Как выработать условный рефлекс у крыс

Как выработать условный рефлекс у крыс

2.10.3. Выработка у белых мышей (хомяков, белых крыс) рефлекса на звуковой сигнал

Объекты и оборудование. Клетка с белыми мышами или другими мелкими зверьками; кормовой столик или полочка; лесенка из деревянных планочек, поставленная к столику или полочке.

Проведение опыта. В клетке с белыми мышами делают столик или подвешивают полочку и приставляют к ним деревянную лесенку. Два дня мышам не дают корм, а на третий кладут на полочку немного вареного картофеля или кусочек хлеба и звонят в колокольчик. Когда мыши соберутся на столике и начнут есть корм, звонить продолжают. Как только мыши съедят корм (его нужно класть немного), снова звонят в колокольчик, на столик кладут еще одну порцию.

Опыт продолжают вести до тех пор, пока мыши не будут бежать на полочку или столик при отсутствии на них корма сразу же после того, как зазвучит колокольчик. Учащимся предлагается выяснить, через сколько сеансов (сочетаний кормления со звоном колокольчика) у мышей выработается стойкий условный рефлекс.

Описанный опыт, как и последующие, проводится не менее чем за месяц до изучения нервной системы и поведения млекопитающих. Учащиеся убеждаются, что у млекопитающих можно выработать различные условные рефлексы. О результатах проведенных опытов они рассказывают на соответствующем уроке.

Вопросы. Какое значение имеет образование у млекопитающих различных условных рефлексов? В связи с чем у млекопитающих условные рефлексы образуются быстро? Что произойдет, если условный рефлекс не будет подкрепляться безусловным раздражителем?

Источник

Как выработать условный рефлекс у крыс

Высшая нервная деятельность

Задание 1. Образование двигательных условных рефлексов у мелких животных (мыши, крысы)

Для работы необходимы: камера условных рефлексов для мелких животных, реостат на 80 или 100 Ом, ключ-рубильник, провода, условные раздражители (электрические лампочки красного и синего цвета).

Описание камеры условных рефлексов для мелких животных. Камера условных рефлексов для мелких животных представляет собой деревянный ящик размером 0,6×0,35×0,3 м (60×35×30 см). Сверху камера покрыта металлической сеткой. Продольной перегородкой камера разделена на две равные части. В перегородке имеется отверстие, через которое животное может переходить из одной половины камеры в другую. В задней стенке камеры имеется дверца для впуска животных в камеру. Дно обеих половин камеры представляет собой ряд алюминиевых пластинок, соединенных последовательно через реостат с источником электрического тока. Алюминиевые пластинки по концам и в середине прикреплены к деревянному полу камеры. Промежутки между пластинками 3·10 -3 м (3 мм).

Ход работы. 1. Крысу помещают в одно из отделений камеры. При помощи реостата и ключа-рубильника подбирают такую силу тока, чтобы животное перебегало из половины камеры, находящейся под током, в другую половину, где тока нет. После этого приступают к выработке двигательно-оборонительного условного рефлекса. В качестве условного сигнала используют красный свет.

2. В той половине камеры, где находится крыса, зажигают красную лампочку и через 2-3 с после условного раздражителя включают электрический ток — животное перебегает в другое отделение камеры.

3. Через 30-60 с повторяют опыт. После 15-20 сочетаний (иногда больше) у животных вырабатывается условный рефлекс: крыса перебегает в противоположное отделение камеры при действии одного только условного сигнала (включение красной лампочки).

Читайте также:  Куда деваются клещи когда напьются крови

4. После образования условного рефлекса приступают к выработке дифференцировочного торможения. Для этой цели включают синюю лампочку, никогда не подкрепляя ее безусловным раздражителем — электрическим током. Вначале на синюю лампочку также будет проявляться условнорефлекторная реакция — крыса будет перебегать в другое отделение камеры.

5. Зажигать попеременно то красный, то синий свет, подкрепляя только первый включением электрического тока.

6. После нескольких таких сочетаний на зажигание красной лампочки животное будет перебегать в другое отделение камеры, а при действии дифференцировочного раздражителя (синий свет) крыса должна оставаться на месте.

7. После выработки дифференцировочного торможения производят угашение условного рефлекса: включают только красный свет, не подкрепляя его электрическим током. Через некоторое время условнорефлекторная реакция угасает (животное перестает реагировать на включение красного света).

Источник

Как выработать условный рефлекс у крыс

Александр Борисович Коган

Основы физиологии высшей нервной деятельности

(издание второе, переработанное и дополненное)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Со времени первого издания «Основ физиологии высшей нервной деятельности» (Москва, 1959) прошло около 30 лет. Это был первый опыт создания учебника по предмету, который только что был введен в учебные планы студентов биологических специальностей. За прошедшее время наши знания в области физиологии высшей нервной деятельности чрезвычайно расширились, получили развитие многие направления, возникшие за последние годы, появились новые разделы, углубился нейрофизиологический анализ механизмов работы мозга, во многом изменились подходы к познанию природы мыслительной деятельности человека, появились новые возможности практического использования знания высших функций мозга.

Все это потребовало коренной переработки учебника, замены устаревшего материала новым, пополнения книги накопившимися за это время фактами и идеями. Особое внимание уделено главам частной физиологии высшей нервной деятельности у разных видов животных, где биолог соответствующей специальности (ихтиолог, энтомолог, герпетолог, орнитолог и др.) может получить интересующие его сведения. Основательно переработаны главы физиологии высшей нервной деятельности человека. Они содержат результаты многочисленных, продолжающих накапливаться психофизиологических и нейропсихологических исследований и могут представлять интерес не только для физиологов биологического профиля, но также для психологов, врачей и педагогов.

Конечно, и после такой переработки учебник не лишен некоторых недостатков и погрешностей. Поэтому автор будет признателен всем, кто поможет избежать их в дальнейшем своими замечаниями и советами.

Автор выражает благодарность сотрудникам Института нейрокибернетики и кафедры физиологии человека и животных Ростовского государственного университета им. М.А. Суслова: Т.В Алейниковой, М.X. Закиян, О.Ф. Маркштедер, Т.А. Амелиной, Е.В. Яковлевой, И.Ф. Калмыкову, оказавшим большую помощь в подготовке данного учебника к печати.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Курс физиологии высшей нервной деятельности читается в университетах, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных высших учебных заведениях. Однако учебника по этой дисциплине студенты не имеют. Вытекающие отсюда чрезвычайные трудности преподавания побудили к попытке составить такой учебник для биологов.

Первоисточником и основой этой молодой науки бесспорно должен оставаться монографический труд И.П. Павлова «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Ценными пособиями являются изданный Ленинградским университетом «Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности» Э. Айрапетянца, В. Балакшиной, К. Быкова, Н. Подкопаева и А. Риккль под редакцией акад. К.М. Быкова (1941) и прочитанные на курсах по усовершенствованию врачей «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности» акад. Л.А. Орбели (1945).

За последние годы Львовский университет издал краткое пособие для студентов и врачей «Физиология высшей нервной деятельности» Я.П. Склярова под редакцией Г.В. Фольборта (1955), а в издании Московского университета вышли «Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности» Л.Г. Воронина (1957). Последние обобщают большой материал работы автора «Лекций» в этой области. В перечисленных пособиях студент-биолог найдет систематическое изложение основ учения об условных рефлексах.

Читайте также:  Почему у крысы покраснел глаз

К настоящему времени накопился громадный материал по частной физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Собрано очень много, правда пока разрозненных, фактов изучения условных рефлексов у животных разных классов, отрядов и видов. В связи с этим встал вопрос и об использовании фактов, накопленных экспериментальной психологией, освободив их от антропоморфических толкований. Наконец, имеется уже немалое число случаев разнообразнейшего прикладного использования условных рефлексов в практике медицины, педагогики, сельского хозяйства. Все эти сведения, несомненно нужные учащемуся, введены в учебник и заняли в нем свое место.

Учебник написан для биологов. Поэтому он построен в сравнительном и, когда это было возможным, в эволюционном плане. Частная физиология высшей нервной деятельности выделена в большой самостоятельный раздел, потребовавший особенно много труда и внимания. В этом разделе мы хотели собрать для биологов разных специальностей конкретный материал описания и, по возможности, физиологического объяснения поведения изучаемых ими животных. Здесь, к примеру, энтомолог должен найти собранные и систематизированные сведения о высшей нервной деятельности насекомых, ихтиолог — о высшей нервной деятельности рыб, орнитолог — птиц и т.д.

На учебнике несомненно отразились некоторые «трудности роста» сравнительного направления в физиологии высшей нервной деятельности.

Первая трудность заключается в том, что по многим важным понятиям и терминам в этой области еще отсутствует единое понимание как их содержания, так и границ применения. Можно ли, например, говорить об условных рефлексах у червей? По этому вопросу мнения ведущих исследователей, даже непосредственных учеников И.П. Павлова, расходятся. Другая трудность создается бесконечным разнообразием методик и методических вариаций, часто препятствующих сравнению результатов, получаемых в разных исследованиях. Наконец, многочисленные проблемы — «белые пятна» в сравнительном изучении условных рефлексов — чрезвычайно затрудняют обобщение наличного материала. Пожалуй, трудно найти такие акты или свойства рефлекторной деятельности, которые были бы последовательно прослежены на всех основных представителях, особенно на переломных этапах эволюции животного мира. Поэтому раздел частной физиологии получился более феноменологическим, чем сравнительным или эволюционным.

Просмотр корректур перед выходом учебника в свет показал, что за время, прошедшее после сдачи рукописи в печать, в области физиологии высшей нервной деятельности появилось много новых фактов и обобщений. К сожалению, по техническим причинам только малую их часть удалось включить дополнительно в текст.

Полностью отдавая себе отчет в слабых местах этого учебника по новой дисциплине, автор с благодарностью примет все замечания и советы, которые ему будут даны.

В процессе тысячевековой эволюции мира животных развивалась их способность гибко адаптировать свое поведение к условиям окружающей среды. Эта способность достигла высочайшего совершенства в функциях нервной системы, особенно с развитием исключительно ценных для выживания свойств: фиксации следов пережитых событий. Такая память, в широком смысле этого слова, позволяла каждой особи действовать, исходя из собственного жизненного опыта, показывала связь событий в окружающем мире, а при формировании мозга человека явилась основой механизмов его мыслительной деятельности.

Над инертными, врожденными, общими для всех особей вида формами поведения, реализуемыми безусловными рефлексами, возникают и развиваются гибкие, приобретаемые путем жизненного опыта индивидуальные формы поведения, которые реализуются в простейших проявлениях в виде условных рефлексов. Такая высшая нервная деятельность развивается и совершенствуется, обеспечивая все более гибкое и тонкое приспособление поведения к меняющимся условиям окружающей среды.

Учение о высшей нервной деятельности, ознаменовавшее материалистический научный подход к пониманию природы разумного поведения и явлений психики, является великим достижением отечественной научной мысли. Его основы заложены трудами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оно творчески развивается в исследованиях советских ученых.

Читайте также:  Как избавиться от мух коров

Источник

Оборонительного рефлекса у крысы

Цель: ознакомиться со способом выработки и угашения условных рефлексов у животного.

Объект исследования: крыса.

Оборудование и материалы:Электросиловая камера, электрости-мулятор, звонок.

Порядок выполнения. Поместить крысу в электросиловую камеру. Убедиться в наличии ориентировочного рефлекса на звонок у крысы, для чего нажать 2–3 раза на кнопку звонка и обратить внимание на характер ответной реакции животного. Следует помнить, что для выработки условного рефлекса необходимо, чтобы сила безусловного раздражителя была больше силы индифферентного, а сам индифферентный раздражитель обязательно вызывал ориентировочный рефлекс. Подсоединить стимулятор к выходным клеммам электросиловой камеры. Включить электростимулятор в сеть и дать ему возможность прогреться в течение 10 минут. На передней панели стимулятора установить следующие параметры электрического импульса: период – 0,1 с, время запаздывания – 0,05 с, длительность импульса – 0,05 с.

Вращением ручки регулировки амплитуды импульса постепенно увеличивать силу тока. Определить силу тока, при которой крыса начинает проявлять беспокойство, отдергивать лапы от пола, бегать по камере, что и будет порогом болевой стимуляции. После этого отключить камеру от стимулятора и увеличить пороговую силу тока в 1,5 раза. Выдвинуть полку и включить подачу тока в камеру. Следует дождаться, пока крыса заберется на полку, после чего отключить ток в камере и убрать полку. Подобные манипуляции повторить 4–5 раз с интервалом 30–60 с, добившись того, чтобы при болевой стимуляции крыса сразу забиралась на полку.

1. Выработка условного оборонительного (инструментального) рефлекса

Выдвинуть полку в камеру. Включить звонок, включить через 0,5 с ток в электросиловой камере, продолжая держать нажатой кнопку звонка. Как только крыса заберется на полку, обесточить камеру и отключить звонок, убрать через 5 – 10 с полку.

Интервалы между подобными сочетаниями – от 30 с до 1 мин. Условный рефлекс считается выработанным, когда крыса забирается на полку только по звонку, без включения тока в камере. Через 12–15 сочетаний проверить, выработался ли условный рефлекс, для чего включить только звонок (включать ток в этом случае следует с большой задержкой во времени – через 6–8 с). Если рефлекс не выработан, то следует провести еще 5–7 опытов и вновь проверить результат. Звонок, ранее индифферентный раздражитель, приобретает сигнальное значение и может теперь называться условным раздражителем.

2. Хроническое угашение условного оборонительного рефлекса

Через несколько минут после выработки у крысы условного оборонительного рефлекса приступают к его угашению. Для этого нужно убрать полку в камере и включить звонок, не включая тока в камере, т.е. не подкрепляя рефлекс. Как только крыса заберется на полку, звонок выключить, и убрать через 5–10 с полку. Подобные неподкрепления повторять с интервалом 30–60 с до тех пор, пока крыса не перестанет запрыгивать на полку по звонку. После этого условный рефлекс считается угасшим (заторможенным).

Можно выработать (растормозить) условный оборонительный рефлекс. В этом случае количество сочетаний индифферентного и безусловного раздражителя будет меньше.

Результаты. Определить количество сочетаний раздражителей, потребовавшихся для выработки условного рефлекса, количество непод-креплений условного раздражителя безусловным рефлексом при его угашении.

Выводы. Сформулировать необходимые условия выработки условного рефлекса, указать вид образованного условного рефлекса, схематично отразить процесс его формирования, а также указать вид торможения рефлекса в соответствии с классификацией.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей