- Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей
- В чем суть расстройства
- Проявления заболевания
- Причины неврастении
- Лечение
- Какие еще бывают неврозы
- Влияние на организм
- Неврастения — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Симптомы неврастении
- Патогенез неврастении
- Классификация и стадии развития неврастении
- Диагностика неврастении
- Лечение неврастении
- Прогноз. Профилактика
Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей
Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Источник
Неврастения — симптомы и лечение
Что такое неврастения? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Холодова Н. Б., психиатра со стажем в 18 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
«Неврастения» (греч. neuron — нерв, astheneia — слабость), дословно — «слабость нервов или нервная слабость».
Большая психологическая энциклопедия: «Неврастения — невротическое расстройство, характеризующееся повышенной утомляемостью, раздражительностью, головной болью, депрессией, бессонницей, затруднением концентрации внимания и утратой способности радоваться (ангедония). Это состояние может развиваться после инфекции или истощения или сочетаться с ними, а также как следствие продолжительного эмоционального стресса».
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10): F48. «Другие невротические расстройства». F48.0 Неврастения. Диагностические критерии:
А. Чаще других встречается два типа жалоб:
1. на повышенную умственную утомляемость, проявляющуюся снижением социальной активности;
2. на повышенную физическую утомляемость, неспособность осуществить даже небольшое физическое напряжение;
В. Расстройство должно сопровождаться по меньшей мере двумя из следующих симптомов:
3. головная боль;
4. нарушение сна;
5. неспособность расслабиться;
6. раздражительность, ангедония;
С. Вторичные и невыраженные подавленность и тревожность.
Итак, из всего вышеперечисленного следует, что «неврастения» — состояние, которое может сформироваться в результате следующих причин.
- Психогенные причины. Наличие тяжелой остро развившейся психической травмы или длительно существующей психической травмы, в любом случае субъективно высоко значимой для данной личности. Существенную роль играют система ценностей человека, его способ мышления и поведения, его уровень адаптивности. На фоне постоянного нервного напряжения происходит истощение нервной системы (например, смерть близкого человека, разлука, развод, длительная болезнь близкого человека, уход за лежачим больным. Постоянные конфликты в семье или на работе и неспособность самостоятельно выйти из сложившейся ситуации, несоответствие с собственными требованиями и притязаниями к себе и окружающему миру со своими возможностями и реалиями действительности, неспособность адаптироваться к изменениям в окружающей среде и многие другие причины).
- Соматические причины. Перенесенное тяжелое соматическое заболевание (например, инфекционное с высокой температурой).
- Определенную роль играют органические причины — наличие в прошлом черепно-мозговых травм, врожденные нарушения нервной системы (ребенок с детства наблюдался у невролога с диагнозом: ММД, СДВГ, ВСД, «признаки внутричерепной гипертензии» и т. д.) В данном случае нервная система изначально является «слабым звеном» и более подвержена влиянию различных неблагоприятных факторов.
- Определенную роль играет неблагоприятная наследственность — наличие в семейном анамнезе психических расстройств.
- Имеет значение наличие экзогенных факторов — различного рода вредностей: злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, работа, связанная с вредными условиями труда (наличие на производстве вредных веществ, например, паров бензина, лако-красочных материалов и т. д.), постоянное умственное или физическое переутомление на работе.
Следует отметить, что симптомы неврастении носят обратимый характер независимо от их степени выраженности. Данное психическое расстройство относится к категории временного и полностью обратимо.
Симптомы неврастении
Рассмотрим подробно, как проявляется неврастения и что для данного состояния наиболее характерно.
- Сочетание повышенной возбудимости, раздражительности, быстрой истощаемости и утомляемости, плохой переносимости сильных раздражителей, из-за повышенной утомляемости и ухудшения концентрации внимания значительно снижается работоспособность. (Например, вы встаете утром с постели и собираетесь на работу, вроде бы есть какие-то силы заняться привычной для вас деятельностью. Однако то, что для вас раньше вообще не являлось проблемой, сейчас заставляет напрячься, требует дополнительных сил. Любое некорректное, с вашей точки зрения, слово коллеги, немного резкий тон вызывает у вас бурную реакцию. Вам трудно сдержать собственные эмоции, возникает ощущение, что «вот-вот сейчас сорвусь с тормозов, не выдержу». Тут же появляются мысли — не справлюсь с работой, потеряю рабочее место, останусь без средств к существованию и т. д. В результате вам уже не до работы и не до выполнения своих обычных обязанностей. Физические силы быстро покидают вас. Звуки кажутся более громкими, обычные запахи могут ощущаться гораздо сильнее, чем раньше, а яркий свет раздражает).
- Лабильность эмоций, неустойчивое настроение — часто пониженное, подавленное. (Настроение меняется очень быстро по малейшей причине — кто-то что-то не так сказал, толкнули в транспорте, начальник повысил голос и т. д).
- Повышенная слезливость. Гораздо легче становится заплакать — от обиды, при просмотре фильма и т. д.
- Нередко появляются тревога, страх. Не понимая, что с ним происходит, человек начинает подозревать у себя наличие какой-то странной психической болезни, причем самой тяжелой — например, шизофрении, боится сойти с ума. Или начинает думать, что у него тяжелое соматическое заболевание — например, рак или СПИД. Также могут возникнуть проблемы сексуального характера, что еще больше усугубляет снижение самооценки, возникновение мыслей о собственной несостоятельности.
- Неприятные соматические ощущения: головные боли, колебания артериального давления, боли в различных участках тела, покалывания, нарушение работы кишечника, тремор рук, потливость, учащение сердцебиения, расстройство сна (трудно уснуть из-за неприятных ощущений или, что бывает чаще, из-за мыслей, постоянно крутящихся в голове, постоянное прокручивание событий прошедшего дня или случившейся психической травмы, невозможность полностью расслабиться, отвлечься, переключиться на что-либо положительное).
- В результате возникающих жалоб, страдающие данным расстройством нередко начинают очень активно обследоваться, обращаясь при этом в основном к врачам-интернистам (терапевтам, неврологам). Выполняют все возможные обследования (сдают анализы крови и мочи, проходят ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, УЗИ, ФГДС и т. д. и т. п., в зависимости от характера симптомов), но, как правило, ничего серьезного врачи у них не находят. К врачу — психиатру или психотерапевту — такие пациенты попадают уже имея на руках «увесистую историю болезни» со всеми возможными обследованиями. При этом чаще они приходят после неоднократного настойчивого направления врачей интернистов на консультацию к данным специалистам. Либо по рекомендации более опытных в этой сфере друзей или родственников, имевших опыт встречи с психологом, психотерапевтом. Нередко вместо обращения к специалисту такие пациенты активно пользуются интернет-ресурсами, пытаются поставить себе диагноз, назначить себе лечение самостоятельно. И только отчаявшись, обращаются к врачу.
Патогенез неврастении
Различные факторы большой силы и/или продолжительности воздействуют на человека. В ответ, чтобы сохранить в целости весь организм и повысить его сопротивляемость этим факторам, мозг перестраивает свою работу посредством изменения функционирования высшей нервной деятельности. Формируется «доминанта». Это значит, что наши мысли и внимание перестраиваются на борьбу с конфликтом, либо на его игнорирование. Так как слаженность функционирования всех органов и систем нашего организма зависит от работы нервной системы, ввиду подавления (торможения) либо, наоборот, усиления (возбуждения) нервной системы, происходит нарушение ее нормального функционирования, возникает дисбаланс. Как следствие, нервная система дает неправильные команды всем внутренним органам. В результате происходит нарушение их работы. И в первую очередь произойдет сбой в том органе, который изначально не отличался идеальным здоровьем либо был истощен в результате внешних либо внутренних дополнительных нагрузок. Нервно-психическое напряжение, вызванное усилением тревоги за свое здоровье и продолжающимся воздействием психотравмирующих факторов, приводит к нарушению интерперсональных и межперсональных отношений. Что, в свою очередь, вновь может стать причиной увеличения по силе и/или длительности воздействия психологических факторов.
Классификация и стадии развития неврастении
Условно выделяют три формы неврастении:
2. раздражительная слабость;
3. гипостеническая (тормозимая).
Формы отражают тяжесть течения неврастении, являясь стадиями данного расстройства. При отсутствии квалифицированной помощи врача происходит постепенное нарастание интенсивности симптомов, то есть отягощение патологии. Одна форма постепенно переходит в другую. Однако бывают случаи, когда у пациентов болезненное состояние фиксируется в одной определенной форме. Гиперстеническая форма — начальная стадия заболевания. Наиболее часто встречается в клинической практике врача.
Гиперстеническая
Неадекватно сильная реакция на незначительный раздражитель. Пациента нервирует все — шум, резкие и громкие звуки, яркий свет. Трудно контролировать свои эмоции, возникают вспышки гнева, агрессии. Эти вспышки быстро гаснут. Также у пациента возникает суетливость, нетерпеливость, желание сделать все и сразу. При этом работоспособность постепенно падает. Нарушается сон. Часто возникают головные боли стягивающего характера (головные боли напряжения).
Раздражительная слабость
Нарастает быстрая утомляемость как физическая, так и психическая. Внезапные приступы раздражительности достигают максимальной интенсивности. Данным приступам сопутствует несвойственная ранее человеку плаксивость. Настроение быстро меняется. Психика истощается: все чаще отмечается вялость, апатичность ко всему окружающему. Ухудшается аппетит. Часто возникают разнообразные проблемы со стороны ЖКТ — запоры или диарея, изжога или отрыжка. Изменения со стороны вегетативной нервной системы — колебания артериального давления, тахикардия. Могут возникнуть сексуальные расстройства.
Гипостеническая
На первом месте — вялость и слабость, апатия, подавленное настроение. Человек не может себя заставить выполнить какие-либо действия. Все его мысли сосредоточены на собственном неприятном состоянии. Однако в эмоциональном фоне отсутствуют ярко выраженные аффекты тоски, не наблюдается патологическая тревога.
Диагностика неврастении
Диагностика любого заболевания складывается из нескольких последовательных этапов.
- Выяснение жалоб и сбор анамнеза. Врач-психотерапевт прежде всего внимательно выслушает жалобы пациента. При этом для врача важно не только то, что пациент говорит, но и как он это делает. Наблюдая за пациентом, врач подмечает, какая у него речь — ускоренная, эмоциональная или замедленная. Голос — тихий, громкий. Как пациент реагирует на вопросы врача, как меняется его настроение, сохранена ли его критика. В каком состоянии находится его память, внимание и мышление. Все имеет важное значение для правильной постановки диагноза. Сбор анамнеза жизни и заболевания включает в себя сведения о заболеваниях близких родственников, наличие хронических заболеваний у самого пациента, время появления высказанных пациентом жалоб, была ли для этого причина (длительно текущее хроническое заболевание или психическая травма и др.), или наоборот, жалобы возникли без видимой причины. Имеется ли сезонная и суточная динамика ухудшения состояния, принимает ли пациент какие-либо лекарственные препараты. Врач обязательно ознакомится со всеми обследованиями, которые были пройдены пациентом и если сочтет необходимым, назначит свои в зависимости от направленности жалоб.
- Дифференциальная диагностика. Для постановки окончательного диагноза может понадобиться помощь клинического психолога с целью проведения экспериментально-психологического исследования. Также врач-психотерапевт при необходимости самостоятельно проводит различные клинические тесты, помогающие оценить степень выраженности тревоги, депрессии, астении (например, шкалы Гамильтона для оценки уровня тревоги и депрессии, госпитальная шкала тревоги и депрессии, шкала астении и многие другие). При установлении окончательного диагноза часто приходится проводить дифференциальную диагностику между неврастенией и эндогенной депрессией, а именно с одним из ее видов — ларвированной (соматизированной депрессией). Ларвированная депрессия отличается от типичной депрессии тем, что на первый план при данном расстройстве обычно выходят не ведущие симптомы депрессивной триады (тоска, гипобулия, гипокинезия), а дополнительные и факультативные признаки — боли в различных органах, нарушение сна, нарушение вегетативной нервной системы, напоминающие симптомы при других заболеваниях, в том числе и при неврастении.
неврастения | депрессивное расстройство |
---|---|
Согласно МКБ-10 относится к невротическим расстройствам | Согласно МКБ-10 относится к аффективным расстройствам |
Для возникновения расстройства необходима связь с психической травмой, острой или хронической. Имеется связь с длительной физической или умственной перегрузкой. | Возникает без внешней причины, даже на фоне полного благополучия |
Пациенты чаще чувствуют себя лучше утром | С утра наиболее тяжелое состояние, к вечеру появляется облегчение |
Нет сезонной зависимости | Имеется сезонная зависимость |
Никогда не доходит до психотического уровня, критика полностью сохранена | Может доходить до психотического уровня |
Заболевание полностью излечимо. | Заболевание склонно к цикличности: может периодически повторяться по эндогенным механизмам без внешних причин. |
Основной метод лечения – психотерапия, изменение образа жизни, лекарственные препараты имеют вспомогательное значение | Основной метод лечения – назначение антидепрессантов. Психотерапия необходима, но не в фазе обострения и играет вспомогательную роль. |
Лечение неврастении
Лечение неврастении должно быть комплексным и сочетать в себе психотерапию и фармакотерапию. При таком подходе можно добиться оптимальных результатов.
Психотерапия
- Цель психотерапии — прежде всего объяснить пациенту, что с ним происходит, каков механизм его заболевания. Помочь ему изменить отношение к происходящим в его жизни неблагоприятным ситуациям, наработать новые способы реагирования, изменить образ жизни в той части, которая способствует формированию болезни.
- Виды психотерапии — психоанализ, личностно-ориентированная, разъяснительная, поведенческая психотерапия и другие. Важно, чтобы психотерапевт хорошо владел выбранным методом и мог найти способ помочь конкретному пациенту.
Фармакотерапия
- При неврастении медикаментозная терапия носит вспомогательный характер. В зависимости от симптомов назначаются транквилизаторы, малые нейролептики, иногда антидепрессанты, ноотропы, ангиопротекторы, антиоксиданты, витамины в небольших дозах.
- Помимо лекарственных препаратов важно убедить пациента соблюдать режим труда и отдыха, вести подвижный образ жизни, правильно питаться, следить за весом, отказаться от употребления алкоголя, никотина, наркотиков. Рекомендовано санаторно-курортное лечение.
Прогноз. Профилактика
Прогноз при неврастении благоприятный.
Профилактика неврастении включает в себя:
- В детском возрасте — воспитание ребенка в гармоничной семье, изучение его характера и развитие в нем сильных его сторон. Обучение ребенка самостоятельности, конструктивному общению в социуме, развитие гибкости мышления, умения извлекать опыт из любых, даже неприятных ситуаций, способность к позитивному мышлению. Закаливание ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни.
- В период взрослой жизни — научиться реально оценивать свои физические и психические возможности, вовремя устраивать себе отдых. Научиться конструктивно планировать свой день, соблюдать режим труда и отдыха, стремиться к здоровому образу жизни. Изучить свой характер. Использовать свои сильные стороны и работать над усилением слабых. В процессе работы с психотерапевтом полезно будет овладеть аутотренингом и медитацией.
Источник