Молоток гвоздь клещи топор долото что лишнее

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика «Исключение слов» (диагностика мышления)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умения обобщать.

Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени — логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления.
Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления — к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными.
Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности — лабильности и инертности.
Третий вид патологии мышления — нарушение мотивационного компонента — можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве.
Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК

Методика «Исключение слов»

  1. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
  2. смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
  3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
  4. молоко, сливки, сыр, сало, сметана
  5. скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
  6. глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
  7. лист, почка, кора, дерево, сук
  8. дом, сарай, изба, хижина, здание
  9. береза, сосна, дерево, дуб, ель
  10. ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
  11. темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
  12. гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
  13. неудача, крах, провал, поражение, волнение
  14. молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
  15. минута, секунда, час, вечер, сутки

Ключ
1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер

ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Возраст______________________Образование________________________

Исследование мышления по методике «Исключение слов»

Вопросы и примечания
экспериментатора

Источник

С.Х. Сафонова Методика «Исключение понятий»

Существует много методик, выявляющих нарушение мышления у психически больных. Самыми распространенными являются методики: классификация, сравнение понятий, простые и сложные аналогии, исключение предмета и ряд других.

В клинике им. С.С. Корсакова в нашей практической работе мы широко пользуемся незаслуженно забытой методикой «исключение понятий». Суть методики в том, что в предлагаемых пяти словах следует найти четыре однородных и объединить их и исключить неоднородные.

В предъявляемых задачах для правильного их решения требуется самостоятельный подход, отличный в каждом отдельном случае от других. Эта необходимость возникает в связи с тем, что принцип решения задач различен.

В методике наряду с легко решаемыми задачами существуют и трудные, требующие логически правильных построений. Задачи имеются как конкретные, так и более абстрактные. Приведем примеры:

Больным предъявлялись понятия: Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий. Имелось в виду, что объединяются четыре имени, а фамилия исключается.

В другом случае предъявлялись понятия: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. Испытуемые должны были дифференцировать действия человека с явлениями природы.

Третий набор понятий: молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. Испытуемые должны обобщить инструменты.

Нашу группу испытуемых характеризовало то, что почти все пациенты занимались интеллектуальным трудом, работали в настоящее время. Их поступление в клинику объясняется снижением работоспособности, затруднением в процессах запоминания и сосредоточения внимания. Психопатологическая картина характеризовалась отсутствием яркой продуктивной симптоматики. Почти во всех случаях не было затруднений в установлении обобщений, но логика суждений была нарушена. Продемонстрируем некоторые полученные нами данные.

Больная Ш., 23 года, имеет высшее образование, поступила в клинику с диагнозом: шизофрения.

В задаче: гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает муравейник. «Не знаю, что под ним понимать, если дом, где живут, то однородный, а если скопления, то неоднородный. Если обитель муравейник, то неоднородным будет курятник». Затем исключает берлогу, «так как все эти жилища слишком конкретизированы, если берлога в смысле логово зверя, тогда это неконкретизированно, а если имеется в виду берлога медведя, то тогда надо иначе рассматривать муравейник, если конкретизировать берлогу, то муравейник – скопище муравьев и тогда он исключается, если муравейник – нора, жилище их, то тогда берлога исключается, как малоконкретное понятие».

Больная В., 62 года, имеет незаконченное высшее образование, работает на литературной работе. Поступила в клинику с диагнозом: гипертоническая болезнь, реактивный параноид.

В задаче: лист, почка, кора, дерево, сук – исключает кору. «Все относится к дереву, а кора неоднородна, она многолетняя, все остальные — элементы дерева. Дерево покрыто корой, имеет почку, из почки развивается лист, разве это не однородно? Если исключить дерево, тогда это бессмысленно. Кора является постоянным элементом, она растет не с такой быстротой».

Проявление резонерства. Больной Р., 42 года, имеет высшее образование, работает инженером по радиолокации. Поступил в клинику с диагнозом – шизофрения.

В задаче: дом, сарай, изба, хижина, здание – исключает здание, «так как это элемент городского строения, а все остальные строения находятся в сельской местности». Затем исключает хижину – «это временное строение во время охоты. Все остальное строится для долговременного жилья».

Больная К , 47 лет, имеет среднее образование, не работает Поступила в клинику с диагнозом органическое заболевание центральной нервной системы.

В задаче лист, почка, кора, дерево, сук – исключает почку «Если ее кушают, тогда ее надо исключить» Затем исключает лист – «он зеленый, хотя и к дереву относится, он питает все дерево»

Проявление соскальзывания Больная С, 19 лет, студентка II курса МИИТа Поступила в клинику с диагнозом маниакально-депрессивный синдром.

В задаче дом, сарай, изба, хижина, здание – исключает дом, «так как все остальные — здания, а дом – это семейный очаг»

Больная П, 35 лет, имеет среднее специальное образование. Поступила в клинику с диагнозом шизофрения

В задаче гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает муравейник, «так как гнездо, нора, берлога, курятник могут быть пустые, а муравейник – нет»

Больная Ж, 23 года, имеет высшее образование, работает инженером-программистом Поступила в клинику с диагнозом депрессивное состояние.

В задаче гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает муравейник – «когда муравьи переселяются, груда хлама остается»

Непонимание логической связи со своеобразными трактовками Больной Б, 45 лет, имеет высшее образование, работает инженером, начальником группы Поступил в клинику с диагнозом шизофрения.

В задаче молоток, гвоздь, клещи, топор, долото – исключает топор, «молоток связан с гвоздем, клещи связаны с вытаскиванием гвоздя» «Исключу клещи – тогда, когда я строю заново, они мне не нужны, они нужны, когда разрушаешь. Исключу гвоздь — один гвоздь мне не нужен, зачем вообще один гвоздь, если бы было написано гвозди.

Больная Ш, 26 лет, студентка VI курса. Поступила в клинику с диагнозом психопатия, шизофрения.

В задаче гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога – исключает берлогу, «так как это жилище для одного, а все остальное – для нескольких»

В задаче молоток, гвоздь, клещи, топор, долото — «исключаются клещи, потому что по смыслу они употребляются только во множественном числе» (использование формальных признаков).

Неверные мотивировки Больной Д, 30 лет, имеет высшее образование, работает старшим механиком на теплоходе. Поступил в клинику с диагнозом органическое заболевание центральной нервной системы.

В задаче лист, почка, кора, дерево, сук – исключает вначале лист, «если он бумажный, затем исключает кору – может быть кора земная, затем исключает дерево – как поделочный материал, а остальное – растущие части дерева»

Таким образом, в приведенных примерах главные трудности не в понимании общих понятий и абстрагировании, а в нарушении самого процесса мышления, который выражается в резонерстве, соскальзывании, непонимании логических связей, разноплановости.

Источник

Выпускная квалификационная работа Тема: Взаимосвязь познавательной и личностной сфер детей с ЗПР младшего школьного возраста (стр. 9 )

Номер строки
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Методика «Исключение понятий»

Методика «Исключение понятий» предназначена для исследования мышления. Позволяет оценить сформированность понятийной сферы испытуемого, способность к классификации и анализу.

Кроме того, методика может быть использована для диагностики патологии мышления, встречающейся при различных психических заболеваниях (шизофрении, органическом расстройстве), однако в этом случае для интерпретации результатов требуется высокая квалификация и обширный опыт психодиагностики.

Дата обследования: «_______» ______________
Испытуемый______________________________

Данная методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу.

Вам предлагается 15 рядов слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. В каждом случае Вам необходимо указать в списке лишнее слово, а также назвать родовое понятие для оставшихся четырёх.

1. ДРЯХЛЫЙ, СТАРЫЙ, ИЗНОШЕННЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

2. СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ, ЗЛОЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ

3. ВАСИЛИЙ, ФЕДОР, СЕМЁН, ИВАНОВ, ПОРФИРИЙ

4. МОЛОКО, СЛИВКИ, СЫР, САЛО, СМЕТАНА

5. СКОРО, БЫСТРО, ПОСПЕШНО, ПОСТЕПЕННО, ТОРОПЛИВО

6. ГЛУБОКИЙ, ВЫСОКИЙ, СВЕТЛЫЙ, НИЗКИЙ, МЕЛКИЙ

7. ЛИСТ, ПОЧКА, КОРА, ДЕРЕВО, СУК

8. ДОМ, САРАЙ, ИЗБА, ХИЖИНА, ЗДАНИЕ

9. БЕРЕЗА, СОСНА, ДУБ, ДЕРЕВО, ЕЛЬ

10. НЕНАВИДИТЬ, ПРЕЗИРАТЬ, НЕГОДОВАТЬ, ВОЗМУЩАТЬСЯ, НАКАЗЫВАТЬ

11. ТЕМНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЯСНЫЙ, ТУСКЛЫЙ

12. ГНЕЗДО, НОРА, МУРАВЕЙНИК, КУРЯТНИК, БЕРЛОГА

13. НЕУДАЧА, КРАХ, ПРОВАЛ, ПОРАЖЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ

14. МОЛОТОК, ГВОЗДЬ, КЛЕЩИ, ТОПОР, ДОЛОТО

15. МИНУТА, СЕКУНДА, ЧАС, ВЕЧЕР, СУТКИ

Правильные варианты ответов сверху вниз:
1 – «маленький». Остальные относятся к состоянию вещи.
2 – «злой». Остальные являются положительными качествами человека.
3 – «Иванов». Остальные — имена.
4 – «сало». Остальные — молочные продукты.
5 – «постепенно». Остальные относятся к высокой скорости исполнения.
6 – «светлый». Остальные относятся к характеристикам размера и объема.
7 – «дерево». Остальные — части дерева.
8 – «сарай». Остальные — жилые.
9 – «дерево». Остальные — породы деревьев.
10 – «наказывать». Остальные — отрицательные эмоции.
11 – «голубой». Остальные относятся к степени освещенности.
12 – «курятник». Остальные животные строят самостоятельно.
13 – «волнение». Остальные относятся к ситуации проигрыша.
14 – «гвоздь». Остальные — инструменты.
15 – «вечер». Остальные — мера времени.

При оценке результатов необходимо учитывать не только количество правильных ответов, число которых, при хорошо развитом понятийном мышлении, должно составлять не менее 12, но и то, насколько точно подобрано родовое понятие для четырех слов, на каком основании исключено пятое, так как при формально правильном ответе может быть выбрано неверное основание для обобщения.

Кроме того, необходимо помнить, что для некоторых рядов ключевыми являются не правильные, а, скорее, частотные, наиболее вероятные ответы. Так, в ряду «ДОМ, САРАЙ, ИЗБА, ХИЖИНА, ЗДАНИЕ» наиболее часто исключаемым является понятие «сарай». Однако ответ «здание» также является правильным на основании того, что «здание» — общее понятие по отношению к остальным, тогда как остальные четыре — это разновидности зданий.

Часто встречающиеся нестандартные ответы являются показанием к более глубокому и полному исследованию мышления.

Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Предложена )

Описание теста:
Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программно материала начальных классов.
1 субтест — исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест — исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест — выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть. (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает. (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Вода всегда. (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
6. У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город России. (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.
Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа — одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги
бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр
3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье. — одежда треугольник, квадрат. — фигура
Придумай название к каждой паре:
1. Метла, лопата.
2. Шкаф, диван.
3. Окунь, карась.
4. День, ночь.
5. Осень, весна…
6. Слон, муравей.
7. Огурец, помидор.
8. Июнь, июль.
9. Сирень, шиповник…
10. Дерево, цветок.

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
(по , 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задаётся, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребёнок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3 субтест. За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребёнка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов — 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.
Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

где Х — сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности — 32 балла и более (80-100% О. У.),
3 Уровень — 31,5-26,0 балла (79,9 — 65%),
2 Уровень — 25,5 — 20,0 балла (64,9-50%),
1 Уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Упражнение «Найди все слова в строчках»

Упражнение «Развивай внимание»

Источник

Читайте также:  Как уничтожить паутинного клеща с огурцов
Оцените статью
Избавляемся от вредителей