Удивительные игры со словами — 2
Игра «Стихотворные метаграммы»
Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов — поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:
— заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год);
— превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
— как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
— стихотворные цепочки слов:
Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).
Четыре слова отгадай,
Лишь буквы к слову подбирай:
С буквой «Д» я время суток,
Грею солнцем стаю уток.
С буквой «П» я след пилы,
Подо мною и грибы.
С буквой «Т» я на свету,
Не люблю я темноту.
Ну а с «Л» я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).
Три словечка отгадай,
Буквы только подбирай:
Мной гордятся казаки:
«Ишь, под носом – посмотри!».
Не успеешь «О» поставить,
Как спешит она ужалить.
Если вставишь мягкий знак,
В колесе я не пустяк. (Усы — оса – ось).
Загадаем шесть вам слов
С первой буквой. Ты готов?
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машине нахожусь,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь,
С «С» можешь в булочной купить,
С «Ш» в бане себя мыть.
(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка).
А теперь четыре слова
С первой буквой. Вы готовы?
С «О» – я вам рассказ кончаю,
С «У» – дождём вас поливаю,
С «А» — ваш груз перевожу,
С «К» – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе.
(Точка – тучка – тачка – качка).
Три словечка отгадай,
Вторую букву подбирай:
С буквой «К» я в ней учусь,
С «П» — на ножке я промчусь,
С «Т» — окошко закрываешь,
Все слова теперь ты знаешь. (Школа – шпора – штора).
С «М» она пальто поест,
С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).
С «Д» — лишь мамино творенье,
С «Т» — окончанье предложенья. (Дочка – точка)
Две первых буквы для меня –
И креслом стану для царя.
Две первых буквы заменю
И в колокола я зазвеню. (Трон – звон).
Буква «а» внутри стоит –
Много тайн в себе хранит.
Люди в слове том живут,
Много их и там, и тут.
Лишь заменишь «а» на «у» —
За гитарой побегу. (Страна – струна).
Вторая буква «о» во мне
И я на ветке по весне.
А «е» поставлю вместо «о» —
Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).
***
Игра «Стихотворные логогрифы»
Логогриф (логографы) (от греч. «логос» — слово и «грифос» — загадка, сеть) — словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).
Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры).
Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол).
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша).
В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал — пена)
Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).
Можно предложить более легкие стихотворные загадки:
Из усатого сладкоежки
Можно сделать без труда
Слеповатого ночлежку,
Дом которого — нора. (Кот – крот).
Мой верный друг – сердитый гром.
Но если букву уберем,
То превращаюсь я в цветок:
Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).
В короне я сижу на троне,
Любуюсь собственной персоной.
Как в слове «О» я потеряю,
Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль).
Отгадай четыре слова,
Поменяй лишь буквы снова:
С «Б» — ударила в руке,
С «М» — сидит в воротнике,
С «Т» на крышу взобралось,
С «Кр» — пловцу лишь удалось.
(Боль – моль – толь – кроль).
Три словечка отгадай,
Буквы смело подставляй:
С «У» — идет он в каждой школе,
С «За» — залог в любом он споре,
С «По» — пристанет к малышам,
И мешает в жизни нам. (Урок – зарок – порок).
Слово спряталось и ждет,
Кто его скорей найдет?
Землю пашет это слово,
Забодать тебя готово,
И в кафе его найдешь,
Что за слово – ты поймешь? (Барона – баран – бар).
«Этот кот — ну просто жмот,
На плоту разинул рот;
Повернул за поворот —
На лугу увидел скот»
Сколько раз вместилось в строчки
Слово «кот» и «от» до точки?
(«Кот» — 2 раза, «от» — 7 раз).
От глагола «рвет» скорей,
Образуй слова быстрей.
Вставь в стихи и прочитай!
И подумай, и сыграй:
Карапуз цветочки …. (рвет),
И к тому ещё …. (ревёт).
Мама плаксу в дом …(зовет) —
У него болит живот!
Мыла мама шилом раму,
Папа мылом туфли правил…
Что то здесь пошло не так,
Догадаться не пустяк.
Поменяй слова скорей –
Стань поэтом побыстрей!
(Мыла мама мылом раму,
Папа шилом туфли правил).
Три слова просто отгадаем,
Умело буквы лишь поставим:
Вот слово первое мурлычет,
Второе – корни в норке ищет,
А третье, улыбнувшись, шлет привет.
Что, догадались? В чем секрет? (Кот – крот – рот).
Заменим буквы в слове ловко
И отгадаем, в чем уловка:
Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),
А в ней прорытая ….(нора).
С утра вставать пришла … (пора).
Спасибо всем, вот это да!
Кто перепутал все слова?
Кружится даже голова.
Найди словам свое ты место,
Поставь туда, где быть уместно:
Гуляет в чистом горе (поле) ветер,
А поле (горе) входит в старый дом.
Корабль плывет в соленом горе (море),
Ему не страшен даже шторм.
Источник
Крот изменить одну букву
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны
СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания.Словесные головоломки бывают разных типов.
1. Анаграмма (греч. «пере» и «буква») – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).
Рассмотрим некоторые возможные варианты:
- Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:
Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)
- Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:
Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала. (Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)
- Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:
Переставив буквы в слове, превратите
— старинное средство передвижения в самое современное;
— вкусную булочку в лодку;
— грызуна в породистую лошадь;
— еловый лес в металл;
— материю в геометрическое тело.
(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)
- Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:
Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)
Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
(Нева – Вена)
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)
- Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например:бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:
Прочитав слово справа налево, превратите
— дерево в геометрическое тело;
— измерение времени в породистую собаку;
— взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
— дорожку в сорт яблок;
— недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)
От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.
(навес – Севан)
- Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.
Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.
2. Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные).
Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.
- Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка → мошка → кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:
Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.
Возможные варианты ответов:
час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год;
час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта;
зуб – куб – кум – ком – кот – рот;
душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;
дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.
- Известная задача такого рода – «сделать из мухи слона».
Много из одного. Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если брать небольшое односложное или двусложное слово, например: сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.
- Метаграммы можно загадывать в стихах:
Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
(корона – корова)
Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
(винт – бинт)
Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
(царь – ларь)
Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)
Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
(хор – хорь)
Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)
3. Логогриф (греч. ‘слово’ и ‘загадка’) – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон, сонм.
Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:
Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь –
И под землёй моя нора.
(кот – крот)
Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
(гроза – роза)
Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.
(король – кроль)
Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
(колбаса – колба)
4. Словесная пирамида – это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д. Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар.
5. Палиндром (греч. ‘назад’ и ‘бег’) – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.
Палиндромы известны уже свыше двух тысяч лет, они встречаются практически во всех языках с письменностью. Один из известных средневековых латинских палиндромов – In girum imus nocte et consumimur igni ‘Ночью идем в хоровод и нас пожирает огонь’ (Это предложение – загадка, разгадка которой – «Мухи»). А вот палиндром на английском: Was it a cat I saw? ‘Это кота я видел?’
В русском языке палиндромы появились в 17 в., отдельные палиндромные строки встречались в русской литературе с 18 в. Хорошо известно державинское «Я иду с мечем судия». Однако специалисты ведут отсчет с 1913 – времени написания Велимиром Хлебниковым своего первого палиндромного стихотворения Перевертень. С тех пор занимались сочинением палиндромных стихов многие поэты, ими разработана теория палиндрома и классификация типов палиндромов.
Многие сочиненные кем-то палиндромные строчки передаются из уст в уста, кочуют из книжки в книжку, словом, становятся фольклором. Вот несколько примеров: Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот. А вот более длинный палиндром, составленный московскими лингвистами Д.Н. и А.Д.Шмелевыми: На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван? Лег на диван.
5. Шарада (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.
Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно:
Мой первый слог – бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(кипарис)
Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.
(браконьер)
Мой первый слог – это предлог,
Согласья знак – второй мой слог,
Мой третий слог – судьбина злая,
Всё вместе – в праздник получаем.
(подарок)
Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
(пистолет)
Вот ворона закричала –
Мы услышали начало.
На болоте – завершенье.
В целом – мастера творенье.
(картина)
- Особой разновидностью шарад является тип головоломок, называемый «Почему не говорят. ». Подбирается слово, которое можно разделить на части таким образом, чтобы получилось грамматически правильное словосочетание или предложение, например: новосёл → нов осёл. Затем каждое из входящих в получившееся словосочетание слов заменяют на другое, имеющее такие же грамматические характеристики и ассоциирующееся с исходным по смыслу (синоним, антоним и т. п.), например: нов → стар, осёл → ишак. Загадка готова. Предлагается она в такой форме: Почему не говорят «стар ишак»? Ответ: Потому что говорят «новосёл». Примеры подобных шарад:
Почему не говорят:
— волшебник да ты? (магия)
— потолок сарая? (половина)
— ел, вертясь? (пилюля)
— стегала она? (поролон)
— четыре пса ведь? (трикотаж)
— после шахмат? (долото)
- К шарадам примыкает тип головоломок, которые условно можно назвать «два в одном»: к данному слову предлагается добавить еще одно слово так, чтобы в целом тоже получилось слово, например: пол. → пол оса , бар. → бар сук . окно → вол окно. мель → кара мель. Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.
- В некоторых случаях можно для целой группы слов подобрать еще одно слово так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово, например:
6. Слово в словах – так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.
- Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:
каб _ _ _ окошко → каб _ _ _ ошко, т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;
- Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.
- Слово может «прятаться» и на стыке других слов. Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры, можно обнаружить слово голова. Для зашифровки слова может быть задействовано и более, чем два слова, например, слово Португалия можно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь.
- Еще один способ «спрятать» одно слово в другом – это найти такое слово, в котором буквы другого, более короткого, слова расположены в нужном порядке, но с возможной перебивкой другими буквами. В качестве задачки обычно предлагают отыскать несколько слов с одним и тем же заданным «спрятанным» словом. Например, слово крот можно найти в таких словах, как курорт, крокет, красота, крепость, скорость, фокстрот, куропатка, краткость, электроплита.
7. Ребус (от лат. rebus, буквально ‘вещами, предметами; при помощи вещей, предметов’) – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Сейчас мы воспринимаем ребус лишь как головоломку, скрашивающую наш досуг. Между тем принцип звукового ребуса играл важную роль в истории развития письма, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисовали схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие.
Для разгадывания современных ребусов-головоломок нужно знать некоторые правила:
- Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например:
Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как «один»: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как «кол»: ШКОЛА.
- Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.
Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.
Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.
Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.
В ребусах часто обыгрываются предлоги:
- Если одна буква изображена в другой, то читаем так:
Если по одной букве изображена другая, то читаем так:
Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:
Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем так:
Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так:
Если одна буква направлена к другой, читаем так:
Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:
Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».
8. Каламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.
Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напимер:
Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите же, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.Пушкин)
Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем.
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы.
(С.Шевцов)
Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю. »
Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»
Что серый кот, здесь убежала б рысь!
(Я.Козловский)
На каламбурах построены многие загадки-шутки:
— Почему человек ходит, а черепаха ползает?
(По земле.)
— Зачем охотник носит ружье?
(За плечами.)
— У кого голова дорог ?
(У коровы.)
— Когда платья бывают из травы?
(Когда они измяты.)
— Когда человек бывает деревом?
(Когда он со сна.)
— Три теленка. Сколько будет ног?
(Сколько теленка ни три – у него будет четыре ноги.)
9. Кроссворд (от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.
Разновидностью кроссворда является скандинавский кроссворд, или сканворд. В нем значения слов задаются внутри самой фигуры, поэтому используются не подробные описания, а слова или краткие словосочетания, ассоциативно связанные с искомыми словами. В отличие от традиционного кроссворда, поле сканворда более плотно покрыто клетками, которые требуется заполнить буквами.
10. Чайнворд (от англ. chain ‘цепь’ и word ‘слово’) – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.
Источники:
Минскин Е.М. Занимательные задачи и головоломки для больших и маленьких. – В кн.: Всегда всем весело. М., 1969
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. Под ред. Крысина Л.П. М., 1995
Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома [серия книг]. М., 1997
Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 1999
Источник