- Гамельнский крысолов. Братья Гримм
- Иллюстрация Оскара Херфурта к сказке-легенде о крысолове из Гамельна в изложении братьев Гримм
- Гамельнский крысолов и магистрат города
- Крысолов с дудочкой и крысы
- Отказ в оплате
- Уход крысолова из Гамельна
- Крысолов уводит детей из Хамельна
- Кто уводил крыс дудкой
- Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
- Как легенда стала сказкой
- Что говорят документы
- История города Гамельн
- Исход детей Гамельна: версии и предположения
- Бизнес на высохших слезах
Гамельнский крысолов. Братья Гримм
Иллюстрация Оскара Херфурта к сказке-легенде о крысолове из Гамельна в изложении братьев Гримм
В 1284 году город Хамельн [1] увидел странного человека. Он носил одежду из разноцветной, красочной ткани, поэтому его называли «Пёстрый». Он объявил себя «Крысоловом», обещая освободить город от всех мышей и крыс за некоторые деньги. Горожане согласились с ним и заверили его в определенной плате.
Гамельнский крысолов и магистрат города
Тогда Крысолов вытащил дудочку и заиграл — крысы и мыши сразу же повылазели изо всех домов и собрались вокруг него. Когда он решил, что собрал всех — он повел их к реке Везер.
Крысолов с дудочкой и крысы
Всё полчище грызунов последовало за ним. Он подтянул одежду и вошел в воду, после чего все животные последовали за ним и утонули. Но когда граждане были освобождены от своей чумы, они раскаялись в обещанной награде и отказали ему выдумывая всевозможные оправдания.
Отказ в оплате
Наконец он ушел — со злом и горечью на душе.
Уход крысолова из Гамельна
26 июня, в день Св. Иоанна и Павла, рано утром в семь часов (другие сказали, что это было в полдень) он снова появился в одежде охотника, с ужасным взглядом на лице и в красной, причудливой шляпе и город снова услышал звук дудочки на улице. Крысы и мыши больше не приходили, но в большом количестве бежали дети, мальчики и девочки с четырех лет и старше, в том числе уже взрослая дочь мэра. Целая стая детей последовала за ним, и он вывел их на гору, где исчез с ними.
Крысолов уводит детей из Хамельна
Все это видела няня, которая, неся ребенка на руках, следовала за ними издалека, а затем вернулась и принесла новости в город. Взволнованные родители побежали в городские ворота к своим детям. Матери плакали и рыдали. В течение часа посланники были отправлены повсюду по воде и по земле, чтобы узнать, видел ли кто-либо детей — но все это было напрасно. Всего сто тридцать детей были потеряно. Двое, как говорят некоторые, отстали и вернулись. Один из них был слепым, а другой немой. Слепой не смог указать место, но смог рассказать, как они следовали за дудочником. Немой был способен указать место, но он ничего не слышал. Один маленький мальчик в одной рубашке пошёл вместе с остальными, но вернулся за своей одеждой, и таким образом избежал трагедии, потому что, когда он вернулся, другие уже исчезли в пещере на холме.
До середины XVIII века, и, вероятно, до сих пор, улица, через которую детей вывели в городские ворота, называлась беззвучной, тихой улицей, потому что там не было танцев или музыки. Действительно, когда свадебная процессия на своем пути в церковь пересекала эту улицу, музыкантам приходилось прекращать играть. Гора под Хамельном, где исчезли дети, называется Поппенберг. Здесь были установлены два каменных памятника в виде крестов, один на левой стороне и один справа. Некоторые говорят, что детей провели сквозь пещеру и они оказались в Трансильвании.
Источник
Кто уводил крыс дудкой
Durielrus запись закреплена
Подлинная история Гамельнского крысолова
Помните легенду про Гамельнского крысолова? Ну, как там в одном городе случилось крысиное нашествие, и потом якобы появился Крысолов и всех крыс загипнотизировал волшебной дудочкой и утопил в каком-то водоёме. А потом жители пожадничали и не дали Крысолову обещанной награды, за что он с помощью той же дудочки увёл из города всех детей неведомо куда. Так вот, пани Эва утверждает, что это только часть правды.
На самом деле, крысы в этом городе преспокойно себе жили и особо не безобразничали, потому что у них был Главный крыс по имени Ганс, очень мудрый и дальновидный. Прямо крысиный колдун. И он умел играть на дудке. Понятное дело, был мастером своего дела – умудрялся с помощью дудки управлять всякими насекомыми. Поэтому никакая саранча или клоп-черепашка не кушали посевы, а комары вели себя пристойно и кусались только изредка. Вот с этим самым Гансом и подружился один мальчик, и Ганс его обучал секретам своего музыкантского мастерства. Вообще-то все жители были очень серьёзные и музыку считали непозволительным баловством, и мальчик был единственным, кто это дело обожал и хотел учиться. Ну вот. А город был очень богатый, купцы возили всякие товары, и вместе с товарами как-то завезли тараканов. Лето было жаркое и влажное, тараканы расплодились и вовсе распоясались – стали бродить где попало, жрать что попало, даже книжки умудрялись жевать. И никак жители с ними справиться не могли. А поскольку про крысьего колдуна они слышали, то послали мальчика-ученика, чтоб договорился с Гансом, и чтоб тот как-нибудь тараканов извёл. Ганс согласился, но при условии, что город за это крысьему народу предоставит амбар зерна после сбора урожая. Ну чтоб зимой не голодать. Жители радостно закивали, крысий колдун посвистел на своей дудочке, тараканы сбежались целой толпой, и Ганс увёл тараканью орду к реке, куда они благополучно и свалились. Местные рыбы очень были Гансу за это благодарны.
А жители города Гамельна стали жадничать – ну как это, целый амбар зерна отдать грызунам! И показали Гансу фигу. Он очень обиделся. И разрешил своему народу безобразничать и брать всё, что кому заблагорассудится. Мало того, он разрешил всем пригласить своих родственников из других населенных пунктов, и на город Гамельн покатилась настоящая крысиная орда.
Жители взвыли. И стали искать способ избавиться от крысиного нашествия. Но крысы были умные, ловко обходили разные капканы и не трогали ядовитые приманки. Крысий колдун и его друг-мальчик тогда сговорились и решили попытать счастья ещё раз – вдруг уже жители излечились от своей патологической жадности? Мальчик переоделся в разные цветные тряпки, чтоб его не узнали, взял свою флейту и пошел в магистрат. Сказал там, что он может справиться со всеми крысами. Только чтоб жители заплатили ему, как следует – разным там золотом-серебром. Очень уж ему хотелось путешествовать по дальним странам. Жители наобещали ему с три короба. А что? Языком болтать – не мешки ворочать. Ганс собрал всё крысиное сообщество и сообщил о грядущем переселении.
И на следующий день состоялся грандиозное представление. Мальчик-флейтист, разодетый в цветное тряпье, играл все мелодии, которые только знал, и шёл к реке. А вслед за ним, якобы загипнотизированные, шли крысы. Все, до единой, во главе со своим крысьим колдуном. Даже вовсе маленькие крысятки семенили, держась за хвосты своих мам. А уж совсем мелкую голенькую малышню старшие несли в зубах. У кого в зубах не было крысёныша, те периодически грозно щерились на зевак, заполонивших улицы города. Никто из жителей не посмел последовать за флейтистом и крысами. Выйдя на берег, и убедившись, что никто не подсматривает, Ганс, крысы и мальчик долго хохотали, вспоминая застывших в ужасе зевак. А потом мальчик опечалился – ведь крысам надо было где-то жить, а топить он их и не собирался. Тогда крысий колдун Ганс велел ему особо не печалиться и показал самую секретную комбинацию звуков, с помощью которой можно было перемещаться, куда вздумается. И еще сказал, что уводит свой народ в очень дальнюю страну Индию, в то место, где крыс любят и почитают. И что если мальчик так бредит путешествиями, то он будет ждать его именно там. Крыс посвистел в свою дудочку, и все крысы в одно мгновение исчезли неведомо куда.
Мальчик радостно побежал в магистрат, предвкушая награду. Но жители, опомнившись, решили, что никакой награды флейтисту не дадут, потому что, мол, любой деревенский дурачок эдак сыграет. И показали ему фигу. Флейтист тогда понял, что горожане так и остались жадинами и обманщиками, и им овладело отчаяние. Он больше ничем не умел поднять себе настроение, кроме музыки. И мальчик засвистел в свою дудку, вкладывая в мелодию всё возмущение несправедливостью и вероломством горожан. Никто из взрослых не услышал его игры, зато услышали дети и им стало ужасно любопытно. Поэтому вся детвора побежала вслед за мальчиком, и когда он пришёл к реке и обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на город, то с удивлением обнаружил толпу разновозрастных детишек. Мальчик сказал, чтоб они убирались куда подальше, потому что он сейчас станет путешествовать по разным странам, и что заботиться о всякой мелюзге ему недосуг. Но дети принялись его очень сильно упрашивать, чтоб он взял их с собой, потому что им было страшно скучно в городе, а без него, мол, и вовсе будет тоска зелёная – он же был единственным музыкантом, все остальные были очень серьёзные и только и знали, что подсчитывать барыши и убытки.
И мальчик сказал тогда, что была не была, но чтоб потом не ревели. Свистнул в свою дудочку секретным посвистом и вместе с ребятишками очутился в Индии, ровно там же, где и обосновался крысий колдун Ганс со своим крысиным народом. Крыс даже за голову схватился от такой неожиданности – экая забота привалила. Ну ничего, всё как-то устроилось. Конечно, он позаботился о детях. И все они выросли. И так и остались жить там, в том самом месте далёкой страны Индии, где люди живут с крысами в мире и согласии.
Потому что такой город есть на самом деле, называется Дешнок.
А что стало со взрослыми горожанами, от которых сбежали дети, никто толком не знает. Разное говорят. Только вот на обмане и вероломстве очень опасно строить своё благополучие.
Пы.Сы. Пани Эва у нас на дудках маленько сдвинутая, похоже. Я замучилась считать, сколько их вообще в доме. И даже из разных стран — Китая, Тайланда и Черногории. Наверно, всё пытается найти ту самую, легендарную дудку Гамельнского крысолова. Или дудку крысьего колдуна.
Источник
Гамельнский Крысолов: сказка и реальность
В 1284 году, через 72 года после несчастных детских крестовых походов, история с массовым исходом детей вдруг повторилась в немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове.
Как легенда стала сказкой
Вероятно, вы помните рассказ о том, как таинственный музыкант, не получив платы за избавление города от крыс, увел за собой детей нечестных и жадных горожан. Лишь трое из них сумели вернуться домой: слепой мальчик, сбившийся с пути, глухой, не слышавший музыки, и мальчик, выскочивший из дома полуодетым, но вернувшийся назад, так как «устыдился своего вида». Впервые в знакомом всем виде эта легенда была записана середине XVI века. Она содержится в хронике графов фон Циммерн из Вюртенберга. В 1806 году уже существовала песня «Крысолов из Гамельна», которую Людвиг Иоахим фон Арним и Клеменс Брентано включили в составленную ими антологию немецкой поэзии. А потом была написана всем известная сказка братьев Гримм, которые, с одной стороны, сделали этот сюжет знаменитым во всем мире, но, с другой, окончательно низвели старинную легенду до уровня детской сказки.
А между тем факт исчезновения детей Гамельна не вызывает сомнения, и общепризнанных рациональных объяснений этого происшествия нет до сих пор.
Что говорят документы
О том же говорится в табличке, найденной в ХХ веке при ремонте одного из старых домов:
Это здание теперь называется «Домом Крысолова», сейчас в нем находится небольшой музей.
В Хронике княжества Люнебургского (написанной около 1440-1450 г.г.) сообщается:
В 1553 году бургомистр Бамберга, который ознакомился с этой историей, пока находился в Гамельне заложником, дополняет рассказ: оказывается, Флейтист, который запер детей в горе Коппенбург, обещал вернуться через тридцать лет. И многие люди в Гамельне, действительно, ожидали его возвращения, которое, по их расчетам, должно было состояться в 1583 году.
И только в 1559 году в уже упоминавшейся хронике графов фон Циммерн появляется рассказ о крысах, от которых избавил город бродячий школяр. До этих пор появление Флейтиста в Гамельне с крысами никак не связывалось. Предполагают, что вся эта неприглядная история с армией крыс и глупыми жадными горожанами является клеветой на гамельнцев со стороны завистливых соседей – такой вот образец «чёрного пиара» XVI столетия.
История города Гамельн
В исторических документах небольшой город Гамельн (Хамельн) впервые упоминается в 851 г. Сейчас он является административным центром региона Хамельн-Пирмонт (восточная Вестфалия), в нем проживают около 58 тысяч человек. Выгодно расположенный на берегах реки Везер, Гамельн являлся членом Ганзейского союза и специализировался на торговле зерном, даже на городском гербе в то время красовались мельничные жернова (неудивительно, что именно в этом городе, если верить легенде, так расплодились крысы). Позже этот город входил в состав Ганновера и Пруссии.
В начале ХХ столетия Гамельн с открытием «Северогерманского автомобильного завода» (1907 г.) чуть было не стал столицей немецкой автомобильной промышленности, но не выдержал конкуренции с Вольсбургом, где был построен знаменитый завод Volkswagen.
После прихода к власти Гитлера, тюрьма Гамельна стала местом казни противников режима, а после поражения Германии во II Мировой войне здесь казнили уже нацистов, признанных военными преступниками. Сейчас в здании этой тюрьмы располагается отель – не удивлюсь, если его нынешние постояльцы не только не смущаются мрачной историей этой гостиницы, но даже, наоборот, воспринимают её как своеобразный бонус, с гордостью выкладывая в «Инстаграм» фотографии бывших камер.
Исход детей Гамельна: версии и предположения
Итак, Гамельн, о котором рассказывается в немецких легендах и песнях, не вымышленный и не сказочный, а вполне реальный город, и реальным было исчезновение его детей. Это событие стало настоящей трагедией для Гамельна, его жители потом даже вели отсчет времени «от ухода детей наших». Улица, по которой шли за флейтистом дети, и теперь называется Бунгелозенштрассе («улица Молчания»), на ней до сих пор запрещается играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
Мистическая составляющая в этой истории появилась лишь через несколько веков после происшествия, явно наслоившись на какой-то исторический факт. В этой связи интересна австрийская легенда, которая перекликается с событиями крестового похода детей 1212 года. В том году, обманутые марсельскими купцами Гуго Ферреусом и Вильямом Поркусом, французские дети-«крестоносцы» были увезены в Северную Африку и проданы в рабство на рынках Алжира, Туниса и Александрии. А в 1464 г., если верить австрийской легенде, в городе Корнойбург дудочник Ганс Мышиная Нора обманом заманил местных детей на корабль, из трюма которого они шагнули на невольничьи рынки Константинополя. Считается, что эта легенда вторична и является отголоском более ранних событий в Гамельне. Но ведь дыма без огня не бывает, не могло ли и в Гамельне случиться чего-то подобного? Некоторые исследователи обратили внимание на витраж, украшавший Рыночную церковь Гамельна (Маркеткирхе), построенную около 1300 г. (этот витраж был утерян в 1660 году). На сохранившемся рисунке, сделанном бароном Августином фон Мёрсбергом, мы видим Флейтиста в пестрой и яркой одежде и детей в белом. А между Флейтистом и детьми почему-то стоят три оленя. Броский наряд Флейтиста может быть своеобразной униформой: так в средневековой Европе одевались вербовщики, которые обычно сопровождали свои выступления игрой на барабане или флейте. А изображение трех оленей – элемент герба местной аристократической семьи фон Шпигельбергов, которые принимали активное участие в проводимой Тевтонским орденом колонизации восточных земель. Поэтому было высказано предположение, что именно фон Шпильберги и выманили детей из города какими-то обещаниями, а потом – похитили и увезли их. Сторонники данной версии считают носителей польских фамилий «Гамелин», «Гамель» и «Гамелинк» потомками детей, ушедших из Гамельна. Любопытно, что в первом варианте сказки братьев Гримм, уведенные Флейтистом дети Гамельна не погибли, и не исчезли бесследно, а основали новый город – правда, не в Польше, а в Трансильвании.
Авторы другой версии считают, что «детьми Гамельна» в хронике названы не собственно дети, а уроженцы этого города, попавшие в плен после поражения в битве при Зедемюнде – 1259 год. Флейтист в этом случае – не Дьявол, и не таинственный маг, а обычный агитатор, завербовавших местных жителей для военной кампании. Но здесь мы видим нестыковку в датах.
Высказано также предположение, что рассказ о Флейтисте, который увел за собой детей, на самом деле – описание знаменитой «пляски смерти». На многих картинах тех лет можно увидеть этот сюжет: скелет в пестрой одежде, символизирующий смерть, играет на флейте, увлекая за собой тех, кто поддается его чарам.
То есть Гамельнская хроника, возможно, в аллегорической форме рассказывает об эпидемии чумы, поразившей город. Если «копнуть» немного глубже, можно вспомнить, что ранее германцы верили, будто души умерших вселяются в мышей и крыс. И, следовательно, под маской Флейтиста мог выступать языческий бог Смерти, уводящий за собой души умерших детей. Но слишком много времени прошло уже после принятия христианства, и, даже если предположить, что память о языческих временах еще жила в Гамельне, вряд ли местные священники позволили бы такие аллюзии и намеки.
Если говорить об эпидемиях и болезнях, можно вспомнить также загадочную болезнь, называемую «пляской святого Витта». Согласно средневековым описаниям, она была заразной и носила характер локальной эпидемии. Больные, один за другим, начинали прыгать и дергаться в каком-то ужасном подобии танца, который продолжался в течение нескольких часов, а порой — и дней – и падали на землю в полном изнеможении. Характер и причины этой болезни остаются загадкой. Некоторые уверены, что речь идет о психическом заболевании, родственном истерии. Другие считают его нейроинфекцией, вызванной неизвестным вирусом. Самая известная вспышка данного заболевания описана в немецком городе Эрфурт, где в 1237 году несколько сотен детей в таком жутком судорожном танце дошли до соседнего города, и упали там замертво. Многих не удалось спасти, выжившие всю оставшуюся жизнь страдали от дрожи в руках и ногах. Не менее страшный случай пляски Святого Витта произошел в 1518 году в Страсбурге, когда к некой госпоже Троффеа, начавшей танцевать на городской улице, присоединилось 34 человека, а к ним в дальнейшем – еще около 400. В течение месяца на улицах от сердечных приступов и изнеможения умирало до 15 человек в день. Туфли больных были пропитаны кровью, но остановиться они не могли.
Но существует и другая, более прозаичная, версия, согласно которой дети просто ушли с Флейтистом на какой-то праздник, а причиной их смерти стал оползень в горах.
Версий и предположений, как видим, достаточно, но правильный ответ на вопрос о судьбе Гамельнских детей мы уже вряд ли узнаем. Если же говорить о легенде, возникшей на основе этого случая в средневековой Германии, сразу обращает на себя внимание на её уникальность и неоднозначность. В этом рассказе есть невинные жертвы, но нет героя и нет положительных персонажей: и Флейтист, и жадные горожане – фигуры, безусловно, отрицательные. И нельзя однозначно сказать, кто пришел в Гамельн в облике никому неведомого Флейтиста: сам Дьявол, искусный маг, талантливый и незаурядный мошенник или гениальный музыкант? И какова главная тема этой, с детства знакомой всем, истории? Что это – нравоучительный рассказ о банальной расплате за жадность и обман, или притча о великой силе искусства?
Бизнес на высохших слезах
Современные жители Гамельна уже давно изжили комплекс своих предков и неплохо зарабатывают на давнем происшествии.
Помимо прочих сувениров, здесь можно купить разнообразных съедобных «крыс» из теста, ликер «Крысиный яд», по-особенному приготовленный кофе «Крысолов». И каждый год 26 июня устраивается карнавал, в котором наряженные в крыс дети и одетые в средневековые костюмы родители идут за Флейтистом – совершенно добровольно.
Источник