Как православному избавиться от пьянства

Как православному избавиться от пьянства

Недавно я осознал и признал для себя, что болен пьянством, увидел, как страдают мои близкие и любимые люди. Очень хочу избавиться от этого недуга навсегда, мне понятно и сам с этим полностью согласен, что надо лечить душу и вести ее к Богу, а не кодироваться. Помогите мне в этом или посоветуйте куда обратиться. Большое спасибо.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Приверженность к пьянству действительно является недугом. Причем важно знать, что болезнью этой страдает одновременно душа и тело. Духовный недуг (зависимость от демонов) доминирует над физическим. Именно поэтому чисто медицинские средства оказываются недостаточными. В Предмсертном дневнике св. праведного Иоанна Кронштадтского (28 октября 1908 г.) есть краткое молитвенное воздыхание: «Помяни создание Твое, Алексия (Полднева), — пьяницу, и избавь его от когтей врагов бесплотных, молю Тебя и о жене его чрез меня. Аминь» (М.- СПб., 2003, с. 84). Несколькими годами ранее св. Иоанн писал: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощутить. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, — у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом» (Моя жизнь во Христе, М,.2002, с. 191). Слова «молитвой и постом» взяты из святого Евангелия (Мф.17:21). В них кратко указаны самые главные орудия защиты против бесовской напасти. Прежде всего, необходимо усиленное взывание к Богу о помощи (молитва), без чего мы не в состоянии одолеть опытнейшего и коварнейшего врага. Пост в широком смысле означает воздержанную жизнь, когда человек духовно свободен и не прилепляется к миру (пище, наслаждениям, славе и проч.). Именно через эту прилепленность человека ко всему мирскому (она легко может развиться в страсть) бесовские силы пленяют его. Он попадает в незримую, но реальную и трудно расторжимую зависимость от скрытых губителей. Одна из причин их успеха заключается в том, что человек прибывает в слепоте и не понимает, что происходит. Он находится в благодушном состоянии, сводя все к привычке, которую он (как ему наивно кажется) однажды усилием воли преодолеет. Когда возникают первые жизненные неприятности (ссоры в семье, дисциплинарные меры на работе), он делает первые слабые попытки сойти с опасной тропинки. Но безуспешно. Причина одна: демоны умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Прием их достаточно примитивен. Они усыпляют его, внушают, что ничего бедственного не происходит. Хотя история человечества полна бесчисленных примеров разрушенных жизней, пьющий человек охотно принимает их внушения, потому что хочет этого. Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что надежды нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет просить у Бога помощи, Господь ее подаст: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).

Дорогой Александр! Чтобы пришла к вам помощь от Бога для преодоления недуга, необходима вера, что Господь Вам поможет. Нужно покаяться во всех своих грехах и впредь делать это регулярно в две – три недели раз. Так же часто причащаться. Приступая ко святой Чаше с верой и благоговением пред величайшей святыней, Вы будете получать врачевание души и тела. Нужно иметь мирный дух. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Как можно чаще (хотя бы кратко, но горячо) обращайтесь с молитвой к Царице Небесной.

Молитвенное обращение за помощью к Богу и к Пресвятой Богородице должно обязательно соединяться с решимостью оставить навсегда эту пагубную страсть. Всю свою волю надо направить на то, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Надо строжайше себе запретить до конца жизни даже самое малое количество алкоголя. В противном случае коварный враг легко воспользуется этим и ввергнет Вас в еще худшее состояние, чем прежде. Вообще надо иметь очень сильный страх: боязнь погибнуть как телесно, так и духовно. Тогда и проявиться воля. Надо постоянно возгревать в себе любовь к жизни. Увидеть ее высокий смысл и назначение.

Нужно постараться найти себе какое-нибудь интересное и увлекательное занятие. Ни в коем случае не будь праздным.

Многое зависит от того тепла, которым будут согревать Вас близкие. Однако решающим является ваше желание и твердая воля.

Источник

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Протоиерей Евгений Пейков. Что делать родственникам пьющего человека?

К каждому из священников, особенно к тем, которые состоят в обществе «Трезвение» приходит множество людей, ищущих помощи и исцеления для своих родных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Большинство из этих людей (в психологии людей, окружающих алкоголика (наркомана) называют «созависимыми») пребывают в очень подавленном состоянии. Страх перед неизвестным, вздрагивание от стука шагов, нарушения сна, потеря интереса к общению с людьми говорит о том, что сами они не меньше своего родственника нуждаются в серьезной духовной и психологической (а иногда и психотерапевтической) поддержке. К сожалению, это состояние не только лишает их возможности помочь ближнему, но и способствует развитию заболевания. Поэтому (как бы странно эта рекомендация не звучала) первое, что нужно сделать для них — это прекратить всякие попытки переделывать других, а сначала самим избавиться от страшных плодов созависимости. Не может больной поделиться здоровьем, не исцелившись сначала сам. Когда говоришь об этом, часто встречаешь непонимание и даже осуждение, вплоть до отказа от дальнейшей помощи. Верующий человек должен понять, что желание самому влиять на другого — это проявление гордыни, а как известно «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Иак.4:6) Смириться, признать, что ты ничего изменить в другом не можешь, как бы не пытался, очень трудно. Но опыт показывает, что те, кто, смирившись, избавились от болезненного самообмана, что можем влиять на другого, поручили это Воле Божьей и занялись своим исправлением, получают поразительные результаты.

Повсеместной ошибкой является то, что большинство ищут быстрого и безболезненного решения своей проблемы путем каких-то одномоментных действий, которые помогли бы измениться зависимому человеку притом без его желания. «Какой молебен отслужить и какую молитву прочитать, кому свечку поставить и в какой монастырь съездить, чтоб он (она) пить перестал?». Вроде бы все верно. И молебны с акафистами совершаются и свечи на них горят, а кто пил тот, как правило, пить и продолжает, несмотря на то, что все «рекомендации» выполняются исправно. Причины этого можно разделить на две категории.

Первая происходит из неправильного понимания духовной жизни. Молитва за ближнего не угодна Богу, если она не соединятся с глубоким смирением, прощением обид, искренним покаянием в преждесодеянных грехах и исправлением жизни по заповедям Божиим. Каждый раз, ставя свечу с храме, подавая записку на литургию или молебен, приводи на ум слова из Евангелия и 50 псалма «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Матф.5:23,24) «Жертва Богу — дух сокрушенный». (Пс.50:19) Без этого примирения и сокрушения сердца наши свечки и записки неугодны Богу. Ежедневное чтение Евангелия, Святых Отцов, повседневное исповедание грехов, подробная и частая исповедь перед духовником поможет понять это. Особе место в жизни христианина должно занимать по возможности более частое причастие Тела и Крови Христовых. Никакой правильной духовной жизни без причастия быть не может «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Если нам действительно дорог человек, для которого мы просим у Бога исцеления, для которого нам не жалко ни сил не средств, от которого мы готовы терпеть и терпим годами обиды и унижения, то почему же нам ради него нам так трудно бывает заставить себя следовать этим простым рекомендациям? Мне встречались женщины, которые в поисках отрезвления своих мужей истратили десятки тысяч на разных «целителей», терпели побои и измены из «любви» к ним, а в ответ на просьбу священника прийти на исповедь и причастие пожимали плечами, мол, это очень сложно, нам нужен такой священник, чтоб «почитал» и сразу стало легче. Но как известно «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» (Матф.7:13)

Читайте также:  Как избавиться от бородавки у ребенка 7 лет

Вторая заключается в нашем неправильном отношении к больному и его болезни, в поведении не только не способствующем выздоровлению, а даже наоборот поощряющем дальнейшее развитие зависимости. Как известно, ранняя диагностика любой болезни дает намного больше возможностей для ее излечения. К сожалению, на начальной стадии заболевания родные, замечающие неладное склонны попросту отрицать проблему как таковую. «Он не алкоголик, просто меры не знает«, «попал в дурную компанию», «пил бы понемногу, никаких проблем бы не было». Проблему видят не в зависимости, а в количестве выпитого. В данной ситуации очень важно понять, что причиной безобразного поведения являются не внутренние качества человека, «только проявляющиеся после выпивки», а сам алкоголь, изменяющий личность человека, привносящий в нее черты, изначально неприсущие, открывающий вход в душу для нечистой силы, которая начинает руководить пьяным и его устами и руками творить беззаконие. Количество и качество выпитого алкоголя никакого значения не имеет. Алкоголик никогда не сможет «пить в меру». Знали бы родные сколько противоречий возникает в его душе, когда, вскоре после крупного скандала устроенного на следующий день после позднего прихода в пьяном виде, по какому-то семейному поводу, жена (мать, теща) достает бутылку и предлагает принять «для аппетиту». Логика «пусть лучше выпьет дома» или, что еще хуже, совместная выпивка, всегда приводит к ускорению прогрессирования болезни, переходу к следующим стадиям деградации личности и многократному усилению признаков созависмости или даже к втягиванию в зависимость других членов семьи. Понять чувства, мысли, логику алкоголика тому, кто сам не прошел через это, очень трудно, для многих вообще невозможно. Да и пытаться не нужно. Поймите одно. Если в семье есть человек, испытывающий проблемы с алкоголем, (а алкоголик может только совсем не пить, пить «культурно» он никогда не сможет), то всем остальным, если он им действительно дорог, нет иного выхода, как полностью, навсегда принять решение об абсолютно трезвом образе жизни. Верующие это решение подкрепляют обетом трезвения, принимаемом по благословению духовника.

Дальше начинается самое сложное. Нужно отделить в своем сознании человека от его болезни, возненавидеть грех и возлюбить грешника, научиться спокойно реагировать на все его выходки, зная, что причина не в нем самом а «в водке». Ни в коем случае нельзя идти на поводу у своих эмоций, на которые будет давить алкоголик, изображая жертву, шантажируя, угрожая, торгуясь с вами, пытаясь навязать вам роль няньки или «спасителя». Ни в коем случае нельзя позволять алкоголику манипулировать собой, строить из себя жертву, нельзя давать деньги на выпивку, обслуживать запои, звонить с объяснениями причин прогулов на работу, покупать справки о болезни. Принимая бремя ответственности за его поступки на себя, вы навсегда лишаете его возможности осознать все положение. Дайте понять, что избавление от пьянства нужно, прежде всего, самому пьющему. Те случаи, когда бросают пить «ради семьи, детей, работы» как правило, приносят только временное облегчение. В таких случаях в период между запоями алкоголик требует повышенного внимания к себе, шантажирует, бездельничает, а в ответ на какие-то замечания говорит «…зато не пью», «было б лучше, если бы пил?». И, конечно же, находит повод для того чтоб сорваться. Ради истинной, спасающей любви нужно научиться сдерживать проявления «любви» ложной, губительной.

Несмотря на наличие общих принципов, в разных людях болезнь протекает по-разному и по каждому конкретному случаю нужно собеседование как с духовником, имеющим представление по данной проблеме, так и с врачом-психотерапевтом. Ни в коем случае нельзя покупаться на многообещающие рекламные вывески многочисленных частных кабинетов, где обещают «сотворить чудо» и избавить от всех проблем за несколько сеансов. К сожалению, часто пациенты кроме потраченных впустую денег и времени выносят из этих кабинетов вместо исцеления тяжелые психические и физические осложнения, потерпев несколько неудач, теряют веру в возможность избавления от недуга. Чудеса бывают, но они — область веры, а не медицины. Поэтому в случае тяжелого запоя или признаков развивающегося алкогольного психоза ни в коем случае не занимаетесь самолечением, не пытайтесь прервать запой самостоятельно, это может привести к внезапной смерти или страшным трагедиям. Не ищите чудо-лекарей, а обращайтесь в таких случаях в государственную наркологическую службу, которая эффективно позволяет привести человека в сознание, и только после этого станет возможно дальнейшее психотерапевтическое лечение и духовная реабилитация. Нет ничего стыдного в том, чтоб обратиться к специалисту и чем раньше вы это сделаете, тем ему легче будет оказать помощь вашему больному.

Алкоголизм — такое же заболевание, как гипертония или диабет, хотя имеет в большей степени психическую, а не только физиологическую природу. Болезнь эта многократно осложнена тем, что сами больные и их семьи признавать ее не хотят. А ведь увидеть и разобраться в том, что со мной происходит — это уже полпути к выздоровлению. Процесс духовной войны с зависимостью может быть очень не быстрым. Вообще, нет гарантии, что ваши усилия увенчаются успехом в этой жизни. Бывали случаи, когда не исправлением жизни, то хотя бы покаянием на смертном одре Бог спасал заблудшую душу. Нам не дано знать пути Господни, но одно мы знаем точно. От нас и нашего поведения зависит очень многое.

Протоиерей Евгений Пейков, член Донбасского православного общества «Трезвение»

Источник

Как помочь страдающим от недуга пьянства и наркомании?

Едва ли не за каж­дым бого­слу­же­ни­ем воз­но­сят­ся в наших пра­во­слав­ных хра­мах молит­вы за одер­жи­мых стра­стию вино­пи­тия, слу­жат­ся молеб­ны и ака­фи­сты. И – по нема­ло­му чис­лу вер­ных сви­де­тельств – не тщет­ны в сво­ем упо­ва­нии оста­ют­ся мате­ри, жены, дети, взы­ва­ю­щие ко Гос­по­ду об исце­ле­нии доро­гих им людей

Оглав­ле­ние

Автор: Иеро­мо­нах Ари­старх (Лоха­нов)

^ Взыскание погибающих

Едва ли не за каж­дым бого­слу­же­ни­ем воз­но­сят­ся в наших пра­во­слав­ных хра­мах молит­вы за одер­жи­мых стра­стию вино­пи­тия, слу­жат­ся молеб­ны и ака­фи­сты. И – по нема­ло­му чис­лу вер­ных сви­де­тельств – не тщет­ны в сво­ем упо­ва­нии оста­ют­ся мате­ри, жены, дети, взы­ва­ю­щие ко Гос­по­ду об исце­ле­нии доро­гих им людей.

Но глу­бо­кая нрав­ствен­ная оцен­ка сви­де­тель­ству­ет, что страш­ная вол­на без­удерж­но­го, бес­про­буд­но­го пьян­ства в нашей стране взды­ма­ет­ся все выше. Страсть к вину, охва­тив­шая доб­рую поло­ви­ну пра­во­слав­но­го насе­ле­ния Рос­сии, ста­ла без пре­уве­ли­че­ния наци­о­наль­ным бед­стви­ем. Это беда как отдель­ных людей, так и все­го обще­ства. Вот как пишет свя­ти­тель Тихон Задон­ский о все­па­губ­ном дей­ствии пьян­ства: «Оно порож­да­ет ссо­ры, дра­ки с после­ду­ю­щи­ми кро­во­про­ли­ти­я­ми и убий­ства­ми, сквер­но­сло­вие, кощун­ство, хулу, доса­ды и оби­ды ближ­ним. Оно при­уча­ет лгать, льстить, гра­бить и похи­щать, что­бы было чем удо­вле­тво­рить страсть. Оно раз­жи­га­ет гнев и ярость. Оно при­во­дит к тому, что люди валя­ют­ся в гря­зи, как сви­ньи в боло­те, – сло­вом, дела­ет чело­ве­ка ско­том, сло­вес­но­го – бес­сло­вес­ным, так что не толь­ко внут­рен­нее состо­я­ние, но и внеш­ний чело­ве­че­ский вид часто изме­ня­ет. Пьян­ство при­во­дит к убо­же­ству и нище­те. Работ­ник, склон­ный к пьян­ству, не обо­га­тит­ся, – гово­рит Сирах (Сир. 19:1). Оно отни­ма­ет сла­ву и доб­рое имя, напро­тив, при­во­дит к бес­сла­вию, пре­зре­нию и омер­зе­нию, ибо никем так не гну­ша­ют­ся люди, как пья­ни­цей. Домаш­ним, род­ным, дру­зьям пья­ный при­чи­ня­ет скорбь и печаль, а у вра­гов вызы­ва­ет насмешку».

В послед­нее деся­ти­ле­тие новый для Рос­сии змий – нар­ко­ма­ния – тре­бу­ет в жерт­ву души наших детей. Пра­во­слав­ные семьи, в кото­рых дети попа­ли в нар­ко­за­ви­си­мость, ока­за­лись, за ред­ким исклю­че­ни­ем, не гото­вы­ми дать испол­нен­ный духов­ной силы ответ на вызов гре­ха. Поче­му же пра­во­слав­ные семьи бес­по­мощ­ны порой в ситу­а­ции, кото­рая тре­бу­ет от них неза­мед­ли­тель­ной духов­ной реакции?

Мож­но – и это, конеч­но, будет вер­но, – гово­рить о послед­них вре­ме­нах с их оску­де­ни­ем веры, о насту­па­ю­щей конеч­ной бра­ни с сила­ми пре­ис­под­ней, когда про­ти­во­сто­я­ние добра и зла обост­ря­ет­ся до пре­де­ла. Но все же глав­ная при­чи­на заклю­ча­ет­ся в нас самих. Поко­ле­ние за поко­ле­ни­ем мы при­вык­ли жить теп­лохлад­но, двой­ствен­но, неце­лост­но, забы­вая один из глав­ных прин­ци­пов хри­сти­ан­ской аске­ти­ки: «Вре­мя это есть вре­мя борь­бы». На эту изну­ри­тель­ную, до само­го наше­го исхо­да, борь­бу дол­жен себя обречь каж­дый пра­во­слав­ный. Ино­го пути, по сло­ву апо­сто­ла Пет­ра, нет: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуй­те, пото­му что про­тив­ник ваш диа­вол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» ( 1Пет. 5, 8 ). Если же наша жизнь во Хри­сте сво­дит­ся к став­ше­му обы­ден­ным хож­де­нию в храм, начет­ни­че­ско­му и меха­ни­че­ско­му про­чте­нию молит­вен­но­го пра­ви­ла, если день наш про­те­ка­ет вне Хри­ста, не в стя­жа­нии Духа Свя­то­го, то сто­ит ли удив­лять­ся, что мы, сами не навык­шие к посто­ян­ной борь­бе с гре­хом, не зна­ем, как и чем помочь мужу, сыну, доче­ри в их борь­бе со страстью?

Читайте также:  Подселение муравьев через заморозку

Борясь за душу доро­го­го нам чело­ве­ка, будем пом­нить: Мило­серд­ный Гос­подь нико­му не жела­ет погиб­нуть. И Цер­ковь, как Неве­ста Хри­сто­ва, име­ет вели­кие бла­го­дат­ные силы для помо­щи поги­ба­ю­щим. Извест­но, сколь силь­на цер­ков­ная собор­ная молит­ва, сколь мно­гих вер­ну­ла к духов­ной (пока­ян­ной) жиз­ни дерз­но­вен­ная слез­ная молит­ва мате­рей или жен.

Мы пред­ла­га­ем в этом сбор­ни­ке сове­ты, молит­во­сло­вия, кото­рые духов­но под­кре­пят и страж­ду­щих, за кото­рых вы моли­тесь, и вас самих. Но не будем забы­вать: спа­се­ние – это встре­ча воли Божи­ей (все­гда бла­гой) и воли чело­ве­че­ской. Как помочь при­ве­сти осла­бев­шую, пора­жен­ную волю ваше­го близ­ко­го к пока­я­нию, еже­днев­но­му (ско­рее, еже­час­но­му) тру­ду над собой – вот в чем проблема.

Преж­де все­го, попы­та­ем­ся опре­де­лить­ся в клю­че­вых духов­ных понятиях.

Что такое страсть? Страст­ность в чело­ве­ке есть след­ствие гре­хо­па­де­ния. Страст­ность при­су­ща нашей пад­шей при­ро­де. В Таин­стве Кре­ще­ния Хри­стос вра­чу­ет при­ро­ду чело­ве­ка, но волю свою чело­век с помо­щью Божи­ей дол­жен исце­лить сам. Для укреп­ле­ния воли Гос­подь попус­ка­ет раз­лич­ные испы­та­ния (иску­ше­ния).

В пад­шем чело­ве­ке одна страсть, как пра­ви­ло, вле­чет за собой дру­гую. Это выра­же­но в клас­си­че­ской фор­му­ле апо­сто­ла Пав­ла: не упи­вай­тесь вином, от кото­ро­го быва­ет рас­пут­ство (Еф. 5:18). О том же гово­рит Бла­жен­ный Авгу­стин: «Пьян­ство – сест­ра любострастия».

По этой при­чине от детей, увле­ка­ю­щих­ся вином, роди­те­ли вряд ли могут ожи­дать цело­муд­рен­но­го пове­де­ния. Понят­но, что и куриль­щик таба­ка при­стра­ща­ет­ся к куре­нию мари­ху­а­ны (ана­ши) быст­рее, чем тот, кто про­ти­вит­ся само­му курению.

Или дру­гой при­мер. Неко­то­рые тече­ния совре­мен­ной рок-музы­ки, кото­рой так без­огляд­но увле­че­на изряд­ная часть рос­сий­ской моло­де­жи, изна­чаль­но ори­ен­ти­ро­ва­ны на раз­ви­тие стра­сти через при­вле­че­ние самых неожи­дан­ных и неор­ди­нар­ных музы­каль­ных выра­зи­тель­ных средств. Но так как вос­при­я­тие име­ет свой­ство при­туп­лять­ся, то для дости­же­ния все новых и новых страст­ных ощу­ще­ний на кон­цер­тах и дис­ко­те­ках моло­дые люди при­бе­га­ют к упо­треб­ле­нию нар­ко­ти­че­ских средств. И тогда музы­ка полу­ча­ет как бы новое зву­ча­ние, жизнь рас­цве­чи­ва­ет­ся неожи­дан­ны­ми крас­ка­ми. Безум­ное под­чи­не­ние себя захва­ты­ва­ю­ще­му рит­му музы­ки откры­ва­ет две­ри несрав­нен­но более безум­но­му и опас­но­му «похо­ду за пре­дел» обыч­ных чувств.

Таким обра­зом, ни страсть к вино­пи­тию, ни страсть к нар­ко­ти­кам не воз­ни­ка­ют на пустом месте. Это – про­из­вод­ное и, в свою оче­редь, порож­да­ю­щее дру­гие страсти.

Но пер­во­ис­точ­ник стра­стей, по свя­то­оте­че­ско­му уче­нию, есть тем­ная (бесов­ская) сила. Так, пре­по­доб­ный Иоанн (сомо­лит­вен­ник пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия Вели­ко­го) гово­рит: «стра­сти суть демоны».

Свя­тые отцы назы­ва­ют и сту­пе­ни, по кото­рым грех вхо­дит в нас: спер­ва воз­ни­ка­ет при­лог (то есть гре­хов­ные помыс­лы и поже­ла­ния), затем соче­та­ние (инте­рес к помыс­лу, согла­сие с ним), а затем уже и пле­не­ние (дол­го­вре­мен­ное пле­не­ние назы­ва­ет­ся стра­стью). Страсть есть одер­жи­мость демо­ни­че­ски­ми сила­ми, власт­ву­ю­щи­ми над человеком.

Поэто­му долж­но быть понят­но, что, при­сту­пая к духов­ной бит­ве за близ­ко­го чело­ве­ка, мы не можем ожи­дать быст­ро­го и успеш­но­го резуль­та­та: не одним днем грех, страсть уко­ре­ня­ет­ся в душе, не одним днем чело­век и изба­вит­ся от стра­сти. Мы име­ем дело как с боль­ны­ми волей и при­ро­дой само­го чело­ве­ка, так и с могу­ще­ствен­ны­ми духа­ми зло­бы, навык­ши­ми за исто­рию чело­ве­че­ства вполне успеш­но скло­нять чело­ве­че­скую волю к гре­ху. Глав­ная наша брань не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов зло­бы под­не­бес­ной (Еф. 6:12).

^ Что необходимо знать
приступающему к молитве за страждущего

При­сту­пая к взыс­ка­нию поги­ба­ю­ще­го, полу­чи­те бла­го­сло­ве­ние на это у духов­ни­ка или свя­щен­ни­ка того хра­ма, где вы обыч­но моли­тесь. Это бла­го­сло­ве­ние не раз под­дер­жит вас в мину­ты отчаяния.

Помни­те вели­кую свя­то­оте­че­скую мысль: надо бороть­ся не про­тив греш­ни­ка, но про­тив гре­ха, уро­ду­ю­ще­го чело­ве­ка. Отно­сясь к ближ­не­му (по-сла­вян­ски – искрен­не­му) как к духов­но­бо­ля­ще­му, нуж­да­ю­ще­му­ся в вашей под­держ­ке и пони­ма­нии, сле­ду­ет ожи­дать, что от вас потре­бу­ет­ся жерт­вен­ная любовь (то есть, не тре­бу­ю­щая ответ­ной люб­ви). Ясно, что при­дет­ся мно­го тер­петь как от само­го боля­ще­го с его уко­ре­нив­ши­ми­ся при­выч­ка­ми к насла­жде­нию, так и от бесов, кото­рые будут его непре­мен­но вос­став­лять про­тив вас. Какое вели­кое науче­ние в раз­ли­че­нии духов мож­но выне­сти из это­го подви­га борь­бы за душу ближнего!

Опре­де­ли­те для себя с само­го нача­ла, что борь­ба за душу чело­ве­ка потре­бу­ет от вас подвиж­ни­че­ских уси­лий и напря­же­ния всех сил, исполь­зо­ва­ния все­го духов­но­го опы­та. Бере­ги­тесь отно­сить­ся к это­му, как к быто­во­му, житей­ско­му, обыч­но­му делу.

Взгля­ни­те на себя: не явля­е­тесь ли вы сами рабом какой-либо силь­ной мно­го­лет­ней стра­сти? Не ска­жет ли вам обу­ре­ва­е­мый: «Врач, исце­ли­ся сам». Дабы не сму­ща­лось серд­це ваше и что­бы сло­во ваше име­ло силу, вам нуж­но обла­дать опре­де­лен­ным опы­том пора­же­ния страстей.

Исполь­зуя свой опыт духов­ной неви­ди­мой бра­ни, не давай­те пря­мо­ли­ней­ных сове­тов, гово­ря: «Вот я, напри­мер…». Луч­шая педа­го­ги­ка – это педа­го­ги­ка опо­сре­до­ван­но­го, непря­мо­го дей­ствия. Помни­те сло­ва пре­по­доб­но­го Иоан­на Лествич­ни­ка: «Не всем полез­но одно и то же лекар­ство, хотя болезнь может быть одна и та же». Отцы Церк­ви сове­ту­ют: учи дру­го­го, как сам же уча­щий­ся (ибо кто совер­шен­но побе­дил грех?). Возь­ми­те за пра­ви­ло все­гда обра­щать­ся к Гос­по­ду с моль­бой: «Гос­по­ди, вра­зу­ми, что мне ска­зать, как посту­пить».

Помни­те о доволь­но огра­ни­чен­ной силе воз­дей­ствия уве­ще­ва­ний: как из-за осо­бен­но­стей духов­но­го вра­че­ва­ния (душа вра­чу­ет­ся через очи­ще­ние серд­ца), так и из-за того, что отно­ше­ния в семье обыч­но все­гда фами­льяр­ные, и пото­му сло­во наше име­ет мало веса, ника­кой про­рок не при­ни­ма­ет­ся в сво­ем оте­че­стве (Лк. 4:24).

Ста­рай­тесь нико­гда не опус­кать­ся до уров­ня раз­го­во­ра боля­ще­го, кото­рый может допу­стить по отно­ше­нию к вам рез­кие сло­вес­ные выпа­ды, оскорб­ле­ния и т. п.

Будь­те вни­ма­тель­ны в отно­ше­нии вре­ме­ни и места уве­ще­ва­ния. Так, пери­од абсти­нент­но­го син­дро­ма (похме­лья) или «лом­ки» у при­ни­ма­ю­ще­го нар­ко­ти­ки почти все­гда небла­го­при­я­тен для вра­зум­ле­ния. Дале­ко не каж­дый страж­ду­щий согла­сит­ся, что­бы его неду­ги ста­ли пред­ме­том обсуж­де­ния на людях, при посторонних.

Взгля­ни­те внутрь себя: не надо ли вам при­не­сти пока­я­ние за те стра­да­ния, кото­рые испы­ты­ва­ет ваш ближ­ний? Нет ли здесь и вашей вины? Роди­те­ли могут при­пом­нить, что, как бы шутя, дава­ли выпить спирт­но­го сыну или доче­ри – под­рост­кам. Все­гда ли вы сами были образ­цом трез­во­сти или уме­рен­но­сти в упо­треб­ле­нии вина? Не пото­му ли начал выпи­вать ваш супруг, что вы дол­го не жела­ли раз­ре­шить семей­ный кон­фликт? Нет ли у вас пово­да для пока­я­ния, если вы, пом­ня лишь о сво­их делах и забо­тах, не заме­ча­ли, что ваше чадо поте­ря­ло инте­рес к уче­бе, ста­ло изво­рот­ли­вым и хит­рым, при­хо­дит с дис­ко­те­ки с рас­ши­рен­ны­ми или сужен­ны­ми от упо­треб­ле­ния нар­ко­ти­ков зрачками?

Дума­ет­ся, что все­гда есть повод для пока­я­ния. Нало­жи­те на себя пост, усиль­те молит­ву, поис­по­ве­дуй­тесь и при­ча­сти­тесь Свя­тых Тайн.

^ К истокам страсти

Если ваши отно­ше­ния со страж­ду­щим близ­кие и искрен­ние, то вы, несо­мнен­но, уже дав­но зна­е­те (или дога­ды­ва­е­тесь) о побу­ди­тель­ных моти­вах его погру­же­ния в пучи­ну стра­сти. Боля­щий и сам пре­крас­но может их созна­вать, зача­стую даже выстав­лять их в раз­го­во­ре в каче­стве самооправдания.

Назо­вем неко­то­рые их этих побуждений:

— Не най­ден или уте­рян смысл самой жиз­ни («Жизнь абсурд­на. Есть толь­ко смерть, оди­но­че­ство, страх. Все бес­смыс­лен­но. Если и есть исти­на, то она в вине, в наркотиках»).

— Разо­ча­ро­ва­ние в самом себе («Годы ушли, а я так и не реа­ли­зо­вал себя. Что тол­ку теперь к чему-то стремиться»).

— Семей­ные невзго­ды: непо­ни­ма­ние друг дру­га, супру­же­ская невер­ность, бес­пло­дие одно­го из супру­гов, раз­вод, гибель доро­го­го человека.

— Небла­го­при­ят­ное окру­же­ние, где все пьют или при­ни­ма­ют нар­ко­ти­ки («Меня засме­ют», «Я не белая ворона»).

— Дол­го­вре­мен­ное пре­бы­ва­ние в экс­тре­маль­ных ситу­а­ци­ях (вой­на, заключение).

Нель­зя пере­чис­лить все моти­вы, да в этом и нет нуж­ды. Важ­но понять, что все они име­ют духов­ную пер­во­при­чи­ну. Это необ­хо­ди­мо уяс­нить, что­бы успеш­но про­ти­во­сто­ять стра­сти. При духов­ном лече­нии сред­ства помо­щи так­же долж­ны быть духовными.

Это, преж­де все­го, отно­сит­ся к нар­ко­ма­нам. При­ни­ма­ю­ще­му нар­ко­ти­ки сле­ду­ет знать, что он не про­сто «кай­фу­ет», а вос­хи­ща­ет (кра­дет) и пото­му пла­тит такой горь­кой и страш­ной ценой – быст­рым само­раз­ру­ше­ни­ем. Ищи­те же преж­де Цар­ства Божия и прав­ды Его, и это все при­ло­жит­ся вам, – при­зы­ва­ет Хри­стос в Еван­ге­лии (Мф. 6:33). И это Цар­ствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Цар­ство Божие зрят толь­ко чистые серд­цем (Мф. 5:8). Чисто­та серд­ца дости­га­ет­ся тяже­лым цело­жиз­нен­ным тру­дом, подви­гом очи­ще­ния от страст­но­сти во сла­ву Божию и с помо­щью Божи­ей – Цар­ство Небес­ное силою берет­ся (Мф. 11:12). Ничто же сквер­ное не вой­дет в это Цар­ство, и пото­му не может чело­век, не побе­див­ший свою страст­ность и не очи­стив­ший себя от сквер­ны гре­хов­но­сти, иметь те бла­жен­ные состо­я­ния, о кото­рых ска­за­но: не видел того глаз, не слы­ша­ло ухо, и не при­хо­ди­ло то на серд­це чело­ве­ку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его (1Кор. 2:9).

Читайте также:  Задняя подвеска муравья устройство

Невоз­мож­но чело­ве­ку, под­вер­жен­но­му таким, напри­мер, гре­хам, как гор­дость, блуд, среб­ро­лю­бие, зависть, осуж­де­ние, ложь, иметь бла­го­дат­ные (от Бога) виде­ния и ощу­ще­ния. Он может их толь­ко украсть. Этим и зани­ма­лись все­гда кол­ду­ны, маги, чаро­деи, исполь­зуя нар­ко­ти­че­ские веще­ства для впа­де­ния в транс, для обще­ния с демо­на­ми. Поэто­му «поход за гори­зонт» в «розо­вый мир» – это вызов Богу, нару­ше­ние духов­ных зако­нов. И пото­му пла­та столь высо­ка – гибель души. При нар­ко­ма­нии речь долж­на идти не про­сто о био­хи­ми­че­ской зави­си­мо­сти орга­низ­ма от нар­ко­ти­ка, но о почти пол­ной пора­бо­щен­но­сти чело­ве­ка беса­ми. Без помо­щи Божи­ей, без Церк­ви, без духов­ных средств достиг­нуть в этих слу­ча­ях исце­ле­ния невоз­мож­но. И страж­ду­ще­му нуж­но хоро­шо пони­мать, что пред­сто­ит дли­тель­ная изну­ря­ю­щая борь­ба. Уте­ше­ни­ем, может быть, явля­ет­ся то, что и каж­до­му хри­сти­а­ни­ну всю свою жизнь при­хо­дит­ся бороть­ся с грехом.

Конеч­но, если чело­век, за кото­ро­го вы боре­тесь, веру­ю­щий, молит­ся сам, про­сит ваших молитв, ходит в цер­ковь – то это самая бла­го­при­ят­ная для выздо­ров­ле­ния ситуация.

Но чаще мы име­ем дело с чело­ве­ком, у кото­ро­го отсут­ству­ет духов­ный взгляд на мир. Это, тем не менее, не долж­но при­во­дить нас в уны­ние – «Сила Божия в немо­щи совер­ша­ет­ся». Нуж­но вре­мя для воз­рас­та­ния в духе, накоп­ле­ния духов­ных сил. Будь­те вни­ма­тель­ны к про­яв­ле­нию Про­мыс­ла Божия в жиз­ни боля­ще­го. В бесе­дах с ним поста­рай­тесь ука­зать на кон­крет­ные при­ме­ры явле­ния мило­сти Божи­ей к нему. Хоро­шо, если вы ука­же­те ваше­му близ­ко­му на то, как вра­зум­ля­ет его Гос­подь, когда тот нару­ша­ет духов­ные законы.

Если ваш боля­щий не видит смыс­ла жиз­ни, ему был бы поле­зен раз­го­вор со свя­щен­ни­ком или кем-либо из духов­но опыт­ных людей. Не забудь­те про нази­да­тель­ные кни­ги. Хотя, конеч­но, самое дей­ствен­ное – это наш образ жиз­ни. Если лик наш ясен, ника­кие житей­ские бури не сдви­га­ют нас с кам­ня веры, если в любых обсто­я­тель­ствах мы бла­го­душ­ны, крот­ки, при­вет­ли­вы – это, и, без­услов­но, самое силь­ное сред­ство для при­ве­де­ния чело­ве­ка к вере и духов­ной жизни.

Обыч­но чело­век пью­щий или при­стра­стив­ший­ся к нар­ко­ти­кам лжет всем окру­жа­ю­щим. Лжет он и само­му себе. Попы­тай­тесь при­ве­сти его к серьез­но­му взгля­ду на само­го себя. Это решит нема­ло про­блем: ока­жут­ся вино­ва­ты­ми не жена и не теща, не началь­ни­ки и дру­зья, а он сам. Уви­деть свою нище­ту душев­ную и духов­ную (не впав при этом в уны­ние) – зна­чит поло­жить нача­ло духов­ной жиз­ни. Имен­но тогда из гру­ди выры­ва­ет­ся: «Гос­по­ди, поми­луй меня! Гос­по­ди, помо­ги!». Без это­го бес­по­лез­но гово­рить о рабо­те над собой, о само­ли­ше­ни­ях, о духов­ном дви­же­нии (подви­ге).

В самом нача­ле духов­ной жиз­ни боль­шое зна­че­ние име­ет окру­же­ние, сре­да, круг обще­ния. Свя­то­оте­че­ский совет: «Бежать мест, где про­хо­дил грех» осо­бен­но важен для тех, кто борет­ся со сво­им вле­че­ни­ем к нар­ко­ти­кам. Воз­мож­но, нуж­но будет даже сме­нить рай­он про­жи­ва­ния, место уче­бы. Ино­гда один толь­ко запах, услы­шан­ная зна­ко­мая по дис­ко­те­ке рок-ком­по­зи­ция могут все воз­вра­тить на кру­ги своя – вновь вверг­нуть в омут. Надо ли гово­рить, что, не оста­вив преж­них зна­ко­мых, борю­щий­ся рис­ку­ет в любой момент ока­зать­ся побежденным.

Пого­во­ри­те с при­ход­ским свя­щен­ни­ком на эту тему. Извест­ны слу­чаи, когда очень бла­го­твор­но дей­ство­ва­ло на боля­щих их послу­ша­ние на чер­но­вых рабо­тах в каком-либо хра­ме, при­хо­де. Там есть при­смотр свя­щен­ни­ка. И окру­же­ние там, есте­ствен­но, иное. Для отсе­че­ния гор­ды­ни, для навы­ка­ния слу­шать Бога, а не сата­ну, для воз­дер­жа­ния – здесь под­хо­дя­щее место.

Ино­гда род­ствен­ни­ки боля­ще­го стре­мят­ся отпра­вить его на послу­ша­ние в мона­стырь в каче­стве труд­ни­ка, палом­ни­ка. Если вы все же реши­лись на это, то к выбо­ру мона­сты­ря отне­стись надо очень вни­ма­тель­но и выби­рать те оби­те­ли, где труд­ни­ки живут по стро­гим пра­ви­лам. Хоро­шо, если ваше­го боля­ще­го будет сопро­вож­дать, посто­ян­но нахо­дясь рядом, духов­но опыт­ный человек.

Заме­тим, что и самим род­ным боля­ще­го надо будет изме­нить­ся, если вы хоти­те сора­бо­тать духов­но. Вот муд­рые сове­ты, кото­рые дает в пись­ме сво­ей духов­ной доче­ри игу­мен Никон (Воро­бьев): «Если он пьет, то его надо пожа­леть. Он уже раб сво­ей стра­сти. Один, сво­ей силой изба­вить­ся он не может. Ты же вме­сто помо­щи толь­ко осуж­да­ешь его, тре­бу­ешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя счи­та­ешь пра­вою, но очень оши­ба­ешь­ся. Если ты духов­нее его, то твоя обя­зан­ность поне­сти его немо­щи. Вы, силь­ные, немо­щи немощ­ных неси­те, – вот что тре­бу­ет от тебя Гос­подь. Еще ска­зал: Вы, духов­ный, исправ­ляй­те тако­во­го духом кро­то­сти. Слы­шишь? Духом кро­то­сти исправ­ляй­те, а не руга­нью, упре­ка­ми, ссо­рой, само­оправ­да­ни­ем и т. п. Ты не долж­на тре­бо­вать от него здо­ро­вья, когда он болен, а долж­на ока­зы­вать снис­хож­де­ние его немо­щи. Не долж­на ругать, когда он пьян, а мол­чать, что­бы не вызвать на что-либо худ­шее. И в трез­вом состо­я­нии ты долж­на не пилить его, а сов­мест­но обсу­дить с ним, как вам быть, что­бы общи­ми уси­ли­я­ми побе­дить его слабость…».

По соб­ствен­но­му опы­ту вам, вер­но, извест­но, как важ­ны в духов­ном дела­нии сло­ва обод­ре­ния. И эти сло­ва для страж­ду­ще­го все­гда долж­ны быть у вас готовы.

Конеч­но, чуде­са Божии воз­мож­ны. Но Гос­по­да невоз­мож­но пону­дить на чудо, а сами себя понуж­дать на труд мы обя­за­ны. Гос­подь, жела­ю­щий всем спа­стись, зна­ет Сам, когда явить Свое мило­сер­дие Сво­им рабам, вопи­ю­щим к Нему. «Не устра­шай­ся, – пишет пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник, – хотя бы ты падал каж­дый день, и не отхо­ди от путей Божи­их. Стой муже­ствен­но, и Ангел, тебя сохра­ня­ю­щий, почтит твое терпение».

Извест­но, что «каж­дое сопро­тив­ле­ние стра­сти ослаб­ля­ет ее» (свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

Конеч­но, без­от­рад­но быва­ет на душе, когда ваши уси­лия тщет­ны. Вновь и вновь вы зака­зы­ва­е­те молеб­ны, ака­фи­сты за боля­ще­го в церк­ви, сами не схо­ди­те с молит­вы дома, тер­пи­те ад в доме, а ваш боля­щий, как вам кажет­ся, по-преж­не­му невме­ня­ем. И все же: помни­те, что вы дела­е­те дело, Богом бла­го­слов­лен­ное, а резуль­тат при­над­ле­жит Господу.

И не упро­щай­те: вы взя­лись за труд крайне слож­ный. Вы сора­бо­та­е­те Богу по спа­се­нию души, лич­но­сти. А лич­ность эта (если взять послед­ние ста­дии алко­голь­ной и нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти) может быть уже в рас­па­де, под силь­ней­шим демо­ни­че­ским воз­дей­стви­ем. Демо­ны же не тер­пят молит­вы, свя­ты­ни. Поэто­му так труд­но быва­ет порой полу­чить согла­сие боля­ще­го на при­ча­ще­ние Свя­тых Таин, так как При­ча­стие – это самое «вели­кое и все­силь­ное ору­жие в борь­бе» (св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский). Пусть вас не поки­да­ет вера, что при­дет вре­мя, когда вы смо­же­те ска­зать: сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и нашел­ся (Лк. 15:24).

^ О вашей молитве за страждущего

Мож­но посо­ве­то­вать (с бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ни­ка) читать один или два ака­фи­ста, кото­рые поме­ща­ют­ся в этой кни­ге, в тече­ние соро­ка дней (чис­ло сорок – услов­ное; это может быть и трид­цать, и пять­де­сят дней).

Затем в тече­ние соро­ка дней мож­но читать Псал­тирь. После каж­дой «Сла­вы» про­си­те у Бога, что­бы ваш близ­кий, стра­да­ю­щий неду­гом пьян­ства или нар­ко­ма­нии, про­све­тил­ся умом и серд­цем, отстал от губя­щей его стра­сти, полу­чил уми­ро­тво­ре­ние и покой.

Про­си­те об этом сво­и­ми сло­ва­ми или молит­вой, состав­лен­ной св. пра­вед­ным Иоан­ном Крон­штадт­ским:

«Гос­по­ди, при­з­ри мило­сти­во на раба Тво­е­го (имя), пре­льщен­но­го лестью чре­ва и плот­ско­го весе­лия. Даруй ему (имя) познать сла­дость воз­дер­жа­ния в посте и про­ис­те­ка­ю­щих от него пло­дов Духа. Аминь».

Псал­тирь надо читать по одной кафиз­ме в день, про­чи­тав всю Псал­тирь до конца.

Неко­то­рые из свя­щен­ни­ков сове­ту­ют зака­зы­вать молеб­ны ко Пре­свя­той Бого­ро­ди­це пред Ее ико­ною «Взыс­ка­ние погиб­ших», пре­по­доб­но­му Паи­сию Вели­ко­му и сво­е­му свя­то­му. В запис­ке надо, кро­ме име­ни страж­ду­ще­го поро­ка­ми пьян­ства. ука­зать так­же име­на тех, кто пода­ет записки.

Если это воз­мож­но, пусть в этом вашем молит­вен­ном пред­сто­я­нии Гос­по­ду участ­ву­ет хоть в какой-то мере и ваш болящий.

И послед­нее. Не согла­шай­тесь с лука­вы­ми сове­та­ми выле­чить ваше­го ближ­не­го мето­дом коди­ро­ва­ния. Это лече­ние оккульт­ное, губи­тель­ное для души и тела, для буду­щей жиз­ни. Чело­век на вре­мя может поте­рять вле­че­ние к алко­го­лю и нар­ко­ти­кам, это вер­но. Но какой ценой? Бесам (к силе кото­рых по сущ­но­сти обра­щен метод коди­ро­ва­ния) не важ­но уже после коди­ро­ва­ния, пьет чело­век или нет, важ­но, что он их. «Код», кста­ти, по-латы­ни озна­ча­ет «начер­та­ние». Есте­ствен­ным след­стви­ем коди­ро­ва­ния явля­ют­ся депрес­сии, стра­хи, тре­вож­ность. Даже самый бла­го­на­ме­рен­ный врач не может взять на себя гре­хи боль­но­го, даро­вать ему пра­вед­ность (бес­стра­стие), а уж тем более ото­гнать демонов.

Помни­те муд­рые сло­ва пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия Вели­ко­го: «Если чело­век сам не потру­дил­ся по силе сво­ей и не при­со­еди­нил соб­ствен­но­го тру­да к молит­вам свя­тых, то ника­кой не полу­чит поль­зы от того, что свя­тые будут за него молиться».

Итак, в скор­бях о ваших близ­ких не отча­и­вай­тесь — от скор­би про­ис­хо­дит тер­пе­ние, от тер­пе­ния опыт­ность, от опыт­но­сти надеж­да, а надеж­да не посты­жа­ет (Рим. 5:3–5).

«Кто разум­но слу­жит боль­ным, тот осво­бож­да­ет­ся и от стра­стей, и от бра­ней».
авва Доро­фей

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей