Гостья из будущего
- Научная фантастика
- Мелодрама
- Кир Булычёв
- Павел Арсенов
«Гостья из будущего» — советский детский пятисерийный телевизионный художественный фильм в жанре исекай, снятый на киностудии имени Горького в 1983—84 гг. кинорежиссёром П. Арсеновым по мотивам фантастической повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977) и по его же сценарию. Это один из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского и российского кинематографа, и он смело может считаться культовым. Премьера прошла 25-29 марта 1985 г. по Первой программе ЦТ СССР в дни весенних каникул.
Содержание
Персонажи [ править ]
- Алиса Селезнёва (роль исполняет Наташа Гусева) — девочка из будущего.
- Коля Герасимов (Алёша Фомкин) — школьник 6-й «В» класса из ХХ века. «Понимаете… я за кефиром пошёл, а тут…». Проходит пытки, но не выдаёт чужую тайну. В награду не получает практически ничего, да и не просит.
- Юля Грибкова (Марьяна Ионесян) — одноклассница Коли Герасимова и подруга Алисы.
- Фима Королёв (Илья Наумов) — одноклассник и лучший друг Коли, любитель детективов и добродушный толстяк.
- Прочие ученики 6-го «В»:
- Коля Сулима (Антон Суховерко).
- Коля Садовский (Семён Бузган).
- Боря Мессерер (Алексей Муравьёв).
- Мила Руткевич (Екатерина Авербах).
- Катя Михайлова (Елена Коляскина).
- Альбина Фетисова (Мария Баукина).
- Лена Домбазова (Наталия Шанаева).
- Космические пираты-метаморфы, темнее и острее, чем в книге.
- Крысс/Крыс (Михаил Кононов, как в истинном обличье, так и большее время фильма) — мозг шайки. Пока остаётся в человеческом облике, постоянно носит с собой массивный мужской зонтик-трость. Старательно отыгрывает Гешу Козодоева.
- Весельчак У (Вячеслав Невинный, аналогично) — громила-исполнитель и Толстый злодей, мрачен и сообразителен
- Особенно красивой получилась сцена, когда Крыса задолбала чрезмерно (по его мнению) бдительная бабушка, и он, по-прежнему оставаясь в облике милой маленькой девочки, вдруг сменил тембр и произнёс своим обычным сипловатым мужским голосом: «Ну, мымра старая, ты у меня ещё пожалеешь!». То ли намеренно (попугать), то ли нечаянно (у каждого есть нервы!).
- В книге он был Псевдомилый злодей, но в сериале убрали: Весельчак угрюмый, злобный, вечно насупленный. Отыгран сложно: когда расслабляется — начинает немножко улыбаться и мечтать «осесть на какой-нибудь планете и разводить склиссов»… и тут же искренне, с душой добавляет «Но ты же знаешь, я люблю потерзать, помучить, поиздеваться…».
- Сотрудники Института времени:
- Вертер (Евгений Герасимов) — биоробот[1] /искусственный человек, блондин с корпусом, похожим на серебристый скафандр. Самый незаменимый сотрудник. Пламенно любит Полину. Понимает шутки и шутит сам, но, похоже, не очень хорошо представляет, как нужно смеяться: «Ха… Ха… Ха…» (тут ещё и зловещая долина свой вклад вносит). Няшка и настоящийгерой.
- Согласно фанону — демилитаризованный боевой кибер, оттого и такой деревянный: половина оборудования снята, зато понатыкано всяких ограничителей и блокировок. Отсюда же и боевитость, и устойчивость к огню противника.
- Мария (Елена Цыплакова) — сотрудница Института времени, специалист по каменному веку.
- Иван Сергеевич (Борис Щербаков) — специалист по Древнему Риму.
- Гоги (Рубен Симонов) — сотрудник Института времени, специалист по XVIII в.
- Полина (Елена Метёлкина) — сотрудница Института времени, специалист по ХХ веку. Судя по тому, как она привлекла к себе внимание, в ХХ веке она только начала работать, а готовилась к этому, изучая сохранившиеся модные журналы.
- Вертер (Евгений Герасимов) — биоробот[1] /искусственный человек, блондин с корпусом, похожим на серебристый скафандр. Самый незаменимый сотрудник. Пламенно любит Полину. Понимает шутки и шутит сам, но, похоже, не очень хорошо представляет, как нужно смеяться: «Ха… Ха… Ха…» (тут ещё и зловещая долина свой вклад вносит). Няшка и настоящийгерой.
- Дед Павел (Владимир Носик) — Павел Полосков, обыватель XXI века.
- Алик Борисович (Георгий Бурков) — врач больницы, где лежали Алиса и Юля. Долго пытается рассказать девочкам историю о поездке на Азов с другом. Его постоянно что-то прерывает, в итоге суть истории так и остается неизвестной ни девочкам, ни зрителям.
- Шурочка (Мария Стерникова) — медсестра в больнице.
- Бабушка Юли Грибковой (Людмила Аринина), крутая бабуля.
- Инна Кирилловна Герасимова (Татьяна Божок) — мама Коли.
- Марта Эрастовна Скрыль (Наталья Варлей) — тренер детской спортшколы, бой-баба. Отчество обрела только в экранизации, в книге — изредка Марта, но чаще Марта Скрыль. Марта Скрыль.
- Алла Сергеевна (Екатерина Васильева) — учительница английского языка.
- Эдуард Александрович (Вячеслав Баранов) — учитель физкультуры по прозвищу «Илья Муромец».
- Профессор Селезнёв (Юрий Григорьев) — директор КосмоЗоо, папа Алисы.
- Электрон Иванович (Игорь Ясулович) — сотрудник КосмоЗоо.
- Наполеон (озвучивают Е. Герасимов и И. Ясулович) — говорящий козёл-мутант.
- Ишутин (Андрей Градов) — трусливый обыватель из XX века, по книге — повар.
Сюжет [ править ]
Как-то два обычных японских московских школьника, Коля и Фима, обнаружили в подвале самую что ни на есть настоящую машину времени. Коля понажимал на кнопочки и попал в XXI в. Вдоволь насмотревшись на светлое коммунистическое будущее, он заглянул и в космопорт.
Там как раз пираты хотели прикарманить миелофон [2] — техническое устройство, которое позволяет читать мысли. Миелофон был у Алисы, которая работала с ним в КосмоЗоо — читала мысли крокодила. Пираты отобрали его (прибор, а не рептилию) у Алисы. Коля, в свою очередь, с помощью Электрона Ивановича и Наполеона украл миелофон у них, рванул в Институт времени под защиту Вертера и вернулся в своё время. За ним отправились пираты Крыс и Весельчак У, которые видели Колю, а вскоре — Алиса, которая узнала имя, номер школы и класс Коли, но незнакома с ним лично.
И началась сумасшедшая охота на миелофон, осложнённая для «хороших» суперспособностью пиратов. Разумеется, хэппи-энд прилагается.
Тропы и штампы [ править ]
В фильме [ править ]
- Ай, молодца, профессор Селезнёв. С уникального аппарата, позволяющего читать чужие мысли, которым обязательно кто-нибудь захочет воспользоваться со злым умыслом, надо было глаз не спускать. И уж точно не надо давать миелофон своей маленькой дочери, которая ходит с ним по Космозоо, то и дело оставляя его без присмотра.
- В книге отец Алисе миелофон и не давал, она взяла его без спроса, потому и отправилась за ним в прошлое сама, надеясь, что сможет и вернуть его, и вовремя положить на место.
- Анахронизмы — в Институте времени их полно, и Вертер пользуется ими, как и положено (гусиное перо и чернила, метла, коса).
- На это есть фанатский обоснуй — Вертер очень любит антиквариат, тем более, что сам он — не только уборщик, но и фактически завхоз в Институте времени, сам в прошлом не бывает, зато ведёт учёт всех предметов, принесённых из прошлого сотрудниками.
- А ещё старинный троллейбус промелькнул на заднем плане. Конечно, это недочёт, но будем верить, что это пасхальное яйцо.
- А может, троллейбус специально оставили, сделали экскурсионный маршрут, для любителей старого транспорта и вообще истории. Небольшой музей на колёсах в первозданном виде, примерно как в наше время используются паровозы.
- А теперь мне пора. Миелофон возвращён, космические пираты арестованы, Алиса произносит сакраментальное «Мне пора» и под первые аккорды «Прекрасного далёка» входит в машину времени, которая вернёт её в Светлое Будущее.
- Блестящие башни и тоги как эстетика (башен нет, но тоги присутствуют), а транспорт — мгновенные «автобусы»-телепортаторы, а также флипы с флайерами.
- Бонус для современников: гости с Альфы Центавра спрашивают у Коли, как попасть в музей Пушкина на Арбате, а он отвечает: «А этот ещё не открыт!» И действительно, на момент съёмок (и выхода фильма) дом с мемориальной квартирой Нашего Всего ещё находился на реконструкции и открылся для посетителей только в 1986 году.
- Видимые выстрелы:
- Кое-где во время съемок использовался настоящий лазер.
- Эффекты выстрелов делались в той же лаборатории голографии, которая сделала заставку для «машины времени». И для глаз, и для «фонарика»-бластера пиратов (сделан из фотовспышки).
- В выстрелах лазеры точно не использовались (лучи врисованы в кадр после съемки), голография в спецэффектах хронопереноса — на 100 % не скажу, но недостижимые другим путем эффекты там если были, то в меньшинстве, фотовспышка к голографии никакого отношения не имеет. Слово «голография» в названии делавшего эффекты коллектива — вполне может быть.
- Также при первом появлении пиратов в истинном обличье те стреляли из глаз лучами. Потом эту способность они утратили. В фильме лучи из глаз у пиратов были зелёные, а в кратком содержании серии — красные.
- В самой дилогии ничем подобным пираты не владеют (да и метаморфом является только Крыс — так, будучи по жизни инсектоидом, носит в целях маскировки антропоморфный экзоскелет).
- Возможно, не утратили, а просто из-за их внушения разум наблюдателя производит «рационализацию» — луч из глаз воспринимается как выстрел из бластера.
- Вундеркинд/Человек эпохи Возрождения — Алиса, во всяком случае по меркам того времени, куда перенеслась, да и нынешнего тоже.
- Субверсия: на самом деле она — нормальный и типичный человек-плюс, не выделяющийся в развитии на фоне сверстников в её родных 2080-х. Там она отличается авантюризмом и умением легко сходиться с самыми разными людьми, гуманоидами и негуманоидами, но никак не гениальностью или силой.
- В повести-первоисточнике фитилёк прикручен: выдающиеся успехи она делает только для школьницы. Знает нечто, что автор зовёт «высшей математикой», а школьники считают «непонятными значками», но уступает в этом учительнице математики. И обыгрывает гроссмейстера в шахматы, но потом признаётся, что смогла этого добиться только на сеансе одновременной игры, а один на один он бы её уделал.
- Алиса вовсе не уступает Нелли в знании матана — Нелли сама признает, что ей нужно участвовать в олимпиадах. Они просто не успели выяснить, кто же ошибся в разборе того уравнения.
- Кстати, что ж это за уравнение такое в шестом классе, что нельзя подставить «1» и «1.25» на место переменной и проверить, который ответ правильный, а приходится спорить насчёт аналитического решения?
- Выдуманное блюдо — брамбулет. Рецепт: берёшь обыкновенный мангустин и жаришь на петеяровом масле минут пять. Именно на петеяровом, на сливочном не получится.
- Юля Грибкова, которой Алиса этот самый рецепт рассказывает, выжимает педаль в пол: для неё любое блюдо, которого она не знает, выдуманное. Услышала незнакомое название — и сразу: «Такого блюда нет!»
- Вариант: брамбулет вовсе не «любимое блюдо Алисы», как пишут на алисиных вики, а просто одно из тех немногих, которые она пока научилась сама готовить. Когда кушать очень хочется, а еды совсем мало, она готова даже это съесть. В книге просто хочет рассказать подруге, что она уже умеет готовить. Это может быть такая же небылица, как и общее предсказание судьбы в самом финале.
- Пожалуй, на уровне фиги в кармане. Бирманист Можейко, скорее всего, знал о существовании фрукта мангустина, а для читателей это нечто «не из нашего мира».
- Для тогдашних читателей. В сытых и расслабленных двадцатых мангустин никакого вау-эффекта не имеет. Ну, экзотика, ну, нечасто встречающийся тропический фрукт, но не что-то инопланетное.
- Глагольно-временная хронокаша — посмотрите на выражение лица Юли Грибковой, когда Алиса Селезнёва ей говорит: «Понимаешь, я буду жить через сто лет. То есть я живу через сто лет. Я еще не родилась. Может быть, я твоя внучка».
- Про внучку Алиса говорит гораздо позже, когда Юля давно уже обо всём знает. Поэтому и реакция у неё скорее обрадованная: «Вот здорово было бы!»
- Говорить байками — субверсия: врач Алик Борисович минут десять кряду пытается рассказать Алисе Селезневой и Юле Грибковой историю о поездке на Азов с другом, но каждый раз его что-то отвлекает. В итоге ни зритель, ни девочки так и не узнали, что там, на Азове, таки произошло. Неизвестность пугает больше.
- Голосовой помощник — голосовые помощники встроены в машину времени и в справочный автомат космопорта.
- Гоп-стоп-маскировка — космические пираты усыпили двух сотрудников космопорта и перевоплотились в них.
- Дама в красном — внезапно Алиса, в нехарактерном для книжной Алисы красном платье (книжная была пацанкой и ничего, кроме шорт и комбинезонов, не признавала).
- Полина в первой серии тоже ходила в красном платье.
- Дефенестрация — если сказать Марте Эрастовне Скрыльволшебные слова «к стене, мымра», то можно научиться летать.
- Закадровый момент крутости — из зверушек в Космозоо на экране появляются только земной козёл-мутант Наполеон, крокодил Сеня (возможно, что инопланетный) и статуи динозавров. А всё присутствие инопланетной фауны передаётся звуками.
- Злой двойник — иногда пираты, принимая чей-либо облик, сталкиваются с оригиналом.
- Идиотский мяч — его ловит сама Алиса, когда оставляет такой сверхценный прибор, как миелофон, где попало. Дважды! После чего Весельчак У его практически тут же хватает. Дважды!
- Ирония отставки — робот Вертер собирался увольняться, но погиб от пиратского луча.
- Пасхальное яйцо — Вертер перед увольнением говорит: «Напишу сегодня заявление Литваку». М. А. Литвак — тогдашний директор Первого Творческого Объединения киностудии им. Горького. Впрочем, персонаж с фамилией Литвак чуть не просочился в канон. В фанфиках кое-где про него вспоминали.
- Согласно книгам, Вертера починили, и он продолжил работать и веселить читателей диалогами с другими сотрудниками Института времени.
- Согласно книгам, никакого Вертера в институте не было совсем — Коля вообще попал туда в нерабочий, выходной день, свободно вышел на улицу (так как дверь открывалась изнутри), а вот назад попал по счастливой случайности.
- Просочился в последних редакциях книг. Появился, начиная с «Алиса и чудовище» и «Секрет чёрного камня», т. е. где-то с 1999 г. Потом и история из «Сто лет тому вперед» было как бы пересмотрена.
- Клыкастая улыбка — а обратили ли уважаемые посмотрельцы внимание на мимику (в частности, улыбку) Крыса?
- Кнопка берсерка — не стоило Весельчаку У называть крупную спортивную начальницу (бывшую спортсменку, продолжающую держать себя в форме) «мымрой», ой не стоило. Катапультирование через окно второго этажа тому подтверждение.
- Крутые шкеты — Коля и его одноклассники, а также Алиса.
- Пираты, видя приближающихся к заброшенному дому детей, делают для себя неутешительный вывод (Крыс и Весельчак У в конце XXI в. знали, что от детей можно получить «на орехи», поэтому они думали, что и в XX в. дети такие же).
- Или это обычный страх преступников перед свидетелями, кем бы те ни были.
- Если придираться сильно и всерьез — то еще не знали. И в «Путешествии Алисы», и в «Миллионе приключений» Алиса элементарно сбегала и приводила взрослую подмогу.
- Имхо, огребли с активным участием Алисы, особенно в «Миллионе».
- В книгах говорилось что оба те ещё трусы.
- Пираты, видя приближающихся к заброшенному дому детей, делают для себя неутешительный вывод (Крыс и Весельчак У в конце XXI в. знали, что от детей можно получить «на орехи», поэтому они думали, что и в XX в. дети такие же).
- Ловушка для самозванца — Алису и Юлю, убегающих от космических пиратов-метаморфов, поймал какой-то прохожий, заподозрив, что бегут малолетние правонарушители, а взрослые преследуют их поделом.
« | Человек, похожий на учителя физкультуры: Отпустите их! Юля: (прохожему) Нет, не отпускайте! (учителю) Какое у вас прозвище? Учитель: Илья Муромец. Юля (прохожему) Отпускайте. | » |
— Ну откуда инопланетянам знать такие тонкости? |
- А ранее похожим вопросом («Как прозвище нашего физкультурника?») Коля Герасимов проверял, кто — настоящий Фима Королёв или замаскированный пират — ему звонит.
- Иронический кастинг — физкультурнику из фильма не сказать чтоб подходит имидж Ильи Муромца. Книжному — подходит, но никто его так не называет.
- Люди с другой планеты — два лысых босоногих инопланетных туриста с Альфа Центавра, которые говорят с необычным акцентом.
- В каком это кадре они босоногие?
- Когда по наводке Коли входят в нуль-транспортировочный «автобус» № 3.
- В каком это кадре они босоногие?
- Машина времени — ключевой механизм в сюжете.
- Мне на самом деле семьсот лет — дед Паша, родившийся в 1950 г.(в книге — 12 апреля 1965 года, почти ровесник Коли), выглядит лет на 60, но ему — 132 (в книге — 117 лет).
- В рассказе «Второгодники» у Селезнёвых есть сосед, которому примерно 150 лет. Таким образом, долгожители в данном сеттинге не такая уж и редкость.
- Музыкальный символ — разумеется, «Прекрасное далёко». При том, что песня звучит лишь в конце последней серии (в остальных сериях титры идут лишь под музыку).
- Необузданные догадки — помимо теории про «постъядерный мир Алисы Селезнёвой», известна ещё одна: Марта Эрастовна Скрыль не кто иная, как куратор Алисы. Она или сама из будущего, или сотрудничает с людьми XXI века, и её задание — следить за Алисой и в нужный момент приходить на помощь, что она и делает. Как один из вариантов, Полина приходила в прошлое, именно чтобы завербовать Марту Эрастовну, ориентируясь на уже известное будущее.
- Для отдельной статьи на этой вики пока что мало.
- Неудачная басня — несколько раз говорится, что Коля Герасимов не прав, когда запустил машину времени (странный незнакомый механизм) без спроса. Вот только если бы он поступил правильно, то некому было бы обнаружить пиратов, предупредить об их появлении людей будущего и перехватить у них в Космозоо миелофон, который Алиса так глупо оставила на ветке.
- Нечаянная правда — Коля Садовский в четвёртой серии: «Да, не забудьте снять маску! У вас под ней клыки!» С прикрученным фитильком — клыки во рту не у того пирата, которому он это говорит.
- Правда Кассандры — слегка. Если дети расскажут как все было, то им не поверят или подумают, что речь идет о какой-то игре.
- А ещё, когда Коля говорит деду Павлу о пиратах, то он не верит, вспоминая себя в Колином возрасте.
- Если ДЕТЯМ расскажут, что с ними будет через десять лет вместо благостных сказочек про изобретение машины времени…
« |