Крот мексика 1970 приключения фэнтези вестерн

Крот мексика 1970 приключения фэнтези вестерн

«КРОТ»: ГЕРОЙ АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИ В МИРЕ ВЕСТЕРНА

«Меня считают мистиком, но я не мистик, и не «художник», я просто играю в игры, как в казино» [1]
Алехандро Ходоровски, режиссер.

« Крот – это такое животное, которое прорывает ходы в земле. Иногда его путь выходит на поверхность, и когда он видит солнце, он слепнет.»
Из фильма «Крот» Алехандро Ходоровски, 1970.

В 1970-е годы американские кинотеатры начали устраивать ночные показы фильмов, весьма прогрессивных для того времени, но не совсем подходящих для дневной демонстрации. Одним из таких фильмов была третья по счету полнометражная (первые работы – «Отрубленные головы», «Фандо и Лис») кинокартина режиссера Алехандро Ходоровски – «Крот».

Владелец манхэттенского кинотеатра «Elgin» – Бен Баренгольц – в 1970 году увидел «Крота» на закрытом показе в нью-йоркском Музее современного искусства [Музей современного искусства города Нью-Йорка / Museum of Modern Art — MoMA]. Именно Баренгольц назвал фильм «дзен-буддистским спагетти-вестерном» [2] и отважился по ночам демонстрировать его в своем кинотеатре. Вскоре после этого картина приобрела широкую популярность не только в узких кругах завсегдатаев «Elgin», но и в среде знаменитостей. Фильмом восхищались Джон Леннон, Йоко Оно, Энди Уорхол и многие другие.

«Крот» — одно из тех творений человеческого гения, к которым сложно прилепить общепринятый жанровый ярлык. Попытаемся выяснить, насколько Бен Баренгольц был близок к истине, когда говорил о жанровой принадлежности данной кинокартины. Обратимся к личности создателя фильма.

Алехандро Ходоровски – человек мира, считающий, что у кино нет национальности, родился в чилийском городе Икика в 1929 году. Его родители были еврейскими эмигрантами, бежавшими из Царской России из-за еврейских погромов. Ходоровски считали евреем в Чили, русским в Боливии, чилийцем в Париже, французом в Мексике и мексиканцем в Америке [3].

Ходоровски с девятнадцати лет изучал язык (по выражению Ходоровски, Таро – это особый язык) Таро, служил в театре марионеток в Чили, работал с мимом Марселем Марсо в Париже, занимался театральной режиссурой в Мексике, практиковал терапевтическую методику психомагии (уделяющую пристальное внимание детским воспоминаниям пациентов), делал комиксы, писал книги, проникал в тайны дзен-буддизма вместе с монахом Эдзё Таката и, конечно же, снимал фильмы.

Вместе с драматургами Фернандо Аррабалем и Роланом Топором Ходоровски основал, по выражению исследователя Ю. Гулян, «постсюрреалистический языческий анархический театр» «Паника», прославлявший в своих многочисленных перформансах бога Пана [4].

Ходоровски считают мастером-сюрреалистом, однако он же называл сюрреалистов людьми ограниченными. Еще до создания «Паники» молодой Ходоровски познакомился в Париже 1953 года с классиком сюрреализма – писателем Андре Бретоном. Вскоре после знакомства будущий создатель фильма «Крот» понял, что сюрреализм, как бы ни был он важен для мировой культуры XX века, все же, искусство не современное. Бретон не любил и не понимал комиксы, рок-музыку, вестерны. Много лет спустя Ходоровски скажет: «»Паника» не имела прямого отношения к сюрреализму [она] была группой достаточно шутливого толка» [5] , к тому же, не являлась частью серьезного движения.

Режиссер признавал и признает за кинематографом гипнотические, даже наркотические свойства. По мнению маэстро, кинематограф, будучи опасным видом искусства, способен расширить сознание Человека, вылечить его душу и изменить представление о реальности.

Ходоровски был и остается Поэтом с большой буквы: он создает миры, живущие по своим собственным вневременным законам, миры, такие же важные, как и Евангелие, способное апеллировать «к расширенному сознанию» [6].

Созданные режиссером образы воспринимаются как символы, каждый из которых имеет свое значение. Здесь в пример можно привести эпизод из фильма «Крот» с изнасилованием Мары главным героем: когда девушка испытывает оргазм, Ходоровски показывает нам фонтан, извергающийся из скалы.

Фильм «Крот», лишивший режиссера, по его словам, одного из трех яиц, с помощью которых он делает кино [7] , снят на пределе, и «над ним можно только смеяться» [8] . Что ж, если сам Ходоровски разрешает нам посмеяться, то позволим себе побыть серьезными.

Алехандро выступил не только режиссером фильма, но еще и актером, исполнившим главную роль, автором сценария, композитором, художником-постановщиком и костюмером.

По словам маэстро, «Крот», до сих пор не получивший в США от дистрибьюторской компании ABKCO официального релиза на DVD, «был посвящен проблеме патернализма» [9]: тому положению, которое складывается в обществе, когда народ, в обмен на удовлетворение своих потребностей, обусловленных конкретной ситуацией, разрешает власть имущим диктовать в рамках общественных отношений свои политические правила игры.

Сложно сказать, какое значение для режиссера имели многочисленные библейские отсылки «Крота» (вспомним, что одну из частей фильма режиссер назвал «Книга Бытия», в этой же части главный герой говорит: «Моисей в пустыне нашел воду, но народ не мог ее пить, она была горька, эту воду назвали Мара»). Нам известно лишь, что Ходоровски не верит в «сказки» об Адаме и Еве, негативно отзывается о религиозных войнах и считает Иерусалим этаким Диснейлендом, готовым удовлетворить потребность верующих побывать в святых местах [10].

Не увлекаясь описанием изощренных чудачеств Ходоровски: его «инсценированным» (по взаимному согласованию) изнасилованием актрисы-героини на съемочной площадке, убийством трехсот кроликов, уничтожением сотни арбузов (почти в промышленном масштабе) или поджоге человеческого скелета вместе с парой бифштексов, попытаемся разобраться в том, где же в этой картине Бену Баренгольцу удалось усмотреть дзен-буддизм.

Познавая дзен-буддизм, Ходоровски пытался достичь «умения облекать парадоксы в безупречно обтекаемую форму, которое присуще классическим буддийским загадкам» [11].

Не претендуя на глубокий анализ буддизма и избирая очень примитивные словесные формулировки, упомянем, что в рамках данной религии (или философии) человек стремиться к избавлению от страданий, которые составляют суть любой жизни, и к прекращению мучительного круговорота постоянных перерождений. Пройдя сложный путь просветления, человек достигает Нирваны.

Думается, путь героя любой, а не только буддистской, истории можно интерпретировать как странствие, цель которого – избавление от душевных мук.

В трактовке знаменитого ученого Джозефа Кэмпбелла, которая изложена в работе «Тысячеликий герой», странствие архетипического мифического персонажа (собирательного образа, концентрирующего в себе самые общие черты определенного характера) начинается исходом, продолжается инициацией и завершается возвращением. В рамках каждого из трех «этапов» герой сначала отправляется в путешествие, потом преодолевает всяческие препятствия на пути к своей цели и, наконец, изменённым возвращается в исходную точку.

Какова в таком случае может быть трактовка «пути героя» у Ходоровски?

В попытке увидеть, как решена эта проблема в фильме «Крот», обратимся к Кэмпбеллу и к самому Ходоровски. Чем примечателен путь главного героя? С какой целью он странствует? К чему стремиться, и с чем остается в итоге?

Ходоровски делит историю «Крота» на четыре части. Первая не названа, остальным даны наименования — Книга бытия (Genesis), Псалмы (Salmos), Апокалипсис (Apocalipsis).

Источник

Крот мексика 1970 приключения фэнтези вестерн

«КРОТ» 1970

Александр_Люлюшин Дата: Суббота, 26.04.2014, 22:23 | Сообщение # 1

«КРОТ» (El Topo) 1970, Мексика, 125 минут
— сюрреалистическая притча выдающегося чилийского режиссёра – одного из самых известных адептов театра жестокости и крупнейших мастеров киноандеграунда

Стрелок-виртуоз, известный как Крот (Алехандро Ходоровски), путешествует по пустыням сначала вместе с маленьким сыном, затем – с женщиной по имени Мара, вызволенной им из рук банды во главе с жестоким Полковником. Он вступается за слабых, испытывает судьбу, бросая вызов четверым великим мастерам, наконец, помогает обрести свободу людям, навеки запертым в пещере.

Режиссёр: Алехандро Ходоровски
Сценарий: Алехандро Ходоровски
Оператор: Рафаэль Коркиди
Композиторы: Алехандро Ходоровски, Начо Мендез
Художники: Алехандро Ходоровски, Хосе Дюран, Хосе Луис Гардуньо
Монтаж: Федерико Ландерос

Алехандро Ходоровски
Бронтис Ходоровски
Хосе Легаррета
Альфонсо Арау
Хосе Луис Фернандез
Альф Хунчо
Херардо Сепеда
Рене Баррера
Рене Алис
Федерико Гонзалес

Режиссёр о фильме

Если ты велик, то это великая картина, если ограничен, то и кино ограниченное.

Премьера псевдо-вестерна, который был снят в Мексике, состоялась 19 декабря 1970 года в Нью-Йорке.

Фильм снимался как подпольный, но так понравился Джону Леннону, что тот уговорил своего продюсера выкупить права и устроить прокат по всему миру, а затем еще и продюсировать следующий фильм Ходоровского «Священная гора».

«Крот» вызвал активное неприятие у консервативных кругов и религиозных организаций. В фильме обильно присутствует религиозная символика, как христианская, так и восточная, многие события сопровождаются отсылками к Библии. Однако авторская интерпретация этого материала весьма далека от традиционной, часто находится на грани кощунства, ещё чаще переходит за эту грань.

Герой фильма – отважный воитель Эль-Топо – убийца и святой. Крот – его аллегория и эмблема. Название фильма (и имя главного героя) является своеобразной метафорой киноандеграунда 60-70х. Подобно кроту, который роет нору и выбирается из-под земли на поверхность, малобюджетные авангардные фильмы той эпохи за короткий срок выходили из подполья и обретали всемирное признание.

Режиссер хотел снять эпизод с десятью тысячами кроликов. Но ему привезли всего триста. Есть легенда о том, что Ходоровски передушил всех кроликов своими руками и использовал их трупики в сцене чумы.

Из-за взаимной ненависти Ходоровского и дистрибьюторской компании ABKCO в Соединенных Штатах до сих пор не существует даже легального DVD-релиза. Большинство испанских и других неанглоязычных DVD-версий подверглись цензуре, вырезавшей из фильма сцены секса и насилия.

На съемках Ходоровски потребовал, чтобы в контрактах всех актрис был пункт о том, что они обязуются не спать с режиссером.

Когда сценарий потребовал от Крота изнасиловать Мару, Ходоровски, режиссер исполнитель главной роли, прогнал со съемочной площадки всех кроме оператора и действительно изнасиловал ее.

По крайней мере, до 2009 года Ходоровски заявлял о намерении снять сиквел, однако так и не смог собрать необходимый для этого бюджет.

1972 Премия Ариэль, Мексика, за лучшую операторскую работу
1974 специальный приз жюри кинофестиваля фестиваля в Авориазе

Смотрите трейлер и фильм

Александр_Люлюшин Дата: Суббота, 26.04.2014, 22:24 | Сообщение # 2

2 мая 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №14 (30; 353) сезона 2013-2014
«КРОТ»
режиссёр Алехандро Ходоровски, Мексика

«Крот» не является массовым фильмом. Это чисто авторское кино, которое предназначено, прежде всего, для людей, которые любят анализировать происходящее на экране.

Мастер визуализации, почти Дали кинематографа Алехандро Ходоровски проявился в этой картине в полной мере. Каждый кадр — застывшая во времени фотография. Каждый план — характер и настроение, каждая сцена — сюрреализм и взрывное действие. Масса ссылок и глубокий символизм каждой детали играют на то, чтобы эту картину можно было пересматривать через годы и открывать не только новый её смысл, но и нового себя через её героев и персонажей.

Странный фильм. Не то, чтобы у Ходоровски остальные фильмы заурядные, просто даже из его лент эта выделяется и имеет своё, неподражаемое настроение.

Конечно, это не массовое кино. Но кто сказал, что от этого оно становится хуже?

«Крот» — это буйство фантазии, а, следовательно, разнообразность красок. Все явления и представления, лишь изначально кажутся однообразными, но если взглянуть на всё это взглядом не замыленым, который может увидеть, то, что скрыто за призмой ирреальности, то все образы предстанут в новой, оригинальной форме. Ведь создать, притчу, полную метафор, без красочного «описания» практически невозможно.

Перед нами третий фильм великого режиссера Алехандро Ходоровского. По мнению всех критиков на планете Земля, это его самый лучший фильм. Может быть они правы, данный фильм просто ослепляет с первых кадров, и ты сидишь до конца фильма уже не можешь оторваться…

Сложная, запутанная композиция (всё-таки сюрреализм), предельно насыщенный знаками-символами видеоряд, эпатаж, сочетающийся с откровенным и дерзким переосмыслением Библии, льющаяся рекой кровь — прямо как у Тарантино — и неповторимое психоделическое очарование. Если не любите сюрреализм, лучше не смотреть — будете плеваться и поносить вообще всякое «чистое» искусство. Фильм — балансирование на грани безумия, но если вы, как говорится, попадёте с автором на одну волну, должно понравиться.

Вместе во всем неясным, строящимся только на основе постоянного ассоциирования философским подтекстом, «Крот» — история о любви, о насилии, о жестокости, об искуплении и ещё много о чём. Объять этот фильм одним взглядом сложно, в нём есть что-то от искусства барокко — образы наслаиваются один на другой и дают все вместе сложный, противоречивый образ мира. Поэтому рассказывать что-то о сюжете или, тем более, разбирать его непросто и ненужно. Самый лучший способ — опробовать на себе. Если «Крот» вызовет у вас какие-то чувства, то хорошо, если нет — ладно, просто это не ваш фильм, с сюрреализмом подобное абсолютно нормально.

Вот во что может Ходоровски превратить жанр вестерна. В притчу, в историю с библейскими мотивами о всепрощении, фатализме. Очень тяжелый фильм. Если вы досмотрите его до конца — можете считать себя причисленным к кругу киноманов. Фильм оставляет неизгладимое впечатление очень надолго. После просмотра чувствуешь, как будто по тебе проехались катком. Вестерн здесь только внешне. Внутренне — все что угодно, только не вестерн. Назвать этот фильм драмой — значит назвать и оценить очень легковесно. Абсолютно не для рядового зрителя. Оценивать в баллах тоже невозможно.

На первый взгляд, El Topo — сюрно-авангардистская смесь, отмеченная влиянием наиболее радикальных достижений авторского кино 1960-х годов. В ней с заметной долей эпатажа обыгрываются религиозные догмы, мифы, языческие ритуалы, мистические учения и уродливо-порочные проявления человеческой природы, бессознательно воздействующие на зрителя, в том числе и посредством завораживающе красивых кадров-символов. Всё это не могло не спровоцировать внимание к оригинальному видению 40-летнего постановщика-самородка. Именно благодаря «Кроту» Ходоровский стремительно превратился из догматика-неофита, вознамерившегося ещё в 1950-м году возродить сюрреализм, в сакральную фигуру для всякого рода «мистических язычников» и «паломников от новомодных верований», с невообразимой лёгкостью принимающих порой сомнительные и внешне красивые учения.

Это сколько же надо выпить спиртного, чтобы полностью понять фильм «Крот» и весь мир Алехандро Ходоровски в частности? Нет-нет, не поймите меня буквально. Я ни коим образом не отношусь к людям, которые «постигают мир» через вино-водочную продукцию и «осмысляют» окружающую действительность через бутылочное отверстие. Я это так, к слову…

Ведь внешне фильм «Крот» представляет собой полный маразм, бред, насаждение каких-то несвязанных между собой тем, появившихся в сознании психически больного или пьяного, невменяемого человека. Но это только внешне и на первый взгляд…

Алехандро Ходоровски – незаурядная личность. Его видение окружающего мира очень специфично и оригинально. Ходоровски, если можно так назвать, «Сальвадор Дали» мирового кинематографа. Сюрреализм, в котором работал гениальный художник, присущ и Алехандро.

Фильм «Крот» — это целый набор символов, где каждая сцена представляет собой более глубокий, иносказательный смысл (не воспринимается буквально, а имеет сложную, на первый взгляд, сюрреалистическую основу), да и жанр вестерна, в котором снят фильм, не совсем однозначен и точен… Жанр «Крота» можно назвать вестерном, но только с добавлением «сюрреалистический».

Фильм «Крот» — не для одноразового просмотра или «просмотра в компании», где много шума, смеха, рекой льётся спиртное. Фильм «Крот» — не для каждого зрителя. Символизм и сюрреализм Ходоровски не каждый поймёт и досмотрит до финальных кадров. Но это не беда. Алехандро Ходоровски, как истинный художник и гений вселенского масштаба, индивидуален, и его творчество не претендует на массовость и кассовость.

В любом режиссере есть что-то нечеловеческое, что позволяет ему самому заходить за разноцветную лоскутную занавеску собственных мифов и показывать зрителю его собственные сны. За странным, похожим то ли на просветленного гуру, то ли на бродячего шарлатана, Алехандро Ходоровски, мифы ходили табунами еще с тех самых пор, когда он на заре карьеры, дозвонился на парижскую квартиру Андре Бретона и доложил мэтру, что приехал из Чили, чтобы воскресить сюрреализм. С тех пор легенды только множились, как кролики в геометрической прогрессии, а личность Ходоровски в волшебном зеркале его творчества дробилась на кучу разных, но одинаково своеобразных субъектов — культовый режиссер, культовый писатель, сценарист, художник, перфомансист, автор комиксов, мистик, один из последних осколков безумной эпохи любителей кислотных трипов в подсознание. Словом, добро пожаловать, Алиса в кроличью нору!

Говорят, что для фильма «Крот» Ходоровски собственными руками придушил 300 кроликов. Говорят, что на самом деле изнасиловал исполнительницу роли Мары, когда это потребовалось для сцены… Говорят, говорят… И все эти слухи тоже дело рук Алехандро Ходоровски, самопровозглашенного пророка, Бога мини-Вселенной «Ходоровски и театр марионеток», волшебника с целым арсеналом волшебных фонарей. Часто его передвижной балаган глох и грозил развалиться прямо посреди широкой дороги кинопрома. Ему было так не суждено завершить любимое детище, самый грандиозный из проектов — свою «Дюну». Зато было суждено увидеть позже, как ее реализовал уже другой любитель фокусов с кроликами Дэвид Линч. Его фильмы кромсались, изымались из проката и лежали на полках. «Крот» в результате размолвок среди правообладателей до сих находится под продюсерским запретом на широкий показ и даже не выпущен в США на лицензионном ДВД. Но Ходоровски, прямо как заявленное в названии животное, символизирующее весь андеграунд 60-70-х, умудрялся вырываться на поверхность. После того как «Крота», снятого как арт-проект «для своих», начали демонстрировать в полупустом зале на ночных сеансах одного-единственного кинотеатра, туда как на звуки дудочки крысолова, стали стекаться хиппи и неформалы всех мастей. А вскоре стали выстраиваться сумасшедшие очереди, в которых можно было увидеть Энди Уорхола или Джона Леннона.

Там, на экране, кровь текла реками по улицам, омывая ноги безвинных детей и грешных убийц. Там пистолеты направлялись руками Господними. Крутится колесо сансары над головой — старое, кривое, злое. Существа ангельской природы кролики, умирали легко, оставляя драться за гниющие трупы забрызганным кровью хищникам. Небо взорвано в лоскуты, разбрызгано тысячей пейотных капель, простелено из кольта одиноким стрелком. Крот практикует всеобще известные практики — бросает сына и кастрирует «Отца». Идет прожженным песком пустыни, наматывая витки. Уничтожит четверых просветленных, просветлится сам, поведет толпу к земле обетованной, умрет, воскреснет и устроит апокалипсис людишкам, перепутавшим Божий дар с рождественской индейкой. И тут улыбку вызывает не столько то, что на эту богоподобную роль Ходоровский естественно назначил сам себя, видимо всерьез уверовав в свое предназначение или, как вариант, пытаясь уверить в этом людей с воображением. И даже не известные не претенциозные заявления режиссера вроде — «Если вы велики — «Крот»- великое кино, если ограничены — «Крот»- ограниченное кино». Но больше иронии вызывает, как Ходоровский, с непосредственностью свойственной лишь сумасшедшим и просветленным, которые способны видеть связь между предметами и явлениями не связанными по законам нормальной логики, завораживающей нарезкой кадров миксует все полюса и векторы ускользающих 60-х. Но он никакой не мастер акварельных пейзажей или нежных фресок, а малюет плакат гуашью. Не рассуждает, а кричит, не раздевается перед зрителем, а раздевает. Душит, гонит, грузит, потрошит, трясет символами и амулетами. Рифмует сакральное с профанным, современную ему поп-культуру с культурой архаичной, истертой в пыль, а фильмы Леоне с Ветхим Заветом. Он, как ребенок, запросто засовывающий в рот как можно больше конфет, даже не задумываясь, а сумеет ли он их прожевать? Гностическое христианство, буддизм, мистицизм, аналитическая психология Юнга, мотивы из Кастенеды — всё в балаган «Просветление любым путем». Все элементы как в реторте алхимика скворчат и пузырятся, но в какой то момент происходит, что-то, от чего в сплаве завораживающих, страшных кадров, вдруг появляется Пятый.

Можете называть это искрой, не зарытым, и бескомпромиссно не проданным ни за какие шиши, талантом. Но точно также как история о том, как трудно самозванцу быть Богом, в какой-то момент и превращается в историю самого Бога. Точно так же как подвыпивший фокусник в затасканном смокинге, вдруг на удивление себе и зрителям, совершает чудо и достает настоящего кролика.. Так и Ходоровский с его уверенностью, что кино, свободное искусство, которое может быть поэзией, живописью, передавать ощущение сна, и кошмара, и реальности, превращает этот балаган в Большое искусство. Ведь разница между жизнью и сном, как и между шарлатанством и чудом, не так уж велика, если учитывать то, что наш внутренний мир снов, мыслей и иллюзий, в котором мы проводим большую часть своей жизни, часто значит для нас больше всего остального внешнего мира.

Роковые 70-е. Ещё донашивал короткие штанишки безумец, разрядивший обойму во след своему кумиру, но критическую массу ливерпульская четвёрка уже набрала и ждала лишь последнего толчка, послужившего детонатором взрыва, разметавшего Жуков по разным концам света, да так, что некогда бравый экипаж Yellow Submarine никогда больше не всплыл в полном составе. Дети цветов призывали заниматься любовью, а не войной, успешно совмещая теорию с практикой, особо не запариваясь в выборе подходящего любовного ложа. Парковая трава городов Европы и Америки вполне устраивала, их ничуть не смущали толи завистливые, толи осуждающие взгляды зевак. Антивоенные акции сменялись массовыми выступлениями молодёжи в поддержку гражданских прав и свобод, гендерного равенства, защиты природы, иных либеральных ценностей. Новое поколение отвергло старые правила и культурные нормы. На протестной волне оплодотворилась и вызрела контркультура, основным потребителем которой стали хиппи и прочие неформальные сообщества. Кино не осталось в стороне от образовавшейся ниши, породив nonmainstream. Одной из культовых фигур которого стал Алехандро Ходоровский.

Автор, обладающий неповторимым чувством юмора, говорил о своих фильмах, как о психоделических таблэтках (not an error). «Крот» не исключение, а адская смесь вполне знакомых ингредиентов: спагетти-вестерна от Пекинпа и Леоне; дальневосточной псевдомистики; крюотического театра от Арно; клоунады от Феллини; пластической мимики от Марсо; сюрреализма от Бунюэля; библейских сюжетов, в гротесковом ключе, и некого компонента от Ходоровского, творящего из этого винегрета удобоваримую пищу для ума. Как принято в хороших фильмах, зритель — соучастник действа. Каждый увидел своё кино, тем более после полуночный показ не обходился без препаратов, расширяющих сознание. Упреждая неизбежную волну критики, автор заявил: «Если ты велик, то это великая картина, если ограничен, то и кино ограниченное». Толстый троллинг не спас от потока негатива, но Ходоровский обрёл преданных поклонников собственного творчества: от Леннона и Гэбриэла, до Мэнсона, плюс в артистической среде. Джон Леннон помог организовать прокат, а затем отстегнул с барского плеча солидную сумму на последующий фильм, хотя была для того и иная причина, но о ней в другой раз.

Картина полна символов, начиная с названия, предопределившего судьбу кино. Сначала фильм сменил статус с андеграундного на культовый, а затем вновь канул в небытие почти на 40 лет, но возвращение показало, что он ничуть не устарел. Так обычно происходит с картинами опередившими время. Пересказ сюжета бессмыслен, смысл между строк и выражен в метафорах и аллегориях. Заглавный герой представляет архетип Gunfighter, или Стрелок — ключевой персонаж новой американской мифологии. Внешне он похож на раввина в сопровождении обнажённого ребёнка — символа чистоты и непорочности. Иные обнажённые тела — дань сексуальной революции. Есть свой символизм в сцене оскопления полковника — это более жестокая и унизительная месть за все прегрешения, нежели обычное убийство. Мара — движущая и мотивирующая сила. Вторая, невесть откуда возникшая женщина, была с Кротом всегда. В каждом мужчине есть что-то женское — это тень матери, незримо сопровождающая нас по жизни. Расшифровка символики может длиться бесконечно, но оставим сиё удовольствие зрителю. Паломничество героя по пустыне в поисках толи сакрального знания, толи семян пейота, заканчивается трагически. Не без хитрости он убивает всё, встречающееся на пути, даже кролики дохнут при его приближении. Gunfighter олицетворяет саму Америку, нет шире — западную цивилизацию со всей её кровавой историей. Пройдя череду испытаний и пережив катарсис, герой понимает, что никакого пути просвещения нет. Всё необходимое уже заложено в человеке и главная тайна — сама жизнь. Герой попытался жить ради людей, заглушив своё эго. Но настоящее отречение возможно лишь через очищение огнём ради будущего. Ещё о метафорах. Ходоровский любит снимать калек и уродов, их целое племя — вырожденцев от близкородственного смешения. Выйдя из многолетней комы, Крот становится для отверженных богом в образе Франциска Ассизского. Автор кладёт на две чаши весов несчастных уродцев — детей подземелья и бесчеловечных моральных извращенцев — обитателей городка, олицетворяющего цивилизацию. Чья чаша перевесит? Вопрос риторический. Ключевая идея — тщетность человеческих усилий, поскольку есть два типа жестокости по Арно — созидающая и разрушающая. Всё, что не делается, к лучшему. Ключевое слово — не делается.

И вновь к личности автора, чья биография похожа на миф. Сын эмигрантов из России — еврей для русских, русский для чилийцев, чилиец для французов, француз для мексиканцев, мексиканец для американцев, и кажется, кольцо вот-вот сомкнётся. Ходоровскому обещаны деньги из России для съёмок многострадального сиквела «Крота». А посему русская песня в финале, как это заведено в приличных фильмах. Она будто навеяна картиной, беззастенчиво растаскиваемой на цитаты. «Но ты пел про абсолюты и мерил нас по рок-н-роллу. Я верить никому не буду…», впрочем, «… достаточно трёпа».

Данный фильм очень легко разрушить одним неверным словом. Данный фильм нужно смотреть обязательно всем настоящим киноманам. Если вы не знаете, творчества Ходоровского, значит, вы не видели, какой может быть разный кинематограф. Лично я не совсем согласен с мыслями Ходоровского и его манерой построения фильмов, но я перед ним приклоняюсь. Он снял, возможно, самый глубокий фильм во всем кинематографе. Кто считает данный фильм вестерном, будет, обманут, потому что это, прежде всего философская драма, которая снята для тех, кто любит просто подумать над жизнью и всеми ее дорогами.

И еще, у Ходоровского есть такая отличительная черта, его фильмы нужно смотреть в абсолютно идеальном качестве, у меня есть диск с его фильмами, я включил данный фильм на диске, а потом нашел его в повышенном качестве. Могу сказать, что разница сразу очевидна. Кинематограф Ходоровского — это сплошные яркие краски. Только ради них, уже стоит посмотреть этот гениальный фильм. Такие фильмы надо просто знать.

ИНТЕРНЕТ Дата: Пятница, 02.05.2014, 06:24 | Сообщение # 3

Крот / El topo

Изначально «Крот» оказался в Соединённых Штатах на правах типичного «подпольного» фильма – однако стараниями Джона Леннона, попавшего под сильное впечатление и уговорившего друзей купить права на дистрибуцию ленты, вышел в кинопрокат официально. И там тоже нашёл своих поклонников – быть может, не слишком многочисленных, зато верных и способных оценить своеобразие причудливого замысла. Таким образом, картина, задуманная в качестве гимна во славу «андеграундного» творчества энтузиастов экранного авангардизма, обернулась первым «официально зарегистрированным» «культовым» кинопроизведением, послужив вдохновляющим примером для коллег Алехандро Ходоровского. Кто-то даже счёл название точной метафорической характеристикой творцов из кинематографического подполья, в конечном итоге – обречённого на признание «мэйнстрима».

А между тем мексиканский режиссёр и сценарист едва ли ограничивался узкопрофессиональным интересом. Ведь даже в сугубо жанровом отношении его работа представляет ощутимый интерес, являя собой действенную альтернативу итальянским «спагетти-вестернам». Оприходовав декорации, оставшиеся после съёмок очередного американского ковбойского фильма1, Ходоровский с изяществом факира продемонстрировал, какую глубокомысленную, свежую по мысли и, кстати, не лишённую фривольности притчу можно сотворить на основе старых как мир, порядком набивших оскомину сюжетных конструкций. Глупо предъявлять автору претензии в отсутствии привычной интриги – создание странной, явно сюрреалистического толка атмосферы как раз являлось первоочередной задачей. В своих поступках герои руководствуются логикой мифологизированных персонажей – если не архетипов, обрётших плоть и кровь. Уже в прологе, равно как и в эпилоге, крот характеризуется животным, которое прорывает длинные тоннели под землёй и которое в своём стремлении иногда достигает поверхности, где, как только видит свет, слепнет. Речь явно идёт о непрерывном, подчас одержимом поиске сокрытой2 Высокой Истины – смысла нашего бренного существования, который всё-таки слишком велик для слабого человеческого ума. Крот последовательно проходит через испытания не бытом, но бытиём, избавляя Анахоретов от издевательств Злодея, прощаясь с Сыном ради Женщины, одолев Мастеров, основав мировую религию3, наконец, водрузив на себя миссию по освобождению народа. Но чего добивается. Целлулоидная фантазия, разбитая на главы «Книга Бытия», «Пророки», «Псалмы», «Апокалипсис», уподобляется Библии, словно поверяя на истинность книгу книг – и амбициозно выказывая несогласие. Богоборчество? Богохульство. Не думаю. Ходоровский, не случайно лично явившийся облачённым в чёрную рясу, точно пресвитер, лишь ставит под сомнение монополию на истину, бросая персональный вызов тем, кого метко величают «мировой закулисой».

__________
1 – «Час злого стрелка» /1968/ Джерри Торпа с Гленном Фордом и Артуром Кеннеди.
2 – К слову, Ходоровский дополнительно подчёркивает это самой зашифрованной формой произведения, равно как и торжественной многозначительностью интонации. Даже слоган лури распотрошённого главаря бандитов. Узри священника, скачущего на закат с карликом и своим новорождённым ребёнком. Что всё это значит, не совсем ясно – но это незабываемо».
3 – Один из лучших, на мой взгляд, эпизодов – с разоблачением трюкачества касты жрецов и последующим срыванием со стены их древнего символа (всевидящее око в проекции пирамиды), облюбованного и масонами, и водворением христианского креста.

Источник

Читайте также:  Можно ли избавиться от дистрофии
Оцените статью
Избавляемся от вредителей