Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики (18 стр.)
Ответы больных ОЗГМ: «Лишнее коньки, конькобежец может снять коньки, надеть лыжи, взять мяч», «Лишнее мяч, остальное – человек на коньках, для него лыжи и коньки», «Мяч, потому что конькобежец может ездить и на коньках, и на лыжах», «Человек, потому что без него не обойтись, он катается, играет в мяч», «Мяч, потому что этот человек так одет, что может кататься и на лыжах, и на коньках».
19. «Винт, пила, коловорот, топор»
Данный пункт задания представляет существенные трудности для всех категорий больных.
Наиболее распространенным ответом больных шизофренией является исключение топора, потому что он «колет», а остальное «ввинчивается, вворачивается»: «Лишнее топор, потому что он нужен для того, чтобы рубить, забивать, а остальное – это винтовые инструменты», «Остальное – вкручивающие предметы», «Топор, потому что он колет, остальное ввинчивающееся», «Топор, потому что он колет, а все остальное – закручивающее», «Лишнее топор, им рубят, а остальное ввинчивается».
Другие ответы больных шизофренией: «Лишнее – топор, потому что остальное с зазубринами», «Винт, потому что остальным разъединяют, а винт просто вкручивают», «Топор, потому что у остального есть зубцы», «Топор, потому что остальное работает с помощью поворота», «Пила, потому что остальное в мужском роде, а пила в женском», «Коловорот, потому что он относится к земле, а остальное к дереву», «Винт, остальным можно порезаться, коловорот острый, им можно пораниться», «Винт, потому что остальными предметами производят действия, а винт сам по себе не может производить действие, действия производят с ним», «Винт, потому что остальное для распиливания, а винт для ввинчивания», «Лишнее винт, его закручивают, а остальным наоборот – ломают», «Винт, потому что остальное – инструменты, которыми можно сделать разъем, а винт не подходит для того, чтобы оставить механическое повреждение», «Лишнее топор, потому что остальное мягче, точнее в движениях, а топор рубит грубо, может отрубить неровно», «Топор, остальное аккуратнее, топор более резко действует – раз, и отрубил», «Винт, остальное опасные предметы, можно пораниться», «Лишнее винт, остальное – предметы по дереву, а винт – это меньший предмет», «Лишнее винт, остальное имеет большой размер», «Лишнее винт, остальное зарубает, разрушает, а винт наоборот – скрепляет», «Лишнее топор, остальное металлическое», «Лишнее топор, остальное делает отверстия, а топор колет дрова», «Лишнее пила, потому что она двуручная, а с остальным один человек может работать», «Топор, он более грубый, остальное аккуратнее», «Топор, потому что у него деревянная ручка, а остальное железное».
Примеры ответов больных ОЗГМ: «Лишнее винт, потому что остальным его не ввинтить», «Топор, потому что он мне не нужен», «Коловорот, потому что он для земли, а остальное – инструменты для дома», «Винт, потому что остальными предметами пользуются, им в помощь ничего не нужно», «Коловорот, он не так часто применяется, остальное нужно».
20. «Будильник, секундомер, настенные часы, монета (5 копеек)»
Данная карточка, как правило, не представляет трудностей для больных.
Примеры грубых нарушений мышления по шизофреническому типу: «Можно исключить настенные часы, потому что остальное круглое, а они нет», «Лишнее 5 копеек, потому что у остального есть стрелки, циферблат», «Все определяет время, а монета не указывает», «5 копеек не показывает время, показывает количество денег», «Секундомер, так как остальное металл», «Лишнее 5 копеек, остальное механизмы», «Лишнее 5 копеек, остальное сделано из другого металла».
В некоторых случаях больные шизофренией акцентируют внимание на том, что изображенные на картинке часы показывают одно и то же время, т. е. выделяется не только основной признак (часы), но и второстепенный (все показывают 7 часов).
Больные ОЗГМ, как правило, справляются с данным пунктом задания.
21. «Лампочка, лопата, клещи, карандаш»
Данная карточка является трудной, большая часть больных испытывает существенные затруднения.
Примеры ответов больных шизофренией: в большинстве случаев исключают лампочку – «Лампочка горит сама по себе, а остальным пользуется человек», «Остальное для труда рабочих, а лампочка для электрика. Правда, можно сказать, что карандаш для труда конструктора», «Потому что она круглая, а остальное острое», «Остальное небьющееся», «Остальное ручное, нет электричества», «Лампочка горячая, а остальное можно взять в руки», «Лампочка светит, а остальное только отсвечивает, лопата и металлические кусачки отсвечивают на солнце, карандаш отбрасывает тень», «Остальное можно взять в руки, а лампочку нельзя, она горячая», «Остальные предметы продолговатые, а лампочка выпуклая», «Остальное не светит», «Остальное неэлектрические предметы», «Лишнее лампочка, потому что она горит сама по себе, а остальным пользуется человек, работает», «Лишнее лампочка, потому что она хрупкая. Остальное, если упадет – не разобьется», «Остальное нужно для разметки, можно отмерять», «Лишнее лампочка, потому что остальными предметами выполняют работу, а лампочка светит сама по себе», «Лишнее лампочка, потому что она стеклянная, а остальное – это инструменты для работы», «Лишнее лампочка, остальное не стеклянное».
Другие ответы больных шизофренией: исключает лампочку, потому что «Она стеклянная, остальное железное или деревянное», размышляя далее, говорит, что эти предметы все-таки не из одного материала, после чего исключает лопату на основании того, что остальное «можно держать одной рукой, пальцами, а лопату держат в двух руках».
«Лишнее карандаш, в остальном есть железо», «Лишнее карандаш, остальное нужно для домашнего обустройства, а карандаш больше используется в творчестве», «Лишнее карандаш, потому что это более тонкий инструмент, требует знания, умения писать. Остальное тоже требует знания, но карандаш самый слабый, может сломаться», «Лишнее карандаш, потому что это письменная принадлежность, остальное нет», «Лопата, потому что остальным можно управлять рукой, а к лопате еще и другую силу прикладывать нужно – ногой», «Карандаш, потому что остальное – это инструменты, служащие для определенного вида работы, а карандаш пишущий».
Рассматривая данную карточку, больные ОЗГМ обычно описывают ситуацию, связанную с ремонтными работами. Примеры ответов: «Лишнее карандаш, потому что остальное – это садовые принадлежности, лампочка – для того, чтобы работать в темноте вечером», «Карандаш, остальное – для дома, огорода, карандашом можно писать в школе, остальным не напишешь», «Лишнее лампочка, потому что остальное для садовой работы – отмерить, откусить щипцами, выкопать яму», «Карандаш, это предмет труда, остальное предметы быта», «Карандаш, остальное нужно для обустройства жилища – вскопать огород, вытащить гвозди, сделать освещение», «Лопата, она нужна на огороде, а остальное в домашнем окружении», «Клещи, потому что остальное нужно, чтобы работать при свете», «Карандаш, остальное связано со строительством, включают лампочку, что-то ввинчивают, копают», «Клещи – сделать чертеж, вырыть яму для столба, поставить столб, а на наго повесить лампочку», «Карандаш, потому что остальное нужно для ремонта», «Лампочка, потому что остальное необходимо для строительства», «Лопата, потому что остальное дома применяют», «Лопата, потому что остальное нужно электромонтерам – лампочка, клещами работать с проводами, карандашом записать».
22. «Трубка, наперсток, катушка, ножницы»
Больные шизофренией в большинстве случаев дают правильные ответы.
Пример грубых расстройств мышления: «Лишнее ножницы, потому что у остального есть отверстия, пространство внутри».
Ответы, характерные для больных ОЗГМ: «Трубка, потому что остальное нужно в домашнем хозяйстве», «Трубка – человек шьет и курит, ему мешает трубка, может прожечь», «Катушка, остальное – это закрепляющие приборы, а катушка пустая, без ниток, она тут ни к чему», «Трубка, потому что как можно курить, когда шьешь, руки заняты», «Трубка, потому что остальное нужно для швейного дела. Трубка тоже может быть нужна, портной может курить, но только если это мужик», «Трубка, ножницами можно отрезать нитку, надеть наперсток», «Трубка, потому что остальное – это домашнее хозяйство, а трубка для того, чтобы курить».
Источник
Н. В. Якушкин Проведение патопсихологического исследования
Название | Н. В. Якушкин Проведение патопсихологического исследования |
страница | 23/67 |
Якушкин Н.В | |
Размер | 1.31 Mb. |
Тип | Реферат |
10.10.Сравнение пар понятий
При проведении пробы «Сравнение пар понятий» следует предъявить не менее 8-10 пар, обращая внимание на то, чтобы все пары были бытовыми, хорошо известными даже детям.
Причем первый уровень сложности понятий предполагает, что предметы имеют общее отдельное хорошо известное детям свойство (все предметы должны быть знакомы детям «вживую», а не по картинкам) — «елка и ежик» («колются»), «листья и травка» («зеленые»), «мяч и яблоко» («круглые»), «флажок и роза» («красные»). Здесь процесс абстрагирования признака и объединение по нему двух предметов доступны, в норме с 3-4 лет.
Второй уровень сложности предполагает, что понятия имеют предметное содержание, чувственный коррелят («стол и стул», «яблоко и груша», «ботинок и сапог», «кошка и мышка»), а объединяются понятием, которое уже не имеет реального образа (мебель, фрукты, обувь, животные).
Сложнее процесс сравнения понятий, которые сами представляют собой обобщенное родовое понятие или морально-этическую категорию — «фрукты и овощи», «ошибка и обман». В этот же ряд последними вводятся и провокационные пробы — несравнимые пары, предлагаемые Поляковым («пробы Полякова»).
Необходимо следить, чтобы сначала предлагалось определение сходства понятий — упорное предпочтение испытуемым начинать с дифференцировки является известным диагностическим признаком органоидного мышления. Категорически нельзя произносить выражение: «Дайте общее слово», поскольку это является прямым предложением найти родовое понятие, а это уже является другой пробой («Прямая проба на родовое понятие»). Только после обсуждения сходства понятий надо просить определить различия. Если испытуемый постоянно начинает давать различия вместо обобщения, это признак или органических изменений когнитивных процессов, или низкого интеллекта, или эпилептоидного мышления в рамках эпилептоидного типа характера при нормальном уровне интеллекта. Оценивать можно по обобщению или по различию. На обобщение могут даваться:
- перцептивные признаки (внешне описывающие объекты);
- частные признаки — правильные, адекватно описывающие объекты;
- родовое понятие — обобщающее слово, свидетельствующее о наличии категориального уровня мышления.
Различие (дифференцировка) может описываться
- признакам на перцептивном уровне;
- по частным признакам, не всегда играющим существенную роль;
- по существенным или различиям по функциям. •
В этом случае также следует провести верификацию на контрольной группе, так как некоторые простые понятия даже людьми с хорошим интеллектом обобщаются по частным признакам (то есть учитывать общепринятую норму).
При наличии значительных органических стигм или значительно сниженного интеллекта можно дополнительно предъявить пробы Пиаже на родовидовые конструкции: «У тебя имеются такие цветы — 5 роз и 3 тюльпана. Чего у тебя больше — роз или цветов?» В случае правильного ответа «цветы» следует обязательно уточнить: «А почему?» Возможен ответ: «Их в поле много» или «Так цветов вообще-то много», что явно свидетельствует о непонимании испытуемым родо-видовых отношений в конкретной ситуации, непонимании иерархических отношений. Недоступность этой пробы свидетельствует о не достижении ребенком уровня школьной зрелости, у взрослых же об умственной отсталости в степени имбецильности.
Пример 1. Пациент -30 лет, рабочий.
Мышление подвижное, темп средний. При выполнении предложенных методик испытуемый допускал ошибочные ответы по типу нарушения уровня обобщения. Иногда производил обобщение по второстепенным признакам. И хотя ошибочные суждения были эпизодичны, они редко поддавались коррекции при подсказке или просьбе подумать. Так, исследуемый увидел на картинке сходство между замком и зданием в том, что «замок, если переставить ударение на первый слог, может ассоциироваться с замком (строением)».
Нарушение обобщения также проявлялось в выполнении методики «классификация предметов». Распределение стимульного материала на группы производилось испытуемым чрезмерно обобщенно, без связи с реальным содержанием явлений. Так, он разделил все карточки на две группы: 1-я – продукты, куда включил овощи, фрукты, животных и птиц; 2-я – люди и здания, объяснив свой выбор следующим образом: «Люди и здания – это признаки цивилизации, а все остальное — еда».
При выполнении задания «исключения лишнего» обследуемый исключал предметы по несущественным признакам, без связи с реальностью. Например, из четырех предметов – лампочка, карандаш, лопата, клещи – он предложил исключить клещи, так как «это предмет, который не содержит стройности движения». У испытуемого были выявлены элементы разноплановости мышления, когда одно и то же задание он выполнял в нескольких вариантах, при этом суждения протекали в разных плоскостях.
При выполнении заданий по методике «пиктограммы» был выявлен множественный тип выбора (для опосредования одного стимула выбирается сразу несколько образов), когда переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний. Помимо этого испытуемому недоступен скрытый смысл многих известных пословиц, что свидетельствует о снижении целенаправленности и критичности мышления. Например: на пословицу «чем дальше в лес, тем больше дров» была проведена интерпретация – «чем больше учишься, тем больше узнаешь».
Таким образом, у испытуемого диагностируются умеренно выраженные нарушения операционной стороны мышления по типу искажения процессов обобщения, а также нарушения личностного компонента мышления (элементы соскальзываний, разноплановасти, резонерства).
Пример2. Пациент -28 лет, безработный.
Мышление подвижное, темп высокий. У обследуемого были выявлены умеренно выраженные нарушения в мыслительных операциях. При выполнении задания «классификация предметов» подменяет логические связи случайными сочетаниями, при ассоциациях возникают затруднения и необычные понятия. Например, обследуемый соединяет стакан, часы, коньки в общее понятие «поездка». При этом пациент плохо вербализирует свои мысли, постоянно требуется их уточнять.
При выполнении задания «исключение предметов» возникают затруднения и разноплановость мышления. Например, из 4 четырех предметов: очки, градусник, весы, секундомер — исключает весы, «они взвешивают, остальное для работы». Или в исключении предметов бочка, чайник, тарелка, ключ — выбирает бочку, «в нее можно что-то складывать». Часто затрудняется объединить предметы в одну группу, общие признаки предметов выделяет сверхобобщая, без связи с реальностью.
В интерпретации идиом и пословиц присутствует конкретно-ситуационное или интуитивное понимание переносного смысла и испытывает трудности в его вербализации (например, светлая голова – блондинка). В задании, где в тесте нужно вставить пропущенные слова, испытывает затруднения.
Источник