Среда обитания — виды, характеристики и представители
Среда обитания это определенный набор условий — как биотических (живые организмы и связь между ними), так и абиотических (тех, которые неживая природа создает для живых организмов), оказывающих на человека и других существ прямое или же косвенное воздействие. Иногда данное понятие путается с ареалом – географическим распространением определенного вида. Но это не есть синоним.
Рассматриваемое определение делится на несколько вариантов среды, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и характеристики. Животные и микроорганизмы в процессе эволюции приспособились к жизни буквально везде: на суше, в воде, грунте и в воздухе.
Среда обитания – понятие и особенности
Основные особенности любой среды составляют ее главные свойства, под которые подстраиваются все существующие в ней биологические виды. К примеру, в водной сфере живут рыбы и земноводные – существа, у которых дыхательная система приспособлена работать именно в этих условиях. В каждом случае есть свои уникальные особенности, изучением и описанием которых заняты большие ученые и целые научные институты.
Чтобы выявить те или иные характеристики определенной среды, приходится буквально погружаться в нее, заниматься тщательными наблюдениями и систематизацией получаемых знаний. История знает множественные примеры, когда ученые бросали все дела и отправлялись в далекие дикие регионы, чтобы погрузиться в среду обитания изучаемых ими животных, птиц, других существ и получить от этого максимально достоверную информацию.
Организменная среда обитания
Под организменной средой подразумевается та, которая создается самими живыми организмами и их жизнедеятельностью. Здесь живут другие организмы, которые называются паразитами. К примеру, это клещи, комары, бактерии и грибы, аскарида и многие другие.
Независимость этой среды обитания от других достаточно условна, но для паразитов она может рассматриваться таковой, так как большинство из них получают в организме хозяина достаточно пищи и условия для размножения.
Не нужно думать, что все существа в организменной среде – паразиты. В организме человека миллионы, если не миллиарды микроорганизмов, для которых он является целой вселенной. Простейшие составляют микрофлору нашего желудка, кишечника, других органов и являются важнейшей частью жизнедеятельности.
Наземно-воздушная среда
Этим термином обозначается среда обитания, находящаяся на поверхности грунта, а также в нижних слоях атмосферы планеты. Растения, животные, бактерии, грибки – все это существует по большей части именно здесь.
в воздухе содержится большое количество кислорода, важнейшего элемента для жизни;
здесь бывают времена года, меняется климат, поэтому почти все типы существ развивают приспособление к окружающему миру;
минимальная замеченная температура, которой характеризуется эта зона — -89 градусов по Цельсию (в Антарктиде), а максимальная — +59.
Наземно-воздушная область обитания жизни неразрывно связана с другими сферами.
Водная среда
Для этого элемента обитания характерны огромное разнообразие живого, которое здесь присутствует, наличие множества бактерий, микроорганизмов, витаминов и минералов, которые питают рыб, лягушек, выдр, китов и прочее.
Главными свойствами здесь являются:
температура воды, уровень ее кислотности и плотности на разных глубинах;
приливы и отливы, обусловленные действием Луны;
материально-вещественная характеристика: содержание тех или иных веществ, газов, минералов и т. д.;
световой режим в толще воды.
Совокупность всего этого создает условия для успешного существования огромного количества организмов.
Водно-наземная (наземно-водная) среда
Как понятно из самого названия, здесь имеется в виду переходное состояние и тот класс растений, животных и бактерий, которым в определенных рамках дано существовать как в воде, так и на земле.
Примером здесь может стать целый класс земноводных: лягушек, змей, тритонов. Таблица земноводных насчитывает всего около 28 видов на территории России, а вот на Мадагаскаре их аж 247.
Обитатели этой среды отличаются особенным строением как мышечной, так и дыхательной и зрительной систем, что позволяет им нормально чувствовать себя и в воде, и на земле.
Наземная среда
Наиболее заселенный живыми организмами участок биосферы, который характеризуется легким доступом к жизненно важному кислороду и источникам питания. Лучше всего в процессе эволюции к этой сфере существования приспособились позвоночные животные и членистоногие, многоклеточные.
Наземная среда характеризуется большой зависимостью от водных источников и в некоторых местах сталкивается с опасностью высыхания. Здесь постоянно меняется уровень влажности, температура воздуха, наблюдается изменение времени суток, месяцев и лет. Биология наземных существ очень сильно зависит от фактора их территориального нахождения.
Почва
Почвой называется рыхлый поверхностный слой земной коры, который просто переполнен различными организмами. Здесь живет множество существ, которые в процессе переработки веществ в некотором роде и создают грунт. В структуре почвы присутствует вода в больших количествах, газы.
Основные обитатели: беспозвоночные, насекомые, черви, простейшие. Масса одних только беспозвоночных в грунте может достигать невероятного значения – до 50 центнеров на 1 га площади! Один земляной червь пропускает через себя около 9 тонн на 1 га органики, которая в конечном итоге составляет материал для гумуса (основная почвенная ценность для растений).
Экологические факторы мест обитания
На каждый участок окружающей нас природы действуют различные экологические факторы, которые делятся на две большие группы: биотические и абиотические. Первые относятся к живой природе, другие – к неживой. Техногенная деятельность человека действует все сильнее на абиотические факторы мест обитания.
Увеличение температуры окружающей среды, обезвоживание, выкачивание полезных ископаемых в огромных количествах, прочие явления – все это очень сильно влияет на живую природу.
Вырубка лесов, образование огромных карьеров, выращивание искусственных сортов растений, заболачивание почвы – это только малая часть того, к чему приводит социальная деятельность людей.
Местообитание человека
Человечество обосновалось в наземной среде обитания. Но с развитием технического прогресса возникли различные пути воздействия на окружающий мир, которые имеют как плюсы, так и минусы. К примеру, самолеты, космические корабли, лодки открыли человеку доступ до других сфер существования, но в то же время массовая промышленность и неразумная деятельность ведет к гибели и переформатированию всей природы.
Сегодня природная среда обитания человека стремительно разрушается – существует масса проблем, которые этому способствуют. Выбросы автомобильных отработанных газов, огромные свалки, выработанные карьеры и шахты, пластиковые отходы, огромное океанское пятно мусора, размером с Австралию, ядерное оружие – это лишь мизерная часть проблем, которые угрожают существованию человечества.
В качестве заключения отметим, что приспособление людей к меняющимся условиям их среды обитания уже не исправит ситуацию – теперь важно не приспосабливаться к негативным тенденциям, а исправлять их, иначе уже через несколько десятилетий может остро встать вопрос нехватки всех ресурсов: питьевой воды, газа и нефти, чистого воздуха, качественной натуральной еды.
Источник
Основы экологии.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОТВАЖНОЕ» ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ МЕЛЬНИК НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА Цель: проверка и оценка качества знаний и умений учащихся. — выявить и оценить уровень экологических знаний учащихся; — расширить кругозор в области экологии; — сформировать познавательный интерес к новому предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха; — развить учебно- интеллектуальные умения: выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи (развитие логического мышления); — осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе учебной деятельности. Форма мероприятия: соревнование. Класс делится на две группы. Каждой группе выдаются задания. Выполненные задания проверяются жюри . БЛОК 1. Среды жизни организмов на Земле. 1.Перечислите известные вам среды жизни на Земле. 2.Дайте им краткую характеристику. 3.Приведите примеры типичных обитателей различных сред жизни. Характеристики наземно-воздушной среды Характеристики водной среды Характеристики почвенной среды 1. достаточное количество кислорода; 2. бывает нехватка влаги; 3. изменения температуры в течение года. 1. плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха; 2. температура меняется не так значительно; 3. нередкая нехватка кислорода. 1.большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода; 2.температура более ровная внутри, чем на поверхности земли; 3.свет практически не проникает. Из предложенных характеристик сред обитания, выписать в таблицу по три основных: 1. Является самой разнообразной; 2. достаточное количество кислорода; 3. бывает нехватка влаги, для чего ее обитатели (растения и животные) приспосабливаются для добывания, запасания воды. 4.очень разнообразные ареалы (сухие пустыни, высокие горы, влажные леса, холодная Арктика); 5.изменения температуры в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов (осенью опадает листва, перелетные птицы улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую); 6.животные передвигаются по воздуху и по земле. 1. Достаточное количество воды; 2. Плотность воды в 1000 раз больше плотности воздуха; 3.нередкая нехватка кислорода; 4.температура меняется не так значительно; 5. меньшее количество света; 6. организмы могут передвигаться в воде или по дну; 7. приспособления для плавания у животных – плавники (у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). 1.большим количеством воды, углекислого газа, недостатком кислорода; 2.температура более ровная внутри, чем на поверхности земли; 3.свет практически не проникает; 4.обитатели имеют маленькие глаза (или лишены органов зрения), но обладают хорошо развитыми обонянием и осязанием. Поместите в соответствующую среду обитания животных из предложенного списка: дельфин, чайка, страус, акула, орел, ворона, карась, крот, медуза, дождевой червь, личинка майского жука, постельный клоп, бабочка, олень, клубеньковые бактерии, волк, свиной цепень, щука, человек, синица, гидра, клещ собачий. крот, дождевой червь, личинка майского жука, клубеньковые бактерии чайка, страус, орел, ворона, постельный клоп, бабочка, олень, волк, человек, синица, клещ собачий. дельфин, акула, карась, медуза, щука, гидра БЛОК 2.Экологические факторы. 1.Что такое экологический фактор? 2.На какие группы подразделяют экологические факторы? Почему они носят такие названия? 3.Приведите примеры экологических факторов различных групп. К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам: 1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников. 2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами. 3. Окунь поедает мальков. 4. Лягушка питается насекомыми. 5. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти. 6. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку. 7. Клещи питаются только кровью животных. 8. Сосуществование белки и лося на одной территории. 9. Волк поедает зайца. 10. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов. 11. Осушение болот. 12. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов. 13. Борьба хищников одного леса за пищу. 14. Загрязнение пригородного водоёма промышленными стоками. 15. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах. Распределить факторы на три группы: абиотические, биотические, антропогенные. Радиоактивное загрязнение почвы. Поедание малины медведем. Понижение температуры воздуха. Заражение человека вирусом гриппа. Выбросы вредных веществ в атмосферу. Опыление растений насекомыми. Минеральный состав и содержание гумуса в почве Симбиоз бобовых растений и клубеньковых бактерий Эрозия почв в результате загрязнения химическими элементами Лесной пожар, возникший по халатности человека. Абиотические факторы: 3,7,10,11 Биотические факторы: 2,4,6,8 Антропогенные факторы: 1,5,9,12. БЛОК 3. Пищевые сети и пищевые цепи. Что такое пищевая цепь? Какие существуют виды пищевых цепей? Что такое пищевая сеть? Составить цепь питания Трава -> заяц -> лиса Трава -> заяц -> сова Трава -> заяц -> тигр Трава -> заяц -> змея Трава -> олень -> тигр Трава -> мышь -> змея Трава -> мышь -> сова Трава -> мышь -> лиса Трава -> птица -> сова Трава -> птица -> лиса Деревья -> олень -> тигр Листовой опад -> дождевой червь -> крот БЛОК 4. Экологические пирамиды. Что такое экологическая пирамида? Какие процессы в сообществе она отражает? Правило экологической пирамиды – количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу в 10 раз меньшую. 1 уровень на «3» — Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг? 2 уровень на «4» — Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых? 3 уровень на «5» — 1м 2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода). 1 уровень на «3» — На основании правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона ( водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг. (дельфин в цепи четвертый) 2 уровень на «4» — Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений (в кг) съели эти зайцы. 3 уровень на «5» — Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания: планктон→ мелкая рыба→ щука (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м 2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60 % составляет вода. 1 уровень : цепь: планктон – рыба – щука. Ответ: 800 кг 2 уровень: цепь: растение – насекомое – мышь 2 детеныша х (4,5 – 1) = 7 г. Ответ: летучая мышь должна потребить 70г насекомых, что сохранит 700г растений . Определяем процент органического вещества в теле человека: 70 кг • 0,37 = 25,9 кг (26) 1 уровень : цепь: планктон – рыба — рыба – дельфин. Ответ: 300000 кг = 30т 30000х10 3000 х10 300х10 300 Масса волка = 40 – 1 = 39 кг цепь: растение – заяц – волк 390х10 39х10 39 1 заяц – 2кг, а 390 кг зайцев – это 195 штук Ответ: волк съел 195 зайцев, которые съели 3900 кг растений. 3 уровень Какие задачи стояли перед нами в начале урока? Все ли задачи решены? Что нового узнали на уроке? Понравился ли вам урок? Что понравилось\не понравилось в уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? Как бы вы оценили свою работу? Домашнее задание: Придумайте вопросы к кроссворду: Источник |