Сайт здоровой семьи
Главные герои повести «На дне»
В речи каждого из персонажей драмы отражается его внутренний облик, характер, социальное положение, культурно-интеллектуальный уровень. Так, в речи Луки присутствует просторечие («давеча», «всяко», «отмаялась»), он употребляет синонимические пары («славно-хорошо»), использует лексический повтор («жил-жил», «глядел-глядел»), эпифору («Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит»).
Речь героя афористична, напевна, многие высказывания его похожи на пословицы, отражают народное мировидение: «Ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Где тепло, там и родина», «Все мы на земле странники…», «Человек — все может… лишь бы захотел…» Лука рассказывает ночлежникам притчу о «праведной земле». Исследователи отмечали, что этот интерес героя к легендам и преданиям может быть обусловлен крестьянским происхождением его, а также его прошлым общением с раскольниками. Вместе с тем мы отмечаем богатый жизненный опыт этого персонажа, его ум, наблюдательность.
Главным идейным оппонентом Луки считается Сатин. Он получил образование, прочитал много книг, в его памяти живы научные термины («трансцендентальный», «макро-биотика»).
При этом вряд ли он понимает значение этих выражений. «Люблю непонятные, редкие слова», — говорит Сатин. Речь героя также афористична, он обладает ораторскими способностями: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» В этой фразе использован прием анафоры и синтаксического параллелизма. Именно Сатину автор доверяет знаменитый монолог о человеке.
Афористична у Горького и речь Бубнова. Мудрость, наблюдательность этого персонажа переданы в его лаконичных замечаниях: «Люди все живут… как щенки по реке плывут…», «Все люди на земле — лишние…» Речь Бубнова несет отпечаток устного народного творчества. Его высказывания напоминают пословицы, они напевны, в них часто присутствует рифма: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье», «Все хотят порядка, да разума нехватка». В речи героя часто звучит просторечие: «валяй», «мелешь», «рожа», «тяпнуть», «укокошить», «айда».
Речь Актера ярко характеризует этого героя.
Он цитирует Пушкина, Беранже, Шекспира. Его высказывания часто напоминают реплики из пьес. «Он уйдет… увидите», — говорит он о себе в третьем лице. Свою роль на сцене Актер завершает краткой, лаконичной фразой: «Ушел». Это тонкий, восторженный, эмоциональный человек, в душе которого живы воспоминания о сцене. Речь его — отрывистая, эмоциональная, насыщенная восклицательными и вопросительными предложениями, а также многоточиями, передающими мечтательность и развитое воображение героя. Мы видим здесь прием парцелляции: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота…», «Врешь! Дед! Скажи ему, что он — врет. Я — иду! Каково?»
На речь Насти влияет стиль бульварных романов с их «романтическими атрибутами»: «ночь», «сад», «беседка», «левольверт».
Она рассказывает окружающим романтические истории, пересыпая их затертыми эпитетами («драгоценная», «любезная», «незабвенная»).
Собственные переживания героиня передает гиперболически, также в виде штампованных фраз: «дрожу от страха и горя», «пропаду от тоски по тебе».
В речи Васьки Пепла присутствует просторечие, звучат горячие, страстные интонации, раскрывающие безудержную натуру этого персонажа. Характерно, что, изображая босяков и бродяг, Горький отказался от использования воровского и блатного жаргона. Речь его героев в основном нейтральна. Однако при этом некоторые персонажи зачастую повторяют одно и то же слово, которое становится лейтмотивным в развитии данного образа. Так, для Барона это слово — «дальше». В этом — нежелание жить «настоящим», чувство равнодушия и безразличия ко всему.
Клещ постоянно повторяет то, что он — «рабочий человек». Это определение поддерживает в нем веру в собственные силы. Ключевое слово Луки — «терпение». Так, он советует потерпеть Анне и Актеру. Так же говорит он и о себе: «Ничего! Потерплю!»
Важную роль в пьесе играет монолог. Однако адресован он не зрительному залу, а другим персонажам, которые вставляют в него свои реплики. Эпический стиль характерен для монологов Луки, страстно и пафосно звучат речи Сатина, уныло и с оттенком высокомерия, ностальгического чувства — воспоминания Барона. Также использует Горький полилог, «разговор глухих», когда каждый из персонажей задает собственную тему, не слушая партнера по сцене.
Таким образом, речь героев раскрывает их внутренний облик, способствует разрешению идейно-философской проблематики пьесы, а также яркому изображению бесчеловечных условий человеческой жизни.
Источник
Образ Клеща в пьесе Горького «На дне»
Никто до Горького ещё так не описывал жизнь людей, которые оказались на самом «дне» жизни. В своей пьесе автор смог воссоздать картину нищенского существования людей, которые по разным причинам оказываются в таких невероятных и ужасающих условиях. Образ Клеща в пьесе «На дне» не несёт в себе главной смысловой роли, но помогает понять, как рабочий человек может оказаться в подобной ночлежке.
История создания
В 1902 году известный писатель Максим Горький написал пьесу «На дне», которая вызвала в литературных кругах неоднозначные отклики. И читатели, и правительство сразу же заинтересовались той историей, о которой поведал автор. Началось обсуждение произведения, последовали критические замечания и статьи.
В центре сюжета горьковского произведения оказались жители ночлежки, которые вели нищенский образ жизни. Он и предопределил название пьесы, хотя автор долгое время сомневался в том, как назвать своё литературное сочинение. Так, было несколько первоначальных названий:
Действующие лица
В ночлежке, принадлежащей Костылевым, живут люди, которые не нужны обществу. В основном это воры, шулеры, алкоголики и девушки лёгкого поведения. Вот действующие лица пьесы:
- Костылев.
- Василиса Костылева, хозяйка ночлежки.
- Васька Пепел, вор.
- Наталья, сестра Василисы.
- Медведев, полицейский.
- Барон, бывший чиновник.
- Сатин, шулер.
- Клещ, слесарь.
- Анна, жена слесаря.
- Актёр.
- Старик Лука.
- Квашня.
Но у каждого из них есть мечта изменить жизнь. Некоторые стараются что-то для этого сделать, а другие же, попав в эту ночлежку, куда даже не проникают солнечные лучи, просто опускают руки. Поэтому возникает так много конфликтов.
Характеристика героя
Одним из героев пьесы «На дне» становится слесарь Клещ. В отличие от остальных обитателей ночлежки, автор даёт ему имя — Андрей Митрич. Это мужчина сорока лет. Характеристика Клеща в пьесе «На дне» позволяет понять, как может рабочий человек оказаться в таком месте, откуда он никак не может вырваться. Безусловно, и Клещ имеет своё прошлое.
Если внимательно изучить произведение, то становится понятно, что этот человек не только имеет профессию, но и много работает. В ночлежке он находится всего лишь несколько месяцев, а в прошлом он слесарил, хотя и не жил богато. Но после того как его жена Анна заболела, им пришлось совсем туго, поэтому-то они и оказались в ночлежке.
Но Андрей Митрич и сам виноват в болезни жены, так как он её постоянно избивал, не жалел. Кажется, что он ненавидит всех вокруг. Характер этого героя, его реплики указывают на то, что он замкнутый человек. Говорит он мало и постоянно зол. Поэтому и отношение к нему отрицательное у всех обитателей ночлежки. Его либо сторонятся, либо осуждают.
Образ Клеща в пьесе «На дне» можно раскрыть более полно, если охарактеризовать его цитатами из текста, которые произносят обитатели ночлежки. Такая цитатная характеристика приводится в таблице:
Сатин | «Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…» |
Анна | «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я…» |
Квашня | «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?» |
Костылев | «Эх, Андрюшка, злой ты человек!… Никто тебя не любит, не уважает…» |
Васька | «Не люблю его… больно он зол да горд». |
В описании этого героя, в его речи можно увидеть, что Клещ ставит себя выше остальных, так как он человек, который умеет работать, и у него всегда есть чем заняться. Как постоянно говорит Андрей Митрич, он вылезет из ночлежки, и если надо будет кожу содрать, то сдерёт, но всё-таки выберется. Но после смерти Анны он привыкает к этой жизни, начинает пить и перестаёт работать. Будущего у него нет.
Отношения с женой
Андрей Митрич — жестокий человек, он всегда груб со своей женой. Характеристика Клеща «На дне» тесно связана с биографией Анны. Их отношения позволяют понять его поступки. Жене слесаря всего лишь тридцать лет, но она выглядит, как разбитая старуха. Она терпит постоянные побои от мужа, теряя свою молодость и здоровье.
Когда уже больная Анна просит его открыть дверь, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, он не делает этого, так как боится сам простудиться, а вот о здоровье Анны он совсем не заботится. Кажется, что Анна ему просто в тягость, ведь она не видела от него ни любви, ни ласки, а лишь только грубость и жестокость.
Сам Клещ говорит о том, что его жизнь изменится, когда больная жена умрет, но при этом он ей даже лекарств не покупает, не приглашает врачей и не заботится о ней. Он думает, что найдёт себе работу и будет хорошо жить.
Но всё получается не так. Чтобы похоронить жену, Клещ вынужден продать весь свой инструмент. Он остается совсем один, потеряв всё то, что ему было нужно и что он не ценил, поэтому у него нет сил, чтобы дальше работать и стремиться к чему-то.
Особенности образа
Автор также показывает читателю, чем постоянно занимается Клещ — изготовлением каких-то железных деталей. Он надеется, что когда-нибудь сможет их продать. Анализ образа этого героя позволяет понять, что Горький специально вводит предметы, которые хорошо характеризуют Андрея Митрича:
Рядом с его наковальней всегда лежат ключи, которые он иногда берёт в руки. Но зачем они ему? Какие двери он может ими открыть? Максим Горький показывает связку ключей рядом со своим героем. Так, слесарь мог бы найти работу, помогая людям, но он закрылся от всех на замок, поэтому эти ключи могут быть от его чёрствой души, и теперь они уже никому не нужны.
Рядом с Клещом читатели видят ещё и разбитый самовар, который на Руси всегда был символом добродушия. Но герой не смог стать добрым, а только лишь искалечил свою жизнь и тех, кто был ему близок. Клещ не верит в Бога, он не ищет правды. Это ему не нужно, ведь он злится на судьбу.
Постепенно он начинает рассуждать о своей ненужности в мире и понимает, что он не выше тех, кто находится в ночлежке. Обладая мастерством, он не смог выдержать реальную жизнь, поэтому и будущее его беспросветно.
Источник
На дне: Характеристика Клеща
Среди нищих обитателей ночлежки есть тот, кто не должен бы там быть. Образ и характеристика Клеща в пьесе «На дне» подтверждают реальность жизни: на самом низу общества легко оказываются рабочие люди.
Особенность образа
Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.
Клещ и работа
Труд должен, по мнению классика, приносить удовлетворение. Клещ занят изготовлением каких-то железных деталей. Он верит, что им найдется хозяин. Слесарь сможет вернуться к нормальному существованию, покинуть ночлежку. Но в это верит только он один. Зритель и читатель чувствуют, что Клещу здесь место — на дне, в темном подвале. Он не сможет больше причинить вреда и горя, которое доставил жене, доброй слабой характером Анне. Клещ будет бездельничать, пить, драться вместе с другими постояльцами.
Клещ держит в руках ключи, и рядом с наковальней лежит связка ключей. Классик не зря дает ему в руки именно ключи. Какие двери мог бы открыть слесарь, скольким людям помочь? Вопрос становится философским. Не всякий труд, оказывается, способен изменить человека. Клещ закрылся на замок от всех и стал ненужным, жестоким и злым.
Еще один предмет, который находится рядом с персонажем – самовар. Символ русского добродушия исковеркан и разбит. Так и Андрей Митрич. Он не стал тем, кто объединил бы вокруг себя, создал артель, а тот, кто разбивает и разрушает. Созидательный характер труда исчезает.
Клещ и жена
Анна терпит от мужа побои. Женщина, еще достаточно молодая, превращается рядом с Клещом в разбитую старуху. Болезнь съедает молодость, но не изменяет мужчину. Он продолжает быть грубым, жадным и жестоким. Мужу жалко для жены глотка свежего воздуха. Он боится за себя, вдруг простудится, думать о ближних — не в его правилах. Нет в мужчине любви и ласки. Создается впечатление, что ему все в тягость. Он ждет, что не станет жены и все изменится. Он найдет себе новое место, но судьба распоряжается по-другому. На похороны Клещ продает инструменты и остается без сил, без работы и без семьи, которую не ценил.
Клещ и ночлежка
Андрей Митрич злится на судьбу. Он не ищет правду, зачем она ему. Вся правда жизни в лохмотьях. Из уст персонажа слышится страшное: «Издыхать надо!». Он произносит слово «дьявол» тогда, когда большинство обращаются к Богу. Ночлежка раскрывает характер рабочего человека. Не всем удается выбраться из нищеты, ремесло не помогает. Клещ быстро привыкает к людям подвала. Он начинает понимать, он не выше их. Везде люди, и они одинаковы по своей сути. Человеку нужно пристанище, пусть это будет ночлежка. Темное беспросветное будущее у живого мужчины встает в контраст светлых и радужных надежд умершей жены.
Гениальный классик не стал идеализировать человека, владеющего мастерством. Он, наоборот, показывает, как можно очерствить душу. Суровая реальность отбирает у таких людей мечты, лишает их будущего.
В итоге, слесарь встает на одну ступень с Сатином. Он пьет и рассуждает как Актер о своей ненужности в этом мире. Постепенно Клещ забудет о ремесле, как Бубнов будет смеяться над другими.
Источник