Крот el topo алехандро ходоровски

Крот el topo алехандро ходоровски

«КРОТ»: ГЕРОЙ АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИ В МИРЕ ВЕСТЕРНА

«Меня считают мистиком, но я не мистик, и не «художник», я просто играю в игры, как в казино» [1]
Алехандро Ходоровски, режиссер.

« Крот – это такое животное, которое прорывает ходы в земле. Иногда его путь выходит на поверхность, и когда он видит солнце, он слепнет.»
Из фильма «Крот» Алехандро Ходоровски, 1970.

В 1970-е годы американские кинотеатры начали устраивать ночные показы фильмов, весьма прогрессивных для того времени, но не совсем подходящих для дневной демонстрации. Одним из таких фильмов была третья по счету полнометражная (первые работы – «Отрубленные головы», «Фандо и Лис») кинокартина режиссера Алехандро Ходоровски – «Крот».

Владелец манхэттенского кинотеатра «Elgin» – Бен Баренгольц – в 1970 году увидел «Крота» на закрытом показе в нью-йоркском Музее современного искусства [Музей современного искусства города Нью-Йорка / Museum of Modern Art — MoMA]. Именно Баренгольц назвал фильм «дзен-буддистским спагетти-вестерном» [2] и отважился по ночам демонстрировать его в своем кинотеатре. Вскоре после этого картина приобрела широкую популярность не только в узких кругах завсегдатаев «Elgin», но и в среде знаменитостей. Фильмом восхищались Джон Леннон, Йоко Оно, Энди Уорхол и многие другие.

«Крот» — одно из тех творений человеческого гения, к которым сложно прилепить общепринятый жанровый ярлык. Попытаемся выяснить, насколько Бен Баренгольц был близок к истине, когда говорил о жанровой принадлежности данной кинокартины. Обратимся к личности создателя фильма.

Алехандро Ходоровски – человек мира, считающий, что у кино нет национальности, родился в чилийском городе Икика в 1929 году. Его родители были еврейскими эмигрантами, бежавшими из Царской России из-за еврейских погромов. Ходоровски считали евреем в Чили, русским в Боливии, чилийцем в Париже, французом в Мексике и мексиканцем в Америке [3].

Ходоровски с девятнадцати лет изучал язык (по выражению Ходоровски, Таро – это особый язык) Таро, служил в театре марионеток в Чили, работал с мимом Марселем Марсо в Париже, занимался театральной режиссурой в Мексике, практиковал терапевтическую методику психомагии (уделяющую пристальное внимание детским воспоминаниям пациентов), делал комиксы, писал книги, проникал в тайны дзен-буддизма вместе с монахом Эдзё Таката и, конечно же, снимал фильмы.

Вместе с драматургами Фернандо Аррабалем и Роланом Топором Ходоровски основал, по выражению исследователя Ю. Гулян, «постсюрреалистический языческий анархический театр» «Паника», прославлявший в своих многочисленных перформансах бога Пана [4].

Ходоровски считают мастером-сюрреалистом, однако он же называл сюрреалистов людьми ограниченными. Еще до создания «Паники» молодой Ходоровски познакомился в Париже 1953 года с классиком сюрреализма – писателем Андре Бретоном. Вскоре после знакомства будущий создатель фильма «Крот» понял, что сюрреализм, как бы ни был он важен для мировой культуры XX века, все же, искусство не современное. Бретон не любил и не понимал комиксы, рок-музыку, вестерны. Много лет спустя Ходоровски скажет: «»Паника» не имела прямого отношения к сюрреализму [она] была группой достаточно шутливого толка» [5] , к тому же, не являлась частью серьезного движения.

Режиссер признавал и признает за кинематографом гипнотические, даже наркотические свойства. По мнению маэстро, кинематограф, будучи опасным видом искусства, способен расширить сознание Человека, вылечить его душу и изменить представление о реальности.

Ходоровски был и остается Поэтом с большой буквы: он создает миры, живущие по своим собственным вневременным законам, миры, такие же важные, как и Евангелие, способное апеллировать «к расширенному сознанию» [6].

Созданные режиссером образы воспринимаются как символы, каждый из которых имеет свое значение. Здесь в пример можно привести эпизод из фильма «Крот» с изнасилованием Мары главным героем: когда девушка испытывает оргазм, Ходоровски показывает нам фонтан, извергающийся из скалы.

Фильм «Крот», лишивший режиссера, по его словам, одного из трех яиц, с помощью которых он делает кино [7] , снят на пределе, и «над ним можно только смеяться» [8] . Что ж, если сам Ходоровски разрешает нам посмеяться, то позволим себе побыть серьезными.

Алехандро выступил не только режиссером фильма, но еще и актером, исполнившим главную роль, автором сценария, композитором, художником-постановщиком и костюмером.

По словам маэстро, «Крот», до сих пор не получивший в США от дистрибьюторской компании ABKCO официального релиза на DVD, «был посвящен проблеме патернализма» [9]: тому положению, которое складывается в обществе, когда народ, в обмен на удовлетворение своих потребностей, обусловленных конкретной ситуацией, разрешает власть имущим диктовать в рамках общественных отношений свои политические правила игры.

Читайте также:  Уничтожение тараканов что делать

Сложно сказать, какое значение для режиссера имели многочисленные библейские отсылки «Крота» (вспомним, что одну из частей фильма режиссер назвал «Книга Бытия», в этой же части главный герой говорит: «Моисей в пустыне нашел воду, но народ не мог ее пить, она была горька, эту воду назвали Мара»). Нам известно лишь, что Ходоровски не верит в «сказки» об Адаме и Еве, негативно отзывается о религиозных войнах и считает Иерусалим этаким Диснейлендом, готовым удовлетворить потребность верующих побывать в святых местах [10].

Не увлекаясь описанием изощренных чудачеств Ходоровски: его «инсценированным» (по взаимному согласованию) изнасилованием актрисы-героини на съемочной площадке, убийством трехсот кроликов, уничтожением сотни арбузов (почти в промышленном масштабе) или поджоге человеческого скелета вместе с парой бифштексов, попытаемся разобраться в том, где же в этой картине Бену Баренгольцу удалось усмотреть дзен-буддизм.

Познавая дзен-буддизм, Ходоровски пытался достичь «умения облекать парадоксы в безупречно обтекаемую форму, которое присуще классическим буддийским загадкам» [11].

Не претендуя на глубокий анализ буддизма и избирая очень примитивные словесные формулировки, упомянем, что в рамках данной религии (или философии) человек стремиться к избавлению от страданий, которые составляют суть любой жизни, и к прекращению мучительного круговорота постоянных перерождений. Пройдя сложный путь просветления, человек достигает Нирваны.

Думается, путь героя любой, а не только буддистской, истории можно интерпретировать как странствие, цель которого – избавление от душевных мук.

В трактовке знаменитого ученого Джозефа Кэмпбелла, которая изложена в работе «Тысячеликий герой», странствие архетипического мифического персонажа (собирательного образа, концентрирующего в себе самые общие черты определенного характера) начинается исходом, продолжается инициацией и завершается возвращением. В рамках каждого из трех «этапов» герой сначала отправляется в путешествие, потом преодолевает всяческие препятствия на пути к своей цели и, наконец, изменённым возвращается в исходную точку.

Какова в таком случае может быть трактовка «пути героя» у Ходоровски?

В попытке увидеть, как решена эта проблема в фильме «Крот», обратимся к Кэмпбеллу и к самому Ходоровски. Чем примечателен путь главного героя? С какой целью он странствует? К чему стремиться, и с чем остается в итоге?

Ходоровски делит историю «Крота» на четыре части. Первая не названа, остальным даны наименования — Книга бытия (Genesis), Псалмы (Salmos), Апокалипсис (Apocalipsis).

Источник

Крот el topo алехандро ходоровски

Кинокультура запись закреплена

«Крот» | El Topo, 1970 (рус. субтитры)

Режиссер: Алехандро Ходоровски

/// в ролях: Алехандро Ходоровски, Бронтис Ходоровски, Хосе Легаррета, Альфонсо Арау, Хосе Луис Фернандез, Альф Хунчо, Херардо Сепеда, Рене Баррера

/// История рассказывает о стрелке, который решается одолеть самых сильных бандитов на земле. Он начинает свое путешествие тщеславным и самоуверенным, надеясь получить власть и славу, но достигнув цели понимает, что опустошен и обессилен.

/// Благодаря поддержке со стороны Аллена Клейна и Джона Леннона этот «фильм не для всех» долгое время показывался по ночам в кинотеатрах североамериканских мегаполисов и со временем стал восприниматься как прототип «полуночного фильма» семидесятых.

Режиссер хотел снять эпизод с десятью тысячами кроликов. Но ему привезли всего триста. Есть легенда о том, что Ходоровски передушил всех кроликов своими руками и использовал их трупики в сцене чумы.

Из-за взаимной ненависти Ходоровского и дистрибьюторской компании ABKCO в Соединенных Штатах до сих пор не существует даже легального DVD-релиза. Большинство испанских и других неанглоязычных DVD-версий подверглись цензуре, вырезавшей из фильма сцены секса и насилия.

На съемках Ходоровски потребовал, чтобы в контрактах всех актрис был пункт о том, что они обязуются не спать с режиссером.

Источник

Крот (1970)
( El topo )

Дата выхода в России (или в Мире): 18.12.1970

Продолжительность: 01:59:43

«Крот» — самый известный фильм Ходоровского. Его герой должен победить четырех мистических стрелков, живущих в пустыне. Выполнив задачу, он впадает в летаргический сон, просыпается через несколько лет в пещере, населенной уродливыми карликами и обещает им выкопать туннель, чтобы выпустить их из недр горы, где они вынуждены жить. Мистический вестерн, сплав политических намеков, буддизма и ошеломительно кровавых сцен, «Крот» и сегодня, постарев на 30 лет, не потерял жестокого обаяния. Надо отдать должное владельцу нью-йоркского кинотеатра «Elgin» Бену Баренгольцу, который решился на свой страх и риск пустить «Крота» на ночном сеансе. Несколько месяцев картина шла в полупустом зале — потом стали приходить хиппи, прослышавшие о странном фильме. Через полгода к кинотеатру подъезжали лимузины, а в кассу выстраивались километровые очереди.

Читайте также:  Каких насекомых бояться тараканы

Среди тех, кто восторгался фильмом, были Энди Уорхол, Джон Леннон и Йоко Оно.
Герой фильма — убийца и святой. Крот — его аллегория и эмблема. Название фильма (и имя главного героя), является своеобразной метафорой киноандеграунда 60-70х. Подобно кроту, который роет нору и выбирается из-под земли на поверхность, малобюджетные авангардные фильмы той эпохи за короткий срок выходили из подполья и обретали всемирное признание. Запрещен в Штатах за антиамериканскую пропаганду. Все фильмы Ходоровского существуют ТОЛЬКО в качестве бутлегов. Посмотрев Эль Топо, Дж.Леннон дал Ходоровскому миллион долларов на съемки «Священной Горы», большую часть этих денег украл менеджер, но фильм был снят. Авангардное культовое кино. Азиатские религиозные мотивы, пренесенные на жарку кровавую почву мексиканской пустыни.

  • Режиссер хотел снять эпизод с десятью тысячами кроликов. Но ему привезли всего триста. Есть легенда о том, что Ходоровски передушил всех кроликов своими руками и использовал их трупики в сцене чумы.
  • Фильм снимался как подпольный, но так понравился Джону Леннону, что тот уговорил своего продюсера выкупить права и устроить прокат по всему миру, а затем еще и продюсировать следующий фильм Ходоровского «Священная гора».
  • Из-за взаимной ненависти Ходоровского и дистрибьюторской компании ABKCO в Соединенных Штатах до сих пор не существует даже легального DVD-релиза. Большинство испанских и других неанглоязычных DVD-версий подверглись цензуре, вырезавшей из фильма сцены секса и насилия.
  • На съемках Ходоровски потребовал, чтобы в контрактах всех актрис был пункт о том, что они обязуются не спать с режиссером.

Название фильма

Название антологии

Фильмы похожие на Крот

7655 Kbps, 0.462 bits/pixel

Аудио: Audio #1: Russian, 48.0 KHz, AC3, 2 ch, 192 Kbps — Авторский (одноголосый) 1-ый вариант
Audio #2: Russian, 48.0 KHz, AC3, 2 ch, 192 Kbps — Авторский (одноголосый) 2-ой вариант
Audio #3: Spanish, 48.0 KHz, AC3, 6 ch, 448 Kbps — Оригинальная (Испанская) дорожка

Субтитры: Русские, английские
Перевод: 1: Русский: одноголосый закадровый (авторский) — Неизвесный
2: Русский: Любительский одноголосый — Неизвесный

Файл: Крот — El Topo (1970) BDRip от HQ-ViDEO.torrent
Формат: MPEG
Видео кодек: MPEG-4
Аудио кодек: AC3
Видео: 2102 kbps , 0.224 bit/pixel , 720 x 544, 4:3, 23.976 fps
Аудио: 192.00 kbps , 2 Ch
Перевод:

Аудио дорожки: Авторский (одноголосый) 1-ый вариант + Авторский (одноголосый) 2-ой вариант + Оригинальная дорожка (448/6 ch отдельно)

по моему у режиссера с головой не все в порядке. -1-

В этом нет никаких сомнений. Режиссёр точно клиент психбольницы.

Надо быть больным на голову, чтобы восхищаться его фильмами.

Данная картина Алехандро Ходоровски — для меня в тройке самых необычных и специфических в своем символизме, а также странных и неоднозначных с точки зрения философско-теософского подтекста.

При чем в самом названии уже спрятан сакральный смысл. Крот — животное, которое всю свою жизнь проводит в темноте, в сырой земле, изредка совершая вылазки к свету. Животное — это очень кровожадное и своенравное, отличается скверным характером, а бывает еще и страдает каннибализмом. Очень рано оставляет своих детенышей на произвол судьбы/природы, и не церемонится в отношениях с противоположным полом.
Не странно ли, что именно кротом, назвал Ходоровски своего героя? И не найдет ли внимательный зритель много параллелей между этими двумя уже с самых первых сцен?

Наш герой, бесстрашный и неутомимый ковбой-одиночка, при чем ковбоем его назвать можно лишь за внешний вид и тягу к пистолетам, на протяжении всего фильма — проходит длинный и тернистый путь к свету, преодолевая настоящие лабиринты истинной тьмы, но свет он ищет и зовет его совершенством.
Для того, чтобы показать, каким извилистым и тяжким может оказаться этот путь, Ходоровски использовал великое множество символов, аллегорий.
«Крот» — читается лишь как ассоциативное, философское, знаковое — творение. И несмотря на линейность самого сюжета, над разгадкой пришлось поломать голову.

Чем нравятся картины этого режиссера?
Версий у зрителей может ровно столько — сколько будет и самих зрителей. Можно понять и тех, кто фильм ругает, а самого режиссера предает суду человеческому, и тех, кто его банально не понял, — творение сложное, противоречивое и провокационное. И, возможно, что следуя в этом кротовом лабиринте, каждый накопает только одному ему видимые причины и следствия.

Читайте также:  Лоск от утюга избавиться

Вот, что увидела я. Изначально с героем путешествует мальчик, которому крот становится учителем. Но кто он? сын/ он сам/ просто ученик/ невинность духа.
И снова параллели с животным миром, и помня как кроты относятся к потомству, мы видим тождественную таким родительским отношениям ситуацию в фильме, тонко спроецированную режиссером и обставленную с символизмом во всей его красе.
Пуповина должна быть отрезана.
И взрослеющему, возмужавшему ребенку полагается закопать/расстаться в семь лет : с любимой игрушкой и портретом матери. Далее мальчик учится быть мужчиной, в человеческом обществе это часто означает, научиться стоять за себя/защищаться/стрелять, и полностью оторваться от материнской юбки.
Соревнование в меткости стрельбы и этот эксцентричный налет карикатурности в процессе, напомнило о бытующем в современном мире укладе добиваться желаемого : успеха, власти, денег, женщин.

Надо сказать, что визуальная сторона этого фильма — завораживающая, бездонная, немного жуткая. На каждом рубеже, мы можем узреть источник с водой, пустыня — олицетворение самой жизни, жажда — желания, чем больше источников — тем больше шансов приблизиться к совершенству.
Картинка насыщенна звуками, голосами, медитативной музыкой, плавным разворотом событий, и самое важное — этим умопомрачительным видом раскаленной пустыни.

И герой двигаясь по пустыне, как крот под землей, раздаривает громкие выстрелы тут и там, самоутверждаясь в том, что убивая он освобождает падающих к его ногам, таких же путников. Он уже достаточно силен, и осознает свою силу, но научился ли он с ней справляться/контролировать/направлять в нужное, а значит созидающее, русло? Приходит время борьбы с собственным тщеславием, властолюбием, эгоцентризмом.

Много ассоциаций и с женщиной, проходящей на смену мальчику. Оо, как же благодатна почва к размышлениям.
Мужчина взывает : «Моя душа, жаждет Бога, как воду живую. »
Но женщина, вторит: «Ничего, ничего, ничего. »
Тормозя мужчину на его пути к высшему смыслу, женщина пытается обмануть его всеми возможными хитростями.
И окутанные страстью, герои погружаются в земные удовольствия, как в землю. И вот уже и фаллический символ, извергающийся влагой, и женщина, названная Марой(??), ага-ага. требует любви и внимания, тормозит движение к совершенству.
Рядом с ней и мужчиной появляется тот самый — но в лице тоже женщины — змей-искуситель, говорящий мужским голосом. Он и велит идти к четырем пророкам, должным : обучить, вывести к свету, а значит уступить и быть съеденным в своем бесполезной совершенстве.
Алехандро проработал образы пророков изумительно, вот он первый :
«Мне не нужен свет, я ослеп. «, — не боится пуль, достиг своего совершенства. Получая свои ответы, выигрывая поединки, Крот движется дальше. И снова обманут, искушаем женщиной, которая у Ходоровского выглядит настоящим злом во плоти, управляемым змием, везде преследуемым наших героев.
Второй пророк , шаман, учит любви:
«Отдающий все — переполнен любовью, на пока ты думаешь, что отдаешь, ты только берешь. »
Третий пророк, человек в белом, окруженный множеством кроликов, умирающих по мере приближения к ним крота, и пророк ведет крота дальше к свету, избавляв от страха смерти.
«Пока у тебя пуля в голове, но не в сердце.»
Четвертый, старик, вместо кольта — сачок для ловли бабочек, и учится тогда крот смирению, прощению.

Путь героя к совершенству, может показаться всего лишь тупиком, ведь он оставлял много эмоций и желаний, он жаждал чужого совершенства, глотая его, но не переживывая.
Следующая половина фильма наполнена духовными аллегориями, смешавшими буддизм, христианство, и что-то от понимания божественности самого Алехандро.

Очень впечатлил меня город, и эти знаки порабощения, поглощения, в виде пирамид с глазом внутри, Ходоровски не пожалел ни одного эгрегора власти, пройдясь по всем злачным «местам» : дома терпимости, церкви, банки, суды, арены — для выплескивания человеческой агрессии, порочности. И эти полудамы, полугоспода, со своими скрипящими, мужеподобными голосами . нет, не должна женщина руководить мужчиной, но и мужчины здесь — самые настоящие ослы.

Настало время для последней ступени крота, что ведет уже не только его, но и остальных к свету. Яркие, символичными последние сцены — настолько откровенны в своем посыле, что понятно, какой диагноз человечеству выносит на общественный суд Ходоровский.
В них место и реинкарнации, и апокалипсису, и гневу людей на Бога, друг на друга, и на себя.
Никого не щадит Алехандро, но оставляет снова маленький проход к свету, хотя возможно это еще один лаз в кротовую нору.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей