Летнее наблюдение за муравьями

НОД прогулка «Наблюдение за муравьями»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

НОД «Прогулка» в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
НОД Прогулка «Наблюдение за муравьями» старшая группа 2016-2017 18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе «Пчёлки»

Тема: «Наблюдение за муравьями»

Цель: вызвать интерес к окружающему миру.

Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Сегодня у нас необычная прогулка, мы узнаем с вами много нового и интересного. Готовы? Тогда начнём!

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

Совершенно верно, это муравей. (показ картинки муравья)

Стихотворение (Алёна Б. в шапке муравья)

Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.

Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:

Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) На голове обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.

Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.

Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках ( показ картинки муравейник ). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника. Высота муравейника может достигать от 1метра до 2,5 метров. В нём имеется 50 надземных и 50 подземных этажей, общая длина коридоров может достигать 100 км. Сейчас я вам покажу и расскажу как устроен муравейник.(В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали?)

Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети — «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, «дождик» дотрагивается до «муравья», никто не толкается.

Воспитатель: Давайте я вам ещё расскажу про муравьёв интересные факты:

— Если муравей бездельничает и ничего не делает без видимых причин, то его выгоняют из муравейника. Но интересным также является тот факт, что это касается даже царицы. Муравьи могут выгнать королеву, если она приносит мало потомства и затем выбрать новую.

— Муравьи не имеют права есть пищу, которую они нашли. Сначала они должны принести всю найденную пищу в муравейник, после чего уже происходит распределение.

— Муравьи могут не только наказывать, но и заботиться. Если муравей ранен, но они будут ухаживать за ним, пока тот не поправится, а если муравей стал калекой, то другие муравьи тоже будут заботиться о нем и носить ему еду, пока он в состоянии ее просить.

— Многие виды муравье могут находиться под водой несколько суток и с ними ничего не случится .

— Муравьи всегда смогут найти дорогу к своему муравейнику. Это объясняется тем, что муравьи оставляют за собой след из феромонов, по которому они находят дорогу домой.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Ход игры: Воспитатель описывает любое насекомое в следующем порядке: величина, цвет, части тела (сколько), как передвигается. Дети по описанию должны узнать насекомое.

Цель: воспитание трудолюбия.

Воспитатель предлагает детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» — прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки и построить муравейники.

Показ живых муравьёв, рассматривание их через лупу.

Воспитатель: Давайте подведём итоги нашей прогулки. Итак: Муравьи-лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник-это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От того корни деревьев получают больше воздуха и влаги. в плохую погоду муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы и выходы. Если разорить муравейник — погибнет муравьиная семья. Тогда в лесу появятся много вредных гусениц. Они погубят деревья и кустарники.

Воспитатель: (сюрпризный момент). А сейчас я хочу вас угостить конфетами. Вы отлично справились и поработали сегодня. Ведь муравьи так любят сладкое!

Источник

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями»

лариса куликова
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями»

Конспект прогулки. Наблюдение за муравьями.

Цель: закреплять желание наблюдать за насекомыми, расширять представления о муравьях.

Ход прогулки.

1. Познание (познавательно-исследовательская деятельность).

1.1. Наблюдение.

-Ребята, сегодня мы с вами будем наблюдать за муравьями. Посмотрите на муравьев. Чем они заняты? Правильно, они трудятся. Что они делают? Отыскивают корм, кто-то тащит соломинки, веточки, чтобы построить для всех дом. А как называется их дом? (Муравейник). Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики- муравьи. Что это за маленькие дырочки? (Это ходы). Муравьи беспрестанно что-то постоянно несут. Муравьи — дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никогда не обижают. За это их все уважают. Никто их не трогает. И мы их тоже не обижаем. И не трогаем. Не надо мешать – пусть трудятся.

1.2. Загадки про муравьев.

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи.)

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно. (Муравей.)

1.3. Пословицы и поговорки про муравьев.

Муравью роса — ливень.

Самую злую змею может одолеть куча муравьев.

На муравейнике долго не усидишь.

Лучший подарок муравью — ножка кузнечика.

1.4. Стихотворение (песенка).

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто.

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста.

2. Физическое развитие. Овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону.

1. Подвижная игра «Жуки».

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

Ход игры: по сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.

1.2. Хороводная игра «Музыкальные ребята».

Цель: учить выполнять движения, не мешая друг другу.

Ход игры: воспитатель раскладывает на земле два шнура. (Это речка, здесь лягушата будут плавать). Дети выходят на середину площадки «Ну, лягушата, музыкальные ребята,-обращается воспитатель к детям. Покажите, как вы громко и дружно поете!»

(Дети хором произносят: «Ква! Ква).

«Ква! Ква! Ква! Дети прыгают.

В речку прыгать нам пора. — все дети «Ква!-Ква!»

Ква! Ква! На берег пора!

(дети «выпрыгивают из речки»)

Ква! Ква! Дети подскакивают.

Поймайте комара (дети ловят комара»)Игра повторяется.

Фотоотчет «Наблюдение за муравьями» в первой младшей группе Фотоотчет: Наблюдение за муравьями (1 младшая группа) Цель: познакомить детей с жизнью муравьев, сформировать представление об их роли в.

Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» с детьми старшей группы Цель: расширять знания и представления детей о муравьях, о их особенностях внешнего вида. Задачи: — продолжать формировать знания детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях. Задачи: Уточнить, и расширить знания детей.

Конспект прогулки «Наблюдение за оттепелью» Цель: Уточнить представления детей о свойствах снега. Обратить внимание на сосульки во время оттепели. Подумайте, откуда появилась.

Конспект прогулки «Наблюдение за синицами» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер,.

Источник

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе

Потапова Елена Анатольевна
Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» в подготовительной группе

Цель: Формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах, и их отношениях.

Задачи: Уточнить, и расширить знания детей о жизни муравьёв;

закрепить представление о насекомых;

познакомить с особенностями внешнего строения;

воспитывать бережное отношение к животному миру.

Предварительная работа : Чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях».

Ход наблюдения:

Воспитатель: Ребята послушайте, и отгадайте мою загадку, и постарайтесь отгадать про кого она?

-Побежали по дорожке

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри

— Груза больше раза в три!

И почти не вижу я

Воспитатель: Правильно отгадали загадку, конечно ребята это муравей.

Воспитатель: Дети, а каких муравьёв мы знаем?

Ответы детей: чёрных, рыжих, красных.

Воспитатель: Ребята кто знает, как называется дом муравьёв? (ответы детей)

Воспитатель: Эти насекомые очень трудолюбивые, они всегда чем – то заняты. Живут муравьи большими семьями в муравейнике, но можно увидеть их, в гнилой древесине, в почве, а также под различными предметами, лежащими на земле. Некоторые виды не строят для себя гнёзд, а предпочитают захватить чужие. Многие виды муравьёв предпочитают селиться рядом с человеком.

Воспитатель: Ребята, интересно, а у нас на территории детского сада есть муравьи? Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы, и найти муравьёв на территории участка, и рассмотреть их.

Воспитатель: Ребята, тело муравья состоит из 3-х основных частей, чётко разделенных между собой – это голова, которая соединяется с грудью и брюшком с помощью тонкой перемычки в виде талии. Все три части покрыты хитиновой оболочкой. На голове муравья можно увидеть усики, которые служат в качестве органов осязания. С их помощью насекомые улавливают запахи, колебания воздушных масс, а также колебания почвы. Муравьи в основном живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности.

Беседа по вопросам: — Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?

А сколько у них лапок? (ответы детей)

Как вы думаете, муравьи приносят какую-нибудь пользу?

А живут они дружно?

Помогают ли муравьи, друг другу?

Воспитатель: Давайте с вами понаблюдаем, затем, как муравьи работают, и что они делают?

Воспитатель: Правильно, муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Муравьи едят всё: других насекомых, грибы, семена растений, но особенно любят сладкое.

При похолодании муравьи впадают в спячку, и поэтому в этот период не питаются. Некоторые виды муравьёв, продолжают вести активный образ жизни, выживая за счёт созданных запасов. В обществе муравьев имеются солдаты, которые оберегают муравейник от посягательств, природных врагов, а также помогают захватывать другие территории.

Воспитатель: Ребята вы сказали, что муравьи живут в муравейниках. А из чего же они строят себе дом? (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для постройки муравейника идут сухие веточки, соломинки.

Худ. слово: чтение стихотворения об муравьях – Автор Татьяна Аполлоновна

Муравей спешит куда-то

И соломинку несёт.

Повстречал в пути он брата,

Тот совет ему даёт:

«Брат, послушай, пусть я мельче,

В помощь ты прими труд мой.

Все пригорки, камни легче

Одолеть в пути домой».

Мудро груз они свой взяли…

Вот тебе и муравьи!

Нам пример всем показали

Дружбы, мира и любви.

Индивидуальная работа: Отработка прыжков с места.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами поиграем.

1. Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель игры: учить детей ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети — «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий муравей.

2. Подвижная игра «Собери муравейник».

Дети делятся на две команды и под музыку собирают свои муравейники, из подручных средств.

Трудовая деятельность на участке.

Коллективный труд по уборке территории участка — собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни.

Цель: учить трудиться сообща, воспитывать трудолюбие.

Самостоятельная деятельность детей, с выносным материалом.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, наша прогулка подходит к концу.

За кем мы сегодня наблюдали?

Что интересного мы узнали, и что мы теперь знаем о муравьях?

Какую пользу они приносят?

Конспект прогулки «Наблюдение за радугой» в подготовительной группе Цели: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: — развивать у детей.

Конспект НОД «Наблюдение за муравьями» в средней группе Цель: Дать представление детям о муравьях, их образе жизни. Задачи: формировать знания о жизни муравьев; дать элементарное понятие, что.

Конспект прогулки «Наблюдение за дождём» в подготовительной группе Цель:Продолжать знакомить с информацией о видах дождя, их особенностях; причинах образования дождей. Определять характер дождя – мелкий,.

Конспект прогулки «Наблюдение за небом» в подготовительной группе Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира, закрепить представления о зиме, обратить.

Конспект прогулки «Наблюдение за облаками» в подготовительной группе Цель: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы; учить видеть, и любоваться её красотой. Задачи: — закреплять знания.

Конспект прогулки «Наблюдение за муравьями» (целевая прогулка в рощу). Старшая группа Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; уточнить, что для их жизнедеятельности нужны тепло, свет, влага, растения и т. д. ;.

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за мухой» Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях. Развивать наблюдательность,.

Источник

Читайте также:  Лучший способ избавится от перегара
Оцените статью
Избавляемся от вредителей