Как муравей тащил ягоду

Из цикла «Сказки на Селигере»

Анатолий Приставкин

Улитка

Улитки все одинаковы так же, как и солдаты. В форме у них единообразие, и свои ракушки они делают слева направо, по закону стандартной резьбы. Если у вас живёт поблизости улитка, вы это можете проверить.
Но нашлась одна улитка, которая сделала себе ракушку по-иному. Справа налево. Это была творческая улитка, не похожая на остальных.
Пришли люди и сказали: «Взгляните, какая редкая ракушка. Она с левой резьбой». И они забрали её. Улитку же они вытряхнули, она им была совсем не нужна.

Муравей

Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»
И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше.

Утёнок

Он потерял гнездо, этот маленький утёнок. Среди камышей его почти не было видно, только пронзительный крик, одинаковый в общем-то у всех детей и детёнышей, нёсся над водой.
И многие из нас, сидящих в тот миг на рыбалке, слушали беспомощно, как по соседству творилась беда. А он плыл и плыл вдоль берега, тревожа всё новых людей. И те откладывали удочки и начинали смотреть на озеро. Но вдруг невесть откуда над нами пронеслась взволнованная серая утка и словно бы упала с лёта в камыши. И мы облегчённо вздохнули и, закуривая, заговорили вдруг торопливо и радостно, словно сами пережили трудные минуты.

Шурка

Я разобиделся на весь белый свет и пошёл купаться. Когда я сержусь, я надеваю ласты, маску и ухожу к своему другу Шурке.
Такое имя я дал щурёнку. Сперва я даже жестоко ошибся, приняв его за палку. Лежит себе на жёлтом песке чёрная головешка, и подводное течение качает её с боку на бок. Но я разглядел, что это рыба, и подумал: дохлая, видно. Чего ей лежать так странно, что её водой качает. Но я вернулся и тронул пальцами скользкую спину. Вот тут и головешка моя подпрыгнула, точно чёрная вспорхнувшая птица, и в метрах трёх улеглась опять на песок.
– Ах ты щука, ах ты Шурка, – сказал я тогда, удерживаясь от смеха, и два добротных пузыря выкатились у меня изо рта.
Я опять подплыл: лежит себе щурёнок, только глазом сторожит каждое моё движение. И глаз у него на носу, точно колесо на телеге, поворачивается. И кажется мне, что он хочет крикнуть с досадой:
– Ах, ну до чего же ты надоедливый товарищ! Разве ты не видишь, что я на охоте, и в такое время мешать нельзя.
Потом мы с Шуркой встречались не раз и не два. Он лежит, покачиваясь, рыбку сторожит, словно узкая подводная лодка, затаившись на дне. А я тут же плаваю, обиду свою в бульки превращаю. А когда бульки кончаются, я прощаюсь с Шуркой (он хвостом лишь шевельнёт) и выплываю на солнце, которое всё такое же медленноватое, вроде бы колючее от лучей, но очень нам нужное. Перед этим я подплываю к кусту элодеи, которая растёт в воде и похожа на ветку сосны. Я отламываю ветку и приношу Вале:
– Шурка тебе прислал. Держи. – И иду одеваться.

Источник

Читайте также:  Как развести гет от тараканов

Изложение «Муравей».

Изложение с интерпритацией текста.

1. Чтение текста учителем.

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. А.Приставкин.

  1. Что можете сказать об этом высказывании? Обоснуйте свою точку зрения. (текст, есть тема, основная мысль, абзацы, определенная структура).

3. О чем этот текст? (о внимательном бережном отношении человека к природе).

4. Какова основная мысль текста? Как автор относится к поступку человека? Выражено ли это отношение прямо, открыто в тексте? (человек, не будь так равнодушен и жесток к меньшим братьям своим: жестокость в малом порождает жестокость в большом; будь бережен ко всему сущему на земле, от тебя лично зависит сохранение равновесия в природе, жизни на земле).

5. Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

1. Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья, помогают раскрыть основную мысль:

бежал катил весь день

шёл нёс с утра до вечера

нёсся тащил долго

2. Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношение к событию?

1. Перескажите текст.

2. Выразите своё отношение к поступку человека.

3. Напишите изложение, выразив своё отношение к поступку человека.

Источник

Составте продолжение текста ( не большое ) и напишите свое отношение к поступку человека

, Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал ,, Гляди — ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. ,, Прочь поди, привык на все готовенькое!»
И с тем засунул в рот. И пошагал дальше.

Так смотрю в окно и там солнышко улыбается. Солнечный свет проникает сквозь ставни. Солнце светит в окно и освещает комнату. Солнечная полянка перед домом , радовала всех

,кроме плавно вздымающихся и опускающихся волн.
Обособленное дополнение. Оборот с предлогом

,на ветке мыса,
Обособленное дополнение. уточняющий член предложения

,умножая красоту ночи.
Обособленное обстоятельство. Деепричастный оборот

роса — верный признак
Подлежащее (сущ) — сказуемое (сущ)

,измученные и обессиленные,
Обособленное определение. Прилагательные в пост позиции

,потонувшем в темноте,
Обособленное определение. Причастный оборот в пост позиции

Сегодня,всей семьей мы пошли за грибами. Вот ,мы уже около густого леса.Пахнет сыростью и древесиной. Я пошла со своим братом,он говорил мне,что очень хорошо знает этот лес и проблем не возникнет,но я все-таки боялась немножко. Мы стали искать грибы.Я все время подходила к брату и спрашивала-ядовит ли гриб,или съедобен? Он раздражительно отвечал и шел дальше. Потом я с головой увлеклась сбором грибов и совсем потеряла брата из виду. Мне стало страшно,я не знала куда идти и что делать.Я присела на пенек и стала думать.
-Хм,может мне тут остаться и не уходить далеко?
Но вдруг я услышала злобный рык,я подорвалась и побежала сквозь густые заросли леса,теряя по пути все грибы. Потом я и вовсе кинула корзинку на землю,чтобы бежать было легче. Я выбилась из сил и упала на мягкий и сырой мох. И вдруг,я услышала смех брата.
-Аххахаха,поверила,что я тебя бросил? А это наша собака Рекс так рычала,сестренка.Это шутка,поняла?
Я зло посмотрела на брата,а потом рассмеялась. Ловко он меня провел,шутник!

Читайте также:  Симптомы если укусил клещ собак лечение

Источник

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
методическая разработка по русскому языку на тему

Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче, правильнее. И называется эта работа развитием речи. Такие уроки учат школьников эффективному и успешному общению. В итоге их речь становится богаче, развивается и обогащается словарь, грамматический и интонационный строй детской речи.

Всему в жизни надо учиться, правильному литературному языку – тоже. Владение языком – важнейшее средство формирования личности, поэтому излишне доказывать, насколько актуально это сегодня.

Каждый учитель занимается развитием речи учащихся. Однако словесник решает эту задачу на качественно ином уровне: он занимается развитием речи контролируемой и делает это целенаправленно, систематически. Стимулировать развитие речевых умений, способствовать саморазвитию учащихся, помогут тексты малой формы.

Для мини-диктанта на запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах (а это приходится повторять и в 9-м классе) можно использовать следующий текст:

Выбегая из трамвая, я увидел вертолет. В наших лужах утопая, он тихонько полз вперед. Я, решив помочь пилоту, подбегаю к вертолету и, толкая вертолет, вместе с ним ползу вперед. А пилот сидит, зевая, и не хочет мне помочь! Все на свете проклиная, я тогда помчался прочь.

Главная цель мини-изложения (сочинения) – привлечь внимание к тому, как это сказано.

Когда рассвело, я отправился в соседнюю деревню за парным молоком. Идя по лесной тропинке, я встретил знакомого ежика. Он, увидев меня, вежливо поздоровался (смех) и пригласил в гости. Я обещал как-нибудь зайти. Когда я вернулся домой, сестренка уже встала. Я передал ей приглашение. Но она, не поверив мне, назвала меня фантазером. Я предложил Насте пойти в лес со мной в любое время, когда она захочет.

Дальше ребята продолжают текст сами. Разумеется, так, чтобы там были предложения с союзом когда, деепричастия и деепричастные обороты. Кроме того, я требую, чтобы были подчеркнуты союзы когда и обведены запятые перед и после этих придаточных. Тогда хорошо работает зрительная память, и постановка запятых в этом случае скоро становится автоматическим навыком.

Работа с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей».

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)

Беседа: «Учимся читать подтекст».

– Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится?

– Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?

– Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)

– Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).

– Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?

– О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.

– Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

– Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?

– Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?

– Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?

– Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор– человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней).

Читайте также:  Как избавиться от ушного клеща у котика

– Какие бы вопросы вы задали автору?

– Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.

– Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?

Предупреждение фактических ошибок

– Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).

– Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:

Бежал катил весь день большую

Шёл нёс с утра до вечера тяжёлую

Нёсся тащил долго

на закате солнца

Итак, подведём итог:

Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами шёл, бежал.

Неправильно было бы опускать определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.

Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.

– Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?

Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.

Данный текст может предложен учащимся для перевода на родной язык (в национальных классах).

Традиционно небольшие тексты используются и для освоения учебного материала. В этом случае для задействия эмоциональной сферы можно использовать необычные по содержанию тексты. Например:

прочитайте текст и выполните задания.

Однажды вор залез в чужой курятник и украл курицу. Когда он убегал, он опрокинул лампу, и курятник загорелся. Курица смотрела назад и, видя огонь пожара, понимала: он спас ей жизнь.

Когда вор откармливал курицу пшеном и хлебом, курица понимала: он о ней заботится.

Когда вор скитался из города в город, пряча курицу за пазуху, курица понимала: он её любит.

Когда курица увидела, что вор замахнулся ножом, она поняла: он хочет покончить жизнь самоубийством. Она прыгнула на нож и прикрыла вора своим телом. И умерла счастливой.

• Докажите, что это текст.

• Определите тип речи.

• Обоснуйте своё мнение. Обратите внимание на глаголы.

• Может ли этот текст обойтись без глаголов?

Раскройте особенности текста-повествования.

Необходимы мини-тексты и при работе с орфограммами. Например, правило о правописании о и е после шипящих у существительных. Выполнили положенные упражнения. Класс получает задание подобрать слова на это правило, но так, чтобы они рифмовались со словом сучок. Выполняем все вместе. У нас получается: сучок – волчок – значок – дурачок. А к слову волчонок – зайчонок, бельчонок, девчонка, ручонка. Затем пишем мини-диктант:

за ней бегом девчонка.

В ручонке у девчонки

был остренький сучок.

и тут же собачонка

в речонку от девчонки – скок!

Следовательно, миниатюры учащихся эффективны в учебном процессе. Во-первых, со стороны учителя, так как: 1) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; 2) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие высказывания, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять способности учеников. Во-вторых, со стороны школьников, так как: 1) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; 2) они воспринимаются учащимися с большим интересом и азартом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; 3) они могут быть быстрым, живым откликом на события личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; 4) создавая творческие работы, учащиеся осваивают и родной язык, и мир, высказывают свой взгляд на реальную действительность, познают и себя как личность. Красиво и точно об этом сказала М.И. Айгер.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей