- Что такое захват для бордюров и для чего его используют?
- Что собой представляет устройство?
- Для каких видов поребриков используют?
- Принцип работы клещей для бордюрного камня
- Разновидности приспособлений
- Ручные
- Электромеханические
- Гидравлические
- Тандем
- ЗКБ и ЗКБС
- Правила применения щипцов
- Как сделать переноску своими руками?
- Что лучше: сделать самому или приобрести готовый?
- Средняя цена
- Заключение
- Нюансы установки дорожных бордюров: пошаговая инструкция по разным видам
- Общие правила и принципы
- Перечень инструментов и оборудования
- Захваты-клещи
- Простой
- Захват-тандем
- Как правильно установить бортовые камни?
- Магистральные
- Гранитный
- Возможные сложности и ошибки
- Средние расценки на укладку профессионалами
- Заключение
Что такое захват для бордюров и для чего его используют?
Монтаж бордюрного камня из бетона или натурального камня – это сложная процедура, которая требует определённых навыков, наличия специального оборудования и инструмента.
Одним из наиболее сложных этапов установки отбортовки считается ручная транспортировка штучных изделий с паллеты в подготовленную для них траншею.
Чтобы упростить процесс перемещения и монтажа бортового камня, профессионалы применяют специальный захват для бордюров.
Что собой представляет устройство?
Захват, клещи или щипцы для бордюров – это ручное, электромеханическое или гидравлическое приспособление для фиксации и транспортировки штучных бортовых камней и упрощения их монтажа. Инструмент изготавливается из высокопрочной стали, а его габариты и сила захвата зависит от массы перемещаемых бортовых камней.
Для каких видов поребриков используют?
Захваты для бордюров незаменимы при монтаже следующих типов строительных конструкций:
Устройство отбортовки между проезжей частью и пешеходным тротуаром на городских улицах – для монтажа дорожных бордюров.
- Строительство скоростных трасс федерального или регионального значения – для устройства магистральных бортовых камней.
- Благоустройство территорий парковых зон, приусадебных участков, дворов и внутрипоселковых проездов – при монтаже садовых бордюров.
- Обрамление пешеходных площадей, либо архитектурных памятников, в центральных частях городов – при монтаже изделий из натурального гранита.
Принцип работы клещей для бордюрного камня
Вне зависимости от типа привода, конструкции, габаритов и других параметров, все захваты для бортовых камней работают по аналогичному принципу:
- В основе ручного изделия лежит принцип рычага, а внешне оно напоминает крупные кузнечные клещи-щипцы.
- При разведении рукояток, расположенных на длинных плечах механизма, раскрываются его фиксирующие части с полимерными накладками для увеличения силы трения.
- Развод щипцов должен быть достаточным, чтобы установить инструмент на бордюрный камень.
- При сведении рукояток, контактные части надёжно зажимают бортовой камень, за счёт возникновения силы трения покоя и механического сцепления двух контактных поверхностей.
- В зафиксированном состоянии, бортовой камень перемещается в нужное место для последующего монтажа.
- При использовании электромеханического или гидравлического инструмента, вместо рукояток прижимное усилие создаёт электродвигатель и редуктор. Приспособления данной категории, как правило, оснащаются траверсой с петлёй для монтажа с помощью грузоподъёмного механизма.
Разновидности приспособлений
В дорожном строительстве используются несколько категорий захватов для бордюров, каждый из которых имеет свои особенности, конструкцию и сферу применения
Ручные
Самые простые и недорогие изделия, работают по принципу линейного рычага, сила захвата зависит от соотношения длин плеча, относительно точки опоры.
Сфера применения:
- проведение ремонтных работ при демонтаже и повторном и монтаже единичных бортовых камней;
- транспортировка садовых бордюров при благоустройстве территорий.
Преимущества:
- лёгкие;
- мобильные и недорогие устройства;
- простота в эксплуатации;
- практические не ломаются и не требуют обслуживания.
Недостатки:
- ограниченная сила захвата;
- сложность монтажа дорожных бортовых камней.
Электромеханические
Мощные изделия, рассчитанные на грузоподъёмность от 10 кг и более. Оснащаются двумя захватами, позволяющими удерживать на весу протяжённый бортовой камень в горизонтальном положении.
Сфера применения:
- дорожное строительство;
- монтаж магистральных бордюров;
- устройство гранитных бортовых камней.
Преимущества:
- повышенная сила захвата;
- высокая скорость монтажа;
- минимальное участие человека;
- обеспечение техники безопасности.
Недостатки:
- зависят от электричества;
- требуют наличия кабельной сети или дизельного генератора, что приводит к дополнительным расходам при эксплуатации инструмента.
Гидравлические
Могут быть электрическими или механическими. Передача и возрастание усилия захвата осуществляется за счёт давления жидкости в поршневой системе. Сила захвата зависит от объёма цилиндров и величины передаточного числа, которая определяется конструкцией механизма.
Сфера применения:
- гранитные бортовые камни с массой более 200 – 300 кг;
- магистральные бордюры;
- при строительстве скоростных автодорог;
- протяжённые тротуары городских улиц.
Преимущества:
- самая высокая сила захвата;
- повышенный КПД каждого механизма, вне зависимости от типа привода.
Недостатки:
- поршневая система требует обслуживания;
- может легко лопнуть либо протечь при физическом износе уплотнителей и шлангов.
Тандем
Одна из модификаций ручного инструмента, предназначенного для установки дорожного бортового камня. Захват осуществляется в продольном направлении, величина развода контактных элементов – до 1000 мм. Рукоятки расположены таким образом, чтобы два человека могли работать одновременно.
Сфера применения:
- дорожное строительство;
- капитальный или локальный ремонт тротуаров;
- благоустройство территорий.
Преимущества:
- простота конструкции;
- повышенная скорость монтажа.
Недостатки:
- требует наличия минимум двух рабочих;
- производительность зависит исключительно от человеческого фактора.
ЗКБ и ЗКБС
Усовершенствованная конструкция механических захватов для бортовых камней. Зажим элемента происходит при вертикальном перемещении крюка грузоподъёмной машины. При подъёме строповочного кольца, шарнирные сопряжения механизма приводятся в действие, обеспечивая автоматическую фиксацию камня.
Сфера применения:
- дорожно-строительные работы;
- устройство магистралей;
- благоустройство городов, посёлков, парков.
Преимущества:
- самая надёжная и эффективная конструкция;
- не зависит от электричества.
Недостатки:
- невозможность регулировки силы прижима;
- малая площадь опоры усложняет перемещение изделий с длиной более 1 метра.
Правила применения щипцов
При использовании захватов для бордюров, важно выбрать устройство с нужной производительностью, грузоподъёмностью, а также учитывать ряд нюансов:
- Стандартный ручной захват следует применять исключительно для монтажа садового бордюра с массой одного изделия не более 40 – 50 кг.
- Ручные щипцы помогают смонтировать ровный бордюрный ряд строго по линии разметки, с укладкой каждого элемента на подготовленную постель из бетона.
- Гидравлические клещи без электропривода обеспечивают надёжную и быструю укладку дорожных бортовых камней марки БР 100.30.15 – БР 100.30.18.
- Электромеханические фиксаторы являются самым практичным инструментом, за счёт 4 точек контакта и наличия траверсы. Допустимая грузоподъёмность превышает 600 кг, что удовлетворяет требованиям по установке магистральных бордюров из бетона или гранита.
- В случае отсутствия электричества, зажим каменных материалов для их транспортировки на монтажный горизонт рекомендуется осуществлять с помощью тандемных клещей, так как два рабочих легко поднимают дорожный бордюр весом 120 кг. Эксперты рекомендуют применять такие двуручные машины при монтаже бордюрного камня с протяжённостью дороги до 100 м.
- Изделия типа ЗКБС являются вспомогательным оборудованием, которое применяется для разгрузки поддона и укладки бортового камня вдоль линии монтажа. Для укладки изделий в проектное положение, такой инструмент не подойдёт, так как он не обеспечивает нужную точность.
Как сделать переноску своими руками?
При самостоятельном монтаже бордюров на дачном участке, собственнику рекомендуется приобрести ручной инструмент. Если такой возможности нет, клещи можно изготовить своими руками. Для этой работы потребуется следующий набор приспособлений, расходных материалов и инструментов:
Рулетка и маркер для снятия замеров и нанесения разметки.
- Стальной прокатный швеллер с шириной от 60 до 80 мм.
- Круглые водопроводные прямошовные трубы с диаметром от 25 до 42 мм.
- Механический трубогиб.
- Дрель со сверлом по металлу.
- Стальной болт с гайкой и несколькими шайбами для оформления шарнира.
- Кусок плоского резинового материала для изготовления поверхности трения.
- Сварочный аппарат для сопряжения швеллера и труб.
- Болгарка с абразивным диском для раскроя материала.
- Гаечный ключ рожкового типа, подходящий под габарит болта.
- Краска по металлу набор кистей, растворитель.
При изготовлении конструкции своими руками из подручных материалов, выполняется следующий алгоритм:
- Оформляется чертёж будущего изделия с замерами и спецификацией.
- Металлические детали замеряются и размечаются перед раскроем.
- Швеллеры и трубы распиливаются, согласно разметке.
- Коротыши из швеллера, предназначенные для оформления контактной плоскости зажима, привариваются к трубам рычагов.
- После сварки должны получиться две зеркальные детали.
- В 5 см от места сопряжения труб с швеллерами сверлятся отверстия в радиусном изделии.
- Металлические детали окрашиваются полимерным покрытием.
- Выжидается время до полной полимеризации краски.
- Два элемента стыкуются между собой.
- В соосные отверстия продевается болт, который впоследствии затягивается гайкой и контргайкой.
- Рукоятки обматываются полимерной лентой, например, для теннисной ракетки, либо изоляционными материалами.
- Резиновый материал раскраивается и приклеивается на концах швеллеров.
- Конструкция тестируется в рабочем положении.
Для повышения срока службы инструмента, собранного своими руками, необходимо смазать шарнирное соединение машинным маслом.
Что лучше: сделать самому или приобрести готовый?
При покупке или аренде готового ручного захвата для бордюра, потребитель получает ряд преимуществ:
Заводское изделие отвечает требованиям техники безопасности.
- При изучении паспорта качества, потребитель точно знает грузоподъёмность прибора.
- Надёжные крепления шарнира методом холодной деформации исключают поломку устройства при эксплуатации.
- Удобные захваты обеспечивают комфорт без травмирования рук при длительной эксплуатации.
В то же время, далеко не каждое заводское приспособление отвечает требованиям по обеспечению качества и надёжности. В связи с этим, самодельный инструмент также имеет немало достоинств:
- Потребитель самостоятельно выбирает прочные трубы с толстыми стенками, которые не подвергаются деформациям.
- Шарнирное соединение может быть выполнено с помощью закалённого метиза, который выдерживает до нескольких тонн.
- Экономия средств, так как потребитель платит только за материал.
- Приобретение нового навыка в изготовлении ручного механического инструмента.
Эксперты рекомендуют использовать самодельное оборудование, при условии качественной сборки и обеспечения повышенной безопасности во время работы.
Средняя цена
В зависимости от технических характеристик, бренда, страны производства, габаритов и других параметров, розничная стоимость бордюрных захватов может отличаться в десятки раз. В среднем, на строительных рынках, инструмент рассматриваемой категории можно приобрести по следующей стоимости:
Ручное изделие с грузоподъёмностью до 100 кг – от 3500 – 4500 руб.
- ЗКБ (до 150 кг) – от 5500 – 6000 руб.
- ЗКБС (до 400 кг) – от 9000 – 12000 руб.
- Тандем, продольный (до 200 кг) – от 7500 – 9500 руб.
- Гидравлический (до 2 тонн) – от 80 000 руб.
- Электромеханический, 4-контактный – от 120 000 руб.
Указанные выше расценки являются усреднёнными, но каждый производитель ведёт собственную ценовую политику, которая складывается из множества факторов, включая маркетинговую составляющую.
Заключение
Захват для бордюров применяется при необходимости монтажа протяжённой линии благоустройства территории, либо дорожного полотна с пешеходным тротуаром. В зависимости от массы камня, производительности и грузоподъёмности, клещи бывают ручные, либо тандемные, электромеханические или гидравлические.
Каждое изделие, представленное на рынке, отличается качеством изготовления, функциональностью, надёжностью и ценой. При устройстве садовых бортовых камней на дачном участке, собственник объекта может изготовить такой захват своими руками из швеллера и трубы.
Источник
Нюансы установки дорожных бордюров: пошаговая инструкция по разным видам
Дорожный бордюр — это обязательный элемент магистральных городских и внутриквартальных дорог. Он выполняет несколько важных функций.
Прежде всего, защитную, сохраняя дорожное полотно и рядом расположенную зеленую зону от разрушения и обвалов, а также разграничивает дорожную инфраструктуру на самостоятельные зоны: тротуары, въезд, автостоянки, остановки, заправки и парковки.
Для того чтобы дорожное полотно функционировало свыше 20 лет, бордюрные камни должны устанавливаться с четко обозначенными нормативными производственными характеристиками и в соответствии с технологической картой монтажа.
Общие правила и принципы
Установка дорожных бордюрных камней производится по проекту строительства автомобильной дороги, в ходе которого определяется нужный тип камня и технология установки. Расчет производится согласно климатических и геологических характеристик местности и объемов работ.
Технология установки бордюрных камней должна обеспечить их надежность, чтобы выдержать внешнюю рабочую нагрузку, которая возникает на границы раздела тротуара и дорожного полотна за счет заклинки поверхностного слоя из асфальта или дорожной плитки.
Для этого бордюр укладывают на жесткое основание на дне траншеи из мелкозернистого бетона не менее В15 и М200, песка и щебенки.
Требования для использования стройматериалов под основания дорожного и магистрального бордюрного камня:
- щебень 20 — 40 мм, по дробимости не менее M600;
- бетон мелкозернистый не менее В15 и М200;
- песок I-го класса.
Установка дорожного бордюра должна быть произведена не позже чем за 72 часа до начала работ по устройству основного покрытия дороги, чтобы бетонная обойма и швы набрали требуемую прочность.
Общие принципы установки бордюрного камня для дорожного покрытия:
геодезическая разбивка канта дорожных бордюров;
- установка земляного ящика;
- устройство подстилающего слоя;
- установка бетонных или гранитных камней;
- герметизация межбордюрных швов цементным составом;
- заделка земляных пазух.
Земляной ящик шириной 0,6 м устраивают ручным способом при небольших объемах и автогрейдером при строительстве автодороги большой протяженности. Выравнивающий слой должен быть не менее 10 см. Его подвозят автосамосвалами, разгружают в 3-5 местах у траншеи и автогрейдером смещают песок в земляной ящик. Распределение основания по траншеи выполняют ручным способом.
Перед монтажными работами камни должны быть очищены от загрязнений, располагают их на основание по нанесенным отметкам. Вначале нивелиром/тахеометром ставят маячковые камни лицевой поверхностью, натягивают шнур по стальным кольям, забитых у маячных камней по верхней кромке, и только потом выставляют остальные элементы, проверяя их горизонтальность.
Перечень инструментов и оборудования
Монтаж бордюрных конструкций может устанавливаться как ручным способом, для элементов до 1 м, так и механизированным, поэтому список оборудования во втором случае будет существенно большим.
Для выполнения работ по устройству бордюров механическим способом потребуется:
- Аренда автотранспорта: автогрейдер, автокран, самосвал.
- Бетономешалка.
- Нивелир с нивелирными рейками и рулетка.
- Металлические штыри или деревянные колья, для натягивания разметочного шнура.
- Захваты-клещи для переноски бордюров.
- Мастерок, кельма и шпатель для раствора и герметизации межбордюрных швов.
- Молоток.
- Лом.
- Лопаты.
- Емкости на бетонного раствора.
- Защитная лента для ограждения.
- Сигнальные метки для ограждения рабочей зоны.
- Щебень М 600 до 40 мм.
- Бетон В15.
- Камни бортовые.
- Пиломатериал.
- Цементный раствор М 50.
Захваты-клещи
Эти приспособления обязательны при перемещении ограждения до 1 м, весом до 200 кг.
В этом случае захват одного бордюра выполняют несколько человек, а приспособление помогает не только распределить нагрузку между исполнителями, но и устанавливать камень ровно и точно по разметке.
Захваты-клещи помогают снизить трудозатраты на укладку дорожного камня и снизить травматизм на рабочем месте. Такое приспособление универсальное, может использоваться для переноски любого другого тяжелого штучного стройматериала.
Современные модификации захватов способны работать в тандеме с другой строительной техникой и оборудованием, что позволяет поднимать более тяжелые бордюры длинной свыше 1 м и весом свыше 200 кг, например, гранитные или ЖБ магистральные камни.
Ниже описаны популярные захваты-клещи которые можно использовать для укладки дорожных бордюров.
Простой
Даёт возможность ставить бордюрные элементы, а не переволакивать их. Захват не имеет кронштейнов, прижимание создаётся благодаря усилиям, созданными руками человека. Рычаги замыкаются вследствие поворота клещевых ручек. В этом случае, создается дуга захвата 40-45 см. При том, что само приспособление имеет вес примерно 5 кг, но бордюры может поднять до 200 кг.
Обладает наивысшей функциональностью. Может переносить тяжелый дорожный бордюр и другие дорожно-строительные материалы длинной до 1 м и весом более 150 кг, например, водоотводные лотки. Гидрозахват допускается применять с разнообразным оборудованием и транспортом в виде навесного оборудования. От их гидросистемы подается питание для захвата.
С гидрозахватом нужно обращаться осторожно, первоначально щипцы кладут на камень, после направляющие необходимо раздвинуть их по длине, при этом прижимы располагают симметрично, чтобы случайно не разломать бордюр. Ротатор подключают к оборудованию, которое создает давление крепко зажимая изделие в захвате, после чего погрузчик или другой грузоподъемный транспорт переносит камень в зону установки.
Захват-тандем
Педназначается для парного применения, функционирует по технологии продольного захвата. Клещи замыкаются на бордюре по торцам. Инструмент довольно тяжелый, его вес до 15 кг, но может монтировать бордюрные элементы до 200 кг. Благодаря альтернативному удержанию по торцам, защищается лицевая часть бордюра от случайного повреждения.
Наиболее популярный инструмент в дорожном строительстве и, предназначены для тяжеловесных конструкций, работает в блоке с грузоподъёмной автотехникой. Отличительная черта конструкции — наличие монтажного кольца. При подъеме щипцов, подъемные щёки захлопываются, создавая усилия в соответствии с весом бордюра.
Как правильно установить бортовые камни?
Для правильной установки бордюров нужно знать проектное расположение камня — в один уровень с тротуарным покрытием или выше. От этого будет зависеть глубина траншеи.
Для грунтов с сезонным пучением в обязательном порядке должна выполняться укладка выравнивающего слоя.
Базовые этапы в процессе укладки дорожного бордюра:
Прежде чем инсталлировать тротуарный бордюр, разбивают трассу колышками и шнуром и обозначают монтажную линию лицевой стороны бордюра, которая должна быть повернута к покрытию.
- Наносят на колышки отметку расположения грунта и бордюрного основания. По верхней линии расположения бордюра протягивается шнур. Уровень наклона выбирается в соответствии с геологическими особенностями грунта.
- Глубина траншеи под установку камней определяется проектом, обычно верхняя линия бордюра возвышается над покрытием на 3 см, что предотвращает попадание атмосферных вод из газона на тротуар.
- Для уплотнения основания можно использовать виброплиту, в этом случае предварительно ширину траншеи выполняют равной ширине виброплите.
- Выравнивающий слой выполняют из щебня 20 мм толщиной около 10 см. При трамбовке она уменьшится на 1/4, что надо учитывать до начала работ.
- Цементный раствор приготавливают из цемента М400 в соотношении Ц:П:Щ= 1:2:3.
- Его заливать необходимо не полностью, а по частям, по мере выравнивания бордюра и осаждение до проектного уровня, зафиксированного шнуром.
- Выравнивают верхнюю плоскость камня резиновым молоточком и деревянной киянкой, чтобы не повредить поверхность бордюра.
- Укладывают бетон с лицевой части внизу бордюра.
- Осуществляют обратную засыпку грунтом траншейных пазух и уплотняют грунт.
- Выполняют уплотнение швов между бордюрами с применением цементного раствора в 2 стадии: вначале обмазываются более плотным раствором М 400 в соотношении Ц:В=1:2 с консистенции сметаны, а в верхнее отверстие заливают более жидкий раствор Ц:В=1:4.
- Подготовленный стык укрывают полиэтиленом.
На практике существуют определенные технологические нюансы для разных вариантов дорожного покрытия и бордюров, изготовленных из разнообразных материалов, например, магистральных и гранитных камней.
Это объясняется, тем, что при больших объемах работ и значительном весе бордюров, потребуется применение грузоподъемной техники, поэтому при их установке нужно придерживаться определенных процедур. Разберем нюансы установки в зависимости от видов ограждений.
Магистральные
Такие бордюры, как правило, имеют монтажные петли, которые нужно после завершения работ отгибать книзу. Для того чтобы обеспечить на стыках бордюров одинаковые зазоры 5 мм, работают с фиксатором зазоров, Г-образным железным шаблоном, который накладывается на торец поставленного бордюра.
Следующий элемент размещают таким образом, чтобы торцевая поверхность его упиралась в торец с фиксатором уже установленного бордюра. Через 40 м выполняют компенсационный шов для расширения, в него вклинивается строганная доска 20 мм, соответствующая профилю бордюра.
Гранитный
При установке на участке от 40 м нужно окончательно выверить камни по длине и высоте. В необходимых случаях потребуется приподнять бордюр автокраном, выправить его положение и опустить, когда гранит займет проектное положение.
Не допускается проводить планировку основания под гранитным камнем, поднятым краном или другим подъемно-транспортным устройством.
В это время бордюр должен отводится от траншеи и зоны, в которой находятся люди. При установке камней, на стыке между ними не должно быть уступов.
Возможные сложности и ошибки
Несмотря не кажущуюся простоту, установка бордюрных камней довольно сложная работа, требующая точности выполнения нормативных процедур и наличие опыта исполнения работ у монтажников.
Ошибки и сложности при выполнении строительно-монтажных процедур начинаются у исполнителей, когда они приступают к работам без проекта и геодезических исследований.
Наиболее частые ошибки, которые допускаются исполнителями в процессе установки бордюрных камней:
- При разбивке трассы и установлении уклона в траншее не учтена геология участка.
- Недостаточный слой основания под укладку камня.
- Слабый цементный раствор под основание менее М200.
- Глубина траншеи не соответствует проектному показателю.
- Не производилось уплотнение основания.
- Не выполнено выравнивание верхней плоскости бордюрной конструкции.
- Не выполнено уплотнение и произведена некачественная засыпка пазух грунтом.
- Не выполнено уплотнение швов.
Средние расценки на укладку профессионалами
Для того чтобы установить полную стоимость укладки дорожных бордюров, необходимо учитывать стоимость единичного изделия, длину трассы и стоимость монтажных работ.
Стоимость бортовых камней зависит от размеров, материала и технологии производства, в среднем по регионам она составляет за 1 п.м.:
Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 420 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 470 руб.
- Вибропрессование, серый, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 490 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 550 руб.
- Бордюр железобетонный, Д= 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1260 руб.
- Бордюр железобетонный, Д= 6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм,1530 руб.
- Бордюр гранитный, Д= 1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 2380 руб.
Стоимость монтажных работ зависит от объемов укладки и типоразмера бордюра, в перечень операций входят, как подготовительные, так и основные работы, включая вывоз строительного мусора.
Средняя стоимость монтажных работ по установке дорожных бордюров за 1 п.м.:
- Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 520 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=150 мм, 580 руб.
- Вибропрессование, серый, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 620 руб.
- Вибропрессование, цветной, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 670 руб.
- Бордюр железобетонный, Д 3000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 700 руб.
- Бордюр железобетонный, Д=6000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1050 руб.
- Бордюр гранитный, Д=1000 мм, Ш= 300 мм, В=180 мм, 1380 руб.
Заключение
Монтаж дорожных бордюров выполняют в ходе строительства или реконструкции магистральных, городских и внутриквартальных дорог для разграничения проезжей и тротуарной части транспортной инфраструктуры.
Процесс установки довольно сложный, поэтому лучше к этим работам привлекать квалифицированных монтажников, использовать грузоподъемную технику и оснастку, тогда работу можно выполнить качественно, а установленные бетонные бордюры прослужат не менее 20 лет, а гранитные и того более от 50 лет.
Источник