Какое чувство испытывает раскольников идя после того как избавился от старухиных вещей

Какие чувства овладевают Раскольниковым после убийства старухи-процентщицы? (ЕГЭ по литературе)

В произведении Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» одно из центральных мест отведено чувствам и переживаниям Раскольникова, которые появляются у него после совершения убийства. Следует начать с того, что своему к преступлению главный герой тщательно готовился: он продумал всё до мелочей, что отражено в экспозиции романа. И первоначально всё шло по задуманному им плану, в котором, по его мнению, непредвиденные обстоятельства были исключены. Родион Романович неслучайно убивает Алёну Ивановну топором, выбрав именно это оружие с той целью, чтобы не соприкасаться с телом и не оставить улик.

Но, тем не менее, после того, как он воплотил в жизнь свой страшный замысел, Раскольников испытывает определённое волнение. Автор пишет о том, что его руки «всё ещё дрожали». Далее в процессе повествования герой Достоевского вроде бы старается придерживаться плана: он ищет ключи, заклады и вещи, которые ему были нужны. Однако волнение и беспокойство, испытываемые Раскольниковым, опять-таки сказываются на нём. «Как будто судорога прошла по нем», «ему вдруг захотелось бросить всё и уйти», «ему вдруг почудилось, что старуха, пожалуй, ещё жива и ещё может очнуться…» — так Фёдор Михайлович описывает последствия терзаний души «право имеющего», который, в свою очередь, в данный момент времени проявляет свою человеческую слабость.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Затем мы понимаем, что Родиона Раскольникова охватывает нетерпение, потому что он начинает действовать поспешно по причине того же волнения, связанного с тем, что ему крайне не хотелось находиться там, где было совершено это преступление. Герой уже находится в состоянии смятения, хотя пытается делать, руководствуясь планом. Данное утверждение подтверждает следующая цитата из романа: «он спешил ужасно… всё ошибался…». В результате всего это ему начинается казаться, что он сходит с ума («…вдруг он опомнился: ”Господи! С ума, что ли я схожу?” — подумал он в испуге»). С приходом Лизаветы как итога его волнения и того, что произошло крушение порядка действий, спланированное преступление Раскольникова уже идёт не по плану.

Таким образом, можно сделать вывод, что после убийства старухи-процентщицы Раскольниковым овладевает волнение, которое автор показывает с помощью описания психологического состояния героя, отражаемого на реальную действительность. Также присутствует чувство отвращения к содеянному, сомнения в собственной здравости рассудка. «Он остановился и притих, как мёртвый» — авторское сравнение, свидетельствующее о том, что в главном герое помимо всего прочего находят место страх и испуг. Под влиянием всего вышеперечисленного и того факта, что окончательно нарушен ранее продуманный план, ему приходится совершить и второе преступление, а именно: убить сестру Алёны Ивановны — Лизавету.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id130525

Источник

Какое чувство испытывает раскольников идя после того как избавился от старухиных вещей

Игорь Олегович Родин

«Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»: Краткое содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения

Краткие биографические сведения

Достоевский Федор Михайлович

1821.30.10 (11.11) – родился в семье врача московской Мариинской больницы для бедных.

1838–1843 – учился в петербургском Военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в чертежную инженерного департамента.

1844 – вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

1846 – первая повесть «Бедные люди», которая принесла Достоевскому известность как приверженцу гоголевского направления натуральной школы. Повесть удостоилась положительного отзыва В. Г. Белинского за изображение трагедии «маленького человека». В других произведениях 40-х гг. – «Двойник» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849) – возникает тема психологической двойственности человека, характерная и для позднего периода творчества.

1847 – становится участником революционного кружка М. В. Петрашевского, увлекается идеями утопического социализма.

1849 – вместе с другими петрашевцами арестован и приговорен к смертной казни, замененной затем 4-летней каторгой.

1850–1854 – отбыв заключение в Омской каторжной тюрьме, зачислен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске.

1859 – возвращен в Петербург, возобновил литературную деятельность. Опубликовал повести – «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Униженные и оскорбленные» (1861) и «Записки из мертвого дома»(1861–1862). В журналах «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865), издававшихся Достоевским вместе с братом, пропагандировал идеологию почвенничества, близкую славянофильству. В них были опубликованы очерки «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и повесть «Записки из подполья» (1864).

Читайте также:  Если укусил клещ зараженный боррелиозом лечение

1860–1870 – созданы крупнейшие романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), роман «Бесы» (1871–1872) – памфлет на русское революционное движение 60-х – начала 70-х гг. В публицистической форме Достоевский пропагандировал свои политические и философские взгляды в ежемесячном издании «Дневник писателя» (1873, 1876–1877, 1880–1881).

1875 – роман «Подросток».

1879–1880 роман «Братья Карамазовы».

1881 – умер в Петербурге.

Основное содержание романа

Главный герой – Родион Романович Раскольников, студент, бросивший учебу в университете. Живет он в тесной каморке, похожей на гроб, в нищете. Избегает квартирной хозяйки, так как ей задолжал. Действие происходит летом, в страшную духоту (тема «желтого Петербурга» проходит через весь роман). Раскольников идет к старухе, ссужающей деньги под залог. Старуху зовут Алена Ивановна, живет она со своей сводной сестрой, бессловесным, забитым существом Лизаветой, которая «поминутно ходит беременная», работает на старуху и находится у нее в полном порабощении. Раскольников приносит в залог часы, по ходу дела запоминая все мельчайшие детали, так как готовится осуществить свой план – убить старуху. На обратном пути он заходит в распивочную, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым – спившимся чиновником, который рассказывает о себе. Его жена – Катерина Ивановна – от первого брака имеет троих детей. Первый муж был офицер, с которым она сбежала из родительского дома, играл в карты, бил ее. Потом умер, и ей пришлось от отчаяния и нищеты пойти за Мармеладова, который был чиновником, но потом место потерял. У Мармеладова от первого брака дочь Соня, которая была вынуждена пойти на панель, чтобы хоть как-то прокормиться и прокормить остальных детей. Мармеладов пьет на ее деньги, крадет деньги из дому. Страдает от этого. Раскольников отводит его домой. Дома происходит скандал, Раскольников уходит, неприметно положив на окошко деньги, в которых так нуждается семья Мармеладовых. Наутро Раскольникову приходит письмо из дома от матери, которая извиняется, что не могла выслать денег. Мать рассказывает о том, что сестра Раскольникова Дуня поступила в услужение к господам Свидригайловым. Свидригайлов дурно с ней обходился, потом принялся склонять к любовной связи, обещая всевозможные блага. Жена Свидригайлова, Марфа Петровна, подслушала разговор, обвинила во всем Дуню и выгнала из дома. Знакомые отвернулись от Раскольниковых, так как Марфа Петровна раззвонила об этом по всему уезду. Затем все выяснилось (Свидригайлов раскаялся, нашлось негодующее письмо Дуни, слуги признались). Марфа Петровна обо всем рассказала знакомым, отношение изменилось, к Дуне посватался Петр Петрович Лужин, который едет в Петербург, чтобы открыть адвокатскую контору. Раскольников понимает, что сестра продает себя, чтобы иметь возможность помогать брату, и решает помешать браку. Раскольников выходит на улицу и встречается на бульваре с пьяной девушкой, почти девочкой, которую, судя по всему, напоили, обесчестили и выставили на улицу. Рядом прохаживается хлыщ, примеряясь к девочке. Раскольников дает деньги городовому, чтобы тот отвез на извозчике девочку домой. Думает о ее дальнейшей незавидной судьбе. Понимает, что определенный «процент» идет именно по такому жизненному пути, но мириться с этим не хочет. Идет к своему другу Разумихину, по дороге передумывает. Не дойдя до дома, засыпает в кустах. Ему снится страшный сон, о том, что он, маленький, идет с отцом на кладбище, где похоронен младший брат, мимо кабака. Там стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади – Микола и приглашает приятелей садиться. Лошадь старая, не может сдвинуть телегу. Миколка остервенело хлещет ее кнутом. К нему присоединяется еще несколько человек. Миколка ломом убивает клячу. Мальчик (Раскольников) бросается с кулаками на Миколку, отец его уводит. Раскольников просыпается и думает о том, сможет он убить или нет. Проходя по улице, случайно слышит разговор Лизаветы (сестры старухи) со знакомыми, которые приглашают ее в гости, т. е. старуха завтра останется одна. Раскольников заходит в трактир, где слышит разговор между офицером и студентом, играющими на бильярде, о старухе-процентщице и о Лизавете. Говорят, что старуха мерзкая, кровь из людей сосет. Студент: я бы ее убил, ограбил без зазрения совести, сколько людей пропадает, а подлая старуха и сама не сегодня-завтра умрет. Раскольников приходит домой, ложится спать. Потом готовится к убийству: пришивает под пальто петлю для топора, заворачивает деревяшку с железкой в бумагу, будто новый «заклад», – отвлечь старуху. Затем крадет в дворницкой топор. Идет к старухе, отдает ей «заклад», незаметно достает топор и убивает процентщицу. После этого начинает шарить по шкафам, сундукам и проч. Внезапно возвращается Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. Тут кто-то звонит в дверь. Раскольников не открывает. Пришедшие замечают, что дверь заперта изнутри на щеколду, и чувствуют неладное. Двое идут вниз за дворником, один остается на лестнице, но потом не выдерживает и тоже спускается. Раскольников выбегает из квартиры. Этажом ниже – ремонт. Посетители с дворником уже поднимаются по лестнице, Раскольников укрывается в квартире, где ремонт. Группа проходит вверх, Раскольников убегает.

Читайте также:  Вреден ли клещ кошкам

Раскольников просыпается, осматривает одежду, уничтожает улики, хочет спрятать взятые у старухи вещи. Приходит дворник, приносит повестку в полицию. Раскольников идет в участок. Оказывается, требуют по делу взыскания денег квартирной хозяйкой. В участке Раскольников видит Луизу Ивановну, содержательницу публичного дома. Раскольников объясняет столоначальнику, что в свое время обещал жениться на дочери своей квартирной хозяйки, много тратил, надавал векселей. Потом дочь хозяйки умерла от тифа, а хозяйка стала требовать оплаты векселей. Краем уха Раскольников слышит в участке разговор об убийстве старухи – собеседники обсуждают обстоятельства дела.

Источник

8. Какие чувства овладевают Раскольниковым после убийства старухи-процентщицы? 9. В каких произведениях герои совершают непоправимые поступки, и в чем они могут быть сопоставлены с Раскольниковым? (ЕГЭ по литературе)

В приведённом для анализа фрагменте после убийства старухи-процентщицы Раскольникова овладевают особенные чувства.

Сразу после убийства Алены Ивановны главный герой хотел было уйти, но так как было уже поздно, он продолжил заканчивать начатое («Ему вдруг опять захотелось бросить все и уйти. Но это было только мгновение; уходить было поздно»).

Детали показывают растерянность Раскольникова: «тревожная мысль ударила в голову», «отдернул руку», «бросился обратно». Из-за ошеломлённости и нерешительности герой «ужасно спешил»: он путал ключи, «руки его дрожали». Раскольников задается риторическим вопросом «С ума, что ли, я схожу?», что говорит о его испуганности и растерянности. Услышав звуки в комнате, где была старуха, герой «притих как мертвый». Данное сравнение более полно описывает эмоциональное состояние персонажа. Раскольников решительно закончил то, что начал, «вдруг вскочил, схватил топор и выбежал из спальни».

Таким образом, после убийства старухи-процентщицы Раскольникова овладевают чувства испуга и беспомощности, описывающие его жалкое положение.

Во многих произведениях русской классической литературы герои совершают непоправимые поступки. Например, герои романов М. Ю. Лермонтова и М. А. Булгакова. Этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым.

Так, в социально-психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова главный герой Григорий Печорин представляет собой эгоистичного и равнодушного человека. За все время повествования он не раз причинял боль своим близких людям. Из-за своего характера персонаж морально губит Княжну Мери, его на то время возлюбленную. Григорий осознает свои недостатки и пороки: «я играю на ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, а даже в этом признаюсь…». Оба героя романов совершают непоправимые поступки. Однако Родион Раскольников смог признать себя виноватым и нравственно возродиться. Печорин же никогда раскаивался в своих поступках, что стало главным его отличием от персонажа романа Достоевского.

В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова главная героиня Маргарита продала свою душу Сатане взамен на любовь. Эпизод бала у Воланда и его свиты показывает читателю, на что способна девушка ради любимого человека: «кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. ». Маргарите нужно, чтобы ее Мастер был с ней. Несмотря на большую жертву, она смогла доказать, что любовь сильнее чем зло. Именно любовная мысль объединяет главных героев двух романов. Соня Мармеладова помогла Родиону Раскольникову так же, как Маргарита помогла Мастеру.

Таким образом, во многих произведениях русской классической литературы герои совершают непоправимые поступки. У каждого разные характеры, жизненные принципы и обстоятельства, поэтому их судьбы складываются по-разному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние

Раскольников
(актер Г. Тараторкин),
кадр из фильма 1969 г.

Бедный студент Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Молодой человек совершает страшное преступление, жертвами которого становятся старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сводная сестра Лизавета.

В этой статье представлено описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние героя.

Читайте также:  Эффективный способ борьбы с тараканами дома

Важно подчеркнуть, что душевные переживания Раскольникова не оправдывают его страшного поступка, а лишь характеризуют его как личность.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове

Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя

Раскольников до преступления

Важно понимать, что до совершения преступления Раскольников уже некоторое время находится в подавленном состоянии: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.

За несколько месяцев до преступления он бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. В этот период он ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке, лежа на диване. Накануне преступления он много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.

Раскольников после преступления

После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:

«. а сам дрожа всем телом. «Нет, не по силам…» — подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару.» (сразу после преступления, часть 2 глава I)

«Скверно то, что я почти в бреду… я могу соврать какую-нибудь глупость…» (часть 2 глава I)

«Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть. » (Раскольников — Разумихину, часть 2 глава VI)

«Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!» (часть 2 глава I)

«А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…» (часть 4 глава II)

При этом Раскольников «разрывается» между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:

«. такое отчаяние и такой, если можно сказать, цинизм гибели вдруг овладели им, что он махнул рукой и пошел дальше. «Только бы поскорей!..» (часть 2 глава I)

««Пропаду так пропаду, всё равно. » (часть 2 глава I)

««Если спросят, я, может быть, и скажу», — подумал он, подходя к конторе.» (часть 2 глава I)

««Войду, стану на колена и все расскажу…» — подумал он, входя в четвертый этаж.» (часть 2 глава I)

«Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения. «Не обдумать ли хоть минуту? — пронеслось в его голове. — Нет, лучше и не думая, и с плеч долой!» Но вдруг он остановился как вкопанный. » (часть 2 глава I)

«Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это. » (часть 2 глава VI)

«Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня. » (часть 6 глава VII)

«Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц. » (часть 6 глава III)

«Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал. » (часть 6 глава VII)

«Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!» (часть 2 глава VI)

«. слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!» (часть 6 глава VIII)

«. решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился.» (часть 6 глава VII)

» — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь. Это гордость, Дуня?

Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние главного героя.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей