Кротов алексей алексеевич атташе

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Алексей Алексеевич Игнатьев — граф, отдавший 225 млн.
франков Советскому Союзу

Алексей Алексеевич Игнатьев — граф, отдавший 225 млн. франков Советскому Союзу

Одной из книг, недавно прочитанных мною, стали мемуары графа Алексея Алексеевича Игнатьева «Пятьдесят лет в строю». Интереснейшая книга, которая не только наводит на размышления, но и дает массу важных исторических деталей и нюансов.
Царский полковник, потом генерал, русский военный атташе во Франции во время Первой мировой войны. Из одной из самых «элитных» и знатных семей того времени. А в итоге передал «большевикам» 225 миллионов золотых франков и мечтал о паспорте СССР и возвращении на Родину.
От него отреклась мать, а брат стрелял и чуть не убил.
Но Алексей Алексеевич Игнатьев, все же, сделал выбор в пользу России. Вернулся. Работал. Встречался со Сталиным. По некоторой информации – передал вождю разведывательную сеть, курировавшуюся им с «царских времен» в Европе.
Приехал в СССР в 1937 году. Что с ним стало? Получил звание генерала Красной армии.
Вот так…

Согласитесь, многие интересовавшиеся историей 20-30-х годов ХХ века сталкивались с историями о том, что советская власть зверски расправлялась со всеми классово и идейно чуждыми ей элементами. Тема судеб царских офицеров, перешедших на службу Советской власти, очень нелюбима многими либеральными историками. Казалось, все очень просто — лучшие умы Российской империи, элита, были вынуждены бежать из Советской России. Кто не убежал – был безжалостно уничтожен. Однако реальность гораздо сложнее, она ломает этот стереотип и не дает фальсификаторам поделить историю на «черное» и «белое».

О генерале графе Алексее Алексеевиче Игнатьеве известно относительно немного. Представитель древнего рода Игнатьевых, поставивший служение Родине выше политических распрей и сословных предрассудков.

В 1894 году, в возрасте 17 лет, Алексей Игнатьев вступил в Пажеский корпус, самое привилегированное военное учебное заведение России того времени. Отец отправил его туда, как он выразился, «для устранения изнеженности и плаксивости». После окончания корпуса был произведен в офицеры и нес придворную службу кавалергардом.

В 1905 году началась русско-японская война, и Игнатьев вместе с другими сослуживцами был отправлен на Дальний восток. Он попал в штаб командующего маньчжурской армией, где его назначили в разведывательное управление. Так началась военно-дипломатическая служба Алексея Игнатьева, определившая его дальнейшую судьбу. Связи с военными агентами давали ему возможность изучить нравы и подходы представителей иностранных армий.

Граф Игнатьев А.А.

После войны Игнатьев продолжил работу на дипломатическом поприще. С января 1908 года он служит военным атташе в скандинавских странах (Дании, Швеции и Норвегии), а в 1912 году был направлен для работы во Францию. Как вспоминает сам граф в мемуарах: деятельности военного агента его никто не обучал, и работать приходилось «по наитию».

С началом Первой мировой войны полковник Игнатьев становится представителем русской армии при французской ставке. В этой должности он занимается размещением военных заказов и организацией их доставки в Россию. И только он мог распоряжаться счетом Российской империи во французском банке, который появился как элемент «кредитной линии» русскому союзнику со стороны Франции. Во многом от Игнатьева лично зависело определение того, что из военных поставок во Франции заказывать, а что нет. Он же организовывал доставку закупленного в Россию. И единолично распоряжался счетом с огромными суммами.

Читайте также:  Какие глаза у крысы цвет

К октябрю 1917 года на счетах во французском банке находилась весьма «скромная» сумма в 225 миллионов золотых франков. После Октябрьской революции граф Игнатьев остался единственным лицом, имевшим к ним доступ. Многим показалось, что русские счета остались без хозяев. На легкую добычу нацелилась и белая эмиграция, и страны, которые только что были союзниками России! Легко представить, что «освоить бюджет» графу не предлагал только ленивый.

Однако, Алексей Игнатьев, происходивший из семьи, ставящей интересы государства превыше всего, перевел средства на личный счет и принял решение сохранить деньги для будущей России, какого бы цвета флаги не развевались над ней. Доподлинно известно, что ни копейки из государственных денег Алексей Игнатьев не взял!

Мемориальная доска Игнатьеву А. А. в Москве на Лубянском проезде

После того, как Франция установила дипломатические отношения с СССР, Алексей Алексеевич Игнатьев пришёл в советское посольство и передал чек на всю сумму советскому правительству со словами: «Эти деньги принадлежат России».

Для понимания масштабов возвращенной государству суммы — приведем их к сегодняшнему курсу: получится более 10 млрд. долларов. Многие ли сегодня способны на такой поступок?

За эти действия он был подвергнут обструкции со стороны эмигрантских организаций. Был исключён из товарищества выпускников Пажеского корпуса и офицеров Кавалергардского полка. Под воззванием, призывавшим к суровому суду над отступником, подписался и родной брат, Павел Игнатьев. Взамен, Алексей Алексеевич просил одного: «Лучшей наградой для меня будет советский паспорт, возможность вернуться на Родину и вновь служить России». Эмигранты были в бешенстве, они постановили Игнатьева убить. Убийцей вызвался стать родной брат Алексея Алексеевича. Как Игнатьев остался жив, он и сам до конца не понял: пуля прошила фуражку в сантиметре от головы. Этот «братский сувенир» граф будет хранить всю жизнь. От Алексея Алексеевича за его «большевизм» отказалась даже родная мать…

До 1937 года он числился в советском торговом представительстве, на самом деле занимаясь агентурной работой, теперь уже для советской разведки. В его руках находились десятки разведчиков-нелегалов, специалисты для работы под прикрытием в официальных организациях — серьезная агентурная сеть. После возвращения на родину в «том самом» 1937 году, граф Игнатьев служил в Красной армии, работал в военных учебных заведениях инспектором и старшим инспектором по иностранным языкам Управления военно-учебных заведений РККА, начальником кафедры иностранных языков Военно-медицинской академии. В 1940 году принят в Союз писателей СССР. Был инициатором создания в 1943 г. кадетского корпуса в Москве (Сталин одобрил предложение и назвал училище Суворовским). Алексею Игнатьеву удалось избежать того, чего он боялся больше всего – умереть на чужбине в полном забвении.

Сравнивать Алексея Игнатьева с нашими нынешними миллиардерами-олигархами, выводящими гигантские средства «за рубеж», мы не станем. Но на таких примерах лучше всего понимаешь, чем отличаются Граждане от так называемой «элиты».

В заключение хочется привести цитату из мемуаров графа Алексея Алексеевича Игнатьева («Пятьдесят лет в строю»):

«Честно служи России, сынок, не смотря на правителей и на то как она называется… Это делал твой отец, это делали и твои деды и прадеды. Главное, будь честен перед своей совестью и не опозорь память своих предков!».

«Летопись Героев Отечества» — будь достоин!

Участвуйте в «Летописи Героев Отечества», регистрируйтесь на сайте, предлагайте своих героев и материалы о них!

Подписывайтесь на социальные сети «Летописи» и распространяйте общественно полезную информацию:

Читайте также:  Едят ли тараканы масло растительное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

ДОСТОЯНИЕ ИМПЕРИИ

НОМЕР 39(827) ОТ 23 СЕНТЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Анастасия Белокурова
ДОСТОЯНИЕ ИМПЕРИИ

«Кромовъ» (Россия, 2009, режиссер — Андрей Разенков, в ролях — ролях Владимир Вдовиченков, Ксения Кутепова, Амалия Мордвинова, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Альберт Филозов, Михаил Горевой, Андрей Руденский, Юрий Степанов, Игорь Гордин, Сергей Юшкевич)
В тяжёлый для родины час, в 1916 году, полковник царской армии Алексей Алексеевич Кромов (Владимир Вдовиченков) приезжает с нелюбимой женой Лизой (Амалия Мордвинова) в Париж. Цель визита — должность военного атташе Российской Империи во Франции. В задачи Кромова входит организация военных поставок: французы хоть и числились союзниками русских в Первой мировой, требовали за боеприпасы реальные деньги. Россия не скупилась на расходы. Так в руках Кромова оказалась сумма порядка двухсот пятидесяти миллионов золотом — лакомый кусок для авантюристов и политиканов. Пока Лиза с головой уходит в семейную драму и ревнует мужа к пианистке Наталье Тархановой (Ксения Кутепова), Алексей Алексеевич пытается осмыслить происходящее.
Тем временем смута 1917 года ввергла Россию в хаос: царизм свергнут, Временное правительство пало, дипломатические отношения с Францией расторгнуты. В такой ситуации большой куш, единоличным хранителем которого остался Кромов, вызвал неподдельный интерес у многих. За деньгами началась охота в лучших традициях исторического детектива. Но как человек чести, полковник не пошёл на поводу у нравственного беспредела. Он решил сохранить миллионы и вернуть их России. Но лишь тогда, когда там будет наведен порядок. Появится устойчивая власть. Такой подход к делу не приняли ни друзья Кромова, ни его близкие. Старый мир рушился до основания, а Алексей Алексеевич переживал предательство товарищей, осуждение эмиграции, развод с женой, проклятие матери (Екатерина Васильева). Единственная отдушина — чувство выполненного офицерского долга и запретная любовь с Тархановой. А среди тех, кто оказался замешан в дело о русском золоте, уже стали появляться первые жертвы.
Прототип главного героя — русский офицер Алексей Алексеевич Игнатьев действительно в 1916 году был направлен военным атташе в Париж. За то, что отказался делиться казёнными деньгами, он был бойкотирован эмигрантскими кругами, исключен из товарищества выпускников Пажеского корпуса и офицеров Кавалергардского полка. Даже родной брат Игнатьева поставил свою подпись под воззванием, призывавшим к суровому суду над отступником.
До наших дней сохранились воспоминания Игнатьева «Пятьдесят лет в строю», из которых ясно, что этот человек — аристократ из высшего светского общества, приближенный к императорскому кругу — действительно отдал деньги представителям Советской России и вернулся на родину. Он не был репрессирован, преподавал в академии и умер в пятидесятые, глубоко уверенный в том, что, передав деньги СССР, поступил правильно. «Я понял, что той Франции, которую я знавал в юности, уже не существовало и что не найти в ней человека, который открыл бы наглухо забитые ставни, хотя бы в одном из отелей, и создал бы подобие нашего «Артека», — писал он впоследствии.
Но сейчас на дворе 2009 год, и люди, подобные Игнатьеву, давно стали историческим артефактом. Стоит ли удивляться, что его поступок вызывал нешуточное недоумение. И у либерально настроенных журналистов, возмутившихся тем, что Игнатьев отдал заветную сумму стране, во главе которой стоял Сталин. И у исполнителя главной роли Владимира Вдовиченкова, который выдвинул свою версию событий: «Я много думал на эту тему, и кое-что в поступке Кромова, то бишь его реального прототипа Игнатьева, не понимал. Кромов долго не отдавал деньги. Но у него осталось очень много родственников в Советском Союзе. И от властей последовала угроза репрессий. Помимо денег, одним из условий, которые были поставлены, было его возвращение на родину. Только в этом случае ему было обещано, что его близкие не будут репрессированы. Если исходить из этой мотивации, то всё становится более-менее объяснимым. Потому что деньги, они всё равно абстрактны. А близкие люди всегда конкретны».
Оставим эти высказывания на совести популярного артиста. Судя по мемуарам, Игнатьев мало походил на образ Алексея Кромова, созданный Владимиром Вдовиченковым — мужчиной симпатичным, но с довольно-таки ограниченным диапазоном актерской игры. На пресс-конференции он признавался, что для убедительности режиссер применял к нему «особые воздействия». Нетрадиционный метод оправдал себя — большую часть экранного времени Вдовиченков выглядит вдумчиво и убедительно. Остальные актёрские работы выше всяких похвал. Взгляните на звёздный состав исполнителей — всё это традиции старой советской киношколы, которые умирают вместе с профессионалами.
Интересно, что и другой представитель «потерянного поколения», замечательный актёр Василий Ливанов, в своё время написал книгу под названием «Богатство военного атташе», где рассказал свою версию событий. По слухам, родители Ливанова дружили с семьёй Игнатьева, и он с детства был, как говорится, «в теме». Сценаристы же отталкивались от мемуаров Игнатьева. Но и пофантазировали изрядно.
Героиня Ксении Кутеповой списана с Натальи Владимировны Трухановой — русской балерины, живущей во Франции. Она работала с Дягилевым, была знакома с Шаляпиным, Штраусом и Айседорой Дункан. Наталья Владимировна вышла замуж в 15 лет за поручика Труханова, быстро развелась и позднее стала женой Игнатьева. Её перу принадлежат мемуары «На сцене и за кулисами». Судьба балерины не была столь мелодраматична, как у пианистки Тархановой, показанной в фильме. Вместе с Игнатьевым она вернулась в СССР, где и скончалась в 1956 году.
Снять кино про такого человека, как Игнатьев, в наше время является большим подвигом. Не меньший подвиг, совершённый съёмочной группой и вызывающий настоящее изумление, — изобразительный ряд ленты и работа художников по костюмам. Европа начала прошлого века, с ее элегантной воздушностью, парижским шиком, выписана столь любовно и тщательно, что за визуальной феерией можно запросто не заметить сценарные невнятицы, которых в «Кромове», слава богу, немного. У фильма есть своё лицо, и что не менее важно — авторская позиция. Это не поделка, где антураж выполнен бездушным мутантом машины ЭВМ, а живое дыхание людей, не равнодушных к тому, что они делают. Поэтому «Кромовъ» вряд ли сможет стать коммерчески успешным прокатным хитом вроде печально отшумевшего «Адмирала».
Ведь, несмотря на все красоты, совершенно непонятно, для какой аудитории предназначена эта лента. Немножко детектив, немножко мелодрама, в дремучем лесу российского кинопроизводства фильм выглядит такой же белой вороной, как полковник Кромов среди авантюристов, эмигрантов, продажных офицеров и прочих деятелей, положивших глаз на государственную казну. И пусть главным минусом фильма является смешение жанров, эклектика, превращающая стиль в мозаику эпохи, появление такого кино в России не может не радовать. Правда, прокатная судьба «Кромова» на данный момент остаётся довольно туманной — лента сначала поездит по международным фестивалям, а уж затем будет представлена широкой аудитории.

Читайте также:  Как избавится от боязни одиночества

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей