Кто избавился от заикания сам

Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель

Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.

Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…

Страхи и речь

— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?

— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.

— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?

— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.

— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…

— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.

Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».

— Почему?

— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.

— А что ученые говорят о феномене заикания?

— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.

— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?

— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.

Читайте также:  Как избавится от зуда при солнечном ожоге

— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?

— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.

Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?

— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.

— Как тогда работают с детьми?

— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.

— Выходит, эти методы неэффективны?

— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.

— Как лечить заикание у взрослых?

— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.

Читайте также:  Как избавиться от прыщей спирт

Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.

— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?

— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!

Какие бывают виды заикания?

— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.

Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.

Источник

«Не пройдёт само». Психотерапевт о заикании и методах лечения

Когда для одних общение — главная радость в жизни, для заикающихся людей оно становится настоящим испытанием, которое приносит волнение и тревогу. Каково же бывает удивление заик, когда после многолетних страданий они начинают правильно и без запинок говорить после первого занятия со специалистом.

Сегодня, 22 октября, отмечается Международный день заикающихся людей. Проблемы такого характера есть у многих. Некоторые до зрелого возраста не могут справиться с постоянными запинками в речи, при этом считая, что всё должно пройти само. Врач-психотерапевт Максим Дубовец рассказал корреспонденту «Омск Здесь», почему заикание нужно лечить и у кого существует большая предрасположенность к логоневрозу.

— Что такое заикание и в каких формах оно проявляется?

— Заикание может быть тоническим и клоническим. Либо человек повторяет слоги, либо не может выдавить из себя какой-либо звук. Это неврологическая проблема, причём возможность заикания наследуется. Предрасположенность к заиканию больше у левшей, переученных левшей. Порой дети переучиваются не специально, а потому, что смотрят на своих сверстников и родственников и начинают вместо левой руки что-нибудь делать правой рукой.

— Откуда оно берётся?

— В первую очередь, это неправильное взаимодействие клеток мозга, у них разная амплитуда. Иногда может показаться, что у человека, когда он спокоен, нет заикания. Но у него оно есть, даже если он не говорит: он так думает. И в моменты, когда человек начинает нервничать, у него не речевой аппарат начинает сбиваться и срабатывать таким образом, а мыслительный процесс в голове.

Читайте также:  Саркофаг клещ сколько репы

Какие провоцирующие факторы заикания существуют?

— Когда ребёнка торопят говорить: «Давай быстрее, говори уже». Когда голос матери монотонный, быстрый, невыразительный, если у близких плохо артикулируемая речь, так называемый, деревенский акцент, когда люди говорят, не разжимая челюсти.

Ещё одна из причин — родовая травма. При ней возникают тяжёлые формы заикания, причём дети начинают запинаться вместе с тем, как начинают говорить. Лечить это будет трудно и тяжело.

— Можно ли начать заикаться во взрослом возрасте?

— Обычно люди начинают заикаться в возрасте 3,5-6 лет. В зрелом возрасте человек тоже может начать заикаться. Такая вероятность есть, если только он принимает нейролептики. Я не видел взрослых, которые внезапно начали говорить с паузами.

У взрослых скорее может возникнуть мутизм (отказ от речевого общения, — прим. ред.). Это острое состояние, лечится быстро и просто, если обратиться к специалисту сразу. Спровоцировать его может стресс, психотравма. Также может возникнуть селективный мутизм, когда конкретно с кем-то или в определённой ситуации человек перестаёт говорить.

— Какие есть заблуждения по поводу заикания?

— Я часто слышу: «У нас всё хорошо, просто ребёнка собака напугала!». У нас нет такой собаки, которая бегает по городу и заражает детей заиканием. Все когда-то пугались, но не все стали заикаться. Это некий фактор, триггерный механизм, который мог в данном конкретном случае запустить заикание.

Иногда рассказывают, что обращались для решения проблемы к народным целителям. Бабушки не лечат заикание. Все методы, которые они применяют — это методы аутогипноза. То есть, и пациент, и родственники сами себе объясняют, почему это заикание пройдёт. Никаких лечебных факторов здесь нет.

— Заикание может пройти само?

— Нет. В редких случаях, когда у человека было индуцированное заикание, само по себе оно может пройти. О чем идёт речь: ребёнок пришёл в детский сад, начинает общаться с заикающимся и сам начинает из-за этого заикаться. В этой ситуации пока идёт общение — запинки есть. Перестали общаться — ребёнок говорит нормально.

— Можно ли полностью вылечить заикание?

— Здесь нужно понимать: «Вам как: шашечки или ехать?». Плавно говорить или устранить причину заикания? Свою генетическую предрасположенность к заиканию вы никуда не денете, но заставить, вынудить клетки мозга функционировать правильно мы можем. Это реально. Кстати, совершенно неважно, в каком возрасте человек решил обратиться за помощью и избавиться от проблем с речью.

Когда мы говорим о лечении заикания, должны понимать, что мы нормализуем ритм, выразительность речи (выделение какого-то главного слова), паузы. В дальнейшем может возникнуть следующая проблема: когда человек понял, что он может говорить, появляется необходимость выражать свои мысли. А он не привык думать полными предложениями, у него может страдать словарный запас и запас общеупотребительных слов. Может так получиться, что у него не сформированы стратегии поведения в той или иной ситуации: он просто «прятался» за свою речь. Тут начинается психотерапия: мы его учим говорить, писать эссе, общаться с незнакомыми людьми в общественных местах и другое.

Есть пять факторов, по которым можно определить, правильно вы лечитесь от заикания или нет.

Правило № 1. Вы занимаетесь у специалиста: заиколога или логопеда-заиколога.

Правило № 2. Эффект должен быть сразу на первом же занятии. Родственники и сам человек должны видеть, что техника действительно работает и способствует тому, что прямо сейчас человек говорит без запинок.

Правило № 3. Техники, которые используются, должны быть простыми, понятными и применимыми.

Правило № 4. Человек должен понимать, как это работает. Когда, например, идёт речь о гипнозе, пациенты не понимают, как он происходит. Человека можно загипнотизировать и заставить сказать фразу без запинок, но как это сработало — он не понимает.

Правило № 5. При рецидивах человек знает, что делать. Он без обращения к врачу может исправить ситуацию. Научить этому должен специалист.

— Много ли в Омске таких специалистов?

— У нас в городе есть один-два специалиста-заиколога. И так было всегда, потому что это узкоспециализированная профессия.

— Как общаться с заикающимися людьми? Помогать ли договаривать слово, если он сам не может этого сделать?

— В первую очередь, относиться нужно уважительно. Никогда не нужно торопить. Договаривать или нет — зависит от человека. Если ему спокойнее, когда за него договаривают, то пусть так. Но если есть возможность сказать самому, имейте уважение и дождитесь. Другой вариант — это договориться с человеком и спросить: «Тебе как проще, чтобы я договаривал за тебя слова, которые тебе тяжело произнести, или ты сам справишься?». Ну это возможно, если это близкие отношения. И, конечно, можно предложить человеку помощь и обратиться к специалисту для лечения.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей