- Крыса переворачивает миску с едой
- Мой опыт содержания крысят-мальчишек. Немного советов по выбору крысенка и по его содержанию. Осторожно, много фото!
- Про крысссску:)
- вопросы крысоводам
- Про грызунов
- Вот так вот
- Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Крыса переворачивает миску с едой
или
купить тяжелую керамическую, которую не поднять.
Мне ни разу на помогло. 😀
Не поднимают, так двигают до позеленения и выгребают корм. 😀 Перевернуть не могут только угловые миски.
Кстати, если миска напольная, то некоторые могут переворачивать её след. способом: когда едят, сидят на краю, а потом из этого положения прыгают на полку. От толчка миска переворачивается. Много раз такое наблюдала.
Мой опыт содержания крысят-мальчишек. Немного советов по выбору крысенка и по его содержанию. Осторожно, много фото!
Доброго времени суток всем крысолюбам!)
Из всех грызунов мне больше всего нравятся крысы. Не хомячки, мышки какие-то, а именно крысы. Даже дикие подвальные крысы вызывают у меня восхищение. Мне кажется, они идеально созданы. Я как раз недавно видела одну такую на улице. Ах этот дивный хвост!
В общем я давно мечтала завести хоть одну декоративную крысу, но муж мой был категорически против. Он как и все нормальные люди относится к ним так: «фууууу, гадость какая».Нот вот недавно в свой день рождения дочка попросила крысят, и он сдался.
Прочитав информацию о выборе крысят и их содержании, мы остановили выбор на двоих крысятах-мальчиках, чтобы им не было скучно вдвоем. Забегая наперед, скажу, что было правильное решение. Долго ездили по городу в поиске крысят подходящего возраста, но все-таки нашли. Назвали Чип и Дейл. На фото только Чип, так как Дейла сфотографировать не удавалось, он все время прятался.
Для крысят мы купили клетку, домик, тарелку и поильник, а так же корм и древесный наполнитель для туалета. Поначалу клетка наша выглядела вот так. Пледом укрыли со стороны стеллажа, потому что кошка уж очень активный интерес проявляла с крысятам. потом мы немного изменили конструкцию клетки, я позже расскажу почему.
Поначалу крысята жутко нас боялись. Наверное с недельку практически не выходили из домика. Черный (Дейл) был совсем трусишкой, сидел все время в домике, я даже не видела, когда он выходил поесть. Серый (Чип) был чуть посмелее и любопытнее. Он кстати первым пошел на контакт с нами.
На руках сидеть очень боялись и постоянно, простите, какались. Вот прям постоянно. Я думала, что это норма, и недоумевала, откуда в таком маленьком звере СТОЛЬКО этого самого! Это ж вообще на руки животное взять нельзя. Но нет, со временем у них это дело наладилось. Видимо все дело в испуге. Теперь они не боятся и ходят в туалет вне клетки значительно реже.
Со временем они свыклись со своим новым местом, стали изучать место жительства, с опаской, но все же стали обнюхивать руки. Мы часто выпускаем их из клетки побегать, но следим, чтобы кошка не обидела их.
С кошкой отношения не складывались, да и по сей день не очень складываются (а я так надеялась, что они станут друзьями). Дейл прятался всегда, а Чип защищался, кидался на нее. Однажды даже сильно укусил ее за морду, когда она голову засунула к ним в клетку. С тех пор она их побаивается и держится на расстоянии. В основном наблюдает издалека, но иногда пытается и играть, но мы следим, чтобы игры не приняли агрессивный характер. Все-таки у кошек охотничий инстинкт.
Я нисколько не жалею о том, что мы взяли крысят. Они классные, игривые, ласковые. Детей никогда не кусают, враждебны только к другим животным. Говорят даже, крыс можно дрессировать, но мы не пробовали.
Клетка у нас в течение дня стоит открытая. Закрываю только на ночь и перед уходом из дома.
Я часто сажаю крыс себе на плечо и хожу так по дому, или сажаю на диван или на кровать к себе. Дочка любит делать крыскам в детской лабиринты из книжек. Наши крыски всегда за любой кипиш. Им интересны игрушки, новые места, они любят все изучать. Если в течение дня с ними никто не играл (так бывает в выходные дни, например, когда нас целый день дома нет), то к вечеру они неистово тянутся к нам, чуть ли не выпрыгивая из клетки, хотя им и вдвоем живется неплохо.
Особенности этих милых животных
1. Крыски – очень милые животные. Муж со мной согласился, что они классные, а ведь поначалу он на них реагировал резко отрицательно. Сейчас спокойно садит к себе на плечо, спокойно относится к внезапному появлению лужиц)
Крысы – не обычные животные, они отличаются от кошек и собак своими повадками.
Мне как человеку, который никогда до этого не держал грызунов, всегда очень интересно наблюдать за их поведением. Как они дерутся, как играют, как вытаскивают наполнитель из своего домика, очищая место для сна. Попробуйте положить перед крысой стопку салфеток, это вообще улет. Обожаю наблюдать, как они растаскивают салфетки по дому, создавая уют)
А иногда можно наблюдать картину противостояния. Бывает, что крыски так стоят после драки. Причем стоят долго, мы успеваем и похихикать, и за телефоном сбегать, чтобы снять пару кадров.
Теперь расскажу об очевидных минусах
1. Крысы – это неприятный запах. Кто-то говорит, что крысы не пахнут, ну-ну. Я до покупки тоже так думала. Но нет, они пахнут и еще как. И шерсть, и их лоток. Мыть клетку мне приходится раз в 3-4 дня, иначе запах будет довольно сильный. Клетка стоит у нас с мужем в спальне, поэтому мы хорошо чувствуем, когда пора мыть клетку. Теперь объясню, почему мы решили изменить конструкцию клетки.
3. Крысы – это шум. Постоянно посреди ночи крыски устраивают тыгыдык, драки – тоже нередкое явление, иногда даже с криками, постоянно грызут картонную трубу или просто пьют воду (у нас хорошая поилка, но недостаток – шумная). К этому правда со временем привыкаешь. Например, тыгыдык кошек для меня более неприятен.
Вот эта труба, которую они любят ночами погрызть.
Теперь расскажу немного о том, как мы выбирали крысят в магазине, изучив гору литературы.
1. Первое и самое главное, крысята не должны быть очень маленькими. Нельзя отрывать крысят от мамки. Нашим на момент покупки было полтора месяца. Это были взрослые самостоятельные крысята.
2. Мы остановили свой выбор на мальчиках, потому что муж вычитал, что девочки более вредные и капризные. Не знаю, так ли это. Наверное больше зависит от характера крысенка. Разнополых стоит брать, только если хотите потомство. А вот одного крысенка я бы брать не стала, им нужно много внимания.
3. Я осматривала крысят на предмет чистоты ушей, глаз, носа, попы. Чтобы не было видимых болячек, а грязная попа – признак поноса, который тяжело лечится у крыс. У наших крысят все было чистенько.
4. Крысенок не должен быть слишком вялым по сравнению с остальными, или слишком маленьким. Это тоже может быть признаком болезни. Дейл в магазине был активным пухляшом, Чип был совсем немного меньше своих собратьев и более спокойным, но не производил впечатление больного или вялого животного.
5. Если подвесить крысенка на пару секунд за хвост, он замирает, растопырив конечности. Если он начинает кружиться вокруг своей оси или странно барахтаться, то это признак того, что с крысенком что-то не так. Главное не держать вниз головой долго. Обычно пары секунд достаточно, чтобы понять, адекватная ли реакция у крысенка. Мне крысят подвешивать не пришлось, я внимательно смотрела, как это делала продавщица в магазине, когда доставала крысят из клетки.
Теперь пару советов из личного опыта.
1. Клетка для крыс должна быть просторная. Наша маленькая, по моему мнению.
2. Выбирайте такую клетку, чтобы лоток сверху был накрыт сеткой. Так крыски не будут бегать по собственным экскрементам и пачкаться.
3. Берите хороший поильник и никогда не наливайте в него кипяток с расчетом, что вода остынет. Мы так испортили наш первый поильник, он просто потек. Теперь я наливаю в него сразу теплую воду.
4.Тарелку для еды берите тяжелую керамическую, иначе они ее будут переворачивать.
5. Установите развлекалки для ваших питомцев. Они любят везде лазать, ползать, все грызть. Все можно сделать из подручных материалов. Например, гамак я сделала из детского капюшона абсолютно без шитья за пару минут. Просто срезала его с комбинезона и зацепила сверху кнопкой. Так же для этих целей использую детские чепчики на завязках. Без проблем все можно потом снять, чтобы постирать.
Вот я и рассказала о своем небольшом опыте содержания крысят. В общем я довольна своими питомцами, просто обожаю их. Они всегда поднимают мне настроение. Однозначно советую брать крысок любителям грызунов.
Источник
Про крысссску:)
1)обстригать ноготки надо, но только самую острую часть, для того что бы предотвратить царапание вас при игре с крыской и ломкость коготков при лазании в клетке.. .
2)миски может переворачивать просто в процессе игры. так что лучше им ставить мисочки на полу клетки, так как если поставить на верхние этажи клетки миски, то миски с грохотом будут летать вниз!
У меня например первое время крыс катался в миске для корма со второго этажа по лесенке вниз
Когти надо подстригать, если уж совсем заметно, что они длинней, чем надо, советую найти какую-нить статью, где показано, как правильно подстригать когти.
На счёт мисок есть неплохое решение: для корма нужна тяжелая устойчивая керамическая мисочка, а для воды автоматическая поилка 😉
По поводу воды — вода для крысы должна быть только в шариковой поилке. Если крыса не привыкла из нее пить, значит надо приучить ее к этому. Скажем намазать носик поилки чем-то вкусным, крыса начнет слизывать и поймет, что надо пить из поилки. Воду в поилке надо менять раз в 1-3 дня. Насчет мисок, то миски покупают с креплением к стенке клетки. Такие продаются для птиц — пластиковые, металлические. Тогда крыса и не будет ничего переворачивать. А подкормку лучше давать на прогулке в металлической или керамической мисочке.
Когти обстригать бесполезно. У крысы кончики вырастут на 2-3 день. Для крысы — это стресс, очень легко отстричь чуть больше (а надо всего на 1 мл) — тогда кровь пойдет очень сильно. У крыс коготь находится рядом с множеством капилляров. То, что она себе мордочку раздерет — это бред, конечно. Крыса раздирает себе мордочку, только если у нее паразиты или аллергия. А это надо лечить лекарствами, а не когти постригать. Естественно глаза выцарапать она себе не может тоже.
Источник
вопросы крысоводам
У меня куча глупых вопросов
ну или не глупых, а элементарных, так как о крысках я не знаю ну вот совсем ничего, но волею судьбы стала обладательницей трехмесячного крыса.
Купить шикарную клетку со всеми прибамбасами у нас сейчас просто нет возможности, живет крыс пока в пластиковом контейнере для детских игрух.
Вопросы такие:
1) Что кладут на дно?
(у предыдущих хозяев на дне была фанерка и клочки газеты, я так понимаю, не лучший выход)
2) Как организовать поилки-кормушки?
(баночку с водой крыс переворачивает)
3) Какие игрушки дают крыскам? Ему же, наверное, скучно весь день в клетке
4) Вместо домика у него сейчас маленькая клеточка с варежкой )) — надо заменить на совсем темный домик, да?
5) Никаких лазилок и уровней у него, понятно, нет. Как лучше это организовать, чтобы он больше двигался?
6) Сколько еды в день надо трехмесячному крысу?
Вот, вроде пока все, больше не могу вспомнить.
Я уверена, что вся эта инфа естьв инете, но совсем нет времени искать
Помогите, пожалуйста, незадачливому чайнику-крысоводу. А точнее, помогите нашему крысу )
Опилки, продаются в зоомагазинах. Еще дополнительно тряпочки всякие можно.
Специальные поилки для грызунов тоже в зоомагазинах продаются, они очень удобные. Их крепять к решетке клетки. Для корма ви качестве тарелки можно использовать крышку от банки.
Тряпочки, картонный цилиндр от туалетной бумаги (на что она намотана), давала косточку от вареной курицы, сушки и сухари.
Я пустые коробки в качестве домика ставила, но их надо часто менять.
Отпускать погулять по квартире, но под присмотром!
Источник
Про грызунов
Если бы у меня спросили, кто умнее из грызунов, то я бы ответила, что крысы.
У меня живет полугодовалый крыс. Этот хитрец выработал схему, когда ништяки всегда есть в клетке.
Я живу с МЧ, работаю офисным планктоном, а парень повар. Соответственно, я оказываюсь дома около восьми вечера, а он приезжает к 12. Каждый вечер насыпаю крысу еду и обновляю воду. Фишка в том, что и парень проделывает аналогичное после работы. Но раньше я об этом не знала.
Собственно, в чем соль. Насыпав еды, я ухожу заниматься своими делами, а крыс ест. Спустя какое-то время, съев наиболее вкусное на взгляд крысеныша, он начинает переворачивать миску и высыпать остальное на подстилку, далее он снова ее переворачивает и пододвигает к двери клетки. Вуаля! К приходу МЧ миска пуста, а крыс лазает по прутьям и ждёт, когда его накормят.
Получив в очередной раз нагоняй от парня, я решила понаблюдать за грызуном, попутно занимаясь своими делами. Так вот и открылась тайна хитреца, который проворачивает всё это за 40 минут.
Парень сначала не верил, да и я бы не поверила, если бы мне рассказали
тут уже писали про друга, но приобщусь )
месяца полтора-два назад я тоже купил крысу. мне упорно советовали купить сразу друга. я немного это проигнорил, так как хотел единоличного друга (я тот еще эгоистишка). крыс рос нормально, но была достаточно шуганой, многого боялась и не особо хорошо шла на контакт. на руки вообще отказывалась сама приходить — вытаскивал.
неделю назад стал замечать, как Байт стал вялой, много спит, не особо хорошо ест. покурив форумы я таки внял советам и прикупил еще одну крыську, так у нас поселился Бит ))
Байт была в глубоком ахуе от новосела, бегала от нее, отпинывала ногой, но не кусала.
пронаблюдав вечер дабы пресечь съедение мелкой новенькой я утопал спать. придя на следующий день после работы увидел, что крыски довольные, бегают, играют )
Байт стала гораздо общительнее, уже несколько раз сама шла на руки. да и новенькая будучи с компанией меньше боится.
на первой фотке доминэйшн, так встретили новенькую )) на второй мирно спящие комки шерсти
Моя любимая очень уж любит крыс. 10 штук набралось уже =D.
Крысы очень умные https://www.youtube.com/watch?v=9cLqigTigo8
У меня джунгарские хомяки такую же фишку проделывают.
Хотя они умом, вроде, не так сильны.
советую корм гранулированный грызунчик. ест весь до крошки
У меня самец одно время начал переворачивать чашку с едой. После я разобрался и поменял миску поменьше, с низкими краями. Он разжирел немного и ему стало лень переваливаться через край. А вот с пола удобно! Сейчас даю бегать по дому, пусть худеет) А в другой клетке 2 самки, одна из них зарывает ништяки в грунт.
У меня дегус запасся всем, чем только можно, настолько, что из подстилки, укромных мест в клетке итд я вытащил 4 сигареты. Ну типа мало ли. У крыс когда жил, у него в каждом углу квартиры было по схрону с корками, костями, еще какой-то хренью. На запасы они мастера.
Вот так вот
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Остин Генри Лейард — британский путешественник и авантюрист, который обнаружил легендарную Ниневию и открывший знаменитую библиотеку Ашшурбанипала (записки этого реального Индианы Джонса можно прочитать на английском здесь). В 1851 году во время очередного путешествия по Ираку он начинает раскопки в 150 км от Багдада в районе таинственного комплекса курганов, который местные арабы называют Наффар (место на карте). Лейард обнаруживает там поселение, а также глиняные таблички с надписями сделанными клинописью. Клинопись была знакома исследователям. Её использовали древние семитские народы, такие как вавилоняне и ассирийцы. Но обнаруженные в данном поселение надписи записывали вовсе не семитский язык. Это был не просто не известный язык. Никто так и не смог установить родственные связи этого языка ни с одним из известных языков. До сих пор.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Тот самый Объект CBS4561. Обожженная табличка из светло-коричневой глины. Высота — 18,75; ширина — 12,75. Содержит три колонны клинописного текста на шумерском языке. Датируется 1900-1600 гг. до н.э.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а, может, и — вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
То есть это не священный текст ошибается (он не может ошибаться «по определению»), а читатель сам дурак — не так понял.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
. ., пожиратель зерна, здесь не живет.
Птица на высотах не… свое. .,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
В Дильмуне бог Энки придается любовным утехам с Нинсикиль (один из эпитетов Нинхурсаг, дословно — Госпожа чистоты или Госпожа девственница). Лично мне тут вспоминаются исламские гурии — вечные девственницы. Нинхурсаг рожает от Энки три поколения богов. При чём рожают в Дильмуне быстро и безболезненно, как по маслу. И это не моя метафора, буквально в тексте мифа так говорится:
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Заметьте как поэтично описан половой акт: обнял, поцеловал и сразу кончил. Всё.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Кроме любовных утех и рождения детей Нинхурсаг сажает в божественном саду восемь растений. Энки, по-видимому, хочет отведать растения, выращенные Нинхурсаг. Его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги и дает их своему господину. Энки съедает их без остатка. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть, после чего она покидает общество богов. Один за другим органы Энки начинают отказывать. Заметьте, как и в Библии проблемы со здоровьем начинаются из-за съеденных запретных растений. Затем Нинхурсаг все таки возвращается к мужу и садится рядом с ним.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Нинхурсаг спрашивает, какие части тела у него болят. Энки их называет, а Нинхурсаг производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит. Happy End.
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Lilit (Лилит — первая жена Адама, согласно кабалистической традиции), Джон Кольер, 1892.
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
А могут и не быть.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Во-первых, в месопотамском искусстве существует давняя традиция изображать фигуры, обращенные к центральному растению, здесь — финиковой пальме. Кроме того, рога сидящего справа указывают на божественный статус в соответствии с давними иконографическими традициями. Фигура слева, вероятно, является прихожанином, а вовсе не женщиной, как предполагал Фрейденбург. Что касается змеи, то она вполне может быть изображением бога-змея (такого как Нира) или, возможно, более общим символом возрождения и плодородия.
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Источник