ЕГЭ. Русский язык. Тест №61
ЕГЭ. Русский язык. Тест №61
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №61»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1) 1942 год был для Ленинграда очень трагичным: к голоду добавилось нашествие крыс. (2) Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление о доставке в Ленинград кошек, (…) вскоре четыре вагона пушистых питомцев прибыли в полуразрушенный город. (3) Коты ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс и спасли жителей города.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Коты спасли Ленинград от нашествия крыс, которое произошло во время блокады города.
2) Кошка считается священным животным в Санкт-Петербурге.
3) После нашествия крыс в голодном 1942 году коты ценой больших потерь спасли жителей города.
4) В Ленинград в 1943 году было доставлено четыре вагона кошек.
5) Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово БОЛЬШИХ в предложении (3). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
БОЛЬШÓЙ ая, ое; больше, больший.
1. Значительный по размерам, по величине, силе. Б. дом. Большая радость. Большая земля (материк). Большая буква (прописная).
2. Значительный, выдающийся; обладающий в высокой степени тем качеством, к-рое заключено в значении определяемого существительного. Большая победа. Б. поэт. Б. плут.
3. Взрослый (с точки зрения ребёнка), а также (о ребёнке) вышедший из младенческого возраста, подросший (разг.). Когда вырасту б. (т.е. когда стану взрослым). Слушаться больших (сущ.). Сын уже б., в школу пойдёт.
4. То же, что многочисленный (в 1 знач.). Большая родня.
5. Появляющийся, находимый или производимый в большом количестве. Большая вода (в половодье). Большая нефть.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты позвОнишь мозаИчный пУрпур договОр
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Футбольные фанаты перед матчем НАДЕВАЮТ шарфы с символикой команды.
Перед ними расстилалась БОЛОТИСТАЯ местность, на холме возвышался замок Баскервилей.
Музыка Бетховена очень проникновенна и ЧУВСТВИТЕЛЬНА.
Наш факультет расположен в ГЛАВНОМ корпусе университета.
Снежная Королева жила в высоком ЛЕДЯНОМ дворце.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Вместо подготовки к экзаменам Катя часто проводила время у монитора компьютера, бездумно листая новостную ленту, просматривая фотографии знакомых и незнакомых людей, новые музыкальные клипы, словом, летая в облаках.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ праздник
с ПЯТЬЮСТАМИ заданиями
в ПОЛУТОРАСТАХ километрах
по ВОЗВРАЩЕНИИ из Москвы
МЕНЕЕ ДОБРЫЙ человек
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Надо побыстрее сдавать экзамены и поступить в институт.
2) В исторических картинах 1890-х г. Суриков вновь обращается к национальной истории, останав-ливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа.
3) И дерзкая непокорность стрельцов во время их казни, и старообрядческий фанатизм опальной боярыни Морозовой, и стоическая отрешенность ссыльного Меншикова в Березове Сурикову была близка и понятна.
4) Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.
5) В начале зимы 1868 г. Суриков с двумя попутчиками тронулись в возке по ямскому тракту.
6) Учитель рисования Васю быстро заприметил и стал осторожно развивать явные способности мальчика.
7) Мы помним и заботимся о своих ветеранах.
8) Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков открыто стремился преодолеть условности академического искусства с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы.
9) Гринёв вспоминал, что мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ред…ктировать, к…лбаса, с…бака
2) см…нать, заст…лить, заг. реться
3) прик…снуться, пром…кательный, выпл…вка (металла)
4) зан…мать, р…стовщик, выг…рки
5) бл…стательный, заж…гать, выд…рать (с корнем)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр…права, пр…рогатива, пр…ступление
2) с…змала, пост…ндустриальный, супер…нтересный
3) во…делать, бе…бедный, ра…глашать
4) двух…ядерный, с…едобный, кон…юнктура
5) бе…фокусный, не…груженный, не…держанный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) холщ…вый, деш…вый
2) ч…каться, реч…нка
3) усидч…вый, плюш…вый
4) прикле…л, коричн…ватый
5) кумач…вый, (стану) врач…м
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он) помн…т, (доктор) вылеч…т
2) вид…мый (горизонт), (ты) стел…шь
3) знач. мый, увид…нное
4) (мельник) мел…т (зерно), шепч…шь
5) вылет…шь, высп…шься
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Никогда слава (НЕ)ПРИДЕТ к тому, кто сочиняет дурные стихи.
Два года тому назад начались в квартире ничем (НЕ)ОБЪЯСНИМЫЕ происшествия.
Худшего (НЕ)СЧАСТЬЯ, чем лишение разума, нет на свете.
Это был (НЕ)КТО иной, как профессор Стравинский.
Никем (НЕ)ПЕРЕБИВАЕМЫЙ, Иван говорил все с большим жаром и убедительностью.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на технический сбой, мне ВСЕ(ЖЕ) удалось связаться со станцией.
(С)НАЧАЛА Матвей сказал, что зашел на минутку, а потом оказалось, что он (НИ)КУДА не спешил.
ЧТО(БЫ) вы ни пожелали, все (НЕ)МЕДЛЕННО будет исполнено.
Ученый (В)ТЕЧЕНИЕ суток наблюдал за ходом эксперимента, ЧТО(БЫ) потом написать подробный отчет о результатах исследования.
(ЗА)ТЕМ вы явились в ресторан в одном белье и побили КОГО(ТО).
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В громадной, до крайности запуще(1)ой передней, слабо освещё(2)ой малюсенькой угольной лампочкой, под высоче(3)ым краше(4)ым потолком на белё(5)ой стене висел велосипед без шин, а на деревя(6)ой лакирова(7)ой полке лежала поноше (8)ая зимняя шапка, и дли(9)ые ее уши свешивались вниз.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В дверях появилась все та же женщина и оба поднялись ей навстречу.
2) Все это время ручку двери крутили и дергали и слышны были крики курьерши.
3) Иван работал усердно и перечеркивал написанное и вставлял новые слова и даже попытался нарисовать Понтия Пилата.
4) Издалека появилась пугающая туча с дымящимися краями и накрыла бор.
5) Тоска начала покидать Ивана тотчас после укола и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В приемную клиники (1) недавно отстроенной под Москвой на берегу реки (2) вышел человек с острой бородкой и (3) облаченный в белый халат.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят ( 4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж . Да что? моей судьбой,
Сказать (5) по правде (6) очень
Никто не озабочен.
Отца и мать мою (7) едва ль(8)
Застанешь ты в живых .
Признаться (9) право (10) было б жаль
Мне опечалить их . (М. Ю. Лермонтов)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Прокуратор в затенённой от солнца шторами комнате имел свидание (1) с каким-то человеком (2) лицо (3) которого было наполовину прикрыто капюшоном.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
Елена пережила много горя за последний год (1) и (2) когда он подошёл к концу (3) и все друг друга поздравляли с Рождеством (4) она с облегчением вздохнула (5) словно распрощалась с личным врагом.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Мамаев курган – самый большой комплекс в мире, посвященный Великой Отечественной войне. (2) Возвышенность находится в центре Волгограда, на правом берегу Волги. (3) На Мамаевом Кургане установлен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». (4) Его расположение неслучайно – в период войны тут велись жесточайшие сражения. (5) Победа в сложном сражении досталась большой ценой – больше миллиона людей погибло, а город почти полностью был разрушен (6) Вдоль серпантина захоронены останки 35 тысяч воинов – защитников Сталинграда. (7) Это место потрясает эмоционально – каждый посетитель проникается осознанием величия подвига солдат. (8) Гордость комплекса – скульптура «Родина-мать зовет!». (9) Это самый большой монумент в мире, изображающий женщину: в высоту он достигает 85 метров.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Затишье стало постепенно возвращать к жизни измученного Глечика. (2)Как ни тоскливо и безнадёжно было ему оставаться одному, но он почувствовал, что придётся стоять до конца. (3)Безразличный к самому себе, не спеша, пренебрегая опасностью, боец ходил по траншее и готовил оружие.
(4)Немцы, залёгшие на пригорке, почему-то молчали, но не отходили; то и дело появляясь возле берёз, что-то высматривали. (5)Вскоре, свернув с дороги, в поле выехали несколько машин с орудиями на прицепе. (6)Глечик понял: гитлеровцы что-то замышляют. (7)Но прежнего страха он уже не испытывал. (8)На миг в его душе шевельнулось злорадство при виде этих многочисленных приготовлений врага против него, одного.
(9)В сознании необычайно отчётливо предстала ничтожность всех его прежних, казалось, таких жгучих обид. (10)Теперь всё казалось ему каким-то очень далёким и удивительно никчёмным, ничтожно мелким в сравнении с гибелью тех, кому больше, чем себе, поверил он и с кем сжился. (11)Да, видно, гибель товарищей была для него первым после смерти отца действительно самым огромным несчастьем.
(12)Подсознательно он чувствовал, что, пережив это, стал иным, уже не прежним робким и тихим. (13)Что-то новое, мужественное и твёрдое, властно входило в его душу.
(14)Между тем из деревни в поле выехала вереница немецких машин. (15)Они подались в объезд, в сторону лощины. (16)На пригорке появилось несколько орудий – враги определённо готовились к штурму переезда. (17)Глечику так хотелось жить! (18)Пусть в стуже, голоде, страхе, хоть в таком кошмарном аду, как война, – только бы жить.
(19)Прищурив глаза, он посмотрел на солнце: оно было ещё высоко и не торопилось на встречу с ночью, так необходимой бойцу. (20) В тот же миг до слуха его донеслись удивительно тоскливые звуки, отчего он ещё выше запрокинул голову, всматриваясь в поднебесье. (21)Потом улыбнулся и с непонятной, неожиданно сладкой болью в душе долго смотрел в небо. (22)Там, медленно продвигаясь под облаками и надрывно курлыкая, летела в неведомую даль коротенькая цепочка журавлей. (23)В истерзанной душе бойца ожили полузабытые ощущения далёкого детства. (24)Глечик сдерживался, чтобы не расплакаться, – спазмы непонятной обиды то и дело сжимали его горло. (25)Он долго смотрел вслед стайке родных с детства птиц. (26)И когда его глаза уже едва нащупывали в серой подоблачной выси маленькую живую чёрточку, с неба донёсся второй тревожно-отрывистый звук, полный печали и тоскливого зова: (27)«Курл. Курл. Курл!.» (28)Вдогонку за исчезнувшей стаей, из последних сил перебирая крыльями, словно прихрамывая, на небольшой высоте летел отставший, видно подбитый, журавлик. (29)От его почти человеческого отчаяния Глечик вздрогнул. (30)Что-то созвучное своим страданиям услышал он в этом его крике, и гримаса боли и жалости искривила круглое мальчишеское лицо. (31)А журавль звал, бросал в воздушную бесконечность напрасные звуки тревоги, махал и махал ослабевшими крыльями, устремляясь вперёд своей изогнутой шеей. (32)Но догнать стаи он уже не мог. (33)Поняв это, Глечик обеими руками схватился за голову, заткнул уши, напрягся, сжался в комок. (34)Так, в неподвижности, он сидел долго, сбитый с толку этой безудержной журавлиной тоской. (35)Потом отнял от ушей руки, и, хотя в небе уже никого не было, ему всё ещё слышался исполненный отчаяния журавлиный крик. (36)Одновременно в душе его росли и ширились родные образы из того далёкого прошлого, которое уходило от него навеки. (37)Охваченный властной силой воспоминаний, он не сразу заметил, как откуда-то возник тяжёлый танковый гул. (38)Боец очнулся, когда на пригорок, зажав в клещи дорогу, выползло стадо чудовищ с крестами на лбу. (39)Вокруг загрохотала, задрожала земля. (40)Соскочив с бруствера, Глечик схватил единственную гранату, прижался спиной к дрожащей стенке траншеи и стал ждать. (41)Он понимал, что это конец, и изо всех сил сдерживал в себе готовое прорваться наружу отчаяние, в которой необоримой жаждой к жизни бился далёкий призывный журавлиный крик…
(По В.В. Быкову)
*Быков Васи́ль (Василий) Владимирович (1924–2003) – белорусский писатель
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Глечик очень боялся последнего боя, потому что ему отчаянно хотелось жить.
2. Крик раненого журавля пробудил в душе героя воспоминания о прошлом.
3. Несмотря на жажду жизни, Глечик мужественно ждал предстоящего боя.
4. Первым самым огромным несчастьем для героя была смерть отца.
5. Глечик остался совсем один против отряда немцев, его товарищи дезертировали.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 9-11 представлено рассуждение.
2) Предложение 20 объясняет содержание предложения 19.
3) В предложениях 31 и 32 представлено повествование.
4) В предложениях 39-40 представлено повествование.
5) В предложениях 17-18 представлено описание.
24. Из предложений 9-11 выпишите синонимы.
25. Среди предложений 28-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «В отрывке из повести «Журавлиный крик» В. Быков описывает чувства и мысли молодого солдата Глечика накануне неминуемой гибели. Отчаяние героя автор раскрывает при помощи таких тропов, как (А) ______ (например, «безудержной тоской» в предложении 34, «призывный крик» в предложении 41, «неведомая даль» в предложении 22 и «тоскливый зов» в предложении 26) и (Б) _______ («прошлое … уходило от него» в предложении 36, «солнце … не торопилось на встречу с ночью» в предложении 19). Передавая душевное состояние Глечика, автор использует синтаксические средства: (В) _______ (предложения 12, 13, 33, 40) и (Г) _______(предложения 9, 11)».
1) ряды однородных членов
2) олицетворение
3) лексический повтор
4) противопоставление
5) парцелляция
6) вводные слова
7) эпитеты
8) литота
9) эпифора
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник