Кто трудолюбивый стрекоза или муравей

«Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Класс: 3 класс по программе УМК «Гармония». Автор программы Н.Б.Истомина.
По учебнику О.В.Кубасовой Литературное чтение «Любимые страницы» 3 класс часть 1, Издательство «Ассоциация XXI век» 2011г.

Тема: «Труд человека кормит, а лень портит» на примере басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Тема дебатов: Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?»

Цель: умение отстаивать свою точку зрения, проявление толерантности.

развивать интерес у учащихся к литературному чтению, навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

формировать у учащихся навыки аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести дискуссию в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы.

Оборудование: мультимедиа, презентация, рисунки детей к басне, учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1, таблица «Критерии балльной оценки действий спикеров», «Слоёный пирог» из пословиц, листы для выступления в группах;

1. Введение в тему

Приветствие: Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на группы по просьбе учителя. Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала достойнее и интереснее, думаю, и классный час наш сегодня пройдёт интересно и с пользой для всех.

Учитель . Начнем наш урок с разминки «Угадай, кто это?» Прочитайте задание и отгадайте, о ком пойдет речь.

Тонкое тело, большие глаза, две пары прозрачных крыльев. Это быстро летающие охотники, которые ловят жертву в воздухе. У них очень хорошее зрение. Они ловят животных, догоняя их в воздухе и захватывая своими ногами. (Стрекоза)

Это мелкое животное, живущее большими сообществами.

В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… ( Муравей)

Учитель: Где мы встречались с этими понятиями?
Расскажите, что вы знаете об этих животных из уроков окружающего мира, а из уроков литературного чтения? (заслушиваются высказывания детей.)

Слайд 2 (Крылов. Иллюстрация)

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»

– Объясните, какие человеческие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ автором в этой басне? (Лень – нежелание что-либо делать; легкомыслие – необдуманность, несерьёзность в словах и поступках; , беспечность(беззаботность) – отсутствие тревоги, ни о чём не беспокоится; надо думать о завтрашнем дне, черствость – лишён душевной мягкости, чуткости; неотзывчивый, бездушный; эгоизм – поведение, целиком определяемое мыслью, о собственной выгоде, предпочтении своих интересов интереса других людей )

– Чему учит басня? (Трудолюбию, усердию, доброте, отзывчивости, благородству…)

Вопросы для подготовки:

– Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Из-за своей вредности, из-за жадности, хотел проучить, хотел отомстить)
– Кто из персонажей тебе более симпатичен? (Муравей, Стрекоза, никто, одинаково)
– Осуждаешь ли ты кого-нибудь? (Муравья, Стрекозу, никого, обоих).
– Я предлагаю поразмышлять над темой: «Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?» Сегодня мы должны выяснить: прав ли муравей, что не откликнулся на просьбу или не прав.
– Сформулируйте свое отношение к поставленной проблеме.
– А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, такая технология, как «Дебаты». Мы попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Дебаты – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Правила ведения дебатов

1. Утверждай и доказывай
2. Слушай
3. Опровергай и доказывай
4. Не перебивай
5. Говори спокойно

Особенности проведения дебатов

В дебатах принимают участие все.

Председатель: Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке :

в начале аудитории по центру – председатель;

справа от председателя – 4 спикера команды «У» (защитники тезиса);

слева от председателя – 4 спикера команды «О» (противники тезиса);

напротив председателя – эксперты (3 чел.);

в конце аудитории – ученики-зрители.

Читайте также:  Замучил кашель как избавиться с мокротой

Деление на группы (спикеры) – проводится перед уроком.

«У» – утверждающая сторона (защитники) доказывает, что Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.

«О» – опровергающая сторона (противники) доказывает, что Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.

каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

внимательно слушают позиции сторон («У» и «О»), которые подбирают аргументы «за» и «против»;

формулируют вопросы и задают их любой из сторон;

к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

Эксперты (судьи) придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.

эксперты оценивают аргументы (выступления), но не участников.

Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов.

Аргументы утверждающей стороны: Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.

(У) Мы считаем, что Муравей поступил правильно, потому что…

Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал свой дом, утеплял его. Он трудолюбивый, его все уважают. Он знает что припасет, то и пожует.
Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит только развлекаться (петь и танцевать), не умеет находить время для труда.

Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом можно достичь благополучия, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне Стрекоза наказана за своё легкомыслие, несерьёзность в словах и поступках. Она безответственная, ветреная, себялюбивая;

Муравей осмотрительный и продуманный, расчётливый. Он заготовил корм только для себя, если он поделится со стрекозой, ему на зиму не хватит, и они погибнут оба с голоду.
Стрекозу погубила её беспечность (беззаботность) – отсутствует тревоги за свою жизнь, ни о чём не беспокоится; не думает о завтрашнем дне;

Муравей отказал Стрекозе, потому, что она эгоистка – её поведение показывает собственную выгоду, предпочтение своих интересов интересам других.
Стрекоза неугодна, не нравится Муравью.

Аргументы опровергающей стороны: Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.

(О) Мы считаем, что Муравей поступил неправильно, потому что…

Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в помощи, потому что осуждает её. Сам погибай, а товарища выручай;

Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться, осознать свои ошибки, он недобрый, неотзывчивый, не сумел проникнуться к чужой беде. Каждый может ошибаться. Добро сеять – добро и пожинать.

Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания, не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.

Он несправедливый по отношению к Стрекозе, не правильно поступает, она ему честно призналась, чем занималась летом. За честность не наказывают.

Муравей поступил неправильно, он не подумал, что с ним тоже может случиться такая беда, а зная как он поступил со Стрекозой ему никто не поможет. Делая зло на добро, не надейся.

Муравей скупой, жадный, не хочет делиться со Стрекозой. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

«О» – Захотела бы стрекоза помочь муравью, если он оказался на её месте?

«У» – Как поступил бы муравей, если стрекоза предложила, всю зиму работать за муравья?

«О» – Почему бы муравью не перевоспитать стрекозу?

«У» – Одобрят ли поступок муравья другие муравьи?

«У» – А как бы поступил муравей, если приполз другой муравей, а не стрекоза?

«У» – Будет ли радостно муравью, когда он узнает, что своей бессердечностью убил стрекозу?

«О» – Как поступил бы муравей, если стрекоза сказала, что все лето болела (обманула его)?

Подведение итогов дебатов

Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:

Оцените активность каждого из участников дебатов. (аплодисментами)

Чьи выступления вам понравились? Почему?

Какие выступления запомнились больше всего? Чем?

Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук)

Достигнута ли главная цель дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения)

Кто остался при своём мнении…
Кто поменял своё мнение по проблеме…

«Попробуй составить крылатое выражение» (Задание, для тех, кто считает что оба не правы)

Не лежал бы целый … (день),
Не пристала б к тебе… (лень).

Читайте также:  Перфекционизм как избавиться лучшие методики

Много … (лени) у того,
кто не знает … (ничего)

Советы Муравью и Стрекозе

– Дайте совет Муравью и Стрекозе. (Высказывания зрителей)

Думай о завтрашнем дне;
Прекрати быть ленивой и начни работать;
Будь – прилежной, трудолюбивой, ответственной, самостоятельной;
Возьмись за ум!
Умей находить время для труда;

Будь щедрым, отзывчивым, бескорыстным, справедливым, благородным, добрым;
Помогай другим в беде;
Дай шанс исправить ошибки; Не осуждай!
Пожалей беднягу!
Прояви милосердие;
Надо делиться!

Критерии балльной оценки действий спикеров: (5 баллов – максимально)

Народная мудрость всегда была сосредоточена, прежде всего, в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к труду и лени. Какие из них вам известны?

Выбрать, закончить пословицу.

Кто не работает, … (тот не ест).
Делу время, потехе – … (час)
Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи).
Труд человека кормит, … (а лень портит).
Кто любит труд, … (того люди чтут).
Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда).
Человек от лени болеет, от труда… (здоровеет) .
У лентяя Федорки всегда … (отговорки).
У лентяйки Дарьи каждый день … (аварии).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду …. (лезть) .
Что припасешь, то и … (пожуешь).
Без дела жить – только небо … (коптить).
Заработанная копейка дороже краденого … (рубля)

Где вам пригодятся те знания, которые вы получили сегодня?

Появилось ли у вас желание быть отзывчивым, добрым, трудолюбивым?

Источник

Стрекоза и муравей

«Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…»

А почему, спрашивается, стрекоза – попрыгунья? Она же не прыгает, а стрекозИтся. И не поёт она, не стрекочет. Стрекочет кузнечик, поэтому его называют «стрекозой», «стрекоткой», «стрекотухой», «стрекунцом» и ласково – «стрекунечиком».

Интересно, а какая стрекоза «приползла» к работящему мурашу. Если стрекоза-коромысло, так она самая трудолюбивая из всех стрекоз, а не ветреное создание, какой она предстаёт перед нами в басне Крылова.
Нет, некогда стрекозе петь. С ранней весны до поздней осени носится глазастая охотница над водой, по берегам рек, озёр и прудов в поисках разных насекомых и на большой скорости атакует добычу. Она часто сгибает своё длинное тело, поэтому порхающую любительницу мух, комаров и мошек назвали коромыслом. Да и запасать на зиму пищу ей нет никакой необходимости, так как она живёт одно лето и осенью умирает.

А может, это была не стрекоза, а кузнечик-стрекунец или цикада. Напутал автор?
Правда, есть множество видов этих красавиц. Только в Европейской части нашей страны можно обнаружить их около сотни. Один так и называется: «красотка», вернее, «красотка-девушка».

Названиям есть где разгуляться: «стрелка изящная», «лютка тусклая», «стрелка южная», «стрекоза болотная», «плоская», «дедка обыкновенный», «дедка рогатый», «дедка хвостатый».
Раз есть дедка, как ни быть бабке. Есть «бабка металлическая», «бабка бронзовая». Вообще-то всех «бабок» именуют «патрульщиками». Как и заведено женскому полу.
Есть и «дозорщик-император» -– одна из самых крупных стрекоз в нашей стране.
Но это всё из области науки биологии.

Хочется коснуться лингвистической стороны.
Сколько синонимов у слова «стрекоза»? Вертолёт, коза, вертушка, непоседа, попрыгунья, игруха, трёщётка, цокотуха, вертуха, стрекотунья. Почти всё.
Правда, в некоторых говорах можно встретить: «стрекун», «стрекИзда», «стрелка», «стрелочка». «Стрелочки залетают, дак к дождю…»
А в начале 19-го века эту летунью почти повсеместно называли: «коромысло», «коромысла», «коромыс», «коромысик», «коромысица», «коромысице», «коромысище» и даже «коромыло».
И в диалектных словарях нет большого разнообразия.

Ну, а что же муравей – «кум милый»? Не дал он легкомысленной стрекозе «собраться с силой», отказал в приюте. Возмутился. И было отчего.
С раннего утра до позднего вечера трудится бедняга, отдохнуть некогда. Тяжёлую ношу взвалил на себя.
Недаром в пословице говорится: «Мал муравей, да горы копает».

Организованность и активность муравьёв поражает воображение. Весь световой день они находятся в движении, по своим тропам таскают еду в муравейник, необычайно умелый объект, приспособленный к смене времён года и ко всяким повреждениям.
На территории нашей страны проживает более 300 видов этих насекомых: муравьи чёрные и рыжие, малый лесной и домовой, муравей-портной и муравей-рабовладелец, который совершает грабительские набеги на муравейники лесных и других муравьёв, а захваченных куколок воспитывает в качестве «рабов» в своём гнезде.
Есть муравей-амазонка и муравей-кочевник или легионер, который при своём нашествии берёт своей численностью, уничтожая все культурные растения на своём пути.

Читайте также:  Как бороться муравьями при помощи борной кислоты

Но это всё биологические сведения. Вернёмся в область языкознания.
Для начала разберёмся, откуда произошло название насекомого? Словари поясняют, что в ряде славянских языков имеются родственные слова: «мравка» – в болгарском, mrowka — в польском, а ещё – «мравий», «мравенец», «муравей».

Обратим внимание на количество синонимов к слову «муравей».
Современные словари синонимами не богаты. Ну что это – лесной санитар, муравей-солдат, муравей-самка, муравель, муравьишка, мураш, мурашка, стебельчатобрюхие. Последнее слово удивило: это что за синоним?
Википедия выдаёт: «Стебельчатобрюхие – подотряд перепончатокрылых насекомых, включающий наездников, муравьёв, пчёл, шмелей, ос, которые объединяются по признаку наличия узкой талии — тонкого стебелька между грудкой и брюшком».

И у слова «муравейник» синонимов немного: «муравьище», «муравьятник», «муравельник», «медведь», «медвежонок» и «кырмыскалы». Последнее означает: «муравейник» – по-башкирски.
Если кто и усомнится, на своём ли месте слова «медведь» и «медвежонок», поспешу успокоить: на своём.
«Муравятником», «муравьём», «муравейкой», «муравейником» и ласково: «муравиком» называют в Сибири небольших бурых медведей – любителей порыться в муравьиных закромах.

Эх, оскудел наш язык. Раньше, точнее сотню лет назад, а то и более, муравьёв называли «муравейкой», «муравелем» или «муравлём», ласково «муравликом» и «мурашником», «мурашочком».
В тверских краях можно встретить слова: «муракаш», «муракиш», «муракуш». Всего одна буква, а что делает.

Да и жильё муравьёво на Урале называют: «муравлище», «муравлятник», «муравлитник», «муравник», «мурашовник», «мурашейник», «муравитник» и «мурашова куча».
Заодно и медведя окрестили «муравьятником» или «муравейником».
Одним словом, куда ни глянь, всё происходит от слова «муравей».

Есть и другая ветка.
Заметили исследователи, что муравьи выделяют жидкость с резким запахом, и вот уже в середине 19-го века появилось название этих насекомых: «сиканцЫ», от глагола «сикать» – брызгать тонкой струёй.
Словотворчество на этом не прекратилось, и в народ пошли слова: «сИкеш», «сикаха», «сикашки», «сикуны» и «сикунцы. И муравейник стали называть «сикашевником» или «сикашейником», «сикашником».
А потом появилось слово «сиклявка», «сиклиха». Это уже от глагола «сикляться» – кусаться (о муравьях). И жильё муравьиное стало «сикляшником», «сиклешником».

Существует ещё одно направление.
В северо-западных говорах встречаются слова: «стЕканец», «стекляга», «стеклЯкуш». И это всё о нём – муравье. Жилище их называют «стекляжником», «стекОтником» или «стеклЯжьим гнездом». По всей видимости, всё произошло от многозначного глагола «стекать», где одно из значений – убежать, уйти. ( Твер., Псков 1855).
Муравей при видимой опасности старается убежать, утечь, «стечь». Поэтому он настоящий «стЕканец». А дальше игра слов и букв.

Все слова, приведённые в словарях, назвать невозможно, но если встретятся ещё какие-либо новые по данной теме, рассказ о стрекозах и муравьях будет продолжен.

Немного словарного:
Траву называют «муравОй», «мурАхом», «мурАвиной», «муравлёнкой», «муравцОй».
«МуравОй» называется посуда, покрытая глазурью – муравой.
Муравлиный, муравчатый цвет – нежно зелёный.

Стрекозничать – бегать, носиться
Стрекозиться – вести себя беспокойно
Стрекотка, стрекотуха, стрекунец, стрекунечик – кузнечик.
Стрекливый – бойкий, подвижный

Самые страстные в мире поклонники стрекоз – японцы. На Востоке стрекоза является символом наступившего лета, источником эстетического удовольствия.
В IV-VIII веках Японию даже называли «Акицусима», что означает «Остров стрекоз». Художники, восхищённые её лёгкостью и грацией, любили изображать стрекозу на своих полотнах. Её образ означал приближение добрых вестей и тёплого ветра.
Стрекозу называли подругой всех незамужних девушек, их верной советчицей. Когда девушка смотрела на мужчину, и в это время на его плечо садилась стрекоза – означало, что он выбран девушке в спутники жизни,
На кольчугах, шлемах и стрелах самураев можно было увидеть изображение стрекоз, так как они были символом счастья, мужества, силы и успехов в бою.

Рисунок из интернета: Две кумушки, героини басни Лафонтена, ведут разговор у порога муравьиного жилища. Трудолюбивая и хозяйственная МуравЕя отчитывала легкомысленную певунью Цикаду. Крылов изменил «имена» героев.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей