Крот что за кадром

Крот (2001)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

«Крот» на языке спецслужб — человек, внедрённый в криминальные сферы. Ради работы в спецслужбах агент должен забыть всё, начиная от любимой жены и заканчивая родным городом.

Оперативного работника уголовного розыска Сергея Кузьмичева посылают в Москву с целью внедрения в одну из преступных группировок. Его первое задание представляется не очень сложным. Молодой парень из провинции, якобы приехавший на заработки, успешно с ним справляется. Однако, по воле случая, он оказывается в самом пекле бандитских разборок, и, как настоящий оперативник, с риском для жизни, решает продолжить «игру».

Источник

Крот — Факты

2001 — 2002

Российский детективный телесериал 2001—2002 годов, поставленный Эрнестом Ясаном по сценарию Виктора Мережко. Создан кинокомпанией «КиноМост», вторая часть — кинокомпанией «МакДос».

Изначально предполагалось, что этот сериал будет впервые показан на телеканале НТВ в конце мая — начале июня 2001 года. Но развитие политических событий вокруг дела НТВ, когда большая часть журналистов, руководства, программного и сериального продукта покинули распоряжение этой телекомпании, внесло свои коррективы. По этой причине премьера состоялась 7 августа 2001 года на телеканале 1+1 на Украине и 8 октября того же года на российском телеканале ТВ-6, куда ушла команда Евгения Киселёва.

В феврале 2002 года сериальный пакет продюсера Владимира Досталя перешёл от ТВ-6 обратно к НТВ, поэтому повтор первой части и премьера второго сезона состоялись уже на канале НТВ. Показ шёл с 7 октября по 25 ноября 2002 года. После 2002 года сериал неоднократно повторялся на разных российских и украинских телеканалах.

Факты

  • Сериал «Крот» стал третьей совместной работой режиссёра Эрнеста Ясана и сценариста Виктора Мережко. До этого были фильм «Прости» (1986) и мини-сериал «Рэкет» (1992). Во всех трёх проектах Виктор Мережко сыграл второстепенные роли.
  • Рабочие названия сериала — «Москва бандитская», «Сага о криминале», «Во имя отца и сына».
  • В сценарий сериала «Крот» вошёл ряд сюжетных линий, которые были подготовлены автором для продолжения 5-серийного фильма «Рэкет». Из-за скоропостижной кончины актёра Сергея Шкаликова, игравшего в «Рэкете» одну из главных ролей, проект продолжения осуществить так и не удалось.
  • Распространено мнение, что адвокат Сабур из «Рэкета» и наркобарон Сабур из «Крота» — один и тот же персонаж. На самом деле в фильме «Рэкет» Сабур — это фамилия адвоката, а Сабур в «Кроте» — прозвище, производное от фамилии Сабурцев.
  • «Крот» стал второй совместной работой для актёров Павла Новикова и Алексея Осьминина. До этого они оба дебютировали в фильме «Многая лета» из сериала «Улицы разбитых фонарей» (1 сезон).
  • На роль Сергея Кузьмичёва также рассматривался актёр Андрей Чернышов. В итоге он сыграл эпизодическую роль охранника Виктора Сергеевича.
  • Во время подготовительного процесса режиссёр Эрнест Ясан хотел без проб привлечь к съёмкам «Крота» известного тележурналиста и ведущего Андрея Норкина (тогда — ведущего информационной программы «Сегодня» на телеканале НТВ). По его задумке, он должен был играть там роль одного из высокопоставленных функционеров. Норкина не отпустил сниматься гендиректор канала Евгений Киселёв, посчитавший, что тем самым он размоет свой экранный образ.
  • Прототипом Вахтанга Маргеладзе стал криминальный авторитет и спортсмен Отари Квантришвили (брат Отари — Амиран Квантришвили действительно был убит раньше чем Отари, примерно на год, а его ближайшим другом и партнёром был Анзор Кикалишвили). Прообразами бандитов из группировки Кузьмичёва стали представители Курганской ОПГ, протипом Кости и Санька стал известный в Москве киллер Александр Солоник. В сериале также встречается множество аллюзий на бандитские разборки в Москве начала 90-х годов: Ресторан «Мандарин» — явный намёк на ночной клуб «Арлекин», вокруг которого завязалась криминальная война в 93-94 гг. Хозяева «Мандарина» — Арсен и Бесик явные намёки на лидеров Бауманской (Чеченской) ОПГ. Сам образ Кузьмичёва также близок к образу самого известного в Москве криминального авторитета 90-х «Сильвестра», Сергея Тимофеева.
  • Роль Анзора Маргеладзе, родного брата Вахтанга, сыграл родной брат Дмитрия Нагиева Евгений.
  • Несмотря на то, что действие сериала происходит в Москве, большинство сцен были сняты в Санкт-Петербурге. Это заметно по некоторым городским локациям и кодам «78» и «98» на автомобильных номерах, случайно попавших в кадр. В финальных титрах упоминается, что сериал снят на производственной базе киностудии «Ленфильм». В Москве лишь снимались эпизоды, в которых необходимо было подчеркнуть столичный антураж: Кремль, здание МГУ, Комсомольская площадь, Ваганьковское кладбище, гостиница «Украина» и т. д.
  • Роль Владимира Старкова стала последней работой в жизни актёра Алексея Осьминина. 6 июля 2002 года он трагически погиб — выпал из окна номера гостиницы. Это случилось в Омске, где Алексей был со своим театром на гастролях. Озвучивание роли в «Кроте-2» Алексей закончил буквально за несколько дней до трагедии.
  • Консультантом сериала выступил подполковник милиции Александр Бобров. Также он оказывал консультационные услуги при производстве сериалов «Бандитский Петербург» (3-6 части) и «Агентство „Золотая пуля“».
  • Сцены в отделе милиции, которым руководил майор Гурин, снимались в Адмиралтейском РУВД Санкт-Петербурга.
  • Именно в сериале «Крот» (2 сезон, 1 серия) впервые прозвучала фраза «Не мы такие, жизнь такая», ставшая крылатой после выхода фильма «Бумер».
  • Для образа скинхеда Любани актрисе Анне Миклош пришлось кардинально сменить имидж — она побрилась наголо.
  • Некоторые сюжетные линии 2-го сезона были посвящены проблемам наркомании в молодёжной среде. Для режиссёра Эрнеста Ясана эта тема была сугубо личной: незадолго до съёмок сериала от передозировки наркотиков скончался его сын Максим.
  • Съёмочный период обоих сезонов в среднем составлял три с половиной месяца. Съёмки 1-го сезона проходили с августа по ноябрь 2000 года, съёмки 2-го сезона — с сентября по декабрь 2001 года.
  • Вторая часть сериала с некоторых пор фактически запрещена к показу на ТВ. Так, в 2003 году на НТВ и в 2015—2016 гг. на канале «Звезда» демонстрировалась только первая часть сериала. Авторы фильма связывают это с остротой темы и изобилием жестоких сцен.
  • В 2007 году издательство «Амфора» выпустило новеллизацию сериала — трёхтомник Виктора Мережко «Крот. Сага о криминале». В 2015 году трёхтомник был переиздан в серии «Милицейский детектив».
Читайте также:  Шестигранные клещи gigant gect 02

Источник

Крот что за кадром

«КРОТ»: ГЕРОЙ АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИ В МИРЕ ВЕСТЕРНА

«Меня считают мистиком, но я не мистик, и не «художник», я просто играю в игры, как в казино» [1]
Алехандро Ходоровски, режиссер.

« Крот – это такое животное, которое прорывает ходы в земле. Иногда его путь выходит на поверхность, и когда он видит солнце, он слепнет.»
Из фильма «Крот» Алехандро Ходоровски, 1970.

В 1970-е годы американские кинотеатры начали устраивать ночные показы фильмов, весьма прогрессивных для того времени, но не совсем подходящих для дневной демонстрации. Одним из таких фильмов была третья по счету полнометражная (первые работы – «Отрубленные головы», «Фандо и Лис») кинокартина режиссера Алехандро Ходоровски – «Крот».

Владелец манхэттенского кинотеатра «Elgin» – Бен Баренгольц – в 1970 году увидел «Крота» на закрытом показе в нью-йоркском Музее современного искусства [Музей современного искусства города Нью-Йорка / Museum of Modern Art — MoMA]. Именно Баренгольц назвал фильм «дзен-буддистским спагетти-вестерном» [2] и отважился по ночам демонстрировать его в своем кинотеатре. Вскоре после этого картина приобрела широкую популярность не только в узких кругах завсегдатаев «Elgin», но и в среде знаменитостей. Фильмом восхищались Джон Леннон, Йоко Оно, Энди Уорхол и многие другие.

«Крот» — одно из тех творений человеческого гения, к которым сложно прилепить общепринятый жанровый ярлык. Попытаемся выяснить, насколько Бен Баренгольц был близок к истине, когда говорил о жанровой принадлежности данной кинокартины. Обратимся к личности создателя фильма.

Алехандро Ходоровски – человек мира, считающий, что у кино нет национальности, родился в чилийском городе Икика в 1929 году. Его родители были еврейскими эмигрантами, бежавшими из Царской России из-за еврейских погромов. Ходоровски считали евреем в Чили, русским в Боливии, чилийцем в Париже, французом в Мексике и мексиканцем в Америке [3].

Читайте также:  Крыса капюшон это как

Ходоровски с девятнадцати лет изучал язык (по выражению Ходоровски, Таро – это особый язык) Таро, служил в театре марионеток в Чили, работал с мимом Марселем Марсо в Париже, занимался театральной режиссурой в Мексике, практиковал терапевтическую методику психомагии (уделяющую пристальное внимание детским воспоминаниям пациентов), делал комиксы, писал книги, проникал в тайны дзен-буддизма вместе с монахом Эдзё Таката и, конечно же, снимал фильмы.

Вместе с драматургами Фернандо Аррабалем и Роланом Топором Ходоровски основал, по выражению исследователя Ю. Гулян, «постсюрреалистический языческий анархический театр» «Паника», прославлявший в своих многочисленных перформансах бога Пана [4].

Ходоровски считают мастером-сюрреалистом, однако он же называл сюрреалистов людьми ограниченными. Еще до создания «Паники» молодой Ходоровски познакомился в Париже 1953 года с классиком сюрреализма – писателем Андре Бретоном. Вскоре после знакомства будущий создатель фильма «Крот» понял, что сюрреализм, как бы ни был он важен для мировой культуры XX века, все же, искусство не современное. Бретон не любил и не понимал комиксы, рок-музыку, вестерны. Много лет спустя Ходоровски скажет: «»Паника» не имела прямого отношения к сюрреализму [она] была группой достаточно шутливого толка» [5] , к тому же, не являлась частью серьезного движения.

Режиссер признавал и признает за кинематографом гипнотические, даже наркотические свойства. По мнению маэстро, кинематограф, будучи опасным видом искусства, способен расширить сознание Человека, вылечить его душу и изменить представление о реальности.

Ходоровски был и остается Поэтом с большой буквы: он создает миры, живущие по своим собственным вневременным законам, миры, такие же важные, как и Евангелие, способное апеллировать «к расширенному сознанию» [6].

Созданные режиссером образы воспринимаются как символы, каждый из которых имеет свое значение. Здесь в пример можно привести эпизод из фильма «Крот» с изнасилованием Мары главным героем: когда девушка испытывает оргазм, Ходоровски показывает нам фонтан, извергающийся из скалы.

Читайте также:  Кто назвал муравья муравьем

Фильм «Крот», лишивший режиссера, по его словам, одного из трех яиц, с помощью которых он делает кино [7] , снят на пределе, и «над ним можно только смеяться» [8] . Что ж, если сам Ходоровски разрешает нам посмеяться, то позволим себе побыть серьезными.

Алехандро выступил не только режиссером фильма, но еще и актером, исполнившим главную роль, автором сценария, композитором, художником-постановщиком и костюмером.

По словам маэстро, «Крот», до сих пор не получивший в США от дистрибьюторской компании ABKCO официального релиза на DVD, «был посвящен проблеме патернализма» [9]: тому положению, которое складывается в обществе, когда народ, в обмен на удовлетворение своих потребностей, обусловленных конкретной ситуацией, разрешает власть имущим диктовать в рамках общественных отношений свои политические правила игры.

Сложно сказать, какое значение для режиссера имели многочисленные библейские отсылки «Крота» (вспомним, что одну из частей фильма режиссер назвал «Книга Бытия», в этой же части главный герой говорит: «Моисей в пустыне нашел воду, но народ не мог ее пить, она была горька, эту воду назвали Мара»). Нам известно лишь, что Ходоровски не верит в «сказки» об Адаме и Еве, негативно отзывается о религиозных войнах и считает Иерусалим этаким Диснейлендом, готовым удовлетворить потребность верующих побывать в святых местах [10].

Не увлекаясь описанием изощренных чудачеств Ходоровски: его «инсценированным» (по взаимному согласованию) изнасилованием актрисы-героини на съемочной площадке, убийством трехсот кроликов, уничтожением сотни арбузов (почти в промышленном масштабе) или поджоге человеческого скелета вместе с парой бифштексов, попытаемся разобраться в том, где же в этой картине Бену Баренгольцу удалось усмотреть дзен-буддизм.

Познавая дзен-буддизм, Ходоровски пытался достичь «умения облекать парадоксы в безупречно обтекаемую форму, которое присуще классическим буддийским загадкам» [11].

Не претендуя на глубокий анализ буддизма и избирая очень примитивные словесные формулировки, упомянем, что в рамках данной религии (или философии) человек стремиться к избавлению от страданий, которые составляют суть любой жизни, и к прекращению мучительного круговорота постоянных перерождений. Пройдя сложный путь просветления, человек достигает Нирваны.

Думается, путь героя любой, а не только буддистской, истории можно интерпретировать как странствие, цель которого – избавление от душевных мук.

В трактовке знаменитого ученого Джозефа Кэмпбелла, которая изложена в работе «Тысячеликий герой», странствие архетипического мифического персонажа (собирательного образа, концентрирующего в себе самые общие черты определенного характера) начинается исходом, продолжается инициацией и завершается возвращением. В рамках каждого из трех «этапов» герой сначала отправляется в путешествие, потом преодолевает всяческие препятствия на пути к своей цели и, наконец, изменённым возвращается в исходную точку.

Какова в таком случае может быть трактовка «пути героя» у Ходоровски?

В попытке увидеть, как решена эта проблема в фильме «Крот», обратимся к Кэмпбеллу и к самому Ходоровски. Чем примечателен путь главного героя? С какой целью он странствует? К чему стремиться, и с чем остается в итоге?

Ходоровски делит историю «Крота» на четыре части. Первая не названа, остальным даны наименования — Книга бытия (Genesis), Псалмы (Salmos), Апокалипсис (Apocalipsis).

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей