Кто помог обломову избавиться от лени

«Обломов»: краткое содержание и анализ романа Гончарова

Иллюстрация к роману «Обломов»: Wikipedia / К. Н. Чичагов

Вершина творчества великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова — роман «Обломов». Краткое содержание этого произведения вряд ли позволит оценить глубинный замысел автора. И все же ознакомиться с пересказом будет крайне полезно, особенно если уже прочли книгу «Обломов». Содержание поможет не только восстановить в памяти главные события романа, но и по-новому оценить персонажей и идеи писателя.

«Обломов»: краткое содержание

«Обломова» непременно стоит прочитать каждому. Но роман полностью не всем дастся легко, поэтому для начала рекомендую изучить его краткий пересказ. «Обломов» действительно не так прост для восприятия, как может показаться. Гончаров не высмеивает поведение своих персонажей и не рисует идеалы, к которым нужно стремиться, а дает читателю почву для размышлений.

Тех, кто знаком с романом, краткое содержание «Обломова» непременно натолкнет на новые мысли и выводы. Ведь такие реалистические произведения созданы, чтобы оценивать их через призму собственных знаний и жизненного опыта.

Но, прежде чем анализировать роман «Обломов», краткое содержание по главам поможет возобновить в памяти его основные события:

С первых страниц автор рассказывает читателю, кто такой Обломов. 32-летний Илья Ильич живет в Петербурге, отличается инертностью: ничем не занимается и не интересуется, не посещает мероприятий и не вникает в хозяйственные вопросы. Слуга Захар во всем брал пример с хозяина.

Илья Обломов пробовал включиться в столичную жизнь, но ему это быстро надоело. Лежа на диване, он грезил размеренной жизнью в родной Обломовке — без страстей и забот.

Обломову пытался помочь его земляк Михей Андреевич Тарантьев, но не по доброте душевной, а из корысти. Илья Ильич получил солидное наследство, к которому Тарантьев стремится пристроиться. Сам же Обломов возлагает надежды на друга детства — Андрея Штольца. Только его приезд и смог оторвать Обломова от сладких воспоминаний о детстве.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

  • Начало новой жизни Обломова.

Андрей Штольц — ровесник и земляк Обломова, но полный его антипод. Он всегда в движении: выполняет общественные задания, воплощает новые проекты, читает и выходит в свет.

Штольц приводит Обломова в петербургский свет. Некогда ленивый Илья Ильич начинает читать и интересоваться тем, что происходит вокруг. Такие перемены случаются в том числе из-за пылкой влюбленности к Ольге Ильинской.

Но Ильи Ильича хватило ненадолго: не склонен он к инициативе и принятию решений. Ему пора перебираться в новую квартиру, и этот переезд дается ему с большим трудом.

  • Обломов попадает в дом Агафьи Матвеевны.

Пока Штольц в отъезде, Тарантьев подсуетился и нанял Обломову квартиру в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Ее брат — Иван Матвеевич Мухояров, друг Тарантьева и не менее лукавый, чем он, — берет на себя дела Ильи Ильича, чтобы наживаться на нем.

Зато Агафья Матвеевна — добродушная и бесхитростная. Она ухаживает за Обломовым, вкусно ему готовит и следит за чистотой. Илья Ильич снова погружается в мирную атмосферу Обломовки. Единственное, что вырывает его из состояния покоя — встречи с Ольгой. Обломов уже не рад той волнительной влюбленности, а слухи о свадьбе его и вовсе пугают.

Ольга постепенно разочаровывается в своем возлюбленном. Она приходит к Илье Ильичу и убеждается: он не изменится. Все дела по имению в руках Мухоярова. А когда Агафья Матвеевна починила халат Обломова, который, как ему казалось, был безнадежен, он окончательно сдался и слег от горячки.

Обломов, Агафья и Мухоярский: YouTube / MyBook

  • Обломов находит свое тихое счастье.

Через год после болезни жизнь Обломова стала размеренной и спокойной. Агафья Матвеевна, ухаживая за Ильей Ильичом, полюбила его. Когда вернулся Штольц и разоблачил махинации Мухоярова, она отреклась от брата.

У Ольги со временем появились чувства к Штольцу. На его предложение она ответила согласием.

Обломов нашел покой и счастье, которые так долго искал. Агафья Матвеевна родила ему сына Андрюшу. Через пять лет, когда Илья Ильич умер из-за ослабшего здоровья, домом стала управлять жена разорившегося Мухоярова, а Андрюшу взяли на воспитание Штольцы. Агафье Матвеевне оставалось жить памятью о любимом Обломове, вкладывая всю свою любовь в сына.

«Обломов»: анализ произведения

Тем, кто прочитал роман или хотя бы краткое содержание, Обломов мог показаться утрированно апатичным и безвольным человеком. На самом деле автор ничего не преувеличил, а лишь задокументировал распространенное явление той эпохи.

Однако термин «обломовщина», который появился после выхода романа, используется до сих пор. Это лучшее доказательство, что идеи Гончарова нисколько не утратили актуальность. В романе «Обломов» автор затронул проблемы личности и общества, которые можно проецировать и на нашу современность.

Чтобы лучше понять замысел романа «Обломов», кратко пройдусь по его особенностям:

  • История создания и композиция романа.

Роман «Обломов» Гончаров написал в 1858 году. Но его первая часть «Сон Обломова» вышла еще за девять лет до этого — в 1849-м. Уже тогда у автора был готов план будущего романа, как рассказывал сам Гончаров. «Обломов» — вторые произведение романной трилогии: также в нее вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Автор не зря так долго работал над романом. Как признавался сам Гончаров, он «писал свою жизнь и все, что к ней прирастало». Поэтому произведение стало одним из образцов реализма в литературе: в нем описаны жизнь и быт типичных персонажей того времени, затронуты важные вопросы эпохи.

Читайте также:  Йорка укусил клещ через сколько дней проявится болезнь

Роман Гончарова «Обломов» состоит из четырех частей. Каждая раскрывает отдельный этап «развития» главного героя:

  1. Герой живет воспоминаниями и мечтает об Обломовке.
  2. Андрей Штольц и Ольга пытаются его встряхнуть.
  3. Обломов находит свою «Обломовку» в доме Агафьи.
  4. Герой отказывается от активности и умирает.

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

  • Жанр и проблематика «Обломова».

В «Обломове» Гончаров поднимает острые вопросы общества того времени и в то же время рассуждает на вечные темы — о счастье, любви и смысле жизни. С одной стороны, «Обломов» — социально-бытовой роман. Он повествует о конфликте человека и общества, русской ментальности и новых европейских ценностях. Автор изучает проблему «обломовщины» — образа жизни мещан, у которых нет целей и стремлений.

С другой стороны, «Обломов» — психологический роман. Автор плавно раскрывает мотивы каждого героя, заглядывает в их внутренний мир в поисках собственных ответов на вечные вопросы.

В центре внимания читателя — четверо персонажей, которые противопоставляются друг другу: Обломов и Агафья Пшеницына против Штольца и Ольги Ильинской. Первые стремятся к покою, уюту, больше заботятся о быте, олицетворяя устаревшие ценности. Зато Штольц и Ольга — носители новых идей: активные, целеустремленные и практичные.

Если Обломов все время оглядывается в прошлое, мечтает вернуться в детство, в Обломовку, то Штольц, наоборот, смотрит только вперед, видит смысл существования в упорном труде. Но Гончаров нарочно не делал никого из персонажей своим идеалом: он указал, что помнить прошлое так же важно, как и стремиться к развитию.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Кто помог обломову избавиться от лени

Автор: Евгения Валерьевна Чухрай

Организация: МБОУ СОШ №5

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Михайловск

Продолжительность: 2 часа

Вид занятия: урок-размышление

Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)

формирование завершенного представления о романе и его герое, формирование активной жизненной позиции обучающихся;

развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения;развитие ассоциативного, критического мышления; развитие речемыслительной деятельности

формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.

Обучающиеся должны знать:

— содержание изученного литературного произведения;

— основные факты жизни и творчества писателя;

Студент должен уметь:

-анализировать и интерпретировать художественное произведение;

— соотносить художественную литературу с общественной жизнью;

— участвовать в диалоге или дискуссии;

Формирование общих компетенций

Показатель оценки результата

-Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

— Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, учителем.

Материальное обеспечение учебного занятия:

демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова «Обломов», рабочие тетради обучающихся

Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;

Межпредметные связи:русский язык, логика, этика, философия, обществознание.

Внутрипредметные связи: А. П. Чехов, УНТ

1. Организационный момент. Приветствие!

— Добрый день, всем-всем!

Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет главный герой романа «Обломов».

2.Определение темы и целей занятия:

Мотивация и актуализация темы: слайд 1

Друзья, я хочу прочесть вам одно очень интересное описание. Слушйте внимательно и попробуйте догадаться, о ком или о чем идет речь.

Моя «она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

  • зовут — … (1885) Антон Павлович Чехов

(обучающиеся высказывают свои предположения).

— Ее зовут — Лень. Интересно, правда? А. Чехов пишет о ней, как о человеке, имеющем свою волю, характер и влияние. И это справедливо. Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот.

Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2. «Обломов» — это не то произведение, которое быстро забываешь. Его содержание требует глубокого осмысления. Как вы считаете, почему мы начали занятие с рассказа о лени?

(потому что лень – главный порок Обломова)

Вы правы, но только отчасти. Лень — это не только главный недостаток Обломова, но и главная трагедия его жизни, то, что разрушило жизнь нашего героя.

Тема занятия: «Лень как главная трагедия жизни И. И. Обломова». (слайд 4). Эпиграфом к нашему уроку я взяла таджикскую пословицу:

Читайте также:  Препарат от цикламенового клеща

«Себя ругай, а не солнце за то, что сад твой так и не зацвел. (таджикская пословица)» (слайд 5)

Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5

Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания обучающихся)

Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?

— Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)

— Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый называет слово!

Лень: апатия, покой, бездействие, тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость, праздность, тупость, равнодушие, духовня смерть.

Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!

С этим страшным словом необходимо бороться? Как?

— В продолжении разговора о лени предлагаю порботать с пословицами народов мира о лени. Давайте разберем каждую из них и отметим те, которые лучше всего отражают сущность изучаемого нами явления. (Слайд № 7-8)

Проглотить-то хочется, да прожевать лень. (русская пословица)

Послал Бог работу, да отнял черт охоту. (русская пословица)

И камень лежа мхом обрастает. (русская пословица)

Ничего не делая, учишься делать плохо. (итальянская пословица)

Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони. (русская пословица)

У лентяя Федорки всегда отговорки. (русская пословица)

Ты меня, работушка, не бойся, — я тебя не трону. (русская пословица)

Убить бы день, а ночь и так пройдет. (русская пословица)

Чем даром сидеть, лучше даром трудиться. (грузинская пословица)

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. (русская пословица)

Лень — это мать. У нее сын — воровство, а дочь — голод. (В. Гюго)

Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню. (японская пословица)

Праздный мозг — мастерская дьявола. (английская пословица)

Ленивый сын хуже камня на шее. (нивхская пословица)

Лентяй в колодец упал и говорит: «Вот где покой!» (хинди)

— Скажите, пожалуйста, какие пословицы, на ваш взгляд, лучше всего характеризуют нашего героя?

(обучающиеся дают свои ответы)

— Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Когда мы понимаем, что главный герой — ужасный лентяй?

( с самого начала романа).

-Верно. С смых первых страниц мы видим, что в доме Обломова хозяйничает не он, и не его слуга Захар, а именно Лень.

-С чего начинается ваше знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем? (обучающиеся выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске)

Анализ имени героя. Слайд № 4.( Гиперссылка на слайде № 3) — 5 мин.

Анализируя предыдущие произведения русской литературы, мы уже выяснили, что писатель очень серьезно относится к выбору имен для своих персонажей. Часто имя символично, отражает характер героя.

— Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает? (ответы уч-ся)

1). Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)

2). в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )

3). Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

— А вот что означает имя Илья: Древнееврейское «божья помощь» .

Илья – пророк, взятый живым на небо. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?

Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.

(Противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность).

4. Анализ эпизода: портрет и интерьер.

Продолжим знакомство с главным героем. Внимание на экран.

(просмотр видеофрагмента «Обломов и Захар)

Что можно сказать о характере Обломова по его портрету? Работа с текстовыделителем на экране. Подчеркни самые главные для характеристики слова.

(портрет противоречив. С одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)

Вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие. Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.

В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.

Вспомните описание дивана, халата Обломова, его туфель. Как они характеризует своего владельца?

— ХАЛАТ ? «…мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…” ДИВАН ? «Лежание … было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, — он всё лежал…» ТУФЛИ ? «Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…» Атрибуты сна, символ лени, внутренней свободы вопреки несвободе окружающей действительности

Читайте также:  Как эффективно избавится от крыс

(автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью).

Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Но каковы истоки лени и апатии Обломова? Я предлагю посмотреть еще один фрагмент фильма по нашему роману. Мы обсудим его и сделаем выводы.

(просмотр видеофрагмента «Сон Обломова»)

На какой почве взращён характер?

(Характер героя сформирован средой своего родового гнезда Обломовки, неправильным семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Илью Ильича не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек с прекрасной, чистой душой и задатками нзаурядной личности превратился в пародию на человека)

— Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?

По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!

— Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?

Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!

— Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.

Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?

(Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, брать ситуацию в свои руки, контролировать, брать ответственность за что-либо. Все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения)

— Друзья мои, назовите мне положительные качества Обломова (Доброта, мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие).

— А теперь отрицательные качества Обломова (Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться).

— Скажите, какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. я так и думала. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации).

— Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова: слайд 13

«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу. ». «Есть, — сказал он чуть слышно. Какое слово он произнёс? («Обломовщина!»)

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОКОЮ НАЧАЛОСЬ С НЕУМЕНИЯ НАДЕВАТЬ ЧУЛКИ ЗАКОНЧИЛОСЬ НЕУМЕНИЕМ ЖИТЬ «СОН ОБЛОМОВА» Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.

— Перед вами стихотворение А. А. Фета. Прочтите его и сделайте вывод, для чего же человек живет на свете.

Жизнь пронеслась без явного следа.

Душа рвалась — кто скажет мне куда?

С какой заране избранною целью?

Но все мечты, всё буйство первых дней

С их радостью — всё тише, всё ясней

К последнему подходят новоселью.

Так, заверша беспутный свой побег,

С нагих полей летит колючий снег,

Гонимый ранней, буйною метелью,

И, на лесной остановясь глуши,

Сбирается в серебряной тиши

Глубокой и холодною постелью.

Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали ? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?

(активность, трудолюбие, настойчивость, честность, доброта, ум)

Вывод : Гончаров показал честную, «хрустальную» душу русского барина, но «обломовщина» погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Посмотрите на экран. Перед вами известные и успешные люди. Скажите, могли бы они стать таковами, если бы, подобно Обломову, просто лежали на диване?

— Мы с вами — большие молодцы! В заключение, пожалуйста, составьте синквейн по предложенным темам:

сковывает, порабощает, разрушает

«Не делая хорошо, учишься делать плохо»

создает, сторит, радует

«Труд сделал из обезьяны человека»

Афиширование. Выставление оценок. Домашнее задание.

— Всем большое спасибо! Я думаю, наш сегодняшний урок был полезен для нас всех. Домашнее задание будет по выбору:

1. Для всех: напишите сочинение-рассуждение на тему «Лень», взяв в качестве примера из литературы И.И. Обломова. ( от 75 слов)

2. Продолжите ряд мотивационных картинок и составьте свой «дневник успеха».

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей