- «На помощь другу муравью» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Методическая разработка конспекта » квеста» » В поисках домика Муравьишки»( по мотивам произведения Бианки В.В. » Как Муравьишка домой спешил») методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- — отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тему.
- — чтение статей из детских энциклопедий на тему ( например, Вайнхольд А. « Кто такие насекомые»).
«На помощь другу муравью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Тема: «На помощь другу муравью»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве. Развитие мелкой моторики рук, координация и ловкость рук.
Образовательные задачи.
Формирование навыков ориентировки в пространстве:
— определение сторон: лево, право;
— ориентировка по спирали-лабиринту;
— продвижение в пространстве с преодолением препятствий.
— правильно и внятно отвечать на вопросы.
Развивающие задачи.
Развитие зрительного пространственного восприятия:
— прослеживание пути по ориентирам.
— восприятия натуральных объектов; (шишки, песок, семена, ракушки)
Совершенствование представлений о сенсорных эталонах:
— закрепление основных цветов
— закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
Активизация словаря за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо) и точного названия цвета и формы объектов.
Воспитывающие задачи.
— формирование любви к родной природе.
— воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.
— закреплять у детей представление о диких животных.
Оборудование:
Магнитная доска со схемой:
— на схеме изображены пути следования к домикам птиц, зверей и насекомых (картинки: норка, дупло, гнездо, муравейник);
“Карта-путь” — 1 шт.
Искусственная елка, шишки 6 шт., яблоки, грибы.
Спиральный плоскостной лабиринт «Проведи муравья к муравейнику», кульки с песком 6 шт.
— Игрушки: ёж, белка, сова
— Ёжики из пластилина – по 1 штуки на каждого ребёнка, семечки.
— Кружки (кочки) — 6 шт.
— Природный материал: Каштаны, шишки, ракушки, желуди.
— Ноутбук, презентация «Помоги муравьишке»
Ход занятия:
Ребята на наш детский сад пришло видеописьмо, в нём говорится о муравье, который попал в беду, он пошёл гулять и заблудился. (На экране появляется эпизод из мультфильма «Приключение муравья».)
Я предлагаю отправиться в лес и помочь муравью. Вы согласны? (Да.) А поедим мы на поезде. Садитесь скорее в вагончики, поехали.
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят –
Везут в лесок зелёный компанию ребят.
(звучит весёлая песенка про паровозик в записи).
Вот мы и приехали в лес. Выходите из вагончиков!
Ребята посмотрите как красиво в лесу, а ещё лес умеет говорить, послушайте!
(звуки леса в записи).
На нашем пути встретится много интересных заданий, которые мы с вами должны выполнить правильно, чтобы помочь муравьишке попасть домой.
А вот и первое задание, чтобы нам не заблудиться, посмотрим на карту, где указан путь к муравейнику.
Что вы видите вначале пути? (Ёлочку.)
Задание: Выберите дорожку, которая приведёт нас к муравейнику. Запомните животных, которые подскажут нам правильное направление, с собой мы возьмём “карточку-путь”, которая поможет нам.
Педагог уточняет, что путь к муравейнику начинается от ёлочки.
Однажды дети в лес пошли,
Всю поляну обошли —
К старой ели подошли.
Ребята посмотрите, что это с ёлочкой случилось? Что-то ёлочка перепутала (на елке висят грибы, яблоки, шишки лежат под елкой). Чего не должно быть на ёлочке?
Молодцы, на елке должны расти шишки, так вот же они под ёлкой. Возьмите их в руки:
Ежик нюхал шишку носом,
Мучаясь одним вопросом.
Почему в шершавой шишке
Не живется шустрой мышке?
Ей бы сделать там окошко
И хихикать бы над кошкой.
Что, пытаясь скушать мышку,
Уколола нос об шишку.
Давайте сложим шишки в корзинку, и угостим лесных зверей.
А теперь сверимся с картой, куда же нам нужно дальше идти? Правильно, к белочке. Куда нам следует идти – налево, направо или прямо. Правильно — прямо.
А вот и белочка, только она тоже что-то грустная. Белочка что случилось?
Я со своими сестричками белочками наряжалась в мамины бусы. И мы развеселилась, что запутали их и порвали. Мама очень расстроиться.
Белочка хочешь, мы тебе поможем починить мамины бусы?
Игра «Продолжи ряд» из природного материала на листе бумаги. (Каждому ребенку разной сложности вариант ряда).
Молодцы ребята. Вы настоящие помощники. Белочка, а у нас есть для тебя угощенье. Держи шишку. А нам пора дальше. Сверимся с картой – к сове. Куда идти — налево, направо или прямо? Направо.
Вот мы и пришли к сове. Сова у нас мудрая, математик. Она очень любит играть с геометрическими фигурами. А еще любит превращать их в разные предметы. Совушка- сова большая голова предлагает вам поиграть с фигурами.
— Катя у тебя, какая фигура? (Красный круг).
— В какой ты предмет его превратила? (Я превратила красный круг в солнце).
— Ярослав, какая у тебя фигура? (Желтый прямоугольник)
— В какой предмет ты превратил желтый прямоугольник? (Я желтый прямоугольник превратил в автобус).
— Даня, а у тебя какая фигура? Ой, да у тебя их много. (У меня 2 маленьких коричневых круга.)
— А они на что похожи? (На коричневые колёса для школьного автобуса)
— Миша, а у тебя какая фигура? (Синий квадрат.)
— В какой предмет ты его превратишь? (В синий домик, только без крыши.)
— Илья, а ты какую взял фигуру? (Зелёный треугольник.)
— А во, что ты превратишь, зелёный треугольник? (В крышу для синего домика.)
— Какие вы ребята молодцы! Давайте Совушке- сове скажем большое спасибо за интересную игру.
— Ребята, нам пора дальше идти. Посмотрим на карту — к ёжику. Куда идем налево, направо или прямо? Правильно, идем налево.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Здравствуй, ёжик! Посмотрите ребята, какой он, а что у него на спине? Как вы думаете, зачем ему иголки? (ответы детей).
— Папа ёж, мама ежиха, а как называются детки у ежа? (ежата)
— Правильно, ежата! А у наших ёжиков чего – то не хватает? (иголок) Давайте поможем ежикам одеть иголки на спину. (Семечки.)
— Ай да мы молодцы! А у нас есть угощение для ежат, держите шишку, а нам пора идти. Куда нам теперь идти? (К муравейнику.)
— Вот уже виднеется муравейник.
Большие ножки шли по дорожке
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Ну, вот и последнее испытание — нужно помочь пройти муравьишке по лабиринту. Давайте своими умелыми ручками проложим путь к его дому – муравейнику. Начинаем от точек и ведём к муравейнику. (Разноцветный песок в футлярах от киндер-сюрпризов, через дырочку высыпают песок по линиям.) Молодцы, справились с заданием.
(На экране появляется эпизод из мультфильма «Приключение муравья»).
— Какие мы смелые и умелые, помогли муравьишке добраться до муравейника. А давайте мы вспомним, кого мы встретили в лесу, кому мы помогли? (Ответы детей)
А теперь садимся в вагончики и отправляемся в обратный путь.
Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят –
Везут ребят назад, в любимый детский сад!
Вот мы и приехали, давайте пойдём в группу, возьмём карандаши и нарисуем, наши приключения в лесу.
Источник
Методическая разработка конспекта » квеста» » В поисках домика Муравьишки»( по мотивам произведения Бианки В.В. » Как Муравьишка домой спешил»)
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме
» Квест» для детей старшего дошкольного возраста по реализация образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и физическое развитие( с использованием здоровьесберегающей и игровых технологий, детского эксперементирования, трудовой деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_domika_dlya_muravishki.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 90 Приморского района Санкт- Петербурга
для детей старшего дошкольного возраста
по реализации образовательных областей:
познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
( с использованием здоровьесберегающей и игровых технологий, детского эксперементирования , трудовой деятельности).
« В поисках домика Муравьишки»
( по мотивам произведения Бианки В.В.
« Как Муравьишка домой спешил»).
Подготовила и провела: воспитатель
первой квалификационной категории
Цель: Заложить основы экологической культуры: воспитывать у детей гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Познавательное развитие: Развивать представления о жизни насекомых, расширять и систематизировать знания детей об их характерных особенностях ( внешний вид, места обитания, образ жизни, способ передвижения, польза и вред для жизни других обитателей природы). Р азвивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Способствовать развитию внимания, творческого мышления. Развивать в детях познавательно-исследовательский интерес.
Социально-коммуникативное развитие: Развивать коммуникативные качества и навыки, способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Создать атмосферу праздника, настроить детей на радость от общения друг с другом, от совместной деятельности. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать и в команде.
Речевое развитие: О богащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»; совершенствовать умение отвечать на вопросы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Развивать фонематический слух, чувство ритма.
Физическое развитие: Создать условия для двигательной активности детей, развивать точность движений, ловкость . Совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать. Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закреплять знания о способах передвижения насекомых. Способствовать развитию координационных способностей, умению ориентироваться на местности.
1.ЧХЛ: — Пушкин А. С. « Сказка о царе Салтане», Бианки В. В.«Как муравьишка домой спешил», «Репортаж со стадиона «Жукамо» и другие лесные истории», Чуковский К.И. « Муха-цокотуха», Пивоварова И.М. « Паучок и лунный свет», Бонзельс В. « Пчела Майя и её приключения» (отрывки), « Кузнечик и Муравей» (грузинская народная сказка).
— Заучивание и чтение стихов о насекомых : В. Бардадым «Хитрая бабочка», Л. Мирошникова «Паучок»; В. Степанов «Осы».
— отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тему.
— чтение статей из детских энциклопедий на тему ( например, Вайнхольд А. « Кто такие насекомые»).
— организация книжной выставки.
2. Игра-драматизация « Муха- Цокотуха», « Как муравьишка домой спешил» (отрывки).
3. Рассматривание и чтение наглядно-дидактического пособия (Емельянова Э.Л. «Расскажите детям о насекомых»), рассматривание иллюстраций на тему « Насекомые в природе».
4.Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», «День и ночь»,; игры-эстафеты; гимнастика пробуждения ; дыхательная гимнастика «На лесной полянке».
5.Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом», «Что изменилось», «Насекомые», «Где ты живешь?», «Удивительное превращение». «Игра в слова» «Четвёртый лишний» «Найди ошибку художника».
6. Беседы на тему «Насекомые , какие они?»», «Таинственный мир насекомых».
7. Рисование на тему « Бабочки на лугу», раскраски на тему.
8.Наблюдение за насекомыми на прогулке.
9. Слушание музыкальных произведений: Римский – Корсаков Н. А.«Полет шмеля», Чайковский П.И. «Вальс цветов»; аудиосказки « Приключение кузнечика Кузи»( аудиосказка).
10. Конструирование шапочек- масок для подвижных игр ( совместно с родителями).
Материалы и оборудование:
Игрушка- муравей, четыре части плана – схемы игровой площадки, пронумерованные в левом верхнем углу ( обратные стороны оформлены соответственно задачам станций- полянок), атрибуты для костюмов разных насекомых, шапочки-маски, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, заранее построенный взрослыми (в укромном месте, там, где водятся муравьи) «муравейник», « письмо муравьишки», « послание муравьишки», карточки с заданиями, сахар- рафинад, мешки для мусора.
( проводится на улице):
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится . ( В. Берестов « Весёлое лето» )
Ребята, сегодня я предлагаю и вам повеселиться, ведь лето- это замечательная пора, ждут её не только Маринки, Наташки и Серёжки. Ребята, как по-вашему, кто ещё ждёт лета?
Воспитатель, принимая все ответы (например, « Лета ждут растения, птицы»), акцентирует внимание детей на том, что ещё с ранней весны с нетерпением лета ждут насекомые.
На проталинке жучок
Грел на солнышке бочок,
Жук, червяк и паучок.
Будут греть ДРУГОЙ бочок.( Т. Гусарова «Загораем!»)
Предлагает пройти на лужайку к берёзам и поиграть в подвижную игру «Хоровод насекомых».
«Вдруг» воспитатель замечает в ветвях берёзы игрушечного муравья, конверт и обращает на них внимание детей.
Воспитатель (читает « письмо»): « Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, я опять попал в беду: забрался слишком далеко от дома! Даже с высоты берёзы не вижу я своего дома. «У Муравьёв ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй . Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь». Помогите мне найти свой дом и добраться до него!»
Воспитатель: Ребята , мне кажется, что этот муравьишка- наш давний знакомый. Поможем ему? Что мы будем искать? Как называется дом муравья?
Воспитатель: Ребята, мы, конечно же, поможем муравью, но мы не знаем, где находится муравейник. Нам необходима карта. Мы сможем получить одну из четырёх её частей, если верно выполним задания.
Воспитатель: Но кто же нам поможет найти эти части? Давайте вспомним, кто помог муравьишке, когда он в первый раз опаздывал домой?
Дети перечисляют: гусеница- землемер, паук-сенокосе, жужелица, жучок-блошачок, кузнечик, водомер, майский хрущ, гусеница.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, к кому из них мы сейчас обратимся за помощью?
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук)
Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго превратиться в бабочек и перелететь на следующую полянку. Муравья мы, конечно, возьмём с собой.
На следующей полянке детей встречает физинструктор. Он — « Паук».
Инструктор по физкультуре : Паук охотиться предпочитает в ночное время, днем затаивается, может просидеть много часов полностью неподвижно, распластавшись вдоль стены. А вы смогли бы оставаться неподвижными длительное время для того, чтобы не стать добычей паука?
Предлагает детям поиграть в игру « Пауки и мухи», где он — водящий, « паук ».
Инструктор по физкультуре : Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Получите часть карты.
На обороте карты занимательная информация о пауке — сенокосце. Воспитатель зачитывает её детям.
Воспитатель: Теперь, ребята, я предлагаю вам превратиться в комаров и, исполняя песенку « з-з-з», перелететь на следующую полянку- станцию.
На следующей полянке детей встречает логопед. Он проводит с детьми логопедическое упражнение « Насекомые над лугом» и пальчиковую гимнастику « Пчела».
Логопед: Молодцы, ребята, весело поиграли. Получите мою часть карты.
На оборотной части карты – занимательная информация о сороконожке. Воспитатель читает её детям .
Воспитатель: Ребята, вы догадались, к кому мы теперь обратимся за помощью? Правильно, к сороконожке. Сороконожка — это насекомое гусеничного типа.
Сороконожки.( В. Орлов « Сороконожки»)
Ребята, давайте и мы переберёмся на следующую полянку- станцию как сороконожки.
( Выполняется упражнение «Сороконожка» ( прыжки на правой ноге 5 раз, на левой ноге 5 раз, на двух ногах 5 раз. Повторить несколько раз).
Воспитатель: Вы сейчас сороконожки и пришли в «класс». Здесь мы проверим ваши знания о насекомых. Уверена, вы ответите правильно на все вопросы!
Воспитатель задаёт детям вопросы вопросы.
— Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи).
— Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых).
— Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел) .
— Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами) .
— Где строят гнездо шмели? (На земле : в норках, ямках, трещинках) .
— Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми).
— Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках).
— Чем поёт кузнечик? (Крыльями).
— Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног).
-О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный).
-На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок).
— Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи) .
-Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки) .
-Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду).
-Где у комара уши? (В усах).
— Кто из насекомых вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются). Кто полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед).
— Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются).
Воспитатель: Молодцы, ребята, постарались, ответили на вопросы. Получите и мою часть карты.
Отдаёт карту, на оборотной стороне которой необходимо выполнить условия следующего задания : « Соедини точки и узнай, что получится». Воспитатель подтверждает результат, загадывая загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда сажусь. (Жук)
Воспитатель: Превращаемся в жуков и перелетаем на следующую полянку.
Там детей встречает логопед и проводит «Игру в слова».
Логопед: Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью . Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…
Логопед: Молодцы ребята, получите последнюю, четвёртую, часть карты, на оборотной стороне — инструкция « Как собрать карту».
Дети вместе с воспитателем «собирают» карту. На ней план- схема площадки, где крестиком отмечено местоположение муравейника. Вместе с воспитателем дети находят заранее « построенный» взрослыми « муравейник». В нём спрятано « послание муравьишки» : « Дорогие ребята! Спасибо вам большое за заботу, за то, что помогли мне добраться домой быстро. В благодарность я открою вам один секрет: муравьи всегда находят дорогу домой, даже если они ушли от дома очень далеко. В этом нам помогает специальная пахучая жидкость, которую мы разбрызгиваем, уходя из дома . Обратную дорогу муравьишки находят по запаху. Помните, что все насекомые- живые существа, не игрушки, обращаться с нами необходимо бережно.
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа –мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!»
Воспитатель: А где же другие муравьи- обитатели муравейника? Хотите их увидеть?
Проводит опыт: Оставляют на некоторое время сахар- рафинад на земле около «муравейника». Через некоторое время вы сможете наблюдать появление муравьёв. Пока дожидаются результатов, воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорные мешки .
Источник