- Крылов Муравей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
- Краткое содержание для читательского дневника
- Главные герои
- Главная мысль
- Чему учит
- Пословицы
- Отзыв
- Крылов Иван басня «Стрекоза и муравей»
- Читательский дневник по басне «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова
- Характеристика главных героев:
- Краткое содержание басни «Стрекоза и Муравей»
- План басни:
- Основная мысль и мораль басни «Стрекоза и муравей»
- Чему учит басня
- Краткий отзыв по басне «Стрекоза и Муравей» для читательского дневника:
- Пословицы к произведению:
- Словарь неизвестных слов
- Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
- Ещё читательские дневники по басням Ивана Крылова:
- Анализ басни «Стрекоза и муравей» для читательского дневника
- История создания
- Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей»
- Мораль басни «Муравей» Крылова, анализ, суть, смысл
- Мораль басни «Муравей» Крылова (анализ, суть, смысл)
- В чем мораль басни Крылова Стрекоза и Муравей: чему учит и какова основная мысль
- Краткое содержание
- Анализ басни
- Основная мысль басни
- Полезное видео
- Подведем итоги
Крылов Муравей читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Сатирическое стихотворение «Муравей» Иван Андреевич Крылов написал в марте 1819 года. Произведение относится к басенному жанру, потому главную мысль автор традиционно вынес в самый конец. В первоначальной версии мораль басни звучала иначе, но известный русский поэт предпочел упростить заключительное нравоучение (читайте по теме: Краткая биография Крылова: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) В своем муравейнике этот Муравей считался самым сильным и очень выносливым, ведь мог поднять аж два крупных ячменных зерна.
2) А еще ходили легенды о невероятной храбрости Муравья: и с червяком он боролся, и с пауками сражался, и вообще ничего не боялся.
3) Горделивому Муравью нравилась слава, он забил себе голову похвалой, только об этом и думал, а потом и вовсе решил отправиться в город.
4) В большом городе маленький Муравей отчаянно пытался добиться внимания, но его никто не замечал.
5) Раздосадованный Муравей начал жаловаться Барбосу, сетуя, что в этом городе люди без глаз и без толку, зато в муравейнике каждый знает о подвигах маленького «героя».
6) Никто Муравью не ответил, он со стыдом возвратился домой.
Главные герои
Муравей – хвастливый, надменный, глупый, ленивый. Обрел известность среди сородичей не благодаря трудолюбию, а посредством хвастовства. Все делал ради излишней похвалы и сомнительной славы, но не на благо других.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие басни Крылова для читательского дневника.
Главная мысль
Иван Андреевич Крылов хотел рассказать своим читателям о том, что высокомерие и зазнайство не украшают человека, а наоборот. Лучше тихо сделать тысячу маленьких, но важных дел, нежели громко заявить об одном бессмысленном поступке.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Чему учит
Произведение учит нас умеренной скромности, трудолюбию, человечности. Только по-настоящему хорошие поступки позволяют обрести доброе имя и уважение в обществе.
Пословицы
1) Хвастать – не косить, спина не болит.
2) Зазнайство не возвышает, а унижает.
3) Больше воображает, чем соображает.
Отзыв
«Муравей» – мудрая басня, отражающая реальную проблему. Во все времена найдутся хвастуны, из-за которых умным и честным людям становится стыдно. В своем произведении Иван Андреевич Крылов сумел обличить худший человеческий порок.
Источник
Крылов Иван басня «Стрекоза и муравей»
Читательский дневник по басне «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова
Автор: Иван Андреевич Крылов
Название произведения: «Стрекоза и Муравей»
Число страниц: 1
Главные герои: Стрекоза, Муравей.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Стрекоза — легкомысленная и ленивая.
Не думает о будущем.
Муравей — работящий и умный.
Трудолюбивый и справедливый.
Краткое содержание басни «Стрекоза и Муравей»
Стрекоза, кроме пения, ничем летом не занималась.
Наступила зима. Голодно и холодно стало легкомысленной кумушке.
Она приползла к Муравью с просьбой выручить.
Муравей, узнав, что кума летом лишь пела, посоветовал ей поплясать.
План басни:
- Попрыгунья.
- Наступление зимы.
- Тоска и голод.
- Визит к Муравью.
- Пойди, попляши.
Основная мысль и мораль басни «Стрекоза и муравей»
Главная мысль басни и мораль в том, что нужно всё делать вовремя и думать о будущем.
Основная идея басни в том, что рассчитывать каждый должен только на себя.
Чему учит басня
Басня учит вовремя думать о будущих трудностях, быть трудолюбивым и организованным.
Учит всего добиваться самому.
Краткий отзыв по басне «Стрекоза и Муравей» для читательского дневника:
Прочитав это произведение, я подумала, что каждый человек должен всегда надеяться на собственные силы.
Потому что помогут тебе друзья или нет — ещё вопрос.
Вот и Стрекоза легкомысленно провела время и осталась ни с чем.
Это интересная и поучительная история.
Автору удалось показать вред безделья и бесполезного времяпрепровождения.
С одной стороны, мне нравится трудолюбивый Муравей.
Но с другой стороны, жаль и Стрекозу.
Она была просто глупенькой, но не бросать же её погибать от голода из-за этого?
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, что о своём будущем нужно начинать заботиться уж сейчас.
Чтобы не оказаться в положении Стрекозы потом.
Пословицы к произведению:
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным — шапку снимает.
- Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
- На Бога надейся, а сам не плошай.
- Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
- Сам не сделаешь, никто не сделает.
Словарь неизвестных слов
- Удручена — опечалена.
- Вешних — весенних.
- Мурава — трава.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?»
Ещё читательские дневники по басням Ивана Крылова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Источник
Анализ басни «Стрекоза и муравей» для читательского дневника
История создания
Автором басни «Стрекоза и муравей» принято считать Ивана Андреевича Крылова, а само произведение появилось в 1808 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Драматический вестник», получив отличные отзывы критиков и восторженные отклики читателей. Аналогичный рассказ также был и у Льва Толстого. Однако в литературной среде создателем этой басни считают не Крылова, а Жана де Лафонтена, написавшего «Цикада и муравей». Известно, что этот французский писатель позаимствовал сюжет произведения у древнегреческого баснописца Эзопа.
Крылов сделал лишь перевод французской версии этой басни на русский язык, адаптировав ее сюжет к российским реалиям. Получилось интересное и замысловатое произведение, известное на протяжении многих лет, на котором воспитывалось уже несколько поколений. Эта басня выдержала несколько изданий, подверглась цензурным правкам как в царской России, так и в последующем в Советском Союзе, поэтому существует несколько отличающихся друг от друга версий, которые имеют схожий сюжет, но различные детали повествования.
Автор существенно изменил французский вариант басни, сделав его близким для всех читателей. Стрекоза предстаёт активным персонажем с веселым нравом и живым темпераментом. Это легкомысленная особа, которая в начале произведения неизменно вызывает симпатии. Муравей же, напротив, отличается рассудительностью и степенностью. Это отчасти скучный и занудный персонаж, который с головой погружён в каждодневный труд.
Русское лето показано непродолжительным, но не менее прекрасным. Для тех насекомых, кто готовится к холодам, каждый день на вес золота. Не успели они опомниться, как проходит тёплая пора, начинаются осенние дожди и близятся первые заморозки.
Также в этой басне имеются элементы старинных традиций патриархата, в котором все насекомые и народ являются единым, помогая друг другу.
Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей»
Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.
Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»
Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.
Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.
Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно. И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.
Тем самым автор подготавливает читателя к тому, как надо встретить такую просительницу. Муравей же у Крылова — насекомое степенное, работящее.
В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.
У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле». Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы. А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».
Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.
Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.
У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.
Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:
«До того-ль голубчик было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час,
Источник
Мораль басни «Муравей» Крылова, анализ, суть, смысл
Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Муравей» Крылова была впервые опубликована в сборнике «Басни» в 1819 г. (ч. VI). Время написания басни неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Муравей» Крылова (анализ, суть, смысл)
В столицу ж приезжай — как этот муравей,
«. [Мораль] басни «Муравей»: «не хвастайся, так как можешь осрамиться». » (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)
«Вообще же нет такой человеческой слабости, нет смешной стороны в человеке, чтобы Крылов не подметил их и не выставил в своих баснях. Так, чванство и самохвальство людей, которые придают своим самым обыкновенным действиям важный вид, выставлено им в басне «Муравей», гордость и нахальное хвастовство — в басне «Дуб и трость». » («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Такова мораль басни «Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Источник
В чем мораль басни Крылова Стрекоза и Муравей: чему учит и какова основная мысль
Каждый ребенок знает басни Крылова, эти произведения давно разобрали на крылатые выражения, что является лучшим подтверждением таланта писателя. Его тонкие шутки, которые беззлобно указывают на недостатки людей, делают каждое произведение ценным сокровищем. Так, автор на примере стрекозы показывает, к чему приводит лень и беззаботность. А трудолюбивых муравьев Крылов ставит в пример другим. В чем состоит мораль басни «Стрекоза и муравей».
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами.
В басне два главных героя::
- Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный,
- Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.
Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»
Анализ басни
Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена.
Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.
Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.
- Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
- Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
- Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
- Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
- Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.
Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее.
Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.
Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.
Это интересно! Крылов рисует перед читателем типичного русского лентяя, который все лето развлекался, а после решил переждать плохие времена у более рассудительного и запасливого соседа. Ивану Андреевичу удалось достаточно точно отобразить характерные приметы и черты, присущие русскому народу.
Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».
Основная мысль басни
В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи.
Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?
Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.
Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:
- Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря,
- Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.
Важно! Именно в них заключена основная мысль басни, отражена суть всей истории и скрытый смысл. Автор говорит о необходимости трудится и не жалеть тех, кто не признает своих ошибок, не пытается преодолеть собственную лень.
Полезное видео
Подведем итоги
Иван Крылов был выдающимся баснописцем, его произведения не просто полны тонкого юмора и ярких образов, они несут глубокую мудрость, преподнося важные жизненные уроки в простой и ненавязчивой форме. Произведение получило положительные отзывы от современников писателя. Басня заставляет каждого читателя задуматься, кто из героев ему ближе. Краткое содержание и анализ басни помогут найти ответы на вопросы к уроку.
Источник