- Как законно избавиться от микрозаймов если нечем платить
- Чем опасно уклонение от выплаты долга
- Не избегайте диалога
- Реструктуризация
- Воспользуйтесь «каникулами»
- Составьте личный бюджет
- Как выбраться из микрозаймов: вариант с рефинансированием
- Избегайте новых займов и постарайтесь найти еще один источник дохода
- Обращение в суд или банкротство
- Как вести себя с коллектором?
- Рекомендации, как вести себя с коллекторами
- Что делать, если коллекторы нарушают права должника?
Как законно избавиться от микрозаймов если нечем платить
Каждый заемщик может столкнуться с ситуацией, при которой у него нет возможности своевременно выплачивать имеющуюся задолженность. Если нечем платить займ, самым плохим, что можно придумать, будет отказ от диалога с кредитной организацией: смена телефонного номера, игнорирование звонков и т. д. Это не поможет справиться с проблемой и только добавит новых. Когда заемщики не идут на контакт и пытаются скрываться, микрофинансовые учреждения могут запустить процедуру взыскания и передать займ в работу коллекторским агентствам, потребовать досрочно вернуть средства в полном объеме или обратиться с иском в суд.
Чем опасно уклонение от выплаты долга
Просрочки платежей являются источником множества неприятностей для клиентов МФО, но многие из них осознают это чересчур поздно. Самыми популярными санкциями, используемыми в отношении злостных нарушителей, являются следующие:
- в первый день после согласованной даты возврата денег начинается начисление пени. Ее величина определяется в индивидуальном порядке и указывается в договоре;
- если ничего не меняется, сотрудники МФО пытаются в течение определенного срока, который является индивидуальным для каждого учреждения, связаться с заемщиком и обсудить сложившуюся ситуацию;
- далее к вопросу подключают коллекторов, которые применяют активные методы взыскания денег;
- если ничего не помогает, микрофинансовая компания обращается в судебную инстанцию. С этого момента начинаются судебные заседания и выясняются все детали неудачной сделки.
К счастью, существуют более цивилизованные методы, позволяющие выйти из неприятной ситуации.
Не избегайте диалога
Такое поведение является разумным и помогает добиться компромисса, устраивающего обе стороны. Он хорош тем, что между клиентом и кредитором не возникает конфронтации, способной стать причиной серьезных неприятностей для заемщика. Должнику, который понимает, что не справляется с выполнением обязательств, необходимо обратиться в микрокредитную компанию и попросить о реструктуризации или пересмотре условий сделки.
Реструктуризация
С помощью реструктуризации можно изменить условия микрокредита, в результате чего возвращать долг станет проще. В теории МФО вообще может законно списать долги вместе с начисленными процентами и штрафами, однако всерьез рассчитывать на такой сценарий не стоит. Лучше постараться согласовать реальную схему снижения долгового бремени и рассмотреть предложение кредитора, если такое поступит. Реструктуризация возможна в нескольких формах: продление сроков, уменьшение ставки процента, частичное или полное списание пеней и штрафов.
Многие микрофинансовые компании идут навстречу и рассматривают просьбы о реструктуризации, если заемщикам удается предоставить документальные доказательства неблагоприятного события, ставшего причиной неисполнения обязательств. К примеру, при потере работы это может быть трудовая книжка с соответствующей отметкой.
Воспользуйтесь «каникулами»
Если понимаете, что у вас не будет возможности гасить задолженность в течение нескольких месяцев, предложите схему выплат, которая устроит обе стороны. Если учреждение увидит, что вы сами в первую очередь заинтересованы решить проблему, то может предложить так называемые «каникулы», в рамках которых клиенты получают временную возможность полностью или хотя бы частично законно не платить микрозайм.
К примеру, заемщика сократили на работе, в результате чего он на время утратил платежеспособность. В такой ситуации МКК может дать ему возможность справиться с возникшими трудностями и по истечении одного-двух месяцев возобновить платежи без дополнительных начислений и штрафов. Такой вариант выгоден как для клиента, так и для кредитора: в этой ситуации очередной займ с просрочкой платежа не ухудшит финансовые показатели учреждения и не потребует создания дополнительных резервов.
Составьте личный бюджет
Еще один ответ на вопрос: «Как избавиться от микрозаймов?» — не забывать про ведение и контроль семейного бюджета. У каждого из нас есть обязательные выплаты. Это расходы на питание, коммунальные платежи, проезд, топливо, мобильную связь и интернет и т. д. В эту статью дополнительно нужно добавить оплату займа.
Если дело дошло до просроченной задолженности, на ее ликвидацию стоит направлять также средства, которые обычно уходят на так называемые «хотелки». Это те расходы, которые вполне можно отложить до лучших времен. К примеру, приобретение бытовой техники в момент, когда старая исправно работает, еще одного телевизора, нового смартфона и т. д. Сюда можно включить и издержки на развлечения — походы в кино и кафе, алкоголь. Средства, которые в обычной ситуации идут на инвестиции, при наличии просроченной задолженности также лучше направить на скорейшее погашение.
Как выбраться из микрозаймов: вариант с рефинансированием
Если клиентам и кредиторам удается прийти к соглашению, то долговое бремя снижается. Но когда договориться не удается, приходится использовать другие сценарии.
Одним из возможных инструментов может стать рефинансирование. С его помощью можно получить заемные средства в другом кредитном учреждении по более низкой процентной ставке (как правило, в банке) и избавиться за счет этого от старого долга.
Избегайте новых займов и постарайтесь найти еще один источник дохода
Оформлять новый микрокредит в МФО для погашения старого не стоит. Это ловушка, способная привести к огромной долговой нагрузке и растянуть возврат денег на продолжительное время. Ответ на вопрос: «Как выйти из микрозаймов?» — найти еще сложнее. Поэтому перед тем как принять на себя новые обязательства, лучше все-таки закрыть вопрос со старыми. По статистике, клиенты, оформившие два и более займа, вдвое чаще сталкиваются с просрочками.
Если сумма долга велика и средств не хватает, следует подумать о дополнительных источниках дохода. Многие заемщики, имевшие проблемы с выплатами в прошлом, смогли преодолеть трудности за счет того, что стали зарабатывать на своем хобби.
Обращение в суд или банкротство
Крайним случаем, когда другие варианты не сработали, становится обращение в суд. Заемщик может попросить признать сделку недействительной или хотя бы снизить долговые обязательства. Такая просьба должна иметь документальное обоснование — документ, подтверждающий наступление форс-мажорного события (сокращения на работе, тяжелой болезни). Шансы на положительный исход будут зависеть от того, насколько обоснованными выглядят доводы.
Когда вероятность справиться с выплатой долга стремится к нулю, можно пройти процедуру банкротства. Но это предполагает определенные последствия. Заемщик портит свою кредитную историю, лишается права брать деньги в долг и занимать хорошие должности в течение 5 лет.
Помните, что долги не являются приговором. Если заемщик хочет найти ответ на вопрос: «Как вылезти из микрозаймов?» — он всегда его находит.
Кирилл Краснюк , эксперт в области микрофинансирования. Работает в финансовой сфере с 2007 года. Закончил Высшую школу экономики и финансовый университет при правительстве РФ. В настоящее время является руководителем профильного комитета по PR и GR в СРО МиР.
Источник
Как вести себя с коллектором?
Если заемщик не выполняет вовремя и в полном объеме свои обязательства перед кредитной организацией, то взыскание его задолженности может быть передано коллекторскому агентству. Расскажем, как быть в этом случае.
Коллекторские агентства специализируются на досудебном взыскании кредитных долгов, то есть их задача состоит в том, чтобы связываться с должником и напоминать ему о необходимости погашения задолженности. На практике коллекторы в течение нескольких месяцев могут приезжать домой, использовать различные методы психологического давления, тем самым доставляя немало проблем заемщику. Коллекторы нередко превышают свои полномочия и нарушают права должника. Причина в первую очередь заключается в незнании собственных прав, которые установлены Гражданским и Уголовным кодексами.
Коллекторы могут работать по одной из двух схем. Первая предполагает выкуп долга, при этом коллекторское агентство становится новым кредитором. Во втором случае коллекторская фирма оказывает посреднические услуги и получает вознаграждение, размер которого зависит от договоренности с банком. По одним сделкам коллекторы получают 8 % от суммы выплаченного долга, а по другим — 25 %.
Рекомендации, как вести себя с коллекторами
1. На первом этапе коллектор обычно осуществляет телефонный звонок и сообщает о том, что дело по взысканию долга передано коллекторскому агентству. Сотрудник обязательно должен представиться, назвав полное имя и должность. Уже во время телефонного общения заемщик может узнать полное название коллекторской организации, юридический адрес, контактный телефон и прочие данные.
Если сотрудник коллекторского агентства отказывается озвучить информацию, не стоит продолжать с ним общение, поскольку есть вероятность, что телефонный звонок осуществляют мошенники.
2. На втором этапе обычно проходит личное общение с представителем коллекторского агентства. Должник вправе не впускать коллекторов в свой дом, поэтому лучшим вариантом будет встреча на нейтральной территории. Заемщику необходимо поинтересоваться, был ли продан долг коллекторскому агентству, либо эта организация оказывает посреднические услуги.
Если долг был продан коллекторской организации, обязательно нужно запросить у сотрудника такие документы:
- свидетельство;
- устав;
- копия с заверенной печатью выписки из ЕГРЮЛ организации;
- заверенная копия договора уступки.
Если банк по-прежнему остался кредитором, то есть долг не был выкуплен коллекторской фирмой, то нужно запросить у коллектора аналогичные документы, но вместо договора уступки понадобится договор, заключенный между банком и коллекторской организацией.
Проверка документов позволит не стать жертвой мошенников и убедиться в законности действий коллекторов.
3. На следующем этапе необходимо обратиться в банк и заказать выписку по счету, по которой будет видна сумма задолженности по кредиту. Если остаток долга был переведен на коллекторскую организацию, это также будет отражено в выписке.
4. Далее важно определить сумму долга — для этого нужно составить заявление с требованием предоставить расчет долга в письменной форме и подать его кредитору (то есть банку либо коллекторскому агентству, выкупившему долг).
Если с момента внесения последнего платежа прошло 3 года, это означает, что истек срок исковой давности. В таком случае ни банк, ни коллектор не имеют права требовать оплаты долга.
5. Коллекторы периодически будут звонить, присылать письма, смс-уведомления. Не стоит игнорировать их. Если дело будет передано в суд, то судья не будет лоялен к должнику, скрывающемуся от коллектора либо банка. Желательно обсудить с коллектором план и составить график погашения долга. Благодаря этому можно добиться отсрочки и частичного списания долга.
Что делать, если коллекторы нарушают права должника?
Незаконными считаются такие действия коллекторов:
- использование ненормативной лексики, угрозы, оскорбления, общение в неуважительной форме, запугивания (в том числе уголовной ответственностью);
- проникновение в дом должника без приглашения;
- любые контакты (встречи, телефонные звонки) в будние дни с 22:00 до 08:00, а также в выходные и праздничные дни с 20:00 до 09:00;
- распространение информации о задолженности третьим лицам — родственникам, соседям, коллегам и руководству на работе;
- рукоприкладство и физические методы воздействия.
1. Разговоры можно записывать на диктофон. Сегодня это очень легко сделать, поскольку на любом смартфоне или планшете есть специальные приложения, которые помогут записать беседу.
2. Если поступают звонки в ночное время, можно взять у оператора мобильной связи распечатку входящих вызовов для подтверждения факта нарушения прав.
3. Если сотрудники коллекторских фирм угрожают, оскорбляют должника или используют другие агрессивные методы воздействия, необходимо обращаться в полицию. Потребуется составить заявление и приложить запись, сделанную при помощи диктофона, на которой зафиксирован факт нарушения прав.
Нередко коллекторы говорят, что они конфискуют имущество, это также можно расценивать как угрозу, поскольку проводить опись и конфискацию имеют право только судебные приставы.
4. Если коллекторы пытаются проникнуть в дом, обязательно нужно вызвать полицию и пригласить двух соседей, которые будут свидетелями инцидента. До приезда полиции желательно установить личности сотрудников коллекторского агентства, то есть потребовать у них предъявить документы. В дальнейшем эта информация понадобится, чтобы составить заявление и подать его в правоохранительные органы.
5. Если коллекторы угрожают уголовной ответственностью и тюремным заключением — это также повод обратиться в полицию и подать жалобу в Роспотребнадзор. Уголовная ответственность применима в двух случаях: когда должник оформил кредит и не внес ни одного платежа по нему, а также за злостное и преднамеренное уклонение от уплаты. Но если платежи поступали и заемщик не скрывался от коллекторов, то он может не бояться уголовной ответственности.
6. В случае нарушения прав можно воздействовать на коллекторское агентство через банк. Для этого достаточно зайти на сайт Центрального банка Российской Федерации и описать ситуацию в онлайн-форме раздела «Интернет-приемная». Каждой жалобе присваивается индивидуальный номер, который нужно сообщить банку. Вполне вероятно, что после подачи заявки неправомерные действия коллекторов прекратятся.
7. Если коллектор требует передать деньги ему на руки, то можно подать в полицию жалобу о вымогательстве. Погашение задолженности должно проводиться по безналу либо через кассу банка.
Источник