Лексическая тема: «Насекомые». Информация для родителей.
Занимаемся по теме: «Насекомые»
Дети должны знать:
· образ жизни насекомых;
· чем они питаются;
· их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок, хоботок);
· где живут (норка, улей, дупло, муравейник);
· вред и польза насекомых для людей, растений и насекомых.
Словарь ребёнка должен включать:
Существительные: крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало, жук, пчела, муха, комар, бабочка, кузнечик, божья коровка, муравей, таракан, шмель, оса, стрекоза, слепень, сверчок, личинка, нектар, мёд, улей, пыльца, аромат, насекомые, муравейник, вред, польза и т.д.
Прилагательные: пёстрая, красивая, защитная, трудолюбивые, жужжащий, надоедливая, вредная, комариный, пчелиный, мохнатый, большеглазая, опасная, защитная и т.д.
Глаголы: летает, прыгает, ползает, жужжит, порхает, кружится, кусает, собирает, жалит, трудится, строят, стрекочети т.д.
Грамматический строй речи
1. Игровое упражнение «Скажи одним словом» (упражнять детей в словообразовании)
У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.
У таракана длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют длинноногим.
2. Игра «Чьё? Чья? Чьи?» (упражнять в образовании
у пчелы крыло (чьё?) – пчелиное;
у пчелы голова (чья?) – пчелиная;
у пчелы лапки (чьи?) – пчелиные.
(комар, муравей, оса, шмель, таракан, стрекоза)
3. Игровое упражнение «Насекомые — великаны» (образование
существительных с суффиксом – ИЩ)
Не таракан, а тараканище (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, оса, шмель, пчела, жук, нога, глаз)
4. Игра «Какой? Какая? » (согласование существительных с
Бабочка (какая?) — красивая, яркая, пестрая, порхающая…
Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик (какой?) – прыгающий, зелёный, длинноногий, стрекочущий..
Пчела (какая?) – полезная, полосатая, жалящая …
5. Игровое упражнение «Что делает? Что делают?» (упражнять в согласовании глаголов с существительными)
Пчела (что делает?) – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик (что делает?) – прыгает, стрекочет, прячется…
Муравьи (что делают?) – строят, несут, трудятся….
Насекомые (что делают?) – летают, прыгают, собирают, жужжат…..
1. Игровое упражнение «Составь предложение» (упражнять в согласовании слов в предложении)
Цветок, села, на , бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
2. Упражнение «Расскажи-ка»: Составить рассказ о насекомых по предложенному плану-схеме
Развитие внимания, памяти, мышления
1. Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет.
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей,грач, пчела.
Стрекоза, жук, оса, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
Божья коровка, моль, пчела, паук.
Источник
Логопедическое домашнее задание на неделю. Тема «Насекомые».
картотека по логопедии (старшая группа)
(Задание для взрослых: подберите звуки в интернете, издающие насекомыми и прослушайте их с ребенком. Дети отгадывают, что на праздник прилетели шмели, прискакали кузнечики и т.д.)
— Как мы сможем назвать всех гостей феи одним словом? (насекомые) Давайте с ними познакомимся поближе (рассмотреть картинки):
стрекоза, кузнечик, бабочка, муха, гусеница, комар, пчела, оса, шмель, жук, муравей, богомол, паук, таракан, улитка, клоп, саранча, клещ, червяк.
— У летающих насекомых есть крылья, лапы, жало. У бабочек, стрекоз, жуков и пчел — по четыре крыла, у мух и комаров- по два. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк, гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев: чем чаще взмахи, тем тоньше звук. Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду; шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно, делая всего лишь пять- девять взмахов.
— Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром, который они вытягивают хоботком из цветов. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед.
— Комары — кровососущие насекомые, летают в основном с наступлением темноты. Мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, чтобы они садились на продукты питания.
— Есть и не летающие насекомые: кузнечики прыгают в травке; муравьи образуют муравейники.
— Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях.
— Насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств; от пчел- мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.
— Летающие насекомые, перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.
— И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.
Источник
Лексическая тема «Насекомые»
Ольга Троегубова
Лексическая тема «Насекомые»
Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница.
Программное содержание. Способствовать накоплению и совершенствованию знаний ребёнка. Расширять представление детей о насекомых (чем отличаются, какую пользу приносят, какой вред). Учить различать по внешнему виду и называть.
Продолжать развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания. Закреплять умение вести себя в природе.
Лексический материал.
Существительные: насекомые, усики, крылья, хоботок, жало, глазки, брюшко. Польза, вред. Улей, муравейник, гнездо, нора. Комарик, тараканчик, стрекозка, пчёлка, мушечка, жучок. Жучище, тараканище, комарище, глазищи, ножищи, усищи, крылищи.
Глаголы: заражают, уничтожают, объедают, повреждают. Жалят, кусают. Служат, собирают.
Прилагательные: опасные, вредные, полезные; осиное, деревянный. Пёстрокрылая, пёстрые, большеглазая, длинноусый. Муравьиные, пчелиные, тараканьи, комариные.
Насекомых на земле очень много. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна – две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей; есть хоботок, жало, глазки, брюшко. Самые маленькие – величиной с точку. А жук – геркулес, длиной с котёнка.
Расскажите ребёнку о том, какую пользу приносят насекомые. Например, пчела собирает мёд, бабочки опыляют цветы, божья коровка и муравьи уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Некоторые насекомые нам вредят. Они жалят и при этом заражают опасными болезнями. Другие уничтожают полезные растения в полях, садах, огородах, лесах.Например: колорадский жук поедает ботву картофеля; мухи переносят на лапках вредных насекомых; жуки – короеды повреждают кору деревьев; гусеницы объедают листья растений; комары, слепни, блохи больно кусают животных и птиц.
«Где живут насекомые?» «Пчелы живут в ульях. Улей – это деревянный домик, который строит для пчел человек».
Муравьи живут в муравейнике. Они сами строят себе дом.
Осы живут в осиных гнёздах. Это гнездо похоже на шар.
Шмели живут в земле, в норках».
Игра «Скажи одним словом».
У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют …
У таракана длинные усы – его называют.
Игра «Назови ласково».
Комар – комарик. Таракан — …
Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И казалось,что: У стрекозы не глаза, а глазищи.
У муравья не ножки, а … .
У таракана не усы, а … .
У бабочки не крыло, а … .
Божья коровка выглядела не жуком, а огромным жучищем.
Игра «Чьи лапки, чья голова».
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы — … лапки, … голова.
У таракана — … лапки, … голова.
У комара — … лапки, … голова.
Гусеница в галстуке в гости приползла
И с собою свежую газету принесла.
Села и читает, не глядит вокруг
И не замечает гусениц – подруг.
Как хорошо быть пчелкой
С веселой рыжей чёлкой –
И перед всем народом
Своим гордиться мёдом.
Трёт тарелку таракан тряпочкой, тряпочкой
И притопывает в такт тапочкой, тапочкой.
Тёр да тёр – протёр дыру в тряпочке, в тряпочке
И уполз к себе в нору, потеряв тапочки.
Не зверь, не птица, нос, как спица;
Летит – кричит; сядет – молчит;
Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)
Мы – лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
В траве они совершенно не заметны, благодаря их
зелёному цвету. У кузнечиков три пары ножек
и две пары крыльев. Задние ноги у них очень длинные, при помощи их кузнечик прыгает. У кузнечиков есть усики и уши, которые находятся на животике. Кузнечики умеют петь.
Муха – очень неприятное насекомое. Мухи издают противное жужжание, а осенью больно кусают. Кроме того, они разносчики всяких болезней. Мухи летают по помойкам, а потом прилетают к нам на кухню и счищают грязь со своих лапок на кастрюлях и столах, где мы обедаем. Лапки мухи покрыты особой жидкостью, поэтому муха может спокойно ползать по потолку, не падая вниз.
Пчела приносит пользу: опыляет растения.
У пчёл есть жало, которым они больно жалят.
Пчёлы большие труженицы.
Они делают мёд или трудятся в улье.
Трудно представить, что из такого довольно противного существа может получиться красавица – бабочка. Как же это происходит? Взрослая бабочка откладывает яички. Из этих яиц вылупляются крошечные гусеницы. Они начинают, есть и расти. Едят они зелёные листочки, на которых сидят. В определённый момент гусеница сбрасывает с себя гусеничную кожу и сплетает вокруг себя кокон, из которого через некоторое время и появляется прекрасная бабочка.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Конспект занятия тема: «Насекомые» Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего,.
Конспект занятия с презентацией «Шестиногие малыши» Тема презентации: Шестиногие малыши Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых Задачи: Развивать умение видеть признаки сходства.
Источник
Отряды насекомых
Невероятное разнообразие в строении насекомых позволяет нам дифференцировать их на отряды, чтобы их изучение было эффективно. Ключевым моментом принадлежности насекомого к определенному отряду является строение ротового аппарата, крыльев и тип развития. В этой статье мы разберем самые основные отряды насекомых.
Запомните, что у всех насекомых развитие непрямое. Непрямое развитие может быть с полным превращением и неполным.
Прямокрылые
Представителями этого отряда являются: кузнечики, сверчки, саранча, медведки. Саранча отличается от кузнечика укороченными усиками.
Чаще всего имеют удлиненное тело. Ротовой аппарат грызущего типа. Передние крылья кожистые, прямые, складываются вдоль всего тела, достаточно узкие. Задние крылья шире передних, перепончатые, с радиально расположенными жилками.
Характерная черта отряда — удлиненные задние ноги, отличающиеся сильно утолщенными бедрами, что обусловливает способность к прыжку. Передние ноги медведки — копательные. Большинство прямокрылых способны к стрекотанию.
Развитие непрямое с неполным превращением. Саранча откладывает кладку яиц в почву, из них развиваются личинки, которые собираются в молодые стаи — «пешая саранча» — это настоящая армия, двигающаяся со скоростью 15-20 км в день и поедающая на своем пути всю растительность. Взрослая, крылатая саранча, помимо характерного большого аппетита еще и летает, уничтожая в месте своего обитания все растения.
Чешуекрылые, также называемые — бабочки, мотыльки, моли
Представители: тутовый шелкопряд, капустная белянка, ночной павлиний глаз, траурница, адмирал, махаон, медведица, мотыльки, моли.
Ротовой аппарат сосущего типа — в виде длинного гибкого хоботка, образованного удлиненными лопастями нижней челюсти. Им бабочки высасывают из цветка нектар, которым питаются. Посещая цветки в поисках нектара, к членикам конечностей и телу прилипает пыльца: так бабочки способствуют опылению цветков. Они имеют две пары больших крыльев.
Характерная черта отряда — густой покров хитиновых чешуек на передних и задних крыльях. Хитиновые чешуйки представляют собой уплощенные волоски, расположенные как на жилках, так и на крыловой пластинке между жилками.
Развитие непрямое с полным превращением (с метаморфозом). Из яйца развивается личинка бабочки — гусеница, для которой характерен грызущий ротовой аппарат. Она питается листьями растений. С течением времени гусеница образует кокон, в котором протекает стадия куколки: именно в этот период и происходит метаморфоз. Из кокона выходит взрослая особь (имаго) — бабочка.
Двукрылые
Представители отряда: комары, мухи, оводы, слепни, мошки.
Голова соединена с телом с помощью, так называемой, шейной области, которая обеспечивает подвижность головы. У комара ротовой аппарат колюще-сосущего типа, усики очень длинные. У комнатной мухи ротовой аппарат лижущего типа, усики короткие.
Комнатные мухи переносят возбудителей кишечных инфекций, яйца гельминтов. Их белые червеобразные личинки развиваются в нечистотах, помойках, навозе. За одно лето развиваются 6-9 поколений мух.
Личинки и куколки комаров развиваются в стоячих водоемах, бочках с водой. Отметим факт: кровью человека и животных питаются только самки комаров, у самцов другие предпочтения: они питаются исключительно нектаром или соком растений. Комары рода Anopheles переносят возбудителя малярии — малярийного плазмодия.
Отличительной чертой данного отряда является наличие только одной единственной пары крыльев — передней. Задняя пара крыльев у них преобразована в органы равновесия — жужжальца булавовидной формы. Двукрылых легко можно узнать по характерному звуку вибрирующих жужжалец, который для нас слышен как жужжание мухи, комара.
Вкратце поговорим о слепнях и оводах. Слепни — кровососущие насекомые, паразитирующие на человеке и животных. Кровью питаются только самки, самцы — цветочным нектаром. Имеют режущий ротовой аппарат. Могут переносить возбудителей тяжелых инфекционных заболеваний: туляремии, сибирской язвы.
Оводы — крупные паразитические мухи. Взрослые особи не питаются вовсе: они живут за счет веществ накопленных на стадии личинки. Именно стадия личинки наносит наибольший вред человеку и животным. Оводы откладывают яйца прямо на коже животных, развивающиеся из них личинки проникают в тело хозяина, вызывая заболевание — миаз.
Развитие двукрылых непрямое с полным превращением (метаморфозом). Из яйца выходит личинка, которая не похожа на взрослую особь. В результате метаморфоза на стадии куколки образуется взрослая особь (имаго).
Перепончатокрылые
Это один из крупнейших и наиболее развитых (в эволюционном смысле) отрядов насекомых, его представители хорошо вам знакомы: муравьи, осы, пчелы, шмели. Все перечисленные — общественные насекомые, создающие свои сообщества с учетом разделения труда.
Ротовой аппарат пчел грызуще-лижущий, муравьев — грызущий.
К перепончатокрылым также относятся наездники — мелкие насекомые, жало у которых заменяет яйцеклад. С помощью жала наездники откладывают яйца прямиком в тело личинок (гусениц) или яйца жертв. Для осуществления этого наездник чаще всего забирается на жертву, что и послужило причиной его названия. Личинки наездника развиваются внутри тела жертвы, питаются внутренними органами и тканями, постепенно приводя к гибели жертвы.
Ряд видов наездников успешно используется человеком как метод биологической борьбы с мухами и жуками, гусеницами, наносящими вред культурным растениям.
Отличительными чертами данного отряда являются:
- Крылья с редкой сетью жилок (или редко — вообще без жилок)
- Задние крылья меньше передних
- На переднем крае заднего крыла расположен ряд зацепок в виде крючков, входящих в соответствующие им углубления на заднем крае переднего крыла
Развитие непрямое с полным превращением (метаморфозом). Личинки не похожи на взрослую особь, у большинства имеют червеобразную форму тела, лишены ходильных конечностей.
Жуки (жесткокрылые)
Представители: майский, колорадский жуки, жук плавунец, могильщик, навозник, скарабей, божья коровка, короеды.
Ротовой аппарат грызущего типа, жуки питаются: листьями растений — колорадский жук, корой деревьев — короеды, малоподвижными насекомыми (тлями) — божья коровка.
Жук-могильщик питается не совсем так, как может показаться из его названия: чувствуя запах падали, эти жуки находят трупы животных и, выкапывая из-под них землю, способствуют их погребению. Корешки и травы, которые мешают закапыванию трупа, жуки перегрызают и этим питаются. В мертвые ткани животного они откладывают свои личинки, которые питаются останками животных.
Особенностью данного отряда являются
- Сильно склеротизированные, твердые передние крылья
- Кожистые надкрылья, у которых отсутствует жилкование
- Задние (перепончатые) крылья, сложенные под надкрыльями и служащие для полета
Развитие с метаморфозом (полное превращение), типичные стадии: яйцо, личинка, куколка, имаго (взрослая особь). У личинок ротовой аппарат грызущего типа, хорошо развита хитинизированная голова, у большинства есть членистые грудные конечности.
Клопы
Замечу, что на настоящий момент в систематике клопы являются подотрядом, включенным в отряд полужесткокрылые. Представители: постельный клоп, щитник, килевик.
Ротовой аппарат колюще-сосущего типа, многие клопы являются хищниками, паразитами: они прокалывают кожу животного или эпидермис растения, после чего высасывают соответственно кровь или соки.
Очевидно, что часть клопов являются кровососущими паразитами человека, некоторые виды наносят существенный урон, питаясь соком растений: они истощают растения и снижают урожайность.
Для большинства клопов характерно наличие на брюшке пахучих желез, выделения которых обладают специфическим запахом, неприятным для человека. Вероятно, именно запах помогает им отпугивать врагов.
Развитие с неполным превращением: из яйца выходит личинка, которая внешне схожа с взрослым организмом (имаго), но меньше его в размерах.
Поденки
Древний отряд насекомых. Развитие личинок происходит в воде, поденки отличаются уникальным явлением — линькой крылатой формы.
Для имаго характерен недоразвитый ротовой аппарат, они практически не питаются. Личинки, в отличие от имаго, питаются активно, в основном остатками растений, и обладают развитым ротовым аппаратом грызущего типа.
У взрослой особи имеются две пары сетчатых прозрачных крыльев, из которых наиболее крупные передние. На конце брюшка располагаются три или две характерные хвостовые нити.
Превращение неполное, развитие идет по классической для этого варианта схеме: яйцо — личинка — взрослая особь (имаго).
Стрекозы
Представители: желтая, плоская стрекозы, красотка блестящая, большое коромысло.
Ротовой аппарат стрекоз грызущего типа — мощный, хорошо развит. По типу питания — хищники, поедают пойманных на лету насекомых.
Характерно наличие двух пар крыльев с развитой густой сетью жилок и удлиненного стройного брюшка. Большие глаза расположены на крупной голове, размеры тела относительно крупные.
Развитие с неполным превращением. Личики развиваются в воде (озера, пруды, реки). Имаго освоили воздушную среду обитания.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник