М алимбаев слон муравью уступает дорогу

М алимбаев слон муравью уступает дорогу

Музафар АЛИМБАЕВ (Казахстан)

ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато ДВА пальца
Платьице сошьют,
Три – в тетрадке нашей
Пишут хоть куда,
ДЕСЯТЬ – поле пашут,
Строят города!

Перевёл Яков Аким

«Мурзилка», 1986, №3

КАПЛИ

День назад мели метели,
А сегодня,
Всем слышны,
Вдруг запели-зазвенели
Капли – вестницы весны.

Вот они слетают в снег
С крыш,
С карнизов,
С мокрых слег,
То отдельно,
То гурьбой
И галдят наперебой:

— Эй, ребята,
Прячь ушанки,
Сбрасывайте валенки,
Потому что на полянке
Вновь видны проталинки.

И вот-вот проснётся степь,
Засинеют дали.
А иначе так вот петь
Мы бы — подождали!

Перевёл Игорь Мазнин

«Мурзилка», 1987, №3

НЕБЫЛИЦЫ

Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне…

Улитка лань обогнала –
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шёл
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как всё это ни странно…

Выросли на крыше груши,
Очень вкусные на вид.
Теплоход идет по суше
И прохожему гудит.

Перевёл Роман Сеф

«Мурзилка», 1986, №3

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:
— Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: — Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
— Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: — Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, —
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: — Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
— Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перевёл Роман Сеф

«Мурзилка», 1986, №3

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ

Купила кукушку
На рынке старушка.
Зачем бы
Столетней старушке
Кукушка?
Закутала птицу
Хозяйка в тряпицу —
Должно быть,
За птичье здоровье
Боится.

Спросил я старушку:
— Зачем вам кукушка? —
И тут мне старушка
Шепнула на ушко:
— Слыхала, три века
Живёт эта птица.
Но хочется в этом
Самой убедиться!

Источник

Урок вежливости

Форма урока: комбинированный урок.

Цель урока: познакомиться с вежливой формой обращения ко взрослым людям.

Задачи урока:

  • закрепить навыки написания словарных слов;
  • формировать навыки вежливого обращения;
  • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
  • учить детей выражать чувства добрыми словами;
  • воспитывать потребность в доброжелательном общении

Оборудование: карточки с буквами, со словами; карточки со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости»

1. Оргмомент

– Доброе утро!
Ребятам!
Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Улыбчивым лицам!

2. Минутка чистописания

(На доске карточки с буквами: В е ж л и в о т ь)

– Обратите внимание на карточки с буквами
– Назовите гласные и согласные буквы.
– Какое слово можно сложить из этих букв? (Вежливость)
– Давайте его запишем. (Вежливость)
А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

3. Тема урока: Школа вежливости

4. Словарная работа

Поиграем в игру «Доскажи словечко», а отгаданные слова запишем в тетрадь

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
“Видел Настю
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова … (Здравствуйте)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания!)

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят … (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Физминутка

– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

5. Изучение нового материала

Вот какая история приключилась с Денисом Короблевым из произведения В.Драгунского.

«Профессор повернулся ко мне:
– А вас как зовут, молодой человек? – Вот какой он был славный на «вы» меня назвал!
– Я Денис Кораблев! А вас как зовут?
– А меня зовут Василий Васильевич Сергеев»

– Что удивило Дениса?
– Почему профессор назвал Дениса на «вы»?
– Обращаясь к ровеснику, ты используешь слово ты или вы?
– А обращаясь ко взрослому человеку?

6. Закрепление

– Сейчас мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости» (раздаются карточки)

Слон муравью уступает дорогу:
– Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: – Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
– Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: – Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, –
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: – Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
– Доброй вам ночи. Спокойного сна.

– У вас на парте лежит листок со стихотворением и карандаши. Я вас попрошу найти и подчеркнуть вежливые слова. (Работа проходит в парах)
– Какие слова при обращении использовали животные: ты или вы?
– Почему они обращались на вы?
– Спишем вежливые слова в тетрадь.

7. Итог урока

– О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

– Наш урок хотелось бы закончить стихотворением В. Кудлачева.

“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.

Источник

Урок вежливости.
классный час по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_vezhlivosti.docx 25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с правилами поведения .

Учить детей выражать чувства добрыми словами;

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

умение дарить тепло и доброту;

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

развивать у учащихся эстетические и духовно — нравственные способности;

воспитывать у детей чувство таллерантрости, вежливости, умение дорожить близкими людьми.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о вежливости, о дружбе, о культуре общения, о поведении в школе.

А начнём мысо стихотворения Музафара Алимбаева

Слон муравью уступает дорогу:

— Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: — Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

— Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: — Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, —

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: — Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

— Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Учитель: — У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.

Учитель: -Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(Дети предлагают варианты ответов)

Учитель: Вежливые слова — это лекарство, которое не купишь в аптеках! Эти слова не видны, но обладают чудодейственной силой — создают хорошее настроение, вселяют бодрость, делают человека привлекательнее и симпатичнее.

— Какие вы знаете вежливые слова? Сейчас мы узнаем, поиграв в игру «Круг вежливых слов».

— Послушайте правила: встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова)

-Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов.

(Дети садятся на места)

Учитель: А есть еще и плохие, злые слова, от которых человеку становится плохо, и он может даже заболеть!

Чтобы это подтвердить послушайте стихотворение:

Глаза у Саши велики,

Наш Саш близорукий.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша — водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!»

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

— Нет, — говорит он, — никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

— Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?

Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!

— Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – садимся на корточки.

— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

— Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).

— Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

— Входящему в класс можно крикнуть “привет”.

— Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.

— Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

— В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

— Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.

— Не надо ябедничать.

— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Учитель: Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
— Извините,
Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
— Извините, я немного опоздал.

— Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
— Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!

— Чтобы вы ответили на вопрос?

— Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.

— Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

— Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

— С кем здороваемся? Как здороваемся?

— А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).

На математике считают,
На перемене … (отдыхают).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

— Почему громко кричать вредно для здоровья?

Учитель: Я в одной школе на перемене видела такую картину.

“Перемена, перемена!” —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним — бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи —
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут — опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
— Ничего, — вздыхает Вова, —
На уроке отдохнем.

Учитель. Какие ошибки в поведении допустил Вова?

Учитель: Ребята, на перемене после первого урока мы отправляемся в столовую.

А вам нравится ли вам приходить в школьную столовую?

Вкусно ли готовят наши повара?

Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?

А сейчас послушаем наших ребят.

Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.

Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.

Поел — и убери, друг мой
вою посуду за собой.

Учитель. А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.

(Выслушиваются высказывания детей)

Ученик. Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.

Ученик. Есть надо всегда аккуратно.

Ученик. Надо бережно относиться к хлебу.

Ученик. За собой всегда убирать посуду.

Учитель. Ребята, самое главное в поведении за столом — вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.

Правила поведения в столовой

  • Входить в столовую надо организованно и спокойно.
  • Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
  • Перед едой всегда мой руки.
  • Не разговаривай во время еды,
  • Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
  • Убери за собой посуду.
  • Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.

Подводя итог нашего классного часа ученик нашего класса прочитает нам стихотворение

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил, «Спасибо!» — говорил.

Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

— О чём мы сегодня говорили?

— Для чего нам нужно знать эти слова, правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?

Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.

Так давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного мероприятия показать важность употребления «волшебных » слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д.

Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку.

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн.

Конспект урока на тему: «Уроки вежливости» по предмету «Окружающий мир», 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B.

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и.

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Внеклассное мероприятие на тему: «Вежливые слова&quot.

Источник

Читайте также:  Чтобы избавиться от стереотипов
Оцените статью
Избавляемся от вредителей