Как нужно домножить дробь чтобы избавиться от знаменателя

Содержание
  1. Решение уравнений с дробями
  2. Понятие дроби
  3. Понятие уравнения
  4. Понятие дробного уравнения
  5. Как решать уравнения с дробями
  6. 1. Метод пропорции
  7. 2. Метод избавления от дробей
  8. Примеры решения дробных уравнений
  9. Калькулятор дробей
  10. Как перевести смешанную дробь в обыкновенную
  11. Как перевести обыкновенную дробь в смешанную
  12. Как перевести обыкновенную дробь в десятичную
  13. Как перевести десятичную дробь в обыкновенную или смешанную
  14. Как перевести дробь в проценты
  15. Как перевести проценты в дробь
  16. Сложение дробей
  17. Вычитание дробей
  18. Умножение дробей
  19. Деление дробей
  20. Как избавиться от иррациональности
  21. Что такое иррациональность в знаменателе дроби
  22. Как избавиться от иррациональности, когда в знаменателе только один корень
  23. № 366 (1) Колягин, Алимов 9 класс
  24. Как избавиться от иррациональности, когда в знаменателе несколько корней
  25. № 366 (3) Колягин, Алимов 9 класс
  26. Примеры освобождения от иррациональности в знаменателе
  27. № 366 (2; 7) Колягин, Алимов 9 класс
  28. № 557 (5) Мерзляк 9 класс

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это запись числа в математике, в которой a и b — числа или выражения. По сути, это всего лишь одна из форм, в которое можно представить число. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 — 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x — y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3\5.

Основные свойства дробей
  1. Дробь не имеет значения, при условии, если делитель равен нулю.
  2. Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель — нет.
  3. Две дроби a/b и c/d называются равными, если a * d = b * c.
  4. Если числитель и знаменатель умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = -b : а;
  • если а равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Ты можешь записаться на онлайн-уроки по математике для учеников 1-11 классов!

Читайте также:  Как мышь может избавиться от кота

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

Универсальный алгоритм решения
  1. Определить область допустимых значений.
  2. Найти общий знаменатель.
  3. Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.
  4. Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.
  5. Решить полученное уравнение.
  6. Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.
  7. Записать ответ, который прошел проверку.

А теперь еще несколько способов, которые пригодятся ребенку на уроках математики.

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении
  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

А вот и полезные видео для закрепления материала:

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Ответ: нет решения.

    Если нужно решить уравнение с дробями быстро — поможет онлайн-калькулятор дробей. Пользуйтесь им, если уже разобрались с темой и щелкаете задачки легко и без помощников:

    Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

    Записаться на марафон

    Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

    Источник

    Калькулятор дробей

    Как перевести смешанную дробь в обыкновенную

    Для того, чтобы перевести смешанную дробь в обыкновенную, необходимо к числителю дроби прибавить произведение целой части и знаменателя: i n d = i · d + n d

    5 3 4 = 5 · 4 + 3 4 = 23 4

    Как перевести обыкновенную дробь в смешанную

    Для того, чтобы перевести обыкновенную дробь в смешанную, необходимо:

    1. Поделить числитель дроби на её знаменатель
    2. Результат от деления будет являться целой частью
    3. Остаток отделения будет являться числителем

    Как перевести обыкновенную дробь в десятичную

    Для того, чтобы перевести обыкновенную дробь в десятичную, нужно разделить её числитель на знаменатель.

    Как перевести десятичную дробь в обыкновенную или смешанную

    Для того, чтобы перевести десятичную дробь в обыкновенную, необходимо:

    1. Записать дробь в виде десятичная дробь 1
    2. Умножать числитель и знаменатель на 10 до тех пор, пока числитель не станет целым числом.
    3. Найти наибольший общий делитель и сократить дробь.

    Например, переведем 0.36 в обыкновенную дробь:

    1. Записываем дробь в виде: 0.36 1
    2. Умножаем на 10 два раза, получим 36 100
    3. Сокращаем дробь 36 100 = 9 25

    Как перевести дробь в проценты

    Для того, чтобы перевести обыкновенную или смешанную дробь в проценты, необходимо перевести её в десятичную дробь и умножить на 100.

    Как перевести проценты в дробь

    Для того, чтобы перевести проценты в дробь, необходимо получить из процентов десятичную дробь (разделив на 100), затем полученную десятичную дробь перевести в обыкновенную.

    Сложение дробей

    Алгоритм действий при сложении двух дробей такой:

    1. Перевести смешанные дроби в обыкновенные (избавиться от целой части).
    2. Привести дроби к общему знаменателю. Для этого нужно числитель и знаменатель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби, а числитель и знаменатель второй дроби умножить на знаменатель первой дроби.
    3. Выполнить сложение дробей путем сложения их числителей.
    4. Найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя и сократить дробь, поделив числитель и знаменатель на НОД.
    5. Если числитель итоговой дроби больше знаменателя, то выделить целую часть.

    Вычитание дробей

    Алгоритм действий при вычитании двух дробей:

    1. Перевести смешанные дроби в обыкновенные (избавиться от целой части).
    2. Привести дроби к общему знаменателю. Для этого нужно числитель и знаменатель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби, а числитель и знаменатель второй дроби умножить на знаменатель первой дроби.
    3. Вычесть одну дробь из другой, путем вычитания числителя второй дроби из числителя первой.
    4. Найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя и сократить дробь, поделив числитель и знаменатель на НОД.
    5. Если числитель итоговой дроби больше знаменателя, то выделить целую часть.

    Умножение дробей

    Алгоритм действий при умножении двух дробей:

    1. Перевести смешанные дроби в обыкновенные (избавиться от целой части).
    2. Умножить числитель первой дроби на числитель второй дроби и знаменатель первой дроби на знаменатель второй.
    3. Найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя и сократить дробь, поделив числитель и знаменатель на НОД.
    4. Если числитель итоговой дроби больше знаменателя, то выделить целую часть.

    Деление дробей

    Алгоритм действий при делении двух дробей:

    1. Перевести смешанные дроби в обыкновенные (избавиться от целой части).
    2. Чтобы произвести деление дробей, нужно преобразовать вторую дробь, поменяв местами её числитель и знаменатель, а затем произвести умножение дробей.
    3. Умножить числитель первой дроби на числитель второй дроби и знаменатель первой дроби на знаменатель второй.
    4. Найти наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя и сократить дробь, поделив числитель и знаменатель на НОД.
    5. Если числитель итоговой дроби больше знаменателя, то выделить целую часть.

    Источник

    Как избавиться от иррациональности

    Иррациональностью в знаменателе (нижней части дроби) называют наличие корней в знаменателе.

    Что такое иррациональность в знаменателе дроби

    Рассмотрим на примерах ниже, в каких дробях в знаменателе есть иррациональность, а в каких её нет.

    • √ 6
      2

      в знаменателе нет корней, значит иррациональности нет ;

    • 5
      √ 6

      в знаменателе есть
      корень « √ 6 » — иррациональность в знаменателе есть .

    • 4
      √ 7 − √ 3

      в знаменателе есть корни « √ 7 » и « √ 3 » — иррациональность есть .

    • a + b
      √ c − 3

      в знаменателе есть
      корень « √ c − 3 » — иррациональность в знаменателе есть .

    Избавиться от иррациональности в знаменателе означает убрать все корни из знаменателя.

    Возникает логичный вопрос, как это можно сделать?

    Чаще всего встречаются два вида примеров. Рассмотрим решение обоих видов.

    Как избавиться от иррациональности, когда в знаменателе только один корень

    На помощь приходит основное свойство дроби. Вспомним, что оно позволяет умножить и разделить дробь на одно и то же число, чтобы в конечном итоге дробь не изменилась.

    Чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе с одним корнем, нужно умножить и числитель, и знаменатель на корень из знаменателя.

    По традиции разберемся на практике.

    № 366 (1) Колягин, Алимов 9 класс

    Исключить иррациональность из знаменателя:

    Зададим себе вопрос, на что нужно умножить « √ 5 » в знаменателе, чтобы избавиться от корня.

    Ответ: на « √ 5 ». В самом деле, если квадратный корень умножить сам на себя получится число под корнем. Проверим.

    √ 5 · √ 5 = √ 5 · 5 = √ 5 2 = 5

    Используем основное свойство дроби, умножим и числитель, и знаменатель на « √ 5 », чтобы избавиться от корня в знаменателе.

    3
    √ 5

    =

    3 · √ 5
    √ 5 · √ 5

    =

    3 · √ 5
    √ 5 · 5

    =

    3 · √ 5
    √ 5 2

    =
    =

    3 · √ 5
    5

    Как избавиться от иррациональности, когда в знаменателе несколько корней

    Чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе c несколькими корнями, нужно использовать формулы сокращённого умножения.

    Разберемся по традиции на примере.

    № 366 (3) Колягин, Алимов 9 класс

    Исключить иррациональность из знаменателя:

    На что нужно умножить знаменатель « 2 − √ 3 » , чтобы убрать из него корень?

    Теперь недостаточно умножить знаменатель на « √ 3 » , ведь в таком случае все равно остается квадратный корень.

    (2 − √ 3 ) · √ 3 = 2 √ 3 − √ 3 · √ 3 =

    Мы видим, что корень никуда не исчез. Нужно искать другие варианты решения.

    Вспомним формулу сокращенного умножения «Разность квадратов».

    Формула разности квадратов также работает в обратную сторону.

    Представим, что « 2 − √ 3 » — это часть формулы.

    Логично предположить, что в формуле « a » — это « 2 », « b » — « √ 3 ». Подставим вместо знаков « ? » числа.

    (a + b)(a − b) = a 2 − b 2

    (2 + √ 3 )(2 − √ 3 ) = 2 2 − √ 3 2 = 4 − 3 = 1

    То есть, чтобы избавиться от иррациональности в дроби требуется умножить знаменатель « 2 − √ 3 »
    на « 2 + √ 3 » и через формулу «Разность квадратов» убрать квадратные корни.

    Не забываем, что по основному свойству дроби мы обязаны также умножить числитель на « 2 + √ 3 ».

    1
    2 − √ 3

    =

    1 · (2 + √ 3 )
    (2 − √ 3 ) · ( 2 + √ 3 )

    =
    =

    2 + √ 3
    2 2 − √ 3 2

    =

    2 + √ 3
    4 − 3

    =

    2 + √ 3
    1

    = 2 + √ 3

    Примеры освобождения от иррациональности в знаменателе

    № 366 (2; 7) Колягин, Алимов 9 класс

    Исключить иррациональность из знаменателя:

    2)

    2
    √ 6
    2
    √ 6

    =

    2 · √ 6
    √ 6 · √ 6

    =

    2 · √ 6
    √ 6 · 6

    =

    2· √ 6
    √ 6 2

    =
    =

    2 · √ 6
    6

    Рассмотрим пример, когда в знаменателе несколько корней.

    7)

    √ 5 − √ 7
    √ 5 + √ 7

    =

    Используем формулу сокращенного умножения «Разность квадратов».

    Умножим и числитель, и знаменатель на «( √ 5 − √ 7 )», чтобы использовать формулу сокращённого умножения в знаменателе и избавиться от корней.

    √ 5 − √ 7
    √ 5 + √ 7

    =

    ( √ 5 − √ 7 ) ( √ 5 − √ 7 )
    ( √ 5 + √ 7 ) ( √ 5 − √ 7 )

    =
    =

    ( √ 5 − √ 7 ) 2
    √ 5 2 − √ 7 2

    = …

    Используем в числителе (наверху в дроби) формулу «Квадрат разности».

    (a − b) 2 = a 2 − 2ab + b 2

    √ 5 − √ 7
    √ 5 + √ 7

    =

    ( √ 5 − √ 7 ) ( √ 5 − √ 7 )
    ( √ 5 + √ 7 ) ( √ 5 − √ 7 )

    =
    =

    ( √ 5 − √ 7 ) 2
    √ 5 2 − √ 7 2

    =
    =

    ( √ 5 ) 2 − 2 · √ 5 · √ 7 + ( √ 7 ) 2
    √ 5 2 − √ 7 2

    =

    =

    5 − 2 √ 5 · 7 + 7
    5 − 7

    =

    12 − 2 √ 35
    − 2

    =
    = −

    12 − 2 √ 35
    2

    = …

    √ 5 − √ 7
    √ 5 + √ 7

    =

    ( √ 5 − √ 7 ) ( √ 5 − √ 7 )
    ( √ 5 + √ 7 ) ( √ 5 − √ 7 )

    =
    =

    ( √ 5 − √ 7 ) 2
    √ 5 2 − √ 7 2

    =

    =

    ( √ 5 ) 2 − 2 · √ 5 · √ 7 + ( √ 7 ) 2
    √ 5 2 − √ 7 2

    =
    =

    5 − 2 √ 5 · 7 + 7
    5 − 7

    =

    12 − 2 √ 35
    − 2

    =

    = −

    12 − 2 √ 35
    2

    = −

    2 · (6 − √ 35 )
    2

    =
    = −

    2 (6 − √ 35 )
    2

    =
    = − (6 − √ 35 ) = −6 + √ 35

    № 557 (5) Мерзляк 9 класс

    Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби:

    5)

    1
    √ a − √ b

    Используем формулу сокращенного умножения «Разность квадратов».

    Умножим и числитель, и знаменатель на « ( √ a + √ b ) », чтобы использовать формулу «Разность квадратов» в знаменателе и освободиться от корней.

    Источник

    Оцените статью
    Избавляемся от вредителей