- Комплекс неполноценности: как перестать чувствовать себя ниже других?
- Что мешает нам воспринимать себя, как равного другим людям?
- Как с этим быть?
- Практические способы работы с чувством неполноценности
- Истоки чувства неполноценности
- Как справиться с чувством неполноценности
- Чувство неполноценности как с ним бороться
Комплекс неполноценности: как перестать чувствовать себя ниже других?
Иллюстративное фото: Pixels.com
Неуверенность в себе бок о бок соседствует с ощущением, что другие люди важнее и значимее вас, что вы не достойны любви, уважения и внимания окружающих. Это в корне неверная установка. У каждого человека есть свои сильные стороны и тонкие, уязвимые места, свои достоинства и свои – нет, не недостатки – ограничения. Поэтому не стоит ставить себя ниже окружающих. На самом деле вы ничем не хуже других – ценность у всех людей равная.
О том, как справиться с внутренним критиком и перестать ощущать себя хуже других, рассказывает психолог Александра Середа в своем Instagram-блоге.
По словам эксперта, если мы выросли в среде, где не получили достаточного одобрения, поддержки и признания собственной значимости, то можем чувствовать себя и во взрослом возрасте «ниже» других людей.
«Это ощущение «я ниже других» нормально в детском возрасте, но во взрослом превращается в серьезный тормоз для развития личности», — говорит психолог (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)
Что мешает нам воспринимать себя, как равного другим людям?
Рассмотрим признаки этого ощущения «я ниже других»:
- Потребность в постоянном внешнем одобрении.
- Страх неодобрения.
- Постоянная тревога и беспокойство в равной степени, по значимым и незначимым поводам.
- Избегание любого риска.
- Страх неудачи.
- Чувство собственного ничтожества.
- Желание превосходства над другими.
- Соревновательность в отношениях с партнером.
- Отсутствие понимания собственной жизненной нормы.
- Несформированные личные границы.
- Неспособность брать на себя ответственность и принимать решения.
- Ограниченный принятыми извне правилами образ мышления.
- Склонность к слепому следованию мнению большинства.
- Импульсивность в поведении.
- Непринятие авторитетов.
- Склонность к депрессии.
- Пассивно-агрессивное поведение.
- Склонность сравнивать себя с другими.
- Склонность выискивать недостатки в себе и других людях.
- Склонность идеализировать других людей.
«Можно ли сказать, что такой человек действительно управляет своей жизнью? Сомневаюсь. Мы все где-то в подсознании принимаем убеждение о том, что все люди равны, но не каждый может вынести тяжесть своего равенства перед другими.
Мы можем идеализировать выдающихся людей, которые чего-то добились в жизни, но они такие же обычные взрослые люди, которые делают свое дело.
Нам может казаться, что мы должны сделать что-то весомое или великое, чтобы встать в один ряд с другими взрослыми людьми. Но ощущение себя ниже других может провоцировать такой страх действия, который не позволит нам даже выбрать свое дело», — предупреждает эксперт.
По словам специалиста, в основе перфекционизма, спасательства, самопожертвования, и других деструктивных проявлений, всегда лежит попытка доказать себе и другим свою ценность. Все это лишь способы компенсировать свою «неполноценность.»
Как с этим быть?
«Пока человек не разберет свои привычные схемы, пока не откажется от кривой линейки, которой вы измеряет свою ценность, компенсаторную стратегию оставить не получится.
Если вы находите свое отражение в этом списке, то вам может быть важно работать над собой, чтобы менять эти установки и модели поведения, принимая новые: «я важен и нужен, как и другие люди.
Я имею полное право на то, чтобы быть собой, заниматься своим делом и проживать свою жизнь», — подытожил эксперт.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник
Практические способы работы с чувством неполноценности
Такой популярный термин, как “комплекс неполноценности”, ввел австрийский психоаналитик Альфред Адлер (1870-1937). Начались исследования в этом направлении с изучения органической неполноценности и механизма ее компенсации. Кульминацией научного интереса стали исследования психологического чувства неполноценности. В этой статье, рассуждая о сути изысканий Альфреда Адлера, мы рассмотрим коннотацию понимания “чувства неполноценности”.
Истоки чувства неполноценности
Итак, назвать себя действительно счастливым и довольным собой и своей жизнью человеком могут немногие. Да и есть ли необходимость ежедневно задаваться философскими вопросами о счастье?
Мы создаем для себя идеализированную цель полной адаптации, а затем боремся за ее достижение, как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности [4].
Здесь уже не до рассуждений. Происходит борьба – независимо от того, подчинена ли повседневная деятельность фиктивным целям, сформулированным стереотипами, о чем пишет Альфред Адлер в работе “Невротическая конституция”. Или, как нам кажется, ею руководят осознанные порывы, боремся мы за них или отступаем.
Но только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире, как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами [3].
Как правило, трудности и социальные проблемы провоцируют развитие чувства неполноценности, которое присуще каждому. Это совсем не указывает на то, что вы неуверенный в себе или не смелый человек. Или на то, что те люди, которые чувствуют себя в мире, как дома, о которых писал Адлер, вымышленные и просто не могут существовать. Дело в том, что чувство неполноценности может как строить препятствия, так и мотивировать человека на конструктивные достижения.
Индивидуальная психология Адлера основывается на исследовании конкретных примеров поведения и их последствиях. Он, как психолог, транслировал свой жизненный опыт на исследуемое поле. Из биографии ученого известно, что в детстве Адлер перенес не одну серьезную болезнь. Вероятно, стремление быть таким же, как другие дети, быть включенным в коллектив — является примером, когда чувство неполноценности стимулирует желание жить и развиваться. Так, он полагал, что применимые к ребенку объяснения в необходимости семьи возможно применить к обществу вообще.
Слабость, по причине которой ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человека жить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не в состоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид [3].
Безусловно, стремление к общности является движущим началом для индивида. Тем не менее, в условиях необходимости включения человека в социальную жизнь и разворачиваются баталии компенсации и чувства неполноценности.
Карен Хорни – исследователь, который принадлежит к важным фигурам в развитии социально-психологических теорий личности, акцентировала в своей работе “Невротическая личность нашего времени” внимание на значении окружающей социальной среды.
Каждый человек понимает, что в границах того, что считается нормальным, имеются вариации. Такая вариация имеет место, например, вследствие половых различий, поскольку они существуют в обществе, как это имеет место и в западной культуре, где считается, что мужчины и женщины обладают разными темпераментами. Проявление сверхозабоченности и страха перед приближающейся старостью для сорокалетней женщины является «нормальным», в то время как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком [1].
В контексте же нашей темы – это доступный пример того, как с общепринятым пониманием нормальности уживается и чувство неполноценности. Более того, такое понимание его провоцирует. Человек сравнивает себя с другими людьми или какими-либо стандартами – и если он не соответствует им или они ему чужды, ощущает свою неполноценность. Другая сторона — чувство превосходства, когда человек испытывает потребность быть лучше других.
Как справиться с чувством неполноценности
Чтобы справиться с чувством неполноценности, прежде всего, нужно освободиться от стереотипов. А с этим можно разобраться, только прибегая к философскому вопросу, с которого мы начали: доволен ли я собой, счастлив ли я? Адлер выделял понятия жизненной цели и стиля жизни. Так, сознательно поставленная жизненная цель помогает справиться с чувством неполноценности. Жизненная цель проецирует светлое будущее, неуверенность или неприятности преодолеваются в стремлении достигнуть ее, что и трансформируется в стиль жизни.
Но ведь все не так просто. Казалось бы, кто знает больше человека, что ему нужно? Тем не менее, скрытые цели, которыми мы руководствуемся бессознательно, могут быть разрушительны. К примеру, Адлер заметил, что невротики часто ставят фантастические цели о превосходстве, уделяя им больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Невроз – это зачастую конфликт между подавленными желаниями и социальными нормами. Поэтому так важно обозначить действительно свои цели, абстрагируясь от «нормальных», общепринятых.
Карен Хорни пишет, что невротиками в обществе считают тех людей, которые отличаются от остальных отношением к жизни:
Например, мы будем склонны считать невротичной девушку, предпочитающую ничем не выделяться, отказывающуюся от получения более высокой оплаты и не стремящуюся к достижению более высокого положения, или художника, зарабатывающего всего 30 долларов в неделю и предпочитающего довольствоваться малым вместо того, чтобы трудиться и стремиться к большему. Причина, по которой мы будем называть таких людей невротичными, заключается в том, что большинство из нас знакомо только с таким образцом поведения, который подразумевает стремление преуспеть в жизни, опередить других, заработать больше того минимума, который необходим для нормального существования [1].
Парадокс в том, что заимствуя общепринятую модель поведения, игнорируя истинные желания и следуя поставленным не нами целям — мы испытываем чувство неполноценности. То же случается, если мы не подавляем свои желания, а следуем им, но не находим отклика в обществе.
В подобном ключе Фромм рассматривал проблему свободы. Как суметь быть собой, быть свободным и при этом оставаться частью общества? Он усмотрел компромисс в возможности свободной реализации личности.
Спонтанная активность – это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte – сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы понимаем не «делание чего-нибудь»; речь идет о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле [2].
Каждый из нас способен жить спонтанно. Но прежде нужно ответить на вопрос: что действительно делает меня счастливым?
Второй способ избавиться от чувства неполноценности сугубо практический и видеться нам наиболее эффективным как в отношении затраченного времени, так и в отношении результативности. Этот способ заключается в планомерной и систематической работе по методике депрограммирования «ТС» [5].
В основе этой системы ( ТС ) лежит идея об избавлении от стереотипов с помощью постепенной их «проработки» и для того, чтобы система себя полностью раскрыла, может потребоваться немало времени, однако первые мощные результаты можно получить уже в течение нескольких месяцев.
Список литературы:
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. Питер, 2013.
- Фромм Э. Бегство от свободы. АСТ, 2015.
- Адлер А. Наука жить. Port-Royal, 1997.
- Фрейджер Р., Фейдимер Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
- Дмитрий Леушкин Турбо-Суслик. Брутальная скоростная система — ISBN 978-5-9573-2948-0
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Источник
Чувство
неполноценности
как с ним бороться
Нравится Вам или нет, но.
Но сама идея быть полноценным, скорее, имеет абсурдный характер,
идея быть полноценным, скорее, не реальна к исполнению.
Быть полноценным, наполненным – возможно?
Быть полноценным значит быть наполненным, не нуждающимся.
Значит быть абсолютно не нуждающимся.
Вы можете быть либо полноценным, либо неполноценным.
Это законы логики.
Я пытаюсь сказать Вам, уважаемый читатель, что человеком, которым ни в чем не нуждается быть сложно.
Так или иначе Вы будете нуждаться в кислороде, пище, в том, чтобы билось Ваше сердце.
Уже по этому называться полноценным, не нуждающимся Вы не можете.
В принципе.
Что за ересь и бред? О чем я вообще? Какой кислород?
Я повел куда-то в сторону? – Отнюдь.
Ересью и бредом, уважаемый читатель,
считать, что чтобы чувствовать себя наполненным и полноценным
нужно состоять в правильных отношениях,
нужно работать в правильном месте,
иметь правильное количество денег,
иметь хорошие оценки окружающих,
путешествовать несколько раз в год,
кататься на той машине,
носить ту одежду,
И прочее прочее.
Основная проблема,
с которой нужно работать, уважаемый читатель,
заключается в том, что «кто-то» посчитал с какого-то перепугу,
с какой-то стати, что ему чего-то не хватает,
что ему чего-то нужно.
Единственным выходом из данной «петли» будет
признание своей неполноценности, будет признание в том, что некоторые горизонты недостижимы, а некоторые препятствия или условия непреодолимы.
Откуда это берется?
С одной стороны, как верно указано в статье
– чувство неполноценности по-сути заставляет двигаться вперед, достигать.
С другой – не указано, что человека в принципе нельзя воспитать полноценным.
Человек рождается и он, например, полностью зависим от родителей, они его боги.
Накормят ли его родители — зависит от воли родителей.
Будет хорошо себя вести получит чупа-чупс.
От воспитателей, учителей, преподавателей, соседей, работодателей, коллег, детей – зависит очень многое.
Они, порой, имеют вес не меньший, чем имеют родители.
Так уж выходит когда все вокруг только и говорят о том,
что Вам чего-то нужно, что Вам чего-то не хватает
– В это несложно поверить. В это сложно не_поверить.
Как научиться выдерживать это давление?
По-настоящему проблема неполноценности разрешается путем признания этой неполноценности.
Но для этого нужна особенная философия,
и это не про философию терпилы.
Источник