Меню

Какое средство фауст предлагает маргарите чтобы избавиться от ее матери

«Фауст»: краткое содержание и анализ произведения

Одно из наиболее выдающихся произведений немецкой литературы — «Фауст». Краткое содержание позволяет оценить смысл трагедии и понять ее значение в мировой культуре. Расскажем подробнее о произведении.

«Фауст»: краткое содержание

Чтобы понять трагедию «Фауст» в сокращении, необходимо знать ее структуру. Она состоит из двух частей, написанных и изданных в разное время.

Первая, изданная в 1808 году, представляет собой классическую трагедию. В ее основе лежит европейская легенда о докторе Фаусте, продавшем свою душу ради познания и наслаждений.

Вторая, увидевшая свет в 1832 году, после смерти Гёте, — аллегорическая поэма, состоящая из пяти актов, каждый из которых обладает самостоятельной фабулой.

Действие поэмы происходит в античности и средневековье. Предлагаем ознакомиться с ее кратким пересказом:

«Фауст»: кратко о вступлении

Краткое содержание «Фауст» следует начать с упоминания трех вступительных текстов:

  • Первый посвящен друзьям молодости.
  • Второй представляет собой спор о театре, который ведут Режиссер и Актер с Поэтом. Первый надеется на постановке заработать, порадовав зрителя. Актер мечтает о славе, а Поэт — о том, что создаст значимое для искусства произведение.

Режиссер предлагает немедля приступать к делу и проводит параллель между театром и мирозданием. По его словам, театр позволяет сойти с небес, спуститься на землю и дальше в ад.

  • Третий представляет собой фантазию на тему библейской истории о праведнике Иове, который стал предметом спора между Богом и Сатаной. В интерпретации Гёте пари заключают на душу доктора Фауста. Так Мефистофель получает право подвергнуть доктора любым возможным испытаниям.

Далее трагедия «Фауст» Гете, читать которую неподготовленному человеку непросто, продолжается знакомством с главным героем.

«Фауст»: события первой части

Фауст у себя в кабинете размышляет о том, что отдал много лет постижению наук, но не чувствует себя удовлетворенным. Похвалы помощника Вагнера его лишь раздражают, и после ухода последнего Фауст посматривает на яды, размышляя о самоубийстве. От мрачных мыслей его спасает звон колоколов. Начинается Пасха.

Утром Фауст с помощником выходит в город. Его почитают за то, что он лечил от многих болезней, не страшился эпидемий и помогал людям. Но признание не воодушевляет доктора. За ним увязывается пудель черного цвета. Придя в лабораторию, Фауст переводит Новый Завет. От занятия его отвлекает пес, который становится Мефистофелем.

Он предлагает познать все возможные наслажденья, поскольку тот долго придерживался «поста», сидя в лаборатории и грызя гранит науки. Герой подписывает договор и преображается. Он молод, красив и готов к приключениям. Фауст и Мефистофель отправляются путешествовать по Лейпцигу. Герою нравится девушка по имени Маргарита, и Мефистофель решает подстроить их встречу.

Маргарита, или Гретхен, — невинная девушка из небольшого городка. Ей пошел 15-й год. Она росла без отца, а недавно похоронила младшую сестру. Простолюдинка влечет героя, и Мефистофель делает так, чтобы Фауст и Маргарита воспылали друг к другу чувствами.

Далее по нарастающей развивается действие в трагедии Гете «Фауст». Краткое содержание продолжают такие события:

  • Мефистофель и Маргарита вызывают друг у друга неприятие. Девушке не по душе спутник Фауста. Мефистофеля же раздражает то, что он оставил перед порогом Маргариты драгоценности, а она пожертвовала их церкви.
  • Чтобы свидание состоялось, Фауст убеждает девушку дать матери снотворное. Та соглашается. Позже оказалось, что доза была смертельной и мать не проснулась.
  • Брат Маргариты Валентин застал возле окна сестры Фауста и Мефистофеля. Погнался за ними, и в завязавшейся драке Фауст убил брата девушки. Умирая, тот проклял сестру. В ужасе от того, что произошло, герой спешно покинул город.
  • Маргарита забеременела. Родившегося ребенка утопила в реке, за что была арестована и ожидала казни.
  • В разгар Вальпургиевой ночи Фауст видит тень девушки и узнает о судьбе Маргариты. Он бросается ее спасать.
  • В заключении Маргарита сошла с ума. Когда Фауст явился за ней в камеру тюрьмы, она отказалась уйти с ним и попросила похоронить ее вместе с матерью и братом. Отказавшись от помощи нечистой силы, она смогла спасти свою бессмертную душу.

Так заканчивается первая часть трагедии «Фауст». Краткое содержание второй части начинает сцена во дворце императора.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«Фауст»: краткое содержание второй части

Казна опустела, и правитель не знает, как ее пополнить. Мефистофель, который прикидывался шутом, советует выпустить ценные бумаги. Их залогом будут служить недра. Мефистофель уверяет, что в земле много золота. Когда оно будет найдено, вложения себя окупят. Население покупает ценные бумаги, а Фауста и Мефистофеля чтят как чародеев.

«Фауст», краткий пересказ второй части которого состоит из отдельных эпизодов, продолжает история о знакомстве героя и Елены. Мефистофель дает Фаусту ключ, позволяющий попасть в мир к героям и языческим богам. Так персонаж оказывается на балу Елены и Париса.

Присутствующие критикуют недостатки внешности Елены, но для Фауста она является воплощением самой красоты. Он не в силах удержать ее образ, но становится одержим идеей отыскать Елену, пройдя сквозь эпохи.

Фауст ненадолго возвращается в собственную лабораторию, где Вагнер создал существо, называемое Гомункулом. Ученый уверен, что это лучший способ воспроизводства людей, но существо страдает от двойственности своей природы.

Герой находит Елену, и от их связи рождается Эвфорион — гениальный ребенок, который не хочет оставаться на земле и быть зрителем, а намерен бороться со стихиями и растворяется в воздухе. Вскоре исчезает и Елена.

Пересказывая произведение «Фауст» кратко, следует упомянуть о возвращении героя в родное средневековье. Здесь Мефистофель предлагает герою множество способов прославиться, но тот их все отвергает. У него появляется замысел построить плотину, чтобы отнять для людей у моря часть суши.

Перед тем они помогают императору, которому посоветовали выпустить ценные бумаги, расправиться с восставшими врагами.

Фауст получает возможность построить плотину. Но на пути его замыслов оказывается хижина стариков, которые наотрез отказываются переселяться в другое место. Фауст просит помощи у спутника. Мефистофель убил гостя, который пришел к старикам. Потрясенные, они умирают, а дом горит. Фауст проклинает их за упорство.

Герой стареет и слепнет. Он уже не способен видеть света, но слышит звуки лопат. Они предают ему энергию, и он требует от рабочих энергичнее строить плотину. Фауст не знает, что это не рабочие, а духи роют для него могилу по приказу Мефистофеля.

«Фауст», содержание которого заканчивается финальным монологом героя, содержит ценные для читателя выводы. Герой утверждает, что ни власть и слава, ни богатство и женщины не придают существованию того смысла, который дает работа на общее благо.

Фауст умирает, но его душа не достается Мефистофелю. Ее на небо забирают ангелы, где проводником героя в рай становится Маргарита.

Фото: uk.m.wikipedia.org: UGC

«Фауст»: анализ произведения

Поэму «Фауст» Гете писал на протяжении всей жизни: он начал работу в 20-летнем возрасте, а закончил перед самой смертью. Она считается одним из лучших образцов немецкой поэзии.

Вот на какие моменты при анализе произведения обращают внимание специалисты:

  • Замысел и история создания.

Известно, что первый вариант произведения Гёте написал в первой половине 1770-х годов. Он содержал 1441 рифмованную строку. Оригинал не сохранился, но в 1886 году была найдена копия. Первый фрагмент произведения был опубликован в 1790-м по предложению Шиллера.

Первая часть труда появилась в начале 1800-х, а вторую Гёте закончил в 1831 году, незадолго до смерти. В завещании писатель указал, что произведение должно быть издано, когда его не станет. Поэтому вторая часть трагедии вышла в 1832 году.

  • Тема и конфликт трагедии.

Трагедия «Фауст» многие годы вызывает разногласия философов и литературных критиков по поводу ключевой идеи, которую автор вложил в произведение. Большинство исследователей сходятся во мнении, что главной темой произведения являются размышления о смысле человеческой жизни.

Она раскрывается через сюжеты об искушении дьяволом, убийстве ребенка, создании искусственного человека, преступлении и расплате за него, злодействе, сделанном ради общего блага.

Герой одержим идеей абсолютного знания, поэтому еще одной важной темой произведения является цена, которую ученый платит за исследования. Фауст ради знания готов продать душу.

  • Жанр и особенности композиции.

«Фауст», сюжет которого меняется от части к части, является произведением многослойным. Оно приспособлено для постановки в театре.

Первая часть написана как классическая трагедия. В практике театральных постановок сложилась традиция, что актеры, играющие в прологе, исполняют ключевые роли и в пьесе. Так перед зрителем предстают: Режиссер — он же Бог, Актер — Мефистофель и Поэт — Фауст.

В первой части есть все элементы трагедии:

  1. Искушение дьяволом.
  2. Соблазнение невинной девицы.
  3. Убийства ее матери, брата и ребенка.
  4. Расплата за содеянное.

Вторая часть имеет более сложную композицию. Акты представляют собой набор аллегорий и загадок, оставляющих пространство для интерпретации. Действие в ней развивается нелинейно, герои попадают из средневековья в античность и обратно.

Главным героем произведения является Фауст, о чем свидетельствует название и содержание. В европейской культуре легенда о Фаусте существовала задолго до Гёте, но благодаря его пьесе обрела новое звучание. В ранних источниках участь героя печальна. Дьявол его уносил в ад.

У Гёте Фауст стал фигурой трагической, способной жертвовать собой ради познания и желающий принести пользу людям. Спустя столетие после публикации «Фауста» Освальд Шпенглер назовет европейскую культуру фаустовской — духовной, стремящейся к познанию и истине, несмотря на цену, которую придется за них заплатить.

В начале произведения персонаж не ценит того, что уже имеет. Он уважаемый врач, которого почитают за заслуги перед людьми. Он занимается любимым делом, но все равно недоволен жизнью, чувствует ее неполноценность. Фауст переводит Новый Завет, но не осознает ценности веры. От самоубийства его спасает колокольный звон, затем он становится свидетелем того, как раскаяние спасло душу Маргариты, и сам оказывается спасенным, несмотря на контракт с Мефистофелем.

Первый смог добиться расположения Фауста, явившись в образе студента и показав, что интеллектом он не уступает герою. А затем появился в образе богатого господина, предложив земные удовольствия, которыми Фауст пренебрегал в обычной жизни.

В первой части герой совершает злодеяние — соблазняет девушку, становится причиной смерти ее матери и брата. Поступок Маргариты впечатляет его, но во второй части он продолжает свои поиски, совершая новые преступления. Ради строительства плотины губит жизни двух стариков. В его представлении общее благо важнее отдельных жизней.

Спасение души Фауста в конце является одним из наиболее спорных моментов произведения. Оно порождает множество споров о фигуре героя. Но это и делает произведение интересным.

Фото: flickr.com: UGC

«Фауст» — одно из наиболее значительных произведений не только немецкой, но и мировой литературы. Вопросы, которые поставил автор, не утратили свое значение за прошедшие столетия.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Психологический путь Булгаковской Маргариты

«—Ты серьезно уверена в том, что мы вчера были у сатаны?
— Совершенно серьезно, — ответила Маргарита.
— Конечно, конечно, — иронически сказал мастер,
— теперь, стало быть, налицо вместо одного сумасшедшего двое! И муж и жена.»

Свой роман «Мастер и Марагарита» М. Булгаков писал 10 лет. В его произведении нет ничего лишнего и случайного. Не случайно он написал и эти строки. Двое сумашедших. Муж и жена. Двое душевнобольных.
Чем болел Мастер, мы знаем – шизофрения, определенно. Но какая же была болезнь у Маргариты? От чего болит ее душа?
Еще в начале появления Маргариты в романе, она предстает перед нами со всми признаками депрессии. Мастер так описывает их первую встречу: «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»
Тревожность, болезненность и одиночество во взгляде. И видимо, такое состояние длилось с 19 лет: «многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Словом. она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья».
Ни одной минуы счастья! Более того, в течении всего романа ее часто посещали мысли о самоубийстве: «. с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.»
Как видно из романа, Маргарита была больна задолго до встречи с Мастером.
Депрессивный период Маргариты сменяется периодом эмоционального подьема, связанным с появлением в ее жизни Мастера и увлечением его романом. После неудачи с публикацией романа к Маргарите возвращается депрессия: она «очень изменилась. похудела и побледнела, перестала смеяться. »
Встреча с Воландом вновь пораждает в душе Марагриты необычайный эмоциональный подьем, длящийся всего 3 дня.
После чего Маргарита умирает.
Вот такая вот «история болезни».
Депрессия — это гнев направленный на себя, вызванный чувством вины.
Что же за вина тяготила душу Маргариты? Что ее мучило с девятнадцати лет? Неужели причина кроится только лишь в несчастливом браке?
Как сказал сам Булгаков: « Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек! Что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.»
Мне кажется, что в этих строчках автор лукавит. Уж он то точно знает, чего не хватает молодой женщине. Знает, что именно ее мучает. Булгаков сам дает нам подсказки.

Читайте также:  Если клеща вырвать не всего

Две королевы, две Маргариты
Одной такой подсказкой является идея автора, что Маргарита – это реинкарнация французской королевы Маргариты Валуа. «Светлая королева Марго!» — обращается к ней незнакомый Толстяк, «мешая русские фразы с французскими».
Если внимательно прочитать биографию французской королевы, то нас ожидает сюрприз. Уж очень ее судьба напоминает судьбу Маргариты Николаевны. Обе женщины вышли замуж в девятнадцать лет. Обе не любили своих мужей. Обе имели любовников. Обе не имели детей. Слишком много совпадений!
Такие совпадения в судьбе не могут быть случайными. Булгаков наталкивает нас на мысль, что сходство между двумя Маргаритами гораздо более глубже, чем может показаться с первого раза.
Известно, что характер определяет судьбу. Какой же характер был у Королевы Марго?
«Королева Марго считалась самой умной красавицей и самой красивой из умных женщин в своем обществе. Она писала стихи, говорила по латыни и очаровывала всех своим шармом и обаянием.
Но не менее она была знаменита своим распутством.
Уже в одиннадцать лет у Маргариты появилось два любовника. К пятнадцати годам она уже успела переспать со всеми тремя своими братьями, а за тем последовал её кузен, герцог де Гиз.
Она любила носить платья с глубокими вырезами, позволяющими «видеть высокую и полную грудь, по которой обмирали все придворные».
Любвеобильная королева увлекалась часто и страстно, не останавливаясь ни перед чем, даже перед опасностями, грозившими ее возлюбленным.
Королева Марго обожала роскошь, удовольствия, балы. Она могла превратить любой замок в дом терпимости, и избавить от комплексов и дать почувствовать развратный вкус жизни, даже самых скромных придворных.
Если у нее не было любовника, она становилась неразговорчивой и не находила себе места. Любовь ее успокаивала.» (информация из интеренета)
Такой вот буйный темперамент был у Королевы Марго.
Описание ее поведения дает ясное представление о том, что Маргарита Валуа страдала патологической гиперсексуальностью (нимфоманией).
Но если это так, то возникает вопрос: а относится ли все это и к Булгаковской Маргарите Николаевне? И не скрывается ли за ее благопристойным поведением (в начале романа) буйный нрав французской королевы?
Автор в своем романе никогда прямо не отвечает на этот вопрос. Но нельзя не заметить некоторые странности в поведении главной героини.
Так например, не может не вызвать удивления тот факт, что при живом, молодом и любящем муже, Маргарита заводит себе любовника и ходит к нему каждый день. Каждый! Вот действительно, горячая женщина.
Читаем дальше.
Когда на прогулке в роковую пятницу незнакомый мужчина попобовал завести с Маргаритой разговор, она мрачным взглядом прогоняет его, и тут же жалеет об этом: «. почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово „определенно“? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?» Она совсем запечалилась и понурилась».
От чего страдает Маргарита в этом эпизоде? От разлуки с любимым, от скуки или от сексуального томления? Есть о чем подумать.
Но еще откровеннее о гиперсексуальности Маргариты Булгаков писал в своих черновиках. В известной книге А. Кураева «Мастер и Маргарита»: За Христа или против? автор пишет : «. В черновиках (Булгакова) Маргарита «Сверкает распутными глазами» . Или: «Маргарита хохотала, целовалась, что-то обещала, пила еще шампанское и, опьянев, повалилась на диван и осмотрелась… Кто-то во фраке представился и поцеловал руку, вылетела рыженькая обольстительная девчонка лет семнадцати и повисла на шее у Маргариты и прижалась так, что у той захватило дух… Гроздья винограду появились перед Маргаритой на столике, и она расхохоталась – ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в ее руке. Заливаясь хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку. Тут подсели с двух сторон. Один мохнатый с горящими глазами прильнул к левому уху и зашептал обольстительные непристойности, другой – фрачник – привалился к правому боку и стал нежно обнимать за талию. Девчонка уселась на корточки перед Маргаритой, начала целовать ее колени. – Ах, весело! Ах, весело! – кричала Маргарита, – и все забудешь. Молчите, болван! – говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий рот, но в то же время сама подставляла ухо».
Пожалуй, со времен Баркова такой порнографии в русской литературе не было. »
Что можно тут еще добавить?
Остается лишь думать, что гиперсексуальность Маргариты вполне может являться симптомом, а может быть и одной из косвенных причин возникновения ее душевной болезни.
Давайте вернемся к роману и убедимся в этом.
Фауст и Маргарита
Вот еще одна подсказка автора.
Роман Мастер и Маргарита начинается строчками из «Фауста» Гете. Очевидно, что «Булгаков своим эпиграфом требует рассматривать свой роман в перспективе гетевского «Фауста».» (А.Кураев)
Многие исследователи романа отмечали, что в литературном плане образ Булгаковской Маргариты восходит к Маргарите из «Фауста» Гёте. Но если это так, то нам стоит повнимательней проследить судьбу героини Гёте.
Маргарита из «Фауста» — была простой, наивной девушкой, красивой и скромной. Она была благовоспитанной, набожной и очень любила детей. Но безответная любовь к Фаусту оказалась для Маргариты суровым испытанием. Ее чувство преврати¬лось в безоглядную страсть, которая разрушила Маргариту как духовно, так и физически. Девушка была соблазнена Фаустом и забеременела. Покинутая своим возлюбленным, обе¬зумевшая от горя, и, побоявшись осуждения и наказания, Маргарита убивает своего внебрачного ребенка. По ее вине также погибают мать и брат.
Позже Маргарита расскаивается в своих преступлениях, теряет рассудок в тюрьме и погибает. Очень страшная судьба.
Правда в конце, когда Фауст умерает, среди праведных душ, отправленных навстречу его душе, окажется и душа Маргариты. Ее душа была спасена.
Маргарита и Фрида
Перед нами два протатипа главной героини. Королева Марго и простая девушка Маргарита из «Фауста». Одна из них распутница, другая — убийца.
Если связь между Маргаритой и французской королевой ясна, то пока совсем непонятно, что же обьеденяет Маргариту из «Фауста» с Булгаковской Маргаритой?
Внимательно перечитаем главу о Бале у сатаны. Маргарита принимает гостей. Через нее приходят тысячи «живых трупов», искалеченных судеб, страшных историй. Но ни одна история ее не трогает так, как история несчастной Фриды:
«когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.»
Вот такая вот жуткая история. Правда, она ничуть не страшнее других. Чем же она так привлекла Маргариту? Что в ней особенного? И что толкает Маргариту засупиться за Фриду перед самим дьяволом даже при угрозе навсегда потерять любимого?
«Маргарита вздохнула еще раз и сказала: – Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.»
Что это? Милосердие?
Даже Воланд удивился ее поступку: — Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?
— Нет, — с силой ответила Маргарита, — я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло.
— А, — сказал Воланд, — это понятно.»
Воланд в более выгодном положении – он читает мысли Маргариты. Ему все понятно. А вот читателю ничего не понятно. А как же Мастер? Как любовь Маргариты? Она же душу дьяволу продала за эту любовь, а теперь.
Понятно лишь то, что Маргарита просит не ради Фриды, а ради себя самой. Но почему? Почему она это делает?
В психологии есть такое понятие, как отождествление. Суть этого явления в том, что чаще всего человека задевает именно то, что находит отклик в его душе, в его прошлом. Маргарита явно оттождествляет себя со Фридой. Она очень близко к сердцу принимает историю с убийством младенца. Означает ли это, что Маргарите самой пришлось сталкнуься с чем-то похожим в своей жизни?
Вернемся снова к истории Маргариты Николаевны. Ей уже 30 лет, но у нее нет детей. Почему? Это было очень не типично для того времени. Может Маргарита не хотела, или не любила детей? Да нет. Любила. Ради незнакомого малыша она даже на время смирила свой рузрушительный гнев во время погрома в доме литераторов. Ведьма проявила заботу об испуганном ребенке и успокоила мальчика своей сказкой-исповедью:
«— Была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая. »
Значит Маргарита хотела, да не могла иметь детей (ее муж и любовник вряд ли могли быть бесплодными одновременно) и этот факт ее безмерно тяготил. Бесплодность молодой, красивой, материально обеспеченной женщины является довольно странной. Красота ассоциируется со здоровьем. У таких женщин бесплодие редко бывает от природы. Чаще всего, это результат аборта в раннем возрасте.
Маргарита вышла замуж в девятнадцать лет. Но можно предположить, что ее бурный темперамент, как и у французской королевы, проявился очень рано. И еще до замужества у нее был любовник (а может и не один), от которого она и забеременяла (поворяется история из «Фауста»). И когда мужчина бросил Маргариту, она сделала аборт.
Вот! Теперь все становится понятно.
Сановится понятен ее тоскливый тон в разговоре с незнакомым ребенком. Понятен болезненный интерес Маргариты к Фриде и ее жуткой истории. Понятна попытка Маргариты помочь детоубийце. Понятны так же и обвинения в адрес хозяина кафе, мужчины, соблазнившего Фриду.
Все становтся на свои места. Именно в темном прошлом Маргариты мне видятся истоки ее депрессии.
Наша главная героиня, также как Маргарита из «Фауста», также как и Фрида убила своего ребенка!
Лекарство от тоски

Убийство ребенка – это серьезно. Можно понять, почему не было у Маргариты ни покоя, ни счастья, а жизнь была пуста и бессмысленна.
«Бог наказал» ее бесплодием, а она наказывала себя с 19 лет, мучаясь от чувства вины.
Что же помогало Марагрите жить? Давайте вспомним, какой совет дает она Фриде на Балу у Сатаны:
«— Так вы напейтесь сегодня пьяной, Фрида, и ни о чем не думайте, — сказала Маргарита.»
«НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАТЬ!»- ничего себе совет! Но именно так, стараясь ни о чем не думать, долгие годы жила сама Маргарита.
Таким образом она «обезболивала» свое чувство вины, и вот теперь она «делится опытом» со всеми желающими. В конце романа мы видем, как свое чудодейственное средство от тоски Маргарита предлагает и Мастеру:
«Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо.»
Марагрита никогда никому не советует расскаяться в содеянном, потому что сама никогда ни в чем не раскаивалась.
Расскаяние – это осуждение поступка. Вина – это осуждение себя.
Это совершенно разные вещи.
Расскаяние предпологает отделение греха от внутнереннего Я, что дает возможность осудить поступок, а не человека. Помогает верить в то, что внутреннее Я достойно любви. Именно эта вера помогает человеку простить себя за совершенный грех, преодалеть депрессию и жить дальше.
Чувство вины не предполагает такого разделения. Осуждается сам человек. Целиком. Грех неотделим от внутреннего Я. Невыносимые душевные муки, вызванные чувством вины заставляют человека отрицать свою вину, постоянно оправдываться и искать виноватых, заставляют его забыть и не думать о свершенном.
Стараясь не думать о своих поступках, стараясь забыть о своем страдании, Маргарита неосознано встала на путь самоомана и лжи. Она пытается внушить себе и окружающим, что если не думать о плохом, то все само решится и «будет ослепительно хорошо.»
Но обман есть обман. Одна ложь пораждает другую. И вот ей уже ничего не стоит вести двойную жизнь, обманывать мужа, изменять ему с любовником. Позднее она обманет Мастера, Иванушку.
Как известно, дьявол — король лжи!
Не зря же Волонд выбрал именно эту Маргариту в качестве королевы на своем Балу.

Читайте также:  Можно есть еду после муравьев

Еще один чудодейственный рецепт
Забвение, желание не думать о проблеме — не единственный способ, которым пользуется Маргарита для того, чтобы избавиться от чувства вины, от своей депрессии.
Перечитаем еще раз эпизод с Фридой:
«. когда она служила в кафе, хозяин как-то ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле. »
В эпизоде Маргарита задает интересный вопрос:
«— А где же хозяин этого кафе? — спросила Маргарита.
— Королева, — вдруг заскрипел снизу кот, — разрешите мне спросить вас: при чем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!»
Хочется присоедениться к вопросу Кота, а действительно, при чем здесь хозяин? Очень просто. Маргарита защищает Фриду, переводя внимание с нее на мужчину, который ее соблазнил. Она и сама привыкла перекладывать свою вину на других людей и делает это постояннно.
Вот например, когда Маргарита принимает из рук Азаззелло коробочку с кремом, она говорит:
«— Нет, погодите. Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!»
Это очень интересный момент! С одной сороны Маргарита осознанно продает свою душу дьяволу, но с другой, она перекладывает ответственность за это на других (опять же на мужчину). При этом она еще и оправдывает свой поступок любовью. Очень удобно!
Маргарита привыкла обвинять весь мир в своих бедах и разочарованиях. Она мстит незнакомым людям за неудачи. Она видет себя лишь жертвой, не допуская даже мысли, что именно ее поступки могут быть причиной ее проблем.
Как ни странно, но Кот прав: нельзя убегать от ответсвенности, перекладываь вину на плечи мужчины.
Полностью снимая с себя все обязанности перед собой и своей судьбой, Маргарита не ставит целей в жизни, не ищет решений, она ищет людей (или нечистую силу) которые бы могли решить все ее проблемы за нее.

Скорая помощь от Воланда
Если сильно захотеть, то наши мечты сбываются (к сожалению).
Дьявол сразу пришел к Маргарите, как только она его позвола: «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»
И вот всю вторую часть романа мы наблюдаем, как Воланд занимается «освобождением», «лечением» Маргариты. И у него это неплохо получается.
Улучшение на лицо!
Она уже не грустит и не печалится.
От чего Маргарите становится лучше? От встречи с любимым? Нет, это произошло гораздо раньше. Еще когда она стала ведьмой и получила возможность отомстить своим «обидчикам».
Становясь ведьмой, Маргарита восклицает :
«Невидима и свободна! Невидима и свободна!»
В чем же проявляется ее свобода? И что значит ее невидимость? Свобода в понимании Маргариты – это отсутствие внутренних, моральных ограничений.
«Не надо ни о чем думать, не надо ничего бояться и выражения тоже подбирать не надо» .
Невидиммость – это возможность творить зло без страха осуждения со стороны, – это безнаказанность!
И Маргарита с вдохновением уталяет свою жажду мщения, выплескивая свою обиду на жизнь, свой накопившийся гнев на незнакомых ей людей.

Великий лекарь
Погромы и разрушения в доме литераторов без сомнения явились для Маргариты хорошей терапией. Но выместив свой гнев на чужих людях, Маргарита жаждет большего.
Маргарита искала встречи с Воландом! Для нее — это возможность достичь желаемого любым путем. Возможнось прикостнуться к высшей власти, не людской, ограниченной, но сверхестесвенной и беспредельной.
И не только это.
Вот интересный момент. В 19 главе Азазелло приглашает Маргариту к иностранцу:
«— Понимаю. Я должна ему отдаться, — сказала Маргарита задумчиво.
На это Азазелло как-то надменно хмыкнул и ответил так:
— Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, — рожу Азазелло перекосило смешком, — но я разочарую вас, этого не будет.»

Разочарую. Первое, что приходит на ум, это что Азазелло просто издевается над Маргаритой, делая грязный намек на то, что она сама «мечтает отдаться» загадочному иностранцу. Хочется сказать: Бедная влюбленная Маргарита! Она не достойна такого отношения!
Но с другой стороны. Почему «рожу Азазелло перекосило смешком. »?
Если перечитать внимательно их разговор, то нельзя не заметить в Азазелло одну странность: он читает мысли Маргариты.
Вот теперь становится понятно его поведение и его слова. Нет, он не издевался над Марагаритой, он просто отвечал на ее мысли.
Маргарита действительно «мечтала об этом».
Ее нездоровый интерес к иностранцу Воланду становится очевиден позднее.
Автор несколько раз подчеркивал, что Маргарита исрытывала сильный страх, когда впервые увидела Воланда. Но что интересно, ее страх не помешал ей детально разглядеть его грудь и украшение на груди. И не только, она разглядела его всего целиком, с головы до пят. Его грязную рубаху. Его голую ногу. Странное любопытство. Не правда ли?
Маргариту ни сколько не смутил даже тот факт, что она стоит голой перед мужчиной, который развалился перед ней в нижнем белье . в постели!
Какая двусмысленная сцена!
Жаль что нельзя прочитать мысли Маргариты в этот момент. Но давайте попробуем это сделать, наблюдая за ее действиями и реакцией Воланда.
С первых же минут Маргарита льстит Воланду и делает это мастерски (видимо не прошли даром годы тренировок на обычных мужчинах). Она тут же предлагает дьяволу свои услуги в виде массажистки, а на вопрос Воланда о самочувствии отвечает, что чувствует себя «хорошо»:
«Кстати, скажите, а вы не страдаете ли чем-нибудь? Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?
— Нет, мессир, ничего этого нет, — ответила умница Маргарита, — а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо.
— Кровь — великое дело, — неизвестно к чему весело сказал Воланд. »

При первом чтении может показаться, что Маргарита в этом эпизоде скрывает свою тоску по Мастеру от Воланда, а дьявол по достоинству оценил ее скромность и сдерженность.
Но при чем тут «кровь».
И почему веселился Воланд? Уж не ее ли мыслям? (То что дьявол умеет читать мысли – очевидно. Уж если Азазелло умеет это делать, то его господин и подавно.)

Говоря «кровь», Воланд намекает на связь Маргариты с королевой Марго. Но мы то знаем, что та совсем не отличалась скромностью и сдержанностью. Скорее наоборот.

Ответ прост: нимфоманка Маргарита сказала правду! Ей и правда было хорошо рядом с Воландом.
Ее депрессия прошла! Ей нравилось массировать голую ногу дьявола, она переживала яркие эротические фантазии, а Воланд это знал и оттого веселился.

Нет сомнений, что если бы Воланд захотел, то Маргарита не раздумываясь легла бы к нему в постель. Но этого не случилось (к ее великому разочарованию). Все попытки соблазнить Воланда были напрасны. Ее женские чары на дьявола не действуют!

Такое поведение мужчины явно не привычно для Маргариты, но от этого Воланд еще больше притягивает ее.

Оплата за лечение
Рядом с Воландом Маргарита снова почувствовала себя живой. Счастье вернулось к ней. Она чувствует себя прекрасной, всесильной и свободной.
Вот только свобода у Маргариты какая-то неполноценная получилась. Маргарита свободна лишь под защитой невидимости, рядом с беззащитными к ее чарам людьми.
Рядом с Волондом Маргарита совсем другая- покорная, доверчивая и . глупая.
Маргарита явно не понимает, что с ней происходит, и во что она ввязалась.
С первых же моменов она попадает под влияние Воланда, лишается свободы выбора и становится марионеткой в руках дьявола!

Воланду было совсем не трудно привлечь Маргариту на свою сорону. Он называет ее королевой и тем самым моментально завоевывает ее расположение. Его речи вежливы и уважительны, но при этом он ведет себя с ней бесцеремонно, даже с презрением. Затрапезный внешний вид Воланда – это явная демонстрация неуважения к женщине. Но его слова выражают совсем другое:
«— Приветствую вас, королева, и прошу меня извинить за мой домашний наряд.»
Маргарита (как в прочем и большинство женщин) любит ушами. Она привыкла судить людей по словам, а не по поступкам. Маргарита не обращает внимания на противоречия между тем что слышит, и тем что видет. Если бы она хоть на миг посмотрела на себя со стороны и задумалась, то ее бы безмерно удивила вся эта нелепая, абсурдная сцена.

Но Маргарита не любит думать, и Воланд этим пользуется. Он прекрасно знает, что ей сказать. Он всячески поощряет ее подобострастие, лицимерие и тщеславие:
«— Чем дальше говорю с вами, — любезно отозвался Воланд, — тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».
Этой фразой Воланд оканчаельно завоевывает располажение Маргариты. Она не привыкла к тому, чтобы мужчины ценили ее за ум. Обычно мужчин привлекает в ней совсем другое – красота, сексуальность.

Как же ей приятен этот комплимент! В ней увидели интересного человека!

Немного лжи, немного лести, немного дешевых эфектов и демонсрации власти, и Маргарита готова поверить любому слову Воланда!

Она не понимает что стала жертвой откровенной манипуляции, не замечает (или не хочет замечать), как с первой встречи с нечистой силой ее душа начинает сремительно разрушаться.

Вначале исчезает стыд. Маргарита почти всю вторую часть романа бегает голая и насаждается эфектом, производимым на окружающих ее мужчин. В конце даже присутствие Мастера не сдерживает ее от желания продемонстрировать свое голое тело мужчине.
«– Да это Азазелло! Ах, как это мило, как это хорошо! – и, шепнув мастеру: – Вот видишь, видишь, нас не оставляют! – бросилась открывать.
– Ты хоть запахнись, – крикнул ей вслед мастер.
– Плевала я на это, – ответила Маргарита уже из коридорчика.»
Вслед за стыдом у Маргариты исчезает и чувство сострадания к людям.
Так еще в начале вечера в гостях у Воланда сцены насилия шокировали ее:
«Эти очки (демона смерти) почему-то произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда. »
В этом эпизоде Маргарита проявляет свою временную «слабость» при встрече со насильственной смертью. Но, Воланд обращается к ней с презрением:
«— Да перестаньте, — крикнул Воланд, — до чего нервозны современные люди — Он с размаху шлепнул Маргариту по спине, так что по ее телу прошел звон.»
Воланд не прощает «слабости» и применяет к ней телесное наказание. Марагрита изо всех сил старается «исправиться», угодить своему господину. В следующий раз она уже не покажет ему свою «слабость».
Вот как она реагирует на убийство незнакомого ей человека на Балу у сатаны:
«— А скажите, — обратилась Марго, оживившаяся после водки, к Азазелло, — вы его застрелили, этого бывшего барона?
— Натурально, — ответил Азазелло, — как же его не застрелить? Его обязательно надо застрелить.
— Я так взволновалась! — воскликнула Маргарита. — Это случилось так неожиданно.»
Вот и все! Она волновалась! В ее реакции нет ни возмущения, ни потрясения, ни сочувствия к жертве. Одно нездоровое любопытство и возбуждение.
«— Ах, как я взволновалась, когда этот барон упал, — говорила Маргарита, по-видимому, до сих пор переживая убийство, которое она видела впервые в жизни. — Вы, наверно, хорошо стреляете?»
Маргарита уже не осознает ценность человеческой жизни!
Ее не волнует этическая сторона вопроса. Убийство пробуждает в ней не отвращение, а живой интерес. Убийца же ее просто восхищает:
«Ах, как он стреляет! — вскричала Маргарита, обращаясь к мастеру. — Семерка под подушкой, и любое очко!»
После «победы» над своей «слабостью», Маргарита внутренне готова оправдывать любое пресупление, даже убийство невинных.

«Мания величия», как побочный эфект «лечения»

Оконачательное «выздоровление» от своей депрессии Маргарита получает, когда «прощает» Фриду.
Ее «помощь» Фриде – это попытка убедить себя в том, что ее собственный грех будет оправдан и прощен. «Всесильная», «безнаказанная» Королева окончательно изживает в себе чувство вины за свершенные поступки.
Но если бы только это.
Будучи ведьмой Маргарита наслаждается людской властью. Ей понравилось наказывать людей без суда и следствия. Но как обычно, ей и этого мало.
Маргарите не достаточно вершить людской суд. Ей хочется вершить суд БОЖИЙ!
«— Фрида! — пронзительно крикнула Маргарита. Дверь распахнулась, и растрепанная, нагая, но уже без всяких признаков хмеля женщина с исступленными глазами вбежала в комнату и простерла руки к Маргарите, а та сказала величественно:
— Тебя прощают. Не будут больше подавать платок.
Послышался вопль Фриды, она упала на пол ничком и простерлась крестом перед Маргаритой. Воланд махнул рукой, и Фрида пропала из глаз.»
Простерлась крестом. как монахини перед Христом.
Согласитесь, что со стороны такая сцена выглядит довольно дико. Но Маргарита этого не понимает. Она вообще мало что понимает в происходящем.
Маргарита чувствует себя уже не просто Королевой. Она себя возамнила Богиней!
Воланд внушает Маргарите, что она особенная, выше обычных людей, наделенная особыми полнамочиями и властью. Но как обычно, он обманул Маргариту.
Ее власть — мнимая, ненастоящая, – это самообман. Оправдание, отрицание или забвение греха – не является его прощением. Истинное прощение невозможно без искреннего расскаяния.
Воланд «вылечил» Марагариту. Он «освободил» ее о таких сдерживающих чувств, как стыд, вина, сострадание. Но свято место пусто не бывает.
Расскаяния, как не было так и нет. Зато из глубин наружу вылезает вся мерзость ее души: бесстыдство, снобизм, гнев, жестокость и презрение к людям.
Нет, не зря Воланд устроил сцену с «прощением» Фриды. Чтобы получить душу Маргариты, она должна была оправдать свой грех.
Вот теперь обратного пути нет. Это кульминация.
Теперь Воланд просто не может оставить Маргариту в живых, чтобы у нее не появилось возможности расскаяться.
Марагрита обречена. Она должна умереть.

Читайте также:  Разъедает ли средство крот алюминий

Спасительная любовь?
-Но как же любовь к Мастеру. — спросит читатель-романтик.
— Разве Марагарита не продала свою душу ради него?
— Разве любовь не спасает души?
Спасает. Только вот вопрос: а любила ли Маргарита своего Мастера?
О любви Маргариты Булгаков повторяет в романе очень часто. Так часто, что невольно начинаешь задумываься и сомневаться. А не шутит ли автор?
Остановимся хотя бы на том, как Маргарита называет своего любимого. Ни «Малышом», ни «Зайкой», ни просто по-имени. Она называет его Мастером! Очень странно.
Сранно представить, чтобы влюбленная женщина обращалась к любимому человеку, как «Доктор», или «Кандидат наук», или «Профессор». Такое обращение указывает на эмоциональное отдаление и строгую иерархию в отнашениях.
Отношения между Мастером и Маргаритой более походили на отношения в какой-то секте между духовным лидером и его ученицей. Конечно же их связавали сексуальные отношения. Страсть. Но и в некоторых сектах сексуальные отношения пракикуются.
Очевидно, что более всего их связывал именно роман о Понтии Пилате:
«Тот, кто называл себя мастером, работал лихорадочно над своим романом, и этот роман поглотил и незнакомку.
— Право, временами и я начинал ревновать ее к нему, — шептал пришедший с лунного балкона ночной гость Ивану.
Запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, она без конца перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она нетерпеливо дожидалась обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь.»
Так кого (или что) Маргарита любила больше? Мастера или роман? Создателя или творение? Ответ уже дан.
«В этом романе ее жизнь!» В романе, а не в любви к Мастеру!
Нет, Маргарита не любит этого человека (прочитав роман, мы так никогда и не узнаем, как его зовут). Она прекланяется перед Мастером, творцом «великого» романа.
Самого же человека она не видет!
Ее чувства более похожи на одержимось идеей, чем на любовь. Мастера и Марагариту связывали не нежные чувства любви, а нерушимое товарищесво единомышленников.
Нет, нет, нет, возмутится читатель-романтик. Маргарита любила Мастера!
Все что она делала, делала и терпела ради него!
Ну давайте прочитаем момент после Бала, когда Маргарита прощается с Воландом:
«Черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу Маргариты. Она почувствовала себя обманутой. Никакой награды за все ее услуги на балу никто, по-видимому, ей не собирался предлагать, как никто ее и не удерживал. А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда. Мимолетная мысль о том, что придется вернуться в особняк, вызвала в ней внутренний взрыв отчаяния. Попросить, что ли, самой, как искушающе советовал Азазелло в Александровском саду? «Нет, ни за что», — сказала она себе.
— Всего хорошего, мессир, — произнесла она вслух, а сама подумала: «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь».»

Так почему же «черная тоска как-то сразу подкатила к сердцу» Маргариты?

Ей не предлажили «никакой награды». А что имеется ввиду под наградой?
Мастер?
Точно Мастер?

Оставим пока этот вопрос. Читаем дальше.

Ей обидно, что «никто ее и не удерживал»! А надо было? Видимо надо. Ей очень этого хотелось. Она очень хочет быть в этой компании, рядом с Воландом. Именно здесь она почувствовала себя особенной. Королевой! Богиней!
Вот почему «. мимолетная мысль о том, что придется вернуться в особняк, вызвала в ней внутренний взрыв отчаяния.»
В особняке она снова станет обычной женщиной, как все.
А как все она быть не желает! Уж лучше утопиться, чем быть как все!

Нет, не о Мастере мечтает Маргарита! Она мечтает о том, как бы ей стать членом шайки Воланда. Если бы она действительно любила Мастера, если бы она действительно все делала ради его спасения, то переборола бы свою гордость (вернее годыню) и попросила бы за него.

Но нет. Она лучше умрет, чем унизится.

Не ради любимого Маргарита выслуживалась перед дьяволом. Ради себя любимой.
И Воланд это знал, он прочитал ее мысли. То что он прочитал в ее голове, его очень обрадовало:
«— Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо! . — Мы вас испытывали».
Испытание дьявола на вшивость характера Маргарита прошла успешно.
Она не будет жертвовать собой ради любимого !
Она не поступится своей гордостью ради другого человека!
Она любит только себя!

Вот теперь она член команды. Она СВОЯ!
Вот теперь она может иметь все, что захочет. Даже Мастера в подарок. Как премию.

«Что вы хотите для себя?
Наступило молчание, и прервал его Коровьев, который зашептал на ухо Маргарите:
— Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть!
— Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, — сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой.»

Почему же «лицо ее исказилось судорогой», при упоминании любимого?
Может теперь она расчитывала на другой подарок, но стесняется признаться в этом даже себе?

Марагрита получила свою игрушку в награду. Похоже она счастлива. Вот теперь она может забыть Бал у сатаны как страшный сон. Начать новую жизнь с «любимым человеком».

Но нет. Не тут то было. Ей совсем не хочется забыть о Воланде. Вот почему на следужщий день она страшно рада приходу Азазелло:
«– Ах, как я рада! Я никогда не была так рада в жизни! Но простите, Азазелло, что я голая!»
Маргарита уже не на Балу у сатаны, но продалжает бегать голая, хотя в доме есть одежда Мастера (а влюбленные женщины любят одевать одежду своих избранников). Она счастлива, что шайка Воланда не забыла ее, и не задумываясь принимает приглашение дьявола «совершить прогулку».

Одного Мастера видимо ей не достаточно. Маргарита рядом с Мастером физически, но все ее мысли не о нем. Связь с Волондом не рвется, а только крепчает.

А вы говорите любовь!

Нет, не Мастера любит Маргарита. Она является ярой фанаткой Воланда!
«— Великий Воланд! — стала вторить ему Маргарита. — Великий Воланд!»
Она превратилась истинную служанку Дьявола!
Булгаков не зря использует такие выражения, как «хищный оскал» Маргариты, ее «ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт». Внешность Маргариты отражает ее внуренний мир.
Да, Маргарита тяжело больна! Больна ее душа. Но самое страшное, что ее болезнь заразна.
Там, где она проходит, оставляет грязный след в душах других людей. Она усугубляет болезнь Мастера, она сбивает домработницу Наташу с пути истинного, она дает ложные надежды Иванушке. Вот уж действительно, Роковая женщина!
Бездумность, слепое подчинение Воланду и его слугам, прекланение перед грубой силой и отсутсвие всяких моральных принцыпов – вот что характеризует Маргариту в конце романа.
Все что с ней происходит по воле дьявола она воспринимает на УРА.
«– Как я счастлива, как я счастлива, как я счастлива, что вступила с ним в сделку! О, дьявол, дьявол!»
Ее здоровый скептецизм, интелект, чувство осторожности и здравый смысл куда-то улетучились. И теперь перед нами восторженная маньячка, которая аплодирует убийству невинного человека, пьет его кровь и восхваляет убийцу.
А с каким маниакальным энтузиазмом она радуется своей смерти и смерти своего любимого!
А чему собственно радоваться то?
Что ждет ее душу после смерти?
Давайте подумаем.

Счасливый конец?
Булгаков дает нам понять, что в конце Маргариту ждет счасливый конец. Она получила все то, о чем так мечтала.
А так ли это?
Искренен ли авор?
О чем же мечтала Маргарита?
Маргарита не любит загадывать ничего вперед. Мысли о будущем ее всегда тревожили. Она боится задавать себе вопросы:
«— А уютный подвальчик, черт меня возьми! Один только вопрос возникает, чего в нем делать, в этом подвальчике?
— Про то же самое я и говорю, — засмеявшись, ответил мастер.
— Зачем вы меня тревожите, Азазелло? — спросила Маргарита. — Как-нибудь!»
КАК НИБУДЬ! Замечательно!
Когда человек не хочет думать о своей судьбе, о своих целях в жизни, в дело вмешивается Воланд. Уж он то точно знает, чего хочет, и все решит «наилучшим образом».
Воланд, не спрашивая, лишает и Маргариту, и Мастера жизни, тем самым отрезая им все пути назад, не давая им возможнось ни грешить, ни раскаяться и тем самым спасти свои души. «Свет» уже не для них.
Вот почему в конце душа Маргариты плачет, и просит поддержки у Воланда:
«Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?»
Судьба Маргариты уже не пренадлежит ей. Не в ее власти что-то изменить и исправить.

Убивая Мастера, Воланд тем самым лишает его способности творить. Убивая Маргариту, он тем самым лишает ее материального тела и возможности наслаждаться им.
Дьявол прекрасно знает о тайных желаниях Маргариты! О ее мечтах.
Зная ее буйный темперамент, зная ее желание быть в ценре внимания, ее нездоровый интерес к Воланду, ее жажду к свободе и новым впечатлениям, не трудно догадаться, что в дейсвительности Маргарите понравилось быть королевой на Балу у дьявола!
Ее превлекают развлечения, встреча с новыми людьми, восхищение поклонников, демонстрация власти. Ей нравится чувствовать себя особенной! Ей нравится соблазнять мужчин и шокировать их своей наготой.
Маргарита мечтала вовсе не о «вечном покое» рядом с Мастером.
Ей хорошо рядом с Воландом! Вот чего хочется Маргарите на самом деле!
Но в том месте, куда он ее посылает, нет ничего похожего. Он не собирается брать ее с собой и назначать своей королевой. Маргарита осталась королевой без подданных.
Ей остается лишь довольсвоваться властью над жалким, больным, утратившим свое творческое начало Мастером. Монотонная, серая, однообразная жизнь с неинтересным уже «Немастером» будет для Маргариты адом.
Точно можно сказать, что жизнь (а вернее смерть), коорую уготовил Воланд Маргарите, будет для нее не наградой, а жестокой бесконечной пыткой для ее души.

Путь Маргариты, это не путь выздоровления. Это путь моральной деградации.
Болезнь Маргариты более тяжелая, чем может показаться на первый взгляд. Это не просто депрессия с краткими эпизодами эйфории. Это скорее агония и смерть души, что намного страшнее.
После такой душевной смерти, физическая смерть Маргариты является лишь логическим концом.
В конце нельзя не сравнить судьбу нашей героини с судьбой Маргариты из «Фауста» Гете. Обе героини совершили убийство, обе страдали от чувства вины, обе сходят с ума и погибают в расцвете сил.
С одной лишь разницей. Маргарита у Гете – раскаялась и ее душа была спасена Богом.
У Булгаковской Маргариты Бога нет, расскаяния нет, и прощения тоже нет.
Вот почему она погибает и физически, и духовно.

Булгаков — великий писаель. В своем романе он ненавязчиво предостерегает своих читательниц о возможности такого срашного конца для каждой, кто вступит на Путь Маргариты. Жаль, что за шутливым тоном автора, не всем удается услышать его боль, страдание и страх о духовном будущем русских женщин.

Источник