- Страх перед школой: как морально подготовить ребенка?
- Симптомы детской тревожности
- Как снять страх перед школой?
- Здоровый сон
- Тревожность по утрам
- Переживания на листе бумаги
- Наглядный пример
- Как помочь ребенку избавиться от страха перед школой
- Как преодолеть страх перед школой?
- Что такое страх?
- Как происходит работа по коррекции страхов?
- МАК — техника «Чего он боится?»
- Варианты коррекции:
- МАК — техника «Работа со страхом»
- МАК — техника «Я побеждаю свой страх» (школьники)
- Арт-терапия
- Арт-терапевтическая техника «Эмоции и чувства»
Страх перед школой: как морально подготовить ребенка?
Для многих детей возвращение в школу — это захватывающее событие: новые учебники, пеналы, рюкзаки, воссоединение с друзьями. Однако у некоторых появляются симптомы тревожности перед началом учебного года. Такие расстройства препятствуют хорошей успеваемости и поддержанию нормальных социальных отношений.
Если ребенок постоянно задает одни и те же вопросы о классе, учителе, расписании занятий и других детях в классе, — он ищет успокоения. Сознание, которое работает на предвосхищающем беспокойстве, полно сомнений «А что если…?».
Хорошая новость в том, что большинство ребят легко адаптируются к изменениям и их беспокойство снижается до нормального уровня в течение первого месяца обучения в школе.
С рождения и до 11-12 лет нейронные связи в мозге развиваются быстрыми темпами. Это позволяет детям получать и накапливать знания из разных источников. Затем процессы мозга направлены в сторону систематизации и интеграции новых навыков. В это же время у ребенка складывается более полное представление о мире и о его месте в этом мире.
На какой бы стадии развития они ни находились, дети и подростки изучают окружающую среду, осваивают новый опыт, сталкиваются с вызовами и изменениями. Новый опыт, разумеется, несет с собой неопределенность, что может спровоцировать тревогу.
Симптомы детской тревожности
Хотя негативный настрой перед школой после каникул может показаться естественным явлением, игнорировать нестандартное поведение детей не стоит.
Обратимся к симптомам детской тревожности:
неуверенность в себе;
проблемы с концентрацией внимания;
непроизвольное мочеиспускание во сне;
частые кошмарные сны.
В чистом виде тревога — это естественная составляющая взросления и может быть полезна. Она предупреждает нас о потенциальных рисках в окружающей среде, поэтому прежде чем совершить прыжок, человек проверяет куда он приземлится. Тревога заставляет нас держаться рядом с теми, кто сможет защитить.
К сожалению, иногда сигналы мозга начинают работать неправильно и вызывают тревогу в обыденных ситуациях.
Как снять страх перед школой?
Стратегия помощи тревожным детям заключается в том, чтобы вывести все переживания на поверхность. Спросите своего ребенка, о чем он беспокоится. Обнаружив причину страхов, легче предпринять меры для борьбы с этим состоянием. Здесь очень важно работать над проблемой совместно с ребенком, показывать готовность помочь, не лишив его ответственности.
Designed by jcomp/Freepik
Здоровый сон
Волнение и тревога могут повлиять на сон. Хороший сон очень важен для того, чтобы справиться со стрессом. Некоторые дети настолько обеспокоены, что не могут уснуть ночью перед школой или встают намного раньше будильника.
Предложите ребенку выпить немного теплого молока вечером, оно провоцирует высвобождение гормона триптофана, который помогает уснуть. Прочитайте сказку, которая может быть даже немного скучной. Мягкое освещение и приглушенная музыка помогают настроиться на отдых. Натуральные лекарственные препараты ( валериана, мелатонин) тоже способствуют спокойному сну.
Тревожность по утрам
Тревога может проявляться в виде болей и спазмов в животе, а также в повышенной раздражительности по утрам. Стакан теплой воды натощак поможет снять желудочные спазмы. Не поддавайтесь на уговоры и не позволяйте детям оставаться дома без веской причины. Оставаясь дома, они ещё больше погружаются в свои переживания.
Переживания на листе бумаги
Попросите ребенка написать или нарисовать свои переживания на листе бумаги, прочитать их вслух, а затем разорвать на части и выбросить. Таким образом он избавляется не только он листков бумаги, но и от своих переживаний.
Кроме того, положительный эффект оказывает ведение журнала тревог. Письменное изложение тревог дня с заключением в виде позитивных мыслей помогает разорвать порочный круг негативного мышления.
Наглядный пример
Иногда родителям в первую очередь нужно решить собственные психологические проблемы: тревоги взрослых могут передаться детям. Будет полезно разобраться в своих переживаниях, чтобы не переносить их на детей.
Обычно маленькие дети испытывают тревогу перед школой в связи с разлукой, особенно если они не посещали детские сады или лагеря. В этом случае следует провожать их в школу, сопровождая до классного кабинета.
Если описанная ребенком проблема распространена, стоит найти фильм или мультфильм об этом. Наглядный пример часто приводит к простым решениям.
Источник
Как помочь ребенку избавиться от страха перед школой
Почему-то многие родители считают, что для шести — семилетнего ребенка идти в школу — самое важное событие в жизни, а потому оно должно наполнять его гордостью. Ведь отныне он не просто маленький ребенок, посещающий детский сад, а школьник, у которого есть свое ответственное дело.
На самом деле основное количество современных родителей сталкиваются с тем, что уже в 5 лет их ребенок заявляет: «Я не пойду в школу!» или «Я, наверное, в школе буду учиться только на двойки!». Или ребенок молчит и ждет, когда наступит тот «страшный» день и ему придется идти первый раз в первый класс. При этом он так нервничает, что теряет покой и сон. Точно также как в умилительном стихотворении Агнии Барто: «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс».
Мы все тревожимся в начале нового этапа в жизни, и это нормально. Но уровень тревожности будущих первоклассников в наши дни зашкаливает, потому что в современном обществе школьные успехи стали мерилом качества воспитания. Неумение читать, считать и писать для ребенка 6-7 лет приравнивается к преступлению. Родители, исходя из собственного опыта обучения в школе, и желая обезопасить ребенка, невольно загоняют его в западню. Уже в 5 лет они безуспешно пытаются заставить непоседу сына или капризулю-дочь научить читать и писать, и не добившись желаемого результата заявляют: «Как ты в школе будешь учиться такой неаккуратный?» или «Не представляю, как учителя заставят ее слушать с таким характером!».
Даже занятия в подготовительной группе, куда ребенка отдают, чтобы он легче адаптировался к переменам и привык к классу, учительнице, часто оборачиваются дополнительным стрессом. Как только ребенок приходит после занятий домой, мама, папа или бабушка сразу задают ему вопрос типа: «Что сегодня делали?», «Тебя спрашивали?», «Ты правильно ответил?», «Ты поднимал руку?», «Кто больше всех отвечал?» и так далее.
Увидев такой интерес к своему обучению в подготовительной группе, ребенок понимает, что отныне он не просто мальчик или девочка, а школьник, от успехов которого в учебе зависит то, как будут любить его близкие. Шестилетний малыш чувствует, что он вступил в неравную игру: от него ждут многого и на кону самое ценное — его отношения с мамой и папой. В этом и кроется главная причина того, почему ребенок боится идти в первый класс.
Чтобы не допустить этого, родители должны понимать, что школьные успехи не являются целью жизни и ни в коем случае нельзя позволять им ломать самооценку ребенка и его отношение с родителями. Школа — это учреждение, предназначенное для обучения детей, для их гармоничного и радостного развития, а не место, где решается, достоин ваш ребенок вас и хорошие ли вы сами родители? Если ребенок в 5-6 лет не умеет читать и писать, так на то и есть школа, чтобы научить, подсказать и помочь.
Поймите, через 20 лет вам уже не будет важно, ровно ли писал ваш ребенок в начальной школе или нет. А вот если вы за любые ошибки на него кричали и наказывали, или он видел, как любая плохая его оценка сильно расстраивала вас, то это может отразиться на его уверенности в себе и его успехах в будущем. Сохраняйте спокойствие и оптимизм при общении с ребенком о школе, не показывайте ему тревогу за его успехи даже в том случае, если он не радует вас беглым чтением и красивым почерком.
Если ребенок общителен, но чувствует себя дискомфортно в подготовительной группе, стоит поговорить с учительницей, не обижает ли его кто-нибудь из сверстников. Испугать ребенка могут и поведения других ребят. Просто увидев в школе, как какой-то подросток обижает другого, ребенок может подумать, что школа — это место, где поджидают одни опасности.
Неумение налаживать отношения со сверстниками и трудности в освоении учебной программы являются распространенной причиной развития страха у детей подготовительной группы — будущих первоклассников. Чтобы не допустить этого, разрешите ребенку приглашать в гости сверстников, которые вместе с ним учатся в подготовительной группе. Помогайте ему не отставать от изучения учебного материала и поддерживайте, предложив учительнице присутствовать во время уроках в классе. Присутствие родителей для детей 6 лет очень важно, оно приободрит малыша и поможет ему вести себя более свободно.
Современные родители, столкнувшиеся с проблемой «ребенок боится идти в первый класс«, не знают, что делать? Ведь школа уже выбрана, ребенок ходит в подготовительную группу и не хочет учиться! Каждое утро слезы и истерика. Чаще всего эта проблема касается родителей, у которых в семье ребенок единственный и привыкший быть лидером. Его страх перед школой вызван тем, что он не хочет подчиняться и стать одним из многих в классе. Он боится получить плохие оценки и разочаровать своих родителей, в глазах которых он привык быть лучшим.
Если проблема в этом, обязательно поговорите с учительницей и договоритесь о том, чтобы она в первое время не приглашала ребенка к доске и не ставила плохие оценки до тех пор, пока он не освоится в классе и не приобретет друзей. Спустя время с помощью родителей ребенок обязательно сумеет раскрыть свои способности, наладит контакт с одноклассниками и отношение к учебе у него изменится.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник
Как преодолеть страх перед школой?
Что такое страх?
Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Сверхценные страхи — самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90 % случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
Бредовые страхи — самая тяжелая форма, причину их появления найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
- автоматические (в ситуациях опасности);
- продуцированные — события, которые способствуют неудачам.
Э. Фромм говорит о четырех ситуациях, вызывающих страх и тревожность:
- подражание;
- травма;
- система наказаний;
- вина.
В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания:
- гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих);
- непринятие матерью ребёнка;
- тревожно — мнительное воспитание;
- эгоцентрическое (ребенок — звезда).
Как происходит работа по коррекции страхов?
МАК — техника «Чего он боится?»
Цель: диагностика и коррекция страхов. Материалы: любая колода карт на выбор «Монстрики чувств», «Из сундука прошлого», «Персонита», «Сага», и др. плюс колода «ЭККО», бумага, карандаши.
Эта техника очень нравится детям. Яркие метафорические картинки помогают очень бережно заглянуть вглубь подсознания ребенка. Это очень простая и очень действенная техника. Вы знакомите ребёнка с картинками и предлагаете послушать сказку и досказать ее иллюстрациями с карт.
Это может быть сказка о мальчике или девочке, или о каком-нибудь существе, которое живет в мире, очень похожем на наш. Придумываете имя персонажу и выбираете карту, которая будет характеризовать этого героя. Вы можете обсуждать с ребенком каждую картинку. Далее, например, каждое утро герой ходил в детский сад или школу, и вы просите ребенка рассказать, с кем он туда ходил. Ребенок может выбрать кого-нибудь для того чтобы наш герой не чувствовал себя одиноким. Ребенок может выбрать две или три картинки. Важно проговаривать, что это за герой, какой он и так далее.
Затем ребёнок рассказывает, нравилось ли ходить в садик или школу этому герою. Глядя на картинку, он говорит вроде бы о ком-то другом, но на самом деле он говорит о себе.
Затем мы переходим к выбору героев, которые ждали его дома. Это мы делаем для того чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. И вот здесь происходит разговор о страхе: нужно выбрать карту страха. Мы используем колоду «ЭККО». Картинок можно быть несколько.
Варианты коррекции:
- Пожалеть страх. Все абсолютно все чего-то боятся и страх тоже (это принятие себя в страхе, снятие чувства вины).
- Высмеять страх. Страх боится, когда над ним смеются. Здесь возможно рисование. Герой становится сам волшебником, или находит волшебный предмет для того, чтобы превратить страх во что-то смешное. Можно выбрать карту волшебного предмета. Можно придумать заклинание.
- Поиск союзников (защитников) в борьбе со страхом. Этот вариант возможно совмещать с другими. Предлагается посмотреть на тех персонажей, которые лежат с начала сказки.
МАК — техника «Работа со страхом»
Цель: диагностика и коррекция страхов. Материалы: колода карт «Персона», «Персонита», бумага, карандаши.
Работа начинается с беседы о страхе: чего боится ребенок, когда и в каких ситуациях. Дальше вы предлагаете ребенку выбрать карту, которая изображает эмоцию, испытываемую ребенком. Затем мы работаем с описанием этого героя и чего он боится. Мы придумываем ему имя, увлечения, друзей и так далее. После этого вы просите ребенка нарисовать свой страх. Ребенок сам выбирает какие средства для рисования он будет использовать. Дальше мы беседуем о том, что он изобразил и что он сейчас чувствует, а также что чувствует герой на карте. Далее представляем, что бы сказал герой, глядя на рисунок ребенка. Ребенок может дорисовать новые детали и превратить образ страха в весёлый и смешной. Достаточно если ребенок нарисует хоть что-то. Беседуем с ребёнком о его чувствах. Задаем вопросы: что бы сказал твой герой? Что он чувствует? Страшно ли ему еще?
МАК — техника «Я побеждаю свой страх» (школьники)
Цель: избавиться от страха перед предметом. Материалы: МАК «Эмоции Судьбы», «Ресурсы», «Исцеление Внутреннего Ребенка», листы бумаги, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, бумага в клеточку, цветные ручки.
Предлагаем выбрать карту, которая характеризует страх перед предметом. Если, например, ребенок смотрит и говорит: «я ничего здесь не вижу», то мы тогда предлагаем ему нарисовать свой страх. Дальше мы ведем разговор об этом страхе. Предлагаем ребенку выбрать из колоды изображение, которое характеризует причину страха. Теперь мы просим выбрать изображения эмоций, на которые школьник хотел бы заменить свой страх.
Беседуем по каждой картинке. Затем мы с вами выкладываем страх слева, а справа раскладываем те картинки, которые выбрал ребенок. Дальше мы используем колоду ресурсов и выбираем те ресурсы, которые помогут ему преодолеть свой страх. В конце работы вы можете подумать вместе с ребенком, что можно сделать чтобы избавиться от страха. Вы составляете шпаргалку о том, как негативную эмоцию превратить в позитивную.
Арт-терапия
Арт-терапевтическая техника «Эмоции и чувства»
- Подумать о какой-то ситуации, которая вызывает в вас целый букет чувств и эмоций.
- Простым карандашом с помощью линий на листе бумаги любого формата обозначить контуры образа, отражающего ваше состояние в данный момент.
- Теперь смять лист бумаги с контурами рисунка, и опустить его в воду. Вытаскивать не сразу, дайте ребенку время просто быть в процессе, в состоянии «здесь и сейчас».
- Вытащить лист из воды, расправить, и только теперь добавить цвета, раскрасить рисунок, не торопясь. Здесь важно быть в процессе. Просто доверять кисти. Наблюдать за своими ощущениями, чувствами, наблюдать за собой, чувствовать себя.
Дети боятся тогда, когда их к этому приучили, когда такое поведение стало привычкой. Но в то же время в режиме свободного или попустительского воспитания они сами выбирают, чего им бояться, и список их страхов может быть очень велик, произволен и удобен лично им. Хорошо воспитанные дети боятся только того, к чему их бояться родители, а к остальным вещам относятся без страха, а как надо — с вниманием, осторожностью и интересом. Воспитанный ребенок не может быть трусом: он умный и разумно осторожный, при этом решительный и смелый.
Источник