Комплекс жертвы у ребенка как избавиться

Синдром жертвы ( Виктимность , Виктимогенный синдром )

Синдром жертвы – это психологический феномен, характеризующийся чувством беспомощности и перекладыванием ответственности на окружающих. Формируется как поведенческая стратегия для преодоления стрессовых и травмирующих ситуаций. Основные симптомы – жалость к себе, пессимистический взгляд на будущее, обвиняющая позиция. Диагностика проводится с помощью клинической беседы, наблюдения и психодиагностических опросников. Лечение психотерапевтическое, основано на поведенческих методах, корректирующих самооценку и поведение.

МКБ-10

Общие сведения

Синдром жертвы становится глобальной социально-психологической проблемой. Он распространяется среди отдельных людей и охватывает обширные социальные группы – слои, этносы, государства. Поведение, свойственное «жертве», изучается психологией, психиатрией, криминалистикой и педагогикой. Синонимичные названия – виктимность, виктимогенный синдром. Эпидемиологические показатели наиболее высоки среди уязвимых групп населения – малообеспеченных слоев, подростков, женщин.

Причины

Виктимное поведение является одной из стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Оно формируется под влиянием ряда внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов. Основная задача позиции жертвы – сохранить психическое равновесие в критических и неопределенных ситуациях, снизить переживание страха и тревоги. К причинам развития синдрома жертвы относятся:

  • Гиперопека. Чувство беспомощности, неумение нести ответственность за свои поступки часто является результатом неправильного воспитания – чрезмерной опеки родителями. Избыток внимания, заботы и готовность выполнять все действия за ребенка формируют в нем зависимость, неспособность справляться с трудностями.
  • Пропаганда «жертвенности». В некоторых религиозных и морально-философских учениях страдание рассматривается в позитивном ключе, например, как способ очищения души. Умение терпеть трудности является положительным качеством, а роль жертвы поощряется.
  • Травмирующие события. Несколько тяжелых стрессовых ситуаций, следующих одна за другой, провоцируют подавленность, утрату веры в собственные силы. У человека возникает ощущение, что он не способен влиять на события. Чтобы защитить собственную психику от чрезмерных негативных эмоций, он перекладывает вину на судьбу, случай или окружающих.

Патогенез

В процессе жизни в психике человека формируются определенные эмоционально-поведенческие паттерны, позволяющие преодолевать сложные ситуации. В зависимости от пережитого опыта и личностных ресурсов вырабатывается та или иная стратегия совладания, или копинг-стратегия. Синдром жертвы – одна из них. Попадая в ситуацию стресса, человек занимает пассивно-оборонительную позицию по отношению к другим людям и обстоятельствам.

Анализ поведения «жертвы» позволяет увидеть, как минимум, два приспособительных механизма. Первый – это отсутствие прямой агрессии или защиты, оберегающее от конфронтации с другими. Второй – провокация чувства жалости у окружающих, манипуляция ими через демонстрацию страданий, беззащитности. Таким образом, человек-жертва оберегает себя от конфликтов и активно пользуется ресурсами людей (психологической и материальной поддержкой, защитой).

Нередко положение жертвы впервые принимается человеком во время переживания психической травмы, когда окружающие начинают проявлять сочувствие и предлагать помощь. Получение поддержки, покровительства и внимания оценивается как положительный опыт. Уровень негативных переживаний снижается. В дальнейшем синдром жертвы закрепляется в поведении, становится типичной реакцией.

Симптомы

Ключевое проявление синдрома жертвы – прямое или косвенное обвинение окружающих в собственных бедах. «Жертва» не признает вины, не берет на себя ответственность за негативные события – болезни, ссоры, расставания. Но всегда отмечает свою заслугу в благоприятных исходах сложных ситуаций. Внутреннее переживание беспомощности, склонность жалеть себя, проявляется манипулятивным поведением. В присутствии такого человека другие люди начинают ощущать вину за свое благополучие.

Читайте также:  Клещ который давно присосался

Человек фокусируется на проблемах и неприятностях. Страданием и горем привлекает внимание окружающих. Причитания, самообвинения часто носят демонстративный характер, а вовсе не стимулируют к проявлению волевых качеств. «Жертве» свойственно переживание тревоги и страха, пассивность, нестабильная самооценка.

Типичный пример – алкогольная созависимость. Большинство женщин, чьи мужья злоупотребляют алкоголем, имеют синдром жертвы. Они обвиняют супругов в неспособности прекратить употреблять спиртное, терпят его поведение (ругань, побои) в пьяном состоянии, но при этом поддерживают зависимость, оплачивая долги мужей, позволяя им опохмелиться, сохраняя в доме алкоголь.

Осложнения

Синдром жертвы может проявляться в течение многих лет и не приводить к каким-либо негативным последствиям. Данная личностная позиция иногда оказывается удобной для человека и его окружения. Однако пассивность, зависимость и повышенная тревога могут стать причиной неудовлетворенности жизнью. «Жертва» часто упускает возможности, изменяющие жизнь к лучшему.

Постоянный страх перед будущим, пессимистическая оценка перспектив способствуют развитию депрессии. Она плохо поддается лечению, так как сами пациенты слабо мотивированы на выздоровление. У большинства имеются проблемы при межличностном взаимодействии: друзья отдаляются, чтобы не стать объектами манипуляций, члены семьи пытаются помочь, но их старания малоэффективны.

Диагностика

Люди с синдромом жертвы чаще всего становятся пациентами врачей-психотерапевтов и психиатров. Они обращаются с жалобами, характерными для невротических и неврозоподобных расстройств – тревожность, подавленность, плаксивость, страхи. Синдром жертвы рассматривается как одно из проявлений психического заболевания или состояния дезадаптации, спровоцированного стрессом.

В ходе беседы и наблюдения врач выявляет специфические симптомы – избегание ответственности, обвинение других людей, демонстрация страданий, пессимизм. Для получения более объективной информации об особенностях поведения пациента используются психодиагностические тесты. Они представлены личностными опросниками, основанными на принципе самоотчета. Наиболее распространенные:

  1. Способы совладающего поведения. Методика разработана Р. Лазарусом. При синдроме жертвы определяются высокие показатели шкал «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», низкие значения по параметрам «Положительная переоценка», «Принятие ответственности», «Планирование решения проблемы».
  2. Диагностика копинг-стратегий. Тест Э. Хайма помогает определить индивидуальный стиль борьбы со стрессом. Автор выделяет адаптивные и неадаптивные, когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии. У «жертв» преобладают такие копинги как смирение, диссимуляция, отступление.
  3. Опросник способов копинга. Адаптированная методика Е. Битюцкой, в основе которой лежат исследования Р. Лазаруса. Синдром жертвы подтверждается при выявлении тенденции к избеганию проблем, поиска помощи у социального окружения, неспособности переоценить ситуацию положительно.

Лечение синдрома жертвы

Помощь пациентам включает различные направления психотерапевтической работы. Независимо от используемого метода, на первом этапе необходимо осознание позиции жертвы, признание ее негативных сторон и формирование мотивации к изменению поведения. Очень часто люди отрицают наличие у себя беспомощности или стремления избегать ответственности. Положительных изменений удается добиться после нескольких сеансов индивидуальной и/или семейной психотерапии.

На втором этапе лечения используются методы, направленные на изменение установок и поведения личности, повышение стрессоустойчивости. Вырабатываются адаптивные стратегии, базирующиеся на имеющихся личностных ресурсах. Для этого могут применяться следующие методы:

  • Когнитивно-поведенческие. Психотерапевт вместе с пациентом анализирует его жизненные ситуации, выделяет деструктивные установки. Разрабатывает новую стратегию поведения, помогает реализовать ее в жизни.
  • Психодрама. Данный метод позволяет пациенту максимально объективно увидеть неэффективность роли жертвы, опробовать новые способы взаимодействия с людьми. Групповая работа дает возможность понять отношение окружающих к жалобам, демонстрации страданий, обвинениям.
  • Арт-терапия. В последних исследованиях как ресурс для устранения неэффективной поведенческой стратегии рассматривается способность к творчеству. Создание нового, ощущение свободы в выражении себя стимулирует инициативу для решения проблем и принятия ответственности.
Читайте также:  Как избавиться от травы во дворе навсегда

Прогноз и профилактика

Синдром жертвы поддается психотерапевтической коррекции, но стойкость полученного эффекта во много зависит от мотивации самого пациента, его желания проявлять волевые качества, быть ответственным и самостоятельным.

Профилактику стоит начинать в детском возрасте. Воспитание должно быть ориентировано на развитие способности делать выбор, принимать решения и реализовывать их. Важно хвалить ребенка за успехи, а при неудачах помогать анализировать собственные ошибки, искать способы их предупреждения в будущем.

Источник

Мышление жертвы: как уберечь от него ребенка

Семь способов предотвратить развитие у ребенка комплекса жертвы и виктимного поведения

Очень важно научить ребенка принимать личную ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как ведет себя, чтобы он шел по жизни, не считая себя жертвой плохих людей и неблагоприятных обстоятельств. Даже тогда, когда ребенок сталкивается с трудностями, давайте ему возможность проявлять психологическую устойчивость и мужественно переносить свои неудачи.

Если вы видите наличие у ребенка тревожных признаков развития комплекса жертвы или хотите предотвратить его отношение к себе в стиле «бедный я», используйте семь шагов, описанных в данной статье, чтобы способствовать укреплению уверенности ребенка в своих силах.

1. Создавайте семейные традиции благодарности

Благодарность удерживает от жалости к себе. Проводите время с ребенком в разговорах о том, за что вы ежедневно благодарите судьбу. Даже когда вы сталкиваетесь с трудностями, демонстрируйте пример признательного отношения.

Создавайте ежедневные семейные традиции, которые помогут вашему ребенку осознать все то, за что он должен испытывать чувство благодарности. Вот несколько идей:

  • во время ужина попросите ребенка рассказать о лучшей части его дня;
  • перед сном попросите его назвать три хороших события, которые произошли сегодня;
  • создайте дома стенд благодарности и добавляйте записи о том, за что вы благодарны сегодняшнему дню.

2. Учите ребенка преобразовывать негативное мышление

Некоторые дети имеют более мрачное и пессимистичное видение мира, чем другие. Но с небольшой помощью они могут узнать о том, что их негативные мысли не всегда верны, а зачастую и вовсе являются ошибочными.

Помогайте ребенку «успокаивать» его негативное мышление, находя исключения из правил. Если он говорит: «Я никогда не делаю ничего интересного», напомните об интересных занятиях, в которых он недавно участвовал. Если он говорит: «Я никому не нравлюсь», укажите ему людей, которые его любят.

3. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями

Научите ребенка бороться с такими неприятными эмоциями, как страх, тревога, гнев и печаль. Дети, обладающие здоровыми навыками управления эмоциями, реже воспринимают свои мелкие неудачи как большие катастрофы. Ребенок, который уверен в своей способности справляться с разочарованием, покидая детскую площадку, не станет утверждать, что жизнь к нему несправедлива.

Дисциплинируйте поведение вашего ребенка, но не его эмоции. Пусть он знает, что его эмоции нормальны, естественны и правомочны, но важно уметь справляться с ними социально приемлемым способом. Учите ребенка грамотно выражать свои чувства и не позволяйте ему жалеть себя каждый раз, когда он расстраивается.

Читайте также:  Как избавиться от головной боли за 1 минуту

4. Учите ребенка навыкам решения проблем

Дети, которые не владеют навыками решения проблем, чаще исповедуют пассивный подход к жизни. Ребенок, который не знает, как выполнить домашнее задание по математике, может смириться с плохими оценками, даже не пытаясь найти решение. А ребенок, который не вошел в состав футбольной команды, может сделать вывод, что он ужасный спортсмен.

Учите ребенка решать проблемы. Ребенок, который, сталкиваясь с трудностями, принимает необходимые меры, вряд ли когда-либо будет рассматривать себя в качестве беспомощной жертвы. Дети с хорошими навыками решения проблем не позволяют маленьким неудобствам превратиться в большие препятствия.

5. Учите помогать другим людям

Дети часто думают, что их проблемы самые большие в мире. Покажите им, что есть много других людей, с гораздо бо́льшими проблемами, тем самым вы поможете детям увидеть, что каждый человек в этой жизни сталкивается с трудностями. Помощь другим людям демонстрирует ребенку, что, независимо от его возраста и от тех проблем, которые он испытывает, он способен быть полезным кому-то еще.

Ребенок может работать волонтером на кухне для бездомных, помогать пожилому соседу при работе во дворе или участвовать в проекте по сбору средств на какое-то доброе дело. Пусть ваш ребенок регулярно принимает участие в общественных работах, чтобы он понимал, как можно сделать мир лучше.

6. Учите навыкам ассертивности*

Говорите ребенку о том, что он не должен быть пассивной жертвой. Если другой ребенок вырывает игрушку из его рук, помогите своему малышу научиться спокойно и вежливо требовать ее обратно. Если в школе его дразнит другой ребенок, учите ребенка достойно отвечать, что отобьет у обидчика желание продолжать, или же если другой ребенок пинает или толкает вашего, научите его обращаться за помощью к учителю.

Дети с развитыми навыками ассертивности могут сказать уверенно и четко: «Не делай так» или «Мне не нравится то, что ты делаешь». Воодушевите вашего ребенка использовать такие слова, и вы уменьшите вероятность того, что он станет жертвой.

7. Демонстрируйте способы справиться со сложными ситуациями

Наглядный пример – это прекрасный инструмент обучения, потому что дети учатся лучше всего тогда, когда у них есть возможность практиковать свои навыки воочию. Помогайте ребенку учиться избегать мышления жертвы, демонстрируя ему способы действия на упреждение развития ситуации в неблагоприятном направлении.

Вместе с ребенком участвуйте в постановочных, ролевых играх, чтобы заблаговременно научить его тому, как улучшить ситуацию. Например, если он говорит, что никто не играет с ним на переменах, помогите ребенку практиковать приветливое обращение к другим детям с просьбой поиграть с ними. Помогите ему осознать, что существует множество способов того, как он может активно решать проблемы, и тогда ребенок вряд ли будет считать себя беспомощной жертвой.

* Ассертивность — поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей