- Лечение заикания у детей
- Что такое заикание?
- В каком возрасте может появиться заикание?
- Почему ребенок начинает заикаться?
- Как выявить речевые нарушения у ребенка?
- Что будет, если не лечить заикание?
- Кто лечит заикание у детей?
- Как вылечить заикание у ребенка?
- Какие методы используются для лечения заикания?
- Логопедические занятия
- Психотерапия
- Физиотерапия
- Как помочь ребенку дома?
- Можно ли предупредить развитие заикания?
- Применяется ли медикаментозное лечение заикания у детей?
- Гопантомид при заикании у детей
- Заикание у детей
- Что такое заикание?
- Основные причины заикания у детей
- Симптомы логоневроза
- Формы и типы заикания у детей
- Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?
Лечение заикания у детей
Заикание достаточно частая проблема детского возраста. Оно может появиться у здорового ребенка (невротическое заикание) или возникнуть на фоне какого-либо заболевания нервной системы (неврозоподобное заикание). В любом случае речевые нарушения нельзя оставлять без внимания. В статье мы расскажем, почему возникает заикание, как его вовремя распознать, и возможно ли вылечить нарушения речи у детей и подростков.
Что такое заикание?
Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, при котором происходят судорожные сокращения артикуляционных и гортанных мышц, в результате чего страдают ритмичность и темп речи.
Специалисты выделяют тоническую и клоническую формы логоневроза. При тоническом заикании возникают проблемы с переходом от одного звука к другому. Во время разговора происходит звуковая остановка, с которой ребенок не может сдвинуться. Клоническое заикание характеризуется повторным произношением слов, слогов и звуков.
Заикание встречается приблизительно у 2-3% людей, и без лечения проходит четыре фазы: от редких приступов до тяжелой личностной проблемы, которая значительно снижает качество жизни. При своевременном лечении заикание у детей может хорошо поддаваться коррекции, прогноз благоприятный более чем в 70% случаев.
В каком возрасте может появиться заикание?
Как правило, родители замечают, что ребенок заикается, когда ему исполняется 3-4 года. В этом возрасте активно развивается речь и нервная система, поэтому при наличии предрасполагающих факторов у ребенка формируется логоневроз. Вследствие психической травмы заикание может появиться и в более старшем возрасте – вплоть до 17 лет. У взрослых речевые нарушения развиваются крайне редко и обычно свидетельствуют о наличии какого-либо неврологического заболевания.
Почему ребенок начинает заикаться?
Причины заикания у детей можно разделить на две группы: предрасполагающие и провоцирующие. К предрасполагающим факторам относят:
- наследственность;
- патологии внутриутробного развития;
- тяжелые роды;
- инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
- скрытые психические нарушения.
Спровоцировать заикание у дошкольников могут сильный стресс или испуг, двуязычие в семье, привычка разговаривать быстро и неряшливо (тахилалия). Развитию логоневроза также способствуют неблагоприятная обстановка в семье и чрезмерные психоэмоциональные нагрузки.
Причины и лечение заикания у детей тесно взаимосвязаны, так как именно от этиологии логоневроза зависит выбор методов коррекционной работы.
Как выявить речевые нарушения у ребенка?
Чем раньше родители заметят признаки логоневроза и обратятся за медицинской помощью, тем больше шансов на полное выздоровление. Вам стоит проконсультироваться со специалистами, если в 3-4 года у ребенка наблюдаются следующие симптомы:
- во время разговора он делает паузы, как бы набираясь сил;
- повторяет слоги и слова, «спотыкается» на некоторых буквах;
- перед тем как произнести фразу, говорит лишние звуки (и, а, э);
- стесняется разговаривать и замыкается в себе;
- резко обрывает речь и отказывается продолжать разговор без видимых причин.
Указанные симптомы не обязательно свидетельствуют о развитии заикания, но, существует вероятность того, что у ребёнка могут быть , какие-то неврологические нарушения.
Признаки заикания могут появиться и позже, например, в 6-8 лет, когда ребенок начинает посещать школу. Резкая смена обстановки и образа жизни при наличии предрасполагающих факторов иногда приводит к развитию логоневроза, особенно у детей, которые по каким-либо причинам не ходили в детский сад.
Что будет, если не лечить заикание?
При отсутствии лечения заикание у ребенка будет прогрессировать. Врачи выделяют 4 фазы речевых нарушений:
- В начальной стадии приступы заикания возникают редко. Трудности с произношением наблюдаются в начале разговора. Ребенку сложно произносить предлоги, союзы и другие короткие части речи. Сам он не замечает нарушений, поэтому разговаривает без стеснения и страха. Лечение детского заикания лучше всего начинать в этот период, когда проблемы с произношением еще не закрепились в сознании.
- Вторая фаза характеризуется усилением приступов заикания. Проблемы с произношением появляются в многосложных словах. Ребенок начинает понимать, что говорит неправильно, но пока это не сказывается на его поведении.
- В третьей фазе происходит закрепление логоневроза. Ребенок пытается заменять труднопроизносимые слова другими словоформами, но пока не испытывает страха речи.
- В четвертой стадии речевые нарушения становятся тяжелой психологической проблемой. У ребенка развивается логофобия – страх речи. Он замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и учителями, так как видит и осознает реакцию окружающих на его проблемы.
Без лечения заикание может помешать гармоничному развитию ребенку, стать причиной отказа от любимой профессии, привести к трудностям в создании семьи. Поэтому если были замечены даже незначительные нарушения речи, не откладывайте визит к врачу и приступайте к лечению по возможности как можно раньше.
Кто лечит заикание у детей?
Лечение заикания комплексное и проводится под контролем нескольких специалистов, поэтому ответить однозначно на вопрос, какой врач лечит заикание, нельзя. Независимо от причин патологии с ребенком работают логопед, психолог, невролог, и каждый специалист вносит свой вклад в достижение результата.
Как вылечить заикание у ребенка?
Многие родители, заметив речевые нарушения, испытывают тревогу, так как не знают, можно ли вылечить заикание у ребенка. Логоневроз обычно хорошо поддается коррекции, особенно, если лечение начато в возрасте до 5-7 лет. Однако, чтобы составить план коррекционной работы, необходимо сначала исключить неврологические заболевания. Поэтому при первых признаках заикания необходимо обратиться в детскую поликлинику по месту жительства к неврологу. Врач осмотрит ребенка, назначит ему комплексное обследование и уже по его результатам составит план лечения.
Какие методы используются для лечения заикания?
Для лечения детей с речевыми нарушениями могут применяться логопедические занятия, комбинированные психотерапевтические методики и физиотерапия
Логопедические занятия
Логопед занимается коррекций дефектов речи и с помощью специальных упражнений учит ребенка правильно произносить звуки, слоги и слова, которые вызывают у него затруднения. Методы коррекции подбираются в зависимости от формы заикания и выраженности симптомов. В ходе занятий ребенок учится:
- равномерно дышать, не прерывать дыхание на протяжении всей произносимой фразы;
- делать паузы и распределять речевые усилия, чтобы избежать спазма артикуляционных и гортанных мышц;
- правильно произносить звуки, слоги и слова.
Помимо постановки речи логопед работает над развитием артикуляционного аппарата, мышц гортани и шеи, так как часто именно их слабость становится причиной речевых нарушений у ребенка. Логопедические занятия дают очень хороший эффект, когда логоневроз сочетается с дизартрией.
Многие родители интересуются, может ли логопед вылечить заикание. В большинстве случаев одних лишь занятий с логопедом будет недостаточно. В основе логоневроза лежат не только физиологические, но и психологические проблемы, поэтому для полного выздоровления лечение должно вестись по нескольким направлениям.
Психотерапия
Психотерапевтическая коррекция также способна приносить хорошие результаты, особенно у детей старше 10-12 лет, но и маленьким детям занятия с психологом могут идти на пользу. Для лечения применяются различные методики: аутогенные тренировки, гипноз, семейная психотерапия. Поскольку заикание нередко связано с психосоматикой и нервным перенапряжением психолог учит ребенка:
- правильно расслабляться и реагировать на стрессовые ситуации;
- управлять эмоциями;
- преодолевать тревогу и страх;
- конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми;
- выражать свои внутренние переживания с помощью творчества.
Способы и длительность психологической коррекции подбираются индивидуально в зависимости от формы заикания, выраженности симптомов и особенностей нервной системы ребенка.
Физиотерапия
Физиотерапия используется, как правило, в качестве вспомогательного метода лечения логоневроза. Чем лечить заикание, и какие процедуры лучше подойдут конкретному ребенку, решают невролог и физиотерапевт. Детям с заиканием могут быть назначены сеансы электрофореза, массаж, иглоукалывание и другое физиотерапевтическое лечение. Иногда применяются и методы альтернативной медицины, например, дыхательные практики, гомеопатия, мануальная терапия.
Если у вашего ребенка заикание, вы можете обратиться за консультацией к гомеопату или остеопату, однако первоначально рекомендуется посещение невролога, логопеда и психолога. Альтернативная медицина иногда помогает быстрее достичь положительных результатов, но не может составлять основу лечения.
Как помочь ребенку дома?
Трудно переоценить роль родителей в лечении логоневроза. Помимо занятий с логопедом и психологом ребенок нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Лечение будет эффективным только, если родители будут принимать активное участие и постараются создать дома спокойную и доверительную атмосферу.
- Режим дня. Важно организовать ребенку правильный распорядок дня, при котором периоды эмоционального напряжения будут чередоваться с расслаблением. Дети в возрасте 9-11 лет должны спать не менее 8, а дошкольники – не менее 10 часов в сутки. Задача родителей – создать условия для спокойного и крепкого сна. В вечернее время исключить активные и компьютерные игры, просмотр ТВ, предложить ребенку спокойные, не раздражающие психику, занятия.
- Общение. Любые конфликты негативно отражаются на результатах лечения, поэтому ссоры и выяснения отношений необходимо полностью исключить. Общение ребенка с окружающими должно быть ровным и бесконфликтным. Любые спорные ситуации необходимо разрешать уверенно и спокойно, без криков и истерик.
- Отдых и физические нагрузки. Лучший досуг для ребенка – это игры и занятия, направленные на развитие его творческих способностей. Лепка, рисование, конструирование пойдут на пользу ребенку с заиканием. Дозированные физические нагрузки положительно скажутся как на общем состоянии организма, так и на работе нервной системы.
Если вы не знаете, как лечить заикание у ребенка, что вы можете делать в домашних условиях, проконсультируйтесь с врачами. Они дадут советы по организации режима дня, подскажут, какие развивающие занятия подойдут именно вашему ребенку.
Можно ли предупредить развитие заикания?
Профилактические меры по предупреждению заикания разделяются на две группы. С одной стороны, необходимо с раннего возраста укреплять здоровье ребенка, с другой – заниматься с ним развитием речи.
Соблюдение режима дня, полноценное сбалансированное питание, гармоничные отношения в семье снижают вероятность логоневроза даже при наличии предрасполагающих факторов. Раннее развитие речевых навыков, расширение кругозора, обучение мыслить логично и последовательно помогают правильному формированию речи. Положительно влияют на психику ребенка творческие занятия: рисование, пение, танцы.
Применяется ли медикаментозное лечение заикания у детей?
Лекарственные препараты при заикании у детей являются дополнительным методом лечения. Необходимость назначения медикаментов определяется лечащим врачом после комплексного обследования ребенка. Лечение тонического заикания и клонического логоневроза разное, поэтому подобрать адекватную терапию может только врач.
Таблетки от заикания у детей выбираются в зависимости от возраста пациента, клинических проявлений и индивидуальных особенностей организма. В детской неврологической практике используют различные группы препаратов: спазмолитики, транквилизаторы, психостимуляторы и ноотропные средства. Режим дозирования и продолжительность приема при заикании, лечащий врач подбирает для каждого конкретного ребенка.
Гопантомид при заикании у детей
Одним из препаратов, которые применяются для лечения логоневроза, является Гопантомид – ноотропное средство на основе гопантеновой кислоты. Лекарство может быть назначено детям разного возраста: до трех лет допустимо использование раствора Гопантомида, школьникам и подросткам врачи могут выписать таблетки. Гопантомид отпускается по рецепту и назначается невропатологом или педиатром при наличии соответствующих показаний.
Препарат может способствовать нормализации обменных процессов в головном мозге, уменьшать проявления тревожности и помогать справиться с неврозоподобными состояниями, которые часто сопровождают логоневроз. Лекарство от заикания не является панацеей от всех проблем, но в комплексе с другими методами может позволить быстрее добиться положительных результатов.
Как правило, Гопантомид используют при клонической форме логоневроза. Дозировка, частота приема и длительность курса лечения подбираются индивидуально и зависят от возраста ребенка, выраженности симптомов, наличия сопутствующих патологий. По инструкции Гопантомид принимают внутрь через полчаса после еды. Препарат относительно быстро всасывается в пищеварительном тракте.
Медикаментозное лечение в сочетании с психологической и логопедической коррекцией способны давать хорошие результаты. Некоторым детям достаточно одного курса, в более тяжелых случаях может понадобиться повторный прием Гопантомида.
Подробную информацию о препарате можно прочитать на официальном сайте https://gopantomid.ru/. Обратите внимание, что перед применением любых лекарственных средств необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.
Как вылечить заикание у подростков и детей дошкольного возраста, какие методы лечения использовать в каждом конкретном случае, знают специалисты. Если вы замечаете у ребенка даже незначительные нарушения речи, обратитесь за медицинской помощью. Помните, чем раньше вы начнете лечение, тем выше будут шансы на выздоровление!
— Вернуться в оглавление раздела «неврология»
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 4.5.2021
Источник
Заикание у детей
Причины, симптомы
и методы коррекции
Содержание статьи:
Что такое заикание?
Логоневроз или по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Логоневроз или, по-другому заикание – это достаточно распространенное речевое нарушение, которое в 80% случаев возникает в детском возрасте. Согласно международной классификации заболеваний (МКБ), логоневроз – это нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, а также неумышленные удлинения звуков.
Эта патология корректируется комплексно, т.е. используются медикаментозное воздействие и психолого-педагогические методики. Чем раньше начинается терапия, тем быстрее и проще протекает процесс коррекции заикания у ребенка.
Основные причины заикания у детей
Единого мнения по поводу точной причины развития логоневроза нет. Но первые исследователи этого феномена уже указывали на нервно-психическую природу. В частности, об этом говорил Г.Д. Неткачев в своей работе «Заикание» 1909 года.
Есть определенные факторы, которые влияет на развитие данной патологии:
- Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
- Ранние роды и травмы в процессе рождения.
- Наследственная предрасположенность.
- Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
- Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.
Причины заикания также кроются в психологических и социальных факторах.
- Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
- Отсутствие единой стратегии в воспитании.
- Сильные эмоциональные переживания.
- Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
- Сильный испуг, вызванный разными факторами.
- Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
- Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
- Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).
Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.
«Заикание: симптоматика и современные методы коррекции»
Ведущие эксперты портала Лого-Эксперт быстро погрузят в тему и научат дифференцировать итерации и истинное заикание, применять инновационные приёмы логопедического массажа при заикании у детей дошкольного возраста и использовать современные методы коррекции.
Своим опытом делятся профессора и специалисты высшей категории – Шевцова Е. Е., Архипова Е. Ф., Садовникова Е. Н. иШутова Н. Г.
Симптомы логоневроза
Заикание у детей легко диагностируется по симптомам, характерным для этого расстройства. Эта патология выражается в нарушении темпа дыхания и речи, которая характеризуется вынужденными остановками, непроизвольным повторением звуков и отдельных слогов. Помимо характерных нарушений речевой функции, специалисты выделяют три категории симптомов:
- Невротические – страх, сильная тревожность, снижение аппетита, бессонница, эмоциональное напряжение, потливость, чувство собственной неполноценности и т.д.
- Сопутствующие – дрожание губ, нервный тик, тремор рук, моргание, мышечное напряжение.
- Ощущение нехватки воздуха. Часто при попытке произнести какое-то слово, ребенок чувствует, что ему не хватает воздуха, что вызвано дыхательными судорогами.
Симптоматика развивается по мере прогрессирования заболевания. На начальной стадии нарушения носят эпизодический характер, но если не предпринимать никаких действий, то симптомы появляются чаще, а после становятся постоянными. Отсутствие лечения чревато развитием другого серьезного речевого расстройства – логофобии, которая характеризуется навязчивым страхом перед речью, связанной с заиканием.
Формы и типы заикания у детей
Формально принято выделять две формы заикания:
- тоническую, связанную с длительным напряжением мышц, из-за чего возникает непроизвольная пауза в речи, либо какой-то звук растягивается;
- клоническую , характеризующуюся частыми и навязчивыми повторениями отдельных звуков, слогов или слов.
Встречаются и смешанные формы, объединяющие в себе тонический и клонический тип заикания.
По клиническим формам эта патология делится на невротический и неврозоподобный тип.Невротический тип заикания развивается на фоне эмоционального напряжения или сильного волнения, при этом когда стрессовая ситуация отсутствует, то ребенок не заикается. Это говорит о том, что мозговые структуры не нарушены, поэтому патология лучше поддается терапии. Для неврозоподобного типа характерно постоянное речевое расстройство, вызванное нарушениями психического или физического развития. В данном случае, коррекция вызывает определенные сложности.
Заикание классифицируется и по степени тяжести:
- Легкое заикание. Повторения слогов и запинки происходят в спонтанной речи.
- Среднее. Форма более выражена, ребенок заикается во время диалогов и монологов.
- Тяжелое. Достаточно сильное заикание, которое сопровождается судорогами гортани, лицевых мышц. Ребенок может ощущать нехватку воздуха при каждой попытке что-либо сказать.
Подробнее об особенностях логопсиходиагностики для заикающихся детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста рассказала Елена Николаевна Садовникова на вебинаре. Подробнее ➜
Как скорректировать заикание у ребенка в раннем возрасте?
Коррекция заикания у детей подразумевает привлечение детского психолога. Крайне важно выяснить точную причину патологии для составления грамотной схемы терапии. Если будет выявлена проблема в семье, то родителей могут направить к семейному психологу, ведь если она не будет решена, то ребенок вновь окажется в неблагоприятном микроклимате.
Заикание корректируется комплексно, т.е. используются различные методики, которые в совокупности позволяют достичь хорошего результата.
Отметим основные из них:
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика положительно сказывается на ребенке, делая его голос свободнее и естественнее. В ходе упражнения развивается диафрагма, которая участвует в процессе голособразования. Голосовые связки становятся более эластичными, поэтому при разговоре они плотнее смыкаются.
Полезные упражнения:
- Насос. Делаются медленные и глубокие вдохи, выдохи с вытягиванием губ в виде дудочки.
- Ладони. Руки сгибаются в локтях, при этом ладони должны быть расположены вниз. Далее делается спокойный выдох при выпрямлении рук и быстрый вдох, когда руки возвращаются в исходное положение.
- Уши. Голову наклоняют до полного смыкания уха с плечом, при этом все это сопровождается вдохом. Во время обратного движения – выдох.
Логопедический массаж при заикании используется перед всеми остальными способами логопедического воздействия. Во время процедуры специалист воздействует на точки, расположенные не только в ротовой полости, но и в области шеи, головы и плечевого пояса.
Важно проводить массаж регулярно, ведь только так можно добиться восстановления нервной регуляции речи. Помимо точечного воздействия на биологически активные точки, специалист проводит сегментарный массаж, подразумевающий растирания, поглаживания и разминания.
Использование специальных компьютерных программ также показывает определенную положительную динамику при комплексном подходе. Их суть – в синхронизации речевых и слуховых центров головного мозга.
Ребенок говорит определенные слова в микрофон, программа их обрабатывает, но воспроизводит их с небольшой задержкой в несколько секунд. Он слышит свой голос, что помогает ему подстроиться под его звучание. Как результат – речь становится плавной, но здесь также важна регулярность занятий.
Занятия с логопедом
Корректировать заикание необходимо с частыми занятиями с профильным специалистом – логопедом. Работа направлена на:
- освобождение речи малыша от излишнего напряжения;
- устранение неправильности произношения;
- формирование четкой артикуляции, правильной и выразительной речи.
Логопедическая работа является базовой методикой терапии, вокруг которой строятся другие способы коррекции. Сначала занятия ведутся наедине с логопедом, который обучает малыша различным техникам правильного произношения отдельных слов, фраз и звуков. Затем упражнения проходят самостоятельно. Все полученные навыки закрепляются в повседневной жизни, т.е. в общении с родителями и своими сверстниками.
Есть несколько важных правил для заикающихся детей при проведении занятий:
- Планирование своего высказывания. В самом начале работы лучше избегать импровизаций в речи, чтобы не спровоцировать речевые судороги. Когда ребенок знает, что он хочет сказать, он становится более расслабленным, уходит эмоциональное напряжение.
- Дыхание. Каждое произношение слова должно происходить на выдохе.
- Паузы в речи. Небольшая остановка позволяет набрать запас воздуха, при этом заикающийся может обдумывать то, что он хочет сказать далее. Паузы можно делать и внутри длинных предложений.
Коррекцией занимается специалист, имеющий достаточный опыт работы. Логопед должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, включая его возраст. Для дошкольников упражнения нужно формировать в игровой форме, чтобы они были интересны детям – так лучше формируется контакт специалиста с ребенком. Важно четко планировать занятия, стараясь не делать их длительными – 20 минут вполне достаточно.
Медикаментозное лечение назначается неврологом в том случае, если у малыша есть неврологические проблемы. Среди препаратов чаще всего назначаются миорелаксанты (для снятия мышечных спазмов) и ноотропы, улучшающие мозговое кровообращение.
Ребенку важно дать стабильность, чтобы он чувствовал себя спокойно в окружающей его обстановке. Нужно чаще играть с малышом, всячески показывать ему его важность, оберегать его от всевозможных стрессов. Только спокойная атмосфера поможет ему справиться с этой проблемой.
Если вы ломаете голову над тем как консультировать детей с заиканием и как определять клиническую форму заикания, тяжесть заикания, локализацию и форму судорог. А еще хотите избегать ошибок при коррекции заикания, то мы вас ждем на практическом интенсиве «Заикание: симптоматика, современные методы коррекции»!
Вы научитесь:
1. дифференцировать итерации и истинное заикание;
2. применять при заикании приемы массажа Мещерской Л.Н. и Архиповой Е.Ф.
3. правильно писать психолого-педагогическое заключение;
4. рекомендовать к применению памятку и правила речи при заикании и сеансы гидротерапии в домашних условиях.
Источник