- Странное явление: 5 мышек переплелись своими хвостами вместе в редком феномене «крысиный король», который «сигнализирует о надвигающейся чуме или голоде».
- 25 мин
- masterok
- Мастерок.жж.рф
- Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
- Феномен крысиного короля.
- Рывок
- Вот так вот
- Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Странное явление: 5 мышек переплелись своими хвостами вместе в редком феномене «крысиный король», который «сигнализирует о надвигающейся чуме или голоде».
25 мин
Эта мышиная стая подняла семейные узы на новый уровень, когда переплелась своими хвостами, образовав редкий феномен «крысиный король», который в культуре некоторых народов предположительно сигнализирует о надвигающейся чуме или голоде.
На подтопленном поле в Российской Федерации было обнаружено странное явление, во время которого 5 грызунов причудливо запутались между собой своими хвостами, пытаясь изо всех сил расползтись в разных направлениях.
Данное весьма необычное видео было снято в Ставропольском крае Алибулатом Расуловым, который напугал многих пользователей, когда выложил видео с животными в свою соцсеть.
Стоит отметить, что это явление часто упоминается в фольклоре некоторых народов как плохое предзнаменование — символическое предупреждение о надвигающейся чуме или голоде.
В ролике Расулов нашёл на подтопленном поле привязанных к стеблю растения сразу нескольких мышей. Мужчина в конечном итоге освободил существ, предварительно показав то, как сложно они были переплетены своими хвостами.
Феномен «крысиный король», о котором хорошо знают жители Германии, сбил с толку учёных, которые понятия не имеют, как грызунам удалось сплестись вместе.
Расулов же считает, что в данном случае маленьких мышек сплела вместе их мать, чтобы уберечь малышей от воды, затопившей поле.
Эксперты были озадачены этим жутким происшествием, поскольку всего было зарегистрировано очень мало подобных случаев, да и в целом его происхождение остаётся весьма спорной темой.
В музеях по всему миру сохранилось несколько групп сплетённых подобным образом грызунов, причём первое известное сообщение о «крысином короле» датируется 1564 годом.
В истории такое явление считалось признаком неудачи и ассоциировалось с Чёрной смертью (чумой), так как именно грызунам приписывают распространение этого страшного недуга, забравшего в прошлом миллионы человеческих жизней.
Изображение: Instagram/@__alibulat__rasulov__
Некоторые, наблюдая то, как животные эффективно сплели свои хвосты, предположили, что «крысиный король» возник из-за того, что крысы/мыши часто подвергаются воздействию липких веществ, таких как сок или жевательная резинка.
Когда же они впадают в панику и предпринимают попытки разъединиться, узел ещё сильнее затягивается и становится крепче.
Другая теория предполагает, что в столь необычном объединении грызунов виноваты волоски, которые также сплелись между собой.
Считается, что стая не в состоянии долго существовать в таком положении, поскольку она не может добывать для себя пищу и прятаться от хищников.
Изображение: Instagram/@__alibulat__rasulov__
Эмма Бернс (Emma Burns), куратор естествознания в Музее Отаго, рассказала Atlas Obscura, что явление «крысиный король» теоретически может быть естественным.
Она объяснила, что у некоторых крыс есть хвосты, которые обладают естественным рефлексом «сцепления», из-за которого они могут объединяться вместе.
Необычное зрелище также было замечено среди скоплений белок, что позволяет предположить, что этот редкий феномен распространён среди грызунов.
Специалисты же предполагают, что создания слиплись после контакта с соком деревьев, которые они часто посещают.
Изображение: Instagram/@__alibulat__rasulov__
Однако Мэтью Комбс (Matthew Combs), докторант Университета Фордхэм, специализирующийся на крысах, отметил:
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Как-то мы с вами обсуждали такое явление в природе, как «крысиный король». Оказывается раньше грызунов, запутавшихся хвостами в один узел, раньше находили только умершими — из-за этого многие сомневались в реальности явления.
И вот житель Ставропольского края обнаружил на арбузном поле живого «крысиного короля» — это один из первых случаев в мире
21 августа рабочий из Ставрополя по имени Алибулат заснял редкое природное явление — так называемого «крысиного короля». В трёхминутном ролике он показал пятерых полевых мышат, связанных хвостами в один узел. На это в твиттере обратила внимание иллюстраторка Кристина Бояркина.
Алибулат обнаружил «короля» в арбузном поле. По его словам, мышат связала мать в попытке спасти от затопления: перед этим по поливному каналу пустили воду, которая достигла норы грызунов — тогда животное якобы привязало детёнышей к ветке арбуза над уровнем воды.
На самом деле, мышата почти наверняка связались в узел сами — это редкое явление, засвидетельствованное в том числе в нескольких музеях. Ранее найденные «короли» состояли из уже умерших животных, поэтому некоторые исследователи сомневались в естественном происхождении явления.
Обычно «крысиный король» состоит из пяти-шести грызунов, но находили и связки из 30 крыс. Считается, что животные спят в кучках, пытаясь согреть себя и потомство, а потом не могут распутать хвосты. Зоолог Альфред Брем в книге «Жизнь животных» отмечал, что «короли» не могут самостоятельно передвигаться, поэтому их сородичи нередко приносят им пищу.
«Крысиный король» в Зоологическом музее Страсбурга
29 августа Алибулат записал новый ролик: он вернулся на место находки и показал высохшую нору грызунов, в которую вернулись её жители. «Вода отошла, а мышь вернулась в свою нору, есть признаки, что она живёт там. Арбузик подрос с тех пор», — добавил он.
В ещё одном коротком ролике Алибулат показал, как распутывал грызунов. Это получилось не сразу, но в конце концов животные оказались на свободе — мужчина высушил их на солнце и отпустил.
Источник
Феномен крысиного короля.
Словосочетание «крысиный король» у большинства людей ассоциируется со злым героем сказки «Щелкунчик» – огромной крысой с тремя головами, повелевающей своими подданными. Именно так, по мнению обычного человека, выглядит король в крысином королевстве.
Кто-то мыслит более прагматично и считает таким королем некую крысу, восседающую на вершине иерархической пирамиды и управляющую своими «подданными». Именно «слуги» обеспечивают его едой, питьём и другими благами, хотя внешне владыка ничем не отличается от своих же подчиненных.
А что в действительности представляет собой крысиный король с точки зрения науки? Давайте разбираться…
С научной точки зрения крысиный король — это редкий природный феномен, при котором хвосты у нескольких крыс переплетаются так прочно, что животные не могут их распутать. Попавшие в такую беду зверьки не способны согласовывать свои движения и, как следствие, не могут целенаправленно перемещаться и добывать пищу, а потому быстро гибнут от голода.
На фото ниже показан крысиный король, вернее, то, что от него осталось:
Подобные находки очень редки: во всем мире задокументировано не более нескольких десятков останков крысиных королей. Все они обнаруживались простыми людьми совершенно случайно, на обычных фермах и мельницах, около подвалов. Разумеется, такие монстры сразу порождали о себе множество мифов и совершенно нереальных суждений, особенно в древние времена, когда даже ученые мужи находили подобным вещам нелепые объяснения. А когда к уникальности феномена еще и добавлялось отвращение людей перед самими крысами и их хвостами, возникали совершенно чудовищные легенды…
В самой простой народной трактовке такой многотелый крысиный король — это повелитель крыс, который управляет своими подданными, а они кормят и обслуживают его. Более изощренные гипотезы уже наполнены мистицизмом и наделяют короля связью с темным миром, различными сверхъестественными способностями. С научной же, доказательной точки зрения такие гипотезы не имеют ничего общего с реальностью.
Кстати, терминология и в мифах, и в науке достаточно строгая. Некорректно говорить «король крыс», тем более — «королева крыс» или «крысиная королева». И в мифологии, и в зоологии принято называть феномен «крысиный король», и никак иначе.
Неправильно считать, что крысиный король — это некая крыса-монстр с двумя головами, лишней лапой или необычно крупным размером. Современные генетики в лабораториях сотворили множество таких монстров, но к тому, что наука понимает под термином «крысиный король», эти создания не имеют никакого отношения.
Аналогично, крысиным королем не называется какая-то особь, занимающая привилегированное положение в крысиной колонии. Хоть определенная иерархия в крысиной колонии и существует, «лидера» её не принято именовать королем. Более того, ученые сильно сомневаются, что крысы с запутанными хвостами способны долго жить и занимать хоть какое-то значимое место в иерархической пирамиде.
Что мы знаем про крысиных королей?
Главная загадка крысиных королей заключается в том, что никто никогда не находил их живыми – задокументированы лишь находки давно иссохшихся трупов. Нет ни фото, ни видео, ни сообщений ученых о живых крысиных королях, а значит, нет и твердой убежденности в том, что такие короли могут жить хоть какое-то время.
С другой стороны, сложно представить, чтобы хвосты у крыс сплетались в нераспутываемый узел после смерти. Как раз наоборот, правдоподобной выглядит версия о том, что именно из-за постоянной суеты зверьков их хвосты могут образовать такой узел.
Также правдоподобно предположение о том, что, собственно, спутанные хвосты не дают зверькам нормально добывать пищу и приводят к гибели. Известно ведь, что крысы не могут голодать дольше 3-4 дней. А значит, после запутывания хвостов животные обречены…
Однозначно можно сказать, что крысиный король – это очень редкое природное явление. Учитывая то, как долго крысы живут рядом с человеком, находки крысиных королей были бы более многочисленными, будь такие случаи нормой.
С другой стороны, сами находки трупов таких «королей» неоспоримы. Несколько особенно показательных останков находятся в разных музеях мира, а один из них даже был исследован с помощью рентгена. Именно этот снимок подтвердил, что хвосты у крыс переломаны и запутаны настолько сложно, что животные сами не могут распутаться.
Кстати, в местах соприкосновения хвостов отдельных особей хорошо заметны мозоли. Это подтверждает предположение о том, что запутывание происходит ещё до смерти зверьков.
На фото — тот самый крысиный король:
И его рентгеновский снимок:
Большинство ученых трактуют эти данные так: по редко возникающим причинам хвосты у крыс слипаются и перепутываются, после чего животные относительно быстро погибают либо от голода, либо от тех же причин, которые вызвали перепутывание хвостов. И причины эти могут быть достаточно банальными, несмотря на уникальность их последствий.
Причины, по которым крысы могли бы срастаться хвостами
Гипотез о причинах появления крысиных королей несколько. Рассматривая их, нужно учитывать фактические данные:
Все крысиные короли обнаруживались только в местностях с умеренным и холодным климатом;
Этот феномен известен только для черных и рисовых крыс, а также мышей. У пасюков крысиные короли не известны и никогда не обнаруживались.
Некоторые исследователи считают, что крысы «срастаются» хвостами из-за жизни в очень тесных помещениях, где сами хвосты постоянно переплетаются и рано или поздно могут завязаться в узел.
Другие специалисты полагают, что причины переплетания — это антисанитария, при которой хвосты зверьков слипаются из-за остатков пищи на них, крови, грязи и земли.
На фото ниже показано, как выглядит очень крупный крысиный король из нескольких десятков крыс:
Но эти гипотезы не объясняют всех фактов. Не понятно, например, почему, короли не обнаруживаются в тропиках, где крысы более многочисленны, живут очень плотными колониями и зачастую устраивают гнезда в подстилке садов и плантаций, среди гниющей листвы и плодов? Ведь вероятность слипания хвостов здесь выше…
Более вероятна теория о том, что хвосты у крыс смерзаются при ночевках в холодных норах. В такие убежища зверьки забираются в больших количествах, чтобы согреться, но в особенно холодные ночи даже скопление их не обеспечивает достаточной температуры – в итоге влага на волосках замерзает, хвосты слипаются. Антисанитария здесь также способствует слипанию хвостов (часто они оказываются перемазанными экскрементами), но главной причиной не является. После пробуждения зверьки пытаются разбежаться, мечутся в разные стороны и запутываются ещё сильнее.
Достаточно нескольким десяткам волосков на двух (или более) хвостах слипнуться, чтобы зверьки не смогли без травм рассоединить их. Человеку, который хоть когда-нибудь прилипал языком к мерзлому металлу, подобное явление совершенно понятно.
Кроме того, гипотеза о смерзании хвостов объясняет некоторые факты. У серых крыс не бывает «королей», потому что хвосты у них короткие и менее подвижные, чем у черных, их сложнее запутать. В теплом же климате никакие крысы не попадают в условия, при которых хвосты могут примерзать друг к другу.
Поэтому именно смерзание во время коллективных ночевок считается наиболее достоверной причиной появления крысиных королей. Она означает, кстати, что такое событие — лишь трагедия для зверьков. Их точно не кормят сородичи, они точно не обладают никакой «властью» и обречены на мучительную смерть от голода, холода и стресса.
Эта же теория объясняет, почему не обнаруживались живые крысиные короли. Мало того, что этот феномен очень редок, ещё и зверьки с запутанными хвостами не могут выбраться из своих убежищ и попасться на глаза человеку. После того, как животные оказались в «западне», они погибают от голода на пятый-седьмой день.
Ничтожно мала вероятность того, что именно за эти дни человек найдёт и вскроет укрытие. И если даже случай из Эстонии – правда, он является тем самым исключением, которое подтверждает правило.
Иерархия крысиной стаи и возможности существования «главных крыс»
В крысиных стаях отсутствует выраженное соподчинение особей. Здесь имеются лидеры, как самцы, так и самки, но главенствующее положение позволяет им лишь занимать лучшие укрытия. Также в условиях высокой плотности популяции, когда на единице пространства живёт слишком много крыс, именно особи-лидеры, в первую очередь, участвуют в размножении. Животные же, находящиеся на низших ступенях иерархии, зачастую не участвуют в этом празднике жизни.
Таким образом, даже в очень большой и плотной крысиной стае не может жить «король крыс», который бы отдавал какие-то приказы и которого кормили бы другие особи. Даже животные-лидеры наравне с остальными участвуют в добывании пищи и воспитании потомства, одинаково рискуют быть пойманными и отравленными.
И ещё: мелкие локальные популяции крыс могут представлять собой большое семейство, группу потомков одной единственной самки. Учитывая, что сама крыса живет и размножается до 3-4 лет, причем каждый новый выводок в 8-15 крысят у неё появляется каждые месяц-полтора, а её собственные потомки начинают размножаться через 7-8 месяцев после рождения, к концу жизни такую мать-героиню могут окружать сотни потомков разных поколений.
Особых привилегий эта самка не имеет, но обычно является одним из лидеров популяции. Если угодно читателю, она — королева крыс.
Могут ли люди повелевать крысами и быть крысиными королями
Также в мифологии и в различных народных сказаниях имеются упоминания людей, которые тем или иным способом управляли крысами. Самая известная из таких легенд повествует о гамельнском крысолове, который по заказу властей немецкого города игрой на флейте увлёк всех крыс в водоём и там утопил, а когда власти отказались выплачивать гонорар, сделал то же самое с группой детей.
Примечательно, что эта история очень широко распространена и, похоже, базируется на каких-то реальных исторических событиях, поскольку во многих её формулировках в литературе указываются конкретные даты. В большинстве интерпретаций указывается, что крысолов вводил крыс в гипноз своей музыкой, а детей — необычными манерами и яркой одеждой.
Ниже представлена картинка с изображением гамельнского крысолова:
Такие картинки, вообще говоря, достаточно многочисленны, хоть образы крысолова на них могут значительно разниться
Есть и исторические сообщения о людях, которые тем или иным образом управляли крысами, либо необъяснимыми способами прогоняли их из городов. Многие из этих сообщений являются типичными легендами или метафорами, но попадаются среди них и такие, которые выглядят в той или иной степени достоверно.
Сегодня, тем не менее, не обнаружены и не подтверждены такие способности человека, которые позволяли бы ему управлять поведением крыс. Да, животных можно напугать звуками или запахами, ручных особей можно дрессировать, но заставить диких крыс в любом месте выполнять те или иные действия человек не способен. А значит, сообщения о таких людях можно смело считать сказками или метафорами.
Копипаста не очень:
Несколько раз повторяется, что крысиный король не связан с иерархией.
Упоминается «тот самый случай» из Эстонии, но не описывается
В Ставрополье мужик фермер встретил крысиного короля. Видео можно найти легко.
моё предположение — холод. хвост у крыс в том числе выполняет функцию теплорегуляции и отвода тепла(одна из причин, почему он лысый). в холодную погоду это может существенно снижать температуру тела, поэтому логичным может быть решение переплетать хвосты у нескольких крыс для поддержания тепла. это объясняет и поломанные хвосты: сильный холод одновременно работает как анестетик, и заставляет крыс интенсивнее шевелить хвостами, чтобы согреться. в результате хвосты ломаются, но крысы этого не чувствуют из-за холода.
Как бывший владелец ручной крысы заявляю, что крыса скорее хвост себе отгрызет, чем сдохнет от голода.
ходила байка(или нет), что они себе лапы отгрызают, если уйти не могут, а тут хвосты
Интересно и немного противно читать.
А что за случай из Эстонии?
Дома мышей было огромное кол-во
и был котяра, которому было пофиг на рядом бегающих мышей
Когда завел белого крыса, поначалу живущего в клетке
ничего не изменилось
А вот когда он клетку прогрыз, исчезли мыши
к моменту побега крыса приучил к звуку «кормёжка», вылезал из абсолютно разных мест дома, но по стучанию ногтей о ламинат, понятно было что «точка выхода» неизвестна
В произведении Горького «в людях» упоминается связывание крыс хвостами ради забавы
Только в сказке он — МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ. По крайней мере, во всех внятных переводах.
незачет, можно было упомянуть инфу о том что эти короли согласно легенде могут долго жить а вокруг них концентрируется большое количество крыс кормящих их
Как уже написали в коментах, крыса скорее себе хвост отгрызет, чем останется голодной, а может и прочую связку поглодать. Может, изысканный суицид?)
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Остин Генри Лейард — британский путешественник и авантюрист, который обнаружил легендарную Ниневию и открывший знаменитую библиотеку Ашшурбанипала (записки этого реального Индианы Джонса можно прочитать на английском здесь). В 1851 году во время очередного путешествия по Ираку он начинает раскопки в 150 км от Багдада в районе таинственного комплекса курганов, который местные арабы называют Наффар (место на карте). Лейард обнаруживает там поселение, а также глиняные таблички с надписями сделанными клинописью. Клинопись была знакома исследователям. Её использовали древние семитские народы, такие как вавилоняне и ассирийцы. Но обнаруженные в данном поселение надписи записывали вовсе не семитский язык. Это был не просто не известный язык. Никто так и не смог установить родственные связи этого языка ни с одним из известных языков. До сих пор.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Тот самый Объект CBS4561. Обожженная табличка из светло-коричневой глины. Высота — 18,75; ширина — 12,75. Содержит три колонны клинописного текста на шумерском языке. Датируется 1900-1600 гг. до н.э.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а, может, и — вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
То есть это не священный текст ошибается (он не может ошибаться «по определению»), а читатель сам дурак — не так понял.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
. ., пожиратель зерна, здесь не живет.
Птица на высотах не… свое. .,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
В Дильмуне бог Энки придается любовным утехам с Нинсикиль (один из эпитетов Нинхурсаг, дословно — Госпожа чистоты или Госпожа девственница). Лично мне тут вспоминаются исламские гурии — вечные девственницы. Нинхурсаг рожает от Энки три поколения богов. При чём рожают в Дильмуне быстро и безболезненно, как по маслу. И это не моя метафора, буквально в тексте мифа так говорится:
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Заметьте как поэтично описан половой акт: обнял, поцеловал и сразу кончил. Всё.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Кроме любовных утех и рождения детей Нинхурсаг сажает в божественном саду восемь растений. Энки, по-видимому, хочет отведать растения, выращенные Нинхурсаг. Его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги и дает их своему господину. Энки съедает их без остатка. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть, после чего она покидает общество богов. Один за другим органы Энки начинают отказывать. Заметьте, как и в Библии проблемы со здоровьем начинаются из-за съеденных запретных растений. Затем Нинхурсаг все таки возвращается к мужу и садится рядом с ним.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Нинхурсаг спрашивает, какие части тела у него болят. Энки их называет, а Нинхурсаг производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит. Happy End.
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Lilit (Лилит — первая жена Адама, согласно кабалистической традиции), Джон Кольер, 1892.
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
А могут и не быть.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Во-первых, в месопотамском искусстве существует давняя традиция изображать фигуры, обращенные к центральному растению, здесь — финиковой пальме. Кроме того, рога сидящего справа указывают на божественный статус в соответствии с давними иконографическими традициями. Фигура слева, вероятно, является прихожанином, а вовсе не женщиной, как предполагал Фрейденбург. Что касается змеи, то она вполне может быть изображением бога-змея (такого как Нира) или, возможно, более общим символом возрождения и плодородия.
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Источник