17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера (множественный выбор)
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Экосистемы и их закономерности
Среди предложенных факторов выберите те, которые относятся к биотическим.
Варианты:
- круговорот веществ в природе
- конкуренция между видами
- отношения «хищник – жертва»
- образование микоризы
- повышение температуры воздуха
- движение ветра
Выберите три антропогенных фактора, которые могут привести к сокращению численности травянистых растений в лесу.
Варианты:
- увеличение численности лосей и зубров
- вытаптывание растений туристами
- увеличение нор грызунов
- сбор редких растений для букетов
- вырубка дуплистых деревьев
- загрязнение среды обитания растений
К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы.
Варианты:
- сокращение численности сов, ежей, лис
- большой урожай семян ели
- увеличение численности паразитов
- рубка деревьев
- глубокий снежный покров зимой
- уменьшение численности паразитов
Среди экологических факторов укажите биотические.
Варианты:
- наводнение
- конкуренция между особями вида
- понижение температуры
- хищничество
- недостаток света
- образование микоризы
В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между
Варианты:
- березами и елями
- березами и грибами-трутовиками
- тлями и муравьями
- лисами и мышевидными грызунами
- березами и подберезовиками
- дубами и белыми грибами
Выберите верные утверждения. В агроценозе, в отличие от природной экосистемы:
Варианты:
- используются дополнительные источники энергии, кроме солнечной
- осуществляется замкнутый круговорот веществ
- обитает небольшое количество видов продуцентов
- представлены все функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты
- цепи питания короткие
- действует естественный отбор
Выберите три признака, характерных для биогеоценоза:
Варианты:
- осуществление круговорота веществ
- проявление искусственного отбора
- использование минеральных удобрений
- относительная устойчивость и стабильность
- отсутствие редуцентов
- разветвлённые пищевые цепи
Выберите верные утверждения. В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме:
Варианты:
- имеются продуценты, консументы и редуценты
- образуются разветвлённые цепи питания
- осуществляется замкнутый круговорот веществ
- образуются пищевые связи
- используется солнечная энергия
- осуществляется саморегуляция
Что характеризует саморегуляцию в естественной экосистеме?
Варианты:
- поддержание видового состава на определенном уровне
- сокращение численности продуцентов за счет лесных пожаров
- изменение численности консументов в зависимости от урожая продуцентов
- ограничение численности консументов первого порядка хищниками
- полное уничтожение растительноядных животных
- сокращение численности продуцентов и консументов в результате массового размножения паразитов
Чем характеризуется биоценоз заливного луга?
Варианты:
- верхний ярус продуцентов образуют древесные растения
- солнечная энергия потребляется травянистыми растениями
- консументы 1-го порядка – насекомые и грызуны
- недостаток света является ограничивающим фактором
- звеньями пищевой цепи обеспечивается круговорот веществ
- отсутствуют редуценты
В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется
Варианты:
- большим разнообразием видов
- разнообразными цепями питания
- незамкнутым круговоротом веществ
- преобладанием одного – двух видов
- влиянием антропогенного фактора
- замкнутым круговоротом веществ
В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и:
Варианты:
- майскими жуками
- черемухой
- грибами
- шиповником
- орешником
- мышами
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:
Варианты:
- большим видовым разнообразием
- отсутствием редуцентов
- короткими пищевыми цепями
- разветвлёнными пищевыми сетями
- колебанием численности популяций
- замкнутым круговоротом веществ
Источник
Выберите три верных ответа из шести.
КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМ.
1. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся
2) кроты, бурозубки
4) клесты, снегири
6) синицы, поползни
2. В соответствии с правилом экологической пирамиды
1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов
2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается
3) вся энергия пищи преобразуется в химическую
4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
5) происходит колебание численности популяций
6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается
3. Какие животные в соответствии с особенностями своего питания могут выполнять в пищевых цепях биологическую роль консументов и первого, и второго порядков?
5) обыкновенный крот
6) бурый медведь
4. В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют
1) ель, лиственница
2) копытень, кислица
3) шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы
4) мхи, папоротники
5) личинки насекомых, дождевые черви
6) бактерии гниения
5. К продуцентам относят
1) плесневый гриб — мукор
2) северного оленя
3) можжевельник обыкновенный
4) землянику лесную
6. Выберите организмы — продуценты:
2) клевер ползучий
6) ромашка аптечная
7. Какие организмы в экосистеме тайги относят к вторичным консументам?
4) ядовитых змей
8. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
4) подрост сосны
9. Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они
1) превращают органические вещества организмов в минеральные
2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии
3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей
4) используются животными как пища
5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву
6) многоклеточные эукариотические организмы
10. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.
1) бактерии гниения
3) клубеньковые бактерии
4) пресноводные рачки
11. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности
12. К каким последствиям может привести увеличение численности мышевидных грызунов,
питающихся семенами ели?
1) сокращаются запасы корма – семена ели
2) возрастает численность хищников
3) увеличивается численность семян ели
4) сокращается численность паразитов
5) сокращается численность хищников
6) возрастает численность паразитов
13. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
1) зеленые растения
2) плесневые грибы
4) растительноядные животные
5) красные водоросли
6) болезнетворные прокариоты
14. Какие организмы составляют первый трофический уровень в экосистеме озера?
15. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,
1) являются продуцентами
2) обеспечивают смену экосистем
3) увеличивают запас кислорода в атмосфере
4) извлекают органические вещества из пищи
5) превращают органические остатки в минеральные соединения
6) выполняют роль консументов или редуцентов
16. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии,
1) аккумулируют солнечную энергию
2) потребляют органические вещества
3) синтезируют органические вещества из неорганических
4) преобразуют органические вещества
5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
6) разлагают органические остатки
17. Консументом леса является лисица обыкновенная, так как она
1) гетеротроф, хищник
2) поедает растительноядных животных
3) потребляет солнечную энергию
4) выполняет роль редуцента
5) регулирует численность особей в популяции мышей
6) накапливает в теле глюкозу
18. Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.
А) прибрежная растительность 1) продуценты
Б) рыбы 2) консументы
В) личинки земноводных
19. Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе
А) включает растения, некоторые бактерии 1) продуценты
Б) поглощает готовые органические вещества 2) консументы
В) поглощает неорганические вещества
Г) включает животных
Д) аккумулирует солнечную энергию
Е) источник энергии — животная и растительная пища
20. Установите соответствие между характеристикой организмов, входящих в состав биогеоценоза, и их принадлежностью к функциональной группе.
А) синтезируют органические вещества из неорганических 1) продуценты
Б) используют готовые органические вещества 2) консументы
В) используют неорганические вещества почвы
Г) растительноядные и плотоядные животные
Д) аккумулируют солнечную энергию
Е) в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу
21. Распределите роли участия в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга
А) аккумулируют солнечную энергии 1) консументы первого порядка
Б) потребляют органические вещества 2) продуценты
В) синтезируют органические вещества из неорганических
Г) преобразуют органические вещества
Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию
Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ
22. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой.
А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных | 1) продуценты 2) редуценты |
23. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой.
А) клевер красный 1) продуценты
Б) хламидомонада 2) редуценты
В) бактерия гниения
Е) нитрифицирующая бактерия
24. Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.
А) производят органическое вещество Б) потребители органического вещества В) разлагают органические соединения Г) выполняют «санитарную» функцию | 1) продуценты 2) редуценты 3) консументы |
25. Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме леса.
А) хвощи и папоротники 1) продуценты
Б) плесневые грибы 2) консументы
В) трутовики на живых деревьях 3) редуценты
Е) бактерии гниения
26. Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и
А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) создают органические вещества из неорганических Г) восстанавливают нитраты до свободного азота Д) замыкают круговорот веществ Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков | 1) консументы 2) продуценты 3) редуценты |
27. Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой.
A) мхи, папоротники Б) беззубки и перловицы B) ели, лиственницы Г) плесневые грибы Д) гнилостные бактерии Е) амёбы и инфузории | 1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
28. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем.
A) сфагнум Б) аспергилл B) ламинария Г) сосна Д) пеницилл Е) гнилостные бактерии | 1) продуцент 2) редуцент |
29. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем.
A) соболь Б) ель B) пчела Г) клевер Д) осока Е) койот | 1) продуцент 2) консумент |
30. Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.
А) кедровка Б) ястреб-тетеревятник В) обыкновенная лисица Г) благородный олень Д) заяц-русак Е) обыкновенный волк | 1) консумент 1 порядка 2) консумент 2 порядка |
31. Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза.
А) холерный вибрион Б) инфузория В) колониальный коралловый полип Г) паразитическое растение Д) бактерия гниения Е) плесневый гриб | 1) консументы 2) редуценты |
32. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны располагаться организмы.
4) насекомоядные птицы
33. Установите последовательность организмов в пищевой цепи пресного водоема.
34. Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи.
35. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
36. Установите последовательность организмов в цепи питания.
1) гусеница непарного шелкопряда
3) обыкновенный скворец
4) ястреб перепелятник
5) жук пахучий красотел
37. Установите последовательность организмов в пищевой цепи агроценоза
3) обыкновенный еж
38. Установите правильную последовательность организмов в пищевой цепи.
1) зёрна пшеницы
3) клоп вредная черепашка
5) обыкновенный перепел
39. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
3) голый слизень
40. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
4) растения луга
41. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи.
2) сенная палочка
42. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом
в цепи питания заливного луга.
43. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом
в цепи питания Северного моря.
1) белый медведь
3) планктонная водоросль
44. Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная
1) разрушение и минерализация органических остатков
2) первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3) использование органических веществ консументами II порядка
4) использование энергии химических связей растительноядными животным
5) использование энергии химических связей консументами III порядка
Источник