- Трехколесный мотороллер муравей — обзор
- Устройство и технические параметры
- Основные недостатки мотороллера и его модернизация
- Мотороллер Муравей — основные характеристики, достоинства и недостатки, регулировка сцепления своими руками
- Подвески
- Электрооборудование
- Коробка передач Муравья
- Тормозная система
- Мотороллер Муравей: регулировка сцепления своими руками
- Плюсы и минусы мотороллера Муравей
- Технические характеристики легендарного советского мотороллера Муравей
- Общая информация
- Технические характеристики
- Прицеп
- Преимущества
- Обслуживание и ремонт
- Инструменты
- Диагностика
- Обслуживание мотороллера
- Ремонт
Трехколесный мотороллер муравей — обзор
Мотороллер Муравей выпускался на Тульском машиностроительном заводе с 1959 по 1995 год. Его модификация или как сейчас принято говорить, рестайлинг, был проведен в 1983 году и обновленная версия получила обозначение Муравей 2М 01. Долголетие этому необычному трехколесному транспортному средству принесли, прежде всего, положительные качества, среди которых необходимо выделить:
- универсальность;
- доступная стоимость;
- простой ремонт;
- компактность;
- маневренность.
Мотороллер ТМЗ Муравей был первым грузовым экземпляром мотоциклетной техники, серийно выпускаемой в СССР. Наличие грузовой платформы позволяющей перевозить 250 кг груза со скоростью 60 км/ч сделали Муравья очень востребованным. Достаточно отметить сферы, в которых он применялся:
- Перевозки внутри города, в том числе небольших партии продуктов для ресторанов, кафе и столовых.
- Внутризаводские перевозки, когда небольшие партии тех или иных комплектующих перемещались между производственными цехами.
- Транспортировка малых объемов строительных материалов, особенно в городских условиях.
- Выполнение перевозок внутри закрытых помещений, прежде всего сельскохозяйственного назначения (тепличные хозяйства, птицекомплексы, животноводческие фермы).
Для различных модификаций мотороллера ТМЗ Муравей применялись четыре варианта кузова:
- открытый;
- открытый уменьшенный (устанавливался на грузопассажирском варианте);
- тент;
- фургон.
Самым существенным недостатком необходимо отметить отсутствие какого-либо комфорта для водителя, который был вынужден проводить за рулем мотороллера практически весь рабочий день. Особенно трудно было работать в зимнее время, так как в отличие от двухколесных мопедов, скутеров и мотоциклов грузовой мотороллер Муравей эксплуатировался на госпредприятиях и зимой.
Устройство и технические параметры
Устройства мотороллера Муравей было довольно простым и состояло из следующих основных частей:
- двигатель;
- рама;
- трансмиссия и подвеска;
- электрооборудование;
- тормозная система;
- кузов.
Такая простая конструкция мотороллера Муравей 2М 01 и его широкая унификация с двухколесной моделью Тулица (Тула) позволяла владельцам выполнять ремонт самостоятельно.
Мотороллер ТМЗ Муравей имел следующие технические характеристики и эксплуатационные параметры (в скобках приведены данные для модификации мотороллера Муравей 2М):
- Привод – 3х2.
- Грузоподъемность – 0,25 т (0,28 т).
- Двигатель:
- тип – бензиновый двухтактный,
- зажигание – электронное;
- количество цилиндров – 1,
- объем – 0,20 л,
- вариант охлаждения – принудительное воздушное,
- мощность – 11,0 л. с. (12,5 л. с.),
- карбюратор – К-36Г,
- топливо – смесь бензина с маслом (1/33).
- Габаритные размеры:
- база – 1,78 м,
- длина – 2,68 м,
- ширина – 1,25 м,
- высота – 2,16 м,
- колея – 1,05 м,
- дорожный просвет – 0,12 м.
- Коробка передач:
- тип – механический,
- количество передач – 4,
- задняя передача – через реверс-редуктор,
- способ переключения – ножная педаль.
- Общие данные:
- масса – 0,24 т,
- максимальная скорость – 60 км/ч, (62 км/ч),
- объем топливного бака – 13,0 л,
- расход топлива – 6,2 л, (6,0 л),
- размер колес – 4,00–10.
Основные недостатки мотороллера и его модернизация
Мотороллер Муравей, как и любая техника, кроме своих положительных качеств обладал и недостатками. При этом имеющиеся недостатки можно было отнести как конструкционным, изначально заложенным в устройстве, так и к эксплуатационным, возникающим в процессе работы техники.
По отзывам владельцев к конструкционным недочетам, которые требовали переделки или наиболее частого выполнения ремонта того или иного узла, следует отнести:
- неудачная схема электрооборудования мотороллера, часто приводящая к выходу из строя составляющих (дина-стартера, реле-регулятора, катушка зажигания) особенно дождливую погоду;
- непроработанное устройство КПП зачастую с некачественной заводской сборкой приводили к вылету во время работы 2 или 3 передачи. Для устранения владельцам приходилось изучать устройство самой коробки, а также как правильно разобрать, а затем собрать КП после ремонта;
- небольшая разница в уровнях топлива между баком и камерой карбюратора приводила при малом наличии топлива в баке к работе на обедненной смеси или остановке двигателя.
Наиболее распространенными эксплуатационными недостатками считаются:
- неустойчивое зажигание на Муравей требующее частых регулировок;
- малый срок эксплуатации тормозных колодок;
- потеря гидравлической жидкости амортизаторами, требующая для ремонта разборки, заправки и сборки амортизаторов;
- нарушение работоспособности электрооборудования дина-стартера под воздействием грязи, воды, пыли. Ремонт выполнялся разборкой-сборкой, прозванием электросхемы с поиском и заменой вышедшего из строя элемента;
- возникновение трещин в раме;
- течь масла в КПП.
Очень часто, владельцы, приобретя опыт эксплуатации мотороллера Муравей, проводили модернизацию. Но прежде чем приступить к реализации изменений решались следующие вопросы:
- Сколько это будет стоить?
- Как будет выглядеть измененный Муравей?
- Как найти и собрать необходимые материалы для модернизации?
- Сколько будет весить мотороллер после переделки и как это повлияет на технические характеристики?
- Сколько уйдет времени на переделку?
После получения положительных ответов на данные вопросы выполнялись работы по изменениям. Мотороллер Муравей тюнинг, которого позволял придать ему дополнительные свойства, сводился к следующим основным переделкам:
- Установка самосвального кузова для перевозки сыпучих грузов.
- Изменение дизайна внешнего вида.
- Монтаж сцепного устройства, позволяющего работать с различными прицепными и полуприцепными устройствами и оборудованием.
Универсальность, стоимость и ремонтопригодность позволили мотороллер ТМЗ Муравей сравнивать по объемам выпуска и популярности с таким лучшими советскими моделями мототехники, как тяжелый мотоцикл М 72 Урал и легкий дорожный мотоцикл для села Минск 125.
Источник
Мотороллер Муравей — основные характеристики, достоинства и недостатки, регулировка сцепления своими руками
Главными особенностями двигателя «Муравья» является:
- Система запуска, которая могла осуществляется с помощью:
- Ручного кикстартера;
- Электрического кикстартера.
- Принудительное охлаждения двигателя
Насос в его карбюратор не встроен — всё подаётся само собой. Большой плюс: к качеству топлива «Муравьи» абсолютно неприхотливы.
Подвески
Передняя и задняя подвески у «Муравья» рычажного типа. Передняя отличается прочностью и надежностью, срок службы – не один десяток лет. Задняя подвеска – независимая. Заднее колесо приводится в движение благодаря редуктору, который находится в центре заднего моста.
Электрооборудование
В качестве аккумулятора во всех моделях стоят две параллельно соединённые батареи в 6 Вольт, но многие ставят на мотороллер одну батарею на 12; хуже функционировать от этого он не станет. Самые отчаянные закрепляют на кузове автомобильный аккумулятор и утверждают, что работать «Муравей» стал даже лучше. Тут уже решать вам, но если решите заменить, то не волнуйтесь — электрическая схема мотороллера «Муравей» совершенно несложная.
Коробка передач Муравья
Коробка передач у «Муравья» механическая, рычаг переключения скоростей находится с левой стороны под ногой водителя.
Сборка коробки передач у мотороллера жёсткая, но невероятно крепкая; наличие задней передачи позволяет маневрировать на узких парковках, дорогах или при выборе оптимального места для установки груза. Всего у него 4 передачи, которые переключаются вверх
Обратите внимания на то, что для включения нейтральной передачи нужно нажать рычаг переключения вниз.
Тормозная система
Оба тормоза («барабаны») механического привода, которые вместе с подвеской на поперечных рычагах спрятаны под прицеп на железной раме. К ним легко попасть в случае поломки — можно просто перевернуть агрегат на бок и открутить защитный лист металла, чтобы начать ремонт. Спереди стоит длинная рычажная вилка.
Говоря о тормозной системе, стоит отметить, что передний тормоз – ручной с тросовым приводом, а задний – ножной, с приводом от тяг.
Мотороллер Муравей: регулировка сцепления своими руками
Как и другая любая техника мотороллер “Муравей” может выходить из строя и нуждаться в ремонте. Но благодаря своему строению, починку можно вполне произвести самостоятельно.
Сцепление “Муравья” одно из слабых мест мотороллера, которое нуждается в частой регулировке и замене троса.
Внимательно понаблюдайте за сцеплением, так как неполадки можно условно разделить на 2 основные причины:
- Сцепление ведет. В данном случае возможны проблемы:
- трос расплелся, заржавел или перегнулся;
- регулировочные гайки слишком затянуты;
- большой свободный ход рычага;
- кривые диски.
- Сцепление буксует. Возможные причины:
- Трос расплелся, заржавел или перегнулся;
- Регулировочные гайки нуждаются в дополнительной затяжке;
- Отсутствует свободный ход рычага;
- Кривые диски.
В любом случае, если наблюдаются проблемы со сцеплением нужно проверить состояние троса:
- Если при визуальном осмотре он не перегнут и не повреждён, то стоит смазать его маслом. Для этого вам понадобится смесь бензина и масла, разведенная один к одному. С помощью шприца налейте эту смесь в оболочку.
- Если трос перегнут или поврежден, то тут выход один – меняем на новый.
При необходимости приступаем к проверке и регулировки гаек сцепления.
Инструкция к регулировки гаек сцепления:
- Откручиваем контргайку регулировочного винта;
- С помощью отвертки немного выкручиваем регулировочный винт;
- Закручиваем обратно до момента, когда почувствуете, что он в что-то уперся;
- Зажимаем контргайку;
- На руле ищем рычаг сцепления – нажимаем, в тоже время следим за нажимным диском. Он не должен отходить с перекосом. Если отходит, тогда следует с помощь отвертки отрегулировать соответствующие гайки, пока диск не будет перемещаться перпендикулярно ровно оси корзины
- На двигателе ищем регулировочный болт свободного хода рычага сцепления – подкручиваем его так, что бы свободный ход составлял 5-10мм.
Плюсы и минусы мотороллера Муравей
Несмотря на очень скромные технические достоинства, есть у устройства ещё пару козырей.
- Двигатель включается с помощью стартера как на автомобилях. Всё благодаря встроенным кик- и дина-стартерам;
- Он легче, чем мотоцикл, оснащенный коляской и более вместителен;
- Очень маневренный. Радиус поворота составляет всего 3,5 метра, что позволяет лавировать в узких сельских улочках или в старых районах городов;
- Приятная цена. Она варьируется от 30 до 40 тысяч рублей; соотношение цены и качества для мотороллера «Муравей» очень достойное;
- Простота ремонта. Со строением этого советского мотороллера разберётся даже новичок без просмотра обучающих видео, а достать до всех деталей можно просто перевернув агрегат на бок. Такая доступность позволяет осуществлять починку в любом месте и в любое время, что, согласитесь, незаменимо.
Но и дополнительные минусы у грузовых мотороллеров, конечно, имеются:
- Частые поломки. Несмотря на советскую сборку «на века», 25-летний стаж работы выдержит далеко не каждый иностранный трицикл. Осложняется ситуация ещё и тем, что новых деталей на территории России уже не достать, а в Китае водится далеко не самые качественные запчасти.
- Слабая проходимость по вязкому грунту. Из-за своего внушительного, даже без груза, веса, «Муравей» может просто не выбраться из песков или грязи на проселочных дорогах. Про нерасчищенный снег говорить вообще не стоит.
- Невозможность тюнинга. Косметический ремонт такой техники никто не делает, максимум меняют основной узел, когда оригинальный не подлежит починке. Но если очень хочется, то можете взять тюнинг мотороллера «Муравей» на себя.
Несмотря на свои недочёты, такой грузовой скутер — отличный помощник на дачном участке или в поселковой местности, и если вы выберете мотоцикл «Муравей», то по-любому не прогадаете.
Источник
Технические характеристики легендарного советского мотороллера Муравей
Настоящим сокровищем тульского машиностроительного завода им. Рябикова стал мотороллер Муравей. В постсоветское время эта модель была подзабыта, но в последние годы поклонники раритетной мотоциклетной техники могут с гордостью констатировать: легендарный грузовой мопед триумфально возвращается на рынок.
Сегодня мотороллеры Муравей, стоимость которых более чем демократична, предназначаются для индивидуальных нужд поклонников советской техники. Достаточно широко они эксплуатируются в сельской местности, на дачных участках.
Общая информация
Советский грузовой мотороллер имеет надежный металлический трайк, выполненный в виде платформы, имеющей задний борт. Трайк Муравья достаточно вместителен. Грузоподъемность платформы составляет 250 килограммов, что позволяет активно использовать мотороллер Муравей в хозяйственных нуждах. Так, грузовой мотороллер позволяет перевозить:
Мототехника отличается маневренностью и неприхотливостью. В гараже мотороллер Муравей занимает примерно столько же пространства, сколько и громоздкий мототранспорт с коляской. Радиус поворота Муравья составляет около 3,5 метров.
Характеристики мотороллера Муравей
Зимой грузовой мопед функционирует при помощи смеси моторного масла М6/3-10Г/1 и бензина А-76, а летом ему требуется марка М8В.
Если сравнивать мотороллер Муравей с колясочным мотоциклом, то по части эксплуатационного расхода топлива преимущества будут на стороне первого. Грузовой мопед «съедает» 8 литров/100 километров. Также он намного легче мотоцикла с коляской — его вес составляет 240 килограммов.
Технические характеристики
Советский мопед, не так давно пользующийся большой популярностью, имеет следующие технические характеристики:
- Длина — 2680 миллиметров.
- Ширина — 1250 миллиметров.
- Высота — 1075 миллиметров.
- Сухая масса — 240 килограммов.
- Грузоподъемность — 250 килограммов.
- Скорость — 25-35 километров в час.
- Тип двигателя — 2-хтактный, мощность составляет 11 л/с.
- Трансмиссия — 4-хступенчатая коробка передач.
- Тормоза имеют диаметр 15,0 сантиметров. Барабанные, на каждом колесе привод механический.
Многие поклонники советской мототехники искренне убеждены, что технические характеристики Муравья практически ни в чем не уступают характеристикам западных моделей.
Прицеп
Трайк для современного Муравья можно изготовить и самостоятельно. Помимо этой модели, самодельный трайк подойдет также для колясочного мотоцикла.
Стандартный трайк представляет собой соединение:
- рамы коляски (бокового прицепа);
- выгнутого из стальной трубы кронштейна (Г-образный);
- хомутов (2 шт.);
- трубчатых подкосов.
Изготавливая трайк, важно следить за тем, чтобы оболочка кузова не трогала кронштейн. Для того, чтобы придать раме больше жесткости, требуется приварить косынку, выполненную из стали.
Самодельный трайк предполагает наличие сварного каркаса прицепа. Также трайк должен иметь легко открывающийся и свободно снимающийся задний борт. Борта и днище кузова зашиваются досками (шпунтованными строганными).
Трайк должен быть оснащен актуальными свето-приборами: поворот-указателями, габаритными огнями и фонарями стоп-сигнала.
Преимущества
Советский мопед обладает солидным багажом разнообразных преимуществ. Современные знатоки мотоциклетной техники отмечают:
- оснащение задним ходом, благодаря которому улучшается маневренность машины;
- наличие дина-стартера;
- наличие кик-стартера.
Благодаря этому включить двигатель Муравья можно при помощи стартера (как на автотранспорте).
Обслуживание и ремонт
Благодаря небольшому весу, этот мопед, при необходимости, можно «уложить на боковую» даже в одиночку. Также, учитывая то, что дисковые колеса Муравья состоят из 2-х стянутых болтами половин, заменить поврежденную шину довольно просто. Для соединения камеры и запасной покрышки необходимо разъединить части демонтированного колеса.
Ремонт мотороллера Муравей
Инструменты
Для того чтобы качественно отремонтировать советский мопед, потребуются следующие инструменты:
- двусторонние гаечные ключи (комплект), 4-22 миллиметра;
- отвертки — 3 шт. (большая, средняя, малая);
- молотки, 2 шт. (100 и 300 грамм);
- щипцы комбинированные;
- деревянная палочка;
- кусачки;
- плоскогубцы;
- торцовые ключи (4 шт.);
- бархатные напильники — 2 шт. (плоские).
Диагностика
Мотороллер Муравей должен регулярно проходить техобслуживание. Это необходимо по двум причинам:
- Это позволит повысить эксплуатационные характеристики и тем самым сделать модель более надежной и выносливой.
- Своевременная диагностика позволит владельцу столь раритетной мототехники, как мотороллер Муравей избежать ДТП.
К сожалению, далеко не каждый владелец такой советской редкости, как мотороллер Муравей регулярно посещает сервис. Нередко на ремонт поступает уже полностью «убитая» техника.
Обслуживание мотороллера
Профессиональное обслуживание Муравья представляет собой ряд операций, при помощи которых мотороллер остается в безупречном состоянии. Мотороллер Муравей нуждается в:
- ежедневной чистке;
- мойке;
- смазывании;
- смене масла;
- регулировке тормозов и прерывателя;
- смене отработанных покрышек.
Если обслуживание не будет регулярным, мотороллер Муравей затребует капитального ремонта, что подразумевает серьезные финансовые и временные вложения.
Ремонт
Если мотороллер требует срочной замены поврежденной или изношенной детали, то не обойтись без ремонтных работ.
Важно помнить, что ремонтировать мотороллер должен только высококвалифицированный специалист, под рукой у которого всегда имеются необходимые инструменты.
Советский мотороллер в большинстве случаев подвергается одному из трех видов ремонта:
Если мотороллер нуждается в текущем ремонте, то это не требует особых временных затрат и съема большого количества деталей. Если мотороллер Муравей требует среднего ремонта, то владелец должен позаботиться относительно разборки двигателя или некоторых элементов ходовой части. Если же мотороллер Муравей испытывает необходимость в капитальном ремонте, то это означает, что пришла пора полностью разобрать ходовую или двигатель и заменить все изношенные детали. Во избежание рисков, не имея достаточной квалификации, капитальный ремонт должно поручить опытному специалисту.
Источник