- Можно ли и как избавиться от заикания ребенку и взрослому
- Как вылечить заикание у подростка: эффективные способы
- Причины заикания у подростков
- Общие рекомендации при лечении заикания у подростков
- Дыхательная гимнастика
- Народные средства
- Логоритмика
- Массаж
- Другие способы терапии
- Заикание — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Причины развития заикания у детей
- Факторы риска развития заикания у детей
- Причины развития заикания у взрослых
- Симптомы заикания
- Патогенез заикания
- Анатомия и физиология речи при заикании
- Механизм развития заикания
- Классификация и стадии развития заикания
- Формы заикания
- Стадии развития заикания
- Осложнения заикания
- Диагностика заикания
- К какому врачу обращаться
- Нейрофизиологические обследования
- Лечение заикания
- В каком возрасте лучше начать лечение у детей
- Устранение заикания у дошкольников
- Устранение заикания у подростков и взрослых
- Новые методики для лечения заикания
- Прогноз. Профилактика
- Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка
Можно ли и как избавиться от заикания ребенку и взрослому
Этот вопрос волнует по разным статистическим данным 2-4% населения Земного шара! Эти цифры заметно увеличатся, если учитывать, что заикание может иметь скрытую форму и к врачу такие люди не обращаются вообще, считая, что с речью ничего сделать нельзя, внешне речь не обращает на себя внимания, но самому человеку приносит массу неудобств.
Чем больше человечество понимает физиологию высшей нервной деятельности, тем больше шансов на излечение появляется у заикающихся людей. Любое речевое нарушение, включая заикание, включено в структуру сложного нейропсихогенного расстройства, во многом определяющего не только поверхностную симптоматику в виде судорог и спазмов, но степень поражения тех или иных структур мозга.
Избавиться от заикания гораздо проще в детском возрасте. Первые симптомы у ребенка могут появиться с 2-х до 6-ти лет, на фоне полного благополучия в речи. Присмотритесь и прислушайтесь к речи своего малыша, если появилась протяжная гласная в начале фразы, слова или повтор первой буквы (как гласной так и согласной), срочно проконсультируйтесь с врачом-психотерапевтом. Не расценивайте это, как возрастную норму! Ребенку будет нужна помощь, чтобы запинания не закрепились.
Быстрое избавление от заикания позволяет своевременное обращение за помощью, к тем специалистам, которые имеют опыт в работе с речевой патологией. Стоит заиканию у ребенка продержаться месяц, если родители поверили в рекомендацию «не обращать на проблему внимания», надежда на быстрое избавление будет с каждым днем меньше.
Как избавить от заикания ребёнка, который год или два говорит с запинками? Ребенку, безусловно, можно помочь. Но избавиться от заикания быстро в таком случае вряд ли получится и без комплексного одномоментного воздействия не обойтись. Комплекс процедур не предполагает госпитализацию и активное медикаментозное вмешательство – как раз без всего этого можно обойтись. Часто отрыв от привычной обстановки больше ухудшает речь заикающегося человека. Не стремитесь лечить ребенка стационарно, если на это нет жизненно необходимых показателей!
Самым быстрым способом будет совместная работа логопеда и психотерапевта, а не горсть таблеток. И без участия родителей не обойтись. Не избегайте общения со специалистами, они всегда ваши союзники.
Заикающиеся взрослые иногда не верят в излечение. Если вы попали к грамотному и опытному специалисту, поверьте: даже имея длительное и тяжелое заикание, избавиться от него навсегда возможно! Важно будет соблюдать последовательность в лечении и на первое место поставить работу с психотерапевтом.
Источник
Как вылечить заикание у подростка: эффективные способы
Время чтения — 16 минут
Обновлено 20 авг. 2020 г.
Заикание у подростков — чаще всего результат не вылеченной в детстве патологии. Редко оно появляется в этом возрасте, но такие случаи тоже встречаются. Проявляется патология многократным повторением согласных звуков, паузами, нерешительностью в речи. Из-за дефекта подросток становится замкнутым, закомплексованным. Затруднено общение с ровесниками. Из статьи вы узнаете как подростку избавиться от заикания самостоятельно и какие действенные методики коррекции существуют.
Причины заикания у подростков
В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.
В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:
- генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
- неврологическая патология;
- наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
- непростые отношения в семье, школе, компании;
- конфликты, стрессы;
- непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
- неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
- противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
- травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
- инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
- судорожные реакции.
Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.
Общие рекомендации при лечении заикания у подростков
Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.
Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.
После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:
- невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
- оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
- психолог работает с личностными нарушениями.
При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.
После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.
Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.
Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.
Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать. Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома.
Дыхательная гимнастика
При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.
После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.
Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.
Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.
Для примера приведем несколько упражнений:
- «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
- «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
- «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.
Народные средства
Народные средства могут быть эффективными при устранении заикания у подростков. Но они не могут заменить другие методы коррекции: лекарственную терапию, физиопроцедуры, массаж, занятия с логопедом и психологом. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом, прежде чем начать лечение. Тем более, некоторые средства имеют противопоказания — только специалист подскажет все нюансы.
Наиболее часто средства используются:
- внутрь — душица обыкновенная, цветы лаванды, костянка, липовый цвет;
- наружно (ванны) — с розмарином, пионом.
Логоритмика
Лечение заикания у подростков при помощи логоритмики направлено на улучшение речевой ритмики и создание плавной, выразительной речи. Упражнения влияют на дыхание, движения, сенсорику и речедвигательную сферу. Также подобные занятия положительно влияют на эмоционально-волевые качества пациента, делают его более активным.
Во время занятий ребенок совершает движения, при этом ритмично произносит какие-либо звуки.
Для занятий нужна музыка — с разным темпом (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный), который помогает ребенку быстро переключиться с одного типа движения на другой. А также необходим речевой материал — скороговорки, ритмичные предложения.
Примерная программа может быть такой:
- вводные упражнения — ходьба для умения контролировать движения, умения ходить в разном темпе;
- распевание для разработки речевого дыхания, координации пения с движениями рук;
- пение и его координация с ходьбой — направлено на развитие ритмического слуха, внимания, понимания характера и темпа музыки;
- упражнения на координацию напевной речи с движениями — ребенок учится управлять своими мышцами;
- прослушивание музыки, упражнения для стимуляции музыкальной памяти;
- игровые упражнения для выработки эмоциональности и стимуляции образности мышления;
- заключительное упражнение спокойного характера.
А можно произносить скороговорки: сначала короткие (в течение 2 недель), постепенно выбирая более сложные и длинные, с труднопроизносимыми звуками и словами.
Массаж
Массаж устраняет возбудимость речевых центров, восстанавливает регуляцию речи. Для устранения заикания у подростков используется точечный, зондовый или сегментарный массаж. Специалист воздействует на:
- зону шеи;
- область верхнего плечевого пояса;
- мимическую мускулатуру;
- мышцы губ, языка;
- зона гортани.
Массажист поочередно массирует перечисленные области. Сначала разглаживает их, потом постукивает (вибрация), растягивает кожу и мышцы. Для каждой области свой комплекс движений. Массаж языка и губ можно проводить с помощью специальных зондов. Они действуют точечно, стимулируя определенные точки.
Эффект может быть заметен после первой процедуры: мышцы расслабляются, спазм устраняется, речь становится плавной, без запинок и пауз. Для закрепления результата необходим полный курс из 10 – 12 сеансов. После небольшого отдыха, продолжительность которого определяется индивидуально, начинают повторный курс.
Попросите логопеда научить вас приемам самомассажа. Выполняя массаж самостоятельно как дополнение к основному курсу лечения, вы можете добиться большего эффекта.
Другие способы терапии
Как мы уже говорили, наибольший результат будет при использовании нескольких методов коррекции. В комплекс терапии заикания у подростков, кроме вышеперечисленных, входят:
- Лекарственная терапия — препарат врач подбирает индивидуально. Это могут быть ноотропы, седативные средства, витаминные комплексы, иммуностимуляторы. Желательно их применять одновременно с другими методами лечения;
- Занятия с логопедом помогают формировать правильную артикуляцию и дыхание;
- Занятия с психологом (групповые, индивидуальные) прививают навыки самоконтроля, помогают избавиться от психологических проблем, преодолеть комплексы, адекватно относиться к своей проблеме: не зацикливаться на нем, но и не делать вид, что все нормально. Это поможет подростку с заиканием почувствовать себя более уверенным, равным своим сверстникам. Он приобретает психологическую устойчивость, что конечно же поможет ему и в дальнейшей жизни;
- Физиотерапевтические процедуры помогают снять спазм мышц, усилить кровообращение;
- Иглоукалывание подразумевает воздействие на рефлексогенные точки. Специалист устанавливает специальные иглы на точках, которые связаны с речевой функцией;
Обычно лечение амбулаторное. В сложных случаях, например, неврологической патологии, лечение заикания у подростков проводится в стационарных условиях. Когда у родителей есть возможность, рекомендуют санаторно-курортное лечение.
Многие родители задаются вопросом, как быстро избавиться от заикания подростку? Специалисты рекомендуют различные методы релаксации: для каждого человека он свой. Медитации, иппотерапия (лечение лошадьми), арттерапия (лечение рисованием) — предложите ребенку эти методы. Возможно, что-то ему понравится и перерастет в его хобби.
В любом случае будьте рядом со своим ребенком. Переходный возраст — сложный для него период. С вашей поддержкой ему будет легче справиться со своими проблемами.
Источник
Заикание — симптомы и лечение
Что такое заикание? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Черемушниковой И.И., детского невролога со стажем в 31 год.
Определение болезни. Причины заболевания
Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или «сглаживать» судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы [1] [21] .
Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу «э-э-э») и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения [1] [14] [17] [24] [37] .
Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста [36] [37] .
Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек [34] [36] [37] .
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза).
Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни [2] [12] [24] [28] [30] [32] [34] .
Чем раньше начинается заикание, тем больше вероятность, что оно будет недолгим [1] . Так, ребёнок, который начинает заикаться до 3,5 лет, реже заикается в дальнейшей жизни.
Причины развития заикания у детей
Причины заикания делятся на две группы:
- Предрасполагающие причины — связаны с генетикой или патологическими процессами, которые произошли во младенчестве. На них практически невозможно повлиять.
- Провоцирующие причины — на них может повлиять как сам заикающийся, так и его окружение путём изменения образа жизни, воспитания, здорового питания, закаливания, создания психологически комфортного окружения и др. [27] .
Факторы риска развития заикания у детей
Предрасполагающие причины заикания:
- Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д. [6][15] .
- Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
- Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
- Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
- Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
- Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации [5][6][7][8][9][15] .
Провоцирующие причины заикания:
- однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
- общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
- быстрый темп речи (тахилалия);
- неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
- подражание окружающим, у которых есть патология речи.
В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях. Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети. Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся [28] . Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной» [35] .
К неблагоприятным условиям относятся:
- «ослабленность» ребёнка иммунодефицитом, соматической и неврологической болезнью;
- возрастные особенности деятельности мозга (повышенная судорожная готовность и др.);
- ускоренное развитие речи с быстрым темпом и распадом плавности и внятности;
- повышенная реактивность психических процессов из-за «неправильных» отношений с близкими людьми, социальной дезадаптации, частичной или полной утраты способности приспосабливаться к условиям общества;
- нехватка общения с позитивно настроенными людьми;
- недостаток динамики развития мелкой и крупной моторики и чувства ритма [16][33] .
Причины развития заикания у взрослых
- факторы, которые имели место ещё в детстве: генетические особенности речевого центра, внутриутробные патологии, родовая травма и др.;
- симптомы заикания могут обостряться на фоне стресса и переутомления у людей, которые никогда не страдали заиканием.
Симптомы заикания
Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.
Заиканию также характерны:
- тенденция к избеганию общения;
- частое пребывание в расстроенном состоянии;
- спазмированные мышцы лица и шеи;
- нехватка волевых качеств характера (выдержки и самообладания, терпеливости и целеустремлённости, настойчивости и принципиальности, инициативности и решительности, организованности и последовательности, самостоятельности и самоконтроля);
- страх перед публичным выступлением;
- внезапные повышения тембра голоса в интонации [25][26] .
Во время волнения у человека с заиканием непроизвольно возникают различные виды насильственных движений — так называемые «тики», гримасы и неестественные движения. Таким образом он пытается преодолеть внутреннее напряжение и заикание [5] [23] [26] .
Также при заикании встречаются нарушения устной не только устной, но и письменной речи: часто повторяются одинаковые буквы и слоги, возникают разрывы при написании слов. Это связано с дисфункцией мозга, которая мешает человеку правильно строить предложение [9] .
Заикающиеся люди часто замечают непостоянность заикания: у них бывают «хорошие» дни, когда заикания практически нет, и «плохие» дни, когда они заикаются в течение всего дня [29] .
Патогенез заикания
Анатомия и физиология речи при заикании
В основе патогенеза заикания лежит неконтролируемое судорожное нарушение речи по типу системного нейромоторного сбоя. Оно в первую очередь связано с нарушением работы базальных ганглиев, которые регулируют длительность движений мышц и фонетической реализации элементов речи.
Механизм развития заикания
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
- Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
- Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.
Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации (NIDCD) определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы, а также гены GNPTAB, NPTG и NAGPA. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся [29] [31] [37] .
Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого «усиливается» невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария [3] [4] [10] [11] .
Но иногда, когда мысли «обгоняют» язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания [11] [12] .
Классификация и стадии развития заикания
В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте [15] .
Формы заикания
Виды заикания по форме судорог:
- респираторное (дыхательное) заикание — судороги дыхательного аппарата;
- вокальное (голосовое) заикание — судороги голосового аппарата;
- артикуляционно-фонетическое заикание — судороги артикуляционного аппарата;
- смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
- инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
- экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе [11][12] .
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
- Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ). У детей с нервозоподобным заиканием часто диагностируют задержку психического и моторного развития [1][9][30][37] .
- Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко [2] .
Виды заикания по течению:
- волнообразное — наиболее распространённый тип заикания, при котором клиническая картина то ухудшается, то улучшается;
- стационарное — симптомы заикания практически не меняются со временем, чаще всего так протекают лёгкие формы;
- реградиентное — симптомы со временем пропадают, такой тип чаще встречается у детей;
- проградиентное — заболевание прогрессирует, это ухудшение, как правило, длится до 18–20 лет;
- рецидивирующее — периоды заикания и нормальной речи чередуются.
Стадии развития заикания
Первая стадия [17] [24] [26] :
- Заикание возникает очень редко, эпизодически. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. Однако со временем заикание становится более постоянным и выраженным, при этом периоды плавной речи постепенно сокращаются и наступают всё реже и реже.
- В большинстве случаев заминки связаны с произнесением первого слова в предложении, предлогов и союзов.
- Заикание усиливается, когда человеку кажется, что к нему относятся с пренебрежением или «вторгаются» в его личную сферу, а также когда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе. При этом заикающийся начинает испытывать психологический дискомфорт, становится возбуждённым, из-за чего начинает быстрее говорить и нервничать.
- Заикающийся человек во всех ситуациях говорит свободно, без смущения, при этом он ещё «не осознаёт» своего дефекта речи и не боится публичного общения.
Вторая стадия [21] :
- Заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Судорожный дефект речи может полностью исчезнуть на короткое время.
- Заикание чаще всего проявляется при произнесении многосложных слов, «торопливой» речи или в моменты эмоционального возбуждения.
- Случаи заикания возникают одинаково часто как в общественных местах, так и дома. Однако в особо важных и ответственных ситуациях центральная нервная система может контролировать речь заикающегося, замедляя темп речи, тем самым уменьшая количество запинок.
Третья стадия [25] [26] [27] :
- В определённых ситуациях (особенно при публичном выступлении) очень трудно произнести речь, выстроить правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками. Заикающийся всё это чётко осознаёт.
- Постоянно возникают сложности при произнесении определённых слов и звуков.
- Чтобы избежать «запинок», человек начинает заменять одни слова на другие.
- При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.
Четвёртая стадия [10] [22] [24] :
- Заикание становится большой личностной проблемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к своему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. У заикающегося возникают мысли типа «я не могу говорить», «меня невозможно слушать», «людям со мной неприятно» и др.
- Сформированы стереотипные трудности при произнесении определённых слов и звуков. Причём заикающийся уже точно знает, в каких ситуациях, при каких условиях и в обществе каких людей заикание усиливается и может проявиться максимально ярко.
- Осознание своей речевой «ущербности» ведёт к уклончивым ответам и появлению страха общения с окружающими.
- Всё перечисленное постепенно ведёт к замкнутости и избеганию общения.
Осложнения заикания
Заикание приводит к таким отрицательным последствиям, как [12] :
- стеснительность;
- замкнутость;
- мнительность;
- напряжённость;
- настороженность;
- заниженная самооценка;
- раздражительность и импульсивность;
- страх одиночества, пугливость.
Часто у людей с заиканием возникают различные страхи, так называемые «фобии». Наиболее распространённой является боязнь публичного общения и страх перед началом собственной речи — логофобия [1] [22] [24] .
Также заикание может привести к снижению уровня качества жизни [11] [12] :
- задержке и общему недоразвитию речи;
- трудностям обучения, усвоения учебного материала в детском саду и школе;
- проблеме выбора профессии;
- торможению карьерного роста;
- трудностям в создании семьи.
Всё это со временем может привести к ещё большему усугублению картины заикания, так как формируется порочный круг: с изменением самооценки на фоне заикания ухудшается эмоциональное состояние и нарастает стресс, что ещё больше усиливает заикание и ухудшает навыки общения.
Кроме того, психогенному заиканию часто сопутствуют другие заболевания:
- нарушение венозного оттока головного мозга;
- гипотония (сниженный тонус) мышц, а также признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника;
- плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз;
- вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии;
- вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата;
- повышенное внутричерепное давление.
Диагностика заикания
К какому врачу обращаться
Диагноз «заикание» выставляется неврологом, психологом, психиатром или психотерапевтом, если представленные симптомы этого недуга длятся более трёх месяцев [6] [8] .
Нейрофизиологические обследования
Как правило, диагноз устанавливается на основе клинической картины, однако чтобы отличить неврозоподобные и психогенные заикания от других органических причин дефекта речи нужно провести ряд нейрофизиологических обследований (по показаниям врача):
- эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭГ) — позволяет оценить состояние головного мозга, обнаружить объёмные новообразования;
- электроэнцефалография (ЭЭГ) — фиксирует изменения работы головного мозга через измерение его электрической активности;
- доплерография сосудов головного мозга и реоэнцефалография (РЭГ) — позволяют оценить качество кровоснабжения головного мозга и обнаружить нарушения в сосудах;
- ультразвуковая транскраниальная доплерография с функциями микроэмболодетекции (выявления небольших тромбов в сосудах головного мозга);
- аксиальная компьютерная (КТ) или магнитно-резонансная томография (ЯМР) в различных режимах.
Каждый из этих методов исследования проводится для того, чтобы не пропустить органические болезни головного мозга (например, опухоль или сосудистые заболевания). В структуре таких нарушений заикание является вторичным.
С этой же целью может потребоваться консультация окулиста (биомикроскопия глазного дна и осмотр его периферии трёхзеркальной линзой Гольдмана) и генетика (кариотипирование, синдромальная диагностика).
Лечение заикания
В каком возрасте лучше начать лечение у детей
Лечить заикание нужно начать сразу после постановки диагноза.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. В нём должны участвовать несколько специалистов.
Врач-невролог или психоневролог — это врач с высшим медицинским образованием невролога, который окончил курсы психиатрии. Он назначает соответствующую медикаментозную терапию исходя из состояния нервной системы, контролирует динамику развития симптомов заболевания.
Врач-психотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается лечебным воздействием на психику человека. Он использует разные виды психотерапии, включая прямой разговор, гипноз и ряд других методик лечения заикания:
- Субличностный анализ. Этот подход рассматривает элементы поведения как внутренние образы, которые воспринимаются сознанием человека как части, отдельные от самой личности. Субличности человека привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям (например, роль родителя, дочки/сына, начальника, коллеги и др.). Психотерапевт в данной технике пытается раскрыть черты и проявления субличностей заикающегося, когда тот ведёт свой внутренний диалог, и пытается изменить патологические черты поведения, нейтрализуя заикание.
- НЛП (нейролингвистическое программирование) — это ряд психологических методик, благодаря которым удаётся воздействовать на подсознание заикающегося, изменяя его мышление и поведение через введение в его сознание специальных лингвистических программ (установок).
- Работа с игрушками в качестве дыхательной гимнастики. Для тренировки используют мыльные пузыри, игрушки-вертушки и прочее. При этом ребёнка просят дуть через соломинку, пуская пузыри в воду, дуть на одуванчики и кораблики в воде, надувать шарики и т.д.
- Аутотренинг — приём самовнушения, посредством которого можно изменять черты характера и вредные привычки.
Иглорефлексотерапевт — это специалист с высшим медицинским образованием невропатолога или невролога, который прошёл специальное обучение по иглоукалыванию. Он воздействует на специальные точки, нервные окончания, снимая нервное напряжение.
Психолог проводит тестирование, помогает установить причину возникновения речевого дефекта и разобраться с внутренними проблемами человека, выявляя слабые стороны его характера. Для этого он использует словесные методы воздействия.
Логопед обучает заикающегося правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, плавно и ритмично говорить [18] [19] [20] [21] .
Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает оздоровительные мероприятия, к которым относятся закаливающие процедуры, лечебный массаж и физкультура. Это укрепляет иммунитет человека и позволяется как бы «сбросить отрицательную накопленную энергию» через повышенную мышечную активность [13] [16] .
Хотя каждый специалист вносит важную неоценимую лепту в лечение заикания, ни один из них не сможет устранить его полностью самостоятельно.
Устранение заикания у дошкольников
У детей заикание проходит само по себе, даже без лечения. В данном случае следует уменьшить нагрузку на речевой аппарат малыша, а также время от времени посещать специалистов, которые проконтролируют развитие речи в динамике.
Устранение заикания у подростков и взрослых
Чем старше становится ребёнок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддаётся коррекции с большим трудом. Основная цель лечения — обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.
Взрослый человек часто уже адаптировался к собственным речевым особенностям либо научился их контролировать. Главной задачей лечения заикания является уменьшение стресса, т. к. на его фоне заикание может усиливаться.
Новые методики для лечения заикания
Примеры устройств и компьютерных программ для лечения заикания:
- SpeechEasy — носится в одном ухе и внешне похож на слуховой аппарат. Изменяет звуки, проходящие через устройство так, что пациент слышит свой голос с небольшой задержкой по времени и в другой тональности. В результате заикание резко уменьшается или исчезает.
- АКР-01 «Монолог» — также воспроизводит речь с задержкой, создающей эффект эха.
- BreathMaker и Cafet — компьютерные программы-тренажёры для лечения заикания.
Прогноз. Профилактика
К лечению данной речевой патологии нужно приступать незамедлительно после постановки диагноза неврологом, психологом или психиатром. Для надёжного излечения от заикания необходимо не менее полугода [22] [26] [27] . Но даже комплексный междисциплинарный и индивидуальный подход к лечению, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению [24] [27] .
Так как заикание связано с неустойчивостью и дисбалансом работы полушарий головного мозга, специфической профилактики заболевания не существует.
Тактика поведения родителей при заикании у ребёнка
Чтобы создать благоприятные условия для выздоровления, нужно придерживаться следующих правил:
- Не следует акцентировать внимание на дефекте речи заикающегося, говорить об этом, как о болезни. Лучше всего при общении вести себя естественно и непринуждённо.
- В присутствии заикающегося всем окружающим и близким необходимо говорить правильно — грамотно выражать свои мысли, используя литературную лексику, не растягивая слова и не убыстряя темп речи.
- Следует беречь здоровье и укреплять иммунитет заикающегося: соблюдать режим дня, обеспечивать хороший, здоровый дневной и ночной сон, придерживаться сбалансированного рациона, закаляться и приобщаться к спорту.
- Необходимо оградить заикающегося от неконтролируемого стресса, обучив его спокойно относиться ко всему, что бы ни происходило. Стараться всегда быть оптимистически настроенным и доброжелательным.
- Чтобы всегда быть в хорошем настроении, заикающемуся нужно нужно найти хобби или увлечение, которое поможет снять стресс, даст возможность хорошо расслабиться и отвлечься от негативных мыслей: живопись, танцы, музыка, фотографирование, рукоделие, садоводство, кулинария, чтение, уход за домашними животными, езда на велосипеде и др.
- Нужно попытаться максимально оградить заикающегося от травмирующих психику книг и фильмов.
- Нельзя разрешать ребёнку играть в слишком возбуждающие игры, особенно в вечернее время суток [2][12] .
Источник