- Камера скиннера с крысой
- Дешёвый геймдизайн и Ящик Скиннера
- Ящик Скиннера
- Ящик Скиннера и игры
- В чем заключается эксперимент «ящик Скиннера»?
- Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»
- Читайте также
- Обусловливание [1] – психическая зависимость
- 8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
- КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
- ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
- Ящик Пандоры
- Подход Скиннера к психологии
- Респондентное и оперантное поведение
- ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
- СОВЕТЫ СКИННЕРА
- Классическое обусловливание
- Инструментальное, или оперантное, обусловливание
- Обусловливание религиозных взглядов на смерть
- Ваш инструментальный ящик
Камера скиннера с крысой
Психология. Люди, концепции, эксперименты
Информация от издательства
Научный редактор Владимир Шульпин
Издано с разрешения ADAMS MEDIA CORPORATION (США) и литературного агентства Александра Корженевского (Россия)
Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издателя.
© F + W Media Inc., 2012
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019
Посвящается Лиззи – единственному человеку, который способен справиться с моим сумасшествием и заставить меня сохранять здравомыслие
В переводе с греческого psyche означает «дух, душа, дыхание», а logos – «учение о чем-либо». Психология – это наука о поведении и умственных процессах. Собственно говоря, люди, работающие в этой области науки, стараются ответить на вопросы: что заставляет человека поступать определенным образом или как он видит этот мир? Эти предельно простые, на первый взгляд, вопросы включают в себя огромное количество разных и сложных тем, в том числе эмоции, мышление, сны, воспоминания, восприятие, характер, психические расстройства и их лечение и многое-многое другое.
Следует отметить, что психология возникла очень давно, еще во времена древнегреческих философов, но лишь в конце XIX века, в 1879 году, немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, специально предназначенную для психологических исследований, после чего, собственно, и началось фактическое развитие этой науки. С тех пор психология развивалась семимильными шагами и предложила поистине разнообразное поле для научной деятельности, пересекаясь со многими другими областями исследований: медициной, генетикой, социологией, антропологией, лингвистикой, биологией и историей – и даже с такими сторонами человеческой жизни, как спорт и романтические отношения.
Итак, настройтесь на размышление, устраивайтесь поудобнее (например, откиньтесь на спинку кресла) и подготовьтесь к моменту озарения: настало время изучить и постичь самого себя способами, о которых вы прежде даже не подозревали. Возможно, эта книга просто напомнит вам о том, что вы и так знали; а может, вы откроете нечто новое для себя. Что ж, как бы то ни было, начнем. Добро пожаловать!
Иван Павлов (1849–1936)
Иван Павлов родился в российском городе Рязань 14 сентября 1849 года. Будучи сыном приходского священника, Павлов до 1870 года изучал теологию, но оставил религиозную стезю и поступил в Санкт-Петербургский университет, чтобы заняться физиологией и химией.
С 1884 по 1886 год Павлов учился у выдающихся физиологов Карла Людвига (этот ученый занимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы) и Рудольфа Гейденгайна (который изучал строение и функции пищеварительного тракта). К 1890 году, став квалифицированным хирургом, он всерьез заинтересовался проблемой регулирования кровяного давления. Молодой исследователь научился без анестезии, но практически безболезненно вставлять катетер в бедренную артерию собаки, при этом он регистрировал, как различные эмоциональные и фармакологические раздражители влияют на уровень кровяного давления животного. Однако самые важные и наиболее значительные опыты Павлова (проведенные на собаках) – классическое формирование условных рефлексов – были еще впереди.
С 1890 по 1924 год Иван Павлов служил профессором физиологии в Императорской медицинской академии. В первые десять лет работы в Академии ученого интересовала взаимосвязь между слюноотделением и пищеварением. Благодаря хирургическим навыкам он в относительно приближенных к обычным условиях мог исследовать пищеварительную секрецию собак на протяжении всей их жизни и провел эксперименты, которые продемонстрировали четкую связь между автономными функциями и нервной системой животных. В ходе исследований была разработана важнейшая теория Павлова – теория условного рефлекса. А к 1930 году ученый использовал свои опыты в этой области для объяснения развития психозов у человека.
Условный рефлекс – реакция, возникающая в ответ на раздражитель (стимул) в результате многократного совпадения этого стимула другим, который обычно вызывал данную реакцию.
Хотя научную деятельность Павлова в СССР поддерживали и даже горячо приветствовали, ученый резко критиковал коммунистический режим, а в 1923 году, вскоре после поездки в США, открыто выступил против произвола, насилия и подавления свободы мысли в советском государстве. А когда в 1924 году из бывшей Императорской медицинской академии (к тому времени она называлась Военно-медицинской академией) исключили всех сыновей священнослужителей, Павлов, сам сын священника, демонстративно уволился с должности профессора. Доктор Иван Павлов скончался 27 февраля 1936 года в Ленинграде.
Награды и достижения
Исследовательская деятельность академика Павлова была удостоена высочайшего признания научной общественности еще при жизни ученого. Вот краткий перечень его основных наград и достижений:
• В 1901 году был избран членом-корреспондентом Российской академии наук.
• В 1904 году награжден Нобелевской премией в области физиологии и медицины.
• В 1907 году был избран академиком Российской академии наук.
• В 1912 году ему было присвоено звание почетного доктора Кембриджского университета.
• В 1915 году награжден орденом Почетного легиона Парижской медицинской академии.
Классическое формирование условных рефлексов – самая известная и наиболее значительная работа Ивана Павлова, во многом заложившая основы такого направления в науке, как поведенческая психология (бихевиоризм). По сути, ее идея довольно проста; речь идет о научении чему-либо посредством ассоциаций. Павлов определил четыре основных действующих принципа своей теории:
1. Безусловный раздражитель – стимул внешней среды, вызывающий действие безусловного рефлекса, то есть автоматической реакции организма – например, чихания при вдыхании цветочной пыльцы и тому подобного.
2. Безусловный рефлекс – это постоянная, врожденная реакция организма на действие безусловного раздражителя. В пример можно привести опять-таки чихание из-за попадания пыльцы в дыхательные пути.
3. Условный раздражитель – это нейтральный раздражитель (или стимул, на который не срабатывает данный рефлекс), начинающий соотноситься с безусловным раздражителем, в результате чего вырабатывается условный рефлекс.
4. Условный рефлекс – рефлекс, приобретенный под повторяющимся воздействием ранее нейтрального раздражителя.
Звучит несколько сложно? На самом деле все предельно просто! Представьте себе, что вы вздрагиваете от резкого громкого звука. Звук – это безусловный раздражитель, вызвавший естественный рефлекс, а ваша реакция – это безусловный рефлекс, так как вздрогнули вы неосознанно. А теперь представьте, что вы многократно видите одно и то же движение (скажем, человек заносит кулак для удара по столу), в момент которого либо секундой позже раздается резкий громкий звук. Вскоре вы начнете связывать движение с этим звуком и, вполне вероятно, в следующий раз, увидев занесенный над столом кулак, вздрогнете раньше, чем раздастся звук удара. Движение кулака (условный раздражитель) теперь связано для вас с безусловным раздражителем (звуком), что заставляет вас вздрагивать (условный рефлекс).
Источник
Дешёвый геймдизайн и Ящик Скиннера
Узнайте, почему игры вроде «Весёлой фермы» так затягивают, почему это зло и можем ли мы иначе.
В 1930-1931 годах Беррес Фредерик Скиннер создал устройство, которое сильно повлияло на развитие психологии. Благодаря ему многие игры сейчас такие, какие они есть.
Ящик Скиннера
Это устройство представляло собой коробку или ящик, где была кнопка или рычаг и отверстие, через которое поступала еда. В этот ящик помещали животное — обычно крысу, голубя или примата.
Животное получало еду каждый раз, когда нажимало кнопку. Скиннер заметил, что животные делают это до тех пор, пока не съедят столько, сколько в них влезет.
Скиннер узнал, что если подавать еду в ящик случайным образом или через определённое количество нажатий, то животные ещё охотнее совершают действия, чтобы получить награду. Ровно до тех пор, пока еда вовсе не перестаёт поступать.
Таким образом Скиннер обнаружил, что с помощью поощрений можно гораздо эффективнее заставить животное сделать что-то, нежели с помощью наказаний. Позже выяснилось, что работает это не только с животными, но и с людьми.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Ящик Скиннера и игры
Вознаграждением за какие-то действия может быть не только еда, но и что-то другое. Например, социальный рост или деньги — то есть то, чего не бывает много. У человека просто нет физического лимита на уважение и сумму на банковском счёте.
Это можно использовать как неплохой инструмент геймификации, чтобы сделать работу более увлекательной. Но проблема в том, что работа — это стабильность. Я нажимаю на кнопки на клавиатуре и точно знаю, что получу за это деньги. Головой я понимаю, что это хорошо, но в то же время мне очень скучно.
Время от времени я окидываю статью взглядом, чтобы понять, сколько я уже сделал и сколько мне осталось. Я вижу прогресс, и это добавляет кое-какой азарт. Но он невелик.
Гораздо охотнее я бы сейчас убивал монстров в игре, чтобы получить лут . Не потому, что мне нравится раз за разом выполнять однообразные действия, а потому что лут выпадает разный. Сейчас мне досталась горстка монет, но из следующего монстра ведь может выпасть легендарный меч!
Лут — (англ. loot) один из терминов RPG и MMORPG в частности, обозначающий внутриигровые ценности, получаемые игроками после убийства мобов или других игроков.
Думаю, вы уже догадались, о чём я хотел сказать. Ящик Скиннера — отличный инструмент для формирования зависимости . Именно поэтому многие выбирают тянуть рычаги в казино, а не нажимать на кнопки клавиатуры в офисе.
Плохие (и с профессиональной, и с моральной точки зрения) геймдизайнеры прибегают к таким приёмам, чтобы сделать игру более захватывающей. И у них получается. Но этим они часто наносят ущерб своим игрокам. Иногда это просто потраченное время, но часто люди теряют деньги, разрушают отношения, упускают возможности.
В лучшем случае Ящик Скиннера даёт ежедневные бонусы, а в худшем — лутбоксы. Многие просто не могут остановиться, пока не потратят на них все деньги.
ВАЖНО!
Использование Ящика Скиннера в играх помогает убедить игрока поступать определённым образом. Иногда он получает удовольствие от процесса, но иногда это ведёт к зависимости. Важно понимать разницу.
Источник
В чем заключается эксперимент «ящик Скиннера»?
«Ящик Скиннера» — это прибор для проведения экспериментов с целью исследовать механизм приучения животного к какому-либо действию путем поощрения. Устройство ящика простое: камера для животного (крысы или голубя), кормушка и рычаг, нажатие которого наполняет кормушку (иногда рычаг отсутствует и еда поступает с определенным интервалом).
Во время эксперимента крыса могла случайно задеть рычаг, что вызывало наполнение кормушки. После чего крыса начинала специально нажимать на рычаг, усваивая действие.
Другой эксперимент выявил появление некоего подобия религии у голубей. Когда голубь был в камере еда подавалась с определенным интервалом независимо от действий голубя. Но спустя немного времени у голубей сформировались устойчивые действия (кто-то постоянно качал головой, кто-то делал движения крыльями и лапами). Такое поведение стало результатом ассоциирования голубем какого-то случайного действия с подачей еды (в духе после — значит вследствие).
«Ящик Скиннера » позволяет также узнать как быстро выученное действие может быть забыто если корм не подавать, или подавать реже. Например при отключении подачи еды у голубей, они начинали более интенсивно выполнять свои «ритуалы», но спустя время перестали делать это.
Эксперименты с «ящиком Скиннера» часто критиковались, но сейчас их принцип находит применение в сфере интерактивных развлечений. В играх (особенно азартных или гриндилках) стараются поощрять выполнение игроком одних и тех же действий, чтобы закреплять желание играть.
Источник
Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»
Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера»
Самым важным итогом научной деятельности Фредерика Скиннера стала концепция оперантного обусловливания (научения), которая заключается в том, что научение какой-либо форме поведения происходит либо методом вознаграждения, либо наказания, ассоциирующихся с этим поведением. Различается три типа оперантного научения:
1. При позитивном подкреплении (то есть вознаграждении) происходит закрепление определенных форм поведения и повышается вероятность их повторения в будущем, поскольку они привели к позитивным последствиям.
2. При негативном подкреплении определенная форма поведения закрепляется потому, что испытуемый желает избежать негативных последствий либо прекратить их.
3. При наказании нежелательное поведение проявляется реже, и вероятность его повторения в будущем снижается из-за того, что в предыдущий раз оно привело к негативным последствиям.
4. Если поведение не привело ни к позитивным, ни к негативным последствиям, оно постепенно угасает.
Таким образом, позитивное и негативное подкрепление закрепляют конкретное поведение, повышая вероятность его повторения в будущем, а наказание, напротив, ослабляет его.
Чтобы продемонстрировать оперантное обусловливание в действии, Фредерик Скиннер провел очень простой опыт с использованием изобретенной им знаменитой экспериментальной камеры, которую теперь называют ящиком Скиннера.
«Ящик Скиннера» и оперантное обусловливание
1. Голодную подопытную крысу помещали в специально оборудованный ящик – «ящик Скиннера». При нажатии на рычаг, установленный внутри, животное получало порцию еды. Скоро крыса понимала, что, нажав на рычаг, сможет полакомиться (позитивный результат), поэтому вследствие позитивного подкрепления такая форма поведения закреплялась.
2. Далее крысу снова помещали в ящик и воздействовали на ее лапки через решетку в полу слабым разрядом электрического тока. Когда животное нажимало на рычаг, разряд прекращался, и так далее. Разряд, нажатие на рычаг и прекращение подачи тока. Таким образом, каждый последующий раз, когда на крысу воздействовали током, она закрепляла поведение, которое клало конец неприятным ощущениям. Это пример негативного подкрепления, поскольку животное приучали к определенной форме поведения, чтобы прекратить действие негативного фактора.
3. Крысу помещали в ящик, и каждый раз, когда она нажимала на рычаг, через лапки воздействовали на нее слабым электрическим разрядом (негативное подкрепление). Постепенно такое поведение затухало из-за негативного последствия – это пример наказания.
4. И последнее: крысу помещали в ящик, не давая ей при этом еды, но не воздействуя на нее и электрическим током, сколько бы она ни жала на рычаг. В этом случае в мозге животного не формировалась связь между нажатием на рычаг и позитивными либо негативными последствиями, поэтому постепенно такая форма поведения затухала.
Издержки изобретения «ящика Скиннера»
В 1943 году беременная жена Скиннера попросила его придумать безопасную детскую кроватку для будущего малыша. Будучи изобретателем по природе, исследователь изготовил закрытую подогреваемую кроватку с плексигласовым окошком и назвал ее «Няней». Чрезвычайно довольный своим изобретением, Скиннер отправил описание кроватки в журнал Ladies’ Home, и там статью напечатали под названием «Малыш в ящике». Поскольку к тому времени уже многие знали об исследованиях Скиннера в области оперантного обусловливания, в обществе довольно быстро распространились слухи о том, что ученый сажает в изобретенную им экспериментальную камеру собственную дочь, из-за чего малышка тронулась умом и хотела покончить жизнь самоубийством. Но это, конечно, были просто слухи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Обусловливание [1] – психическая зависимость
Обусловливание [1] – психическая зависимость Никотин делает нас зависимыми не только физически, перестраивая систему нейромедиаторов в мозге, он заботится и о том, чтобы у нас вырабатывалась условная реакция на многие ситуации. Под влиянием никотина мы «учимся» прочно
8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Одним из наиболее фундаментальных психологических процессов является обусловливание. Хотя мы обычно считаем, что обусловливание свойственно только низшим организмам, оно очень распространено в нашей повседневной жизни, даже если оно и не
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Психологи различают две формы обусловливания в зависимости от того, какой из процессов обусловливания при этом задействован.Классическое, или павловское, обусловливание было впервые продемонстрировано Иваном Павловым в 1927 году. Когда
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Но какое же отношение обусловливание имеет к человеческим существам? К вашей жизни?Я однажды попытался объяснить большую важность обусловливания в человеческом развитии моим слушателям в одной из программ «Тренинга повышения осознавания».
Ящик Пандоры
Ящик Пандоры Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком Ф. Достоевский Из почты SOS Здоровье как философия • Человек и лекарство • Как не надо лечить ребенка • Щели в образе жизни Если ты человек общеупотребительной профессии, то незнакомые люди
Подход Скиннера к психологии
Подход Скиннера к психологии Большинство теоретиков — персонологов работают в двух направлениях: 1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми и 2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения. Эти направления
Респондентное и оперантное поведение
Респондентное и оперантное поведение При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного научения, мы сначала обсудим респондентное
ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ В той области психологии, которая занимается научением и обусловливанием, проведено множество исследований с целью выяснить, как обучаются животные и люди. Ряд выдающихся психологов, имена которых широко известны за пределами наук о
СОВЕТЫ СКИННЕРА
СОВЕТЫ СКИННЕРА В возрасте 78 лет Б. Ф. Скиннер провел в Американской психологической ассоциации конференцию под названием «Советы по организации своего мышления в третьем возрасте». Вот резюме его особенно интересных размышлений. Сказано –
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание Основы классического обусловливания были созданы в начале XX в. И. П. Павловым. В опытах И. П. Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде
Инструментальное, или оперантное, обусловливание
Инструментальное, или оперантное, обусловливание Не все виды научения можно объяснить классическим обусловливанием. При классическом обусловливании условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Но условные связи могут также возникать между реакциями
Обусловливание религиозных взглядов на смерть
Обусловливание религиозных взглядов на смерть Если мы хотим понять, почему имеем то восприятие смерти, которое имеем, и приспособить его так, чтобы оно служило нашей цели, следует избавиться от эго-я, которое такое восприятие определяет. Мы уже выяснили, как агрессивные
Ваш инструментальный ящик
Ваш инструментальный ящик Вы имеете в своем распоряжении весь набор инструментов, которые необходимы для пресечения контрпродуктивного поведения. К ним относятся:• опыт• ценности• скрытые возможности• мужество• интуиция• решимость• способности• страсть.А
Источник