- Обобщающее повторение по теме: «Тип Членистоногие»
- I. Фронтальная беседа
- II. Выполнение заданий
- III. Индивидуальная работа
- IV. Домашнее задание
- Жабры насекомых
- Строение жабр
- Особенности жабр у разных насекомых
- Жабры насекомых
- Строение жабр
- Трахейные жабры
- Особенности жабр у разных насекомых
- Жабры у личинки поденки
- Личинка стрекозы Anisoptera
- Жабры нимфы веснянки
- Ручейник
Обобщающее повторение по теме: «Тип Членистоногие»
Учитель. Мы закончили изучение темы «Тип Членистоногие», и сегодня нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему, чтобы подготовиться к контрольной работе. Но не только. Знания о представителях типа членистоногих в дальнейшем помогут вам осознать этапы эволюции жизни на Земле, ведь именно членистоногие (ракоскорпионы) были одними из первых животных, которые вышли на сушу. Но перед тем как приступить к выполнению заданий, вспомним общие особенности представителей этого типа.
I. Фронтальная беседа
Ключевые тезисы, которые должны быть сформулированы учащимися:
– членистоногие имеют билатерально-симметричное сегментированное тело и членистые конечности;
– тело покрыто плотной хитинизированной кутикулой (наружный скелет, его роль);
– сегменты разных частей тела членистоногих имеют разное строение: различают головной, грудной и брюшной отделы, которые в разных комбинациях сливаются друг с другом. Так, голова образована головной лопастью и четырьмя первыми сегментами тела. Число сегментов груди и брюшка сильно варьирует. Конечности могут преобразовываться в ротовые части, ходильные ноги, органы плавания, жабры, присоски, паутинные бородавки;
– дыхание легочное, трахейное или жаберное;
– нервная система членистоногих представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Многие представители типа имеют хорошо развитые органы чувств: сложные фасеточные глаза, механорецепторы и хеморецепторы, органы слуха;
– подавляющее большинство членистоногих – раздельнополые животные, развитие часто проходит с метаморфозом;
– рост возможен только путем периодических линек;
– кровеносная система незамкнутая, с метамерным сердцем над кишечником.
II. Выполнение заданий
Работа в группах по 3–4 человека.
Задание 1. Вам выданы карточки с перечнем слов: осада, кожух, каркас, поводья, хурма, астрономия. Используя часть или все буквы этих слов в любом сочетании, найдите зашифрованные в каждом слове названия представителей типа членистоногих и укажите, к каким классам они относятся. (Ответ: оса, жук, рак, овод, муха, омар.)
Задание 2. На столах у каждой группы имеется натуральный раздаточный материал: речной рак, скорпион, оса (или майский жук), клещ * .
Из предложенных объектов на основе особенностей внешнего строения выберите представителя класса насекомых. Свой выбор поясните.
(Ответ: оса или майский жук, так как они имеют характерные признаки представителей класса насекомых:
– три отдела тела: голова, грудь и брюшко;
– три пары ходильных конечностей;
– одна пара усиков.)
Дополнительный вопрос группам и организация межгрупповой дискуссии: к каким классам типа членистоногих относятся оставшиеся представители, почему?
Задание 3. Биологические задачи.
• Почему во время линьки речной рак не питается?
– уязвим для хищников;
– возникают трудности с передвижением, т.к. мягкий «скелет» плохо выполняет опорную функцию для мышц;
– кроме внешнего заменяется и внутренний слой хитина мускульного желудка, и нет возможности для перетирания пищи.)
• Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?
(Ответ: так как у насекомых трахейное дыхание, то смоченную в эфире вату нужно подносить не ко рту, а обмотать ею брюшко.)
• Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили на ноге присосавшегося клеща. Какой будет последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримете во время следующей прогулки?
После выполнения заданий заслушиваются доклады учащихся.
Темы докладов (например, «Клещи – переносчики возбудителей трансмиссивных болезней: энцефалита, боррелиоза, геморрагической лихорадки», «Паразитические формы клещей: чесоточный клещ») предлагаются группам за 10–14 дней до проведения урока.
III. Индивидуальная работа
Учитель. Чтобы точнее оценить вашу индивидуальную работу на уроке и выявить пробелы знаний, которые необходимо ликвидировать до проведения контрольной работы, позанимаемся на биологическом тренажере.
Учащимся раздаются задания и таблица, в которую нужно вписать номера правильных ответов.
А. Деление тела на отделы.
1. Голова, грудь, брюшко.
2. Головогрудь и брюшко.
Б. Наличие усиков.
1. Имеют две пары усиков.
2. Имеют одну пару усиков.
3. Усиков не имеют.
В. Количество ног.
1. Четыре пары.
2. Более десяти пар.
3. Три пары.
Г. Особенности питания.
1. Всеядны, могут поедать падаль, иногда ловят живую добычу.
2. Питаются растениями.
3. Хищники, питаются исключительно живой добычей.
Д. Особенности пищеварения.
1. Предварительное переваривание пищи происходит вне организма.
2. Пища перетирается в желудке, имеющем хитиновые зубцы.
3. Пища переваривается в желудке, состоящем из двух отделов: в более крупном пища перетирается, в меньшем – процеживается через пластинки с волосками.
Е. Органы дыхания.
1. Дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабр.
2. Дышат атмосферным воздухом при помощи трахей.
3. Дышат атмосферным воздухом при помощи легочных мешков и двух пучков трахей.
Ж. Органы зрения.
1. Пара сложных фасеточных глаз с мозаичным зрением.
2. Несколько пар простых глазков.
З. Откладка яиц.
1. Отложенные яйца самка прикрепляет к ножкам брюшка и носит их с собой до вылупления молоди.
2. Самка откладывает яйца в кокон среди листвы или под корой деревьев.
3. Самка откладывает яйца в почву.
И. Тип развития.
1. Развитие прямое, протекает без превращения.
2. Развитие непрямое, протекает с превращением.
одна ошибка – «5»;
три ошибки – «4»;
правильно 50% – «3»;
правильно менее 50% – «2».
Проверка работы может осуществляться как учителем, так и по ключу самими учащимися (взаимопроверка или проверка более сильными учениками).
IV. Домашнее задание
Объем и содержание определяется для каждого ученика индивидуально на основе его деятельности на уроке.
* Собрать подобный раздаточный материал и работать с ним довольно сложно. Использование изображений в данном случае кажется более предпочтительным. – Прим. ред.
Источник
Жабры насекомых
Не все насекомые, живущие в воде, дышат при помощи жабр. У многих, например, жуков-плавунцов или личинок комаров, происходит дыхание атмосферным воздухом, для получения которого они периодически всплывают на поверхность.
Строение жабр
Подробнее при переходе по ссылке
Подробнее при переходе по ссылке
» href=»/goshandbook/wiki/dictionary/trachea.html»>трахеи не сообщаются с внешней средой через дыхальца, а слепо оканчиваются в теле. Чтобы дышать, им нужно особое приспособление, которое представлено у них трахейными жабрами.
Типичная трахейная жабра выглядит как складка кожи листовидной формы, обычно находящаяся на брюшке в месте расположения дыхальца (то есть, на боковой его части).
Подробнее при переходе по ссылке
» href=»/goshandbook/wiki/dictionary/trachea.html»>трахей, которые находятся внутри туловища, в ее толщу входит стволик, многократно разветвляющийся внутри органа. Наиболее тонкие трахеолы подходят к поверхности жабры, но никогда не открываются наружу. Они захватывают кислород, который проникает в них путем диффузии из воды, и распространяют его по всему трахейному дереву, доставляя ко всем клеткам и тканям.
Особенности жабр у разных насекомых
Лучше всего трахейные жабры представлены у личинок различных поденок, у которых они хорошо заметны при взгляде со стороны. Их жабры обычно имеют округлые контуры и располагаются в два ряда по обеим сторонам брюшка.
Однако их морфология может и отличаться. Например, у Ephemera в состав каждой жабры входят две удлиненные лопасти, на краях которых располагаются отростки. Leptophlebia имеют другое строение трахейных жабр: у них они приобрели кистевидную форму. Общая пластинка каждой жабры разделена на несколько отростков пальцевидной формы, в каждый из которых впадает самостоятельный трахейный стволик.
У некоторых поденок жабры спрятаны под «крышечкой». Например, у Baetisca такой «крышечкой» являются зачатки крыльев, а у Prosopistoma есть целая жаберная камера, которая сформирована из отростков заднегрудных тергитов и зачатков крыльев. В ней находятся три отверстия, через которые жабры омываются водой.
В сравнении с наземными формами, у водных насекомых газообмен осуществляется на порядок хуже. Поэтому представители ряда групп «обзавелись» не только брюшными трахейными жабрами, но и аналогичными органами, расположенными на других частях тела. Личинки Jolia имеют небольшие кистевидные жабры на брюшной поверхности переднегруди и головы. Это свидетельствует против утверждения, что трахейные жабры у водных насекомых образовались из брюшных ног, которыми некогда обладали предковые формы.
У некоторых стрекоз (Anisoptera) личинки имеют кишечные жабры. Они засасывают воду в прямую кишку, в результате чего происходит Дыхание насекомых – это процесс потребления кислорода, его расходования клетками организма и выделения углекислого газа.
Подробнее при переходе по ссылке
» href=»/goshandbook/wiki/dictionary/spiro_1.html»>дыхание. Втягивание и выталкивание воды не только позволяет нимфам дышать, но и помогает им при перемещении в воде, где они передвигаются толчками.
Личинки веснянок отличаются наличием жабр на церках и у оснований ног. Эти образования сохраняются у них и во взрослом виде, но в газообмене они уже не участвуют.
Также трахейные жабры имеются у личинок ручейников, у которых они присутствуют в большом количестве. Их жабры имеют нитевидное строение, находятся на брюшке и располагаются в три парных ряда на боковой части тела: ближе к вентральной части и ближе к спине. В некоторых случаях они также находятся на задних грудных сегментах. К сожалению, рассмотреть их невозможно, так как эти личинки живут в плотных чехликах, которыми защищены их жабры и их тело в целом. Вода свободно проникает под чехлик и омывает жабры.
Помимо перечисленных насекомых, жабры встречаются у гусениц Nymphulastratiolata и у личинок жуков-вертячек.
Источник
Жабры насекомых
Жабры насекомых – органы дыхания некоторых водных насекомых.
Не все насекомые, живущие в воде, дышат при помощи жабр. У многих, например, жуков-плавунцов или личинок комаров, происходит дыхание атмосферным воздухом, для получения которого они периодически всплывают на поверхность.
Строение жабр
У ряда насекомых, живущих в воде, имеется закрытая трахейная система – то есть, их трахеи не сообщаются с внешней средой через дыхальца, а слепо оканчиваются в теле. Чтобы дышать, им нужно особое приспособление, которое представлено у них трахейными жабрами.
Типичная трахейная жабра выглядит как складка кожи листовидной формы, обычно находящаяся на брюшке в месте расположения дыхальца (то есть, на боковой его части).
Трахейные жабры
1 – жабра, 2 — трахея
От трахей, которые находятся внутри туловища, в ее толщу входит стволик, многократно разветвляющийся внутри органа. (фото) Наиболее тонкие трахеолы подходят к поверхности жабры, но никогда не открываются наружу. Они захватывают кислород, который проникает в них путем диффузии из воды, и распространяют его по всему трахейному дереву, доставляя ко всем клеткам и тканям. [3][2][1]
Особенности жабр у разных насекомых
Лучше всего трахейные жабры представлены у личинок различных поденок, у которых они хорошо заметны при взгляде со стороны. Их жабры обычно имеют округлые контуры и располагаются в два ряда по обеим сторонам брюшка. [3][2]
Однако их морфология может и отличаться. Например, у Ephemera в состав каждой жабры входят две удлиненные лопасти, на краях которых располагаются отростки. Leptophlebia имеют другое строение трахейных жабр: у них они приобрели кистевидную форму. Общая пластинка каждой жабры разделена на несколько отростков пальцевидной формы, в каждый из которых впадает самостоятельный трахейный стволик.
Жабры у личинки поденки
У некоторых поденок жабры спрятаны под «крышечкой». Например, у Baetisca такой «крышечкой» являются зачатки крыльев, а у Prosopistoma есть целая жаберная камера, которая сформирована из отростков заднегрудных тергитов и зачатков крыльев. В ней находятся три отверстия, через которые жабры омываются водой. [3] (фото)
В сравнении с наземными формами, у водных насекомых газообмен осуществляется на порядок хуже. Поэтому представители ряда групп «обзавелись» не только брюшными трахейными жабрами, но и аналогичными органами, расположенными на других частях тела. Личинки Jolia имеют небольшие кистевидные жабры на брюшной поверхности переднегруди и головы. Это свидетельствует против утверждения, что трахейные жабры у водных насекомых образовались из брюшных ног, которыми некогда обладали предковые формы. [3]
Личинка стрекозы Anisoptera
Личинка стрекозы Anisoptera – обладатель внутренних жабр
У некоторых стрекоз (Anisoptera) личинки имеют кишечные жабры. Они засасывают воду в прямую кишку, в результате чего происходит дыхание. Втягивание и выталкивание воды не только позволяет нимфам дышать, но и помогает им при перемещении в воде, где они передвигаются толчками. (фото)
Жабры нимфы веснянки
Личинки веснянок отличаются наличием жабр на церках и у оснований ног. Эти образования сохраняются у них и во взрослом виде, но в газообмене они уже не участвуют. [3] (фото)
Ручейник
Ручейник: жабры защищены чехликом
Также трахейные жабры имеются у личинок ручейников, у которых они присутствуют в большом количестве. Их жабры имеют нитевидное строение, находятся на брюшке и располагаются в три парных ряда на боковой части тела: ближе к вентральной части и ближе к спине. В некоторых случаях они также находятся на задних грудных сегментах. К сожалению, рассмотреть их невозможно, так как эти личинки живут в плотных чехликах, которыми защищены их жабры и их тело в целом. Вода свободно проникает под чехлик и омывает жабры. (фото)
Помимо перечисленных насекомых, жабры встречаются у гусениц Nymphulastratiolata и у личинок жуков-вертячек. [3]
Источник