Кровеносная система серой крысы

Кровеносная система серой крысы

Внутреннее строение крысы

Кровеносная система крысы включает сердце, артерии и вены. У крысы, как и у всех позвоночных, кровеносная система замкнутого типа. В этой системе артерии разделяются на сосуды все меньшего диаметра и, наконец, переходят в артериолы, из которых кровь попадает в капилляры. Последние образуют сложную сеть, из которой кровь поступает вначале в мелкие сосуды — венулы, а затем во все более крупные — вены.

Сердце расположено в грудной полости, между легкими, смещено в левую сторону. Масса сердца у взрослых крыс более 1,5 г. Кровяное давление в сонной артерии составляет 100— 130 мм рт. ст. Частота сердечных сокращений 300—600 ударов в минуту. Общее количество крови 15—17 мл. Мышцы предсердий и желудочков сердца хорошо развиты, эластичны, способны к быстрой регенерации. Часто кровь у крыс для исследований берут из сердца, прокалывая стенку сердца в определенном месте. За один прием у крупной крысы получают до 6—8 мл крови. В крови содержится в среднем 7— 11 млн. эритроцитов в 1 мм3 , продолжительность жизни которых восемь дней, и 7— 18 тыс. лейкоцитов в 1 мм3. Характерным для крыс является высокое содержание гемоглобина до 16 г/100 мл.

1 — левое предсердие
2 — аорта
3 — левый желудочек
4 — правый желудочек
5 — правое предсердие

Источник

Учебно – метод.комплекс по зоологии (часть 2).. Любин н. А., Шлёнкина т. М.,Ахметова в. В. Учебно методичекий комплекс по зоологии

Содержание крыс
Клетки
Как изготовить жилище для крысы самостоятельно
Аквариумы
Виды подстилок
Домики и укрытия для крыс
Поилки и кормушки
Лесенки и «тренажеры»
«Крысиный городок»
Микроклимат и световой режим в помещении с крысами
Транспортировка
Кормление
Основные принципы кормления
Химический состав кормов
Нормы и рацион кормления
Зерновой корм
Живые и дополнительные корма
Зеленые корма
Фрукты и овощи
Грубый корм
Мягкие корма
Гранулированные корма
Готовые зерновые смеси
Витамины и минералы
Вода
Продукты вредные и ядовитые для крыс
Крысы и дети
Знаете ли вы.
Фотокаталог
Игрушки и развлечения для крыс
Семейство Мышиные (Muridae)

Сказки, мифы и легенды про крыс и мышей

Животные китайского зодиака — Крыса
О домашних крысах с любовью и нежностью
Название Любин н. А., Шлёнкина т. М.,Ахметова в. В. Учебно методичекий комплекс по зоологии
Анкор Учебно – метод.комплекс по зоологии (часть 2)..doc
Дата 08.05.2017
Размер 5.19 Mb.
Формат файла
Имя файла Учебно – метод.комплекс по зоологии (часть 2)..doc
Тип Методическое пособие
#7280
Категория Биология. Ветеринария. Сельское хозяйство
страница 16 из 18
Подборка по базе: 20 Пр Математика, 439 гр., Любина Т. В., 22.05.2020 (1).docx, Бизнес -план Любина,садвокасова (1).docx

Приподнимите пинцетом мечевидный отросток грудины, вскройте грудную полость; для этого с помощью ножниц и скальпеля сделайте косые разрезы, начиная от нижних боковых углов грудной полости, через ребра и мышцы по направлению к шее, и удалите переднюю стенку грудной клетки.

В грудной полости найдите сердце в перикардиальной сумке и бледно — розовые легкие с бронхами и трахеей. Сзади и сбоку трахеи расположен пищевод.

Пищеварительная система крысы имеет более сложное строение, чем у амфибий и рептилий. Начинается она ротовым отверстием, которое окружено губами. В ротовой полости пища размельчается зубами (сравните с зубами амфибий и рептилий) и смачивается слюной, выделяемой слюнными железами. Через глотку и пищевод пища поступает в желудок. Обратите внимание, что пищевод прободает диафрагму и переходит в желудок, расположенный под диафрагмой. Чтобы рассмотреть кишечник, следует подрезать ножницами брыжжейку, распутать петли кишечника и расправить его по дну ванночки или на доске, рядом с телом животного. Найдите двенадцатиперстную кишку, отходящую от желудка; в нее впадают протоки печени и поджелудочной железы. Найдите крупную рыхлою поджелудочную железу, лежащую в петле двенадцатиперстной кишки. Желчного пузыря у крысы нет. Обратите внимание, чтодвенадцатиперстная кишка без резкой границы переходит в тонкий кишечник, который в свою очередь продолжается в толстый. Найдите слепую кишку, заканчивающуюся слепым отростком (аппендиксом). Она расположена там, где тонкий кишечник переходит, в толстый. Слепая кишка у крысы имеет большие размеры. Конечный отдел толстого кишечника, постепенно суживаясь, переходит в прямую кишку, заканчивающуюся анальным отверстием. Общая длина всего кишечника крысы в 5 — 6 раз превосходит длину тела.

Органы дыхания более дифференцированы, чем у пресмыкающихся. Найдите трахею, которая начинается гортанью, образованной хрящами: перстневидным, щитовидным, надгортанным и двумя черпаловидными. Найдите по бокам трахеи щитовидную железу, которая лежит на щитовидном хряще и состоит из двух половинок, связанных между собой. Подтянув трахею пинцетом вперед, найдите место, где она разделяется на два бронха. В легких бронхи сильно ветвятся. Перережьте в верхней части трахею, вставьте в нее стеклянную трубочку и надуйте легкие воздухом. На надутых легких хорошо видно их ячеистое строение. Рассмотрите оболочку, покрывающую каждое легкое снаружи, — плевру; она выстилает также и внутреннюю стенку грудной полости. Обратите внимание, что легкие пронизаны сетью кровеносных капилляров. Сильное развитие легких и наличие диафрагмы обеспечивает более совершенное дыхание, чем у земноводных и рептилий. Приподнимите пинцетом и надрежьте околосердечную сумку (перикардий). Рассмотрите сердце — оно обращено вершиной назад, два темно — красных предсердия хорошо отличаются от бледно — розовых желудочков, направленных кзади и образующих вершину сердца. Рассмотрите выходящие из сердца сосуды — дугу аорты с отходящими от нее артериями и легочную артерию. Осторожно подрежьте сосуды, выньте сердце из перикардия, который снимается вместе с зобной железой, похожей на жировое образование (зобная железа сильно развита у молодых животных).

Возьмите сердце в левую руку, правой рукой скальпелем сделайте разрез стенок левого предсердия и желудочка, а затем pазрез правого предсердия и желудочка: предсердия – тонкостенные желудочки имеют толстые мышечные стенки. Введите пинцет в полость левого и правого желудочков, сравните толщину их стенок. Стенка левого желудочка, который дает толчок движению крови по большому кругу кровообращения, значительно толще стенки правого. Обратите внимание, что правая половинка сердца, содержащая венозную кровь, полностью изолирована от левой — артериальной.

Проследите путь крови по большому и малому кругам кровообращения на инъецированном препарате и схеме кровообращения (рисунок 79). Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка легочной артерией. Вскоре по выходе из сердца она разветвляется на правую и левую, легочные артерии, несущие венозную кровь к легким. В капиллярах легких происходит газообмен. Затем по легочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие и вливается по его систоле в левый желудочек, откуда направляется по большому кругу кровообращения. При сокращении левого желудочка она вливается в аорту, дающую крутой изгиб влево. В отличие от птиц, имеющих правую дугу аорты, у млекопитающих сохраняется левая дуга аорты. От дуги аорты отходят три сосуда: короткая безымянная артерия, которая делится на правую подключичную артерию и правую сонную, левая сонная артерия и левая подключичная артерия.

1 — предсердия; 2 — желудочки; 3 — левая дуга аорты; 4 — безымянная артерия; 5 — левая подключичная артерия; 6 — правая подключичная артерия; 7 — сонные артерии; 8 — спинная аорта; 9 — внутренностная артерия; 10 — передняя брыжеечная артерия; 11 — почечная артерия; 12 — задняя брыжеечная артерия; 13 — половая артерия; 14 — подвздошная артерия; 15 — хвостовая артерия; 16 — передняя полая вена; 17 — яремные вены; 18 — подключичные вены; 19 — хвостовая вена; 20 — подвздошная вена; 21 — брыжеечная вена; 22 — воротная система печени; 23 — печеночная вена; 24 — задняя полая вена; 25 — легочная артерия; 26 — легочная

вена; 27 — непарная вена. В черный цвет окрашены сосуды с венозной кровью
Рисунок 79 — Схема кровеносной системы крысы

Обогнув сердце, аорта проходит назад вдоль позвоночника. От аорты отходят сосуды, несущие кровь к внутренним органам: кишечнику, печени, почкам и другим органам. В полости таза аорта распадается на общие подвздошные артерии, проходящие дальше в нижние конечности и снабжающие их кровью. По густой разветвленной сети кровеносных сосудов артериальная кровь доставляет кислород клеткам тканей тела животного. Венозная кровь, собранная со всего тела, вливается в правое предсердие по полым венам: из передней части тела по парным передним полым венам, а из задней части тела — по непарной задней полой вене. Венозная кровь от кишечника вливается в воротную вену, которая входит в печень и образует воротную систему печени. В печени капилляры, соединяясь, образуют две печеночные вены, впадающие недалеко от сердца в заднюю полую вену, собирающую кровь со всей задней части тела.

Найдите парные почки — они расположены асимметрично по бокам то позвоночинка: правая почка выше левой. Почки у крысы вторичные, как почки пресмыкающихся и птиц. Рассмотрите мочеточники, отходящие от внутренней стороны почек: они имеют вид беловатых нитей, вотадают в мочевой пузырь. Мочевой пузырь открывается наружу мочеиспускательным каналом (рисунок 80).

Найдите у самки два яичника в поясничной области около почек, на спинной стенке полости тела. Рассмотрите яйцеводы — сильно извитые трубки, не имеющие непосредственной связи с яичниками: один конец яйцевода, начинающийся воронкой, которая охватывает яичник, расположен около яичника и обращен в брюшную полость тела, другой открывается в матку.

Обратите внимание, что матка состоит из двух рогов, которые служат продолжением яйцеводов. В рогах матки происходит эмбриональное развитие зародышей. Найдите непарное влагалище, в которое отрываются рога матки; влагалище открывается наружу половым отверстием.

Найдите семенники самца крысы — они находятся в мошонке — особом мешке у основания хвоста, представляющем выпячивание стенки тела. Если они незаметны, слегка надавите пальцами на мошонку и протолкните семенники в полость тела. Рассмотрите прилегающие к семенникам придатки — эпидидимис и отходящие от них семяпроводы. Обратите внимание на придаточные половые железы в полости тела — сильно разветвленные семенные пузырьки (недалеко от мочевого пузыря), и у шейки мочевого пузыря многодольчатую предстательную железу. Семяпроводы принимают в себя протоки этих желез и впадают в мочеиспускательный канал.

1 — семенник; 2 — придаток семенника; 3 — семяпровод; 4 — семенные пузыри; 5 — предстательная железа; 6 — мочевой пузырь; 7 — мочеточник; 8 — почка; 9 — мошонка; 10 — паховый канал; 11 — яичник; 12 — фаллопиева труба; 13 — матка; 14 –

влагалище
Рисунок 80 — Мочеполовые органы самца (I) и самки (II) крысы
Изучение мозга крысы производится путем вскрытия черепа или на готовом влажном препарате. Для вскрытия черепа отрежьте голову крысы с участком шеи. Снимите с головы крысы кожу. Подрезав ножницами кости черепа, удалите их пинцетом и расчистите черепную полость так, чтобы мозг был хорошо виден сверху. Рассмотрите небольшие обонятельные доли — за ними располагаются полушария переднего мозга (большие полушария мозга). Обратите внимание, что полушария покрыты серым веществом, образующим кору мозга. Промежуточный мозг сверху не виден — он закрыт полушариями, сравнительно невелик и находится между задним краем больших полушарий и мозжечком. Рассмотрите средний мозг — он почти весь прикрыт полушариями переднего мозга. Мозжечок развит очень сильно и почти прикрывает продолговатый мозг (рисунок 81). Органы чувств крысы развиты хорошо.

1 — обонятельные доли; 2 — полушария переднего мозга; 3 — средний мозг; 4 –

мозжечок; 5 — продолговатый мозг; 6 — ромбоидальная ямка; 7 — спинной мозг
Рисунок 81 — Головной мозг крысы сверху
Сильное развитие головного мозга и органов чувств определяет более сложное поведение млекопитающих по сравнению с другими позвоночными. Зарисуйте мозгкрысы сверху, Перережьте обонятельные доли и концом скальпеля запрокиньте мозг так, чтобы обнажить его нижнюю поверхность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются млекопитающие животные от рептилий и птиц?

2. В чем преимущества плацентарных млекопитающих и как это отразилось на их распространении?

3. Назовите кожные железы зверей.

4. Каковы строение и роль волосяного покрова?

5. Какое происхождение имеют когти, волосы, рога, копыта?

6.Что собой представляет диафрагма и какова ее роль?

7. В чем выражаются прогрессивные особенности строения кровеносной системы млекопитающих?

8. Какие особенности строения головного мозга характерны для зверей?

9. Какое оплодотворение у млекопитающих? Где развивается яйцо?

10. Каковы функции зародышевых оболочек?

11. Каков тип развития у детенышей млекопитающих? Где развивается молодь?

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В основу изучения положена самостоятельная проработка студентом всего учебного материала.

При самостоятельной работе над курсом студент использует материал учебников. Изучение должно проводиться последовательно, в том порядке, в каком материал изложен в книге, что соответствует примерно ходу процесса исторического развития животного мира.

Согласно программе необходимо изучать весь без исключения материал учебника, но степень детализации усвоения отдельных его разделов должна носить в известной мере выборочный характер.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Изучение фактического материала идет по специальным главам учебного пособия.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖИВОТНОГО МИРА

Подцарство Оноклеточные, или Простейшие

Тип Инфузории, или Ресничные

Подцарство Многоклеточные животные

Тип Плоские черви

Тип Круглые, или Первичнополостные черви

Тип Кольчатые черви

Ниже приводится перечень основных тем по отдельным зоологическим группам, где указано содержание, а также вопросы, которые должны быть использованы для повторения, самопроверки.

Содержание и задачи зоологии. Значение зоологии в сельском хозяйстве — в животноводстве, ветеринарии, а также агрономии. Зоология и эволюционное учение в связи с формированием диалектико — материалистического понимания природы.

Роль систематики животных в познании эволюции животного мира и в решении народнохозяйственных задач. Понятие о типе, классе, отряде, семействе. Принципы классификации, бинарная номенклатура.

Основные типы животных. Количество известных видов животных разных типов и классов. Роль русских ученых в. развитии зоологии и её успехи.

Вопросы для самопроверки

1. Предмет зоология и ее место в системе других наук о природе.

  1. Какое общее теоретическое значение имеет зоология?
  2. На какие дисциплины подразделяется зоология?
  3. Каково значение отдельных зоологических дисциплин?
  4. Каковы основные этапы в истории зоологии?
  1. Какое значение имели работы Линнея для зоологии? Основные систематические категории и понятие вида, бинарная номенклатура.
  2. Взгляды Ламарка на происхождение видов.
  3. Работы Дарвина и прогрессивное значение его эволюционной теории (кто из русских ученых способствовал развитию и распространению дарвинизма?).

9. Главные факторы эволюции по Дарвину.

10. Каково практическое значение и роль зоологии в охране, пре-образовании природы и в развитии сельского хозяйства?

Характеристика подцарства простейших. Деление на основные типы и классы:

Саркомастигофоры. Строение и физиология. Особенности питания зеленых, жгутиковых в связи с вопросом об общности происхождения растений и животных. Одноклеточные, их паразитические представители, вызываемые ими болезни животных и человека

Саркодовые. Строение, питание, размножение и образ жизни Амебы. Фораминиферы, лучевики и их значение.

Апикомплексы. Происхождение паразитизма простейших. Циклы развития, чередование бесполого и полового поколений. Гемоспоридии: малярийные плазмодии, пироплазмы и вызываемые ими заболевания. Кокцидии и болезни домашних животных.

Миксоспоридии – паразиты рыб. Характеристика. Циклы равзития. Заболевания вызванные миксоспоридиями.

Микроспоридии, как возбудители нозематозов — болезней пчел. Предупреждение и борьба с заболеваниями.

Ресничные инфузории. Строение, питание, движение и размножение. Паразитические инфузории и вызываемые ими болезни животных и человека. Инфузории желудка жвачных и их значение.

Эволюция простейших. Скорость размножения простейших, их значение в круговороте веществ в различных средах обитания. Роль русских ученых в изучении простейших.

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные признаки характеризуют одноклеточных простейших?

  1. Что называется органеллами и каковы их функции?
  2. Назовите основные типы и классы простейших и дайте им краткую характеристику.
  1. Какие формы размножения свойственны простейшим?
  1. В чем состоит процесс инцистирования и его биологическое значение?
  2. Опишите циклы развития основных паразитических представителей (кокцидий, малярийного плазмодия).
  3. Укажите простейших — наиболее опасных возбудителей заболеваний сельскохозяйственных животных и человека (работы академика Е. Н. Павловского).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Клетка как организм у простейших и клетка как часть целого организма у многоклеточных. Клетка — основной элемент жизни. Химические и физиологические свойства клеток. Связь одноклеточных и многоклеточных животных. Основные способы размножения у многоклеточных. Оплодотворение. Деление ядер и клетки. Основные закономерности дробления оплодотворенного яйца; стадии морулы, бластулы, гаструлы. Зародышевые листки. Теории происхождения многоклеточных животных (Геккеля, Мечникова).

Губки, их строение, питание и размножение. Значение онтогенеза в понимании происхождения (филогении) губок.

Основные классы, строение, питание и размножение. Радиальная симметрия в организации кишечнополостных в связи с образом жизни. Метагенез у гидроидных и сцифоидных полипов. Значение движения в происхождении мышечной и нервной систем с органами чувств у медуз. Коралловые полипы, распространение и биологическое значение. Филогения кишечнополостных.

Характеристика типа (развитие, рост, строение, олодотворение).

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточных животных.

  1. Почему животные этого типа называются кишечнополостными?
  2. На какие классы подразделяется тип кишечнополостных?
  3. Образ жизни кишечнополостных (питание, размножение, развитие, способность к регенерации и т. д.).
  4. Значение кишечнополостных в общей эволюции многоклеточных животных.
  5. Охарактеризуйте тип гребневиков.

ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

Общая характеристика и деление на основные классы.

Ресничные черви. Морфология и филогения ресничных червей. Происхождение двусторонней (билатеральной) симметрии в организации червей и значение ее в эволюции животных.

Сосальщики (трематоды). Размножение, развитие с чередованием поколений и сменой хозяев. Соотношение между онтогенезом и филогенезом у сосальщиков. Основные представители трематод, циклы их развития и вызываемые ими заболевания домашних животных и человека. Борьба с сосальщиками.

Моногенеи как эктопаразиты. Моногенетические сосальщики вредители рыб. Развитие.

Ленточные черви (цестоды). Их строение, размножение и развитие (онтогенез), плодовитость. Лентецы и цепни, их важнейшие представители и циклы развития. Ленточные черви как возбудители инвазионных заболеваний животных и человека. Борьба с цестодами. Значение работ К. И. Скрябина и других.

Источник

Читайте также:  Что делать с мышами как избавиться от них
Оцените статью
Избавляемся от вредителей