗЗРЯТ НА НЕГО, КОТОРОГО ПРОНЗИЛИ. ЗАХ. 12:10. Падший человек не способен обновить свое собственное сердце. Разве может камень самостоятельно превратиться в воск, а гранит размягчиться и стать глиною? Только Господь, сотворивший небо и землю, способен обновить дух человека. Эта сила пребывает во всемогущем Духе Божьем. Вначале Он носился над водою и силою Своею произвел устройство из неустройства. Этот же Дух в наше время предается размышлениям о наших душах и приводит неустройство нашего естественного состояния к свету, жизни и послушанию.
Иегова, сотворивший нас, способен и обновить нас!
Разве наши обстоятельства не подвластны Ему? Есть ли что трудное для Господа?
Разве умалился Дух Господень? Господь исполняет человека новой жизнью, новым восприятием и переживанием. Святой Дух делает наше сердце подобным воску и накладывает на него Свою священную печать. Иисус сказал: «Должно вам родиться свыше», – то есть чтобы нам возродиться, в нас должен потрудиться Дух Божий иначе мы останемся мертвы и бесчувственны.
Далее обратим наше внимание на следующее обстоятельство. Поскольку это святое умиление происходит от Духа Божьего, то оно полностью производится в сотрудничестве с Отцом и Сыном. В рассматриваемых стихах (Зах. 12:10-11) мы видим три Ипостаси Божьи.
1. Бог-Отец говорит: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления».
2. Святой Дух, Дух благодати изливается на людей и побуждает их обратиться к Тому, Которого они пронзили, то есть, к Сыну Божьему во плоти.
3.»Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Иоан. 15:26. Таким образом, Святой Дух, проистекающий от Отца и Сына, исполняет цель Отца, указывая на Сына и достигая тем самым человеческих сердец.
«ИБО ТРИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ НА НЕБЕ: ОТЕЦ, СЛОВО И СВЯТОЙ ДУХ И СИИ ТРИ СУТЬ ЕДИНО»(1Иоан. 5:7). Небесный Отец посылает Святого Духа, и Он свидетельствует о Сыне Божьем, так что люди начинают скорбеть о грехе. Святой Дух действует самостоятельно, но в полном согласии с Отцом и Сыном, Он изменяет душу человека в совершенном союзе с Ними.
Святой Дух действует невидимо,тайно. Воспринять Его дела плотскими чувствами невозможно, поскольку о Его действиях надо судить духовно. Когда Дух Божий излился в день Пятидесятницы, тотчас явились разные знамения, например, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и разделяющиеся языки, как бы огненные. Однако это были только внешние знамения, Сам же Дух действовал загадочно и таинственно. Дух, как ветер, невидим, однако, видимы Его дела. Святой Дух нисходит, как роса, которая в мягкой тишине освежает нежное растение. Дух творит Свое благое дело не при звуке трубы и не приметным для людей образом. Дух Божий может трудиться в нас, но этот труд не будет сопровождаться ни чудесными знамениями, ни голосами, ни видениями. Он посетит вас не громом и землетрясением, не сильным гласом, бурею и вихрем и пламенем всепожирающего огня, но «веянием тихого ветра». И все же невидимое действие Духа можно увидеть по Его плодам, поскольку плоды Духа по-настоящему обильны.
Можно составить молитвослов и читать молитвы по книге. Можно заставить людей читать определенные молитвы в определенное время, но заставить их воздыхать и устремлять очи к небесам невозможно. Здесь нужен Дух Божий! Ребенок учится формальной молитве на коленях своей матери, он может повторять ее всякий день, пока не состарится. И может случиться так, что, молясь всю жизнь, такой человек не помолится ни разу в жизни.
Когда Святой Дух совершает работу спасения в сердце человека, то человек как бы приступает к крышке ковчега откровения с частыми и пылкими молитвами. Слова его молитвы могут быть несвязными и путаными, человек может запинаться, но при чем здесь изысканный стиль?
Вздохи, слезы, учащенное дыхание и очи, возведенные к небу – вот истинные молитвы, и они для Бога важнее красноречивых слов. Только Дух Божий способен исторгнуть из нас мольбу и вздох. С этой земли без вмешательства Духа Божия не вознеслось ни одной молитвы, угодной Богу: «Господи, спаси меня, иначе я погибну! Даруй мне Христа, иначе я умру!» На такие молитвы Господь обещал: «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления.»
Ничто так не угодно Иисусу, как взоры верующих в Него людей. На каждом этапе истории взоры верующих глаз драгоценны Христу. «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих», – говорит Жених в небесной песне. Воистину, уже один взор кающихся глаз, полных слез, драгоценен Христу. Взоры веры и слезы покаяния перед нашим Господом Иисусом суть драгоценности. Он радуется и об одном кающемся грешнике, и ангелы взирают на Его радость.»Они воззрят на Меня, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем» (Зах.12:10). Он будет доволен нашей верой, ибо Он призывает уверовать, Он принимает веру, Он вознаграждает за веру. Взирая на Иисуса, мы обретаем радость и радуем Его.
Его подняли на древо, чтобы всякий взирал на Него.
Его пригвоздили ко древу, чтобы Он стал вечным зрелищем.
Его сердце пронзили, чтобы все увидели Кровь и Воду, два целебных средства. Речь идет о трогающих сердце взорах на Иисуса не только в качестве Бога, но в качестве Господа и Бога, распятого вместо нас. Когда мы видим Господа пронзенным, пронзают и наше сердце.
Когда Господь открывает нам Иисуса, мы начинаем открывать свои грехи. Мы видим, Кто был Тот, Кого пронзили, и это порождает скорбь в глубине нашей души. Приблизимся к подножию Креста, и заметим, Кто был Тот, Кого пронзило копье римского воина. Взгляните на Его бок и обратите внимание на страшное, глубокое ранение, проникающее в сердце. Оно-то и привело в движение двойной поток. И сотник воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». Тот, Кто по Своей природе есть Бог, Сущий над всем, ибо «Без Него ничто не начало быть, что начало быть», принял образ раба, сделавшись подобным человекам во всем, кроме греха. И по виду став, как человек, Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
На кресте умер именно Он! Тот, Кто был бессмертен, сошел с небес, чтобы умереть!
Тот, Кто обладал всякой славой и властью, умер. Он был само умиление и благость.
Беспредельную Благость повесили на древо! Безграничное благословение пронзили копьем!
Какая трагедия сравнится с этой! Какой бы черной ни казалась неблагодарность человека в ином, здесь его неблагодарность чернее черного!
Как бы ужасно ни ярилась злоба против добродетели, эта злоба самая жестокая! Воскликнув: «Это наследник; пойдем, убьем его», – преисподняя превзошла всякое злодеяние. Бог жил среди нас, и человек отверг Его. Коль скоро человек мог пронзить своего Бога и убить своего Бога, он и пошел на это гнуснейшее преступление; коль скоро человек убил Господа Христа и пронзил Его копьем, он и показал, что сделает то же самое и с Самим Вечным, если бы Тот пришел к нему.
Всякий человек в глубине души богоубийца. Он был бы весьма доволен, если бы не было никакого Бога. Человек говорит в сердце своем: «Нет Бога». Если бы рука его могла проникнуть туда, куда проникает сердце, Бога уже не было бы через час. Именно это обстоятельство делает удар копьем в сердце Бога тяжелейшим грехом. Вот что значит пронзить Бога. Но почему?
Почему, зачем и отчего столь благого Бога преследуют таким образом? Его пронзили! Причиной этого были благость и милость Господа Иисуса, слава Его Личности и совершенство Его характера!
Разве речь идет об обычном умерщвлении? Убийство Бога не может быть обычным злодеянием.
Тот, Кого мы пронзили копьем, был нашим Богом!
На Кресте висел Создатель, твой Благодетель, твой лучший Друг!
Увы! Спаситель кровь пролил? Владыка мой погиб?
Святый главу Свою склонил, Дабы мне, червю, жить?
Наш Господь претерпел невероятно тяжкие и мучительно гнетущие страдания. Невозможно в одной проповеди подробно рассказать о Его скорбях, о несчастье Его нищенского существования, о гонениях и об огорчениях Гефсиманских. Рассказать о кровавом поте, о тягостных переживаниях, когда Он был оставлен, отвергнут и предан, о злоключениях суда Пилата и бичевании, о плевках и осмеянии, о муках на кресте, о позоре, связанным с распятием.
Но физические страдания нашего Господа были только частью Его страданий:
Не дерзкий, бранный глас презренья
Так глубоко Христа терзал;
Не острый гвоздь с иглою терна,
Его так жгуче уязвлял,
Но всякий горький вздох сомненья
В Нем больше скорби открывал,
Что человек, венец творенья,
Творца грехом отягощал.
Наш Господь сделался за нас клятвою. Он претерпел наказание за грех, или то, что было приравнено к нему. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо». «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».Скорби нашего Господа столь глубоки, что их трудно передать словами. Взгляните в очи Его, и поймёте, что подобной мировой скорби не было ни у кого на свете! Заглянув в пучину Его скорбей, можно увидеть бездну. Если вы станете твердо и неизменно взирать на Иисуса, пронзенного за ваши грехи и за все то, что предназначается за это, ваши сердца не могут не растаять. Рано или поздно Крест возбудит в вас не просто все чувство, на которое вы способны. Когда Святой Дух помещает крест в сердце, жестокосердие умирает, тогда человек видит Иисуса, умирающего в неимоверной скорби.
«И они воззрят на Меня, Которого они пронзили, и будут рыдать о Нем». Это мы убили Спасителя, именно мы, воззревшие на Него и продолжающие жить. Когда человека осудят и приговорят к смертной казни, то могут задать вопрос, дескать, кто убил его. На этот вопрос можно было бы ответить, что этого человека убил судья, осудивший его на смертную казнь, но это не было бы всей правдой. Можно было бы обвинить присяжных заседателей, которые вынесли соответствующий вердикт, или палача, который фактически совершил казнь. Однако если заглянуть в суть, то можно найти, что подлинной причиной смерти приговоренного было его злодеяние.
Что касается нашего Спасителя, причиной Его смерти был грех. Беззаконие пронзило Христа. Однако о чьем беззаконии идет речь? Только не о Его беззаконии, ибо Он не знал греха. Пилат сказал: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке». Мессию казнили, но не по Его вине. Наши грехи убили Спасителя. Он пострадал, поскольку не было иного способа подтвердить правосудие Божье и допустить нам избежать заслуженного наказания. Слово, которое поразило нас, обратилось против Пастыря Господня, против Человека, бывшего общником Иегове. Воистину, мы можем воспеть:
За мои грехи возлюбленный Господь
Был повешен на заклятом древе.
Мои грехи и плоть Его пронзили,
И крепко пригвоздили к древу!
О, если бы душа скорбеть умела,
Сколь тяжки стоны были бы мои,
Из глаз, не просыхающих от влаги,
Текли бы покаянных слез ручьи.
Если это не сокрушает наше сердце, попробуем ответить на вопрос, отчего получилось так, что стало возможным пронзить Его за грехи. Причиной была любовь, могущественная любовь, ничто иное, как любовь, которая и вела Его ко Кресту. Никаких обвинений невозможно было выдвинуть против Христа, кроме одного:
Он был «признан виновным в избытке любви».
Он дал пронзить Себя только потому, что решил спасти нас.
Он любил нас больше Самого Себя.
Неужели, услышав о том и помыслив о том, и разобравшись в том, мы можем остаться равнодушными? Воистину, неужели мы хуже скотов? Неужели все человеческое оставило нас? Если Бог Святой Дух ныне трудится, то вид Христа, несомненно, растопит наше каменное сердце. Кроме того, заметьте, что взирающий на Пронзенного всякий раз скорбит о грехе. Всякое сердце должно склониться перед этим. Силою Святого Духа взор на Пронзенного действует уже сам по себе. Ничего иного не надобно. «И они воззрят на Меня» и «будут рыдать». Одной веры во Христа довольно для производства должного и глубокого покаяния.
Чем больше вы взираете на распятого Иисуса, тем больше скорбите о грехе. Больше думаете о Пронзенном, больше ненавидите грех.
Кто-то из древних сказал: «Взирай на Крест, пока все, что пребывает на том Кресте, не перейдет в твое сердце». И далее: «Взирай на Иисуса, пока Он взирает на тебя. Твердо, непрестанно, постоянно взирай на Его страдания, пока Он не обернется к тебе и не взглянет на тебя.Так поступил Петр, когда, выйдя вон, горько заплакал. Взирай на Иисуса, пока не увидишь себя.
Скорби о Нем, пока не станешь скорбеть о своем грехе».
Голгофский Крест есть молот любви Божьей, с помощью которого Господь сокрушает сердца людей неотразимыми ударами. Он пострадал вместо грешников, ради них и для них, а это и есть Благая Весть. Что бы ни исповедовали другие, «мы проповедуем Христа распятого». Мы будем всегда выдвигать на первый план Голгофский Крест. Заместительная жертва Христа есть суть Евангелия. Мы не скрываем учения о Втором Пришествии, однако, в первую очередь мы проповедуем Пронзенного, ибо только это ведет к евангельскому покаянию. Иисус Христос, наш Господь распятый есть основная тема наших проповедей, есть и будет, пока мы не умрем. Голгофский Крест есть самое высокое место на земле на которое Он был вознесен, и это место должно привлекать грешников больше всего. И хотя для Иудеев крест – соблазн, а для Еллинов – безумие, поистине это сила Божия ко спасению всякому верующему.
«Они воззрят на Меня, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем». Как зачастую быстро действует Дух Божий? «Быстро течет слово Его». От одного удара благодати ломаются запоры железные. Тарсянин именем Савл с пеной у рта дерзко выступал против Иисуса из Назарета и Его учеников, но озарение светом и словом переменили его. «Что ты гонишь Меня?» – спросил его пронзенный Господь. «Господи! что повелишь мне делать?» – был его немедленный ответ. Единственный взгляд на Христа заставит вас, упрямый грешник, склонить колени перед Ним. Взгляни на Него Пронзенного! «Скорбь ради Христа расплавляет и очищает. И будут рыдать о Нем и скорбеть. Они будут скорбеть об Иисусе, а не о себе. » Именно грех является причиной скорби. Еще большая скорбь о последствиях греха, который пригвоздил Иисуса ко кресту, превосходит и окружает со всех сторон скорбь о самом грехе. О грехе рыдают, поскольку это грех против Господа, о чем и восклицает Давид: «Тебе, Тебе единому согрешил я». Истинная скорбь – это скорбь не о последствиях греха, а о самом грехе и о том, чем грех обернулся для Спасителя. Давид скорбит так: «О, как я мог пронзить Его! Как мог я ранить своего Возлюбленного? Друг души моей, как мог я пронзить Тебя?» Подлинно кающиеся бьют себя в грудь, взирая на Спасителя, истекающего кровью на древе.
«И будут скорбеть, как скорбят о первенце». Это не скорбь сына, глубоко переживающего об отце, поскольку такая скорбь может быть вызвана утратой отеческой заботы и помощи. Это скорбь самого отца, когда тот оплакивает сына. Скорбь о сыне вызвана любовью, усомниться в которой не посмеет никто. Израильтяне особо переживали кончину сына. Утрата единородного сравнима с утратой наследника. Потерять единственного сына все равно, что угасить светильник дома. Осиротевший старик рыдает: «Я весь омертвел. Я изглажен из книги живых, ибо у меня теперь нет сына, чтобы возвещать имя мое. Угас светильник в доме моем. » Смерть сына – конец надеждам. Никого не осталось для продолжения рода среди сидящих у ворот, и старик раздирает одежды свои и плачет.
Такова и наша глубочайшая скорбь при виде Иисуса, распятого нашими грехами. Мы понимаем, что в казни Иисуса мы погубили свою лучшую, единственную надежду, одну единственную нашу радость. Смерть Христа была затмением солнца и сотрясением земли, и мы понимаем, что то же самое происходит в глубине нашей души. Все, что чего-то стоило, уходит, когда уходит Иисус. Когда Единородный Сын Божий, первенец у Бога, умирает, мы сочувствуем великому Отцу и ощущаем себя понесшими тяжелую утрату: мы лишились главной радости, нашего упования и восхищения.
Эта скорбь великая. Глагол «скорбеть» использован в нашем тексте дважды. Скорбь у подножия Креста есть скорбь подлинная, печаль к печали, горе горькое. Итак, есть горечь и горечь, печаль к печали, горе горькое. Слава Богу за это укрепляющее средство: кто испытал эту горечь, может сказать: «Горечь смерти миновала».
Когда — то все Иудейское царство носило траур, Иеремия писал плачевные песни, другие пророки и поэты изливали свое горе. Всюду по земле раздавался вопль великий и горький, ибо умер добрый царь, и не было подобного, чтобы унаследовать ему. Увы, бедный народ! Ему уж не видеть своего господина скачущим на коне, чтобы сразиться с врагом. С его смертью закатилась твоя звезда! Скорбь началась в долине Гададриммона и распространилась по всей земле. О смертельной схватке в Мегиддо плакали и вопияли все женщины в Иерусалиме. Смело держался Иосия и стремился отразить египетских захватчиков, но пробил час наказания царства Иудейского, и царь Иосия умер.
Скорбь искренняя и глубокая приступает к нам, когда мы постигаем, что Иисус умер для нас. Радость оттого, что мы видим уничтожение греха Его смертью, обращает все горе в радость. Эта скорбь есть скорбь личная. Всякий приходит к покаянию отдельно от другого. Эпидемий скорби не бывает, ибо она производится судом собственной совести отдельного человека. Такую скорбь может смягчить только Сам Иисус Христос, когда явит спасение Божие.
Ис. 53:1-12 — «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем.»
Источник