Как правильно эмиль градески тли градески

Музыкальная гостиная «Когда я слышу джаз»

Сформировать представление о джазе, как о ярком и колоритном музыкальном направлении; познакомить с характерными элементами джазовых исполнительских традиций; развивать образное мышление и воображение с помощью музыкальных средств выразительности; способствовать развитию у учащихся инструментального отделения творческих и исполнительских возможностей; воспитывать интерес и любовь к музыке.

Скачать:

Вложение Размер
119_guslyakova_zheleznogorsk_moudo_dmhsh_im._g._struve_-_kopiya.docx 29.42 КБ
119_guslyakova_zheleznogorsk_moudo_dmhsh_im._g._struve_-_1.pptx 2.12 МБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«Когда я слышу джаз»

Звучит «Рапсодия в стиле блюз» Джордж Гершвин, зрители проходят на свои места ( аудиозапись № 1 ).

Моя душа играет джаз,

Впадаю в творческий экстаз,

Пишу легко и вдохновенно.

И сердце бьётся в унисон

С ритмичной музыкой красивой,

И слышу рифм различных звон

Под саксофона звук тоскливый.

Моя душа играет джаз,

А с ним приходит вдохновенье,

Как чудо, как небесный глас,

Как божество, как озаренье!

Здравствуйте, сейчас прозвучала «Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром» сочинил эту рапсодию американский композитор Джордж Гершвин.

Сегодня наш концерт посвящен музыкальному жанру ДЖАЗ.

Многоликий, эмоциональный, загадочный, манящий, яркий – много определений можно дать этому музыкальному стилю — ДЖАЗ.

Этот вид искусства имеет историю более ста лет!

Сегодня мы с вами узнаем много удивительного и интересного об этой музыкальной культуре.

Ни один другой стиль музыки не окутан таким тайным происхождением, как джаз.

Существует немало версий происхождения этого термина:

— от французского jaser (болтать, говорить скороговоркой);

— от английского chase (гнаться, преследовать);

— от африканского jaiza (название определенного типа звучания барабанов);

— и ещё, джаз, это звукоподражания, имитация звучание медных тарелок.

Родина джаза – Америка.

В начале XVII века в Америку начали привозить из континента Африка, чернокожих рабов. Их быстро раскупили богачи американского Юга и стали использовать на своих плантациях. Оторванные от родины, изнемогавшие от непосильного труда, невольники находили утешение в музыке.

В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам, всему, что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники негры привезли со своей родины.

Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. На слух воспринималось то, что звучало вокруг — музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их, но по-своему. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэлс и госпелз (от англ. Евангелие) — религиозные напевы североамериканских негров с текстами, основанными на Новом Завете .

Спи́ричуэлс — духовные песни афроамериканцев . Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга .

Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику этих песен составляли библейские ветхозаветные сюжеты, особенно связанные с темой освобождения. Часто использовались картины из Книги Откровения . Песни приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта афроамериканцев и подвергались фольклорной обработке.

Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией , глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англо-кельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросно-ответную структуру в диалоге проповедника с прихожанами. Зачастую, пение сопровождалось хлопаньем в ладоши, топаньем, реже танцами.

Спиричуэлс значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза .

Послушайте спиричуэлс «Let My people go» поет Луи Армстронг .

Текст песни практически пересказывает 8 главу Исхода, когда пророк Моисей потребовал от фараона отпустить его народ из плена, а фараон ему отказал, за тем, тотчас последовали египетские казни – кровавая вода, убийство детей первенцев и прочее.

Звучит спиричуэлс в исполнении Луи Армстронга ( аудиозапись № 2 )

В конце XIX века появились и другие песни, в которых говорилось о тяжелом рабском труде, об обманутых надеждах, о нужде. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Нот они не знали; музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по слуху и сочиняли.

Биг Бэнд, (англ. Big Band) — большой джазовый оркестр с многочисленными повторяющимися духовыми музыкальными инструментами. Впервые Биг Бэнды появились в 20-е годы ХХ столетия в США и были ведущими исполнительскими музыкальными группами в эпоху свинга (в 1930-е годы). Биг-бэнды обозначаются по имени их руководителя, среди наиболее известных: Пол Уайтмен, Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Флетчер Хендерсон и мн. др. Со временем наименование «Биг Бэнд» стало использоваться для обозначения больших танцевальных оркестров, вне зависимости от музыкального стиля. Джаз-Биг-Бэнд Вначале Биг Бэнд был разделён на секции (группы инструментов). Стандартный состав современного Биг Бэнда является следующим: группа ритма (ритм-секция)— фортепиано, ударные, бас-гитара или контрабас (иногда туба), часто гитара (Rhythm-Section) группа деревянных духовых — саксофон, иногда кларнеты (Reed-Section) группа медных духовых — трубы и тромбоны (Brass-Section).

Слушаем оркестр Дюка Элингтона (видео № 3)

Говоря о джазе, необходимо упомянуть американский город Новый Орлеан, который считается «колыбелью джаза».

Новоорлеанский джаз впервые соединил традиции чернокожего блюза и церковные песнопения афроамериканцев с элементами европейской народной музыки.

Музыку новоорлеанского джаза отличает четкий двудольный ритм; наличием трех самостоятельных мелодических линий, которые проводятся одновременно на трубе, тромбоне и кларнете в сопровождении ритмической группы: рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы. В произведениях новоорлеанского джаза основная музыкального тема многократно повторяется в различных вариациях.

Исполняли новоорлеанский джаз белые музыканты, которые переняли манеру исполнения негритянского джаза. Их джазовые ансамбли получили название диксиленд.

Смотрим видео № 3.2.: Джаз Нового Орлеана

После того, как джаз прочно засел в сознании людей, начали появляться его различные направления. На сегодняшний день их более 30-ти.

Один из самых распространенных блюз .

Слово «blue», помимо самого известно значения «голубой», имеет много вариантов перевода, среди которых «грусть» и «меланхолия». «Blues» имеет связь с английским выражением «blue devils», означающим «когда кошки скребут на душе». Музыка блюза неспешна и нетороплива, часто поется об обманутой любви, о нужде, для блюзов характерно жалостливое отношение к себе. Однако можно встретить мягкую насмешку и юмор. В джазовой музыке блюз превратился в инструментальную пьесу.

Слушаем блюз (аудиозапись № 4)

Рэгтайм — яркое направление джазовой музыки, появившееся в конце XIX века. Само название стиля переводится, как «разорванное время», а термин «rag» означает звуки, появляющиеся между долями такта.

Слушаем регтайм (аудиозапись № 5)

Говорят без свинга нет джаза. Во-первых, свинг — это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во вторых, свинг – это cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920 — 30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских форм джазовой музыки.

Слушаем свинг (аудиозапись № 6)

Буги-вуги . Этот стиль появился в начале прошлого века. Владельцам недорогих кафе требовались музыканты, чтобы играть джаз, но такое музыкальное сопровождение предполагает наличие оркестра, н приглашать большое количество музыкантов было накладно. Звучание разных инструментов компенсировали пианисты, создавая многочисленные композиции.

Для стиля Буги характерны: виртуозная техника; особый аккомпанемент: левая рука исполняет моторную остинантную конфигурацию, интервал между басом и мелодией – две-три октавы; непрерывный ритм и импровизационность.

Слушаем Буги Вуги (аудиозапись № 7)

Рок-н-ролл (от англ. — «качайся и катись») — жанр популярной музыки, получивший распространение в Соединённых Штатах в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Сформировался из комбинации элементов афроамериканских и «белых» жанров, таких как ритм-н-блюз и кантри . Несмотря на то, что элементы рок-н-ролла можно услышать в блюзовых записях 1920-х годов и в записях кантри 1930-х, жанр не приобрел свое название до 1954 года .

Пианино или саксофон были ведущим инструментом в самых ранних стилях рок-н-ролла, но они, как правило, заменялись или дополнялись гитарой.

Отличительные черты — это чёткий ритм, быстрый темп, раскованность исполнения. Традиционными инструментами: являются электрогитара , контрабас , ударные , фортепиано и саксофон . Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти).

Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, является по происхождению фольклорным творчеством, который поднялся до уровня профессионального искусства, и занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.

Знакомство с разнохарактерными произведениями, несомненно, обогатит эмоционально — образный мир юных музыкантов и поможет понять и прочувствовать удивительный мир джаза.

Джазовые пьесы сочиняли и сочиняют многие композиторы. Я в краткой форме расскажу о некоторых композиторах, произведения которых исполняют пианисты.

Эмиль Градески является одним из крупных чешских композиторов, который в своем творчестве часто вдохновляет нас танцевальной музыкой и джазом.

Милан Дворжак — чешский композитор, известный преимущественно как автор музыки к фильмам и джазовых этюдов.

Манфред Шмитц – немецкий композитор , пианист , аранжировщик и музыкальный педагог.

Скотт Джо́плин — афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов , наиболее известный из которых — « Артист эстрады ».

Эли Сигмейстер — американский композитор, фольклорист, педагог .

Александр Цфасман — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза , руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио

Николай Мордасов – российский педагог, композитор 20 века; автор многих детских джазовых пьес, теоретик по образованию, автор джазовых аранжировок стилизаций и огромнейшего количества композиций, авторство которых безвозвратно потеряно: страдая патологической застенчивостью, педагог считал свои пьесы «производственной необходимостью» и подпись не ставил.

Олег Николаевич Хромушин — российский композитор , дирижёр.

Ученики и преподаватели нашей школы подготовили музыкальную иллюстрацию к сегодняшней теме – джазовая музыка:

1. М. Градески «Задиристые буги»

2. М.Градески «Мороженное»

3. ««Текила» тема Чака Рио» переложение С. Подгорной

4. «Отличное настроение» (буги вуги) переложение С. Подгорной

5. «Человек поющий джаз» муз. Айгуль Касимовой, сл. Александры Левицкой

Источник

Эмиль Градески и его весёлый детский джаз

Детские джазовые пьесы чешского композитора Эмиля Градески — просто праздник какой-то! Он так умеет схватить любые оттенки детского настроения и выразить их музыкой, что играть его произведения — одно удовольствие.

Эмиль Градески родился в 1953 году в Праге, он один из самых известных современных чешских композиторов и сочиняет не только джаз, но и танцевальную музыку. Градески окончил консерваторию в Праге и начал работать преподавателем в Пражской Художественной школе.

Работая с детьми, Градески понял, что их привлекают джаз и танцевальная музыка: они любят ритм — именно интересный ритм открывает для них новый мир и мотивирует играть на музыкальных инструментах.

Градески увлечённо сочиняет джаз для детей и начинающих музыкантов, а учеников привлекают в его пьесах естественность и образность. Сочинения Градески играют не только пианисты, но и целые ансамбли — духовые оркестры, струнные квартеты.

Он также пишет много вокальных произведений и издаёт музыку для детей. Ни один конкурс или концерт не обходится сейчас без его песен и пьес. А учителя с нетерпением ждут выхода его новых сборников и дисков.

Вот, например, регтайм «Мороженое» — один из самых популярных концертных номеров не только среди пианистов, но и джазовых ансамблей.

А вот пьеса «По дороге домой из школы»: как точно она выражает прекрасное настроение человека, который, размахивая портфелем, вприпрыжку идёт домой из школы, радуется хорошим оценкам и тому, что впереди — выходные! Играют солнечные зайчики, человек радостно смотрит по сторонам, весело напевает себе под нос и топает в ритм своей песенки.

Можно импровизировать на эту тему и на гитаре совместно с фортепиано:

Спасибо, что дочитали! Если понравилось — ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен и в Telegram , чтобы не пропустить новые публикации и новые видео!

Источник

Читайте также:  У каких тараканов есть крылья
Оцените статью
Избавляемся от вредителей